Да не оскудеет рука дающего

    Дающаго рука не оскудѣетъ. Ср. Дающій нищему не обѣднѣетъ. Пр. Сол. 28, 27. Ср. Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей предъ нищимъ братомъ твоимъ. Второз. 15, 7. См. Да оскудеет рука моя …

    Ср. Дающий нищему не обеднеет. Пр. Сол. 28, 27. Ср. Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Второз. 15, 7. См. да оскудеет рука моя …

    Дающего рука не оскудеет. Рука дающего не оскудевает. См. ТОРОВАТОСТЬ СКУПОСТЬ …

    - (клятва) Ср. О, будочники и всех сортов квартальные доброго старого времени! Да оскудеет рука моя, если она напишет недоброе слово о вас! Салтыков. Сборник. Похороны. Ср. Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Псалт. 136, 5. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Да оскудѣетъ рука моя (клятва). Ср. О, будочники и всѣхъ сортовъ квартальные добраго стараго времени! Да оскудѣетъ рука моя, если она напишетъ недоброе слово о васъ! Салтыковъ. Сборникъ. Похороны. Ср. Если я забуду тебя, Іерусалимъ забудь меня… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Оденем нагих, обуем босых; накормим алчных, напоим жадных, проводим мертвых заслужим небесное царство. Кто сирых напитает, тот Бога знает (или: того Бог знает). Одной рукой собирай, другою раздавай! Одной рукой жни, другою сей! Дающего рука не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Или оскужать, оскудить что, умалить, убавить количество. Земля оскудит изношения своя. | кого, убожить, заставить беднеть, нищать и скудаться чем, нуждаться в чем. Оскудевать, оскудеть или оскудать, беднеть, нищать, убожеть, становиться скудным,… … Толковый словарь Даля

    1. ДА, частица. 1. Выражает согласие при ответе (противоп.: нет). Вы здесь? Да. Меня звали? Да. Мы где то встречались? Да, безусловно. Люблю ли я эту женщину? Да, и тысячу раз да. // Подтверждает ранее высказанное; действительно, совершенно,… … Энциклопедический словарь

    СКУДЕТЬ, ею, еешь; несовер. (книжн.). Становиться скудным, бедным, скуднее, беднее. Запасы не скудеют. С. разумом кто н. (неумён, несмышлён). | совер. оскудеть, ею, еешь. Не оскудеет рука дающего (афоризм). | сущ. оскудение, я, ср. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    Одна из главных духовно нравственных основ Святой Руси. Суть его заключалась в преобладании духовно нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами. В душе наших предков, прежде всего крестьян, жило чувство справедливости,… … Русская история

Книги

  • Оставь свой след. Как построить компанию, которая меняет мир к лучшему , Блейк Майкоски. О чем эта книга Автор этой книги - основатель обувной компании TOMS. Она знаменита не только своей обувь, но и тем, что за каждую проданную пару она дарит пару детям бесплатно. При этом…
  • В мире бизнеса: Сценарии документальных телефильмов. Книга 3 , В. Дунаев. Так называется серия телевизионных фильмов-расследований известного политического обозревателя Центрального телевидения Владимира Дунаева. В третью книгу вошлисценарии, рассказывающие об…

Часть 1.
Не оскудеет рука дающего...

Как-то, после двухлетнего молчания, мне позвонил друг Вадик и попросил до завтра пресловутую штуку баксов, необходимую просто позарез. Вадик, без преувеличения, - прекрасный, талантливый и высокоинтеллектуальный человек, в свое время он мне много помогал. Мы поговорили за жизнь, но денег я ему не дал, несмотря на то, что они у меня были. Вы меня осуждаете?

