Местоимения через дефис примеры. Дефис в местоимениях

Правописание личных местоимений

  • Если местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в форме косвенных падежей (т.е. все падежи, кроме именительного) и стоят после , то к местоимению обычно прибавляется буква н : с н им, с н ими, с н ей, вокруг н его, между н ими, посреди н их.
  • Присоединения н не бывает
    • после предлогов, управляющих дательным падежом (благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу ): благодаря ему , наперекор им , навстречу ей , подобно ему ;

Правописание неопределенных местоимений

  • В местоимениях (и в наречиях) приставка кое- (кой-) и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-что, кое-кто, кое-чем, кое-какой, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-то, какой-либо, какой-нибудь .
  • Если между приставкой кое- (кой-) и местоимением стоит предлог , то всё сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким .

Правописание отрицательных местоимений

  • В местоимениях под ударением пишется приставка не- , а без ударения приставка ни- : не кого спросить ни кого не встретить, не чего бояться ни чего не узнать.
  • Если в косвенных падежах имеются предлоги , то тогда не и ни являются частицами, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некого не от кого, никого ни от кого, некому не к кому, никому ни к кому.

Примечания:

1. Необходимо запомнить словосочетание, состоящее из шести слов с частицей ни : как ни в чем не бывало ;

2. Надо отличать сочетания не кто иной, как ; не что иное, как от сочетаний никто иной ; ничто иное . Например: Барометр является не чем другим, как прибором для измерения атмосферного давления. — Ничем другим , кроме плавания, он заниматься не хотел.

  • В сочетаниях возможна перестановка слов: не иной кто, как; не иное что, как . Например: Это был не иной кто, как ваш врач. Это был не кто иной, как ваш врач; Слова брата были не что иное, как Слова брата были не иное что, как обыкновенная, нелепая болтовня. Сочетания никто иной, ничто иное не допускают подобной перестановки.
  • Сочетания не кто иной, как; не что иное, как можно заменить частицами именно, как раз : Это был не иной кто, как ваш врач. — Это был именно ваш врач.
  • Сочетания не кто иной, как и не что иное, как выражают противопоставление, а не в данном случае является отрицательной частицей и пишется с местоимением раздельно, союз как синонимичен союзу а , выражающему противительные отношения: Сказка в фольклоре — это не что иное, как рассказ о выдуманном событии; Передо мной стоял не кто иной, как сам хозяин дачи ; Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи . Сочетания никто иной и ничто иное не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом, ни в этом случае выполняет роль приставки и пишется слитно : Это задание не мог выполнить никто другой ; Ничем иным , как безответственностью, нельзя объяснить такой поступок (есть второе отрицание).
  • Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в утвердительном предложении, т.е. в них невозможно без изменения смысла поставить второе отрицание, например, перед сказуемым. Сочетания никто иной, ничто иное употребляются в отрицательных предложениях, в которых перед сказуемым стоит частица не : Никто иной не мог этого сделать; Ничто иное , кроме математики, его не интересовало.
  • Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются с союзом как ; сочетания никто иной, ничто иное употребляются без как : Это был не кто иной, как мой школьный товарищ. — Никто иной этого сделать не мог; Это было не чем иным, как простым фокусом. — Ничем иным он не занимался . Но: Ничем иным , как безответственностью, нельзя объяснить такой поступок (сравнительный оборот как безответственностью , его можно опустить).

3. Необходимо отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий : за чем — зачем, за то — зато, при чем — причем, при том — притом, не зачем — незачем и т. д.

Чтобы различить омонимичные части речи, следует проанализировать их морфологические признаки: на какие вопросы они отвечают, к каким словам в предложении относятся, какими членами предложения являются, как изменяются и т.д.

За чем пойдешь, то и найдешь (местоимение чем с предлогом). Зачем вы посетили нас (наречие)?

Ты в ответе за то происшествие (местоимение то с предлогом, относящимся к существительному происшествие ). Зато отдохнем (союз).

При чем был, при том и остался (местоимение чем с предлогом). — Задание выполнено, причем досрочно (союз).

При чем был, при том и остался (местоимение то с предлогом). — Путь тяжелый, притом опасный (союз).

