Право на информацию по тсж. Как происходит раскрытие информации ТСЖ и что должны знать жильцы о своем товариществе? Последствия сокрытия и возможные штрафы

С 1 мая отменена статья 7.23.1 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за нарушение Стандарта раскрытия информации. Означает ли это необязательность Стандарта для всех управляющих компаний?

Отвечаем. Нет, Стандарт раскрытия информации обязателен для всех организаций осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами. Но речь идет только о тех организациях, которые работают на основании лицензии.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом, является одним из лицензионных требований, согласно ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ. А проверка соответствия лицензионным требованиям производится в ходе лицензионного контроля.

Исходя из положений ст. 19 "Закона о лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ целью лицензионного контроля является проверка соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Частью 2 статьи 196 Жилищного кодекса РФ установлено: должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.

Этими же полномочиями обладают и лицензионные комиссии.

Проверку на соответствие лицензионным требованиям, органы жилищного надзора проводят без согласования прокуратуры. Делают они это как в плановом порядке, так и вне плана при получении сведений о нарушении лицензионных требований, например заявления одного из собственников или даже третьих лиц.

Установив, что управляющей компанией нарушен Стандарт раскрытия информации или другие лицензионные требования, и виной тому действия или бездействие должностных лиц компании, орган жилищного контроля возбуждает дело об административном правонарушении, а также выписывает предписание о устранении нарушения лицензионных требований и устанавливает срок для его выполнения.

За нарушение лицензионных требований установлена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ:

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

А должностное лицо, допустившее нарушение, признается виновным по статье 2.2 или 2.4 КоАП РФ, в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения.

За неисполнение законного предписания в установленный срок следует ответственность по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ:

24. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В случае систематического неисполнения предписаний, орган жилищного надзора обращается в суд, для аннулирования лицензии.

Как видим, наказать управляющую компанию за нарушение Стандарта раскрытия информации можно весьма серьезно.


Однако, отмена статьи 7.23.1 КоАП, коснулась и тех организаций, которые управляют многоквартирными домами без лицензий. Это товарищества собственников жилья (ТСЖ или ТСН) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).

В этом случае, на них не действуют лицензионные требования, а значит и отсутствует ответственность за нарушение требований Стандарта раскрытия информации.

Чтобы прекратить нарушение Стандарта раскрытия информации ТСЖ или ЖСК необходимо написать заявление в органы прокуратуры об имеющихся нарушениях действующего законодательства. Органы прокуратуры проведут проверку и выпишут предписание о устранении найденных нарушений. В случае неисполнения предписания ТСЖ или ЖСК получит штраф согласно все той же части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.

В Государственную жилищную инспекцию Омской области
644007, г. Омск, ул. Булатова, 68.

собственника жилого помещения – квартиры № …
по ул. …, д. …, в г. Омске

жалоба на отсутствие информации на сайте управляющей компании
в нарушение стандарта раскрытия информации

В доме № … по ул. …, в г. Омске выбран способ управления – управляющая организация, услуги по содержанию и ремонту, а также управлению должно осуществлять ООО «К».

Между тем, подавляющая часть услуг по содержанию и ремонту фактически не оказывается. Получить какой-либо внятный ответ по данному вопросу у ООО «К» не представилось возможным (см. приложение к настоящей жалобе).

На сайте ООО «К» (http:// …..) не удалось обнаружить интересующую потребителя услуг информацию, которая, согласно Постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", должна быть раскрыта.

На указанном сайте размещена лишь общая информация об управляющей организации, ее наименовании, адресе, режиме работы, перечень обслуживаемых домов, частично размещены бухгалтерские балансы, перечень оказываемых услуг. Однако большинство других сведений, интересующих собственников помещений жилых домов, на сайте отсутствует.

Следует отметить и неудобную навигацию сайта: дублирование активных ссылок (видимо, для создания впечатления о наполненности ресурса информацией, отсутствие некоторых файлов при переходе по активной ссылке). Кроме того, часть сведений, размещенных на вышеуказанном сайте по состоянию на 2013 год не актуальны. Сайт не обновляется.