Дело тут вовсе не в жадности. Да, мне было стыдно отказать другу, но, хорошо зная его, я понимал, что с тысячей долларов можно будет попрощаться навсегда или, по крайней мере, очень-очень надолго - пока Вадик не получит миллионное наследство внезапно обнаружившегося и сразу скончавшегося австралийского дедушки. Недешевый подарок, особенно, если учитывать, что его день рождения миновал полгода назад. Валере, другому моему другу (который в долг у меня никогда не брал), я легко дал бы взаймы и большую сумму, и не только для "позарезного" дела, но, например, на покупку золотых часов Longines. Просто я уверен в том, что он отдаст мне деньги день в день (или даже раньше, если я попрошу) и мне никогда не придется гоняться за ним с томагавком.

К сожалению, даже самый замечательный парень, с которым готов штурмовать Эверест и в разведку идти, может оказаться профессиональным "невозвращенцем". Для того чтобы не обжечься, существует универсальное правило: прежде чем дать взаймы приятелю, - узнай его именно с этой стороны.

"Долгами жил его отец... И разорился, наконец". Судьба отца Онегина ждет всех заправских должников, но это не мешает им облапошивать за свою "карьеру" не один десяток великодушных простаков.

Возможно, новый приятель, только что оказавший тебе неоценимую услугу (подумай - а настолько ли она неоценима?), исповедует достаточно распространенную концепцию жизни в долг - что не заработаю, возьму в долг, что не возьму в долг, то украду. Радужные поначалу отношения могут превратиться в затяжное выбивание долгов. Должник поначалу будет просто не замечать твоих первых скромных намеков ("Вась, у меня сейчас с деньгами туго... Как там насчет нашего... ну, помнишь?"), потом, когда ты, наконец, открыто попросишь вернуть долг, будет постоянно переносить дату выплаты, аргументируя это всем чем угодно: от внезапного увольнения с работы до затрат на похороны прабабушки внучатого племянника. Вечная песня - "да, конечно, я помню, хочу отдать, но сейчас просто нету, подожди недельку" - постепенно перерастет в игру в человека-невидимку: твоего должника нигде нельзя будет поймать. Он только что вышел, еще не подъехал, заедет после обеда на пять минут, живет у приятеля, у которого нет телефона, и т.д. и т.п. Его мобильный будет переключаться на голосовую почту или отвечать, что абонент временно недоступен, а домашний телефон (после попискивания определителя номера) терзать слух длинными гудками. Некоторые шифрующиеся личности общаются с миром исключительно при помощи автоответчика, а при случайной встрече в буквальном смысле делают ноги, на ходу выкрикивая нечто вроде: "Оставил включенным утюг и воду! Бегу! Пожар, наводнение! Я тебе позвоню!"

Отдельная история - алкоголики и наркоманы. Финансовых отношений с таким человеком надо избегать, даже если это великая, но заблудшая и падшая душа. Для таких окружающий мир (и ты в том числе) является лишь средством утоления своей мании, а для этого все средства хороши. Для того чтобы не попасть, достаточно просто не спешить, руководствоваться соображениями здравого смысла и взять на вооружение эти советы.

Проверь человека.

  • Метод первый. Он просит у тебя приличную сумму денег. Ты говоришь, что тебе надо подумать, а сам в разговоре с людьми, которые его знают, невзначай упоминаешь о его просьбе. Если он успел отличиться на долговом фронте, тебя "по секрету" предупредят.
  • Метод второй (когда узнать не у кого). Ты говоришь, что таких денег у тебя нет, но ты можешь дать, предположим, сто рублей. Он либо отказывается (скорее всего, если ему нужна конкретная сумма для конкретной цели, а не просто на жизнь), либо берет. Ты следишь за судьбой своего пробного шара и делаешь выводы.

