Наречие и омонимичные части речи презентация. Как отличить наречия от омонимичных частей речи

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

637.17kb.

  • Тематическое планирование по русскому языку для 6 класс , 211.77kb.
  • Темы: Рассказываю о происхождении термина «наречие» идругих наречий , 141.81kb.
  • Урок русского языка в 7 классе Тема: «Наречие» , 54.57kb.
  • О. Ф. Кривнова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, филологический , 73.77kb.
  • Курсовая работа , 347.8kb.
  • Дети с нарушениями речи , 348.03kb.
  • Дети с нарушениями речи , 18.11kb.
  • Дети с нарушениями речи , 67.29kb.
  • Урок развития речи. 5 класс. Тема: Сочинение-рассуждение «Кем бы я хотел(а) стать , 18.84kb.
  • Разграничение омонимичных частей речи

    Наречия и другие части речи

    При установлении части речи наречия следует отличать от омони­мичных им существительных и деепричастий, с которыми они могут быть связаны по происхождению, - с одной стороны, и со служебными частями речи, в которые наречия могут перейти в результате утраты свойственного им значения, - с другой стороны.

    Наречия, соотносимые с предложно-падежными формами существи­тельных типа без оглядки, с тыла, на дом, сверху, вдаль, вбок пишутся раздельно или слитно; существительные с предлогами всегда пишутся раздельно и допускают вставку между ними прилагательного. Ср.: Он тяжело поднялся навстречу, и вместе с ним из-за стола поднялось несколько седобородых неуклюжих шведов (К.Паустовский) - навстре­чу (т.е. вперед) - наречие. Мои надежды на встречу с чем-то загадоч­ным не оправдались (А.Грин) - на (долгожданную) встречу - существи­тельное с предлогом. Отсутствие определений при слове и невозможность их постановки также позволяет отграничивать наречия от падежных форм существительных типа шагом, верхом, днем, ночью, летом. Ср.: Однажды я плыл зимой на совершенно пустом теплоходе из Батума в Одессу (К.Паустовский) - зимой - наречие. Я восхищаюсь морозной зимой - зимой - существительное.

    Краткое прилагательное среднего рода и наречие на -о типа быстро, легко, красиво различаются и по значению, и по морфологическим, и по синтаксическим признакам. В предложении С самого утра небо ясно (И.Тургенев) слово ясно - краткое прилагательное, так как обозначает признак предмета, зависит от существительного небо, согласуется с ним в роде и числе, может иметь полную форму (небо ясное), выполняет функцию сказуемого в двусоставном предложении. В предложении Поле ясно белело вокруг (И.Тургенев) слово ясно - наречие, так как обознача­ет признак действия, примыкает к глаголу, в предложении является обстоятельством.

    При разграничении наречий и служебных частей речи (союзов, пред­логов, частиц) следует попытаться задать к слову вопрос (к служебной части речи его задать нельзя) и заменить анализируемое слово синони­мичным. Ср.: 1. Мимо двери пробегали лакеи (А.Чехов) - мимо - пред­лог (возможно: за, перед дверью). 2. Проплывая мимо, тетка Осоргина сказала грудным басом... (Л.Толстой) - мимо - наречие (рядом, недале­ко). 3. Наблюдал он еще долго, пока они о чем-то потом беседовали (Г.Троепольский) - пока - подчинительный союз (в то время как). 4. Выигрывает тот, кто терпеливее, а пока можно наслаждаться тем, что есть (Д.Гранин) - пока - наречие (сейчас). 5. Только серые вороны расшумелись на лугу (С.Есенин) - только - частица (лишь). 6. На Эмбу я ехал через безводную степь в только что пущенном моторном поезде (К.Паустовский) - только что - наречие (мгновенно, сейчас).

