40 дней можно ли раньше. Душа после смерти

В христианском вероисповедании после того как человек умирает, его душа проходит определённый путь. И, как известно, важными днями для этой души являются третий, девятый и сороковой после смерти человека.

В эти дни родные и близкие поминают усопшего. Но мало кто задумывается, почему же именно эти дни так важны для души и что происходит с ней в этот период.
В связи с большим количеством конфессий и течений в христианстве - католическое, православное, протестантское и прочие, существует и такое же большое разнообразие в толкованиях о путешествии души после смерти человека. В этой статье мы попробуем раскрыть этот религиозный аспект в рамках православного течения.

Первые три дня

В первые два дня душа умершего человека абсолютно свободна, она может находиться рядом со своим телом, либо в местах, где при жизни человек был счастлив, со своими родными и близкими. И только на третий день, в который принято проводить погребение и первое поминовение, душа призывается к Богу для проведения Правосудия.

От третьего до девятого дня

В эти дни душа находится в Раю для того, чтобы узнать о жизни святых и праведных, попавших сюда после смерти. Здесь душа забывает о своей скорби, о земной жизни и своих родных и в течение шести дней обитает в раю. Но на девятый день ангелы вновь возвращают душу к Богу на Суд. На девятый день родные и близкие усопшего поминают его и молятся о спасении его души и о том, чтобы она попала в Рай. Они организуют поминальное мероприятие, на которое приходят все желающие помочь душе умершего с помощью молитв и светлой памяти о нем. Именно поэтому этот день не стоит обращать в трагическое или, наоборот, праздничное событие. Светлые и хорошие воспоминания о человеке должны помочь ему в Божьем царстве на праведном Суде.

Сорок дней

После того как душа второй раз предстанет перед судом Божьим на девятый день, она отправляется с ангелами в ад, чтобы созерцать муки грешников, ещё раз подумать о своём раскаянии и вернуться на сороковой день к Богу для принятия им решения, о том, куда отправится душа человека и где пробудет до самого Страшного суда, на котором окончательно решится судьба каждого христианина. Именно поэтому в сороковой день близкие люди вновь молятся о душе покойного, прося Господа принять душу в Рай.
Таково православное видение загробной жизни. Эти даты имеют для христиан большое историческое и религиозное значение и именно поэтому в эти три дня и в целом в течение сорока первых дней родственники и любящие люди, своими молитвами и светлой памятью помогают душе попасть в Рай.

После похорон неприкаянная душа находится между небом и землей; многие родственники, близкие люди усопшего задаются главным вопросом, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти. Это важный период для умершего человека, поскольку решается, куда он дальше попадет, где проведет остаток вечности в забвении. В Святом Писании сказано, что 9 и 40 дней после смерти является началом и концом небесного пути, близкие люди должны посодействовать, чтобы душа попала в рай, обрела вечный покой.

Где пребывает душа после смерти

По мнению верующих людей, души усопших являются бессмертными, а их загробную участь определяют совершенные дела на земле при жизни – плохие или хорошие. В православии считается, что душа умершего не сразу возносится к небесам, а первое время остается в тех местах, где ранее обитало тело. Ей предстоит предстать перед Божьим Судом, а пока есть время повидать родных и близких, навсегда с ними проститься, свыкнуться с мыслью о собственной гибели.

Где находится душа умершего до 9 дней

Тело хоронят на кладбище, однако душа умершего человека является бессмертной. Христианской церковью установлено, что первый день после смерти душа пребывает в смятении, не может осознать, что происходит, напугана отделением от тела. На второй день она блуждает по родным местам, вспоминает лучшие моменты своей жизни, наблюдает процесс погребения собственного тела. Мест, где находится душа после смерти, множество, но все они некогда родные, близкие сердцу.

На третий день она возносится ангелами на небо, где открываются ворота рая. Душе показывают рай, возможность обрести вечный покой, состояние полного умиротворения. На четвертый день ее опускают под землю и показывают ад, где хорошо известны все грехи умершего и плата за их совершение при жизни. Душа видит, что происходит, дожидается страшного суда, который начинается девятым, а заканчивается сороковым днем.

Что происходит с душой на 9 день

Вопрос, почему отмечают 9 дней после смерти, имеет вполне аргументированный ответ. В этот день, отсчитанный с момента смерти, душа встает перед Божьим судом, где только всевышним будет решаться, где ей дальше предстоит коротать вечность – в раю или аду. Поэтому родственники и близкие люди ходят на кладбище, поминают усопшего, молятся за его проникновение в рай.

