Что едят космонавты, полярники и подводники. Как подводники выдерживают трехмесячное пребывание под водой

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Быт

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.


Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

Еда

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия


Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры


Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су..., я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Иллюстрации: Маша Шишова

Подводные лодки, являющиеся составной частью ВМФ, выполняют ряд важнейших задач, связанных с безопасностью РФ в Мировом океане и внутренних водах. В настоящее время на вооружении в России состоит несколько разновидностей подобной военной техники.

Типы подводных лодок

Суверенитет государства на 2018 год охраняют субмарины:

  • дизель-электрические;
  • атомные.

Оснащаться лодки при этом могут ракетами:

  • крылатыми;
  • баллистическими.

Дизель-электрические модели могут относиться к технике многоцелевого или специального назначения. В середине прошлого века в СССР была построена и одна парогазотурбинная лодка. Однако после произошедшей на ее борту аварии она больше не восстанавливалась. В последующем такие лодки в стране не строились.

Атомная подводная техника, помимо всего прочего, может быть:

  • торпедной;
  • многоцелевой;
  • специального назначения.

Поколения подводных лодок

Таким образом суда начали классифицировать после ВОВ на основании их боевых характеристик в условиях противолодочной обороны. Возникло понятие «поколение» при появлении атомных подводных субмарин. В то время, в условиях жесткой гонки вооружений, важно было проводить радикальную модернизацию АПЛ. В результате усилия инженеров привели к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.

В настоящее время в России разрабатывается пятое поколение атомных подводных лодок. Приступили к проектированию этих судов в марте 2014 года. Предположительно выпуск такой боевой техники проекта «Хаски» серийно начнется в период с 2020 по 2030 год.

Сколько в России на сегодняшний день

Располагает ВМФ РФ на 2018 год 72 единицами такой военной техники. Состоят на вооружении в стране 13 разных проектов лодок. При этом суверенитет России защищают:

  • атомные лодки с баллистическими ракетами в количестве 13 шт.;
  • атомные с крылатыми ракетами - 9 шт.;
  • атомные многоцелевые - 18 шт.;
  • атомные спецназначения - 8 шт.;
  • дизельные специального назначения - 1 шт.;
  • дизельные других типов - 23 шт.

Самая первая модель

Итак, мы выяснили. В настоящий момент их 72. Суверенитет страны в наши дни защищает мощная техника этой разновидности с отличными боевыми характеристиками. Российские подводные лодки оснащены новейшими навигационными комплексами, могут обнаруживать цели на самых дальних расстояниях, имеют быстродействующее вооружение.

Сама же военная техника этой разновидности у нас в стране существует более 100 лет. Первую подводную лодку в России, принятую на вооружение, построили в начале прошлого века. Примитивный прототип же подобной техники был сконструирован в государстве еще при Петре I. Автором этой, по сути, самой первой лодки был умелец из города Сестрорецка Ефим Никонов. Испытывал свое изобретение мастер в присутствии самого царя. Представляла собой подводная лодка Никонова некое подобие огромной бочки. Помимо всего прочего, на ней был установлен прототип перископа. Передвигалась лодка посредством обычных весел. Поместиться в ней при необходимости могло до 8 человек.

Назвал свое детище Ефим Никонов «потаенным судном». Погружения лодки дважды проходили успешно. Однако испытания ее перед Петром I, к сожалению, окончились неудачей. Лодка ударилась о грунт, в результате чего ее дно было проломлено. Позднее мастер пытался отремонтировать свое детище, но в лодке снова обнаружилась течь.

Подводная техника царской России

Настоящие суда этого типа у нас в стране начали выпускаться еще в 1902 году. Тогда в обстановке строжайшей секретности царским правительством была построена небольшая субмарина «Петр Кошка». По сути, боевой лодкой это судно не являлось. Использовалось оно для диверсий в гаванях. Полноценное же подводное судно в Российской империи построили в 1904 г. Эта лодка была бензин-электрической и называлась «Дельфин». Из ВМФ она была исключена в 1917 году.

Несмотря на то что первое судно этой разновидности было построено в стране в 1904-м, официально днем образования подводного флота в России принято считать 19 марта 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о выводе из состава миноносных сил первых 20 подводных судов.

С 1904 по 1908 г. в России были реализованы проекты «Касатка», «Карп», «Кета», «Сом», «Осетр». Позднее выпускались лодки «Кайма», «Акула», «Почтовый» и другие. Последней разработкой царского правительства перед революцией стали суда типа «Барс».

