Презентация - Русские первопроходцы XVII века

Стр. 88

Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в.?

Для будущего России походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в., имели большое значение. Расширялась территория государства, присоединенные земли были богаты полезными ископаемыми, населявшие народы обогащали культуру народов России, шло взаимное развитие этих народов. Построенные первопроходцами крепости-остроги, превращались в города.

Стр. 89

Что такое острог?

1. Остро́г - фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 - 6 метров.

Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.

Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.

2. То же, что тюрьма (устаревшее)

Стр. 93. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?

Осваивать Сибирь людей побуждали экономические интересы: прибыльность торговли – на один вложенный рубль получали до 30 рублей выгоды.

2. Объясни значение термина «первопроходец».

«Первопроходец» значит человек, первым прошедший неосвоенную территорию, проложивший новые пути.

3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был…».

«Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Семен Дежнев»

Значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики в том, что на основании этого чертежа планировались походы русских казаков, шло заселение земель вдоль Амура, строились населенные пункты, добывалась пушнина. Освоение и развитие новых земель приносили в казну новые доходы.

Достижения кого-то одного из этих первопроходцев нельзя выделить особо, каждый из них внес свой вклад в освоение Дальнего Востока.

Стр. 93. Работаем с картой

По карте проследите маршруты путешествий Дежнева, Пояркова, Хабарова. Какой их этих маршрутов был более протяженным? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.

Наиболее протяженным был маршрут С. Дежнева. Более сложным был также его поход. Критерии сложности: его маршрут пролегал не только по суше, но и по морю. Лишения, которые испытывали участники похода, были во много раз тяжелее, чем в походах, особенно Е. Хабарова.

Стр. 93. Изучаем документ

1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?

Эта челобитная была направлена царю первому Романову Михаилу Федоровичу

2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?

В отрывке говорится о способах передвижения путешественников: водным, по суше – на лыжах, нартах.

Стр. 93. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.

Следует отметить, что к XVII-XVIII вв. способы и орудия лова у русских не так существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом, но в Сибири появилась определенная местная специфика. Так, глиняные грузила для сетей пришли в Притомье вместе с русским населением с Европейского Севера и севера Сибири - там дно рек илисто-песчаное. Но горные реки, такие как Томь, имеют каменистое дно и быстрое течение. В таких условиях глиняные грузила быстро выходили из строя и уступили место галечным, используемым местным населением. Судя по материалам таможенных книг сибирских городов, в продаже были широко представлены сети, невода, бредники как в готовом виде, так и в виде полуфабрикатов для их изготовления.

В Кузнецке было найдено галечное грузило в берестяном кульке, подобные использовались на Руси для крупных сетей. Кроме сетей рыбу добывали удой и охотничьим луком, стреляя стрелами со специальными однотипными наконечниками.

2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Цели, которые преследовали первопроходцы: служба Отечеству, разведка новых земель, ну и материальные выгоды. Хотя, например, С. Дежнев не получал жалованья от государства 19 лет, а служил верой и правдой России. Это объединяло всех первопроходцев.

3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?

Современные города Сибири, основанные первопроходцами: Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.

4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея – http:// www.kkkm.ru). На основании информации о первопроходцах, представленной на нем, сделайте сообщение перед одноклассниками.

Родился около 1605, Великий Устюг, умер в нач. 1673, Москва) - русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Родился в Великом Устюге, в каком возрасте попал в Сибирь - не установлено. В Сибири Дежнёв сначала служил рядовым казаком с 1635 года в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших опасностей 1636-1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова в 1638 году перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев. Уже в 1639-1640 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя Сахея. В 1639 году был послан якутским приказчиком П. Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака, в августе 1640 года Дежнёв примирил два якутских рода на реках Татта и Амга (притоки Алдана) и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.

В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40 человек. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным, Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных людишек» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв вновь проявил свой дипломатический талант, уговорив Зыряна соединиться с отрядом Стадухина под его началом.

