Снаряжение немецких десантников

Оригинал взят у kartam47 в Критская операция. Успешное применение воздушного десанта! (фоторассказ)

Сражение на Крите (в немецких планах — операция «Меркурий») — стратегическая

десантная операция Германии в ходе Второй мировой войны. Сражение за Крит


Немецкие парашютисты у транспортного самолета Юнкерс Ю.52 (Ju.52) перед началом операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита) .

Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооружённых сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря.
Окончилась оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) буксируют планеры DFS 230 во время первого дня проведения операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). На фотографии запечатлен полет Западной десантной группы (кодовое наименование «Комета»). Ее целью был захват аэродрома Малеме и подходов к нему.

Вторая волна немецких парашютистов группы «Марс» из состава 7-й воздушно-десантной дивизии десантируется восточнее города Ретимнон во время операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). В задачу группы «Марс» (Центральная группа) под командованием генерала Зюсманна входил захват городов Ханья и Ретимнон.

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) производят выброску десанта на Крит.


Пилоты 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры люфтваффе (7.(F)/LG 2) совещаются после вылета во время операции «Меркурий». Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.


Пилот немецкого истребителя Мессершмитт Bf.110C-5 из 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры (7.(F)/LG 2) после бевого вылета. Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.

Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть своё отношение к этому роду войск.

Группа немецких парашютистов идет по улице греческой деревни на Крите.

Основным вооружением немецкого десантника был карабин Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов вместо карабина были вооружены пистолет-пулемётом MP-38 или МР-40. Каждое отделение имело в своем распоряжении ручной пулемёт MG-34. Недостаток более тяжёлого вооружения немецкие технические и военные специалисты попытались компенсировать новинкой — 75-мм безоткатным орудием LG 40. При весе в 130 кг оно было в 10 раз легче немецкого 75-мм полевого орудия при всего на треть меньшей дальности стрельбы.

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали парашюты разных цветов, чтобы обозначить контейнеры с различными грузами: личным оружием, тяжёлым оружием, боеприпасами. Безоткатные орудия LG 40 сбрасывались на специальных связках из 3 парашютов.


Группа немецких парашютистов на Крите. Позируют перед объективом.


Немецкие парашютисты и пролетающие над ними транспортные самолеты Юнкерс Ю-52 в районе высоты №107 на Крите. Высота №107 в районе аэродрома Малеме была одной из важнейших опорных точек союзников, за которую шли ожесточенные бои. 21 мая высота была захвачена немцами.

В отличие от парашютистов большинства других стран, немецкие парашютисты прыгали без карабинов и пулемётов (десантники, вооружённые MP-38/40, покидали самолёт с оружием, так как компактность позволяла крепить его под подвесной системой парашюта), которые сбрасывалось отдельно — в контейнерах.


Трое немецких парашютистов вынимают оружие из контейнера после высадки на Крите.


Немецкие парашютисты несут контейнеры (Fallschirmjäger Abwurfbehälter) со снаряжением по дороге на Крите.

Для удобства транспортировки по земле, данные контейнеры были снабжены специальными колесами и ручками (частично видны на фото).

Конструкция немецкого армейского парашюта была очень надёжна, но не позволяла управлять направлением полёта, и десантники нередко приземлялись вдали от своего вооружения.
В эти моменты они могли рассчитывать только на личное оружие — пистолеты и ручные гранаты, которыми набивали объёмные карманы десантных комбинезонов. Многие парашютисты были убиты именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.

Могилы немецких парашютистов на Крите.


Итальянские морские пехотинцы у 8-мм пулемета Breda M37 после высадке в Ситии на Крите.

Командир боевой группы «Орион» (FJR-1 и II./FJR-2 из состава 7. Fliegerdivision) оберст парашютных войск люфтваффе Бруно Бройер (Bruno Oswald Bräuer, 1893—1947, слева) во время боев на Крите.


Немецкие парашютисты конвоируют британских пленных по улице города на Крите.

Немецкие парашютисты обыскивают пленных британских солдат на Крите.


Немецкие парашютисты проходят мимо убитых на Крите британских солдат.

Колонна британских пленных под конвоем немецких парашютистов на Крите .

Парашютист 3-го батальона 7-й немецкой дивизии у тел расстрелянных жителей деревни Кондомари на Крите.

Немецкие парашютисты на отдыхе в оливковой роще на Крите.

Немецкие парашютисты в трофейном британском автомобиле Morris-Commercial CS8 на Крите.

Немецкие парашютисты на мотоцикле у разбитого немецкого военно-транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju-52, бортов номер 1Z+BA) на аэродроме Малеме (Malemes) острова Крит.

