Макросъемка. Фотографирование насекомых

Портреты насекомых бывают удивительно красивыми и характерными. И вместе с тем, этот жанр чрезвычайно сложен для фотографа. Он требует сосредоточенности, терпения, чтобы поймать в кадр насекомое, удачи, а также умения выстраивать композицию так, чтобы зрителю было интересно.

Бабочки и стрекозы, пожалуй, самый распространенный объект съёмки в мире насекомых, они чрезвычайно популярны среди фотографов благодаря своей красоте и изумительной гамме расцветки; но съёмка этих насекомых так распространена, что не является чем-то особенным.

Blank" href="http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/auto-focus-lenses/fx/single-focal-length/af-s-micro-nikkor-60mm-f-2-8g-ed" target="_blank">AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED . Он позволит увеличить рабочее расстояние от камеры до объекта и сузит угол зрения. Это полезно, если вы хотите изолировать объект, либо снять его на размытом фоне. Простой телеобъектив с удлинительным кольцом даст превосходные результаты при съёмке более крупных объектов.

Для съёмки насекомых попробуйте оставить открытой диафрагму и установите короткую выдержку. Также можно попробовать использовать штатив. Он понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожащих рук. Однако следует учесть, что насекомые двигаются быстро, и времени, чтобы поставить камеру на штатив после обнаружения объекта съёмки может практически не быть. Поэтому обычно приходится фотографировать с рук.

Вспышка предоставит вам свободу перемещения без штатива, позволит передать мелкие детали объектов и получить хорошее цветонасыщение, а также поможет при съёмке ранним утром и ночью.

Также вы можете использовать вспышку для контроля теней и контрастности при съёмке в ярком солнечном свете, особенно если вокруг много листвы. Это уменьшит жёсткость теней и поможет получить более сбалансированную экспозицию. Осматривайте тропинки и дорожки, где растительность не так высока; некоторые виды насекомых, в частности, бабочки, любят усаживаться на землю ранним утром, поскольку там температура бывает на пару градусов выше.

Для этого оставьте диафрагму открытой, выдержку выставьте короткую, а фокусировку, если успеете, производите по глазам насекомого. С другой стороны, можно попробовать заранее предположить, где окажется насекомое, и, поставив камеру на штатив, направить объектив в нужную сторону.

Если при съёмке вы подойдёте слишком близко, то насекомые могут убежать или улететь, в таком случае оптимальным для съёмки будет использование макрообъектива с фокусным расстоянием равным 105 мм или даже превышающим его, например, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED . Это позволит находиться на значительном расстоянии от объекта съёмки. Также в пылу фотоохоты не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны. В случае фотосъёмки пчёл, если вы слишком близко подойдёте, они могут ужалить. Так что снимайте с осторожностью.

Где снимать

Неплохим местом для начала съёмки насекомых будет сад около вашего дома. Если вы высадите там растения и кустарники, привлекающие бабочек, у вас появится немало возможностей поэкспериментировать и отточить техническое мастерство. В большинстве садов обитает лишь ограниченное число видов, основная часть которых попадает туда случайно в поисках нектара и представителей противоположного пола.

Многие сторонники защиты окружающей среды и энтомологи придерживаются мнения, что единственный этичный способ съёмки насекомых - фотографирование в естественном окружении. Этот подход прекрасно оправдывает себя при съёмке большинства крупных насекомых. Тем не менее, студия будет наилучшим вариантом, если вам необходимо полностью контролировать освещённость и окончательный вид снимка. Студийная съёмка также требуется, когда необходимо снять робких, пугливых насекомых с большим увеличением.

Многие снимки, сделанные в студии, изображают насекомое, находящееся в обстановке, которая не соответствует обычному месту обитания или поведению объекта съёмки.

Снимки насекомых, сделанные в местах их обитания, чаще всего выглядят значительно лучше, чем сложные постановочные студийные кадры.

Однако в любом случае очень важно иметь базовое понимание биологии и потребностей ваших объектов, чтобы получать хорошие снимки как при «полевой работе», так и в студии.

