Асклепий (Эскулап), врач, которого люди превратили в бога врачевания. Асклепий - бог врачебного искусства древней греции

Кафедра: организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права.


На тему: " Асклепий - бог врачебного искусства Древней Греции"


Выполнила:

Студентка I курса 14 группы

Боеску Татьяна

Проверила:

Слёзкина Светлана Борисовна


Саратов 2012

Всяких целителя болей, Асфклепия петь начинаю.

Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной, Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,- Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.

Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.

Гомер, гимн к Асклепию

Асклепий (др. - греч. ?????????, "вскрывающий") - в древнегреческой мифологии - бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью - в одной из версий нимфа или героиня Коронида, в другой - Арсиноя. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий - сын Корониды, дочери Флегия.

Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону. Либо его выхватил из огня Гермес. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей.

Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию.

Больных готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили в жертву животных. При раскопках нашли множество табличек с такими, например, надписями:

"Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, иша помоши у бога; проходя по святилишу, она насмехалась над рассказами об исцелениях. Ей казалось неверным, невероятным и невозможным, что хромые и слепые могли исиелиться при помоши одних только сновидений. Однако, и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обешал исцелить её, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об её глупости. После такой речи бог вынул её больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой".

"Человек с язвой в животе. Во сне он увидел лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым. Пол в святилище, однако, оказался залитым кровью".

Толкованию снов придавали большое значение. Священный сон был одним из видов лечения в храмах Асклепия, Больные засыпали прямо на полу, на шкурах принесенных в жертву животных. Во сне им должен был явиться Асклепий и дать советы о том, как лечить болезнь. Вероятно, жрецы-врачеватели делали операции в храме, усыпляя больных с помощью гипноза и успокоительных средств. В большом количестве водились в храме священные змеи - "асклепиевы ужи", олицетворяющие образ бога-врачевателя. Во время раскопок в храмах Асклепия находят множество изображений исцеленных частей тела и внутренних органов, сделанных из мрамора, золота, серебра, слоновой кости, глины, дерева и других материалов. Их приносили в храм в благодарность за лечение.

Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.

Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека. О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие "истинной" музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. Вот фрагменты трактата "Весны и осени Лю Бувэя" ("Люйчиш чунь-цзю", IIIв. до н.э.): "Совершенная, законченная музыка-ритуал имеет применение: с ее помощью усмиряют пристрастия. Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию". Отсутствие равновесия и гармонии характерно для музыки, полной диссонансов. Она противопоставляется "музыке-ритуалу": "Музыка смутных времен. Когда барабаны и литавры гремят как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям - цив сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах - сумятица, все тело - в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение. "

Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке великого певца Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора и Гиппократа, для усмирения боли и гнева. Древнее искусство врачевания с помощью музыки находит продолжение и развитие в современной медицине.

В браке с Эпионой у Асклепия были дочери: Гигиея - богиня здоровья (откуда "гигиена"), Панакея - покровительница лекарственного лечения (откуда "панацея"), Иасо - богиня исцеления - и, Огле - а она почему-то богиня роскоши, и сыновья Телесфор - бог выздоровления и практикующие Махаон-хирург и Подалирий-терапевт, изобретатель кровопускания. Двое последних участвовали в Троянской войне.

Аргонавт. По версии, был аргонавтом и вернул зрение Финею.

Согласно речи Котты, было три Асклепия:

Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрёл медицинский зонд и начал бинтовать раны.

Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.

Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.

Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое лекарство - кровь Медузы-Горгоны: кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой - губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным просьбам и оживил Асклепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать мертвых. Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами, также воскресил Ипполита. Воскресил некоего мёртвого за плату.

Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай), который был убит Зевсом у гипербореев. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.

Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.

В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др.

За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины. В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священная змея культивировалась в египетских храмах.

Египетская богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это же согласуется с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость.

За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя "старость" вместе с кожей.

Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: "Будьте мудры аки змии" и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав.

По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания.

Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен.

На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений "асклепейонов" для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения.

Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций - Испании, Галин, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

Асклепий имел семерых детей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В "Илиаде" Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом:

стоит многих людей один врачеватель искусный.

вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.

Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия - терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века.

