Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами. Введение в тему

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Конспект подгруппового логопедического занятия

Логопедическая тема: Дифференциация ш - ж.

Грамматическая тема: Правописание жи - ши.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

Задачи:

логопедические:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости - глухости.

Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.

Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.

коррекционные:

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Развивать диалогическую речь.

воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.

2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.

Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.

II. Повторение:

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:

А, а; У, у; О, о; ы; И, и;

К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.

Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.

(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).

Логопед: Назовите гласные.

Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.

Артикуляционная гимнастика.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(упражнение «Толстячки»)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

(упражнение «Худышки»)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(упражнение «Улыбочка»)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(упражнение «Трубочка»)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(упражнение «Улыбочка»)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

(упражнение «Парус»)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»)

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

III. Основная часть:

Введение в тему:

Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.

(логопед выставляет букву Ш на доске)

Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.

(логопед выставляет букву Ж на доске)

Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

(предполагаемые ответы детей: Ш - Ж)

Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.

Характеристика звуков:

Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):

(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).

Ш Ж

согласный согласный

губы трубочкой губы трубочкой

зубы сближены зубы сближены

тёплая воздушная струя тёплая воздушная струя

[Ш] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.

Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

Упражнение: «Наоборот».

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется - Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).

Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Логопед: Подготовим наши ручки к письму.

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.

Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.

Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?

(предполагаемые ответы детей: одна).

Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: две).

(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).

Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).

Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).

Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?

(предполагаемые ответы детей: У).

Логопед: А в слове ЖИРАФ?

Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?

(предполагаемые ответы детей: нет:

в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ - мягкий).

Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ

(дети повторяют хором за логопедом).

Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?

Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!

Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(со звука [Ш]).

Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).

Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?

(предполагаемые ответы детей: А).

Логопед: А в слове ШИШКА?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

(предполагаемые ответы детей:

по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ - мягкий).

Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука - твердый и мягкий. Есть такие буквы - Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.

Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.

(на доске: ЖИ - ШИ - пиши с И )

Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

Физминутка: Мультимедийная ("Солнышко лучистое").

Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)

Логопед: Повторяем за мной:

жа - жа - жа - жа - мы видели ужа

ша - ша - ша - ша - мама моет малыша

жу - жу - жу - жу - спешим скорей к ежу

шу - шу - шу - шу - Жене я письмо пишу

Ша-ша-ша - У Даши каша.

Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.

Ош-ош-ош - У Миши ковш.

(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).

Работа в тетради.

Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?

(предполагаемые ответы детей: с И).

IV . Итог урока.

Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?

(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ - ШИ.

Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).

Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ - ШИ, разгадаем кроссворд.

1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ёжик)

3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)

5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Дома придумать 5 слов — на букву Ж и 5 слов - на букву Ш.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте: «Звук [Ш] и буква «Ш»»

Пояснительная записка

Все дети с нарушениями речи, обучающиеся в коррекционных школах VIII вида, имеют логопедический психолого-педагогический диагноз - системное недоразвитие речи. Освоение грамоты для таких детей процесс очень сложный. Поэтому, для более прочного усвоения воспитанниками программы, в практике используется метод, когда учитель-логопед проводит фронтальные занятия посвящённые знакомству учащихся с новой буквой и занятия по дифференциации букв, а дальнейшую работу осуществляет учитель начальных классов.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.

Системное недоразвитие речи, III уровень. 1 класс. 35 минут

Темы: образовательная: «Звук [Ш] и буква „Ш“»;

лексическая: «Домашние животные».

Цели: I. Коррекционно - образовательные:

1. Формирование представлений об артикулеме звука [ш].

2. Формирование представлений о букве «Ш».

3. Формирование связи между акустико-артикуляционным образом звука [ш] и зрительным, графомоторным образами буквы «Ш».

4. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слогов, слов со звуком [ш].

5. Обогащение словаря по теме «Домашние животные».

II. Коррекционно- развивающие:

1. Развитие фонематического слуха на материале слогов, слов со звуком [ш].

2. Развитие артикуляторной, ручной и общей моторик.

4. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов - антонимов).

5. Развитие зрительного внимания и восприятия.

III. Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитание гуманного отношения к животным.

2. Воспитание бережного отношения к оборудованию.

3. Развитие речевого навыка внимания к собственной речи и речи собеседника.

Оборудование: 1) схема «Гласный звук»; 2) схема «Согласный звук»; 3) профиль артикуляции фонемы [ш]; 4) схема артикуляции фонемы [ш]; 5) схема характеристики фонемы [ш]; 6) карточка «Буква „Ш“»; 7) игра «Идём по ориентирам»; 8) демонстрационные буквы разрезной азбуки «Ш», «А», «Х», «О», «У», «У», «М»; 9) картинки «Буквоград» № 1, № 2; 10) иллюстрация к стиху «Тили-бом, тили-бом…»; 11) карточка с изображением наложенных друг на друга контуров домашних животных (по количеству детей); 12) полоски бумаги (по количеству детей); 13) счётные палочки; 14) фишки красного цвета по 2 на каждого ребёнка; 15) фишки синего цвета по 2 на каждого ребёнка; 16) конверты (по количеству детей); 17) мяч; 18) картинка «Найди букву «Ша» (по количеству детей); 19) карточка «Лесенка гласных звуков»; 20) буквы разрезной азбуки «М», «а», «ш», «а» по комплекту на каждого ребёнка; 21) картинка для рефлексии «Дерево и птички»; 22) индивидуальные зеркала по количеству детей; 23) картинки с изображением домашних животных или игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики (козлёнок, котёнок, щенок).