Подводные лодки СССР

Первым проектом в России после революции стал «Декабрист». Эти лодки, в отличие от «Барсов», были двухкорпусными. Каждое из шести построенных в молодой республике судов этой серии оснащалось восемью торпедными аппаратами и двумя орудиями. Экипаж лодок состоял из 47 человек.

К началу ВОВ подводных лодок у ВМФ России было уже 212 экземпляров. Помимо уничтожения вражеских кораблей, они в военные годы использовались для установки минных заграждений, разведки, перевозки людей и горючего. С 1941 по 1945 гг. орденом Красного знамени было награждено 23 лодки. 12 при этом стали гвардейскими, а 4 - еще и краснознаменными.

Самой результативной же подводной лодкой страны стала С-56, заложенная в 1936 г. Прославилась она, помимо всего прочего, тем, что стала первым советским судном, совершившим кругосветное путешествие. Длился поход субмарины 67 дней, и за это время она пережила 3 вражеских атаки.

Первая атомная подводная лодка

В годы ВОВ для выполнения боевых задач использовались дизель-электрические подводные суда. Первая же атомная лодка была построена в стране в 1959 г. Называлась она «Ленинский комсомол». Первой в мире эта субмарина не стала. До нее было построено еще две лодки. Свое название судно унаследовало от стоящей на вооружении ранее М-106. Эта лодка погибла во время боевых действий в 1943 году.

В 1962-м это судно прошло под океанскими льдами и всплыло на Северном полюсе для водружения флага СССР. Поскольку эта лодка была принципиально новой и строилась в спешке, она, к сожалению, постоянно требовала ремонта. 8 сентября 1967 г. на судне произошел пожар, в результате которого погибло 39 человек. Но взрыва торпед, в том числе и с атомными боеголовками, экипажу удалось избежать. На базу лодка вернулась самостоятельно.

Выведена из эксплуатации первая советская атомная субмарина была в 1991 г. На настоящий момент лодка переделывается с целью организации на ее борту музея. Осматривать экспонаты посетители смогут на ее борту непосредственно под водой.

Положение дел сегодня

Новые подводные лодки России, проекты которых воплощаются в жизнь на настоящий момент, имеют неплохой потенциал. Но еще в 90-х прошлого века в связи с известными событиями российский ВМФ пребывал в плачевном состоянии. Существовала подобная ситуация в стране вплоть до 2000 года. Толчком к новому развитию подводного флота страны стала трагедия, случившаяся с судном «Курск». Именно после этого события общество нашей страны осознало, в каком плачевном состоянии находится ВМФ РФ.

В последующие годы правительство России осуществило ряд реформ флота. Касалось это как улучшения материального состояния, так и подготовки личного состава. Кризис, начавшийся в 90-х, удалось преодолеть. Однако еще и в настоящий момент боеспособность подводного флота у нас в стране ниже, чем во времена СССР. Даже судов в Советском Союзе было больше - 250. Сегодня же ответом на вопрос о том, сколько у России подводных лодок, являются 72 единицы. То есть почти в 4 раза меньше. К тому же некоторые суда сегодня проходят реконструкцию и модернизацию на верфях.

Современные подводные лодки

Но как бы там ни было, некоторых улучшений во флоте РФ добиться все же удалось. Количество подводных лодок в России в последнее время увеличилось. Не так давно в стране начали реализовываться два проекта атомных субмарин:

  • 955 «Борей», пришедшие на смену устаревшим 667 БДР «Кальмарам»;
  • суда с крылатыми ракетами 885 «Ясень».

Современные подводные лодки России «Борей» являются составной частью правительственной программы стратегической обороны. Поэтому их строительство на данный момент носит приоритетный характер. Лодки «Ясень» имеют лучшие, чем «Борей», характеристики. Однако и стоят они при этом в два раза дороже. Каждое такое по индивидуальному заказу.

Подводные лодки США и России

США и РФ на настоящий момент являются двумя державами, имеющими самый развитый подводный флот. При этом специалисты считают, что американский, разработанный по большей мере во времена холодной войны, имеет большой атакующий потенциал. Флот РФ на настоящий день малочисленнее. Сколько у России подводных лодок, мы выяснили - 72 штуки. Однако оборонный потенциал ВМФ в этой сфере в последнее время все же пополняют новые экземпляры. Для ВМС же США новых подводных лодок не разрабатывалось уже довольно давно.