Если ты все же решил дать в долг человеку, которому не вполне доверяешь, попроси у него расписку о получении денег (речь идет о средних и больших суммах). Если он вдруг заболеет амнезией, расписка будет являться фактическим доказательством (годным даже в суде) того, что вы с ним, по крайней мере, знакомы.
Еще лучше - дай в долг под залог. Залог по стоимости должен превышать сумму долга - тогда у должника не возникнет искушения превратить недвижимость (старый музыкальный центр) в движимость (деньги).
Если должник не может выплатить всю сумму в установленный срок, лучше не переносить всю выплату, а разбить ее на части. При неблагоприятном развитии событий ты вернешь хотя бы часть денег.
Веди учет всех денег, которые ты дал в долг. В большом коллективе практически каждый день кто-нибудь стреляет у тебя на сигареты, обед или бензин. Мелкие суммы в силу своей незначительности имеют одно очень гадкое свойство - безвозвратно испаряться из памяти, причем как у берущего, так и у дающего. Поэтому за год ты можешь раздать стоимость телевизора и стиральной машины в придачу.
Некоторые долги надо уметь прощать. Иногда возникают специфические отношения, при которых просить обратно деньги просто неприлично. Например, должник бесплатно оказал тебе весьма ценные услуги, которые иначе обошлись бы гораздо дороже суммы долга. Или, например, ты расстаешься с девушкой, которая в свое время брала у тебя (с возвратом) на новую шубу. В таком случае забывчивость - не признак рассеянного склероза, а проявление благородства.
Как определить что такое крупная сумма? Ею можно считать половину твоего годового дохода. Именно за такую сумму специалисты по планированию личного бюджета советуют приобретать автомобиль.

Часть 2.
С протянутой рукой

Итак, ты щедро раздавал деньги в долг многочисленным приятелям и радовался их благодарности. Однако все течет, все изменяется. Некогда полноводная река твоих финансов превратилась в жалкий ручеек, теряющийся в проблемах и затратах, а на горизонте, как грозовая туча, возникает необходимость в большой сумме. Тебе нужны деньги, и ты не знаешь, где их взять. Брать придется у того, кто сможет и захочет дать. Однако брать надо тоже умеючи, иначе можно невольно превратиться в героя первой части нашей статьи. Поэтому следи за собой, будь осторожен...

Если ты не собираешься влиться в когорту "невозвращенцев", главное в долге - не умение его взять, а способность отдать. Перед тем как занять энную сумму, реально оцени свои возможности. Из каких источников ты будешь эти деньги возвращать? Если хотя бы один из них сомнителен (войдя в положение, даст злой, но богатый троюродный дядя жены), вся твоя схема возвращения долга построена на авосе и вполне может рухнуть.
Даже если ты уверен в том, что к оговоренному сроку деньги ты собрать сумеешь, всегда надо иметь подстраховочный вариант на случай, если кредитор, попавший в форс-мажорные обстоятельства, потребует досрочной выплаты. Подстраховочный вариант - это человек, который, в принципе, если ну очень нужно, сможет на время перезанять тебе сумму долга или хотя бы большую ее часть.
Имей обоснование. Человек, дающий в долг, должен чувствовать себя благодетелем. Поэтому объясни ему всю безвыходность своего положения и всю безмерность твоей благодарности в случае его помощи.
Не носи все яйца в одной корзине. Если тебе нужна большая сумма, не бери ее целиком у одного человека, а разбей на несколько меньших долгов - так будет проще отдавать. То же касается срока возврата денег - составь график перезаемов. . . . . .
По возможности лучше занимать у близких родственников, даже если отношения у вас не идеальные. Проблемы, обсуждаемые в семейном кругу, решаются более эмоционально, но с менее тяжкими последствиями для организма.
Если деньги нужны действительно позарез, а уверенности в том, что ты сможешь их вернуть, нет - не подставляй людей. Отнеси ненужные вещи в ближайший ломбард, продай любимую машину или гараж. Вещи - дело наживное, а репутацию и уважение окружающих можно потерять в один миг и навсегда.
Возвращать долг надо той же валютой, что и брал, если не оговорено заранее. Если сумма крупная, то желательно купюрами того же достоинства (не меньше) - это правило хорошего тона.

