Тема: дифференциация согласных звуков г-к. Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Дифференциация акустически близких звуков [г]-[к].»

Цель: Закрепить умение дифференцировать звуки [г]-[к] в слогах, в словах и в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить понятия звонкий-глухой согласные звуки. Формирование навыка звукового анализа. Обучение преобразованию слов путем замены звонкого звука на парный глухой и наоборот.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание интереса к занятиям. Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование: Картинки с изображением Кота в сапогах, гнома, крота. Картинки с изображением птиц, в названии которых есть звуки [г]-[к], тетради.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Вы узнаете, о ком мы будем говорить, если отгадаете загадку:

Умен, изворотлив усатый дружок-

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Ну, что угадали, ребята?

Конечно, это Кот в сапогах.

    Основная часть:

2.1.Знакомство с темой:

Но он пришел не один, с ним пришли друзья. Крот и Гном. Какой первый звук в слове крот. Правильно [к], давайте охарактеризуем его. Какой буквой обозначается этот звук? А какой первый звук в слове гном, охарактеризуйте его. Какой буквой обозначается звук [г]? Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? Ребета у Кота в сапогах случилась беда, его заколдовала злая колдунья. Для того, чтобы расколдовать его вам нужно будет выполнять сложные задания. Поможем им?

2.2. Игра «Поймай звук»

Логопед: Первое задание. Я буду называть слоги и слова, а вы когда услышате звонкий звук [г] будете хлопать в ладоши.

2.3. Игра «Волшебная птица»

Логопед: Следующие испытание. К нам прилетела волшебная птица. Посмотрите на картинки и назовите мне всех птиц, в названии которых есть звук [к]. Молодцы, а теперь назовите мне птиц, в названии которых есть звук [г]. Как хорошо вы справляетесь с заданиями.

2.4. Игра «Найди звук»

Логопед: Ребята, следующие задание сложное, послушайте внимательно. Я буду читать вам слова, а вы должны на схеме указать где находиться звук: в начале, в середине или в конце.

Ковер, шкаф, кормушка, лук, рука, лампочка, цыплёнок, корова.

Гусь, игра, фотография, гром, губы, огород, град, энергия.

2.5. Физ. Минутка

Логопед: А теперь немножко отдохнем, я буду читать слова и показывать действия, а вы за мной повторяйте:

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я - (Поочередно загибаем пальцы сначала

Вот и вся моя семья. на правой руке, потом на левой)

2.6. Зрительная гимнастика.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

Подготовим наши глазки к письменной работе. (Учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги, закрывают глаза, следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь им надо много,

Вот и Родина. Ура!

Приземляться нам пора.

2.7.Упражнение «Измени слово»

Логопед: Крот и гном запутались в словах. Помогите им разобраться. Откройте тетради, страница разделена на две части. В одной части написана буква К, а в другой Г. Я буду называть слова. Если услышате слово со звуком [к], пишите его под буквой К, а если со звуком [г], то пишите под буквой Г.

Гол, куда запишите слово? Правильно, а теперь поменятйте первый звук на звук [к], куда запишите это слово? Правильно.

Кости - гости

Галина - калина

икра - игра

2.8. Пальчиковая гимнастика

Логопед: А теперь немножко отдохнем.

Чтобы буквы красиво писать,

Будем пальчики мы разминать.

На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим - обе руки)

Птичка трясогузка -

Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)

Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательный пальцы в круги около глаз)

Острый тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)

Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)

Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)

Насекомых к лету (показывают руками птичку)

Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виду клюва, имитируя ловлю насекомых)

2.9. Упражнение «Добавь букву»

Логопед: Послушайте следующее задание. Посмотрите на карточках написаны предложения с пропущенными буквами К и Г. Вставьте их и прочитайте полученные предложения.

Аля...аждый день …ормит...олубей. Алён...а сматывает нит...и в...лубок.

Назовите все слова со звуком [к]. Назовите все слова со звком [г]. А теперь запишите эти предложения в тетрадь.

2.10. Дифференциация звуков в тексте.

Логопед: Вам осталось выполнить одно задание. На столе у вас лежат карточки. Прочитайте стихотворение.

1. Выпишите слова с буквой К.

