Кто такие шаманы и что они делают. Как становятся шаманами в разных народах мира

Шаманизм – это древнее верование о тесном общении человека с одухотворенным, дышащим и живущим своей жизнью миром. И общение с Миром Духов, которые идут рука об руку с человеком, происходит с помощью посредника, наделенного особыми способностями – шаманом.

Шаман – это человек, который постиг для себя необычайные возможности, новый взгляд на мироустройство.

Шаманы, как никто другой понимают принцип «Единого механизма». Все вокруг связано между собой, например, дерево впитывает питательные вещества из земли и взамен дает плоды, которыми может питаться человек. А исцеление земли может произойти только путем изменения человека, познания им истинной цели жизни в этом мире, уважительным отношением к окружающей среде.

Шаманы твердо убеждены, что все вокруг живое и не может быть мертвым – душа может жить и без телесной оболочки (если речь идет о человеке или животном). И только духи знают все тайны бытия, ответы на все вопросы.

Нужно понимать, что шаманы не маги, не колдуны. Они люди, которые смогли раскрыть невероятные возможности своего собственного мозга, увидели мир совершенно другими глазами и несут особую миссию на этой земле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шаманизм – это самая распространенная из всех религий, которая возникла еще далеко до начала нашей эры. Именно шаманы издревле считались не только интеллектуалами, но и духовно развитыми, действительно способными людьми. Конечно, по первому взгляду, казалось бы, что эти люди совершенно не дружат с психикой, и у них есть явные психические расстройства. Но нет, очень многие действительно занимаются восстановлением организма, и даже стараются не афишировать о своей реальной деятельности. А есть и такие, кто сочиняет музыкальные творения или пишут красивые картины, поэтому на вопрос кто такой шаман и чем он занимается нет более прямого ответа, чем этот.

Действия и обряды

Если же для вас, ответ на вопрос «кто такой шаман» еще пока мало раскрыт, то предлагает прочитать следующую информацию. Чтобы совершать сеансы, большинство пишут стихи. Именно они позволяют более подробно раскрыть все то, что хочется узнать и конечно, этим самым экстрасенс подтверждает то, что его чары, якобы, действуют. Он взаимодействует с духами покойных животных, и в большинстве случаев среди них встречаются именно хищные звери:

  • орлы;
  • львы;
  • пантеры;
  • тигры;
  • волки.

То есть, происхождение слова все-таки походит из тунгусского языка. В переводе оно означает – человек, пребывающий в состоянии транса. И это не удивительно, ведь чтобы узнать о чем-то, надо обратиться к душам умерших животных. А для этого надо совершить какой-то сеанс. Но важно помнить, какого бы духа он не вызвал – нужно быть осторожными, ведь всегда есть плохие, которые могут навредить.

Транс – это иной мир

Если шаман входит в транс, значит он уже отправился в путешествие не в наш мир – это может быть мир сверху или мир снизу. Таким образом, ему нужно что-то узнать. К примеру, он способен спросить у богов и различных духов что-то о благополучие здоровья, про обильное потомство у людей и животных. Можно спросить и что-то существеннее, например, будет ли удача в коммерческих делах или каким образом исцелить от недуга. Вот и ответ на вопрос «кто такие шаманы и что они делают». Поэтому, обратившись к таковому человеку следует узнать только о чем-то важном, поставить хотя бы защиту от бед.

Будьте бдительными, ведь шаманы принимают далеко не всех людей. Есть такие, с которыми они сами отказываются работать. Он всегда почувствует доброго или злого человека и лучше не обращаться к тем, кто обращается к злым душам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Довольно продолжительное время шаманизм находился в забвении, а люди утратили способность видеть духов природы. Но на некоторых территориях Сибири местному населению всё же удалось сохранить знания шаманских обрядов и веру в духов. Традиции потомственных шаманов сохранились на берегах Байкала, где живут шаманы, имеющие шаманский корень (утха) в пятом и даже девятом колене.

Характерная черта современного шаманизма, распространённого в Прибакалье - открытость. Шаманы делятся своими знаниями, общаются и демонстрируют всем желающим шаманские обряды.

Не смотря на запреты, из поколения в поколение передавили сибирские шаманы легенды и родословные предания, шаманские практики, возникшие в древности, искусство врачевания природными способами и травами, умение общаться с духами и входить в шаманское состояние, называемое "впустить онго".