Как правильно поминать

Зная, что происходит на 9 день после смерти, родственники должны обязательно помянуть усопшего, причем вспоминать о его жизни и делах только самое хорошее, светлое. Не лишними будут церковные поминовения, например, можно заказать в храме сорокоуст за упокой, панихиду или другие христианские обряды. Это только на пользу, плюс искренняя вера православных христианах. Бог отпускает муки грешникам, а родные и близкие люди не должны сильно убиваться по усопшему. Чтобы правильно поминать, требуется:

  • говорить об умершем только хорошее;
  • накрыть скромный стол, исключить спиртное;
  • вспоминать только хорошее;
  • не смеяться, не веселиться, не радоваться;
  • вести себя скромно, сдержано.

Что происходит с душой после 9 дней

После 9 дня душа попадает в ад, может наглядно увидеть все муки грешников, искренне покаяться. Она должна вспомнить все свои неправильные поступки, повиниться, признать неправоту собственных действий и помышлений. Это сложный этап, поэтому все родственники должны только поддерживать умершего в молитвах, церковных обрядах, мыслях, воспоминаниях. Чтобы достоверно определить, что происходит с усопшей душой на 9 и 40 день смерти, необходимо прибегнуть к священному писанию.

Где находится душа умершего до 40 дней

Многие не понимают, почему поминают на 9 и 40 дней. Ответ прост – это начало и конец божьего пути, который совершает душа до получения своего места – в аду или раю. Получается, что до 40 дня с момента смерти усопшего она находится между небом и землей, испытывает всю боль, тоску родных, близких людей. Поэтому не стоит сильно горевать, иначе умершему человеку будет еще тяжелее обрести вечный покой.

Почему отмечают 40 дней после смерти

Это поминальный день – прощание с неприкаянной душой. В этот день она приобретает свое место в вечности, находит покой, испытывает смирение. Душа до 40 дней после смерти – хрупкая и ранимая, восприимчива к чужим мыслям, обидам, наговорам. Ее изнутри разрывает от боли, но к 40 дню приходит глубокое спокойствие – осознание своего места в вечности. Дальше ничего не происходит, только забвение, приятные воспоминания о прожитой жизни.

Как правильно поминать

Зная, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти, близкие люди должны с состраданием отнестись и облегчить ее мучения. Для этого не стоит сильно убиваться по умершему, бросаться на грудь покойному и прыгать в могилу на похоронах. От таких действий душе будет только хуже, и она испытывает острые душевные терзания. Лучше скорбить в мыслях, больше молиться и желать ей «Земли, которая станет пухом». От родственников требуется только светлые мысли и полное смирение, что так распорядился Бог, ничего уже нельзя изменить.

Необходимо правильно поминать усопшего на 9, 40 день, каждый год в день его скоропостижной кончины. Это малоприятное мероприятие для всей семьи, которое должно проходить по всем правилам. Итак:

  1. Дни поминок считаются с момента смерти человека (до полуночи). 9 и 40 день смерти – начало и конец божьего пути, когда происходит определение дальнейшей судьбы умершего.
  2. Родственники должны помянуть усопшего, а на скромном столе желательно присутствие освященной кутьи. Съесть ее требуется хотя бы по ложке.
  3. Поминать спиртным не рекомендуется (Богом не разрешено), а стол должен быть скромным, застолье больше молчаливым, вдумчивым.
  4. Запрещено вспоминать плохие качества покойника, ругаться и сквернословить, если нет хороших слов, на все что происходит, лучше помолчать.

Где находится душа после 40 дней

По истечении указанного срока душа умершего 40 дней назад человека обретает покой, навсегда удаляется на небеса для вечности. Не исключено, что она попадает в ад на вечные мучения за содеянные поступки. В любом случае, все, что с ней происходит дальше, живому человеку неведомо, и остается только верить в лучшее, надеяться на волю Божью, всевышнее милосердие.

Видео

В православной вере сороковой день, ровно так, как и девятые сутки после упокоения человека, считается особой датой. В эти дни дух на небе находит свое место, Господь определяет его в ад или в райский мир. Другими словами, происходит суд Божий.

