Виды дисциплинарного воздействия на работника за курение в неположенных местах. Приказ о запрете курения Приказ курении в общественных местах

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

В нашей компании сотрудникам разрешено курить в определенном месте – рядом с парковкой на прилегающей к офису территории. Эта норма закреплена Правилами внутреннего трудового распорядка и приказом по основ-ной деятельности. Должны ли мы сейчас предпринимать какие-либо действия в связи со вступлением в силу «антитабачного» закона? И если да, то какие?

1 июня 2013 г. вступили в силу основные положения «антитабачного» Федерального закона. В прошлом номере журнала мы говорили о том, можно ли запретить сотрудникам курить на работе.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ ) предусмотрено право работодателя выделить специальные места для курения в помещении и/или на своей территории (например, во внутреннем дворике, на крыльце офиса и др.). Для этого нужно последовательно выполнить следующие действия.

Шаг 1 Издать приказ о курении строго в отведенных для этого местах

Такой приказ по основной деятельности (пример) составляется по самостоятельно разработанной работодателем форме (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете) , письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1). Он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, и соответствовать стандартам оформления организационно-распорядительных документов (Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, утв. Росархивом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, утв. приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст, ГОСТ Р 51141-98, утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28) .

В этом документе следует:

  • установить, что курение разрешено только в специально оборудованных местах (изолированных помещениях и/или на открытом воздухе). При этом надо обязательно указать их количество и места расположения;
  • назначить лицо, осуществляющее контроль за соблюдением работниками правил курения в специально оборудованных местах;
  • дать поручение внести необходимые изменения в локальные нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда и др.;
  • решить организационно-технические вопросы:
    • развесить знаки, запрещающие курение в неустановленных местах (требования к ним установлены в приказе Минздрава России от 30.05.2013 № 340н) ;
    • отвести и оборудовать специальные места для курения на открытом воздухе и в изолированных помещениях (если они раньше не создавались) или переоборудовать их (если они уже созданы) в соответствии с требованиями Минздрава России;
    • предупредить работников о возможных дисциплинарных взысканиях в случае курения в неустановленных местах (абз. 6 ч. 1 ст. 22, ст. 192 ТК РФ) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ...

Поскольку обязанность по отведению и оборудованию специальных мест для курения была прямо возложена на работодателя еще п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», утратившего силу с 1 июня 2013 г. (п.1 ст. 24 Закона № 15-ФЗ) , а также п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, такой приказ уже, скорее всего, действует в компании. Тем не менее работодателю придется подготовить новый приказ об оборудовании специальных мест для курения на открытом воздухе и/или в изолированных помещениях. Это связано с тем, что:

1. В Законе № 15-ФЗ теперь предусмотрено право работодателя ввести запрет на курение не только в помещениях (в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах), но и на территориях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ) , в то время как прежде запрет распространялся только на рабочие места.

2. Ранее при оборудовании мест для курения внутри здания работодатели руководствовались, в частности, требованиями, предъявляемыми к курительным помещениям при строительстве зданий (п. 5.8 СП 2.2.1.1312-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88: пп. 5.19, 5.25, 72 СНиП 2.09.04-87, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782: пп. 8.5, 8.10, приложение «Г», СНиП 31-05-2003, утв. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 108) . Теперь требования к местам для курения (не только в изолированных помещениях, но и на открытом воздухе) устанавливает Минздрав России, и они ужесточаются прежде всего в части требований к системе вентиляции в изолированных помещениях.

В частности, уже действует приказ Минздрава России от 30.05.2013 № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения». В стадии утверждения находится проект Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. Его можно найти на официальном сайте Минздрава России по адресу: www.rosminzdrav.ru/health/habits/37 . После утверждения его действие будет распространено на период начиная с 1 июня 2013 г.

Шаг 2 Ознакомить работников с приказом

Шаг 3 Внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

В ПВТР необходимо закрепить перечень специально оборудованных мест для курения (их количество и места расположения), а также определить количество, время и продолжительность перерывов для курения (например, по 10 минут в конце каждого второго часа - 10:50, 12:50, 15:50, 17:50).

В этом случае вы сможете привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности не только за курение в неустановленных местах, но и за курение в неустановленное время или за длительное отсутствие на рабочем месте по причине перекура.

Предусмотрите в Правилах внутреннего трудового распорядка количество и продолжительность перерывов для курения

Наша справка

В требованиях Минздрава России речь идет о выделении и оборудовании изолированных помещений для курения табака, оснащенных в том числе приточно-вытяж- ной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Поэтому если вы приобретете и установите широко распространенные компактные курительные кабины, то нарушите установленные требования и зря потратите деньги. А стоит одна такая кабина недешево: от 160 тыс. руб. (на 2 человек) до 385 тыс. руб. (на 8-12 человек).

Шаг 4 Ознакомить под роспись всех работников компании с изменениями, внесенными в ПВТР

Резюме

С 1 июня 2013 г. работодатель вправе ограничить курение табака на территории организации, оборудовав специальные комнаты для курения. Обустройство или переоснащение имеющихся комнат может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты, например в Правила внутреннего трудового распорядка.

Обратите внимание: если у вас уже есть специально оборудованные места для курения, вам необходимо переоснастить их согласно требованиям Минздрава России.

При этом если в ПВТР, Положении об оплате труда и премировании, других локальных нормативных актах прописаны все необходимые условия, касающиеся специально оборудованных мест для курения, времени перерывов на него, привлечения к дисциплинарной ответственности за курение в неположенном месте, в неположенное время или длительное курение, а также условия премирования при наличии дисциплинарных взысканий, то никаких изменений в эти документы вносить не нужно.