2. Выпишите слова с буквой Г.

3. Прочитайте все слова.

Молодцы, мы расколдовали Кота.

    Итог занятия:

Логопед: О каких звуках мы сегодня разговаривали? Что вы можете о них сказать? Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо. Наше занятие закончено.

ФИО логопеда_____________________________________________________

Подпись __________________

УРОК ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ

Тема: «Дифференциация Г-К »

Цель: учить детей дифференцировать звуки.

Задачи:

Образовательные:

Учить находить буквы Гг, Кк в печатном тексте, читать слоги и слова с изученными буквами;

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарь детей;

Развивать фонематический слух, анализ и синтез;

Работать над развитием артикуляции звуков;

Развивать речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность ребёнка;

Развивать мелкую и общую моторику;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся;

Коррекционно-воспитательная:

Формировать положительную учебную мотивацию.

Ход урока

1. Организационный момент.

Школьный прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Главное здесь не лениться,

Наши гости посмотрят сейчас,

Как ребята умеют трудиться.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне и порадуйте всех хорошей активной работой.

Когда вы шли в школу обратили ли вы внимание на то, какое сегодня чудесное утро? Что вы можете сказать про сегодняшний день?(работа с календарём природы)

2. Объявление темы и целей урока

Сегодня на урок к нам пришли дети. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Им очень интересно побывать в школе, и хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.

А вам интересно узнать, как зовут наших гостей? На доске я записала их имена, но куда-то пропали первые буквы. Давайте найдем эти буквы, (на доске: .о-ша.и-ра)

Игра «Волшебный мешочек». (В мешочке буквы: Г, К. Дети щупают предметы в мешочке.)

Что находится в мешочке? Какие? А как вы думаете, почему именно эти буквы оказались в мешочке?

Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы Г, К, звуки (г,к). Но прежде, чем учиться различать, давайте подготовим речевой аппарат к работе.

З.Фонетическая зарядка.

Дыхательные упражнения.

Подготовим язычок и губы. Игра «Потолок, пол, правая стеночка, левая стеночка» (2 раза).

Как гогочет гусь? (Га-га-га...)

Как кудахчет курочка? (Ко-ко-ко...)

Игра «Эхо». Повторяйте за мной: ка-га, га-ка, ко-го-го, ги-ки-ки, ку-гу-ку, гу-ку-ку.

4. Дифференциация звуков (г), (к).

А для чего нам нужно уметь различать звуки? Что вы знаете про эти звуки? Какие они гласные или согласные? Давайте сравним звуки:

Положите ладошку на горло. Если чувствуется дрожание, это звонкий звук, если дрожания нет -глухой.

Закройте уши ладошками и произнесите звонкий звук (г) и глухой (к). Назовите согласный звонкий звук, согласный глухой звук. Звук (г) соответствует букве г, (к) – к.

Подставьте буквы в имена детей, и вы узнаете, как зовут мальчика и девочку. Прочитайте имена детей.
- Мы нашли буквы и узнали имена наших гостей.

Чем занимаются ребятки в детском саду?

И я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Покажи телодвижением». Покажите телодвижением букву Г, К.

Игра «Покажи букву», (класс разделён на 2 группы: 1-карточка с буквой г, 2-е буквой к) - - Послушайте слова. Когда услышите слово со звуком (г), поднимите карточку с буквой г, а если со звуком (к) - карточку с буквой к. Слова: кот, мак, газ, майка, голос, рога, гусь, санки, нога, гора, кожа, кит.

Сейчас мы на слух учились определять в словах звуки (г), (к).

Работа в тетрадях.

Давайте покажем Кире и Гоше как мы умеем красиво печатать в тетрадях. Но сначала поиграем в игру «Вышли пальчики гулять». –

Сожмите пальчики в кулак и вместе со мной произносим слова

Раз, два, три, четыре, пять - (Поочередно разгибаются пальцы, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять. (Шевеление пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять - (Поочередно пальцы сжимаются в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

Подготовили пальчики к работе:

Один ученик у доски

Напечатайте: букву, которая состоит из двух элементов: длинной и короткой палочек. Какая это буква?