Не за чем спрятаться (местоимение чем с предлогом). — Незачем прятаться (наречие).

4. Просторечное слово нипочём — это наречие, пишется слитно, служит синонимом наречия никак и наречия дешево : Н ипочём не слушает бабушку; Продают нипочём .

Упражнения к теме «Правописание местоимений»

Упражнение 1. Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее);

вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему);

за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2. Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните написание местоимений.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует.

2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться.

3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел.

4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден.

5. Больше (н...)что не тревожило друзей.

6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания.

7. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха.

8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего.

9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать.

10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют.

11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями.

12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести.

13. Скованный (н...)чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора.

14. (Н...)что не нарушало тишины.

15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой.

17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс.

18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Дополнительно:

а) местоимения-сущ-е, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные с предлогом пишутся раздельно (поэтому полю, потому берегу, затем углом, насколько рублей дороже). В этом случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог оставить, или заменить местоимение сущ-м, прилагательным, числительным (по полю, по берегу, за углом, напять рублей дороже)

б) местоименные наречия, образованные слиянием предлога и падежной формы местоимения-сущ-го, местоимения-прилагательного, местоимения-числительного, пишутсяслитно (поэтому, потому, посему, затем, насколько)

в) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис (кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь)

Билет №10

Время и спряжение глаголов. Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. При спряжении изменяются окончания глаголов. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Глаголы II спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
Спряжение глаголов определяется двумя способами: – по личному окончанию, если оно ударное: петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.); лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.); – если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется по суффиксу неопределённой формы. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно: 1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять); 2) определить, какая гласная стоит перед -ть. Ко II спряжению относятся: – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить); – 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть; – 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них. Например: задышать, присмотреть, перегнать. К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть: греть, тянуть, таять.

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: существительным , прилагательным
или местоимением . Подчеркивается волнистой линией.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?
  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Прямое дополнение в русском языке – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, например: читать КНИГУ, просматривать ЖУРНАЛ, вести РЕБЁНКА, привезти ДРОВА, увидеть ЕГО.

В некоторых случаях (при указании на часть предмета и при отрицании) прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже без предлога, например: купить МОЛОКО (вин. пад) , купить МОЛОКА (род. пад. – указание на часть, не всё молоко, что есть в магазине) , не купить МОЛОКА (род. пад. – отрицание) .

Все остальные дополнения – косвенные, например: укрыться ОДЕЯЛОМ (тв. пад) , рад ВСТРЕЧЕ (дат. пад.)

О» и «ё» после шипящих в корнях слов

Билет №11

1)Лицо глагола и безличные глаголы. Определение и приложение

В русском языке есть большая группа глаголов, которые обозначаютдействие, происходящее само по себе, без действующего лица (или предмета). Они называются безличными.
В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего:
По ночам подмораживало. Лодырю всегда нездоровится.
С моря веет прохладой. За окном гремело.

Безличные глаголы могут обозначать:

o явления природы;

o состояние человека;

o желание, возможность, необходимость действия.

Безличные глаголы употребляются только:

· в изъявительном наклонении –

o в форме 3-го лица ед. ч. настоящего времени: темнеет
или будущего времени: будет темнеть;

o в форме среднего рода прошедшего времени: стемнело, вечерело, светало;

· в условном наклонении –

o в форме среднего рода: стемнело бы, рассвело бы скорее.

· в неопределенной форме: темнеть, начинает смеркаться.

Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.

Различаются три лица глаголов : первое, второе и третье.

Форма первого лица единственного числа обозначает действие говорящего: пою, зайду.

Форма первого лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и говорящий: поём, зайдём.

Форма второго лица единственного числа обозначает действие собеседника:поёшь, зайдёшь.

Форма второго лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и собеседник: поёте, зайдёте.

Формы третьеголица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.

Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

Ь» в глаголах

Ь в глаголах употребляется :

1. Когда они стоят в неопределенной форме (отвечают на вопрос что делаТЬ? ):вызываТЬ, наливаТЬ . Это правило работает и при добавлении постфикса -ся : вызываТЬся, наливаТЬся .