Снимок с воздуха аэродрома Малеме на Крите, захваченного немецкими войсками в ходе операции «Меркурий». Фотография сделана с немецкого транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju.52). На земле видны разбитые и целые немецкие транспортники Ю-52 и пикирующие бомбардировщики Ю-87 (Ju.87).

Немецкие десантники ведут бой в городе Ханья (Χανιά, Chania) на острове Крит.

Немецкие парашютисты на отдыхе в перерыве между боями на Крите.


Немецкие парашютисты в бою с частями союзников на Крите.

Захваченный немецкими войсками британский военный палаточный лагерь в районе города Ханья на Крите

Пленные британские солдаты под конвоем немецких парашютистов на Крите.


Немецкий грузовик проезжает мимо колонны британских военнопленных на Крите.

Немецкие солдаты в трофейных британских грузовиках на Крите.

Командир 5-й немецкой горнострелковой дивизии генерал-майор Юлиус Рингель (Julius Ringel) награждает железными крестами солдат и офицеров из числа своих подчиненных, отличившихся во время операции по захвату Крита.

Вид на бомбежку кораблей у побережья Крита.

Британский ВМФ потерял в битве за Крит (исключительно от действий авиации): три крейсера, шесть эсминцев, 10 вспомогательных судов и более 10 транспортов и торговых судов. Также были повреждены три линкора, авианосец, шесть крейсеров, 7 эсминцев.

Потери союзного греческого флота не уточнены.

Британские ВВС потеряли 46 самолётов.

Люфтваффе потеряло 147 самолётов сбитыми и 73 в результате аварий (в основном транспортные).

Британская армия потеряла большую часть дислоцированных на острове военнослужащих

Греческая армия после операции практически перестала существовать.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.

Само понятие воздушно-десантной операции всегда ассоциируется с немецкими парашютистами, первые части которых возникли в 1935 году, когда специальное подразделение прусской полиции (Landespolizeigruppe Hermann Goering) стало ядром будущих воздушно-десантных дивизий. Но собственно германские воздушно-десантные силы, внесшие столь заметный вклад в кампанию 1939-1945 годов, появились лишь 26 апреля 1936 года, когда в небольшом городке Стендаль была учреждена парашютная школа, из 600 курсантов первого выпуска которой был сформирован 1-й воздушно-десантный батальон Люфтваффе (ВВС). Примерно в то же самое время и вермахт (германская армия) не преминул учредить собственную воздушно-десантную роту, которая с ноября 1938 года стала 2-м воздушно-десантным батальоном и также перешла в подчинение Люфтваффе. В 1939 году батальоны были преобразованы в полки, объединенные в 7-ю воздушно-десантную дивизию под командованием генерала Стьюдента.
Германский воздушный десант (Fallschirmjager) не принимал участия в польской кампании, зато уже в апреле 1940 года был выброшен над Данией и Норвегией для захвата и охраны взлетно-посадочных полос. Но тогда мир еще не оценил в должной мере эффективность нового рола войск. Это случилось несколько позднее, после одной из самых ошеломляющих операций, когда 85 немецких десантников на планерах захватили бельгийский форт Эбен-Эмаэль, считавшийся совершенно неприступным.
20 мая 1940 года началась одна из крупнейших воздушно-десантных операций второй мировой войны, в ходе которой более 8000 немецких парашютистов 7-й воздушно-десантной дивизии высадились на укрепленный и обороняемый союзными войсками остров Крит. Остров удалось захватить, но цена победы оказалась ужасающей - 4500 погибших десантников. Командовавший операцией генерал Стьюдент назвал Крит «братской могилой немецких парашютистов».
Зимой 1941 года 7-я воздушно-десантная дивизия была развернута на Ленинградском фронте, и именно здесь в кровавой каше затерялись последние из героев Крита. Весной 1942 года после переформирования часть стала именоваться 1-й воздушно-десантной дивизией и перешла под контроль верховного командования, 3-й и 4-й ее полки, переброшенные на Сицилию, чтобы воспрепятствовать высадке там союзных войск, сражались на Салернском плацдарме. 2-я дивизия, спешно сформированная в марте 1943 года в Реймсе, тогда же под командованием генерала Стьюдента отправилась в Италию. 11 сентября одна из рот ее учебного батальона вместе с отрядом коммандос Скорцени освободила Муссолини из заключения в отеле Сан-Грассо.
1-я воздушна-десантная дивизия, оставшаяся после сражений под Салерно в Италии, развернулась на линии Густава. Потеряв в сражениях и под бомбежками до девяти пятых своего состава, десантники удерживали монастырь Кассино до 17 мая, где получили Приказ отступить вслед за остатками других частей. 6 июня 1944 года, когда союзники высадились в Нормандии, 3-я и 5-я воздушно-десантные дивизии были Лереброшены ю Францию, где 3-я заняла позиции у Сен-Ло, а 5-я - между Мортанем и Аржантаном. К 11 июня для усиления обороны Бреста из России была подтянута и 2-я воздушно-десантная дивизия. Переформированная после нормандских сражений, она попала в Рурский котел, где сражалась до капитуляции Германии в мае 1945 года.
В декабре 1944 года 3-я и 5-я дивизии приняли участие в последнем гитлеровском наступлении в Арденнах, где под Бастонью противостояли своим американским коллегам из 101-й воздушно-десантной дивизии. Еще один подобный боевой контакт случился, когда немецкие десантники были сброшены над Германией, чтобы воспрепятствовать планам союзных войск форсировать Рейн.
В послевоенные годы германские воздушно-десантные части начали воссоздаваться лишь в 1956 году, спустя год после возрождения немецкой армии, сперва в виде бригады, разросшейся вскоре до размеров дивизии. В 1958 году дивизия эта заняла свое место в структурах НАТО. В настоящее время дивизия состоит из 25-й, 26-й и 27-й бригад плюс одна резервная. Каждая бригада состоит из четырех батальонов, батальон - из пяти рот. В состав дивизии входят также три специализированные роты, практически идентичные аналогичным формированиям американских рейнджеров и с теми же функциями. В годы «холодной войны» перед воздушным десантом («Luftlande») ставились чисто оборонительные задачи. В случае начала войны германские десантники должны были задержать продвижение дивизий Варшавского пакта в глубь территории стран НАТО. Воздушно-десантную подготовку имеют также другие служашие Люфтваффе и боевые аквалангисты германского ВМФ.