Древняя мудрость учит нас никогда никому не давать в долг и никогда не брать в долг самому. Не верь мудрецам. Они тоже частенько ошибаются. Исаев Роман

Случай этот произошел в советские времена. В одной семье заболел ее глава, а точнее сказать муж для жены и отец для детей. Заболевание подкралось незаметно. Сначала кашель. Надо сказать, что работал заболевший в шахте и потому кашель не считался чем-то необычным. За шахтерами в советское время следили хорошо. Регулярно делали флюорографию, отслеживали, чтобы не было заболевания туберкулеза. Так вот сначала начался кашель. Но этому не придали сильного значения, кто из шахтеров не кашляет. Усиленное питание и кашель проходил. Но затем начались регулярные воспаления легких. И чем дальше, тем чаще и чаще. Наконец, страшный диагноз ‘рак’ легких. Направление в онкоинститут и назначение операции. Небольшое отступление. Семья была атеистической и соответственно приоритетом были материальные ценности. Детям внушалось, что те кто мало зарабатывает, тот лентяй. Тот, кто попрошайничает на улицах — это опустившиеся люди. Помогать им не следует, надо чтобы они работали и зарабатывали себе на хлеб сами. Нельзя сказать, что это были ‘черствые’ люди. Они уважали своих родителей и близких, помогали им и деньгами, и не только. Приучили детей к труду и уважению старших. Но и воспитывали свое превосходство над другими людьми. Старший сын — студент, узнав, что отец лежит в больнице, но, не зная диагноза, решил съездить проведать его. А почему съездить, потому что идти далеко. Города, где учился сын и где лежал в больнице отец, находились в восьмидесяти километрах друг от друга. Что мог взять с собой сын-студент для отца в больницу, живший в общежитии? Практически ничего. Домашней еды не было у него, потому что питался в столовой. Решил взять денег немного, чтобы что-нибудь купить в магазине, и отправился в путь. Где находится больница, сын знал примерно. Приехал на автовокзал и стал спрашивать у прохожих о том, где находится больница. Но прохожие только пожимали плечами. И вдруг видит, что к нему подходит человек, как сейчас сказали бы бомжеватого вида. Первой мыслью у сына, которая промелькнула в голове, была: ‘Сейчас будет деньги просить, не дам’. Но человек подошел и говорит: — Я знаю, где находится больница. Это онкоинститут. Могу показать. ‘Не может быть. Причем здесь онкоинститут? У отца воспаление легких’ -, промелькнуло в голове у сына, не поверившего словам. Он отошел и стал спрашивать у других людей. Но никто не знал о существовании областной больнице в этом районе. ‘Делать нечего придется воспользоваться услугами этого опустившегося человека. Но денег за его услугу давать не буду’, — подумал сын А бомж, назовем его так, наблюдал за молодым человеком, который искал того, кто бы сказал, где находится больница и стоял неподалеку. Когда он заметил, что сын посмотрел на него, то опять предложил помощь: — Больница недалеко находится, пройти надо три квартала. — Ну что же пошли И так пошли два человека, один в недоумении о больнице и своими догадками что с отцом, другой в надежде, что заработает таким образом немного денег. По дороге в больницу бомж рассказывал про свою жизнь, как он когда-то был футболистом, и его узнавали на улицах. А теперь все изменилось. Идти было действительно недалеко и минут через пятнадцать показалась областная онкобольница. Растерянный сын уже подумал, что пора просто поблагодарить и уйти. Но вдруг в голове пронеслось, что надо не просто сказать СПАСИБО, а еще и денег за труды дать. И тут началась внутренняя борьба — Дать денег, а вдруг пропьет и ему будет хуже? Засомневался сын. Но в следующую минуту пронеслась мысль: — Но не мне судить, куда пойдут эти деньги. А затем в голове прокрутились кадры из кинофильмов, где подают милостыню. — Дам денег. Человек помог мне — решил он. В руке запотел металлический рубль, но, потом подумав, сын достал из кармана еще рубль, а затем три рубля и отдал своему помощнику. — Купи что-нибудь себе. — Хочешь, я куплю что-нибудь и твоему отцу, буду за ним ухаживать — Нет не надо — Не переживай, все будет хорошо, — Сказал провожатый и со словами благодарности ушел. Вспоминал ли провожатый и куда он направил деньги — это осталось неизвестным. Но с отцом сына все наладилось. В день операции врачи пришли к выводу, что онкологии нет, и операцию отменили. Отправили на лечение амбулаторно. Через два года была сделана операция, но это был силикоз — профессиональное заболевание шахтеров. Прошло уже более тридцати лет, но отец жив и ведет активный образ жизни. Собирает историю о городе, где он прожил большую часть жизни. Сын окончил институт, женился. У него дружная семья. С тех пор он регулярно подает милостыню, вспоминая тот случай.

