Гранит стакан. Кто придумал граненый стакан: история и факты

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

11 сентября 1943 года был выпущен первый гранёный стакан советского образца…
1. История появления гранёных стаканов в России доподлинно не известна. По одной из версий, производство подобной посуды началось при Петре I для нужд флота. Гранёные стаканы не скатывались со стола в том случае, если опрокидывались во время качки на море.
2. Автором дизайна советского гранёного стакана считается скульптор Вера Мухина, создательница знаменитой статуи «Рабочий и колхозница».


3. Главным отличием «мухинского» стакана от его предшественников является наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Появление этой детали связано с тем, что стакан создавался в первую очередь для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.


4. Первый советский гранёный стакан был выпущен 11 сентября 1943 года старейшим в России стекольным заводом, расположенным в городе Гусь-Хрустальный.


5. В народе советский гранёный стакан получил прозвище «маленковский » - по имени советского государственного деятеля, председателя Совета Министров СССР Георгия Маленкова.
6. Классический советский гранёный стакан имеет чётное число граней : 12,14,16,18,20. Это объясняется тем, что выпускать стаканы с чётным количеством граней технологически проще, чем с нечётным.
7. Классический советский гранёный стакан, наполненный до краёв, вмещает 250 мл жидкости . Помимо главного образца, в СССР выпускались стаканы объёмов в 50, 100, 150, 200 и 350 мл.
8. Советский гранёный стакан являлся неотъемлемым символом распития водки . При классическом распитии поллитровой бутылки «на троих» стакан заполнялся ровно на пять шестых.


9. В 2005 году в Ижевске в День России 12 июня была построена пирамид а из 2024 гранёных стаканов, высота которой составила 245 см.
10. Советский гранёный стакан стал главной мерой объёма и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 г воды или молока, 130 г муки, 180 г сахара, 210 г сметаны, 290 г ягодного пюре.

Сегодня в рубрике предлагаю обсудить не еду или питие, а вещь для оного.
Конкретней - гранёный стакан .

фото с сайта savok.org

Да, наш родимый классический гранёный стакан. Судя по , родословная его ведётся с 1943 года, а потом его прозвали, почему-то, "маленковским". Авторство дизайна стакана приписывается легендарной Вере Мухиной, автору "Рабочей и колхозницы", но это я не смог проверить однозначно.

Привычный мне с детства вид классического стакана - 16-гранный, с ровными (не вогнутыми) гранями, стоимостью 14 коп. Такой же стакан был в широком ходу и в поездах, только в подстаканниках. В "России" №1/2 1970-х годов практиковали также ставить в подстаканники более изящные тонкие круглые стаканы, с тремя ободками вверху, но в целом они на советских ж.д. особо не прививались - т.к. были гораздо менее прочны и часто разбивались. Проводники их избегали брать в инвентарь. Поэтому прочный гранёный стакан - это ещё и яркая примета поездов советской эпохи.


У нас с френдессой insieme по поводу правильного числа граней вышел небольшой спор :

Ася, только правильный подстаканник (если имеется в виду классический советский) - 16-граневый, не 20-ти. И грань обязательно должна быть ровной, а не чуть вогнутой внутрь, как сейчас.

Мда? Старый стакан (один) у меня тоже сохранился, он двадцатигранный. Заинтересовалась, пошла гуглить; вики по запросу "стакан" глаголет, что количество граней было разное, в том числе и 20, но всегда четное, разные форумы тоже по-разному пишут...
И еще слушали вечером песню, многозначимую для нашей семьи, - Ольга Арефьева и Ковчег - Имбра Лямур: вот тут текст http://www.ark.ru/ins/lyrics/ImbraLamur.html , вот тут собственно песня: http://www.ark.ru/ins/albums/anatomia/Disk%201/Imbra_ljamur_Olga_Arefieva_Anatomia_www.ark.ru.mp3 . Про двадцать граней она поёт:)

Здесь я затрудняюсь в оценке того, что более "правильно". По моим личным воспоминаниям, самый частый в ходу был стакан - это всё-таки 16-гранный. Другие - были заметно реже.
Сейчас у меня дома два гранёных стакана "с историей", и оба - 16 граней. Один я забрал при закрытии шоферской столовой в Петропавловске-Камч., на спуске от 11 км в пос. Авача (по трассе автобуса №6), второй - мне привезла из Вильнюса и подарила френдесса, он был взят в своё время при расформировании советской войсковой части в Литве, из столовой, ждал своего часа и затем уже приехал в Питер. Остальные стаканы - неаутентичное "новьё" (граней более 20, они вогнутые и мелкие). Я их держу для подстаканников - обожаю пить чай именно из стакана в подстаканнике.