Предварительная работа : выучить с детьми стих «Долгожданный дан звонок…», поместить в индивидуальные конверты для учащихся одну полоску бумаги, 2 фишки красного цвета, 2 фишки синего цвета, буквы разрезной азбуки: прописная М, строчные а, а, ш. Разложить на парты карточки (оборудование 11) изображением вниз и подготовленные конверты.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети приветствуют учителя-логопеда стоя, рассказывая стих:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

Учитель-логопед: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране знаний и городу Буквограду.

2. Активизация знаний

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже заселили в свои домики (Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 9, № 1).

Дети: А,О, У, эС, Ха, эМ.

Учитель-логопед: А какие звуки обозначают эти буквы?

Дети: А, О, У, С, Сь, Х, Хь, М, Мь.

Учитель-логопед: Мы их заселили в разные домики: почему?

Дети: Потому что звуки А,О,У - гласные и обозначаются красным цветом, звуки М,С,Х - твёрдые согласные и обозначаются синим цветом, а звуки Мь, Сь, Хь - мягкие согласные и обозначаются зелёным цветом.

Учитель-логопед: А как мы определили, что это гласные звуки, а это согласные?

(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 1, 2).

схема «Гласный звук» схема «Согласный звук»

Дети: Когда произносим гласные звуки, то воздушная струя проходит через ротовую полость (рот) свободно и не встречает препятствия (преграды), а когда произносим согласный звук - воздушная струя встречает преграду.

Учитель-логопед: Молодцы. Всё верно.

Учитель-логопед: Слышите, из красного домика доносится песенка. Давайте споём песенку гласных звуков АОУОА.

(Обор. 19, во время пропевания (тихо-громче-громко-потише-тихо) рукой рисуем в воздухе лесенку, идущую сначала вверх, затем вниз, подчёркивая изменение голоса).

Дети: АОУОА, АОУОА, АОУОА.

4. Специальная артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед: В Буквограде, как и в любом другом городе живут животные: кошки, собаки и другие. Вот козлёнок тянет губки.

(Оборудование 22, 23. Сначала учитель-логопед осуществляет показ картинки или игрушки, затем демонстрирует выполнение упражнения, после чего дети выполняют упражнения перед зеркалом. Упражнения для губ : «Хоботок», «Трубочка», «Рупор» под счёт до 7 каждое).

Упражнения для нижней челюсти :

Учитель-логопед: Покажем козлёнку, как мы умеем открывать и закрывать рот. Сначала немного приоткроем рот и удержим в таком положении - один, два, три, четыре, пять. Теперь широко откроем рот и удержим - один, два, три, четыре, пять. Теперь немного прикроем рот - один, два, три, четыре, пять. А теперь закроем. И всё снова. (Упражнение выполняется 3 раза).

Упражнения для языка :

Учитель-логопед: Вот уставшая собачка, посмотрите на её язычок. Давайте покажем собаке, как язычок умеет отдыхать (упражнение «Лопаточка» под счёт до 7 три раза). А вот котёнок загнул края языка вверх, и получилась чашечка (упражнение «Чашечка» под счёт до 7 три раза). А этот котёнок лакает молоко. Повторим за ним (упражнение выполняется 3-5 раз).

Упражнение на формирование продолжительной воздушной струи :

Учитель-логопед: А вот муха прилетела и села щенку на нос. Нужно её сдуть. Достаньте из ваших конвертов полоску бумаги. Возьмите её за один конец, а второй приложите к носу, как я. Из языка сделаем «чашечку» и подуем. Воздух по языку поднимется вверх и сдует с носа муху, а бумага нам - покажет, правильно мы выполняем упражнение или нет.

(Упражнение выполняется три раза. Учитель-логопед следит за правильностью выполнения детьми всех упражнений).

5. Объявление темы

Учитель-логопед: Сдули муху. Полетела муха над Буквоградом. Летит, летит и слышит такие слова. И вы послушайте, а потом скажите, какой звук вы слышите чаще остальных? У нашшш ей лошшш адки шшш ёрстка цвета шшш околадки.

Дети: Звук [ш].

Учитель-логопед: Правильно, теперь подумайте и скажите (сформулируйте) тему нашего занятия, о каком звуке сегодня пойдёт речь?

Дети: Сегодня мы будем говорить о звуке [ш].

Учитель-логопед: Да. Сегодня мы с вами разберём звук [ш] и познакомимся с буквой, которая обозначает звук [ш].