На сайте по адресу: http://..., в частности, отсутствуют (не раскрыты) следующие сведения:

1. перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
2. сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
3. годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему – отсутствуют приложения к бухгалтерскому балансу за 2012 год;
4. сведения о доходах за 2012 год, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
5. сведения о расходах за 2012 год, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
6. услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 ;
7. услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
8. проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
9. сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
10. Случаи привлечения ООО «К» в административной ответственности. (п. 12.: В случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций).
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
11. описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
12. стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
13. перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
14. тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
15. тарифы (цены) на коммунальные услуги , которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.

Все документы в суд (процессуальные документы).

Деятельность ТСЖ складывается с определенного количества процессов хозяйственного и финансового направления. Жильцы дома располагают правом знать каждый шаг руководства, им доступно получать развернутое информирование в виде отчета о принятых решениях, выполненных расчетах, и прочих мероприятиях, которые непосредственно касаются использования общих финансов и имущества.

Раскрытие показателей – это ознакомление желающих с рабочим процессом организации, такая обязанность и ответственность перед жильцами появилась с 2010 года.

Жильцы многоквартирного дома и прочие граждане располагают законными основаниями на доступ к:

  • Общим материалам о товариществе;
  • К хозяйственно-финансовой документации;
  • Документации порядка оказания и стоимости услуг;
  • Также собственники квартир имеют право все знать о существующих в наличие резервных фондах и о средствах находящихся на их счетах, все о членских взносах, платежах и движении финансов на счетах товарищества.

Информационные сведения, не предусмотренные законодательными актами, считаются секретными не подлежащими разглашению, в частности к таким относятся личные данные конфиденциального характера

Основания

Основные требования к раскрытию данных содержаться в ст.148 ЖК РФ. Документами, определяющими правила предоставления сведений гражданам, являются Постановления Правительства No731 и No94 . Согласно этим двум положениям определены порядок и стандарты раскрытия данных.

Согласно всем требованиям сведения о хозяйствовании правления в соответствии со должны быть прозрачными. Контроль руководства важен не только для уверенности в завтрашнем дне, но и что при банкротстве вся ответственность не ляжет на плечи жильцов.

Стандарты раскрытия информацииВ соответствии с правилами предоставления данных каждый информационный пункт должен содержать полный объем сведений:

  1. О самом обществе гражданину доступно знать:
  • Адрес, контактная информация;
  • Название;
  • Реквизиты;
  • График работы;
  • Сведения о правленческом составе;
  • При состоянии предприятия в объединении с другими организациями, необходимо указывать реквизиты и контакты объединения.
  1. По части хозяйственно-финансовой деятельности указываются:
  • Сведения о бухгалтерских операциях;
  • Отчеты о проведенных работах;
  • Протоколы заседаний;
  • Результаты проверок ревизионных и аудиторских;
  • Отчеты о расходовании средств и получении прибыли
  1. Порядок оказания и стоимость должны предоставляться в следующих пунктах:
  • Условия их предоставления – план проведения мероприятий, сроки, описание;
  • Уровень их качества – завышение или несоответствие стандартам;
  • Соблюдены ли правила предоставления;
  • Данные отчетной документации;
  • Все сведения о соглашениях с поставщиками.

При этом должна раскрываться тайна о количестве договоров, дате и сроке их заключения, стоимости услуг.

  1. Финансы:
  • Размеры членских взносов;
  • Сведения о всех существующих фондах;
  • Какой размер каждого фонда в отдельности.

В случае привлечения общества к ответственности все материалы по данному делу, так же подлежат огласке.

Как ТСЖ может сообщать об информации

Все актуальные данные жилищно-строительное товарищество обязано самостоятельно размещать в местах и изданиях доступных для просмотра собственниками квартир и прочими гражданами

Также для получения конкретных сведений любой из жильцов имеет право обращаться индивидуально, при этом, если интересующий его вопрос уже освещался в массовой прессе, то ТСЖ имеет право вместо развернутого ответа делать ссылку на соответствующие издания.