Каждый, кто читал научную фантастику, пожалуй, хоть раз задумывался о том, что было бы круто жить в каком-нибудь необычном месте, например, под водой. За последние полвека люди неоднократно пытались воплотить эту фантазию в реальность и небезуспешно. Для тех, кто готов раскошелиться на кругленькую сумму и не против жить по соседству с парочкой тигровых акул, есть несколько вариантов проживания в подводном мире.

1. Суб-биосфера


Одной из самых амбициозных попыток создать подводное жилье является проект Фила Поли. Сам "подводный город" состоит из нескольких этажей, размещенных в отдельных капсулах, каждая из которых будет вмещать до 100 жителей. Суб-биосфера должна быть полностью самодостаточной и обеспечивать своих жителей едой и электроэнергией. Неизвестно, воплотится ли в жизнь столь смелый проект, но Поли продолжает неустанно искать финансирование, чтобы начать работу над ним. .

2. Коншельф


Самый известный исследователь мирового океана Жак Ив Кусто первым создал подводные научно-исследовательские строения, в которых можно было жить. Стоит отметить, что проект Conshelf не был предназначен для долгосрочного проживания, несмотря на то, что в этом подводном гигантском металлическом барабане существовало большинство удобств обычного дома. Всего существовало три итерации проекта, а в последнем - Conshelf III, сооруженном на глубине 100 метров, в течение месяца под водой жили шесть исследователей. Впервые идея воплотилась в жизнь в 1962 году, когда был создан Conshelf I в 10 метрах под поверхностью Средиземного моря у берегов Марселя. В нем жило и работало двое ученых в течение недели. Подводный дом был оснащен библиотекой, телевидением и радио.

3. Подводная лаборатория Ла Чалупа

Подводная научная станция у берегов Пуэрто-Рико La Chalupa Research Lab, которая принадлежала Taco Bell, по истечению своего срока службы была переделана в подводный отель, ставший популярным среди знаменитостей. Вся структура полностью погружена в воду и находится на дне лагуны. При этом она контролируется с помощью центра управления, находящегося на суше. В подводном отеле есть две спальни с кондиционерами и общая гостиная зона, оснащенная телевизором, DVD-плеером и телефоном. Также в спальнях есть гигантские стеклянные иллюминаторы, в которые полюбили заглядывать дайверы.

4. Подводная лаборатория Галатея


SeaOrbiter - концепция полностью мобильного объекта, предназначенного для подводных исследований. Это своего рода подводный космический корабль, дрейфующий в океане по всему миру. В качестве вдохновения для проекта послужила подводная лаборатория "Галатея", которая была открыта Жаком Ружери в 1977 году. Руководители проекта планируют вскоре разработать подводные транспортные средства, которые позволили бы им изучать океан на глубинах до 6000 метров.

5. Силэб


Одной из самых ранних попыток позволить людям жить под поверхностью океана являлся проект Sealab - исследовательская лаборатория Taco Bell. Подобно Conshelf, проект Sealab также прошел три итерации. Первый Sealab был запущен у берегов Бермудских островов в 1964 году, но был быстро закрыт в связи с приближающимся штормом. Sealab II был запущен в 1965 году и в нем уже был ряд удобств, таких как горячая вода и холодильник. 17-метровая станция могла погружаться на 62 метра. Sealab III был запущен в 1969 году у берегов Калифорнии, но проект закончился трагедией, когда внутрь объекта начала просачиваться вода, а неудачная попытка ремонта привела к смерти "акванавта" Берри Кэннона.

6. Аквариус


Международный университет Флориды владеет одним из последних оставшихся оперативных подводных исследовательских учреждений - станцией Aquarius Исследователи изучают в этом металлическом коконе морскую жизнь у берегов островов Флорида-Кис. Станция, которая вмещает до шести человек, может погружаться на глубину до 37 метров. Aquarius - полностью укомплектованная подводная квартира, в которой есть холодильник, кондиционер, душ, туалеты, микроволновая печь и даже доступ в Интернет.

7. Тектит


В 1969 году правительство Соединенных Штатов финансировало проект под названием Tektite, названный в честь метеоров, которые врезаются в океан и опускаются на дно. В рамках проекта четырех акванавта жили на подводной станции с февраля по апрель 1969 года и должны были готовить астронавтов для длительных полетов в космосе. Вторая итерация проекта Tektite была запущена в 1970 году. В ее рамках было проведено 11 различных миссий, в ходе которых 53 акванавта прожили по 2-3 недели под водой.