Принято думать, что все 40 дней душа после физической смерти тела находится среди живых, возле своей семьи. Многие говорят, что ощущают весь этот период присутствие покойника, его запах, едва уловимые вздохи и шорохи. Первые три дня дух помнит свое физическое существование. На третий день проводят панихиду. По окончании сорокадневного срока дух покидает родные края и переходит в отведенное для него место. Верующие утверждают, что сороковой день – важное событие, дух встает перед Господом нашим, Творцом. А поминки – это проводы души на небеса по окончанию подготовки к встрече с высшей силой.

Христиане утверждают, что после того, как душа вышла из тела, изменить приговор для нее невозможно. Нельзя изменить вечную жизнь, покаяться перед Творцом. Душа хранит все прижизненные воспоминания. Но, тем не менее, вымолить прощение для души перед Господом могут родственники. Священники твердят, что молитва за упокой на сороковые сутки имеет уникальные способности, может повлиять на решение Бога. Горячие и отчаянные молитвы за душу способны определить ее место в раю.

Почему выбрано именно это число? Это время для прощания духа с земным миром и его приготовления к принятию распоряжения Господа-Бога. Кроме того, число часто встречается в священном писании:

  • 40 лет Моисей вел евреев по обетованной земле;
  • вознесение Христа произошло на сороковой день после распятия.

За сорок дней происходит странствие души. Пять суток после кончины душа преклоняется перед Богом. Ее терзают страх и беспокойство по поводу сделанных при жизни ошибок. На девятые сутки проводят панихиду и поминание. Ангелы показывают душе ад, а на сороковой день Бог озвучивает свое решение. За этот период душа ощущает настоящее испытание: она знакомится с адом и видит мучения грешников. Идет сравнение и важность ее положительных и отрицательных поступков. Только молитвы об упокоении духа и ангелы-хранители помогают выдержать пытку.

Богословы считают сороковые сутки границей, которая делит существующую жизнь и небесную. Эта дата по религиозным канонам значится более трагичной и скорбной, чем физическая смерть. 40-й день предназначен напоминанием для людей, что душа отправляется к Богу.

По традиции, молитвы и панихида на 40 сутки имеет особое значение. Усердные просьбы Бога о милосердии способны изменить судьбу духа. Молитва в этот период также помогает обрести веру близким и справиться с утратой родного человека. Женщины, чтобы проводить близкого, повязывают волосы черными платками, дома зажигают перед иконами свечи.

Как считать 40 дней после смерти?

Как правильно рассчитать дату сорокового дня? Отсчет ведут со дня смерти. Он считается как первый, не учитывая время, когда умер человек, хоть это произошло и поздно вечером. К этой дате на калькуляторе добавляют 40 и получают день, когда душа встречается с Господом на небесах. Подобным образом отсчитываются и девятые поминальные сутки. Третий, девятый и сороковой дни после кончины в православии – поминальные. Принято искренне молиться за спасение души усопшего, вспоминать его хорошими словами. Молятся за христианина в церковном храме и дома. Особенно важна домашняя молитва, когда родственники покойного просят Бога простить погрешности и облегчить отход души в высший мир. В память о близком человеке проводят поминальный обед и жертвуют милостыню.

40 дней после смерти: поминки

На сороковые сутки после упокоения духовная сущность человека возвращается домой, чтобы попрощаться с семьей и навсегда подняться к Богу. Существуют предания, гласящие, что в случае, когда душа не увидит поминок по себе, она будет обречена на вечные мучения и скитания. Поэтому в обязательном порядке в этот день стоит собраться, дабы почтить память усопшего. Утром родственники идут на кладбище к могиле человека, поминают там, а дома накрывают стол с заранее приготовленными блюдами. На могилу обязательно стоит взять цветы и свечу. Ее зажигают, таким образом выражая уважение к усопшему. Не рекомендуют громко разговаривать возле могилы, делать большие обеды, пить алкоголь. Как угощение на кладбище можно взять из дома небольшую тарелочку с кутьей как дань для покойника. Если человек был глубоко верующим прихожанином, то поминание проводят сразу после утренней молитвы в при церковном доме.

Также в этот день непременно стоит посетить храм, чтобы помолиться Богу и заказать панихиду или сорокоуст. Панихиду читают перед специальным маленьким столиком в церкви под названием канун. Туда кладут пожертвования в память об умерших. Главной поминальной молитвой считается та, которую поют на литургии. Сорокоуст начинают в день смерти и проводят до 40 суток. По окончанию этого срока его рекомендуют повторить.