Нищие на улицах давно уже стали частью городского интерьера. Мы встречаем просящих подаяния возле храмов, в подземных переходах, у магазинов, в электричках… Это и женщины с детьми или табличками в руках, и мужчины на колясках либо костылях, дети, бомжи, старушки… У нас, горожан, погрязших в кредитах и житейских делах, измученных гонкой за большими деньгами, лишённых сердечной молитвы, их вид вызывает бурю разных эмоций: от жалости и сострадания до брезгливости и негодования. Нас раздражают обычные попрошайки, которые нередко бывают наглыми… Мы даём деньги либо проходим мимо, мысленно оправдывая или объясняя выбранное решение. Что же такое милостыня и как её подавать? Всем ли нищим надо давать поровну? А может, кому-то следует отказать? Помочь разобраться в этих вопросах любезно согласился клирик прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Пронин.

Милостыня -- это выражение нашей христианской любви к Богу, людям, ко всему окружающему. Без любви невозможно спасение. Подавая милостыню с любовью и верой в сердце, понуждаешь себя на добрые дела, которые с годами становятся более совершенными и эффективными. Милостыню надо совершать разнообразно: и словом, и делом, и заботой о ближних (помочь инвалиду и немощному по дому, перейти улицу, поднести сумку). Делать это нужно с радостью, с умом и рассуждением. Святитель Иоанн Злотоуст говорил: «Польза от милостыни обоюдная. Сам Господь Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и даже больше для последних, чем для первых». Святые отцы называют милостыню «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей на небо».

-- А сколько нужно подавать, ведь нередко люди стесняются положить пятьдесят или сто рублей?

Человека не должен беспокоить тот факт, что он оказывает маленькую милостыню ближнему своему. Доброе дело, выполненное с искренностью, кротостью и милосердием, даже незначительное по размеру, всегда высоко ценится Богом, так как является доказательством нашего единения с Господом и исполнением Его заповедей.

-- Не раз замечала, как люди отворачиваются, сердятся или ускоряют шаг, когда видят протянутую руку. Почему они себя так ведут?

Потому, что им стыдно. Знаете, каждому человеку, даже самому жадному и бессердечному, становится стыдно, если его умоляют о помощи, а он отказывает. Не помогать, когда просят, всегда стыдно. Предвижу ваш вопрос, что среди тех, кто просит милостыню, встречается немало обманщиков, никогда не бедствовавших, не бывших калеками, за которых себя выдают, и дома у них не сгорели. Они играют на нашей доверчивости, доброте, отзывчивости и попросту вымогают деньги. Но это не означает, что из-за нескольких мошенников никому не следует помогать! Скажите, вы бы для себя что выбрали: стоять с протянутой рукой или подавать милостыню?

-- Конечно, подать милостыню.

Вот видите, а всё потому, что отдавать намного легче, чем просить. Когда человек отдаёт, он чувствует радость, удовлетворение, он не унижается, а возвышается душой.

-- Отец Александр, насколько мне известно, Церковь выделяет две милостыни -- материальную и духовную. Если с первой всё более-менее понятно, то о второй хотелось бы узнать подробнее.