2. В глаголах 2-го лица единственного числа (то есть в случае если к глаголу можно присоединить местоимение ты ) настоящего или будущего времени: вызовеШЬ, нальеШЬ . При добавлении постфикса -ся правило тоже остается в силе:вызовеШЬся, нальеШЬся .

3. В повелительном наклонении (им выражают просьбу либо приказ): вызовиСЬ, отреЖЬ . Ь сохраняется и при добавлении окончания -те и постфикса -сь : отреЖЬте, спряЧЬтесь .

В форме 3-го лица (когда к глаголу можно присоединить местоимения он, она, оно, они и задать вопрос, в котором нет Ь : что делаеТ? что делаюТ? что сделаеТ? что сделают? ): работаеТ, вызываеТ, отрежеТ, спрячуТ . При добавлении к такому слову постфикса -ся буква Ь, естественно, не появляется: работаеТся, вызываеТся, отрежеТся, спрячуТся .

Б. В формах ляГ - ляГте и глаголах типа пойдеМте, начнеМте, сделаеМте , несмотря на то что они стоят в повелительном наклонении.

ДЕФИС В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Правописание дефиса в существительных

Через дефис

1.С корнем пол- перед л, гласными и заглавными буквами: пол-литра, пол-Европы, пол-яблока.

2.Сочетание общего и специального названия: школа-интернат, дом-музей, член-корреспондент.

3.Названия промежуточных стран света: северо-запад, юго-восток.

4.Собственные наименования: Смирнов-Сокольский, Нью-Йорк, Ростов-на-Дону

Слитно

1.С корнем -пол- в остальных случаях и с корнем -полу -: полдороги, полдома, полночь, полуостров.

2.Сложносокращенные слова: Центробанк, завхоз, филфак, завкафедрой

3.Сложные слова с соединительными гласными о, е (е — после шипящих и мягких согласных, ц), а также и: листопад, пешеход, пятиклассник

4.Запомните: столетие, сороконожка, но: сорокаградусный.

Правописание дефиса в прилагательных

Через дефис

1.Образованные от существительных, которые пишутся с дефисом: северо-западный (северо-запад); юго-восточный (юго-восток).

2.Образованные сложением равноправных слов, между которыми можно вставить союзы и, не только... но и...: выпукло-вогнутые линзы (выпуклые и вогнутые); военно-медицинская академия (не только военная, но и медицинская).

3.Обозначающие цвет: темно-вишневый, бело-красно-голубой, светло-зеленый, изжелта-красный, иссиня-черный.

Слитно

1.Образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно: лесопарковый (лесопарк); железобетонный (железобетон).

2.Образованные на основе словосочетания, в котором одно слово — главное, другое — зависимое: Древнерусский (Древняя Русь); темноволосый (темные волосы); дальневосточный (Дальний Восток).

3.Образованные с корнем полу-: полуночный, полувековой.

4.Образованные от существительного и числительного, которое стоит в первой части: пятиметровый, девятиэтажный, четырехкилометровый, сорокаминутный.

Правописание дефиса в местоимениях, наречиях и междометиях

Местоимения и наречия с -то, -либо-, -нибудь, кое- пишутся с дефисом

кое-кто кто-то кого-нибудь кто-либо

кое-чем чем-то где-нибудь кому-либо

кое-куда как-то куда-нибудь где-либо

кое-какой где-то с кем-нибудь куда-либо

кое-кому когда-то

кое-как сколько-то

кое-где какой-то

кое-когда куда-то

Запомните : если у слова есть предлог, кое- пишется раздельно.

Кое с кем, кое у кого, кое от кого, кое от чего.

Наречия

Через дефис

1.С приставкой по- и суффиксами

ому, -ему , -и (образованные от прилагательных и притяжательных местоимений):

— по-братски;

— по-латыни;

оделся по-новому (как?) (но: по новому пути (по какому?));

печет по-летнему (как?) (но: по летнему времени (по какому));

сделал по-вашему (как?) (но: по вашему мнению (по чьему?)).

2.С приставками во-, в- и суффиксами -ых, -и х (образованные от числительных):

— во-первых,

— во-вторых,

—третьих.

Слитно

1.С приставкой по-, но без суффиксов -ому, -ему, -и: повыше; поменьше;

поэтому (но: по этому пути (по какому?))

потому (но: по тому берегу (по какому?))