Как и тысячи лет назад, современные шаманы безошибочно произносят шаманскую молитву "дурдалгу" и выполняют последовательность действий традиционных обрядов. Среди местного населения шаманы по-прежнему пользуются авторитетом, а бурятские семьи обращаются к ним за помощью, когда необходимо лечение. Они верят в душу и обращаются к шаману с просьбой вернуть её, если вдруг потеряют её в процессе жизни. Ведь без души человеку суждено прожить не более трёх лет, по утверждению шаманов. Современные шаманы очень часто образованные люди, которые пишут и издают книги, читают лекции, живут среди своего народа и пытаются решить его проблемы. На ряду с выполнением шаманских обрядов и общения с духами современный служитель культа ещё и хранитель установленных традиций. Только он может напомнить забывшим о древних обычаях предков, он приносит жертвоприношения духам местности и духам предков.

Один из современных представителей древнего рода шаманов Валентин Хагдаев. Он - практикующий ольхонский шаман из бурятского рода Буян, подрода Хагдай. В 2000 году он прошёл своё пятое посвящение "хэсэтэ боо", что в переводе означает "получивший бубен". В процессе посвящения неожиданно пошёл слепой дождь. Это явление было расценено стариками, как хорошее предзнаменование.

У Валентина Хагдаева, как истинного шамана, есть божественная отметина - тэнгерийн тэмдэг. С рождения у него на правой руке раздвоенный большой палец. Верховный шаман Монголии боо Цэрэн-зайрана считает, что с такими отметинами шаманы появляются один раз в сто лет, и таких шаманов с раздвоенной костью больше нигде в мире нет.

Валентин Хагдаев, кроме занятий шаманизмом, закончил аспирантуру в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. Сейчас он дорабатывает до диссертации на кандидатскую степень свою опубликованную монографию "Шаманизм и мировые религии". Он знает наизусть много мифов, легенд своего народа и родовые предания. Может подробно рассказать практически о каждом памятном месте в Тажеранской степи. Только благодаря современным шаманам, таким, как Валентин Хагдаев, можно получить информацию о шаманизме и мире духов из первых рук. К тому же такая информация иногда мало совпадает с теми стереотипами, которые появились за последнее время в результате популяризации знаний о шаманизме западными гуру.

Например, В. Хагдаев в своей книге пишет о том, что в духовном мире важнее власти и богатства то, каким ты был человеком. В том мире ощущения пространства и времени исчезают. Тот мир бесформенный или имеет много форм - всё зависит от самого человека и богатства его воображения и сознания. Ощущения, которые возникают в том мире, трудно полностью передать словами. Там действительно становится легко и блаженно. Такие ощущения возникли у шамана во время первого путешествия, а возвращаться в своё тело было тяжело, трудно и больно.

Опровергнуть или доказать существование другой реальности и подлинности путешествий шаманов в другой мир невозможно. Труды Майкла Харнера, Мирча Элиаде и Карлоса Кастанеды сподвигли тысячи европейцев экспериментировать со своим сознанием. Авторитетные антропологи распространили по миру частные случаи вхождения в "шаманское состояние", которые кочуют из одной книги в другую. Поэтому возникла убеждённость в том, что каждый может повторить этот мистический опыт, а ведь эти эксперименты с психикой приводят к неоправданному риску. Возникшие стереотипы о том, что на той стороне реальности ждут духи-помощники и безмерная радость, могут и не оправдаться, не совпасть с объективно испытанными ощущениями. Некоторые шаманы, совершая свои путешествия, рассказывают о том, что другая реальность встречала их безразлично, а иногда и враждебно. Духовные сущности иногда не желают контактировать даже с шаманом. Поэтому знакомство с шаманскими практиками по книгам опасно.

К тому же такое постижение шаманских традиций не может считаться настоящим. Современные шаманы живут по традициям своих предков. Именно это отличает их от тех, кто занимается шаманизмом, как хобби.

Шаманизм как феномен представляет собой социокультурное явление, оказывающее влияние на мировоззрение многих народов мира. Хотя, если судить строго географически, это, прежде всего, сибирское и среднеазиатское религиозное течение. «Шаман» – слово из языка тунгусов. Эта ранняя форма религии, предполагающая общение с духами, до сих пор практикуется у народов Сибири и Дальнего Востока.

Исследователи данного явления считают, что самые сильные в мире шаманы живут именно в России.

Религия «назначенцев»

Шаманизм не преобладающая религия в Центральной и Северной Азии, хотя и доминирует в религиозной жизни целых регионов. Шаманы как избранные до сих пор представляют собой в этих отдаленных от цивилизации районах собой единственных «посланников истины». Аналогичные шаманизму магико-религиозные явления исследователями фиксировались в Северной Америке, Индонезии и Океании. В основном с шаманизмом мирно сосуществуют другие формы магии и религии.