Сейчас она, к сожалению, менее распространена, хотя нередко бывает гораздо ценнее материальной. Очень жаль, что мы сегодня разучились слушать и слышать, тем самым оказывая друг другу духовную милостыню. Молитва -- одно из важнейших проявлений духовной милостыни. Например, обратилась к вам соседка с какой-то бедой или проблемой, но вы знаете, что не можете оказать ей материальную помощь. Тем не менее, вы способны своё сострадание и соучастие выразить через молитву. Богу ведомо, кто в чём нуждается. Поэтому необязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чём он сегодня нуждается.

Вовремя поданный совет также является духовной милостыней. Если вы поделитесь своим жизненным опытом или просто внимательно выслушаете человека -- это тоже будет духовной милостыней. Любой из нас, попав в сложную ситуацию, особенно нуждается в ласке и внимании. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно даёт положительный духовный импульс, который вдохновляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и духовным подъёмом. Так что милостыня может выразиться в добром слове. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

-- Многие миряне считают, когда даёшь милостыню, Бог прощает все грехи. Неужели это правда?

Откупиться от грехов с помощью материальных подношений невозможно. Так же, как невозможна сделка с Богом и со своей совестью. Грех можно искупить через покаяние, каждодневные молитвы. Покаяние -- это ведь не только «акт сокрушения», но и преображение собственного ума, изменение собственной жизни, труд над собой, жизнь по заповедям. Если Господь увидит, что человек раскаялся и меняет жизнь, то обязательно простит и примет жертву, принесённую от чистого сердца.

-- Бывают случаи, когда для того, чтобы не дать деньги, требуется больше христианского милосердия, чем для того, чтобы дать. Взять, к примеру, пьяниц, которые просят милостыню явно не на хлеб с маслом. Что вы скажете по этому поводу?

-- Универсального ответа на вопрос «дать» или «не дать» нет. Даже среди святых отцов есть разное отношение к милостыне. Некоторые говорят, что главная добродетель -- рассудительность. Если наша помощь потворствует чужой лени, праздности, лукавству, а тем паче пьянству или иной страсти, то эта помощь добра не принесёт. Филарет Милостивый, например, советовал подавать всем, а как человек распорядиться милостыней, -- это дело его совести. Святой Иоанн Злотоуст считал: давать милостыню нужно всегда, даже если видишь, что это пьяница или вор. «Ты ему дай, -- говорил он, -- и он не пойдёт воровать, удовлетворять свои греховные желания». Правда, это было во времена Византийской империи, когда не существовало социальной поддержки, как у нас сегодня. Также в своих трудах он высказал полезную мысль: «Если вы будете рассуждать, кому давать, а кому не давать, то… придёте к тому, что никому давать не будете».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский описал поучительный случай. Как-то ему было вразумление, что он должен дать первому встречному большую сумму. Однажды Иоанн Кронштадтский спешил в приход на утреннюю службу, а навстречу шёл пьяный морской офицер. Батюшка вспомнил вразумление и дал много денег. Спустя некоторое время абсолютно трезвый офицер явился к Иоанну Кронштадтскому и поблагодарил за то, что он спас его от страшного греха
-- самоубийства. Как выяснилось, офицер то ли проигрался, то ли разорился, а у него были жена и дети. В отчаянии он напился и хотел утопиться. Деньги, которые дал священник, спасли ему жизнь.

Так что, если хочешь помочь человеку -- помоги и, прежде всего, его душе, которая должна возобладать над плотью, над страстями.

-- Отец Александр, что бывает, если не подаёшь милостыню?

Господь с нас за всё спросит. Даже в молитвах сказано: мы будем отвечать не только за то, что сделали плохого, но и за то, что не сделали хорошего, когда была возможность. Святой Симеон Новый Богослов говорил: «Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего Суда великой милостыни и снисхождения от Бога». По-моему, лучше не скажешь.