    ПРЕДЛОГИ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

    При установлении части речи следует помнить, что предлог связывает в предложении два знаменательных слова, образующих словосочетание. Пред­лог указывает на зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов: близко от меня, мокрый от дождя, гулять в саду, ткань в горошек. Предлоги могут быть простыми, сложными и составными. При установлении границ предлога не следует забывать, что составные пред­логи, включающие несколько компонентов, необходимо выписывать пол­ностью и рассматривать как одно слово (например: несмотря на, вдоль по, в соответствии с).

    Предлоги могут быть производными и непроизводными. Производные предлоги следует отличать от омонимичных им знаменатель­ных частей речи. Разберем несколько примеров.

    1. Командир шел впереди. 2. Впереди отряда шел командир. 3. Мы дого­варивались насчет поездки в Москву. 4. Деньги перечислили на счет в бан­ке. 5. Благодаря усилиям рабочих, строительство дома было завершено в срок. 6. Гости расходились, благодаря хозяйку за хороший прием.

    В первом предложении слово впереди - наречие, так как зависит от глаго­ла, отвечает на вопрос где?, обозначает место действия. Во втором предложе­нии слово впереди - предлог. Оно не имеет самостоятельного лексического значения, в предложении зависит от существительного, его нельзя изъять из предложения. В третьем предложении слово насчет - предлог. Оно служит для связи глагола договаривались и существительного поездки, заменяется синонимичным предлогом о. В четвертом предложении на счет - это сущест­вительное с предлогом; между ними возможна вставка определения (на мой, счет). В пятом предложении слово благодаря является предлогом. Его нельзя изъять из предложения, к нему нельзя задать вопрос. В шестом пред­ложении слово благодаря является деепричастием, так как обозначает доба­вочное действие по отношению к действию, обозначенному глаголом-сказуе­мым, управляет существительным хозяйку, образует деепричастный оборот и выполняет функцию обстоятельства.

    СОЮЗЫ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

    В функции союзов в сложноподчиненном предложении могут выступать относительные местоимения (что, кто, какой, чей и др.) и относительные место­именные наречия (где, куда, зачем и др.), сохраняя при этом признаки своей части речи. В отличие от союзов к ним можно задать вопрос, они всегда ударяемы, являются членами предложения, заменяются другими союзными словами или другими знаменательными словами, не опускаются из предложения без ущерба для понимания его смысла. В предложении Он охотно рассказывал им то, что случилось... (В. Арсеньев) слово что является относительным местоимением, функционирующим в качестве союзного слова, так как данное слово отвечает на вопрос что? , несет на себе логическое ударение, в предложении выполняет синтаксическую роль подлежащего, заменяется местоимением что-то, его нельзя опустить. В предложении Когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя (Ф. Достоевский) слово когда является союзом, так как на него не падает логическое ударение, его можно заменить другим союзом (например, в то время как), его нельзя опустить, и оно не является членом предложения.

    Союзы следует отличать от омонимичных им сочетаний местоимений и наречий с частицами (то же, что бы, так же), местоимений с предлогами (за то, по тому, от того). Союз можно заменить другим союзом (тоже=также=и, зато=но, чтобы=для того чтобы, потому что=оттого что). Части­цу можно опустить или переставить в другое место в предложении. Предлог изъять из предложения нельзя. Ср.: 1. Он любит поэзию, мы тоже (=и) лю­бим ее. 2. Он любит то же мороженое, что и я (=Он любит то мороженое, ч то и я). 3. Он плохой шахматист, зато (=но) футболист отличный. 4. Благодарю вас за то, что вы пришли (=благодарю за что? - за то местоимение с предлогом).