Шаман – это избранник духов, «назначенец» свыше. Он своего рода передатчик воли небес, посредник между Богом и людьми. Входя в транс, шаман транслирует божественную волю посредством танцев, ударов в бубен или иного способа сакрального музицирования, произнося определенные заклинания. Шаманы входят в экстатическое состояние (камлание), чтобы отыскать ответы на самые разные жизненно важные вопросы: как вылечить больного, какой будет охота и другие. Шаман – специалист по трансу, уникум, способный в своих священнодействиях вознестись до неба и опуститься в ад, – именно эта особенность отличает его от иных «посредников» между земным и небесным в других верованиях и религиях.

Как считают археологи, шаманизм зародился в Сибири еще в эпоху неолита и бронзового века. Если исходить из научной точки зрения, это - наидревнейшее религиозное течение на земле из всех верований, практикующихся по сей день.

Исторически сложились несколько варианта обретения шаманского статуса: наследственное, призвание (человек как бы чувствует особое расположение к данному роду занятий, призыв свыше, реже случается, когда кто-то просто обозначает себя шаманом (это бывает у алтайцев) или таковым человека выбирает род (у тунгусов).

Кому поклоняются под камлание

Шаманы общаются с духами умерших, природы и т. д., но, как правило, не становятся одержимыми ими. В сибирском и среднеазиатском этносе шаманизм структурирован вкупе с экстатическими способностями полета в небо и нисхождения в ад. Шаман обладает возможностью общаться с духами, укротить огонь, проделать другие магические пассы. Это составляет основу специфических практик, применяемых при подобных религиозных действиях.

Знаменитый религиовед и исследователь шаманизма Мирча Элиаде относил шаманов больше к мистикам, нежели к деятелям религии. Шаманы, по его мнению, не являются проводниками и «ретрансляторами» божественных учений, они просто преподносят увиденное ими в процессе камлания как данность, не вдаваясь в подробности.

Критерии отбора разнятся

В основном у российских шаманов традиция обретения этого статуса наследственная, Но есть одна особенность, без которой шаман не шаман, как бы он ни старался: потенциальный гуру должен уметь входить в транс и видеть «правильные» сны, а также владеть традиционными шаманскими практиками и техниками, знать имена всех духов, мифологию и генеалогию своего рода, владеть его тайным языком.

У манси (воргулов) будущий шаман – наследник, в том числе по женской линии. Нервность, эпилептические припадки ребенка, рожденного в семье шамана, у этой народности – признак контактов с богами. Ханты (остяки), считают, что дар шамана дается человеку с рождения. Аналогичный подход к шаманизму у сибирских самоедов: как только умирает отец-шаман, сын вырезает из дерева подобие руки покойного. Считается, что такими образом передается сила шамана от отца к сыну.

У якутов, также наследующих шаманизм «семейным подрядом», эмеген (дух-покровитель), воплотившись в кого-нибудь из семьи после смерти шамана, может ввести избранника в бешенство. Юноша в таком случае способен даже в порыве безумства поранить себя. Тогда семья обращается к старому шаману, чтобы тот подучил отрока, преподал ему азы «профессии», подготовил к посвящению.

У тунгусов статус шамана (амба саман) передается либо от деда к внуку, либо преемственности как таковой не существует. Старый шаман учит неофита, как правило, взрослого человека. Наследуется шаманизм и у южносибирских бурятов. Однако у них считается, что если кто-то выпил тарасун (молочную водку) или на этого человека с неба упал камень, или в посвященного ударила молния, тогда это точно шаман. У сойотов (тувинцев) молния – непременный атрибут одежды шамана.

В Туве - сила

Самый известный российский шаман, он же член-корреспондент Российской академии народной медицины, целитель и мастер горлового пения тувинец Николай Ооржак. Тува – современный центр отечественного шаманизма, где на сегодняшний день действуют целых три официальных объединения шаманов: «Дунгур», «Тос-Дээр» и «Адыг-«Ээрен».

Тувинских шаманов возглавляет президент Монгуш Кенин-Лопсана.

Всё дальше по шоссе глотаю разметку осевой, выплёвываю её белым паром через выхлопную.. Всё дальше, мимо паркинга отеля, где оставлена машина, мимо бревенчатого шале, где вокруг застеклённого огня сгрудились разноцветные свитера туристов, где горячий кофе и двойной вакуум стекла за которым уютно метёт позёмка. Всё дальше ухожу с двенадцати зарядным «зауэром» флягой спирта и отключённым Linkом. Всё дальше петляет среди кривых сосен моя лыжня. Всё дальше зовёт меня Север.
Там на краю Дня и Ночи стоят силуэты чумов похожих на часы, в которых время-песок иссякло. Стойбище. Сюда, далеко-далеко так и не добрались охотники за душами. Черепа мессий, разбитые медвежьей лапой, аккуратно обглоданные песцами, белеют меж кочек усыпанных жёлтой и сладкой, как мёд, морошкой. Здесь живут люди Севера, суровые оленеводы, охотники, рыбаки. Им не нужен чужой бог, они верят только в собственные силы.