Поминальный обед делают с целью вспомнить о человеке, помолиться за покой его души и провести ее к Богу. Это скорбный момент и прошение Бога о спасении души родного человека. Здесь неуместно распивать алкоголь, петь песни и развлекаться. Поминки длятся около двух часов. На обеде главное, чтобы присутствовали только православные христиане, которые поддержат в скорби семью усопшего морально. Пища должна быть скромной, она не является главным атрибутом поминок. Стоит избегать мясных блюд, и не жертвовать их на храм. Обед идет как продолжение обряда богослужения, поэтому все делать стоит правильно, чтобы не обидеть память и душу умершего. Проводить его можно как в домашней обстановке, так и в ритуальных кафе.

  1. Обязательным главным блюдом является кутья, приготовленная из риса или пшена;
  2. Рыбу можно готовить любым способом;
  3. Не желательно готовить мясные блюда в жареном или печеном виде. Цель такого требования – сделать поминальную пищу максимально простой и постной, чтобы облегчить душу и тело;
  4. Блины должны быть сдобные, но без начинки;
  5. Пекут пирожки с разными начинками – соленые и сладкие;
  6. Рыбные бутерброды с семгой, шпротами или селедкой;
  7. Котлеты классические из мяса или с грибной начинкой, с соленым сыром, если поминки не пришлись на время поста;
  8. Постные голубцы с рисом или грибами;
  9. Перцы, фаршированные мясом и рисом;
  10. Салаты на основе постных ингредиентов;
  11. Во многих семьях соблюдают традицию готовить на поминки любимое блюдо умершего;
  12. На десерт стоит подать творожные сладкие ватрушки, печенье, конфеты;
  13. В качестве напитков подойдут лимонады домашнего приготовления, квас, свежевыжатые морсы и соки. Рекомендовано варить кисель из ягод или овсяной крупы.

Все эти блюда просты в приготовлении, но вместе с тем сытные и вкусные. Кроме того, каждое из них несет свое сакрально-обрядовое значение. Крошки со стола после обеда не сметают и не выбрасывают. Их несут на могилу усопшего и оставляют там, чтобы сообщить покойнику, что поминальный обед состоялся. Стоит учесть при сервировке стола, что никакие острые предметы, ножи и вилки, не кладут на стол. Правильно кушать ложками. Их кладут на стол тыльной стороной к верху. Ложки потом по окончанию обеда раздают людям. Этот ритуал тянется с древности, когда в память о покойнике раздавали деревянные ложки. Но в противовес этой традиции существует следующее мнение, которое утверждает, что посуду раздавать нельзя – она «участница» ритуального поминания. На ночь где-то на столике, иногда на окне ставят рюмку с водкой. Сверху накрывают ломтиком хлеба. Если на утро спиртное убавилось, то душа его отпила. На могиле нежелательно оставлять алкоголь, это запрещают православные обычаи. Кроме того, в ночь на 40 сутки наглухо запирают двери и окна. Ни в коем случае нельзя в этот день плакать, чтобы не привлечь и не вернуть дух усопшего.

Иногда возможность провести поминание строго на 40 день отсутствует. Священники не видят греха в том, чтобы провести их раньше нужного срока или позже. Не позволяется переносить поминание только на кладбище.

40 день после смерти: что нельзя делать?

Существует много обычаев насчет того, что не рекомендовано делать до окончания сорокадневного срока. Некоторых, возникших еще в Древней Руси, придерживаются и у нас. Интересным является тот факт, что многие из них – выдумка, и церковь это подтверждает. Самые известные запрещенные действия:

  1. На протяжении 40 дней не нужно стричь волосы, нельзя бриться – это жест неуважения к покойнику;
  2. До 40 дней не грызут семечки. Странная рекомендация гласит, что так можно заплевать душу и память умершего. Иная версия: долго будут болеть зубы у того, кто сделал нарушение. Третья версия утверждает, что щелканье семечек привлечет на себя чертей и злых духов;
  3. 40 дней запрещено убираться в доме и выключать свет – нужно, чтобы светила ночная лампа или хотя бы свеча;
  4. На месте усопшего нельзя спать;
  5. Все отражающие поверхности 40 дней прикрывают простынями. Душа, отраженная в них, может увести с собой живого человека;
  6. Проводя поминание, стоит отвести за столом и место для усопшего, ему поставить тарелочку, рюмку и кусочек хлеба ;
  7. Утром на подоконник нужно ставить теплую воду и полотенце, чтобы дух мог умыться.