При съёмке насекомых очень важно заранее узнать образ жизни объекта. Распространение определённых видов насекомых в основном зависит от климата и наличия в окрестностях растений, предоставляющих им пищу. Так что многие насекомые тесно связаны с конкретными растениями. Если вы знаете, когда и в каком месте интересующее вас насекомое бывает, чем оно питается, то вы можете до определённой степени уточнить место и время съёмки.

Например, если вы хотите снимать бабочку, то необходимо заранее выяснить, какой цветочный нектар она предпочитает, где она кладёт яйца. Многие насекомые характеризуются довольно коротким периодом жизни во взрослой стадии - в некоторых случаях это всего лишь несколько недель в году. Если вы заранее запасётесь информацией об известных местах их появления, то сэкономите бесценное время, и вам не придётся обследовать места, которые в итоге окажутся пустыми.

То же самое можно сказать и про других насекомых. Сначала выясните их движение и привычки, заглянув в иллюстрированные книги, и только тогда вы поймёте, когда и куда надо идти, чтобы их запечатлеть. Познакомьтесь с членами местного общества любителей природы. Там всегда найдутся знатоки, которые смогут рассказать обо всех встречающихся видах и местах их обитания в вашем районе.

Выражаем благодарность фотографам за предоставленные снимки к статье, а именно.

Эти фотографии я рассматривала долго. Насекомые похожи на спящих красавиц, украшенные росой, как алмазами. Туман над рекой… Капли на траве… От снимков идет энергетика утренней чистой радости, спокойствия, они приносят свет в душу. Автор – Павел Нагин, фотограф-любитель, делающий профессиональные снимки. Мне захотелось пообщаться с этим фотографом-натуралистом. И у нас получился вот такой диалог, в котором Павел без утаек поделился секретами, как фотографировать росу, туман и насекомых в росе.


В.А. Павел, добрый день! Как началось ваше увлечение фотографией? Я не профессиональный фотограф. Фотографирую для души, особенно нравится туманным утром. Раньше увлекался рыбалкой. Попробуйте хоть один раз встать до рассвета, пойти на природу с фотоаппаратом и потом за уши никто не оттянет от утренней фото-охоты:)))

В.А. Когда лучше всего фотографировать росу и туман?

Большинство пейзажистов (я тоже отношусь к их числу), предпочитают раннее утро или закаты, когда солнце стоит низко над горизонтом. Так как зенитное солнце из-за прямых лучей дает весьма плоскую картину. Мне больше нравиться снимать ясным, ранним, туманным утром. Роса сверкает миллиардами бликов, солнечные лучи пронизывают кроны деревьев, при этом туман служит естественным рассеивателем, и создаётся та удивительная и неповторимая атмосфера, которую я пытаюсь запечатлеть на фото.

Люблю густые туманы, когда можно рассмотреть солнечный диск, при этом создаётся очень приятная, нежная палитра. При съёмке в тумане необходимо протирать объектив, так как он постоянно запотевает.

Мне нравится фотографировать в контровом свете, который создаёт длинные тени, подчеркивает силуэты деревьев и светящиеся ореолы вокруг них. Так же нравиться красочная палитра закатов и восходов, возможность передать игру света и тени. В.А. То есть главный секрет красивых фотографий – надо раньше вставать. Как вы организуете ваши выходы? Перед съёмкой, ещё вечером, всё подготавливаю, для того, чтобы не просыпаться очень рано. Просыпаюсь обычно с учётом времени, которое потребуется на дорогу, а так же ориентируюсь на время восхода Солнца. Ведь на месте съёмки надо быть до восхода, чтоб не упустить драгоценные минуты:) Хорошо, если есть возможность заранее ознакомиться с местом и выбрать наиболее выгодные точки предстоящей съёмки. Одежда должна быть комфортной и защищать от кровососущих насекомых (особенно клещей, в последнее время их много развелось). Стоит использовать репелленты от назойливых комаров и мошек. Так же необходима лёгкая резиновая обувь.

В.А. Как фотографировать насекомых в каплях росы?