Эта буква состоит из трёх элементов: одной длинной и двух коротких палочек. Какая это буква? Подчеркните букву к - одной линией, г - двумя линиями, (на листочках небольшой текст).

Давайте составим схемы к словам ГОША, КИРА. (Один ученик у доски, второй на магнитной доске, остальные в тетрадях).

Произнесите слово - Гоша. Сколько в этом слове слогов? Назовите 1 слог, 2 слог, поставьте ударение. Произнесите это слово ещё раз по слогам. Назовите 1 звук в 1 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Назовите 2 звук в 1 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Назовите 1 звук во 2 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Назовите 2 звук во 2 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Еще раз прочитайте слово.

Аналогично проводится работа со словом КИРА. В: Какую мы сейчас выполняли работу?

5. Зарядка для глаз.

Я предлагаю подготовить наши глазки к чтению. Сначала посмотрите вверх, затем вниз, вдаль, вправо, влево, на кончик носа.

6. Дифференциация звуков в слогах.

Прочитайте слоги парами га го гу

ка ко ку

    Прочитайте слоги с буквой г, прочитайте слоги с буквой к.

    А что образуется из слогов? (Слова).

7. Дифференциация звуков в словах.

Чтение слов с доски

го-pa гос-ти го-лос у-гол иг-руш-ка

ко-ра кос-ти ко-лос у-кол ку-куш-ка

Игра «Не подведи класс».

Вам нужно подчеркнуть в словах буквы г - двумя линиями, к – одной линией (один ученик - пара слов).

Что мы сейчас делали?

Игра «Найди кубик!» Вам надо найти в емкости с крупами кубик, составить слово из слогов и записать это слово на дощечках. Проверка: один ученик читает, затем хором. (Слова: ку-би-ки, га-раж, кук-ла, ма-лы-ши)

В: Как вы думаете, чему учились сейчас Гоша и Кира?

8.Физминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнем. Встали, вздохнули.

Руки в стороны, вперёд. Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, Шагают.

За природой наблюдали.

Вверх на Солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

По лесной тропинке шли. Шагают.

Вдруг грибочки мы нашли.

Присели, собрали Присели и собирают.

Дружно хлопаем, Хлопают.

Ногами топаем. Топают.
Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! Садятся на места.

9. Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр.90. Посмотрите на картинку. (Составление рассказа по картинке). - Кого вы видите на картинке? Что делают дети? А так ли это мы узнаем, прочитав текст.

Чтение учителем рассказа.

О ком этот рассказ? Что делали Гоша и Кира?

Чтение рассказа «цепочкой».

Что сейчас прочитали? О ком рассказ? Что делали дети? Какие игрушки у Гоши? А у Киры?

Найдите и прочитайте слова с буквой К, с буквой Г.

Что мы сейчас делали?

10. Итог занятия

Как вы думаете, понравилось ли Гоше и Кире у нас на уроке? Чему мы учились?

    Какие звуки учились различать?

    Дайте краткую характеристику этих звуков? (к- согласный, глухой, произносится без участия голоса, к- согласный, звонкий, в произношении участвует голос.)

    Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

11. Оценивание.

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы "Дифференциация звуков Г - К".

(первое занятие по теме)

Цели: 1. Закрепление правильного произношения звуков Г и К в слогах, словах и предложениях, сравнение и различение этих звуков, выделение их из состава слов.

2. Закрепление навыка звуко-слогового анализа двусложных слов со стечением согласных.

3. Работа со словами-паронимами со звуками Г и К в стихотворном тексте.

4. Составление предложений из пяти слов с использованием опорных картинок с последующим составлением схемы одного предложения.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, предметные картинки, гном в синем колпачке, символы звонкого и глухого согласного твердого звука для каждого ребёнка для игры «Звонкий – Глухой» , символы гласных и согласных твердых и мягких звуков для игры «Живые звуки» , наборы символов для составления схем предложения, «домики» звонких и глухих звуков для игры «Посели в свой домик» , магнитные буквы пособия «Лошарик» , кукла Галя и колобок.