Открытие Колымы

Летом 1643 года Семён Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки поднялись вверх по реке и основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымск - опорным пунктом русской колонизации в этих местах. В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей, отправились по реке Лене в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек. Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон острожка. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года. Летом того же года корабли вышли в плавание, но крепкие льды закрыли им путь. Федот Попов и Семён Дежнёв возвратились на Колыму и стали дожидаться более благоприятного для похода времени.

Чукотская экспедиция

20 июня 1648 года Федот Попов и Семён Дежнёв на кочах вышли в море. Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся неуклонно пошли вперёд. В августе 1648 года пошёл ко дну ещё один коч. Около 20 сентября 1648 года Дежнёв и его спутники увидели тёмный и грозный "Большой Каменный Нос", окаймлённый полосой пенных бурунов. Мимо Носа прошли лишь три судна: два коча Дежнёва и Попова и один - Герасима Анкудинова. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья реки Анадырь. Отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовьё, названное потом Анадырским острогом. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов - незнакомое им юкагирское племя. Только на третий год к Дежнёву пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семён Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнёва. Этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и Дежнёв, для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины.

Открытие памятника

Семёну Дежнёву и его семье - жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму, «первому сахаляру». Якутск, сентябрь 2005 года.

Дальнейшая судьба

В 1659 году Семён Дежнёв сдал команду над Анадырским островом и служилыми людьми сменившему его К. Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с И. Ерастовым. Оттуда Дежнёв с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 лет, что и было исполнено. В 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году, где и умер.

Судно типа «коч» - одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.

В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:

Судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.

По документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.

На кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.

По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.

Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» - распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.

В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.

При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».

Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.

Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.

Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

4. Русские мореходы и землепроходцы в XVII веке

Смелые и пытливые русские люди давно начали совершать далекие плавания на Запад, Восток и Север, открывая новые пути и новые земли.

Еще в 1496 году из Белого моря в Северный океан вышли четыре морские ладьи с посольством, во главе с дьяком Григорием Истомой, отправленным Иваном III в Данию. Следуя вдоль мурманского побережья, посольство Истомы достигло западных берегов Норвегии, откуда и отправилось в Данию. Этим же морским путём плавали и другие посольства на Запад. Тем же Белым морем прибыла в Россию английская экспедиция Ченслера, который побывал в Москве у Ивана IV и добился привилегий для английских купцов.

В начале XVII века для морских торговых сношений из Белого моря с. Западной и Восточной Сибирью был основан торговый порт Мангазея (на р. Тазу, к востоку от Обской губы). В 1600 году по приказу Бориса Годунова для плавания северным путём было специально выстроено 15 морских судов - «морянок».

В том же XVII веке началось и энергичное продвижение русских в Сибирь. Русские мореходы достигли в 1610 году р. Енисея, спустились до его устья и построили здесь укреплённый Енисейский острог (позднее город Енисейск). Вскоре была открыта река Лена, на которой был основан Ленский острог (позднее город Якутск), ставший опорным пунктом для продвижения русских мореходов к берегам Северного Ледовитого океана и Охотского моря. Одной из первых пришла по реке Лене в Ледовитый океан экспедиция тобольского казака Ивана Реброва. В 1636 году из Енисейска вышла для «проведывания пути» по Ангаре на реку Лену новая экспедиция казачьего атамана Ильи Пёрфирьева, которая дошла до реки Амур. Ещё более значительную экспедицию на Амур организовал «казачий голова» Василий Поярков. Эта экспедиция отправилась на судах летом 1643 года из Якутска по Алдану. С большими трудностями и лишениями, потеряв больше половины отряда, она достигла устья Амура и отсюда направилась вдоль Охотского моря, открыв по пути остров Сахалин. Лишь летом 1646 года частью реками, частью сухим путём Поярков вернулся в Якутск.