Когда солнце поднимается выше и туман рассеивается, представляется удивительная возможность для макросъёмки, ведь в траве множество насекомых, улиток и д.р. к тому же роса ещё не высохла, а это большой плюс. В это время освещение уже достаточно хорошее для съёмки на коротких выдержках. Мне нравиться фотографировать капли росы, паутинку, насекомых в росе.
В.А. Нужна ли для таких съемок специальная фототехника? Моя техника оставляет желать лучшего:))) У меня Canon 500 D- зеркальный фотоаппарат любительского класса (задумываюсь над приобретением более серьёзного Canon 5D). Объективы тоже бюджетные (EF-S 18-135 is , EF 50 1/8) и естественно штатив. Для макросъёмки использую макрокольца, они позволяют фокусироваться на близком расстоянии. В макросъёмке стараюсь использовать естественное освещение. В.А. Поделитесь, пожалуйста, техническими секретами съемки. Люблю снимать на больших выдержках и малой (закрытой) диафрагме, что важно в пейзажной съёмке т.к. необходима большая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Исходя из этого в основном использую полуавтоматический режим А(приоритет диафрагмы), иногда М — ручной и конечно же штатив. В.А. Как вы обрабатываете фотографии после съемки? Я часто использую панорамную съёмку из 2-3 кадров, а потом для сшивки кадров использую программу Autopano Giga. Пробовал несколько других программ, но по качеству сшивки больше всего понравилась эта. Для дальнейшей обработки использую довольно простую программу ACDSee Pro 5.

Макро-фотография дает нам возможность запечатлеть уникальные изображения, с которыми не каждый сможет справиться. Здесь мы рассмотрим самые лучшие способы снимать насекомых, пауков и поделимся несколькими снимками для вашего вдохновения, чтобы вы могли отправиться на охоту в сад.

Вам понадобится

Объектив для макросъемки (или альтернатива)

Как мы уже говорили в статье , макро-линза позволит вам сфокусироваться на крупном плане очень маленьких вещей. Обычно это быстрые бинзы (максимально широкая диафрагма), и они поставляются в широком диапазоне размеров и цен. Я считаю, что у объективов-премиум лучше резкость, но вам придетсябольше работать над качественным снимком.

У настоящей макро-линзы будет соотношение 1:1 или больше, а значит, она даст вам изображение сюжета в реальную величину или больше. Некоторые объективы с зумом (например, популярный 70-300мм) имеют макро-функцию. На самом деле это значит, что вы сможете приблизить изображение до "почти макро" размера. Преимущество этого в том, что вы можете находиться на гораздо большем расстоянии, и будет полезно вам при съемке насекомых, например. Маленькие диафрагмы обычно означают, что такой спектр будет недоступен для достижения высокого качества снимков.

Нет необходимости в специальном объективе. Есть и другие альтернативы в продаже, например удлиняющие трубки для объектива, и даже фильтры. Компактная камера или камера на телефоне со значком цветка также позволит вам сделать адекватные макро-снимки. Так что вы можете попробовать заняться макросъемкой практически на чем угодно! Ниже предлагаются рекомендуемые материалы об оборудовании для макро-съемки.

  • : фотография макро- и крупным планом получается успешной с помощью разных способов, даже если у вас нет специального объектива. Узнайте больше в этой статье.
  • . Эта тема обсуждается давно: что лучше использовать, полноформатную камеру или камеру с сенсорной обрезкой? Здесь необходимо учесть переменные, и в статье учитываются самые ключевые из них, и как они помогают (или мешают!) макро-съемке.

Маленьким вещам необходимо много света

Непосредственно при съемке насекомых, длинный объектив будет более полезен, потому что вы сможете находиться на большем расстоянии от насекомого. Если вы приблизитесь слишком близко, они улетят (уползут). Также есть проблема тени от вашей камеры. Поэтому для насекомых лучше подойдут более длинные объективы (хотя подчеркиваю, это необязательно).

Чем больше работает зум, тем меньше света попадет, что приведет к проблемам с ГРИП. Всегда есть соблазн открыть самую широкую диафрагму, но вы можете создать себе проблему с фокусировкой; если вы не сможете передать лицо и глаза, тогда ваш снимок будет испорчен (если только у вас нет специфического намерения).