Где должна размещаться

Данные о деятельности организации должны:

  • Публиковаться в открытой печати посредством изданий, публикующих нормативные акты и материалы местного самоуправления,
  • На стендах и информационных досках, размещенных непосредственно в доме;
  • На сайтах муниципальных органов власти или при наличии на собственном ресурсе.

Как правильно оформить запрос в ТСЖ о предоставлении информации? В случае необходимости заинтересованное лицо может самостоятельно обратиться в организацию для получения данных.

Обратиться доступно:

  • В письменной форме через Почту России – отправлять заказным письмом с сохранением всех доказательств письма;
  • В электронном виде посредством официального портала – сохранить копию письма;
  • Лично, отдав письменное заявление в офисе, его обязательно должны зарегистрировать.

В бумаге следует указать:

  • Наименование организации;
  • Личные идентификационные данные;
  • В сжатом деловом стиле описать предмет обращения;
  • Указать вариант получения ответа.

Ответ лицо, сделавшее запрос должно получить в течение 10 дней в письменном виде, письмо должно отображать запрос жильца, развернутый на него ответ, подпись должностного лица составившего документ.

Получение ответа на интересующий вопрос достаточно простой процесс, следует только знать, какие именно данные имеют отношение к разглашаемым, и знать сроки получения на запрос ответа согласно Уставу организации.

Ответственность за нераскрытые

Если при личном обращении правление уклоняется от ответа, особенно это актуально в случае внеплановой проверки, которая не выявила нарушений, жильцы имеют право на обращение в вышестоящие инстанции.

К таким относятся:

  • Роспотребнадзор;
  • Госжилищинспекция;
  • Прокуратура;

При этом необходимо изначально обращаться в Роспотребнадзор или Госжилищинспекцию в жалобе кратко изложить суть вопроса, какие применялись меры, приложить к иску квитанции об отправке писем или номер регистрации заявления в товарищество.

Указать на полученный или не полученный ответ из ТСЖ, сослаться на законодательные акты, гарантирующие доступ к интересующей документации.

В результате обращения будет проведена инспекция и при наличии нарушений выставлено предписание руководству.

Важно: при неполучении емкого ответа и в этом случае необходимо обращаться с иском в суд.

В иске следует указать:

  • Номер судебной инстанции;
  • Собственные правоустанавливающие документы;
  • Идентификационные данные заявителя;
  • Наименование организации;
  • Сформулировать свои требования;
  • Список, приложенных бумаг в качестве доказательств;
  • Основания в качестве законодательных актов;
  • Дату подачи иска и подпись.

Количество экземпляров заявления должно соответствовать количеству участников процесса. В поисках справедливости следует помнить, что предприятие согласно стандартам может нести ответственность, если оно действует на основании лицензии, к примеру, как управленческая компания.

В случае отсутствия лицензии, как это дело обстоит с товариществом, необходимость в соблюдении стандартов отпадает. Однако законодатель утверждает, что ТСЖ все равно ответственно в лице правления за сокрытие данных, так как их раскрытие требуют Постановления Правительства. Его доступно привлечь к ответственности, если жильцы выявили правонарушение, свидетельствующее о сокрытии данных, и обладают неоспоримыми доказательствами.

Какой штраф предусмотрен?

При доказательстве сокрытии тайны существует мера наказания в виде штрафа. При этом штраф для отдельного работника составляет до 50 000 рублей, также в ходе признания за ним вины, лицо отстраняется от выполнения обязанностей на срок до 3 лет.

Если виновность доказана товарищества, как юридического лица, то штраф предусмотрен в разы больше от 250 000 до 300 000 рублей.

Заключение

Правление многоквартирным домом должно выполняться четко и прозрачно, это обеспечивает положительную жизнедеятельность общества в целом. Судебные тяжбы и разбирательства, которые могут затянуться на длительное время, в результате ни для одной из сторон процесса не принесут пользы.


Top