6. Изолированное произношение звука

Учитель-логопед: Давайте все вместе пошипим, как гусь. Ш-Ш-Ш.

(Учитель-логопед правой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв). Учитель-логопед: Ш-Ш-Ш.

(Учитель-логопед левой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв. Дети выполняют всё совместно с учителем-логопедом).

7. Анализ артикуляции звука

Учитель-логопед: А как у нас получается звук [ш], как мы его произносим? Произнесите звук [ш] перед зеркалом, обратите внимание на свои губы, зубы. Разберём артикуляцию звука [ш].

(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 3, и по ходу объяснения соотносит информацию с изображением).

Профиль артикуляции фонемы[ш]

Учитель-логопед: Когда произносим звук [ш], наши губы Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, в виде чашечки поднят вверх.

(Для дополнительной демонстрации используем ручную модель, т. е. кистью руки изображаем чашечку).

Учитель-логопед: Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянуть назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации.

(Используем тактильный контроль: тыльную сторону ладони прижимаем к горлу). Учитель-логопед: Воздушная струя широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш. (Оборудование 4)

Схема артикуляции фонемы [ш]

8. Характеристика звука

Учитель-логопед: А скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук [ш], создаём мы преграду для воздушной струи?

Дети: Да, мы сближаем зубы, поднимаем язык.

Учитель-логопед: А если есть преграда, значит звук по характеристике……..

Дети: согласный.

Учитель-логопед: И обозначается……..

Дети: синим цветом.

Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, всегда твёрдый, звук [ш] глухой, так как голосовые складки открыты, поэтому мы не почувствовали вибрацию в горле. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

(Учитель-логопед демонстрирует картинку: оборудование 5)

Схема характеристики фонемы [ш]

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

9. Связь звука с буквой

Учитель-логопед: Мы с вами разобрали звук [ш]. А как же выглядит буква, которая обозначает звук [ш]? Посмотрите.

(Оборудование 6).

Учитель-логопед: Она называется буква [ша]. Все вместе…

Дети: Буква [ша].

Учитель-логопед: Из каких элементов состоит буква [ша]?

Дети: Из палочек.

Учитель-логопед: А сколько палочек и как расположены эти палочки? Посмотрите: один, два, три - три палочки расположены сверху вниз, вертикально, а одна расположена горизонтально, слева направо. Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе.

Учитель-логопед: А теперь достаньте счётные палочки и постройте на парте букву [ша]. (Дети выкладывают букву «Ш». Учитель-логопед следит за правильностью выполнения задания детьми).

Учитель-логопед: Какую букву вы выложили?

Дети: Букву [ша].

Учитель-логопед: А какая по характеристике буква [ша]?

Дети: Буква [ша] согласная, твёрдая и обозначается синим цветом.

Учитель-логопед: Всё правильно. Молодцы.

10. Развитие зрительно-пространственной ориентировки (мелкой моторики). Уточнение словаря

Учитель-логопед: На просторах города Буквограда живут различные животные, и каждое животное подаёт голос по-своему. (Учитель-логопед по тексту изображает каждое животное кистью руки, а дети повторяют).

Учитель-логопед: Кошка мяукает: «Мяу, мяу». Что кошка делает?

Дети: Кошка мяукает.

Учитель-логопед: Собака лает: «Гав, гав». Что собака делает?

Дети: Собака лает.

Учитель-логопед: Корова мычит: «Му-у-у». Что корова делает?

Дети: Корова мычит.

Учитель-логопед: Гусь гогочет: «Га-га-га». Что гусь делает?

Дети: Гусь гогочет.

Учитель-логопед: Лошадь ржёт: «И-го-го». Что лошадь делает?

Дети: Лошадь ржёт.

Учитель-логопед: Коза блеет: «Ме-э-э». Что коза делает?

Дети: Коза блеет.

Учитель-логопед: Курица кудахчет: «Ко-ко-ко». Что курица делает?

Дети: Курица кудахчет.

Учитель-логопед: А всех этих животных вместе мы как называем?

Дети: Домашние животные.

Учитель-логопед: Правильно.

11. Развитие фонематического слуха

Учитель-логопед: Достаньте каждый из своего конверта синюю фишку. Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы если услышите звук [ш], то поднимите синюю фишку.

А, О, Ш, М, Н, Ш, Т, Р, Ш

ТА, МА, АМ, АШ, ША, ОК, ОШ

РОТ КОТ ШАР МАК ШУМ

РОГА ТРАВА ЛАНДЫШ.

(Обучающиеся выполняют задание).

12. Работа над слоговой структурой. Звуковой анализ слога

Учитель-логопед: Представьте: в шланге скопился воздух, и теперь он выходит и шумит Ш-Ш-Ш. В слове шшшшланг первый звук…..

Дети: Ш-Ш-Ш.

Учитель-логопед: Давайте построим из пальцев букву [ша], которая обозначает звук [ш].