Кольцевая вспышка поможет получить больше света, вы сможете настроить более короткую выдержку, но это еще один фактор, который может напугать объект фотографии. По этой причине я предпочитаю объективы-премиум: они быстрее (у них более широкая диафрагма), и в результате лучше резкость. У вас есть короткая выдержка, которая позволит вам сделать снимок, не потеряв света.

Длинный макро-объектив не всегда становится лучшим решением, также из-за него больше движения камеры, и это еще одна проблема, которую придется решать. Макро-фотографы обычно снимают на объектив около 100 мм, что дает им в работе расстояние примерно в 10-13 см. Сделайте это расстояние меньше, и вам практически придется сидеть у насекомого на коленях, чтобы сделать снимок. А если оно будет больше, каждое движение и дыхание объекта будет преувеличено - удачи с фокусировкой.

Насекомые, пауки, букашки!

Вам нужны букашки.

Лучше всего начинать с цветов. Проведя небольшое исследование, вы узнаете, на какие именно цветы любят садиться нужные вам букашки. Например у моей бабушки растет Буддлея, которую часто называют "бабочкин куст", догадайтесь, почему. Верно, бабочки любят его!

Умоляю вас, старайтесь снимать мелких тварей в их естественной среде, насколько это возможно - дайте им быть там, где они живут. Многие фотографы берут насекомых, кладут их в морозилку, чтобы они стали медленными и заторможенными, тогда их легко фотографировать. Я видела эти снимки, кажется, объект на снимке приклеен к поверхности. Лучше я вовсе не сделаю снимок, чем сделаю его таким образом. Это не только обман, но представьте, что кто-то бросит вашего кота или собаку в морозильник, или накачает их лекарствами, или приклеит к земле, чтобы они не двигались во время съемки. Это неправильно.

Если вам необходимы снимки заторможенных насекомых, подумайте о времени дня. Рано утром вы можете "захватить" этих букашек, когда они еще не совсем проснулись и ведут себя немного неуклюже. Особенно это удается сделать поздним летом или ранней осенью.

Если вам непременно нужно подвинуть что-то где-то, будьте аккуратны и осторожны: эти создания могут быть очень хрупкими, и я всегда советую оставлять их в своей естественной среде.

Вдохновение

Муравей

Photodune

Вот хороший пример неглубокого ГРИП. Получилось удачно! Фотограф уловил муравья в долю секунды от того, как его усико закрыло глаз. Может быть, именно это и произошло в остальных ста снимках, нам этого не узнать, но так вознаграждается терпение и твердая рука - это самые необходимые качества в макро фотографии.

Приглушенная цветовая палитра из приземленных коричневых тонов хорошо гармонирует с темой снимка, и служит хорошим контрастом в противовес ярко окрашенным макро-снимкам, которые мы часто видим.

Бабочка на цветке

Изображение лицензировано из: Photodune

Цветастая бабочка на ярком цветке - то, что мы часто видим, но мне этот снимок нравится, потому что он не слишком перегружен. Три ярких цвета доминируют в снимке, но фон - простой, поэтому фото выглядит хорошо. И бабочка, и цветок находятся в фокусе, и темный фон позволяет бабочке выделяться по-настоящему!

Паук в паутине

Изображение лицензировано из: Photodune

Букашка в своей среде обитания часто задает контекст; в этом случае - это паук в паутине. Я не особый любитель композиции с объектом в центре, но здесь отблеск от линзы в верхнем правом углу и темно-синий в верхнем левом углу немного сдвигает центральную композицию и придает ей качество более трехмерного изображения.

Не уверена, естественно ли там возник эффект боке на фоне, или эта текстура была добавлена в пост-обработке, но ему удается разбить фон, не отвлекая от сюжета снимка.

Пчелы

Изображение лицензировано из: Photodune

Помните, что фон нужно оставлять простым и не перегруженным? Иногда стоит игнорировать это правило, чтобы добиться таких результатов, как эти пчелы в сотах. Хаотическое нагромождение пчелок в этом фото притягивает ваш взгляд, и вы продолжаете разглядывать его, так как глаз не может найти главного субъекта, на котором остановиться.

Черно-желтая цветовая схема - причина, по которой этот снимок столь удачен, и она создает нечто абстрактное, хотя нам видно, что это не так!