Почти в то же время совершили свой исторический поход кругом северо-восточной оконечности Азии казак Семен Дежнев и промышленник Федот Алексеев. В нюне 1646 года Дежнев и его спутники отправились к Ледовитому океану из реки Колымы, но только через два года им удалось пробиться через льды к морю. Двигаясь вдоль берегов на восток, Дежнев обогнул Чукотский полуостров и в 1648 году открыл пролив, который отделяет Азию от Америки. Крайний северо-восточный пункт Чукотского полуострова получил впоследствии название мыса Дежнева. Экспедиция Семена Дежнева, как и Василия Пояркова, не раз терпела крушения, попадала в шторм, переносила голод и холод, но никакие трудности и препятствия не останавливали мужественных и энергичных русских землепроходцев. Осенью 1648 г. отряд из семнадцати человек, в том числе организатор экспедиции Федот Алексеев, высадился на восточном берегу Камчатки. Перезимовав, отряд весной следующего года снова вышел в море. В пути отважные мореходы открыли Курильские острова.

В середине XVII века предпринял на судах новую экспедицию на Амур казак Ерофей Хабаров, составивший отряд в 70 человек «охочих людей». В 1652 году Хабарову и его отряду пришлось отбить нападение большого китайского войска, пытавшегося преградить русским путь к устью Амура.

Борьба с китайскими войсками продолжалась и в последующие годы, пока в 1689 году не был подписан в Нерчинске первый договор с Китаем, установивший границы между русскими и китайскими владениями на Дальнем Востоке.

Во время экспедиций Хабарова и сменившего его Онуфрия Степанова часть казаков достигла полуострова Камчатки. В 1696–1700 гг. предпринял специальный поход на Камчатку Владимир Атласов с партией казаков, которому удалось достигнуть Тихого океана, открыть Алеутские и побывать, на Курильских островах. Выход русских к Тихому океану дал возможность начать освоение Дальневосточного края и проложить пути для новых замечательных открытий в XVIII веке.

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Чтения и рассказы по истории России автора Соловьев Сергей Михайлович

Русские исповедники просвещения в XVII веке Было великое и страшное время в начале XVII века: здоровые силы народа должны были находиться в крайнем напряжении для того, чтоб одолеть многочисленные и тяжкие болезни, поразившие общественное тело; лучшие люди должны были

Из книги Великая смута. Конец Империи автора

4. Еще и в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Путевой отчет Павла Алеппского Приведем яркий пример из истории XVII века, ясно показывающий, что даже в XVII веке для русского письма могли использоваться самые разные азбуки. В 1656 году был создан крайне

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Еще в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Даже в XVII веке на Руси еще пользовались самыми разными алфавитами для записи русских текстов. Яркий пример - путевые записи, «которые вел архидиакон Павел Алеппский - талантливый церковный писатель

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

4. Еще и в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Путевой отчет Павла Алеппского Приведем яркий эпизод из истории XVII века, ясно показывающий, что даже в XVII веке еще пользовались самыми разными алфавитами для записи русских текстов.К 1656 году относится

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Еще в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Даже в XVII веке на Руси еще пользовались самыми разными алфавитами для записи русских текстов. Яркий пример – путевые записи, «которые вел архидиакон Павел Алеппский – талантливый церковный писатель

Из книги Воцарение Романовых. XVII в автора Коллектив авторов

Русские землепроходцы ПОЯ?РКОВ Василий Данилович (? – после 1668 г.) – землепроходец.Выходец из старинного, но оскудевшего дворянского рода. При учреждении Якутского воеводства Василий Поярков послан «письменной головой» с воеводами Головиным и Глебовым на реку Лена.