Вооружение немецких парашютистов времен второй мировой войны

В любой армии мира парашютные подразделения или воздушно-десантные войска - это элита вооруженных сил. Вокруг них создан ореол непобедимости, храбрости. Эти подразделения формируются в основном из добровольцев, которые проходят через сито жесточайшего отбора по своим физическим и психологическим кондициям. Элитность десантников подчеркнута буквально во всем: в специальной экипировке, в вооружении, в названии, наконец.

Парашютисты Германии проходили серьезную и достаточно разностороннюю подготовку. Только после совершения шести прыжков десантнику выдавался нагрудный знак, символизирующий принадлежность к элите германской армии - парашютно-десантным подразделениям.

В экипировке парашютистов отличий от обычного пехотинца было еще больше, чем в вооружении. В первую очередь это касается шлема. При разработке парашютного стального шлема использовались данные, полученные при разработке стального шлема образца 1935 года и испытаний под кодовым названием «Вулкан фибер» (Vulcanfiber), которые проходили в 1933-34 гг.

Первая модель парашютного шлема получилась путем обрезания полей каски М35. Она имела дополнительные прорези для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Эта модель шлема начала выпускаться в 1936 году. Она красилась в серый цвет и имела две декали по бокам. С левой стороны это был летящий кондор, держащий свастику (эмблема «Люфтваффе»), а справа - германский триколор - черный, белый, красный. На каски появившихся в 1937 году армейских парашютно-десантных подразделений наносилась эмблема в виде армейского орла.

Однако парашютистов не удовлетворила надежность крепления подшлемника (использовался подшлемник обр. 1931 г.), который фиксировался в каске при помощи трех кнопок. Бывали случаи, когда во время прыжка потоком воздуха шлем просто срывало с головы парашютиста и он, теряя каску, приземлялся в одном подшлемнике. Это заставило немцев в 1937 г. модернизировать и шлем, и подшлемник. Из шлема была удалена прорезь для ношения в полевых условиях, вместо трех кнопочных креплений подшлемника были введены четыре отверстия под болты, в самих болтах имелись вентиляционные отверстия. Со временем крепежные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медные, позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. Ремни каски регулировались по длине, а в подшлемнике появилась прослойка из пористой резины.

После появления второй модели каски парашютиста первая модель либо изымалась из войск, либо в нее ставился модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Интересно, что согласно инструкции «Люфтваффе» от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами. На сегодняшний день первая модель имеет огромную коллекционную ценность. Цена таких касок в каталогах достигает нескольких тысяч долларов. Достаточно редко встречается и вторая модель шлема с армейской декалью (сидящий орел с опущенными крыльями), так как такими касками был экипирован только один батальон, причем к 1 июня 1938 г. новое пополнение батальона уже имело на каске декаль «Люфтваффе», а с 1 января 1939 года армейский парашютный батальон был включен в состав «Люфтваффе».