Еще одна бабочка

Изображение лицензировано из: Photodune

Эта бабочка по композиции похожа на более ранний пример, однако если он был ярким и броским, у этого совершенно другой эффект. Мягкий фон боке выглядит красиво, у него есть небольшой всплеск цвета в верхнем левом углу, который по тону подходит бабочке. Только самое необходимое находится в фокусе, придает достаточно интереса, и при этом не отвлекает.

Методы

Проблемы с ГРИП

Одна из потрясающих вещей в макро-фотографии - умное использование ГРИП (глубина резкозти изображаемого пространства). Грубо говоря, чем больше размер объектива, чем больше зум, тем меньше ГРИП. Если вы хотите, чтобы насекомое было полностью в фокусе, возможно вы уже не снимаете "макро", говоря техническим языком, так как вы выйдете за рамки соотношения 1:1, из-за того, что вам придется воспользоваться зумом, чтобы получить желаемый результат. Усложняет все еще то, что в работе на камере DSLR и компактной камере будут отличия.

  • . Хорошая новость в том, что ограничения низкого ГРИП можно обойти. Наложение фокуса сложно сделать, когда у вас движущиеся объекты, вроде жуков. Они не будут терпеливо сидеть или стоять и ждать, когда у вас будет хорошая композиция. Но этот полезный метод пригодится вам.

Пусть ваша букашка предстанет в самом выгодном свете

Иногда маленькая букашка может потеряться на перегруженном фоне из цветов и растений. Один из способов справиться с этим - использовать неглубокий ГРИП, но, как обсуждалось выше, это может вызвать проблемы. Альтернативой может стать съемка объекта на темном фоне, чтобы он "заиграл". Повысьте выдержку для яркого переднего плана, чтобы фон выглядел более темным. Если вы не можете его достаточно затенить, подложите картон или ткань под него, будем надеяться, что это не потревожит насекомое!

  • У камер довольно точные световые примборы, и они постоянно улучшаются. Однако вам стоит знать, как самим точно настраивать выдержку - это приятный бонус.

Ручной фокус

Использование автофокуса с зумом для движущегося объекта сведет вас с ума. Ручная фокусировка - дело не столь простое, но стоит научиться ей. Автофокусировка будет постоянно заставлять камеру "прицеливаться", особенно на небольших расстояниях, когда необходимо сфокусироваться на небольшом участке. Вы только зря потратите время в ожидании правильного фокуса.

Если сложно добиться нужного фокуса перед тем, как насекомое будет двигаться, то почему вам не расположиться самим в первую очередь. Я упоминала Буддлею, которая привлекает бабочек: сфокусируйтесь на одном из цветков и ждите, пока на него не приземлится бабочка. Тогда вам достаточно будет небольшой корректировки, чтобы включить в снимок бабочку, когда она окажется в кадре.

Скорость затвора

Быстрая скорость затвора - супер необходима, и как говорилось ранее, как узнать, что именно нужно вам? Хорошее правило - выбирать скорость равную или больше фокусного расстояния, используемого вами. Значит, если вы находитесь на 200 мм, тогда вам лучше выбрать скорость 1/200.

  1. Используйте большую скорость затвора, и выбирайте непрерывную "очередь" из снимков, чтобы у вас было больше шансов заполучить один с удачным фокусом.
  2. Фотография объектов в естественной среде обитания, например, паука в паутине, позволяет добавить контекст и рассказать историю.
  3. Более длинный объектив поможет вам не спугнуть объект съемки.
  4. Нацельтесь на цветок и ждите, когда на нем окажется насекомое, вместо того, чтобы отслеживать движение насекомого.
  5. Картон и ткань служат в качестве хорошего фона, если естественный фон слишком перегружен.

Дополнительные ресурсы

  • В саду есть гораздо более интересного помимо букашек!
  • если погода за окном плохая, и букашки спрятались, займитесь макросъемкой в помещении.
  • : Не любите, когда что-то ползает? Попробуйте вместо этого съемку цветов.

Заключительные мысли

Никто не станет отрицать, что на макро-съемку насекомых потребуется время и терпение, но результаты могут быть потрясающими. Макро фотография - не то, что можно сразу начать снимать, только взявшись за камеру, но есть шанс ухватить нечто уникальное и интересное, что при этом будет выглядеть реальным, и вызывать вопрос: "Вот это да! Как им это удалось?"