2.С приставками во-, в-, но без суффиксов -ых, -их: впервые, вовремя, вверх

3.Сложные, образованные повторением корней: точь-в-точь, мало-помалу, видимо-невидимо.

Запомните: бок о бок.

Наречия, частицы, глаголы с частицей -таки и все остальные части речи с частицами -ка, -то пишутся с дефисом.

все-таки сходи-ка сделал-то сама-то

прямо-таки

опять-таки

пришел-таки

неужели-таки

Запомните: Мы таки построили дом.

Дом таки построили.

Междометия, образованные путем повтора, пишутся с дефисом .

о-го-го, ой-ой-ой, ай-ай-ай, ей-же-ей

Задание 1

Образуйте от приведенных ниже слов наречия с приставкой по-, объясните их написание.

Новый, взрослый, старый, хороший, плохой, прежний, военный, особенный, летний, видимый, всякий, другой, наш, ваш, свой, настоящий, иной;

Детский, солдатский, пластунский, хозяйский, свойский, кавказский, французский, горняцкий, казацкий, немецкий, российский, польский, азербайджанский, голландский;

Помещичий, чиновничий, охотничий, ребячий, щенячий, казачий, волчий, кошачий, медвежий, верблюжий, заячий, лисий, попугаячий, обезьяний, вдовий, бабий.

Задание 2

Допишите наречия, образованные: 1) простым повтором; 2) повтором наречия с приставкой; 3) добавлением созвучного слова. Объясните их написание.

Еле-..., чуть-..., едва-..., сильно-..., тихо-..., перво-..., давным-..., видимо-..., всего-..., крепко-..., чисто-..., мало-..., волей-..., крест-..., по добру-..., шиворот-..., с бухты-..., точь-в-....

Задание 3

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, распределите их на две группы:1) с дефисным написанием, 2) со слитным написанием, составьте с ними словосочетания.

Образец: Техника и экономика - технико-экономический отдел.

1. Рабочие и крестьяне, справки и информация, высокий рост, широкие плечи, внешняя торговля, профессора и преподаватели, целлюлоза и бумага, юг и восток;

Научный и популярный, добродушный и хитрый, военный и спортивный, мелкий собственник, левый берег, общий для человечества, дальний бой, широкий экран, плавка меди, способный к труду.

2. Сходить с ума, лишиться ума, помрачить ум, любить себя, стремиться к центру, бежать от центра.

Соединяя слова, приведенные в первой и второй части, образуйте сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов.

1. Матовый, сероватый, жемчужный, снежный, лимонный.

2. Белый, черный, желтый, лиловый, изумрудный, пунцовый.

Задание 4

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, дайте их в словосочетании.

8 граней, 10 баллов, 12 этажей, 5 тонн, 7 звезд, 40 ведер, 100 лет, 200 метров, 90 дней, 489 литров, миллион голов, тысяча голосов, трое суток, один том.

Задание 5

Образуйте от следующих существительных сложные прилагательные, объясните их написание.

Северо-запад, юго-восток, Нью-Йорк, Павлово-Посад, Ясная Поляна, дизель-мотор, товарообмен, нефтепромысел, электропровод, лесостепь.

Задание 6

Составьте из приведенных ниже прилагательных и наречий подходящие по смыслу словосочетания, употребите их в предложении.

1. Истинно, жизненно, подлинно, чисто, мучительно, ослепительно, абсолютно.

2. Трудный, яркий, правдивый, научный, революционный, демократический, необходимый, народный, неизвестный, русские.

Задание 7

Распределите следующие примеры в три группы: а) сложные прилагательные со слитным написанием; б) сложные прилагательные с дефисным написанием; в) сочетания наречий с прилагательными (причастиями).

1. (Вечно) зеленые растения; 2. (греко) римское государство; 3. (древне.) римские полководцы; 4. (средне) суточный прирост; 5. (мелочно) белый пар; 6. (бело) снежная скатерть; 7. (резко) отрицательное воздействие; 8. (экологически); опасный проект; 9. (целлюлозно) бумажная промышленность; 10. (торгово) промышленный капитал; 11. (финансово) промышленные группы; 12. (диаметрально); противоположные взгляды; 13. (практически) ненужные советы; 14. (сердечно) сосудистая система; 15. (сине) фиолетовые волны; 16. (чисто) восточная мелодия; 17. (бесконечно)/ малые величины; 18. (абсолютно) неприемлемые решения; 19. (декоративно) прикладное искусство; 20. (электронно) вычислительные машины; 21. (народно) хозяйственный; 22, (естественно) научный; 23. (всемирно) исторический; 24. (всемирно) известный ученый.