Торгуя совестью пред бледной нищетою, Не сыпь своих даров расчётливой рукою: Щедрота полная угодна небесам. В день грозного суда, подобно ниве тучной, О сеятель благополучный! Сторицею воздаст она твоим трудам. Но если, пожалев трудов земных стяжанья, Вручая нищему скупое подаянье, Сжимаешь ты свою завистливую длань, — Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной, Что с камня моет дождь обильный, Исчезнут — Господом отверженная дань.

А.С. Пушкин

В нашей маленькой церкви на Оливье де Серр в Париже шла воскресная литургия. И вдруг молитвенное состояние прихожан было нарушено необычным шумом, исходящим из трапезной. Староста, стоящая за свечным столиком немедленно бросилась туда, потом мы услышали довольно грубый мужской голос и взволнованные увещевения нашей старосты. Несколько мужчин прихожан кинулись на помощь, так как даже через закрытые двери храма, ст ло ясно, что ситуация может вылится в рукопашный конфликт. В большие окна нашего зала, примыкавшего к церкви, я увидела, как Павел и Марк, под руки ведут через дворик уже известного нам «бомжа».

Не в первый раз, он проникал во время службы на нашу кухню, находил бутылки с красным вином, напивался и начинал дебоширить. Обиднее всего, было то, что мы его всячески подкармливали, помогали деньгами и вообще старались как-то обиходить. Был он кавказской внешности, уже не молод и вряд ли вообще верующий, но наш церковный календарь он знал досканально, потому что в большие праздники приводил ещё и своих друзей. Как-то раз, идя на литургию я увидела, как один из них копается в помойном баке и вынимает из него выброшенную одежду, примеряет на себя, засовывает в мешок... прошло два часа и этот «бомж», вооружившись белой палочкой, изображая слепца вошёл к наш храм. Служба только что закончилась и он натыкаясь на людей и чуть не упав на солею, чётко направился к свечному ящику. «Слепец» видел, что уже начали считать собранные на тарелочку деньги. «Отец Владимир, как быть? Вы же знаете, что он зрячий и всё это театр?» — спросила я. Отец Владимир рассмеялся, и сказал: «Да, конечно знаю и, что они из трапезной вино таскают, тоже знаю. Постараемся и к нему проявить терпение и любовь». Краем глаза, я увидела, как староста уже суёт «бомжу» мелочь, а он внезапно прозрев, начинает её пересчитывать... Грешна, но во мне взыграли чувства нехристианские! И конечно, уже не в первый раз я задалась вопросом: «Как дать милостыню, кому именно? И есть ли в этом смысл? Нужно ли потакать обману, которому частенько подвергаются люди подающие? Или не задавая лишних вопросов и не рассуждая, следовать словам Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Но как поступать с бомжами, с цыганскими детьми? Ведь мы почти наверняка знаем, что есть и «бомжовская мафия» и профессиональные нищие, которые работают на «хозяина». И когда отец Владимир дал мне понять, что и к этому падшему обманщику нужно проявить любовь, я не приняла его слов. Мне было трудно понять, как вот взять и полюбить всякого бродягу, да ещё который тебя же обманывает.

Но тут же я подумала, ведь во всех храмах стоят ящички на которых написано: «на бедных», «на храм», на певчих... да и в конце литургии мы обносим тарелочки. На каких же бедных мы собираем и как выявить «истинных» и «фальшивых»? Да и кто мы такие, чтобы с высоты нашей внешней чистоты, и гордыни, определять «кто есть кто»? Французский философ и ученый Паскаль, писал, что «условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники — это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники — это те, кто чувствуют себя хорошими людьми». Эти люди никогда не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда мало, и нужно её алкать и давать другим.