Давайте посмотрим: вот как выглядят стаканы в 16 и 20 граней (слева и справа, соответственно):

Видите? Грани - обязательно ровные, прямые. Только в самом конце 80-х начали лить всякие неканонические образцы, с вогнутыми и мелкими гранями. Возможно, в конце 40-х и начале 50-х экспериментировали с другими формами, но на моей памяти - 70-е, 80-е, были только с прямыми гранями.

Википедия пишет вот что:
Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17-ю гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь технологичнее выпускать стаканы с четным количеством граней.) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

У меня, правда, 16-гранники с выдавленными "14 коп.", оба, а не 7 коп., как пишут в Википедии.

Друзиа, есть вопрос и к вам (особеннно к тем, кто застал Союз в сознательном возрасте, а не в 12 лет): так какие стаканы вы считаете самыми "классическими", по памяти? Есть ли у вас дома советские (не современные) столовские/поездные стаканы и во сколько они граней? Вот у меня - только в 16.

Ну а если у кого есть что интересного добавить про гранёный стакан (не гугленное, а своё) - конечно же, пишите в комменты. Всё интересное с благодарностью принимается:-)

Материал, форма, размер

Физические характеристики стакана могут меняться в определённых пределах от одного конкретного изделия к другому. Если же характеристики изделия выходят за допустимые пределы, то лучше подходит другое название, например: фужер , стопка , кружка .

Важной физической характеристикой стакана является материал, из которого он изготовлен, и свойства этого материала. Наиболее часто стаканы сделаны из стекла . Такая практика отразилась в том, что в некоторых языках, таких как английский, немецкий, французский, слова "стакан" и "стекло" являются омонимами : glass, Glas, verre . Стаканы бывают, однако, также пластмассовыми, бумажными и даже металлическими. Керамические изделия сходной формы и назначения стаканами называются редко. Бывают стаканы прозрачные (стеклянные, пластмассовые) и непрозрачные (бумажные, пластмассовые, металлические), многоразовые и одноразовые (из бумаги или пластмассы), складные (из нескольких колец). Материал стакана определяет, можно ли им пользоваться для употребления горячих напитков или нет. Встречаются даже съедобные стаканы: так, мороженое может продаваться в вафельных стаканчиках.

Форма стакана обычно близка к цилиндру или к усечённому конусу , однако встречаются стаканы более сложной формы. Соотношение высоты стакана к основанию примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Объём стакана обычно 200-250 см³. 12 стаканов = 1/4 ведра . Стаканы меньшего размера часто называются стаканчиками, а совсем маленькие - стопками. Стаканы также бывают гранёными.

Гранёный стакан

Гранёный стакан, классический

Гранёный стакан

Дно гранёных стаканов

Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы начали делать в эпоху Петра I в городе Гусь-Хрустальный . Гранёный стакан лучше держался в руке во время качки на кораблях. Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до Революции стаканы и стопки с гранями в нашей стране уже изготавливались .

Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной , автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница ». Впрочем, документального подтверждения этому нет. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на "Утреннем натюрморте" Петрова-Водкина изображен граненый стакан с чаем, это 1918 год. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 40-х. Первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 17 граней и вмещал 200 мл жидкости (или 250 мл, если налить жидкость до краев). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило, 7 копеек).
Характеристики гранёных стаканов производства СССР:
Верхний диаметр: 7,2-7,3 см;
Нижний диаметр: 5,5 см;
Высота: 10,5 см;
Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);
Объем: 200 миллилитров.

Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы и по сей день используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).

В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии Георгия Маленкова .

Химический стакан

Химические стаканы являются весьма важной частью химической или биологической лаборатории. Как правило, по форме они представляют собой строгий цилиндр, хотя иногда могут иметь форму расширяющегося кверху усечённого конуса. Обязательным атрибутом химического стакана является носик для удобного сливания жидкости. Дно у хорошего химического стакана должно быть плоским, для удобства использования магнитной мешалки. Изготавливаются обычно из термостойкого стекла, но могут быть пластиковыми. Объем химических стаканов варьирует от 5 мл до 2 л. На стакан может быть нанесена шкала объёма, однако она приблизительна и служит только для ориентировки. Сосуды с точными шкалами, служащие для измерения объёма жидкости, называют мензурками. Химические стаканы используются обычно для приготовления растворов сложного состава, когда необходимо при перемешивании растворять несколько твёрдых веществ. Во время «лабораторных» праздников химические стаканы ёмкостью 50 мл нередко используются в качестве стопок.