Ход занятия:

I.Орг. момент: мимическая гимнастика на ковре. Логопед: Галя испекла колобок. Когда он появился на свет, то очень удивился. Покажите, как удивился колобок (дети показывают удивление колобка) , а потом он увидел Галю и очень обрадовался. Покажите, как он обрадовался (дети показывают радость) . Но когда колобок узнал, что его испекли, чтобы съесть, он испугался. Покажите, как он испугался (дети показывают мимику испуганного героя) . Видя это, Галя загрустила. Покажите, как загрустила Галя (дети показывают грусть) и решила не есть колобка. Вот тогда колобок снова обрадовался. Покажите его радость (дети улыбаются и по команде логопеда рассаживаются на свои места) .

II. Артикуляционная гимнастика. Логопед читает стихотворение про язычок,

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Язык в ротике живёт.
Никогда не устаёт.
Видит: губки очень гибки.

«Заборчик»

Ловко тянуться в улыбке.
А теперь наоборот:

«Трубочка»

Губки тянутся вперёд.
На качелях оказался.

«Качели»

Вверх взлетал и вниз спускался.
Язычок чуть-чуть устал.

«Лопаточка»

И спокойно полежал.
Язычок стал маляром.

«Маляр»

Аккуратно красит дом.
В чашку вдруг он превратился:

«Чашка»

Раз, два, три и опустился.
Догадаться кто бы мог.

«Грибок»

Язычок наш, как грибок.
Язычок гармошкой стал,

«Гармошка»

Поиграл и не устал.
Надоели превращенья:

«Вкусное варенье»

Лижет язычок варенье.
Любит он покушать сладко.

«Лошадка» После скачет, как лошадка.

III. Знакомство со звуками, которые пришли на занятие. Логопед: с куклой Галей и колобком к нам сегодня на занятие пришли два звука. Они очень похожи, поэтому мы будем их сравнивать и различать. Догадайтесь какие это звуки. (Логопед произносит слова со звуками К и Г) :

голубок, гудок, горка, гамак, глоток, гномик, огонёк, гадюка, грузовик, гвоздика, заголовок. (Дети догадываются какие звуки пришли на занятие)

2. Сравнение звуков К и Г. Дети произносят звуки, глядя в зеркало, приложив тыльную сторону ладони к горлу, сравнивают эти звуки.

Отличие: К – глухой (ладошка лежит спокойно) , а Г – звонкий (ладошка дрожит) .

Сходство: а) оба звука согласные, б) твердые, в) одинаково работает язык: прижимается к задней части нёба и под действием воздушной струи отскакивает.

3. Игра «Звонкий – Глухой» Логопед произносит слова: курица, голова, окно, сок, огонь, нога, яблоко, вагон, ветка, гамак. Дети поднимают символы звуков К или (и) Г.

4. Игра «Запомни и повтори» . Логопед произносит слоги, повторяют отдельные дети:

га- ка-га,
ко-го-ко,
гу-гу-ку,
ква-гва-ква,

гно-кно-гно,
глу-глу-клу.

5. Игра «Скажи наоборот» . Логопед произносит слоги и слова со звуками: К и Г. Дети должны заменить звук К на Г или наоборот – Г на К: га, гу, кво,

глу, га-ка, кот, гол, класс, гора, икра, голос, калина, кость.

6. Игра «Посели в свой домик» . Логопед вывешивает на доске два домика с символами звонкого и глухого звуков. Дети выходят к доске, снимают с «чудо-дерева» предметную картинку, называют её, сообщают местоположение искомого звука (начало, середина или конец слова) и вешают ее в домик.

Используются картинки: лук, калитка, венок, собака, попугай, голуби, гвозди, карандаши, губы, пуговица, колобок, пингвин.

7. Игра «Живые звуки» . Логопед раскладывает на столе большие карточки-символы: красного (гласный звук) , синего (согласный твердый звук) и зеленого (согласный мягкий звук) цветов, вызывает детей и сообщает каждому ребенку, каким звуком он будет. Дети должны сами выбрать для себя нужный символ. Логопед произносит слово: гномик, просит всех детей отхлопать слоговую структуру слова и «живым звукам» собрать слово. Затем логопед даёт задание «гласным звукам» поднять свои символы. Один из детей рассказывает правило о слогообразующей роли гласных звуков. В заключение дети определяют ударный слог.