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке Известно, что опричнина, при которой развернули террор-Пурим, кончается известным московским разгромом 1572 года. В это время громят уже саму опричнину. Как показывают

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.8.1. Русские землепроходцы: Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров и другие У атамана было с десяток имен и прозвищ: Ермак, Ермил, Герман, Василий, Тимофей, Еремей и др. Его иногда называют Алениным Василием Тимофеевичем. Имя Ермак считают сокращенной формой от имени

Из книги Регион в истории империи. Исторические эссе о Сибири автора Коллектив авторов

Андрей Зуев «Конквистадоры империи»: русские землепроходцы на северо-востоке Сибири В последнее десятилетие XX века в отечественной историографии явно обозначился пересмотр господствовавшей прежде концепции преимущественно мирного и чуть ли не добровольного

автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы. Русь («Евразия») Через веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, - Ему отверста вся земля, Он видит всё и славит Бога! Ф. И. Тютчев 1845 год. Основано Русское географическое общество (РГО), по инициативе которого проведены многие русские походы в

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Северная Америка) Баранов А. А., Беринг В. К., Васильев М. К., Вознесенский И. Г., Врангель Ф. П., Давыдов Г. И., Загоскин Л. А., Зарембо Д. Ф., Климовский А. И., Фёдоров И., Чириков А. И., Шелихов Г. И., Шишмарёв Г. С Варяги-руссы Варяги-руссы идут через океан и

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Южная Америка) Русские землепроходцыв ойе: Беляев И. Т., Бутаков А. И., Лангсдорф Г. И., Рубцов Н., Чихачёв

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Антарктида) Беллинсгаузен Ф. Ф., Брусилов Г. Л., Вилькицкий Б. А., Гусев А. М., Капица А. П., Кучин А. С, Лазарев М. П., Пянда Д. С, Сарычев Г.

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Африка) Аверинцев, Артамонов Л. К., Булатович А. К., Вышеславцов А. В., Гумилёв Н. С, Елисеев А. В., Ковалевский Е. П., Краснов П. Н., Лебедев Г. С, Леонтьев Н.

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Австралия и Океания) Австралия и Океания: Конюхов Ф. Ф., Коцебу О. Е., Лисянский Ю. Ф., Литке Ф. П., Лысенко В., Миклухо-Маклай Н.

Походы русских путешественников, сделанные ими географические открытия, имели огромное значение для будущего России. Расширялась территория российского государства, его культура обогащалась самобытной культурой других народов. Крепости-остроги, возведенные русскими землепроходцами, постепенно превращались в крупные города.

Освоение новых земель

Россия - самое большое государство в мире, однако не всегда ее площадь была столь внушительной. В давние времена она занимала лишь юго-западную часть нынешних своих земель. Окружающая территория вплоть до Тихого и Северного Ледовитого океанов была абсолютно неизведанной. И если юг и запад был достаточно хорошо освоен, то северные и восточные районы являли собой тайну за семью печатями.

К XI веку российские северные земли находились под контролем Великого Новгорода, который к тому времени имел хорошо налаженные торговые отношения с североевропейскими государствами. Этому городу несказанно повезло: он избежал печальной участи многих русских городов и не был разграблен монголо-татарскими захватчиками.

В течение нескольких веков поморы и новгородцы периодически совершали дальние морские путешествия, осваивая северные территории.

Рис. 1. Поморы.

Поморы - это немногочисленный народ Севера, обосновавшийся на побережьях Баренцева и Белого морей. Во время своих путешествий они достигли устья реки Таз, где организовали колонию Мангазею, которая в дальнейшем стала первым заполярным городом Сибири. Поморы торговали пушниной, строили отличные суда, прекрасно знали Северный морской путь, освоили много новых земель.

Помимо поморов, немалый вклад в покорение новых земель внесли казаки. Как правило, казаки бесстрашно продвигались вглубь неизведанных территорий по рекам, используя большие и очень прочные весельные лодки - струги.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

При обнаружении наиболее удобного места казаки возводили небольшие крепости - остроги. Построенный населенный пункт они обносили частоколом из заостренных бревен высотой не менее 4 м.

Рис. 2. Острог.

После постройки и укрепления острога землепроходцы начинали активно обследовать близлежащие территории. Они составляли карты, отмечая на них все важные географические данные, занимались разведкой месторождений природных богатств.

На месте казачьих острог разрастались крупные города, которые только укрепляли силу и могущество русского государства. Некоторые из них до сих пор стоят, как ни в чем не бывало: Тюмень, Енисейск, Якутск, Тобольск.