Гигиея была богиней здоровья (от нее название "гигиена"), Панацея - покровительницей лекарственного лечения, Иазо - богиней исцеления и Огле - богиней роскоши.

Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает "приводящий к благому концу").

Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы и представление о передаче божественных функций детям богов - героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом, его культ был введен в Риме в начале III в. до н.э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Величайшие скульпторы Греции изваяли множество его статуй из золота, бронзы и слоновой кости. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джордже - редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.

асклепий древнегреческая мифология врачевание

Список литературы


1.Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1.С. 192-193

2.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161

.Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М. - У.

.Павсаний. Описание Эллады II 26, 7

.Павсаний. Описание Эллады II 26, 6

.Пиндар. Немейские песни III 54

.Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2

.Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)

.Тацит. Анналы XII 61


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Греческая мифология представляет собой сборник рассказов, написанный древними греками. Главными героями этих рассказов были, естественно, греческие боги. Двенадцать главных греческих богов жили на горе Олимп. Во главе всех стояли — Бог Зевс и его жена Гера. За ними шли: Деметра, Посейдон, Аид, Гефест, Афина, Дионис, Афродита, Аполлон, Артемида и Гестия. Этот список олимпийских богов у разных источников – разный. Но ни в одном из них, конечно, не упоминается медицинский бог Асклепий
Дело в том, чтоАсклепий не всегда был богом. Как утверждает греческая мифология – юноша родился простым смертным и лишь потом стал богом медицины и целительства.

Но, несмотря на это, популярность бога Асклепия была невероятной и не только в Древней Греции. Народы всех стран бассейна Средиземного моря шли к храмам Асклепия, чтобы поклониться и просить у него помощи. Развалины этих великолепных сооружений можно увидеть и в наше время.

Даже развалины храмов Асклепиона поражают своей грандиозностью.

История бога Асклепия довольно интересная. По сути, это повествование о наказании.

Как родился бог Асклепий

Бог Асклепий был сыном бога Аполлона и смертной женщины Коронис. Девушка, будучи беременной, влюбилась в юношу по имени Ишис. Когда Аполлон узнал об их тайном романе, он отправил свою сестру Артемиду на землю для того, чтобы она убила Коронис. Артемида убила Коронис, и ту сожгли на погребальном костре. Однако Аполлон, терзаемый чувством вины перед нерожденным ребенком, спас его, вырвав из чрева уже горящей матери.


Бог Аполлон, покровитель медицины, отец Асклепия. Деталь барельефа одной из стен храма бога Зевса в Олимпии, (прибл. 460 год до н.э.)

Считается, что это было первое кесарево сечение в истории человечества. Аполлон поручил ребенка кентавру Хирону — странному, но мудрому существу, получеловеку-полулошади, который был известен своими навыками в медицине. Хирон принял Асклепия и стал его наставником.


Три главных медицинских божества греческой мифологии — Аполлон, кентавр Хирон, бог Асклепий. Изображение находится на одной из уцелевших после извержения Везувия, стен, в Помпеях, (прибл. I век нашей эры).

Навыки и возможности Асклепия

Со временем будущий бог Асклепий стал известным целителем, прославившимся исключительными навыками. Помимо искусства хирургии, Хирон научил его эффективному использованию различных медицинских препаратов (в том числе и афродизиаков), а также заклинаниям.

Уже став врачевателем, Асклепий утверждал, что получил от богини Афины кровь Горгоны, имеющую магические свойства.


Фрагмент барельефа фронтальной части храма богини Артемиды на острове Корфу (прибл. 600 — 580 год до н.э.). Вероятно зодчие хотели, при помощи этого барельефа, отогнать от здания злых духов, так как считалась, что от взгляда Медузы Горгоны каменеют все, в том числе и злые духи.

Горгоны — мифические монстры с головами женщин, со змеями вместо волос, с крыльями, с когтями и с бронзовыми глазами. Эти существа могли превратить человека в камень. Кровь из левой части горгоны убивала все живое, в то время как кровь из правой стороны возвращала мертвого человека к жизни. Таким образом, имея в руках мощнейшее средство исцеления, Асклепий ходил из города в город и лечил людей.

Жезл бога Асклепия

Бог Асклепий в древние времена почти всегда изображался в виде человека средних лет с жезлом, вокруг которого была обвита змея. Змея символизировала самое тяжелое заболевание, излечить которое, по тем временам, было практически невозможно, и таким заболеванием считался укус змеи.