(Учитель-логопед, повернувшись спиной к воспитанникам, демонстрирует ручную модель буквы «Ш». Из сжатого кулака левой руки, повёрнутого тыльной стороной к лицу, выпрямляем три пальца вверх: указательный, средний и безымянный. Из сжатого кулака правой руки выпрямляем влево указательный палец. Накладываем указательный палец правой руки на основания пальцев левой руки. Воспитанники повторяют все действия за учителем-логопедом).

Учитель-логопед: Посмотрите на получившуюся у вас букву. Назовём её.

Дети: Буква «Ш».

Учитель-логопед: А теперь достаньте из своих конвертов фишки красного и синего цветов (Оборудование 14, 15).

Учитель-логопед: Обозначим фишками слог ША. Послушайте, какой звук в этом слоге первый? Ш-Ш-Ш-А.

Дети: Первый звук [ш].

Учитель-логопед: Какой фишкой мы его обозначим?

Дети: Синей фишкой.

Учитель-логопед: Почему?

Дети: Потому что он согласный.

Учитель-логопед: Правильно. Послушайте, какой звук второй? Ш-А-А-А.

Дети: Второй звук [а].

Учитель-логопед: Какой фишкой мы его обозначим и почему?

Дети: Красной фишкой, потому что он гласный.

Учитель-логопед: Есть ещё звуки в этом слоге?

Дети: Нет. В слоге ША два звука.

13. Динамическая пауза

(Оборудование 10). Логопед просит обучающихся подняться со своих мест.

Учитель-логопед:

Тили-тили-тили-бом! (Изображаем руками, поднятыми вверх, как бьём в колокола).

Загорелся кошкин дом. (Выпрямленные ладони сводим над головой, соединяя кончики пальцев и изображая крышу дома ).

Кошка выскочила, (Прыжок на месте ).

Глаза выпучила. (Сжатые кулаки тыльной стороной ладони подносим к глазам. Затем, от глаз выбрасываем кулаки вперёд, выпрямляя руки перед собой и раскрывая кулак, то есть выпрямляя пальцы ).

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом, (Руки отводим в стороны, изображая коромысло, и перепрыгиваем с ноги на ногу на месте ).

А лошадка с фонарём, (Шагаем на месте, руки вытянуты вперёд, как будто в руках держим воображаемый фонарь ).

А собачка с помелом, (Наклон вперёд. Руки опущены вниз, махи руками вправо-влево ).

Серый заюшка с листом. (Выпрямились. Руки перед собой на уровне груди. Складываем ладони рук вместе - лист ).

Раз! Раз! Раз! Раз! (Руки опущены вдоль тела. Махи прямыми руками перед собой: вниз, вверх, вниз, вверх ).

И огонь погас. (Медленно приседаем, изображая угасающий огонь ).

(Учитель-логопед просит учащихся занять свои места).

14. Классификация предметов

Учитель-логопед: Рассмотрите картинку.

(Оборудование 10).

Учитель-логопед: На картинке изображены кошка, курица, собака, лошадь и заяц? Как вы думаете, кто лишний и почему?

Дети: Лишний заяц, потому что он относится к диким животным, а остальные животные домашние.

Учитель-логопед: Правильно.

15. Звукослоговой анализ слова с графической записью

Учитель-логопед: В Буквограде живёт одна девочка, и зовут её Маша. Разберём слово МАША.

(Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись слова I_____).

Учитель-логопед: Маша - это имя девочки, пишется всегда с прописной, большой буквы. Сосчитаем сколько слогов в слове «Маша». Ма-ша.

(Дети отхлопывают слоги).

Дети: Два слога.

Учитель-логопед: Назовите первый слог.

Дети: Первый слог МА.

Учитель-логопед: Назовите второй слог.

Дети: Второй слог ША.

(Логопед на доске обозначает количество слогов. Графическая запись осуществляется с проговариванием).

(Дети выкладывают схему слова на парте с помощью счётных палочек).

Учитель-логопед: В слове «Маша» два слога. Первый - МА, второй ША.

Разберём первый слог. М-М-М-А. Первый звук….

Дети: Первый звук [м], согласный, обозначается синей фишкой.

(Учитель-логопед на доске под чёрточкой, обозначающей первый слог, рисует синий круг (вместо рисования круга можно использовать магнит синего цвета). Обучающиеся, соответственно на парте располагают синюю фишку).

Учитель-логопед: М-А-А-А. Второй звук…

Дети: Второй звук [а], гласный, обозначается красной фишкой.

(Учитель-логопед на доске под чёрточкой, обозначающей первый слог, рядом с синим кругом рисует красный. Обучающиеся на парте рядом с синей фишкой кладут красную).

Учитель-логопед: Сколько звуков в первом слоге?

Дети: Два звука: первый [м], второй [а].

Учитель-логопед: Назовите второй слог в слове «Ма-ша».

Дети: В слове «Маша» второй слог ША.

Учитель-логопед: Разберём второй слог. (Аналогично разбирается второй слог).