Рис. 3. Якутск.

К сожалению, имена многих отважных землепроходцев, живших в XI-XVI веках, до нашего времени не сохранились.

Знаменитые землепроходцы XVII века

Землепроходцами называют отважных путешественников и исследователей, которые занимались освоением неизведанных территорий Дальнего Востока, Крайнего Севера и Восточной Сибири.

Таблица “Русские землепроходцы 11-17 века”

Землепроходцы

Период

Открытия

Петр Бекетов

Исследователь Сибири, основатель таких городов как Якутск, Чита, Олекминск, Нерчинск.

Иван Ребров

Первооткрыватель земель северной Якутии (от устья Лены до Индигирки)

Иван Москвитин

Первым достиг побережья Охотского моря. Он тщательно исследовал его береговую линию, а также близлежащий Сахалинский залив.

Василий Поярков

Во главе экспедиции, состоящей из казаков, отправился из Якутска по рекам Алдан и Лена, по руслу Амура вышел к Охотскому морю.

Семен Дежнев

Стал первым мореплавателем, которому удалось обнаружить и переплыть Берингов пролив, соединяющий два материка: Евразию и Северную Америку. В его честь названа самая крайняя восточная точка континента: в Беринговом проливе возвышается крутой горный массив - мыс Дежнева

Ерофей Хабаров

Совершил морскую экспедицию в Мангазею. В устье реки Куты обнаружил соляную варницу, стал основателем Усть-Кута - одного из первых русских поселений на территории Восточной Сибири.

Иван Камчатый

Открыл новый большой полуостров. Посланный в экспедицию на поиски моржовой кости, он не смог продвинуть вглубь открытого им полуострова, который впоследствии был назван в его честь Камчаткой.

Владимир Атласов

Предпринял экспедицию на полуостров Камчатка, благодаря чему он был присоединен к России.

Благодаря отваге русских землепроходцев были не только исследованы новые земли, которые в дальнейшем присоединились к России. Составленные ими карты, научные описания территорий внесли большой вклад в понимание полной картины окружающего мира.

Что мы узнали?

При изучении темы «Русские землепроходцы 11-17 века» по программе географии 8 класса мы узнали, кем и каким образом были исследованы земли Дальнего Востока, Восточной Сибири и Крайнего Севера. Мы выяснили, какой вклад в развитие российского государства внесли русские исследователи новых земель, как они повлияли на расширение территории страны и усиление ее могущества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 305.

Русские путешественники в 15, 16, 17, 18, 19, веков. Имена первооткрывателей, мореплавателей и их открытия.

4.2 (84.44%) 9 votes

Русские путешественники в 15, 16, 17, 18, 19, веков. Имена первооткрывателей и их открытия.

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт

Рекомендуем почитать

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван КрузенштернЭто путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Яков Санников

Яков Санников (около 1780, Усть-Янск, Российская империя - после 1811) - русский купец из Якутска, добытчик песца, бивней мамонта и исследователь Новосибирских островов.
Известен как открыватель острова-призрака «Земля Санникова», которую он видел с Новосибирских островов. Открыл и описал острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805).
В 1808-1810 годах участвовал в экспедиции ссыльного рижского шведа М. М. Геденштрома. В 1810 году пересёк остров Новая Сибирь, в 1811 году обошёл остров Фаддеевский.
Санников высказал мнение о существовании к северу от Новосибирских островов, в частности от острова Котельного, обширной земли, названной «Земля Санникова».

После 1811 года следы Якова Санникова теряются. Неизвестны ни дальнейший род занятий, ни год смерти. В 1935 году лётчик Грацианский, проводивший полёты в нижнем течении реки Лена, около Кюсюра обнаружил надгробную плиту с надписью «Яков Санников». В его честь назван пролив, по которому сегодня проходит участок Северного морского пути. Открыт в 1773 году якутским промышленником Иваном Ляховым. Изначально пролив был назван в честь врача экспедиции Э.В. Толля В.Н. Катина-Ярцева Ф.А. Матисеном. Нынешнее название дано К.А. Воллосовичем на его карте, и в 1935 году утверждено правительством СССР.