8. Логоритмическая музыкальная разминка «Жирафики» :

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

9. Игра «Закончи стишок словом в рифму» . Логопед произносит стишок, не договаривая последнее слово. Дети подбирают нужное слово, желающие повторяют весь стишок. Затем логопед просит выделить из стишка похожие слова – паронимы и спрашивает, какими звуками отличаются эти слова? Стихи для игры:

Пшеница – колосиста,
Певица – …………… (голосиста) .
Забил сегодня Гоша гол!
А завтра он получит ……… (кол) .

За высокою горой
Кедры с толстою…………… (корой) .

10. Составление предложений из пяти единиц с использованием опорных

слов: Галя, колобок.

Логопед просит детей составить предложение из пяти слов. Примеры предложений: Галя испекла колобок в печке.

Логопед: Ребята, кто сможет нам напомнить правила написания предложений? Один из детей рассказывает правила:

  1. Предложение пишется с большой буквы.
  2. Все слова в предложении пишутся отдельно.
  3. В конце предложения ставим точку.

Логопед: Чтобы закрепить эти правила, мы составим схему одного предложения.

Все дети работают индивидуально. Один ребенок работает у доски: он параллельно со всеми детьми собирает схему предложения на доске, а потом проговаривает свои действия, объясняя их.

III. Итог. Какие звуки сегодня различали? Чем отличаются эти звуки?

Какие игры вам понравились?

(Когда дети вспоминают игру «Живые звуки» , логопед просит детей вспомнить слово, которое собирали и

предлагает одному из детей собрать его из букв «Лошарика» ) в то время, когда другие дети перечисляют понравившиеся моменты занятия. В заключение все дети проверяют правильность написания слова и прочитывают его на доске.

Сюрпризный момент. Логопед: Галя приготовила для вас сюрприз.

Он в музыкальной шкатулке. (Галя раздаёт детям под музыку конфеты) .

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

Цели:

    Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К;

    Развитие фонематического восприятия;

    Развитие и совершенствование грамматического строя;

    Развитие связной речи.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, таблица со словами-перевертышами, карточки с текстом сказки «Как варить компот».

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала. С какими согласными вы работали на прошлом занятии? Вспомните, в чем сходство и различие артикуляции этих звуков, Назовет звонкий согласный, глухой.

Игра «Найдите «лишнее» слово».

Сейчас я буду произносить слова со звуком В, а вы должны найти «лишнее» слово.

ЛЕВ, ПЛОВ, ШАР. ВАЗА, ВОЛК

Какое «лишнее» слово? Почему?

Со звуком «Ф».

ФАРТУК, ВЕСНА, ФЛАЖОК. ФИКУС, КОФТА.

Какое «лишнее» слово?

    Знакомство с новым материалом.

    Отгадывание загадок, выделение звуков из слов.

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил.

Нос откусит … (КРОКОДИЛ).

Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.

Какой это звук, гласный или согласный?

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (ГОРОХ).

Выделите первый звук из слова.

Характеристика звука (согласный, звонкий).

    Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

    Сопоставление звуков с их графическим изображением.

Перед нами буква Г Кто справляется в полет,

Стоит подобно кочерге. В клюве веточку несет?

    Дифференциация Г-К.

а) Дифференциация Г-К в слогах.

1) Прочитайте слоги, записанные на таблице:

КА

ГА

КО

ГО

КУ

ГУ

КЫ

ГЫ

КЕ

ГЕ

КЮ

ГЮ

КИ

ГИ

КЯ

ГЯ

АКА

АГУ

АКЫ

АКИ

АГИ

АКЯ

2) Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слова.

КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.

КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.

3) Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ГО-КО-ГО КО-ГО-КО КУ-ГУ-КУ

б) Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-направо, а затем наоборот.

Что получилось?

КОМОК

КАЗАК

КОТУ ТАЩАТ УТОК

ГОРИ ПИРОГ.

2) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики, разными пастами.

Лист бумаги по утрам На дворе переполох:

На квартиру носят к нам, С неба, сыплется горох,

На одном таком листе Съела шесть горошин Нина,

Много разных новостей (ГАЗЕТА). У нее теперь ангина (ГРАД).