В 1940 году изменения коснулись конструкции кожаного подшлемника, который выполнялся из цельного куска овечьей кожи. Теперь его стали кроить из двух частей, а в качестве материала стало возможным использовать свиную кожу.

Боевые действия в Голландии и Бельгии показали необходимость изменения окраса касок. Мокрая каска давала легко заметные блики, поэтому в соответствии с приказом от 12 июня 1940 г. стальные шлемы стали краситься в серо-голубой цвет, при этом краска смешивалась с песком и поверхность каски становилась шероховатой. Тем же приказом была отменена декаль триколора и был введен матерчатый камуфлированный чехол с шестью крючками для крепления на каске.

Для того, чтобы стропы парашюта при десантировании не цеплялись за экипировку, парашютисты перед прыжком одевали прыжковый комбинезон. Парашютный комбинезон выполнялся из прочной хлопчатобумажной ткани. Первый образец комбинезона десантников сухопутных войск был зеленого цвета. Он не имел отложного воротника и застегивался на две разъемные молнии, которые шли параллельно вдоль груди. С правой стороны груди нашивался орел - эмблема сухопутных войск. Парашютисты называли этот костюм «мешком для костей».

Комбинезон парашютистов ВВС отличался наличием отложного воротничка и коротких штанин. Вместо карманов сделаны прорези, через которые можно было попасть в брючные карманы. На груди вышивалась эмблема ВВС (пикирующий кондор). После 1940 года на комбинезонах появились разные варианты карманов (до этого их не было вообще). Большинство комбинезонов имели один нагрудный карман. А, например, во время операции на Крите парашютисты были одеты в комбинезоны, имевшие четыре кармана: два нагрудных и два набедренных.

Брюки парашютистов были серо-зеленого цвета, имели два боковых и два набедренных накладных кармана. С брюками носился обычный поясной ремень с пряжкой «Люфтваффе». Под коленями имелись прорези для фиксации накладных наколенников. На правой ноге ниже колена имелся карман для стропореза.

В состав экипировки парашютиста входили специальные прыжковые ботинки на толстой резиновой подошве. На первых моделях шнуровка находилась с внешней стороны ботинок, а после 1940 года стали выпускаться ботинки, которые зашнуровывались обычным способом - спереди. Сами ботинки были черными, но позже стали коричневыми.

Десантировались парашютисты в перчатках и с налокотниками. Перчатки парашютистов изготавливались из черной кожи и имели длинные эластичные манжеты, в которые для надежной фиксации на запястьях были вшиты стальные пружины. Применение наколенников и налокотников было обусловлено особенностями парашюта, который обеспечивал большую скорость снижения, причем подвесная система была сконструирована таким образом, что парашютист после раскрытия купола занимал не вертикальное положение, а был как бы наклонен вперед. Поэтому при приземлении десантник ударялся об землю коленями и локтями. По-видимому такое положение парашютиста было необходимо для уменьшения его проекции, видимой с земли, что затрудняло попадание в него. Большая скорость снижения должна была сократить время пребывания парашютиста в воздухе и, тем самым снизить вероятность его поражения. Купол парашюта выдергивался фалом (вытяжной парашют отсутствовал). Применение фала сокращало время раскрытия парашюта и позволяло прыгать с минимальных высот (от 60 метров).

Под комбинезоном парашютиста располагались специальные подсумки, которые перекидывались через шею и нижними концами крепились к поясному ремню. На них в 12 карманах могли размещаться 20 винтовочных обойм (100 патронов). Подсумки для парашютной винтовки FG42 по конструкции практически не отличались от винтовочных, но имели 8 карманов для магазинов к FG42. Подсумки под МР40 были рассчитаны на 3 магазина. На шею же вешался прорезиненный мешок, в котором размещался противогаз. Кроме того, на груди парашютиста крест-накрест вешались два матерчатых чехла для гранат М24. Каждый из них вмещал 3 гранаты. Парашютисты в шутку называли чехлы «спасательным жилетом».

На поясном ремне располагалась пистолетная кобура. Позже из-за того, что сразу после приземления пистолет было очень трудно достать из-под комбинезона, кобуру стали пришивать к комбинезону. Сзади на поясной ремень вешались фляжка, сухарница и штык с саперной лопатой. В зимнее время применялись стеганые костюмы и вязаные подшлемники. Костюм был светло-серого цвета (оборотная сторона - белая) одевался под прыжковый комбинезон.