Тест на эрудицию

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, придумайте с пятью из них (по выбору) предложения, с остальными словосочетания; подсчитайте очки.

Твердый камень, жестокое сердце, златые струны, длинная шея, злой умысел, непроницаемый для ветра, широкая листва, дубинная голова, свиная голова, лить чугун, плавить медь, курить вино, резать металл.

Тест на эрудицию

Распределите следующие написания в две колонки: а) сложные прилагательные, обозначающие одно цельное терминологическое понятие; б) сочетания наречий с прилагательными (причастиями); подсчитайте очки.

Образец: вечнозеленые растения и вечно синее небо. 1. (Быстро) растущие породы деревьев; 2. (Быстро) растущий юный город; 3. (Высоко) поставленные лица; 4. (Высоко) оценивший поэму критик; 5. (Глубоко) уважаемые наставники; 6. (Глубоко) чувствующий роль актер; 7. (Густо) населенный район, 8. (Густо) исписанные листы; 9. Привезли (дорого) стоящие товары; 10. (Дорого) стоивший ему обман; 11. Палата для (тяжело) раненых; 12. (Тяжело) раненный в грудь солдат; 13. (Высоко) продуктивная порода; 14. (Высоко) ценимая услуга; 15. (Все) побеждающая, ликующая сила; 16. (Всех и всё) прощающий взгляд; 17. (Ниже) стоящие инстанции; 18. Стоящие ниже по косогору дома; 19. (Выше) отмеченные неточности 20, Еще (выше) отмеченные на дереве насечки; 21, (Сильно) действующее лекарство; 22. (Сильно) подействовавшее лекарство.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных существительных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Ум... настроение, ум...помрачение, земл...тр..сение, тысяч...летие, врем...пр..провождение, врем...исчисление, сорок...летие, сем...доля, сорок... ножка, девяностолетие, себ...стоимость, себ...люб, сума....шедший, (микро)процессор, (микро)элементы, (макро)явление, (мини)компьютер, (мульти)миллионер, (масс)медиа, (пресс)конференция, (видео)магнитофон, (грамм)молекула, (кило)байт, (стерео) звук, (видео)кас...ета, (социал)демократия, (социал)шовинизм, (ура)патриотизм, (пост)модернизм, (экс)прессионизм.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных прилагательных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Пут...проводная м...гистраль, (маловероятное происшествие, (правоохранительные мероприятия, (ниже)следующие д...р...ктивы, (много)ступенч...тая ракета, (с/ног)сшибательная г...потеза, (старо)обрядческие р...туалы, болезнетворные бац..л...ы, (нежно)зеленая растительность, (высоко)поставлен...ый чиновник, ум...помрачительное сообщение. (двояко)дыш...щее земн...водное, (длинно)ше... животное, лучеобразное спл...тение, (вагон...о)паровозное депо, (вагон...о)ремонтный завод, (народно)хозяйственный об...ект, (всемирно)историческое значение, (дальн...)зоркий старич...к, (вокально)инструментальный ансамбль, (электронно)вычислительное устройство, (изжелта)зеленый (полу)шалок, (мало)знач...щие выводы, ((Дд)альн...)восточный воен...ый округ, 203-мил...иметровое (дальн...) бойное орудие, (многоопытный) программист, (средн...)европейская р...внина, (сорока)ведерная ц...стерна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ И ЗАДАНИЯ

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обратите особое внимание на написание сложных прилагательных и сочетаний наречий с прилагательными.

/Темно/синее, как море в грозу, сверкающее бездон...ое небо увидели Гусев и Лось, выл...зая из ап...арата. Пылающее, к...сматое солнце стояло высоко над Марсом. Потоки хрустального синего света были прохладны. /Ослепительно/ сияющий свет исходил в /густо/ синей высоте. Покалывало грудь, стучала кровь в висках, но дышалось легко.