8. Гидролаб


На протяжении многих лет сотни исследователей использовали Hydrolab, принадлежащую Национальному управлению океанографических и атмосферных исследований, для изучения жизни в Атлантическом океане. Расположенный у берегов американских Виргинских островов Hydrolab позволил ученым работать в течение нескольких недель на дне океана, при на станции одновременно находились по 4 ученых. Сама лаборатория, погружаемая на глубину до 40 метров, была довольно маленькой и тесной - ее длина составляла всего 5, а высота - 2,5 метров.

9. Атлантика

Инженер НАСА Деннис Чемберленд разработал проект Atlantica, который является очередной попыткой создать настоящий подводный город. Чемберленд уже построил подводный дом на двух людей, но собирается создать огромный город, который позволит людям оставаться на дне океана постоянно. Согласно его планов, Atlantica должна совместить в себе функции жилого комплекса и научно-исследовательского центра.

10. H2OME

Большинство подводных жилищ доступны только для ученых или еще не были построены. Однако существует еще один вариант - "всего" за $ 10 млн можно приобрести собственный роскошный подводный дом - H2OME. Та же компания, которая построила один из самых известных подводных отелей в мире, "Посейдона", в настоящее время предлагает подводные дома под заказ. Подобные дома состоят из двух этажей, а них есть пара спален, гостиная, а также буквально все, что только можно пожелать в доме.

29/07/2010

Мало кто задумывается о том, что уже само погружение на подлодке – настоящий героизм. Ведь выдержать 3 месяца под водой – а именно столько длится стандартный боевой поход – могут лишь единицы. Капитан первого ранга Евгений Голованов с 1977 по 1984 год был старшим помощником командира атомного ракетного крейсера проекта 667. На его счету 16 боевых походов. Он рассказал о том, как самые обыденные действия на глубине превращаются в подвиги.


- В ы плавали и на дизельных, и на атомных лодках. Сильно они отличаются?
- Дизельная лодка не обладает большой автономностью - по ночам ей нужно всплывать, чтобы заряжать дизельную установку и пополнять запас воздуха. Для членов команды это огромный плюс - они могут выйти наверх, дышать, видеть море. Минус таких лодок в том, что после погружения все стараются экономить воздух и электричество. Ни о каких кондиционерах не может быть и речи, так что температура в лодке прыгает - в Северном Ледовитом океане ужасно холодно, а в теплых широтах в отсеках как в бане - 45-50 градусов. Все сидят в трусах и вытирают пот. На атомной лодке таких проблем нет - все электричество обеспечивает атомный реактор. За это «удовольствие» расплачивается команда, которая не видит белого света 3 месяца. Зато дизельная лодка практически бесшумна под водой. Погрузилась - и попробуй найти ее!

- Каждый способен стать подводником?
- Отнюдь! Подводник - это не профессия, а судьба и вера! Лодку можно либо полюбить, либо возненавидеть. У нас в училище все мечтали стать подводниками. После первого курса мы приехали в Кронштадт и спустились в дизельную лодку. Тесная, темная, со спертым воздухом. Когда поднялись наверх, половина курсантов не захотели быть подводниками. Нас осталась половина. После третьего курса мы снова были на практике, после которой отсеялось еще 25 процентов. А после четвертого курса испытали на себе первое погружение. Большинство пришли в ужас. И вот нас осталось только 10 процентов. Все остальные пошли служить в надводный флот.

- Каково это - быть подводником?
- Это не просто трудно, а подчас даже невыносимо. Человек не может жить без пяти составляющих: воздуха, солнца, земли, воды и огня. А подводник этого ничего не видит. И днем и ночью одна картина - отсеки. И так 3 месяца подряд. Это максимальный срок пребывания под водой, который может выдержать человек. Хотя сама атомная подлодка может находиться, не всплывая, под водой в течение 10 лет при полном заряде тепловыделяющих элементов ядерной установки. Ограничение здесь люди, а не железо. Не нужно даже всплывать, ведь воздух подлодка производит из морской воды - мы разлагаем морскую воду (H2O) на кислород и водород. Выделяем и сбрасываем за борт соль. Кислород идет в лодку, а водород - за борт. А ядерный реактор вырабатывает электричество. В надводном положении в море этих лодок никто не видит, они всегда под водой. Сверху чистый океан — а внизу, как суп с клецками, куча всевозможных лодок всех стран.