Григорий Шелихов

Григорий Иванович Шелихов (Ше́лехов; 1747, Рыльск - 20 июля 1795, Иркутск) - русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Он организовал несколько торгово-промысловых компаний, в том числе и на Камчатке. Григорий Иванович осваивал новые земли для Российской империи, был инициатором Российско-американской компании. Основатель Северо-Восточной компании.

В его честь был назван залив. Залив Шелихова (Камчатская область, Россия) располагается между Азиатским побережьем и основанием полуострова Камчатка. Относится к акватории Охотского моря.

Фердинанд Врангель

Врангель показал себя с самой лучшей стороны, и ему, испытанному в сложном кругосветном плавании, поручают возглавить экспедицию на крайний северо-восток Сибири, к устьям Яны и Колымы, чтобы нанести на карту побережье Ледовитого океана вплоть до Берингово пролива, а помимо этого проверить гипотезу о существовании не открытой ещё земли, соединяющей Азию с Америкой.
Три года проводит Врангель во льдах и тундрах со своими спутниками, среди которых главным его помощником был Федор Матюшкин - лицейский товарищ А.С. Пушкина.
В перерывах между походами на Север под руководством Врангеля и Матюшкина была сделана топографическая съёмка огромного побережья, охватившая 35 градусов по долготе. На территории недавно белого пятна было определено 115 астрономических пунктов. Впервые были проведены исследования влияния климата на существование и развитие морских льдов, а в Нижнеколымске была организована первая в этом краю метеостанция. Благодаря метеорологическим наблюдениям этой станции было установлено, что в междуречье Яны и Колымы находится «полюс холода» Северного полушария.
Фердинанд Врангель подробно описал экспедицию и её научные результаты в книге, которая впервые вышла в свет в 1839 году и имела огромный успех. Прославленный шведский полярник Адольф Эрик Норденшельд назвал её «одним из шедевров среди сочинений по Арктике».

Экспедиция в Чукотско-Колымском краю поставила Врангеля в один ряд с крупнейшими исследователями суровой Арктики. Став впоследствии одним из учредителей Русского географического общества, он продумывал проект экспедиции к Северному полюсу. Он предлагает отправиться к полюсу на судне, которое должно стать на зимовку у северного побережья Гренландии, с осени заготовить по пути следования полюсной партии продовольственные склады, а в марте людям выйти точно по направлению меридиана на десяти нартах с собаками. Интересно, что план достижения полюса, составленный Робертом Пири, вступившим на полюс 64 года спустя, в малейших деталях повторил старый проект Врангеля. Именем Врангеля названы остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске.Узнав о продаже русским правительством Аляски в 1867 году, Фердинанд Петрович весьма отрицательно отнесся к этому.

Освоение Европейского СевераВ XII-XIV веках в поисках
промысловых угодий
новгородцы и поморы,
жители побережий Белого
и Баренцева морей,
совершали дальние
морские плавания, начали
осваивать Кольский
полуостров и Новую
Землю.
В конце XV-XVI вв. Север
становится землей
московских князей и
объединяется с другими
русскими землями в
Московском государстве.

«Златокипящая» Мангазея

Плавая вдоль берегов Карского
моря, поморы достигли устья
реки Таз, где построили острог
Мангазея (1601 год).
Через него вывозились тысячи
шкурок пушного зверя, в
Сибирь доставлялись хлеб,
мука, соль и другие товары.
На рубеже XVI и XVII веков это был
мощный форпост русского
освоения Сибири, известный по
историческим документам как
«златокипящая Мангазея», «украсно
украшенная», «благословенная царская
вотчина», «сибирская сокровищница»,
«соболиный Клондайк».

Тобольск – столица Сибири

К концу XVI века под
защитой острогов
на берегу огромных
сибирских рек
начали
разрастаться
постоянные
поселения: Тюмень,
Енисейск, Якутск.
Построенный в 1587
году Тобольск
надолго стал
«столицей Сибири».