Слова на сороковой день после смерти

На поминках обязательно произносят скорбную речь о памяти умершего человека и почитают его минутой молчания. Будет лучше, если некий распорядитель, близкий к семье покойника, будет руководить поминальным мероприятием. Он должен сохранять здравое мышление и держать свои эмоции под контролем. Он будет руководить персоналом кафе и распоряжаться по поводу организационных моментов и проконтролирует поминальные речи. Каждый член семьи желает высказаться о покойнике. Распорядитель должен руководить очередностью выступающих. Этот человек отвлекает внимание заплакавших в скорби людей на себя. Он напоминает, что умерший покинул наш мир только физически, духовно он всегда будет с нами. А в мире ином ему будет лучше, там царит мир и покой.

Если на поминках присутствует батюшка, он обязательно отслужит молебен, прочтет проповедь и нужные молитвы. При отсутствии батюшки домашние делают ритуал: зажигают свечи и самостоятельно читают панихиду.

Что говорят в поминальной речи?

Вспоминают добрые поступки умершего, его положительные стороны и качества. Не время вспоминать обиды и проступки. Это самое время, чтобы простить. Уместно будет вспомнить совместные дела, проведенное время, трогательные случаи. Есть обычай, что о покойнике стоит говорить хорошее или ничего. Семье выражаются искренние соболезнования. Поминальные слова – речь, наполнена грустью и скорбью.

Когда близкий человек еще не переступил порог вечности, его родственники всячески пытаются оказывать знаки внимания, предлагать свою посильную помощь. В этом проявляется долг исполнения любви к ближнему, вменяющийся в обязательную ответственность христианским вероучением. Но человек не вечен. Для каждого наступает момент . Однако, этот переход из одного состояния личности в другое не должен быть ознаменован оставлением памяти об . Человек жив, пока его помнят. Религиозной обязанностью является организация поминальных обедов в память об для всех, кто знал последнего при жизни.

Смысловое значение 9 дня после смерти человека

Согласно православному вероучению, душа человека бессмертна. Этот подтверждается практикой в христианской традиции. Церковное Предание учит, что первые три дня после смерти душа пребывает на земле в тех местах, которые были ей особо любимы. Затем она возносится к Богу. Господь показывает душе райские обители, в которых блаженствуют праведники.

Личностное самосознание души умиляется, она дивится увиденному, а горечь от покидания земли уже не является настолько сильной. Это происходит в течение шести дней. Затем ангелами душа вновь возносится на поклонение Богу. Получается, что это девятый день, в который душа во второй раз видится со своим Творцом. В память об этом Церковь устанавливает поминки, на которых принято собираться в узком семейном кругу. Заказывается поминовение в храмах, возносятся молитвы Богу о помиловании умершего. Существует утверждение, что нет ни одного, кто прожил и не . Также смысловым значением числа девять является память Церкви о соответствующем числе ангельских чинов. Именно ангелы сопутствуют душе, показывая ей все красоты рая.

Сороковой день - время частного суда души

По истечении девяти дней душе показываются адские обители. Она наблюдает весь ужас неисправимых грешников, ощущает страх и трепет перед увиденным. Затем на день вновь возносится к Богу на поклонение, только в этот раз еще и происходит частный суд над душой. Эта дата всегда почитается самой важной в загробной участи умершего. Нет традиции переноса , на какой бы день они ни пришлись.

Душа подвергается суду за все дела, совершенные человеком при жизни. И после этого определяется место ее пребывания до момента второго пришествия Христова. Особо важно в эти дни совершать молитвы и творить милостыню в память о покинувшем этот мир родственнике или знакомом. Человек просит Бога о помиловании, возможности дарования блаженной участи умершему человеку.

Число 40 имеет и свое значение. Еще в Ветхом Завете предписывалось хранить память об умершем 40 дней. В новозаветные времена можно провести смысловые аналогии с Вознесением Христовым. Так, именно на 40 день после Своего воскресения Господь вознесся на небо. Эта дата является также и памятью о том, что человеческая душа после смерти вновь отправляется к своему Отцу Небесному.

В целом проведение поминок является актом милосердия к живым людям. Предлагается обед, как милостыня в память об , совершаются иные обряды, свидетельствующие о вере человека в бессмертие души. Это является и надеждой на спасение каждой отдельно взятой личности.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.


Top