Однако Асклепий спасал людей и от этой напасти, о чем символизировал его посох, впоследствии получивший название жезл Асклепия. Этот жезл (он изображен на шапке сайта) и в наше время остается символом врачей во всем мире.

Личная жизнь Асклепия

О частной жизни Асклепия известно очень мало. Доподлинно можно сказать, что он был женат на Епионе и имел девять детей, (трое сыновей и шесть дочерей). Дети так же имели склонности к врачеванию. По некоторым свидетельствам, будущий Бог Асклепий участвовал в Троянской войне, на греческой стороне, и там спас Филоцтетеса, известного древнегреческого героя, укушенного змеей.


Бог Асклепий. Фигура находится на метопе храма в Эпидавре (приб. IV век до н.э.).

От чего умер Асклепий

Асклепий, в годы своей медицинской практики, совершил много чудесных исцелений и возвратил к жизни бесчисленное количество уже умерших людей, делая к тому же их бессмертными. Эта практика сильно возмущала бога подземного мира Аида. Бог Аид считал, что мертвые души по праву принадлежит ему. Больше того, и Зевс, главный олимпийский бог, был согласен с Аидом, полагая, что деятельность Асклепия нарушает нормальное положение вещей в природе. Так как люди рождены чтобы умереть, а не для того, чтобы жить вечно. Представив себе проблемы, которые появятся в будущем, если все люди смогут жить вечно, Зевс, по подстрекательству Аида, решил наказать Асклепия.


Бронзовый шлем, украшенный древним медицинским символом из двух переплетающихся змей. Считалось что подобный шлем в состоянии обеспечить магическую защиту своему владельцу (прибл. IX — IIV век до н.э.).

Однажды, когда терпение Зевса закончилось, он поразил Асклепия молнией, показав всем людям, что любой человек, даже тот, у которого отец бог, имеет только один вариант завершения жизненного пути. И тем более, никому из смертных не позволено переступать запретную черту сверх своей компетенции. А кто позволит себе такое – будет безжалостно наказан. Также Зевс показал людям, что, как бы ни велик был человек, между ним и богом лежит пропасть, которую ни одному смертному не удастся преодолеть. Однако Зевс был достаточно справедливым богом, он признал заслуги Асклепия перед человечеством, и в награду за них превратил врачевателя в созвездие, чтобы тот мог вечно жить в небе.

Ну, а если все это перевести на современный язык, то можно ответить коротко – Асклепий умер от .

Храмы Асклепия

После смерти Асклепия люди стали превозносить его как бога. Считалось, что даже мертвый Асклепий был способен излечивать болящих, избавляя их от мучений. Благодарные выздоровевшие пациенты стали возводить прекрасные храмы в честь Асклепия. Храмы эти называли Асклепионами . Это были прототипы будущих госпиталей. Туда спешили как страждущие, так и те, кто учился медицине, дабы узнать новые секреты врачевания. Говорят что Гиппократ, отец медицины, учился и начал свою медицинскую карьеру в Асклепионе на острове Кос.


Графическая реконструкция храма Асклепион.

Бог Асклепий был чуть ли не единственной надеждой больных людей того времени. Культ его начал ослабевать с распространением христианства. Но и сейчас все еще можно найти развалины этих прекрасных некогда храмов и встретить тех, кто верит, что излечиться им помог именно Бог Асклепий .


Рисунок на древнегреческой чаше. На рисунке изображены злая волшебница Цирцея и мореплаватель Улисс. Цирцея уже нпоила волшебным зельем спутников Улисса и они превратились в свиней. Теперь Церцеа хочет превратить в свинью и Улисса. Однако план Цирцеи не срабатывает, потому что, Улисс получил от бога Гермеса противоядие.

До Асклепия все врачеватели чаще наносили вред людям, чем лечили их. Главной представительницей таких «врачевателей» была Цирцеа, которая практиковала превращение людей в свиней.