Время на макро-съемку насекомого ограничено, если вам необходимо разнообразие. Весна и лето - лучшее время, но не игнорируйте и более холодные, влажные сезоны. Много уловить очень много интересного в осенней букашке или "поймать" паука, покрытого инеем в паутине. Вряд ли такие снимки найдешь в интернете, потому что обычно насекомых снимают в теплую погоду!

Правильный фокус - самое важное. Если вы упустите глаза или крылья, или то, что вас интересует, вам придется выбросить весь снимок, потому что он уже не будет производить нужного эффекта без хорошего фокуса. Подумайте о компромиссе между фокусным расстоянием и ГРИП, когда задаете настройки снимка. Стоит ли помещать так много вашего объекта в кадр, если у вас узкая фокусировка в неправильном месте?

Как и все остальное, потребуется много тренировки. Лучше всего начать "охотиться" на растения, которые привлекают насекомых, - до тех пор, пока вы не поймете на опыте, какие места наиболее выгодны для съемки. Иногда очень хочется принести букашку домой и фотографировать ее там, где вам удобно. Попробуйте, но избегайте делать это. Не думаю, что нам бы понравилось, если бы нас вытащили из привычной нам обстановки, поэтому и вам необходимо так себя не вести.

Известный немецкий фотограф Карл Блоссфельд был первым, кто применил макрофотографию. Он снимал детали растений в студии, достигая при помощи сконструированной им самим камеры 30-кратного увеличения. Его работы были предельно реалистичны, но, вместе с тем, он отходил от устоявшихся канонов фотографии своего времени, ибо навязал общественности новый взгляд на мир – взгляд через объектив фотокамеры. За это многие сочли фотонатуралиста абстрактным вольнодумцем и не смогли оценить в нем творца, поднявшегося на ступеньку выше остальных. Теперь же, когда фотография уже давно обслуживает потребности цивилизации, камеры умеют снимать как атомы водорода, так и сверхскопления галактик на расстояниях в миллиарды световых лет, мы уже вполне осознанно мажем говорить о ценности изображений.

Итак, изображение является фотографией и отражает объективный срез события, а не является коллажированной интерпретацией, оно уже достойно внимания как документальный факт. Но достаточно ли этого при макросъемке насекомых? Нет, поскольку, как и везде, в фотографии следует искать творческое начало, подсознательно притягивающее к себе зрителя.

Эстетической первоосновой реалистической макрофотографии должна быть определенная изоляция образов, их лаконизм. Пытаться заставить зрителя полюбить противную ему с детства гусеницу бессмысленно. Банальная брезгливость и неприятие человеком гусеницы или других подобных существ может корениться в сфере бессознательного. Выход один – максимально достоверное изображение букашки, исключительно детализированной, в ненавязчивом ракурсе, подчеркивающем красоту форм и узоров.

Как ни крути, фотограф, открывающий микромир, должен не бояться припасть к земле и заглянуть туда, где совершенно другая жизнь. А чтобы не просто заглянуть, но еще и подчинить его для создания прекрасных портретов мотыльков, богомолов, гусениц, долгоносиков, скарабеев и пауков, нужно просто любить микромир.

Перейдем к конкретике. Для съемки насекомых крупным планом понадобится специальное оборудование. Описание процесса работы с ним будет усложняться пропорционально сложности аппаратуры. Но получить снимки микромира, определенного качества, можно даже с помощью компактной фотокамеры с режимом «макросъемка». Некоторые компакты фокусируются в этом режиме, начиная с дистанции в 1см. Недостатком съемки компактами является недостаточное увеличение объекта. Настоящие макрообъективы не просто могут фокусироваться с малого расстояния, но и обладают увеличительными свойствами. При съемке компактной камерой особое внимание нужно уделить яркому освещению, т.к. ее автоматика будет повышать ISO (светочувствительность), компенсируя недостаток света, что приведет в свою очередь к повышенным цифровым «шумам». Такие цифровые помехи существенно подпортят детализацию макрообъекта в увеличенном масштабе.