Отношение десантников к своей форме было исключительно уважительным. Подчеркивая свою исключительность, принадлежность к элите вооруженных сил парашютисты не снимали прыжковые комбинезоны ни на парадах, ни на учениях, ни на фронте. Случалось так, что даже награды парашютисты получали в комбинезонах. Кроме того парашютисты нашивали на прыжковый комбинезон памятные нарукавные ленты, которые по уставу должны были носиться на кителе. Немецкое командование не препятствовало этому, так как все это повышало престиж десантных войск.

Информация отсюда.

Воздушно-десантные войска Вермахта более других военных структур гитлеровской Германии овеяны мифами. О воздушных десантах на Восточном фронте упоминается и в художественных книгах, и в научно-популярных. В фильмах о Великой Отечественной войне не раз показаны массированные немецкие парашютные десанты.

И хотя в нынешнее время достаточно источников, чтобы узнать о реальной деятельности парашютистов Вермахта, мифы о целой воздушно-десантной армаде в немецкой армии до сих пор распространены среди широкой аудитории.

Крупная воздушно-десантная операция во Второй Мировой войне Германией была проведена лишь однажды. В 1941 году на Крите. До этого было ещё несколько операций в Норвегии, Бельгии, Греции. Согласно ранним советским источникам, на Крите высаживалось три дивизии парашютным способом и две дивизии посадочным. Но на самом деле вся операция проводилась силами одной-единственной немецкой 7-й авиационной дивизии. В дивизии было три парашютных полка, и советские историки, возможно, просто спутали полки с дивизиями. Тем более, что планировался ещё и посадочный десант на Крит силами 5-й горнопехотной дивизии, в которой как раз и было два полка.

Воздушно-десантные войска Вермахта состояли из одной дивизии, для десантирования парашютным способом - это была 7-я авиационная, и одной дивизии для десантирования посадочным способом - 22-й воздушно-десантной. 22-я дивизия отличалась от обычных пехотных соединений тем, что личной состав был обучен быстро покидать транспортные самолеты после посадки. И когда 22-я дивизия не смогла принять участие в высадке на Крите, её легко заменили другой, оказавшейся поблизости.

Специально для Критской операции был сформирован штурмовой десантный полк, личный состав которого должен был высаживаться с планеров. После Крита полк воевал как обычная пехота. Для планируемого захвата острова Мальта в 1942 году, сформировали 1-ю парашютную бригаду, но воевать ей пришлось в Северной Африке в качестве обычной пехотной.

На советско-германском фронте воздушные десанты не применялись никогда. 7-я авиационная дивизия действительно была отправлена на Восточный фронт после того как восстановилась от потерь на Крите, но воевала тоже как обычная пехота.

История немецких парашютных войск этим не исчерпывается. С 1943 года было сформировано одиннадцать парашютных дивизий, воевавших на всех фронтах.

Но особенностью всех этих частей, соединений и даже объединений было то, что десантировать их никто и не планировал. Их появление было связано с наличием в составе немецких военно-воздушных сил большого количества неиспользуемого персонала, из-за огромных потерь в самолетах. А на фронте нужна была пехота, которой не хватало. Разумно было бы передать освободившихся людей в сухопутные войска, но командующий Люфтваффе Геринг захотел иметь свою сухопутную армию.

Сначала из аэродромных техников, связистов, охранников, зенитчиков были сформированы авиаполевые дивизии, которые оказались совершенно небоеспособными. Но негативный опыт с авиполевыми дивизиями не отменил идею Геринга, и началось формирование новых соединений, которые назвали парашютными, точнее парашютно-егерскими. Название это говорило не о возможности десантирования, а о том, что они организационно входят в состав Люфтваффе. Пехотой не ограничились, и были сформированы даже парашютно-танковая и парашютно-моторизованная дивизии.

Первые дивизии формировались на базе уже существовавших: 7-й дивизии,1-й парашютной бригады, штурмового полка и других отдельных частей, и могли считаться элитными соединениями. На фронте эти дивизии проявили себя хорошо, что было оценено и противником. Остальные соединения формировались уже из самого разного контингента и по своему уровню к элите не относились.

В 1944 году была сформирована парашютная армия, воевавшая на Западном фронте. Но, в отличие от англо-американской 1-й воздушно-десантной армии, которая проводила операции по высадке стратегических воздушных десантов, немецкая Fallschirm-Armee сражалась только на земле. И входили в состав этой армии самые разные соединения и части, как парашютных, так и обычных полевых войск.

Во Второй Мировой войне Вермахт формально создал парашютные войска, по своей численности уступавшие только советским. Но никакого отношения к настоящим воздушно-десантным войскам они не имели. Не было в них ни специальной техники и вооружения, не было военно-транспортной авиации, и не было даже парашютов.


Top