ПРИМЕР

Приказ об ограничении курения на территории организации (фрагмент )

Приказ "О запрете курения в школе и на её территории"

С 1 июня 2013 года вступает в силу Федеральный закон № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Данным Федеральным законом определены понятия курение табака, окружающего табачного дыма, последствий потребления табака, потребление табака, спонсорство табака, табачные организации. Определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно новым изменениям с 15 ноября будут штрафовать за курение в неположенном месте для граждан от 500 до 1500 рублей. За курение на детских площадках граждане заплатят 2000 — 3000 рублей.

За продажу несовершеннолетним табачных изделий или табачной продукции предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 150 тысяч рублей для юридических лиц.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона в целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

На территориях и в помещениях образовательных учреждений, а также учреждений культуры, спорта;
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно- курортных услуг;
- на воздушных судах, в городском и пригородном транспорте, на открытых территориях на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
- в помещениях социальных служб;
- в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
- в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
- на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
- на автозаправочных станциях.

Уважаемые обучающиеся и их родители, просим вас ознакомиться с приказом № 39\1 от 6.06.2014 года «О запрете курения в школе и на её территории».

МКОУ «Травнинская средняя общеобразовательная школа»

ПРИКАЗ

06.06.2014 г. № 39\1

«О запрете курения в школе»

В целях повышения культуры поведения, пожарной безопасности, сохранности имущества, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, соблюдения распорядка дня, а также снижения вредного воздействия табачного дыма на здоровье обучающихся, сотрудников и учителей школы, реализации положений Федерального закона РФ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».

приказываю:

  1. Запретить курение табака в здании школы и на ее территории.
  2. Классным руководителям 5-11 классов провести классные часы о вреде курения и разъяснительную работу о запрете курения. Ознакомить с приказом всех обучающихся, предупредить их об ответственности за курение в здании школы и на её территории.
  3. Классным руководителям провести родительские и классные собрания по данной тематике, предупредить родителей обучающихся и учащихся об ответственности за действия несовершеннолетних.
  4. Дежурному учителю обратить особое внимание на недопустимость курения в туалетах на территории школы.
  5. Обязать дежурного учителя проводить расследование каждого случая курения: требовать от учителей докладные записки, от учащихся - объяснительные записки. Социальному педагогу составлять акт о нарушении данного Приказа. В обязательном порядке вызывать родителей обучающихся, информируя их о нарушении действующего законодательства. В случае повторного нарушения приказа «О запрете курения» направлять материалы расследования в Комиссию по делам несовершеннолетних для принятия соответствующих мер к родителям несовершеннолетних.
  6. Довести приказ до сведения всех работников, заместителю директора по ВР Ивлевой О. В. обеспечить контроль за исполнением приказа.
  7. Ответственной за сайт школы Плахиной Е. Г., разместить информацию о запрете курения в школе и на школьном сайте.
  8. 8. утвердить Положение о запрете курения в здании школы и на прилегающей территории

Директор МКОУ « Травнинская СОШ» Прудникова В. Н.

С приказом ознакомлены: Ивлева О. В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Травнинская СОШ»

_____________Прудникова В. Н.

«_____»_______________2014г.

Положение
о запрете курения в здании школы и на прилегающей территории

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Уставом школы и служит для создания благоприятной обстановки для обучения, безопасных условий пребывания в школе, пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, воспитания навыков культурного поведения, чувства гордости за свое учебное заведение.

2.Условия запрета курения

2.1. Согласно действующему законодательству Федерального закона РФ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».запрещается курить:

  • на рабочих местах, транспорте, спортивных сооружениях, учреждениях культуры, здравоохранения и образования, помещениях местах общего пользования;
  • в помещениях школы (классных кабинетах, туалетных комнатах, лестничных площадках, подвальных помещениях);
  • на территории школы (крыльце и пришкольной территории, ограниченной специальными ограждениями).

2.2. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

2.3. По Закону «Об образовании» школа имеет право исключать учеников за грубые и неоднократные нарушения Устава, к которым относится курение, из-за угрозы пожара, и ущемления прав некурящих лиц.

3. Контроль и ответственность

3.1. Контроль за соблюдением положения осуществляется администрацией школы, классными руководителями, техническим персоналом.
3.2. В случае, если учащийся нарушит данное Положение, принимаются меры по исправлению ситуации: беседа с обучающимися или родителями, в присутствии социального педагога или заместителя директора по ВР.
3.3. Систематическое несоблюдение требований настоящего Положения влечет за собой привлечение к административной ответственности родителей несовершеннолетнего или лиц их замещающих.

3.4. В случае нарушения данного Положения, администрация школы вправе применить дисциплинарное взыскание к родителям (или лиц их замещающих) учащегося в форме возмещения материального ущерба школе.

Протокол инструктажа родителей

в здании школы и на прилегающей территории на родительском собрании «_____»________________________ 2013года

С Положением ознакомлены родители ___«____» класса

Ф.И.О. родителей

Роспись родителей

Роспись классного руководителя

Протокол инструктажа учащихся

по Положению о запрете курения в школе во время учебного процесса и на прилегающей территории

Озвучено Положение «О запрете куренияв здании школы и на прилегающей территории на классном собрании «_____»________________________ 2012года

С Положением ознакомлены учащиеся ___«____» класса


Top