Одноразовый стаканчик

Основная статья : Одноразовая посуда

Когда испачкается не надо мыть, а надо просто выбросить.

Ранее изготавливались из бумаги, в настоящее время в основном изготавливаются из пластика.

Стакан как мера объёма

Стакан также является бытовой мерой объёма жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах. В этих случаях имеется в виду объём 200 см³. Например, имеется такой рецепт «Солянки московской на сковородке» : «2 - 3 рябчика (или любой другой дичи), 100 г. копчёной грудинки, 5 сосисок, 500 г. кислой шинкованной капусты, 4 столовые ложки томатной пасты, 1 луковица, 2 стакана бульона, 100 г. любых маринадов, соль, перец по вкусу, 1/2 стакана тёртого сыра.»

Популярные выражения со словом «стакан»

  • Найти истину на дне стакана .
  • Для пессимиста наполовину наполненный стакан - полупустой, а для оптимиста - полуполный.

Занимательные факты о стакане

Известные люди о стакане

В. И. Ленин в своей работе «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана:

Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.

В народе он звался «гранчак». Он же «губастый». Он же «малинковский». Он же «мухинский». А вообще-то это советский стакан - многогранный, как правда.

Оказывается, выражением «простой, как три копейки» мы обязаны граненому стакану. Количество граней у этого почетного обитателя железнодорожных буфетов было разным: 10, 12, 14, 16, 18 и 20. Одно время выпускали стаканы даже с 17-ю гранями, но изготавливать посуду с нечетным количеством сторон было сложнее, поэтому остановились на оптимальных 16. Цена изделия зависела напрямую от количества граней. Самый простенький, 10-гранный, стоил 3 копейки, 16-гранный - семь, «люксовый» 20-гранный - целых 14.

Несмотря на то что граненый стакан - классический символ советского времени, его можно увидеть в «Утреннем натюрморте» Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Утренний натюрморт
Как считают многие исследователи, граненый появился еще во времена Петра I, а изготовил его стекольный завод города Гусь-Хрустальный. Тогда стакан назывался «гранчак» и был новомодной альтернативой русским деревянным кружкам. Грани делали его прочным и не позволяли кататься по столу. Когда царю презентовали новинку, тот не поверил в надежность стекляшки и от души грохнул ее об пол. Стакан разбился. Но реформатор оценил идею и будто бы изрек: «Стакану быть». А бояре недослышали: «Стаканы бить». С тех пор якобы и пошла традиция бить посуду на счастье.

Петр I на английской гравюре 1858 года
Несмотря на нелюбовь ко всему буржуазному, советские инженеры стакан оценили, разве что «апгрейдили». Прочность ему придавала форма и толщина стекла. Последнее изготавливали при чрезвычайно высоких температурах - 1400–1600 °С. Да к тому же дважды обжигали. Ну а на первых порах в стекло даже добавляли свинец.

Кстати, об экстерьере. Считается, что уникальную форму ему придумала советский скульптор Вера Мухина - автор знаменитого мемориала «Рабочий и колхозница» (отсюда и одно из народных названий стакана - «мухинский»).
В 1980-е, когда технология изготовления граненых была нарушена (производство попросту перешло на иностранные стандарты), поползли сплетни о происках недругов, покусившихся на святыню. Стаканы стали не только разбиваться, но лопаться и даже взрываться.

Граненый стакан был не просто посудой - это была «мандала» эпохи, от которой пошли многие всем известные афоризмы. Вот хотя бы выражение «сообразить на троих». Дело в том, что стандартный граненый стакан (если считать от ободка) вмещал ровно 200 г. Поллитровка водки в два стакана не умещалась, зато в три - в аккурат. Поэтому пить было удобнее именно втроем.

Привычка «соображать на троих» вышла в мир

Марка водки «Московская » появилась еще в 1894 году
Кстати, об ободке. Первые граненые стаканы его не имели, поэтому пить из них было весьма неудобно: чтобы содержимое не проливалось - стакан нужно было плотно прижать к губам. Когда каемка по краю все-таки появилась - первоначальную модель стакана нарекли «губастой», чтобы отличать ее от второй. А вот «маленковским» стакан стал в те времена, когда советский министр обороны Георгий Маленков пообещал определенным категориям военнослужащих паек - 200 г водки на обед (непьющим норма была заменена на аналогичное количество табака или сахара). Указ приказал долго жить, но народная память бессмертна.

Автоматы по продаже газированной воды в советские годы можно было нередко встретить на улице или в общественных местах. Только в Москве таковых насчитывалось 10 000


Top