Ап...арат лежал на /оранжево/ апельсиновой плоской равнине. Повсюду, словно /семи/ свечники, бросая резкие лиловые тени, стояли высокие кактусы. Подувал легкий ветерок.

Лось и Гусев долго озирались, потом двинулись вперед. Идти было необычайно легко, хотя ноги вязли по щиколотку в рас...ыпающейся почве.

Шли около /полу/ часа. Перед глазами рас...тилалась всё та же оранжевая равнина. Когда повернули к югу, Лось стал просматриваться, словно что-то соображая, вдруг остановился и произнёс:

Алексей Иванович, почва-то ведь вспахан...ая.

Действительно, теперь ясно были видны широкие, /полу/обсыпавшиеся бор...зды пашни и /безукоризненно/ правильные ряды кактусов. Постепенно кактусы становились выше, гуще, добротнее. Проходилось осторожно проб...раться в их живой колючей чаще. Из-под ног выб...гали /много/ногие /ярко/ оранжевые ящ...рицы. Несколько раз в гуще лапч...той зар...сли скользили, кидались в сторону какие-то щ...тинистые клубки. Здесь шли медленнее. Кое-где по откосам были ра...бросаны /низко/ рослые, подобные /высоко/горным соснам, деревья. Вдали, на /северо/западе, поднималась тр...да острых и неровных гор. На в...ршинах св...ркал снег.

Они стояли ещё некоторое время. Равнина была пустын...а и печальна. И вдруг они увидели, как сущ...ство, с...девшее около ап...арата, по...скочило, раскинуло длинные п,..р...пончатыекрылья, с треском поднялось и, оп...сав /полу/круг, взмыло над людьми.

Это было то самое сущ...ство, что они давеча приняли за птицу. Раскрыв рот, Гусев гл...дел на /чудо/птицу описывающую круги в /кубово/ синем небе. Странная птица снижалась. Теперь легко было различить /человеке/ образное существо, с...дящее внутри л...тательного ап...арата. Неожиданно показалась голова марсианина в пр...чудливой шапке с длинным к. ..зырьком. На глазах - очки. Лицо /темно/коричневое, узкое, сморщ...нное, с острым носом. Он раз...вал рот и пищал что-то. Затем часто зам...хал крыльями и скрылся за горизонтом.

/По А. Толстому/

(В)начале следующего дня я увидел (на)право указан...ую мне широкую д...лину. (Не)сколько дощатых домов, бл...стя (светло)желтой др...в...синой, расположились на взгорь..., у поднож..я листвен...иц.

Я уверен...о направил коня к дому художника. Я был принят дружелюбно и гост...пр...имно. Мастерская - просторная (не)окле...ная обоями комната с большими окнами - занимала (пол)дома. Стены мастерской были увеш...ны причудливыми п...йзажами, из которых один пр...влек мое пр...стальное внимание.

Картина (не)пр...вычно ярко светилась в лучах заходящего солнца своими густыми красками. (Син...вато)серая гладь озера, занимавшего переднюю часть картины, дыш...т холодом и м...лчаливым покоем. Большая голубая льдина пр...ткнулась к берегу у самого повален...ого (в)кось дерева. Два ни...ких ист...рзан...ых ветром кедра поднимают свои (вечно)зеленые ветви, словно вознесенные к небу руки. На задн...м плане прямо в озеро обрываются (бело)снежные кручи зазубрен...ых гор. В центре картины поднимается (трех)гранная алмазная пирамида, стоящая на фундаменте, каменные ступени которого гиган...ской лес...ницей спускаются к дальнему концу озера. У поднож...я конус...видной горы поднималось (зеленовато)белое облако, излучавшее слабый свет.

Перекрещивающиеся отражения этого св...чения и (ослепительно)яркого света от сверкающих снегов давали длинные полосы теней почему-то (изжелта) красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломан...ых облаках пр...брежных скал. Над камнями вставали всклочен...ые, похожие на огромные человеческие фигуры, столбы (синевато) зеленого дыма или пара, пр...дававшие зл...вещий и фантастический вид этому лан...ша...ту. Почти мистический ужас стал закрадываться в мото душу, но охотник успокоил меня своим дальнейшим рас...казом.