- А какой он - воздух, сделанный из воды? Есть у него специфический запах?
- Есть. Это запах пластика от приборов на лодке. А в трюмах - специфическое амбре от насосов. Главная проблема - в условиях подлодки в воздухе всегда присутствует углекислый газ. Его уровень технически невозможно сбросить ниже отметки 0,3 процента. Врачи установили, что при такой концентрации, если находиться в этой атмосфере 2000 часов (как раз 3 месяца боевой службы), в организме начинаются необратимые процессы: нарушение обмена веществ, проблемы с иммунной системой, печенью, почками. Это все приводит к резкому ухудшению здоровья. Но, когда люди молодые, они этого не замечают. Иногда система очистки дает сбой, и объем углекислого газа возрастает. Если он составляет 1 процент, у всех начинается дикая головная боль. Если более 1,5 процентов, люди желтеют, как пергамент.

- Как же люди выдерживают эти условия?
- Их питает надежда! На глубине часто даже путаешь день с ночью — смотришь на часы, а там 12. И ты думаешь: полдень или полночь? Все ведут календарь, отмечают, сколько осталось. И часто путаются: один говорит, что осталось 40 дней, другой — 42, третий — вообще 45. Люди находятся в режиме биороботов. Все постоянно заняты, думать некогда. И самое интересное, что, когда до конца службы остается дней 10, люди начинают выходить из этого состояния. Когда остается неделя, с людьми начинает твориться ужасное — они не могут уснуть, их трясет. Надо спать, а человек начинает думать о том, как увидит землю, жену, детей. И когда звучит команда «Сутки до всплытия» - вообще никого не загнать спать. Счастливее подводника нет никого! Когда ты всплываешь, и там, наверху, например, зима и жуткая метель, все просятся наверх и с вожделением смотрят на снег. У всех текут слезы от радости! Ты снова ощущаешь этот свет. Людям на земле этого никогда не понять! А еще там, на берегу, экипаж встречают семьи! Они тоже ждали, готовились. Мне жалко людей, которые никогда не испытывали таких эмоций!

- Чем под водой кормят?
- В те годы, когда в СССР были пустые прилавки, на подлодке имелось все, что только можно было себе представить. Кормили нас 4 раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Как правило, первые 2-3 недели мы ели свежее мясо и яйца, которые хранили в рефрижераторах. А потом переходили на еду из банок - превосходного качества ветчину и тушенку. В магазинах такое не продавалось, это был эксклюзив Министерства обороны. Были мед, хорошее сухое вино (каждый день по 50 грамм), необходимое, чтобы поддерживать аппетит. На 3 месяца мы обычно загружали 300 тонн провизии.
Хлеб либо сами выпекали, либо получали так называемый хлеб замедленного черствения, внутри проспиртованный и расфасованный в специальные пакеты, из которых выкачан воздух. Если разорвешь пакет, есть хлеб невозможно из-за спирта. Кок закладывает его в специальные печи. За 10 минут спирт выпаривается, и достаешь свежайший хлеб - как будто только из пекарни. Помню, была еще сырая картошка в собственном соку, уже почищенная в запаянных банках. Раз в сутки выдавали по 15 граммов шоколада и вяленую рыбу. Как правило, офицеры не ели ни рыбу, ни шоколад, ни красную икру. Все копили. Тогда же вообще ничего не было в магазинах! А ты возвращаешься домой с пятью банками икры, несешь мешок шоколадок. Отдаешь его детям, те в восторге!

- Как решался вопрос с отходами?
- Отходы закачиваются в специальные мешки и выстреливаются за борт с глубины. Поверхности они не достигают, так как мешки специально заправляются водой. Это необходимо, чтобы не расшифровывать лодку. Так что этими отходами лакомятся акулы и киты. Что касается отходов гальюна, то, когда наполняется специальный баллон, матрос выстреливает продукты жизнедеятельности человека за борт.