Освоение Сибири в XVI – XVII веках

История открытия
Сибири русскими
начинается с
похода Ермака.
Вслед за ним в
Сибирь
отправлялись
многие
путешественники
из числа казаков,
купцов и
землепроходцев.

Ермак Тимофеевич

В 1581 (1582) году Ермак начал поход вглубь Сибири. После
ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Ермака
вышел к берегу Иртыша и занял столицу Сибирского
ханства - Кашлык. С его именем связано присоединение
Сибири к России.

Пянда Пантелей

Пантелей Пянда открыл для нас реку Лену и Восточную
Сибирь в первой половине 1620-х годов вместе с дружиной
в четыре десятка человек.

Иван Москвитин

Казачий атаман Иван Москвитин - первооткрыватель Дальнего
Востока, Охотского моря и острова Сахалин. В 1639 году отряд
Ивана Москвитина вышел к берегам Тихого океана.

Курбатов Иван

Иван Курбатов - казак, пятидесятник, мореход, землепроходец
вышел к западному берегу Байкала (1643 год) и первым среди
русских людей побывал на острове Ольхон, дал о Байкале
интересные сведения и составил карты.

Михаил Стадухин

Михаил Стадухин - якутский "служилый человек", один из известных
казацких "землепроходцев" по Сибири. В 1630 с целью сбора ясака
перешел с Енисея на Лену, в 1642 - с Лены на Индигирку. В 1643
вышел на коче из устья Индигирки в море, повернул на восток и,
следуя вдоль берега, открыл устье реки Колыма.

Василий Поярков

Поярков Василий в 1643-46 гг. по приказу якутского воеводы во главе
отряда совершил плавание по р. Лене и ее притокам, перевалил через
Становой хребет, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до
р. Урал и возвратился в Якутск. Расширив русские владения на
Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе и населении
Приамурья, а так же некоторые сведения о Сахалине.

Семен Дежнёв

Семен Иванович Дежнев - русский полярный мореход и
землепроходец. В 1648 совместно с Ф.А. Поповым (Федотом
Алексеевым) проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул
Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой.

Ерофей Хабаров

Совершил невероятно сложное и длительное путешествие от Якутска
вверх по течению Лены на стругах, а далее пешком через Становой
хребет к Амуру (1649-50гг). Составил «Чертеж реки Амур», основал
первые русские укрепления на берегах Амура (г. Албазин). В честь
него названы г. Хабаровск и весь Хабаровский край.

Годунов Петр Иванович

Годунов Пётр
Иванович - воевода
Брянска и
Тобольска, потомок
Бориса Годунова.
В 1667 по его
распоряжению
составлена первая
из известных карт
Сибири - «Чертёж
Сибирской земли»,
больше известная
под названием
«Годуновская
карта».

Иван Камчатой

Иван Камчатой (сер. XII века)– енисейский казак, посланный на поиски
залежей моржовой кости, открыл полуостров, позже названный в его
честь
Камчаткой. Вглубь полуострова отряд Камчатого не
продвинулся, поскольку промысел кости велся на побережье.

Владимир Атласов

Владимир Атласов - сибирский казак в 1697-99гг. совершил походы по
Камчатке и обложил данью местные народы. За присоединение
Камчатки к России получил чин казачьего головы. Представил первое
разностороннее описание природы и населения п-ова и прилегающих
островов. Первым из русских увидел огнедышащие вулканы.

Освоение территории Русского государства к XVIIв.

На протяжении нескольких веков главными
районами исследований стали Сибирь, Дальний
Восток и Крайний Север.
Первые важные открытия были сделаны поморами.
С XVI века на поиски новых земель стали снаряжать
отряды казаков и стрельцов.
К концу XVII века были открыты: восточная
оконечность Евразии, Камчатка и Амур, а по
великим рекам построены крепости – остроги.
В Сибири появились первые города, а город
Тобольск надолго стал столицей Сибири.

Top