/ По И.Ефремову!

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Другие берега

Проснешься, бывало, летним утром и сразу в отр..ческом трепете смотришь, какова щ...лка между ставнями? Если (в...дянисто)бл...дна, то валиш...ся назад на подушки: не стоит и рас...тв...рять ставни, за которыми заранее видишь всю д..садную картину: свинц...вое небо, р...бую лужу, пот...мневший гравий и (прежд...временно) блеклый др...весный листок, (плоско) пр...липший к мокрой садовой скамейке.

Но если ставни щурились от (осл...пительно) р...систого св...рканья, я (тот) час же пр...нуждал окно выдать свои сокр...вища - и (в)миг комната зал...валась светом. Пронзен...ая солнцем б...резовая листва пор...жала прозрачностью, какая бывает у (светло)зеленого винограда, еловая же хвоя барх...тно выделялась на (пронзительно) яркой синеве.

С...здетства утрен...ий блеск в окне говорил мне одно и только одно: есть солнце - будут и бабочки. Началось же все это тогда, когда я, (семи)летний, увидел на кусте перси...ской сирени за в...рандой флиг...ля первого своего м...х...она. Великолепное (бледно) ж...лтое нас...комое, в черных и синих ступенчатых пятнышках, с попугаяч...им гла...ком над каждой из парных (черно) палевых шпор, свешивалось с накл...ненной (малиново) лиловой грозди и, уп...ваясь ею, все время суд...рожно хлопало гр...мадными крыльями.

Бывало, большая (гл...нц...вито) красная гусеница переходила тр...пинку и оглядывалась на меня. А вскоре я нашел на п....рилах п...радного крыльца крупного замш...вого с цепкими лапками сфинкса, которого моя мать усыпила для кол...екции при помощи эфира.

/По В. Набокову/

Факультативное задание

Прочитайте еще раз внимательно приведенный выше текст. Изложите содержание текста, максимально сохраняя авторские определения и эпитеты.

Дополните изложение рассказом о своих впечатлениях от встреч с яркими, необычными явлениями в природе. Употребите в своем рассказе сложные прилагательные.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ЭРУДИЦИЮ

Прочитайте внимательно следующий текст, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, выпишите: в группу А - примеры раздельного написания наречий с прилагательными (причастиями); в группу Б - сложные прилагательные с дефисным написанием, группу В - сложные прилагательные со слитным написанием.

Пара гнедых

Все глядели туда, куда показывал мой отец. По улице двигался высокий воз, пара гнедых, небрежно поп...рая пыль хрупкими ногами, тянула его. Рядом прямо вышагивал человек. Рукава полотнян..ой не по-деревенски белой рубахи засучен. ..ы, высокие сапоги начищен...ы, шляпа на затылке - Антон Ильич Коробов.

Он был не бедней соседа. Кулак, никакого сомнения. Имел две лошади. Таких коней не было ни в нашем селе, ни в соседних, да были ли лучше на всем свете? Лучших и представить нельзя.

Они л...снились так, что казались выкупан...ыми. Их спины и крупы отл...вали (глубин...о) тусклым золотом. У них, гладких, узкие морды с пугливыми ноздрями и крупными, влажными, горячими глазами. У них широкие, (бронзово)литые крупы, а под ними сухие, тонкие ноги, кажется, вот-вот под тяжестью крупов хрус...нут у бабок. На точен...ых ногах одной - белые носки, и даже копыта у нее розовые.

Я тайно и безумно любил этих коней - каждую их лощен...ую ш...рстинку, каждое их (бого)подобное движение, позвякивание их сбруи, призрачный стук их невесомых копыт на рыси. Я никогда досыта не мог на них наглядеться.

А временами любил - ничего не мог с собою поделать! - их хозяина, Антона Коробова, когда тот перед закатом проезжал по селу на своей паре, сквозь золочен...ые лучи ни...кого солнца. И всегда случалось это внезапно.

Они возникали посреди улицы - громадные, (переливисто) лоснящиеся, (победно) сильные, столь (одинаково) выгнувшие шеи, столь (согласован...о) попирающие землю ногами, что казалось: бежит не пара, а одно-единственное до ужаса великолепное существо.