Учитель-логопед: Мы с вами уже знаем буквы, которые обозначают все эти звуки, и можем напечатать слово «Маша». Достаньте из конвертов буквы разрезной азбуки и составьте слово «Маша» (обор. 20). Помните, что имена пишутся с прописной, большой буквы.

(Дети выкладывают слово из букв разрезной азбуки. Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания).

Учитель-логопед: Прочитаем хором: Маша.

(Учитель-логопед просит учеников убрать фишки, буквы разрезной азбуки в конверт, сложить и убрать счётные палочки).

16. Графический анализ предложения с записью

Учитель-логопед: Наша Маша очень любит животных. Она заботиться о них, ухаживает за ними. А что это значит? Что она делает?

Дети: (Ответы детей. Например, кормит, выгуливает, пасёт, купает, моет, расчёсывает, лечит, играети др.)

Учитель-логопед: Маша кормит кошку. Это ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Составим схему этого предложения в тетради.

(Учитель-логопед просит учеников открыть тетради для печатания, взять карандаш, отсчитать необходимое количество клеточек и поставить точку, от которой учащиеся начнут запись в тетради).

Учитель-логопед: Сосчитаем, сколько слов в предложении: «Маша кормит кошку».

Дети: В этом предложении три слова.

Учитель-логопед: Первое слово….

Дети: Первое слово «Маша».

Учитель-логопед: Пишется с …..

Дети: Пишется с прописной (заглавной, большой) буквы.

(Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись, а обучающиеся в тетрадиI____)

Учитель-логопед: Второе слово…..

Дети: Второе слово «кормит».

Учитель-логопед: Помним, что слова пишутся друг от друга отдельно.

I____ _____)

Учитель-логопед: Третье слово…..

Дети: Третье слово «кошку».

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____ ­­_____)

Учитель-логопед: Закончилось наше предложение?

Дети: Да. Нужно поставить точку.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____ ­­_____ .)

Учитель-логопед: Мы начертили СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Учитель-логопед: В каких словах предложения «Маша кормит кошку» есть звук [ш]?

Дети: Маша, кошку.

Учитель-логопед: На каком месте по счёту стоит слово «Маша»?

Дети: На первом месте.

Учитель-логопед: Отметим его флажком.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I __ F _ _ ____ ____.)

Учитель-логопед: А где в слове «Маша» находится звук [ш]? В каком по счёту слоге?

Дети: Во втором слоге.

Учитель-логопед: На каком месте в этом слоге?

Дети: На первом.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а дети в тетради

I ___ F ____ _______ ______.)

Учитель-логопед: «Маша кормит кошку«.На каком месте по счёту стоит слово «кошку»?

Дети: На третьем месте.

Учитель-логопед: Отметим его флажком.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради

I ___ F ____ _______ __F _ ___.)

(Учитель-логопед просит учеников убрать тетради и карандаши).

17. Развитие высших психических функций (внимания, мышления)

(Оборудование 7).

Учитель-логопед: Посмотрите. Шла наша Маша, шла и пришла к распутью. Что такое «распутье»? Это когда сначала шла одна дорога, а потом разделилась на несколько (показываем на картинке), например, как на картинке на три, а может быть и две и четыре. Скажем вместе: РАСПУТЬЕ. Пройдём с Машей по дорожкам и прочитаем слова. Найдите дорогу по этим ориентирам (вверху выставляются карточки - ориентиры маршрута, дети по ориентирам выбирают дорогу и читают слово).

(Маршрут: куст, дерево, дом. Учитель-логопед вызывает ученика к картинке, предлагает взять указку, ведя указкой по дороге прочитать слово и объяснить свой выбор. Затем логопед просит ученика пройти на своё место и объясняет значение слова, например, шоу - это яркое эстрадное представление или развлекательная программа, это представление очень красочное и интересное, например, представление в цирке. Учитель-логопед меняет карточки, обозначающие маршрут: куст, гриб, дом. Дорога со словом «ШУМ». Проводится аналогичная работа. Учитель-логопед меняет маршрут: куст, дом, дерево. Дорога со словом «ШАХ». Проводится аналогичная работа).

(Пример пояснения значения слов: ШАХ - богатый, почитаемый вельможа в восточных странах, властелин. Действие в игре «Шахматы», когда нападением какой-нибудь фигурой соперника создаётся угроза королю; ШУМ - звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание: от движения, например, шум поезда; от голосов - крики, ссоры обсуждения).

18.Развитие зрительного внимания и восприятия

Учитель-логопед: Молодцы все дорожки прошли. А теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на парте, переверните их и внимательно рассмотрите изображение (обор. 11). Добралась Маша до своего дома. Решила накормить животных. Она проявляет заботу о них. И все люди должны заботиться о животных, быть ответственными за тех, кого взяли к себе жить в дом. Если ты завёл какое-нибудь животное, то заботишься о нём всю его жизнь. А теперь найдите на картинке маму щенка. Это….

Дети: собака.