Более серьезная макросъемка осуществляется с помощью зеркальных камер со сменной оптикой, позволяющих подсоединять макрообъектив и контролировать весь процесс фотографирования в ручном режиме. В арсенале макрофотографа: цифровая камера с угловым видоискателем, макрообъективы, диоптрийные насадки, фотовспышки с рассеивателями (часто рассеиватели приходится делать самому фотографу из полупрозрачных материалов), различные специальные макровспышки, удлинительные кольца, штатив.

Такой инструментарий позволяет увеличивать и освещать насекомых до необходимых значений. Остается только творить, искать новые решения и ракурсы. Благо мир насекомых разнообразен и работы тут не початый край. Глубина резкости при макросъемке играет огромную роль. Макрообъективы обладают очень маленьким расстоянием резкого изображения объектов. Порой даже маленькое насекомое не выходит полностью резким, т.к. не находится в сфокусированном пространстве. Этот эффект еще больше подчеркивает величину макрообъекта, делая его визуально больше. Строя композицию кадра с насекомым, необходимо какой-либо его элемент сделать идеально резким. Этот элемент будет нести смысловой акцент всего кадра. Расширить глубину резкости часто бывает необходимо для съемки насекомых с длинным телом, например, стрекоз. Для этого необходимо устанавливать более узкую диафрагму. Компенсация экспозиции будет происходить за счет увеличения выдержки. Стало быть, при съемке с рук может появиться «шевеленка», поэтому целесообразно использовать штатив, и пульт дистанционного управления.

Фотографировать насекомых удобнее всего утром, в хорошую погоду, когда насекомые показываются на веточках и листьях деревьев, полусонные, подставляя солнцу свои мокрые от росы крылья, усы, спинки. Ветреные мотыльки, бабочки к вечеру сбавляют сбою игривость. Богомолы и божьи коровки относительно неподвижны, их можно «брать» в любое время суток. А вот мухи, шмели, осы – сущий ад, особенно в разгар душного и солнечного летнего дня. Большинство пауков слепы, поэтому к ним легче приблизиться, оставаясь незамеченным.

Не стоит забывать и про опасность связанную с укусами насекомых. Здесь шутить нельзя, много ядовитых особей. Ведь по оценкам ученых на Земле осталось несколько миллионов неоткрытых видов насекомых!


Похожие материалы:

  • 27/08/2014 21:27 - Подборка макрофотографий Джека Трамп (Jack Trump)
  • 05/08/2014 21:34 - Чудесная макроподборка Атсже Босма (Atsje Bosma)
  • 31/07/2014 21:22 - Небольшая макроплдборка от Сини Ян (Siny Jan)
  • 21/07/2014 21:19 - Макроподбока начинающего фотографа Марилуза Пикадо (Mariluz Picado)
  • 03/07/2014 20:52 - Макро работы фотографа Джона Дейла (John Dale)

Новые статьи:

  • 05/12/2011 11:41 - Обзор объектива Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM:
  • 05/12/2011 11:33 -

Портреты насекомых бывают удивительно красивыми и характерными. И вместе с тем, этот жанр чрезвычайно сложен для фотографа. Он требует сосредоточенности, терпения, чтобы поймать в кадр насекомое, удачи, а также умения выстраивать композицию так, чтобы зрителю было интересно.

Бабочки и стрекозы, пожалуй, самый распространенный объект съёмки в мире насекомых, они чрезвычайно популярны среди фотографов благодаря своей красоте и изумительной гамме расцветки; но съёмка этих насекомых так распространена, что не является чем-то особенным.

Blank" href="http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/auto-focus-lenses/fx/single-focal-length/af-s-micro-nikkor-60mm-f-2-8g-ed" target="_blank">AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED . Он позволит увеличить рабочее расстояние от камеры до объекта и сузит угол зрения. Это полезно, если вы хотите изолировать объект, либо снять его на размытом фоне. Простой телеобъектив с удлинительным кольцом даст превосходные результаты при съёмке более крупных объектов.