Асклепий Асклепий

или Эскулапий

(Aesculapius, Ασχλήπιος). Бог врачевания, сын Аполлона и Корониды; он был воспитан кентавром Хироном, который научил его искусству врачевания и охоты. Асклепий не только исцелял больных, но даже возвращал к жизни умерших. Чтобы мировой порядок не подвергался таким нарушениям и чтобы люди не избавились от страха смерти и не перестали бояться богов, Зевс убил Асклепия молнией. В храмах Асклепия держали змей; кроме змей, священным животным Асклепия считался петух. В Риме Асклепий почитался под именем Эскулапия с начала III века до Р.Х.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АСКЛЕПИЙ

(Άσκληπιός), в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии,- Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца А. и принёс его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Apollod. Ill 10, 3; Pind. Pyth. Ill 8-53). A. пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил А. перуном (Apollod. Ill 10, 3-4). Сыновьями А. были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи (Hom. II. IV 194; XI 518). Среди дочерей А.- Гигиея и Панакея - женские коррелаты А. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертвенные приношения (Aristoph. Plut. 732-742). На острове Кос находилось известное святилище А., знаменитые врачи острова Кос считались потомками А. и назывались Асклепиадами. А. мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В образе А. сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея - не только атрибут А., но и сам А.- змей) и представление о передаче божественных функций детям богов - героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии А. именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезённая из Эпидавра змея, был основан храм бога.
Лит.: Herzog R., Die Wunderheilung von Epidauros. Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L., Asclepius. A collection and Interpretation of the testimonies, vol. 1-2, Bait., 1946; Kerenyi K., Der gottliche Arzt, 2 Autl., Darmastadt, 1956.
А. А. Тахо-Годи.

Большинство дошедших до нас античных изображений А. составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова А. с острова Мелос и др.); изображался А. также на геммах и монетах. В средние века А. встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения А. как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя А. работы Франческо ди Джордже - редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении А. (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец А., а сам Аполлон.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Асклепий

Бог врачевания, даже воскрешавший мертвых. Сын возлюбленной Аполлона Корониды, которую тот убил за измену со смертным. Младенца Асклепия Аполлон вынул из тела убитой Корониды. Отец Гигиеи, Панацеи, Подалирия, Махаона. У Гомера Асклепий - смертный, супруг Эпионы. Ученик Аполлона и кентавра Хирона. Участник похода аргонавтов. Ему соответствует римский Эскулап.

// Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП)

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АСКЛЕПИЙ

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий - бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон - покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

Асклепий

в греческой мифологии сын Аполлона и нимфы Корониды, бог врачевания.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Эллинистическая копия.
С оригинала Бриаксиса (?) (около 330 до н. э.).
Мрамор.
Лондон.
Британский музей.

Римская копия.

Неаполь.
Национальный музей.

Римская копия.
С греческого оригинала (IV в. до н. э.).
Рим.
Ватиканские музеи.




Синонимы :

Смотреть что такое "Асклепий" в других словарях:

    - (в древнеримской мифологии Эскулап, др. греч … Википедия

    Асклепий - и Гигиея. Римская мраморная копия. Асклепий и Гигиея. Римская мраморная копия. Асклепий в мифах древних греков бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Асклепий - Асклепий. АСКЛЕПИЙ, в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона. Воскрешал мертвых (Ипполит, Главк и др.), за это Зевс убил его перуном. Атрибут Асклепия змея; центр культа в Эпидавре. У древних римлян Асклепий именуется Эскулапом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    См. ЭСКУЛАП. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АСКЛЕПИЙ или ЭСКУЛАП 1) сын Аполлона и Карониды, бог врачевания у древних греков; 2) нарицательное эскулап доктор, врач (с оттенком насмешки). Полный… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (у римлян Эскулап) в греческой мифологии сын Аполлона, бог врачебного искусства. Под руководством мудрого кентавра Хирона А. учился искусству лечения от всех болезней. Он не только исцелял живых, но и возвращал к жизни умерших. За нарушение… … Литературная энциклопедия

    Эскулап Словарь русских синонимов. асклепий сущ., кол во синонимов: 3 бог (375) врач (352) … Словарь синонимов

    АСКЛЕПИЙ (Ασκληπιός) из Тралл (сер. 6 в.) греческий философ неоплатоник, ученик Аммония, схоларха Афинской школы. Под именем Асклепия изданы комментарии Аммония на “Метафизику” Аристотеля (кн. 1 7) и комментарий на “Введение в арифметику”… … Философская энциклопедия