Учитель-логопед: Обведите её. (Дети маленькой указкой или пальцем обводят контур изображения животного). А теперь найдите маму ягнёнка. Это….

Дети: овца.

Учитель-логопед: Обведите её. А теперь найдите маму телёнка. Это….

Дети: корова.

Учитель-логопед: Обведите её.

Дети: Лошадь.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша лошади?

Дети: Жеребёнок.

Учитель-логопед: Каких ещё животных вы видите на картинке?

Дети: Козу.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша козы?

Дети: Козлёнок.

Учитель-логопед: Каких ещё животных вы видите на картинке?

Дети: Кошку.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша кошки?

Дети: Котёнок.

Учитель-логопед: На нашей картинке осталось ещё одно животное.

Дети: Это свинья.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша свиньи?

Дети: Поросёнок.

Учитель-логопед: Все эти животные относятся к одной группе. Назовите эту группу.

Дети: Это группа домашних животных.

19. Совершенствование грамматического строя речи

Учитель-логопед: Правильно. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Наоборот».

(Оборудование 17. Логопед по очереди подходит к обучающимся, задаёт вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает на заданный вопрос и бросает мяч обратно логопеду. Логопед бросает мяч следующему и т. д.)

Учитель-логопед: У кошки шерсть длинная, а у коровы… (бросаем мяч ученику).

Ребёнок, которому бросили мяч: короткая (бросает мяч логопеду).

Учитель-логопед: Конь большой, а кот …. (маленький). Бык сильный, а телёнок…. (слабый). Лошадь высокая, а собака…. (низкая). У козы волоски шерсти прямые, а у овцы ….(кудрявые). Ягнёнок худой, а свинья ….(толстая). У коровы шёрстка короткая, а у кошки… (длинная). У овечки шёрсть мягкая, а у свиньи щетинка … (жёсткая). У кошки когти острые, а у собаки… (тупые). У котёнка подушечки на лапках мягкие, а у жеребёнка копыта … (твёрдые).

20. Домашнее задание

Учитель-логопед: Послушайте задание на дом. Придумайте слова, которые начинаются со звука [ш], или в которых есть звук [ш] в середине или в конце слова. Найдите все буквы «ш», которые спрятались на картинке среди предметов. (Оборудование 18).

21. Итог занятия

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами познакомились с буквой «Ш». Сложим её из пальцев. (Обучающиеся совместно с учителем-логопедом выполняют задание)

Учитель-логопед: Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе.

(Письмо в воздухе с проговариванием).

Учитель-логопед: Какой звук обозначает буква «Ша»?

Дети: звук [ш].

Учитель-логопед: вспомним артикуляцию звука [ш]. (Разбор артикуляции совместно с детьми с опорой на схему артикуляции). Когда произносим звук [ш], наши губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, поднят вверх. Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянут назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации (тактильный контроль). Воздушная струя широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш.

Учитель-логопед: Охарактеризуйте звук [ш].

Дети: Звук [ш] согласный, твёрдый и глухой.

Учитель-логопед: и обозначается……..

Дети: синим цветом. (Обор. 5)

Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, глухой, голосовые складки открыты, нет вибрации, и всегда твёрдый. И буква «Ш» согласная, твёрдая. Заселим букву «Ш» в свой домик (обор. 9 № 2).

22. Рефлексия

Учитель-логопед: В Буквограде растёт одно дерево, к которому слетаются птицы. (Оборудование 21).

Учитель-логопед: Послушайте внимательно: кому на занятии всё было НЕ ПОНЯТНО, посадит на дерево снегиря с красной грудкой. Кто на занятии что-то понял, что-то не понял, посадит на дерево синицу с жёлтой грудкой. А кому на занятии всё было ПОНЯТНО, посадит на дерево воробья с зелёной веточкой.

(Дети подходят, выбирают птиц и сажают птиц на дерево).

Учитель-логопед : Вот сколько птиц прилетело к нам на дерево (Подсчитывается количество снегирей, синиц, воробьёв).

23. Оценка работы детей на занятии

Учитель-логопед оценивает работу детей на занятии. Например: - Мне очень понравилось, как сегодня на занятии работали (называет детей). А ……… могли работать лучше. Я думаю, что к следующему занятию вы подтянетесь,и все будут работать на пять. Наше с вами занятие закончено. Теперь вы с … (называется имя отчество учителя) потренируетесь в чтении буквы «Ш».

Учитель-логопед уходит, а классный руководитель проводит с учениками динамическую паузу и закрепляет навык чтения слов с буквой «Ш» по букварю.




- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: « Сказочный лес».


Цель:
- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]
- определять позиции звука в словах;
- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.


Оборудование: картинки, мольберты, елки, мяч, кубики, конверт, заяц.


Ход занятия:

1. Организационный момент:
Послушайте слова: шишка, шепот, шорты, шум, шкаф. Как вы думаете какой звук повторяется во всех словах? ([Ш]) Правильно. Сегодня мы будем закреплять звук [Ш]. Садитесь, к нам в гости сегодня пришел Зайчишка. А я знаю историю про Зайчишку-огородника.