    ЧАСТИЦЫ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

    Необходимо учитывать также и производный характер не­которых частиц, их соотнесенность с другими частями речи (местоимения­ми, числительными, наречиями, глаголами, союзами, междометиями). При установлении части речи можно воспользоваться методом постановки вопро­сов и методом синонимичной замены. К слову знаменательной части речи можно задать вопрос, к частице нет. Частицу можно заменить другой части­цей, слово знаменательной части речи - словом соответствующей части речи. Например: Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево (А. Чехов) и Было страшно: прямо сердце останавливалось (С. Смирнов). В первом предложении слово прямо - наречие, так как обозначает признак действия, указывает на направление движения, отвечает на вопрос куда?, заменяется наречием вперед и в предложении является обстоятельством места. Во втором предложении слово прямо - частица, так как служит для подчеркивания смысловой выразительности высказывания, допускает изъятие ее из предложения. В предложении Куда ни глянь - всё сверкает, всё искрится (Д. Зуев) слово всё - местоимение, так как указывает на предмет, отвечает на вопрос что?, заменяется существительным (например, снег), в предложении выполняет роль подлежащего. В предложении Сквозь бурые листья высокое небо над степью раскинуло холст, и солнце спускалось всё ниже (А. Софронов) слово всё - частица, так как служит для подчеркивания смысловой выразительности высказывания, вносит дополнительное значение усиления, ее можно изъять из предложения, а также можно заменить другой частицей (например, же).

    Частицы необходимо отграничивать не только от знаменательных, но и от служебных частей речи, в частности от союзов. Ср.: Только солнце размашис­то брызнет - снова прячется гром у ворот... (С. Островой) и Над водой вспышки молнии происходили только в верхних слоях атмосферы, между облаками (В. Ардаматский). В первом предложении слово только – союз, так как служит для связи частей сложноподчиненного предложения, заменяется союзом когда. Во втором предложении слово только - частица, так как слу­жит для выделения, ограничения, заменяется частицей лишь.

    Кроме того, следует различать омонимию частицы не (не знаю, не был) И приставки не- (неглупый, некуда); частицы ни (нет ни копейки), приставки ни- (ничей, никогда) и союза ни (на улице ни ветра, ни снега); частицы –то. (Слова-то выучил?), союза то (то дождь, то снег идет) и постфикса -то (кто-то, где-то).

    Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии Аддис-Абеба, 2009год

    Слайд 2

    Как отличить наречие от созвучных форм Проблема других частей речи?

    Слайд 3

    Цель

    Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ

    Слайд 4

    Задачи

    1.Определить,от какого слова зависят созвучные словоформы. На какой вопрос отвечают? 2.Что обозначают? 3.Как изменяются? 4.Каким членом предложения являются? 5.Узнать частные приёмы разграничения созвучных словоформ.

    Слайд 5

    Общие способы разграничения 1.Задать вопрос Существительное - делать (что?) зло Прилагательное - лицо (каково?) злоНаречие - смеяться (как?) зло

    Слайд 6

    2.Как изменяется, какое имеет окончание? Существительное - делать зло - по падежам Прилагательное – лицо зло, лица злы- по родам и числам Наречие – смеяться зло, смеялся зло, смеётся зло – не изменяется

    Слайд 7

    3.Каким членом предложения является? 4.От какой части речи зависит? Существительное – делать зло – от глагола Прилагательное – лицо зло – от существительного Наречие – смеяться зло – от глагола

    Слайд 8

    Частные приемы разграничения

    Наречие Другие части речи 1. Место ударения Разбить наголову Надеть на голову 2.Возможность употребления определения Вечер я провел (где?) дома. Крыша (чего?) дома крыша нового дома 3.Наречие можно заменить только наречием, а местоимение можно опустить Шел дождь, затем (потом)За темдомом школа. светило солнце.








    1. (В)дали мелькнул парус. – (В)дали голубой виднелись горы. 2. Влево, бесконечно далеко, (в)глубь, расстилались засеянные поля. – Кочевники складывали кибитки и бежали (в)глубь степей. 3. (Во)время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и (во)время возвратился домой


    1. Вдали мелькнул парус. – В дали голубой виднелись горы. 2. Влево, бесконечно далеко, вглубь, расстилались засеянные поля. – Кочевники складывали кибитки и бежали в глубь степей. 3. Во время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и вовремя возвратился домой


    Где живет совесть? Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия». М.Е. Салтыков-Щедрин - Все ли слова в тексте понятны? - Как бы вы назвали эту миниатюру?