Для съёмки насекомых попробуйте оставить открытой диафрагму и установите короткую выдержку. Также можно попробовать использовать штатив. Он понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожащих рук. Однако следует учесть, что насекомые двигаются быстро, и времени, чтобы поставить камеру на штатив после обнаружения объекта съёмки может практически не быть. Поэтому обычно приходится фотографировать с рук.

Вспышка предоставит вам свободу перемещения без штатива, позволит передать мелкие детали объектов и получить хорошее цветонасыщение, а также поможет при съёмке ранним утром и ночью.

Также вы можете использовать вспышку для контроля теней и контрастности при съёмке в ярком солнечном свете, особенно если вокруг много листвы. Это уменьшит жёсткость теней и поможет получить более сбалансированную экспозицию. Осматривайте тропинки и дорожки, где растительность не так высока; некоторые виды насекомых, в частности, бабочки, любят усаживаться на землю ранним утром, поскольку там температура бывает на пару градусов выше.

Для этого оставьте диафрагму открытой, выдержку выставьте короткую, а фокусировку, если успеете, производите по глазам насекомого. С другой стороны, можно попробовать заранее предположить, где окажется насекомое, и, поставив камеру на штатив, направить объектив в нужную сторону.

Если при съёмке вы подойдёте слишком близко, то насекомые могут убежать или улететь, в таком случае оптимальным для съёмки будет использование макрообъектива с фокусным расстоянием равным 105 мм или даже превышающим его, например, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED . Это позволит находиться на значительном расстоянии от объекта съёмки. Также в пылу фотоохоты не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны. В случае фотосъёмки пчёл, если вы слишком близко подойдёте, они могут ужалить. Так что снимайте с осторожностью.

Где снимать

Неплохим местом для начала съёмки насекомых будет сад около вашего дома. Если вы высадите там растения и кустарники, привлекающие бабочек, у вас появится немало возможностей поэкспериментировать и отточить техническое мастерство. В большинстве садов обитает лишь ограниченное число видов, основная часть которых попадает туда случайно в поисках нектара и представителей противоположного пола.

Многие сторонники защиты окружающей среды и энтомологи придерживаются мнения, что единственный этичный способ съёмки насекомых - фотографирование в естественном окружении. Этот подход прекрасно оправдывает себя при съёмке большинства крупных насекомых. Тем не менее, студия будет наилучшим вариантом, если вам необходимо полностью контролировать освещённость и окончательный вид снимка. Студийная съёмка также требуется, когда необходимо снять робких, пугливых насекомых с большим увеличением.

Многие снимки, сделанные в студии, изображают насекомое, находящееся в обстановке, которая не соответствует обычному месту обитания или поведению объекта съёмки.

Снимки насекомых, сделанные в местах их обитания, чаще всего выглядят значительно лучше, чем сложные постановочные студийные кадры.

Однако в любом случае очень важно иметь базовое понимание биологии и потребностей ваших объектов, чтобы получать хорошие снимки как при «полевой работе», так и в студии.

При съёмке насекомых очень важно заранее узнать образ жизни объекта. Распространение определённых видов насекомых в основном зависит от климата и наличия в окрестностях растений, предоставляющих им пищу. Так что многие насекомые тесно связаны с конкретными растениями. Если вы знаете, когда и в каком месте интересующее вас насекомое бывает, чем оно питается, то вы можете до определённой степени уточнить место и время съёмки.

Например, если вы хотите снимать бабочку, то необходимо заранее выяснить, какой цветочный нектар она предпочитает, где она кладёт яйца. Многие насекомые характеризуются довольно коротким периодом жизни во взрослой стадии - в некоторых случаях это всего лишь несколько недель в году. Если вы заранее запасётесь информацией об известных местах их появления, то сэкономите бесценное время, и вам не придётся обследовать места, которые в итоге окажутся пустыми.

То же самое можно сказать и про других насекомых. Сначала выясните их движение и привычки, заглянув в иллюстрированные книги, и только тогда вы поймёте, когда и куда надо идти, чтобы их запечатлеть. Познакомьтесь с членами местного общества любителей природы. Там всегда найдутся знатоки, которые смогут рассказать обо всех встречающихся видах и местах их обитания в вашем районе.

Выражаем благодарность фотографам за предоставленные снимки к статье, а именно.


Top