Это случилось в лесу. Скакал по лесу зайчишка, а на кустиках только-только начали появляться листочки, голодно зверям лесным. И вспомнил зайка, что люди сами еду выращивают и решил тоже огород посадить. Взял лопату и пошел на поляну.

Упражнение «Лопатка»


Копает и вдруг слышит, кто-то шипит:
- Эй, зайчишка, ты чего делаешь?
- Огород копаю, чтобы еду вырастить.
Змея подняла голову, осмотрела все и похвалила зайчишку.

Упражнение «Веселая змейка»


Вдруг мимо ежик бежит, и видит грибок засушенный.

Упражнение «Грибок».

Упражнение «Вкусное варенье».


Все лето зайка ухаживал за огородом, вырастил столько много капусты, что пришлось лошадку вызывать, чтобы урожай увезти.
Упражнение «Лошадка»

Все звери были довольны, только змея зашипела громко и сердито, потому что она капусту не ест: ш-ш-ш-ш, а потом тихо: ш-ш-ш-ш.
Уползла змея и звук [Ш] с собой забрала. Расстроился зайка, теперь он стал не зайчишка, а зайчика. Давайте поможем отыскать звук [Ш]. Но змея отдаст его только тогда, когда вы выполните ее задания. А для этого мы отправимся в сказочный лес.


Сначала потренируемся слышать звук [Ш].
1. Я буду называть слова и если вы услышите [Ш], пошумите погремушкой.
Возьмите погремушки. Шуметь, картошка, шуба, автобус, шоколад, сыр, вишня, дом, шорты.


2. Вижу, вы готовы и мы отправляемся в путешествие, садимся в поезд и поехали:
По-шел, по-шел, по-шел. Приехали.
Послушайте, как шумят деревья и повторите:
Ши-ша-шу аш-ош-уш
Шта-што-шту шка-шки-шку
Аша-ошо-ушу ишк-ашк-ошк


3 . Посмотрите, змея мяч оставила на поляне и хочет, чтобы мы поиграли в игру «Доскажи слово». Я говорю начало слова, а вы добавляете слог «ШКА».

Мы - шка нору - шка
Лягу - шка кваку - шка
Матре - шка неваля - шка
Карто - шка Анто - шка
Ми - шка зайчи – шка


4. Физминутка:
Мы по лесу шли-шли,
Много шишек нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка -
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.


5 . Посмотрите, елочки стоят без шишек, шишки вот лежат, но они не простые, а с картинками. Отберите картинки, в названии, которых есть звук [Ш]. А теперь надо повесить шишки на елки: (Шар, шарф, шкаф, каша, крыша, лягушка, карандаш, камыш, финиш, каштан, катушка, брошь, шина).
- на первую елку картинки, в которых звук [ш] в начале слова;
- на вторую елку картинки, в которых звук [ш] в середине слова;
- на третью елку картинки, в которых звук [ш] в конце слова.


6. А вот змея письмо оставила с заданием: Назовите картинку так, чтобы появился звук «Ш»:

Домик - домиШка Заяц- зайчиШка
Орехи - ореШки Горох-гороШек
Петух - петуШок Хлеб – хлебуШек
Корова-коровуШка
Гнездо-гнездыШко
Рыба-рыбеШка

7. Есть у белочки дупло
Там уютно и тепло.
В дупле белочка без спешки
Грызет вкусные орешки.
Белочка убежала, а орешки оставила, отдадим их белочке. Для этого вы должны вспомнить и назвать слова со звуком «Ш». Называйте слово и поднимайтесь на следующую ветку.


8 . Звук [Ш] мы с вами вернули Зайке и стал он опять Зайчишка. Благодарит вас он, но мне жалко его, потому что ему жить негде. Давайте поможем ему построить дом. А стены у домика должны быть из картинок со звуком [Ш].


9. Ребята, вы звук [Ш] нашли, а есть еще буква [Ш]. Чем отличается звук от буквы. Звук мы слышим и говорим, букву видим и пишем. Покажите Зайчишке букву [Ш]. Выложите на листочке.


Молодцы! Все задания выполнили и зайчишка доволен и змея вас хвалит, и приготовили они для вас угощения. Что у меня в руках? (Мешочек) А в мешочке? (орешки) Сколько орешков? (шесть) Возьмите поровну.
Какой звук мы сегодня искали? ([Ш])
Какое задание змеи вам запомнилось?
В какую игру вы хотели бы еще поиграть?

Спасибо, занятие окончено.


Конспект занятия по логопедии в начальной школе "Звук и буква "Ш" в слогах и словах"

Цель: Формирование навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах и словах.
Задачи.
Образовательные:
упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов и слов;
уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
упражнять в изменении глаголов по лицам; образовании формы множественного числа родительного и именительного падежей;
активизировать терминологический словарь учащихся;
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Оборудование:
Наглядный и раздаточный материал: карточки на звук [ш]; рабочие тетради; прописи; цветные ручки; компьютер; презентация на звук [ш]; настольные зеркала.