    (Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.) - Авторское «Где живет Совесть?» - это и есть основная мысль: по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему? - Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?




    Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по- свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть. Кое-как на день- другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по- новому запросто выбрасывали бедняжку куда- нибудь прочь. «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».







    16





    Тема: « Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи»

    Цели :

      Формирование умения различать наречия и омонимичные формы

      Формирование орфографических умений написания наречий, используя изученные на уроке правила

      Развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся

    Ход урока

    1.Проверка домашнего задания

    2.Обратите внимание на запись на доске и попытайтесь сформулировать проблему, над которой мы будем сегодня работать:

    Причинить зло. Лицо зло. Смеяться зло.

    Проблема –тема нашего урока.

    на доске записаны слова: впервые – в первые; сначала – с начала)

    - Какое слово в паре написано правильно? важно сначала определить принадлежность к части речи.

    Цели урока: Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ

    Задача: составить инструкцию “Приёмы разграничения наречия от созвучных словоформ”.

    Работа в группах: используя информационный текст, перечислите приемы разграничения омонимичных форм.

    Общие приемы

      Задать вопрос. Существительное - делать (что?) зло Прилагательное - лицо (каково?) зло Наречие - смеяться (как?) зло

      Определить, что обозначает. Предмет, признак предмета, признак действия

      Каким членом предложения является. Дополнением, сказуемым, обстоятельством.

    4. Определить, как изменяется слово. Существительное - делать зло - по падежам Прилагательное – лицо зло, лица злы- по родам и числам. Наречие – смеяться зло, смеялся зло, смеётся зло – не изменяется.

    Упр. 202(устно)

    Немного –частичку,кусочек; теплый воздух-плотно; комфортабельно- удобно, на старте-сначала, на успех-наугад

    Частные приемы

    5.Подобрать синоним. Синонимическая замена

    Обратите внимание на правописание синонимичных форм в 5- 6 предложениях.

    Какой следующий прием можно сформулировать?

    6.Возможность употребления определения. В самом начале пути, На случайную удачу

    7.Поставить словосочетание в начальную форму. У существительного в начальной форме нет предлога. вначале подумай в начале (чего?) пути - начало пути

    8. Наличие пояснительных слов. В начале (чего?) пути, вначале разбирался

    9.Место ударения: прийти вовремя – во время урока

    Работа с предложениями, записанными на доске. Используя частные приемы, определите часть речи

    (На)силу не надейся, когда требуется ум. (На)силу добрались до места назначения. В(дали) мелькнул парус. В(дали) голубой виднелись горы. Во(время) отпуска он хорошо отдохнул и во(время) вернулся домой.

    Физкультминутка. (Во время выполнения посчитайте, сколько использовано наречий)

    Потрудились – отдохнем.

    Встанем, глубоко вздохнем.

    Руки в стороны, вперед,

    Влево, вправо поворот.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    Лингвистическая разминка .

    Перед вами текст (Учитель читает, название миниатюры «Где живет Совесть?» закрыто прямоугольником).

    Где живет Совесть?

    Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

    Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь .

    «Сделай по-моему , Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

    М.Е. Салтыков-Щедрин

    Как поступает человек, если у него нет совести?

    Какова основная мысль? по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?

    Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?

    (Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)

    Обратите внимание на обилие наречий. Подчеркните их.(19) Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи. Придумайте с ними словосочетания, запишите их.

    Обратите внимание на лист самооценки. Что вызвало наибольшее затруднение?

    Дом. задание п.12, упр. 203

    Лист самооценки

    Допускаю ошибки (+ )

    1.Что обозначает наречие

    2. Морфологические признаки наречия

    3. Синтаксическая роль наречия

    4.Общие приемы разграничений наречия от созвучных словоформ

    5.Частные приемы разграничений наречия от созвучных словоформ

    1.Находить наречия в тексте

    2.Определять, от какого слова зависят созвучные словоформы

    3.Подбирать синонимы

    4.Составлять словосочетания с наречиями и созвучными словоформами

    
    Top