По жизни я наблюдала, что люди делятся на группы подающих. Одни не раздумывая следуя порыву сердца дают всем просящим. Часто мы видим как в переходах метро, из толпы выделяется человек и на ходу, кидает бумажку или мелочь, сидящему нищему. В этот момент почти в каждом из нас, особенно в тех, кто не подаёт, а проходит мимо, но замечает жест подающего, вскипают противоречивые чувства и мысли: зачем этот человек подал, зря сделал, всё равно пропьют, обманщики, воры, мафия... Некоторые, не хотят подавать пьяницам и нищим, потому что не хотят быть соучастником их падения. Ведь его трудовые денежки, будут, скорее всего, пущены не на хлеб детям и не для «выползания со дна», а на продолжение своей падшей жизни. Вроде как будто ты подаёшь нищему не хлеб насущный, а яд, который с каждым днём разъедает его всё сильнее... Один из моих друзей в России решил помогать беспризорникам. Грязные, битые, нанюхавшиеся клея «Момент», отвязные, их много в больших городах. Как правило, просят «мелочь»... Не только в России, во всём мире государство плохо справляется с ними. Они бегут из детдомов и возвращаются к попрошайничеству под эгидой взрослой бандитской мафии.

Чем им помочь? Мой друг попытался своими силами и малыми средствами как-то пристроить их, общался, вёл беседы, покупал им разное необходимое, проводил с ними время и даже приводил к себе домой. В результате был ими бит и ограблен.

Советский опыт работы с беспризорниками и нищими сводился к их отлавливанию и высылке на 101 км. О работе с детской преступностью и бродяжничеством нам известно по книгам и фильмам «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

В них рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20 годы был автор этих книг А.С. Макаренко. До сих пор слышны голоса в России, что нужно бы ввести именно эту систему воспитания, но никто из защитников этого метода не говорит о жестокости на гране садизма по отношению к этими малолетним правонарушителям. Конечно о душе, вере и Боге там речь не шла, наверняка из воспитанников Макаренко получились верные сталинцы, но... перестали ли они пить, рукоприкладствовать, воровать, предавать, развратничать? Об этом история умалчивает. До недавнего времени сохранялась иллюзия, что с крахом безбожных десятилетий, общество восстанет всей своей духовной мощью. Но большевики выпестовали совершенно нового человека, утратившего всяческие представления о нравственности. Этот человек не верит никому, он не доверяет государству, не видит спасения в Церкви. Моральная деградация общества налицо: преступность, пьянство, наркомания, жестокость, жажда наживы... Мы можем продолжать обличать, но как оздоровить общество?

Милостивое отношение к животным на фоне жестокосердия к тем же беспризорным выглядит странно и это признак сдвинутого сознания общества. Опытные миссионеры, гуманисты, священники, те, кто сегодня во всём мире занимается социальными проблемами, ищут пути. Но как их миссия трудна и неблагодарна!

«Рука дающего, да не оскудеет», — чаще всего эту руку мы не протягиваем, потому что делается обидно за самого себя. Ты дал, он взял, не оценил и пропил... И мы начинаем осуждать его, но не себя. Очень трудно взвалить на себя непомерную ношу, и вероятнее всего не нужно брать на себя этот труд, который выше сил наших. Ведь придётся потом всё бросить и расписаться в собственном бессилии. Такие сверхподвиги иногда заканчиваются трагически. Приведёшь с улицы бродягу, отмоешь, накормишь, поселишь, а он... Ведь большинство этих людей больны психически и физически, они абсолютно асоциальны, и именно вследствии этих причин попадают на улицу, которая даёт им иллюзию свободы и равенства с миром, а потому многие из них отказываются идти в ночлежки и спецдома.

Наверное, нужно помогать по своим силам, Господь обязательно укажет человеку ищущему приложения своего милосердия. И, конечно, отказаться от укоров в адрес этих людей, им и так трудно, а поучения ни к чему не приводят, только вызывают раздражение. Нужны ли им наши советы, наставления и тем более проповеди и душ спасительные разговоры о вере и Боге? Да и советы можно, наверное, давать, и о Боге говорить, но только когда завязыается беседа, разговор по душам, а ведь чаще всего, мы в их глазах выглядим благополучными, а оттого вызываем раздражение и агрессию. Постараемся хотя бы в малом следовать словам: «...Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы Меня приняли; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне...» (Мф.25: 34-40).


Top