Литература:
Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Просвещение» 1991г.
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Ступеньки к школе» Творческий центр «Сфера» Москва 2000г.
«Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи» Москва, 1999г.
И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи»

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.
II. Работа над темой занятия.
1. Сегодня мы с вами начнем работу с новым звуком. С каким звуком? Вы узнаете, если правильно ответите на мой вопрос.
Перед вами прямоугольник (В прямоугольнике расположены буквы, в левом верхнем - буква с, в правом верхнем - буква ж, в левом нижнем - буква щ, в правом нижнем - буква ш, в центре - буква ч)

Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
углы: левый-верхний, правый-верхний, правый-нижний, ле-вый-нижний).
Назовите букву, расположенную в правом нижнем углу.
Тема урока – на слайде («Звук и буква «ш» в слогах и словах»).

2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
Работа с новыми словами (слова вывешиваются на доске).
Исследователь – это тот, кто занимается исследованием.

Исследование или исследовательская деятельность – это работа, связанная с поиском, для получения новых знаний и расширения старых.
3. Свою работу мы будем строить по следующему плану (план занятия вывешивается на доске):
1.На что похож звук ш?
2.Артикуляция звука ш.
3.Характеристика звука ш.
4.Элементы буквы ш.
5.Закрепить навыки четкого произношения и различения звука в слогах и словах.

4. Работаем над первым пунктом плана - на что похож звук Ш?
Закройте глаза и скажите, на что похож звук? (Лопнувший шарик). На компьютере появляется картинка.
С первым пунктом плана мы справились замечательно.
5. Переходим ко второму пункту нашего плана - артикуляция звука (Зеркала).
Разбираем артикуляцию:

Положение языка – отрабатываем упражнение «Чашечка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-положение губ – упражнение «Улыбка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-проговариваем артикуляцию звука;
-отрабатываем артикуляцию звука 3-5 раз под счет от 5 до 8;
-«шипим: тихо-громко; вместе-поочередно; коротко-длинно);
Давайте вместе «Надуем шарик». Выполняем 3-5 раз.
-Встаем в круг, держимся за руки, вдыхаем воздух через нос – расходимся «надуваем шарик»;
-задерживаем дыхание;
-выдыхаем воздух через рот – сжимаем круг;
И с этим заданием мы с вами справились. Переходим к следующему пункту плана.

6. Характеристика звука (Работа в тетрадях).
Разбираем характеристику звука, записываем в рабочих тетрадях.
7. Элементы буквы «ш».
Выясняем сколько элементов в букве? Какие элементы? На что похожи? Чем отличается заглавная буква от прописной?
Прописываем строчку буквы «ш», чередуя заглавную с прописной.

8. Закрепление навыков правильного произношения. Работаем устно:
Речевая зарядка.
ша-ша-ша
наша Маша хороша

Шо-шо-шо
говорим мы хорошо

Ши-ши-ши
Миша с Машей малыши

Шу-шу-шу
Шубу новую ношу
Игра «Запомни и повтори».
ша – ша – ша
шапка, шар, лапша

Ши – ши – ши
шило, шина, малыши

Шо – шо – шо
шепот, шелк, мешок

Шу-шу-шу
шуба, шутка, шут, мишутка

Игра «Замени звук».
Тапки – шапки
Дар – шар
Горох – шорох
Губы – шубы

Миска – мишка
Корка – кошка
Каска – кашка
Крыса – крыша

Игра «Продолжи предложение».
Я иду, и ты … идешь
Я пою, и ты … поешь
Я несу, и ты … несешь
Я беру, и ты … берешь

Игра «Один – много».
У бабушки одна кошка. У бабушки много кошек.
Я сорвала одну ромашку. Я сорвал много ромашек.
Я видела одну зеленую лягушку. Я видел много зеленых лягушек.
У Маши один воздушный шарик. У Маши много воздушных шариков.
9. Физкультминутка.
10. Работа в карточках:
Вставьте букву ш в слова. Проверка задания.
…уба -
…каф -
ко…ка -
…ина -
…апка -
пу…ка -
ма…ина –
поду…ка -
…ар –
ча…ка -
Сколько предметов обозначает каждое слово?
Измените слова так, что бы они стали обозначать много предметов. Проверка задания.
Шуба – шубы
Шкаф – шкафы
Кошка – кошки
Шина – шины
Шапка – шапки
Пушка – пушки
Машина – машины
Подушка – подушки
Шар – шары
Чашка - чашки

III. Итог занятия:
1. Повторение пройденного материала.
- Кем мы сегодня были на занятии?
- Какой деятельностью занимались?
- С каким звуком мы работали?
- На что похож звук [ш]?
- Вспомните артикуляцию звука?
- Дайте характеристику?
- Какое задание понравилось?
- Какое задание показалось трудным?

2. Оценка работы учащихся логопедом.


Top