А позади него, выкинув вперёд руки, величаво откинувшись назад, шел он, повелитель! он, бог! Ступал легкий, статный; ворот (именин...о) чистой рубахи распахнут на груди, сапоги бл...стят (глянцево) черными г...ленищами, рот открыт в улыбке.

Как я хотел походить на него! Ведь бога нельзя не любить! И его любили дети и собаки, да и прочие животные. Рассказывали: однажды мой герой подошел к ра...свир...певшему быку, только что разбившему телегу и ранившему лошадь. Подошел, поч...сал его, как собаку, за ухом, взял его за кольцо в носу и отвел в стойло.

/По В. Тендрякову/

Изложение с элементами сочинения

Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните написания. Передайте содержание отрывка, используя как можно больше употребленных в нем прилагательных и причастий. Дополните ваше изложение известными вам фактами из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова, своими впечатлениями от любимых вами произведений С. В. Рахманинова.

Сирень

I. Странное то было лето. Все в нем перепуталось. На исходе мая листва берез оставалась по-весен...ему слабой и нежной, (изжелта)зелен...й, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще по...же. Такого не помнили ивановские ст...р...жилы.

Сильные грозовые ливни, неположен...ые в начале июня - их время в августе, когда убран...ы хлеба, усугубили сумятицу в мир...здании. И сирень зацвела вся разом, вскипела за одну ночь и во дворе, и в ал...еях, и в парке. А ведь положено так: сперва зацвета...т белая, голубая, розовая отечествен...ая сирень, ее рослые кусты теснятся меж флиг...лями и к...нюшнями; через пять-шесть дней залилове...т низкая перси...екая сирень с (приторно)душистыми свешивающ...мися соцветиями, а через неделю распускается от...гощен...ые кистями ветви венгерской сирени с самыми из...скан...ыми (блекло)фиалковыми грозд...ями.

II. ... Рахманинов пробирался сквозь кусты сирени. От былого велик...лепия остались ре...кие цветочки, издававшие ре...кий прян...ый запах. Он сорвал влажный лист и разж...вал. Невыносимая горечь наполнила рот.

Медлен...о ц..пляясь за ветви сирени, проплыла паутина-предвестница осени. Долго и трудно вызр...вало это лето, чтобы взорваться буйным цветением. И так рано и быстро оно угаса...т. Ну и бог с ним! Он узнал, что такое музыка. Он искал ее вовне, а она звучит внутри него самого. И сейчас он ощущал в себе ёмкость органа. Что-то нагнеталось, вызр...вало в громадных п...лостях. Будет твориться музыка, зазвучит не заладившийся в последнее время мучительно вынашива...мый фортепианный концерт.

Написание предлогов с местоимениями

Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Например: подойти ко мне, говорить о тебе, думать о ней.

Учебное наблюдение

Прочитайте предложения.

Кое-кто смотрел в синеющую даль моря. Какая-то лодка виднелась вдали. Вдруг что-то вспыхнуло. Может, какой-нибудь весельчак пошутил. Какой-либо звук мог напугать в тихую ночь.

Возможно ли определить или догадаться, кто именно смотрел вдаль, какая именно лодка виднелась, что именно вспыхнуло, какой именно весельчак, какой именно звук мог напугать? Это невозможно, потому что данные местоимения указывают на неизвестные, неопределённые предметы и признаки. Это неопределённые местоимения.

Как образуются неопределенные местоимения?

Эти местоимения образуются с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь , приставки кое -.

Следует запомнить

Местоимения с -то, -либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис. Например, кто-то, кому-нибудь, где-либо, кое-что.

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Говорит (обо) мне, пришёл (за) ним, подарок (от) тебя, спросить (у) кого-то, (с) моим другом, (в) нашем городе, думать (о) себе.

Задание № 2

Перепишите предложения, вставляя пропущенные дефисы.

Кому то принесли моё письмо. Раздался жуткий скрип от чьих то шагов. За дверью кое кто стоял. Пронеслась стая каких то белых птиц. Мой товарищ объяснил мне задание лучше, чем кто либо другой. Кое кому может не понравиться моё решение. Решить задачу нужно каким нибудь другим способом.


Top