    АСКЛЕПИЙ - АСКЛЕПИЙ (Ἀσκληπιός) из Тралл (сер. 6 в. н. э.), философ неоплатоник, ученик Аммония, сына Гермия. Под именем А. изданы комментарии Аммония на «Метафизику» Аристотеля (кн. 1 7) и комментарий на «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы,… … Античная философия

    АСКЛЕПИЙ - АСКЛЕПИЙ, или, по римской терминологии, Эскулап, обожествленный врач древней Греции. По Гомеру, он был царем Фессалии, жившим за 1250 лет до хр. э. и обладал необыкновенным даром лечить болезни. Ученик Хирона, он лечил хир. б ни преимущественно… … Большая медицинская энциклопедия

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий - бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон - покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

Смотрите также:


Детские аудиосказки

Нимфа Коронида. - Рождение бога Асклепия. - Аполлон у Адмета. - Аристей, бог пчеловодства. - Змея Асклепия. - Храм Асклепия в Эпидавре. - Асклепий (Эскулап) в древнем Риме. - Бог Асклепий в изображении Лукиана.

Нимфа Коронида

Рождение бога Асклепия

Аполлон - бог, карающий и насылающий в наказание на человечество чуму и разные бедствия. Аполлон же вместе с тем, как бог солнца, является и богом-исцелителем и исправителем бед. Но Аполлон передал свою целительную силу в руки сына своего Асклепия (Эскулапа), матерью которого была нимфа Коронида.

Аполлон очень любил эту нимфу, но, узнав от ворона, что Коронида ему изменила, Аполлон в припадке ревности убил Корониду стрелой, а затем превратил Корониду в ворону. Болтливого же доносчика (ворона) превратил из белого, каким ворон был до того времени, в черную, мрачную птицу. С тех пор обе эти птицы (ворон и ворона) посвящены Аполлону.

Коронида должна была произвести на свет ребенка, когда была поражена стрелой Аполлона. Бог Аполлон вынул из мертвой Корониды своего сына Асклепия (Эскулапа), которого отдал кентавру Хирону на воспитание.

Дочь мудрого кентавра Хирона была пророчицей; она предсказала следующее Асклепию (Эскулапу): «Расти для блага мира, дитя. Многие смертные будут обязаны тебе жизнью. Ты будешь обладать даром даже воскрешать умерших. Но, сделав это раз против воли богов, ты навлечешь на себя гнев Юпитера, и его громовые стрелы поразят тебя» (Овидий).

Это предсказание исполнилось: Асклепий (Эскулап) воскресил, против воли властелина богов, Ипполита, пасынка Федры, и был за это поражен громовой стрелой Зевса.

После рождения Асклепия (Эскулапа) распространилась молва, что этот ребенок умеет исцелять больных и даже воскрешать мертвых. Действительно, Асклепию (Эскулапу) приписывают много чудесных исцелений, но главным образом бог Асклепий прославился своим даром воскрешать мертвых.

Аполлон у Адмета

Аполлон, разгневанный на Зевса за то, что Зевс убил его сына (Асклепия), взял свой лук и колчан и отправился убивать Циклопов, которые были обязаны ковать громоносные стрелы.

Зевс изгнал за это Аполлона на землю, и, принужденный добывать себе пропитание как простой смертный, Аполлон нанялся к Адмету, царю Фессалии, пасти его стада.

Аполлон также условился вместе с Посейдоном возвести стены вокруг Трои, но царь Лаомедонт отказался им заплатить, и разгневанный бог наслал на страну мор.

Наконец, Зевс, найдя, что Аполлон достаточно наказан, вернул его на Олимп.

Аристей, бог пчеловодства

У бога Аполлона был еще сын Аристей - от нимфы Кирены, которую Аполлон увез из Фессалии в Ливию, на берег Средиземного моря. По ее имени назван там город Кирены.

Аристей считался богом, покровительствующим стадам, но главная обязанность Аристея заключалась в воспитании пчел и уходе за ними.

На памятниках античного искусства Аристей почти всегда изображается в виде пастыря. Чаще всего Аристей несет на плечах ягненка. Примитивные изображения Христа в римских катакомбах представляют Спасителя в виде доброго пастыря Аристея и с атрибутами этого последнего.