Чуть поодаль отдельным зубцом возвышается чум. У входа сидит человек одетый в пыжиковую парку, обшитую множеством мулек, амулетов вырезанных из кости. Человек улыбчив, цепко кривоног, аскетично жилист. Продублённая ветром и морозом лицо покрыто маской топлёного жира. Из под лакированной чёрной чёлки, подстриженной в кружок темнеют непроницаемые глаза Азии. Это местный шаман Толик.
Если соскоблить нерпичий макияж с его щёк и приодеть в костюм от Брукса за пару косарей, то его врядли отличишь от биржевого трейдера. Оба держат форму, с той разницей, что последний бегает по утрам в Централ парк NY и поспевает повсюду, а первый курит трубку и никуда не спешит. В отличие от вудуиста с Пятой авеню, извлекающего золотишко из пустоты для того чтобы ездить на «корвете» последней модели, наш заклинатель моет его на галечных перекатах, чтобы купить табак и порох в фактории. Но об этом: Тсс! Молчок! Толик не служит Мамоне и не декларирует доходов. Он вообще никому не служит и ничего не декларирует. Прожжённый старатель скрывается от исполнительных листов, как ветеран СС скрывается от исполнителей Моссада. Летом он шароворит по матке-Тундре, охотится, собирает травы. Он знаком с азами фармакологии и фитотерапии. Бродяжит аж до бачки-Окияна грозно, качающего ледяные валы, на его каменных пляжах Толя стреляет котиков, занесённых в Красную книгу. Шаман не умеет читать, но зато разбирается в психоделиках и галлюциногенах. Зимой, слушая Кобейна из старенького МР3, улетает в грибном трансе. Белой Совой настигает «семьсот сорок седьмые» следующие рейсом Tokyo-Paris. Заглядывает в иллюминаторы, ухает филином и хохочет. Пугая пассажиров косматой головой, порождает интернет-сенсации.
Но если кто-то заболел или, скажем, не ловиться песец стойбищане идут к Анатолию, чтобы тот по своему селектору связался с духами и попросил помощи. Шаман принимает подношения и важно кивает головой больному: Не ссы! Всё будет ОК. Легко вскочив на тренированные ноги, он поднимает палец для усиления кульминации и неожиданно ударяет в бубен: Шоу-тайм!!
Начинает тихо кружиться вокруг костра и собственной оси.
--Э-хея-я..э-хэйя – на-нара-на-на..
Позвякивает колокольцами глухо стонет бубен. Шаманья душа заполняет его, вибрирует натянутой кожей медвежьего пузыря и ускоряет темп. Всё кружится каруселью вокруг костра. Стены иглу сливаются, исчезают. Кругом только ночное небо со шлейфами магнитных бурь. Шаман, получив пинок центробежной силы, разбегается и летит над тундрой. Он сзывает души предков. Те, побросав свои загробные дела, собираются над родным стойбищем. И Толик, рухнув на ягель, впадает в транс. От кружения и грибов в ушах шамана раздаются голоса. Они наперебой стараются что-то сказать. Может какие акции скоро пойдут вниз, а какие подскочат? Может приказывают возобновить охоту на китов? Но скорее всего советуют прекратить заниматься ху*нёй и беспокоить их понапрасну. Толик не знает, что именно звучит в его голове и языком выталкивает первобытное, нечленораздельное. От этого зрелища и резонанса низких частот зрители приходят в ужас.
Иногда направленное пси-поле помогает больному и Анатолий в почёте, уважаем, сыто отрыгивает подношения, иногда остаётся на бобах. Соседи ругают его последними словами и могут побить. На севере народ прямой, неиспорченный манерами.
===
Утром я встаю и одеваюсь. Иду в ванную комнату чистить зубы. Умывшись, одеваю цепочку с амулетом. Совершаю селф-камлание и что-нибудь прошу у третьего лица. Осенившись жестом, смотрю в зеркало и задаю себе вопрос. Единственный вопрос и он всегда один и тот-же: Чем я отличаюсь от первобытного дикаря? Дипломом, кучей чужих мыслей, считанных в мою голову из книг? И получаю ответ. Единственный и он всегда один и тот-же.


Top