- Видели ли вы Бога на глубине?
- Большинство людей приходят на лодку атеистами. Но после нескольких боевых служб превращаются в глубоко верующих, понимающих: что-то такое есть! Мы все знаем, что нас под водой защищает Бог. Помню такой случай: сплю как-то ночью, и вдруг меня как будто что-то разбудило, заставило встать. Иду в центральный пост и вижу: лодка «тяжелая» из-за того, что за борт не сбросили лишнюю воду. Если лодка «тяжелая», то при остановке двигателей она тут же пойдет на дно, затонет, и ты уже ничего не сможешь сделать. Я тут же разобрался, излишек воды сбросили за борт. Опять лег, а через 10 минут из-за ошибки матроса ядерный реактор встает в аварийную защиту, турбины останавливаются. Если бы лодка была «тяжелой» - мы бы сразу все погибли. И вот тогда я понял: какая-то сила оберегает меня, хочет, чтобы я вернулся. Был еще случай, когда мы серьезно разбились, маневрируя подо льдом. С трудом добрались до базы. Я тогда подумал: мне больше в жизни ничего не нужно, я хочу просто еще раз увидеть землю и семью, и тогда я буду самым счастливым человеком в мире! И я дошел. Я действительно счастлив сейчас. Мне ничего не нужно, радуюсь каждому мгновению. На подводных лодках неверующих людей нет. Бог — он за подводников, он за нас.

- Лодка женского или мужского рода?
- Женского. Лодка, без всяких преувеличений, живая. Бывает, разговариваешь с ней. Возвращаешься домой - похлопываешь ее по металлу и шепчешь: «Давай, дорогая, осталось немножко. Потерпи! На тебя вся надежда». И, когда приходим, она встает, умолкает. Смотришь на нее - и такое ощущение, что у нее аж рубочные рули обвисли, настолько она устала. И говоришь ей: «Спасибо тебе, родная!»

- Можно ли сравнить подводную лодку с космическим кораблем?
- Не только можно, но и нужно. Все, что на нас испытывали, потом передавали космонавтам. Только после нас они стали применять системы очистки воздуха. Я считаю, космонавтам намного легче, чем нам. Их гораздо меньше в замкнутом помещении. С ними постоянно общаются, у них есть иллюминаторы, они видят Солнце, Землю. А мы уходили и не могли выходить на связь в течение всех этих месяцев. Связь была только односторонняя — нам передавали информацию по радиоканалам, но отвечать мы не имели права, чтобы не дешифровать лодку. Мы можем уйти и через неделю утонуть, а об этом никто не узнает. Будут нам 3 месяца давать информацию, через 3 месяца придут в точку встречи, а мы не всплывем. И только тогда по флоту пойдет тревога.

В американских фильмах часто показывают ситуацию, когда капитан субмарины, наплевав на приказы, самостоятельно запускает ядерные ракеты. Такое возможно?
- Это полная чушь! Командир технически не может самостоятельно запустить ракеты. Нужно по нескольким каналам получить сигнал, в котором будет содержаться информация с кодами. Эти коды вводятся, и лишь тогда ракеты готовы к запуску. Решение о нем принимает только верховный главнокомандующий, то есть президент. Более того, вводя коды, мы даже не узнаем, куда полетят ракеты. Так что впечатлительные люди могут спать спокойно.

Многие запреты для моряков-подводников по сути идентичны для флотов разных стран и в чем-то совпадают с ограничениями, налагаемыми на представителей других родов войск – пехоты, авиации и прочих.

Так, морякам-подводникам запрещается в неустановленное распорядком время ложиться на койки, в том числе в обуви и верхней одежде, облокачиваться или садиться на непредназначенные для этого предметы.

Строжайше запрещены любые игры на вещи или деньги. Не дозволяется просто играть в карточного «Дурака». Кроме того, серьезное наказание ждет тех, кто пронес на подводную лодку спиртные напитки или, того хуже, наркотические вещества.

Тем не менее, в российском подводном флоте установилось за правило давать моряку по 100 граммов красного вина в день. Делается это для улучшения работы пищеварительного тракта, поскольку ограниченное пространство субмарины зачастую не дает подводникам достаточно места для полноценного движения.

Также строго запрещен выход личного состава наверх в штормовую погоду. Под запретом находятся и спортивные упражнения вроде отжиманий и поднятия гири.

Все дело в искусственном воздухе, которым дышат подводники. Он содержат повышенную концентрацию двуокиси углерода СО2, а физические нагрузки оказывают колоссальное влияние на сердце. В таких условиях это может привести к серьезным осложнениям для здоровья моряка. Единственные развлечения на подводной лодке – шахматы и домино.

Что касается курения, то оно запрещено во время нахождения лодки под водой. Разрешается только в надводном положении на мостике с разрешения командира судна. Тем не менее, на субмаринах последних поколений имеются специальные курительные комнаты. Они должны быть обязательно обеспечены пепельницами и емкостями с водой. Стряхивать пепел на пол и засорять комнату запрещено.


Top