Змея Асклепия

Искусство придает всегда Асклепию (Эскулапу) приятные и улыбающиеся черты. Бог Асклепий обыкновенно стоит, опираясь правой рукой на палку, вокруг которой обвивается змея (это - жезл Асклепия ). На голове у Асклепия повязка из ленты, придерживающая его довольно длинные волосы.

Змея посвящена богу Асклепию (Эскулапу) и считается эмблемой медицины. Римский писатель Плиний объясняет это тем, что змея, сбрасывая кожу, как бы возрождается; точно так же возрождается и тело больного от лекарств.

По словам же других античных писателей, Асклепий (Эскулап), наблюдая за змеями, открыл тайну воскрешать мертвых. Однажды, когда бог Асклепий сидел у постели больного, явилась змея и обвилась около его палки. Асклепий убил змею, но тотчас же появилась другая змея, неся во рту траву, натерла ею мертвую змею, которая тотчас же воскресла. Бог Асклепий отыскал также эту траву и с тех пор часто и с успехом употреблял ее.

На картине Герена «Жертвоприношение Эскулапу» изображен старик, которого дети подводят к статуе бога медицины, а одна из дочерей старика, стоя на коленях, наблюдает за змеей, голова которой поднялась над жертвенником.

Храм Асклепия в Эпидавре

В древнегреческом городе Эпидавре находился знаменитый храм Асклепия. Его окружала священная кипарисовая роща. Целые толпы больных стекались туда со всех частей Греции, ища там исцеления от всевозможных немощей и болезней.

Больные, являвшиеся просить совета в храм Асклепия, подвергались предварительно посту, омовениям и очищениям. Затем больные должны были провести ночь в храме, где бог Асклепий появлялся им обыкновенно во сне и давал наставления, которые потом объяснялись и истолковывались жрецами храма Асклепия.

Культ бога Асклепия (Эскулапа) был распространен по всей Греции. Асклепию воздвигали много храмов, которые обыкновенно строились около целебных источников. Животное, приносимое в жертву богу Асклепию, был петух.

Асклепий (Эскулап) в древнем Риме

Древние римляне воздавали богу Асклепию также большие почести и называли бога врачевания Эскулап .

Когда страшная чума, свирепствовавшая в течение трех лет, грозила опустошить всю страну, верховные римские жрецы решили, что нет другого средства, как послать за богом Эскулапом в Эпидавр. Бог благосклонно выслушал посланных и отпустил с ними свою змею. Лишь только корабль со змеей Эскулапа прибыл в Рим, эпидемия тотчас же прекратилась.

Бог Асклепий в изображении Лукиана

Древнегреческий писатель Лукиан в своих диалогах («Dialogi deorum») очень остроумно описывает ссору бога Асклепия с Гераклом во время пира богов на Олимпе.

Зевс, стараясь примирить Асклепия и Геракла, говорит: «Перестаньте ссориться точно люди, - это недостойно и неприлично за столом богов». Геракл: «Неужели же ты хочешь, Зевс, чтобы этот отравитель сидел выше меня?» Асклепий: «Да, конечно, ведь я и стою больше тебя!» Геракл: «Как так? Не потому ли, что Зевс убил тебя своей громовой стрелой за то, что ты сделал то, чего не должен был делать?» Асклепий: «Ты, вероятно, забыл, как ты горел на костре на вершине горы Эты? Чего же ты винишь меня, что я тоже испробовал огня?» Геракл: «Да разве мы с тобой вели одинаковую жизнь? Сын Зевса, я исполнял самые тяжелые работы, очистил землю, боролся с чудовищами, наказывал злодеев, оскорблявших род людской. А ты кто? Собиратель трав, шарлатан, годный только на то, чтобы подавать лекарство больным и прикладывать пластыри. Ты никогда ни в чем не проявил мужества!» Асклепий: «Ты прав, но я же тебя вылечил от твоих ожогов, когда ты пришел сюда, весь покрытый ими. А затем, умалчивая обо всем прочем, я никогда не был рабом, как ты, я не сидел за прялкой, одетый в пурпуровое платье, меня не била Омфала своей золотой сандалией, и, наконец, я никогда в припадке исступления не убивал своей жены и детей» (Лукиан).


Top