Ящик на коленях пляшет Я под шапкою цветной.

То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ). На ноге стою одной,

У меня свон повадки,

[Закутан ребенок в сто пеленок Я всегда играю в прятки.

(КАПУСТА). (ГРИБ).

Не зверь, не птица, Злая, как волчица,

Носок как спица, Жжется, как горчица!

Летит - кричит, Что за диво?

Сядет - молчит (КОМАР). Эта же... (КРАПИВА).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).

3) Сравни» пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

Устно составьте предложение с каждым словом.

ГОРКА-КОРКА ГОСТИ-КОСТИ

4) Предупредительный диктант. Логопед рисует на доске, схемы слов, над соответствующим словом надписывает букву Г или К. После того, так ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

ГЛАВНЫЙ, ГРУЗДИ, СКАЛКА, ГРЕЛКА, ГЕОГРАФИЯ, ТЕЛЕГА, ГЛУБОКИЙ, ГОСТИ, ГРАЧИ, КАРАНДАШИК.

в) Дифференциация Г-К в предложениях.

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собак, крыльцом.

Грелась, на, годика, солнышко.

Колхозники, в, складывать, сено, стог.

Дорога, усыпана, вся, галькой.

Под, согнулись снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения.

г) Дифференциация Г-К в связной речи.

Прочтите сказку.

«Как варить компот»

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

«Слушайте все, я прочитал, в старой книге, как сварить компот?»

«Ну и как же его варить?».

«Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной» Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем развел костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой. Чсрез некоторое время он позвонил в колокольчик:

«Готово? Кушайте на здоровье?»

Попробовали друзья, плюются:

«Компот называется? Сам ешь?»

«Почему же так невкусно получилось» - мрачно размышлял кот.

Вопросы:

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая вам буква чаще встречалась К или Г?

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

    Кто жил во дворе?

    Что сообщил друзьям кот?

    Что принесли животные коту для компота?

    Понравилось ли друзьям угощение кота?

А теперь перескажите содержание сказки.

    Итог занятия . Чему научились на занятии?

Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

Ребенок. Гуси, куры.

Педагог. Как их можно назвать одним словом?

Ребенок. Птицы.

Педагог. Какие это птицы?

Ребенок. Домашние.

Педагог. Почему?

Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

Педагог. Как кричали гуси?

Ребенок. Га-га-га.

Педагог. Как кричали куры?

Ребенок. Ко-ко-ко.

Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

Ребенок. Со звука [г].

Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

Ребенок. Со звука [к].

Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] - звонкий, [к] - глухой.

Напоминаем!

Звук [г] - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку - чувствуется вибрация.

Проверь себя! Сравни звуки,

  • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание - это звонкий звук, если дро­жания нет - глухой.
  • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

Слоги:

га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

Задание 5. Повторение словосочетаний с четким прогова риванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

га - га - га - вышли гуси на луга;

ка - ка - ка - наша елка высока;

го - го - го - не увижу никого;

ко - ко - ко - по теченью плыть легко;

гу - гу - гу - много пчелок на лугу;

ку - ку - ку - Катя сыпала муку.

Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Гоша катается на катке.

Коля любит есть галеты.

У Кати в косе голубой бантик.

Пол выложен голубой плиткой.

Крупная гусеница сидит на кусте.

Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

Мама купила попугая.

Катя пасла гусей.

У Кати на полке нитки, иголки.

Голубь клюет клюкву.

Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Покатил Костя к Гоше в гости.

Клава клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Шлепают гуськом

Гусак с гусаком.

Голубь, гусь и галка -

Вот и вся считалка.

У елки иголки колки.

На дворе - галка,

На берегу - галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Мне купили в магазине

Голубой костюм и синий,

Юбку в складку и в горошек,

И красивые сапожки.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно -
Стало заиньке темно.

К. Чуковский

Гусь гогочет и гогочет.

Не пойму, чего он хочет?

Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

Задание 10. Пересказ.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды - в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Задание 11. Пальчиковая игра .

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

распускающийся цветок.

Окружает все забор. Пальцами показать забор.

За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

как ворота отрываются.

К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху.


Top