Игра в ниточку на пальцах. Развивающие игры со шнурками, лентами и верёвочками

Создание различных фигурок из веревочки является одним из детских развлечений во всем мире. Это одна из древнейших игр, происхождение которой, вероятно, восходит еще к каменному веку. Многие из веревочных фигурок выполняются из стартовой позиции А, которая известна среди множества разнообразных очагов культуры по всему миру. Вам потребуется освоить построение стартовой позиции А перед началом изучения фигурок из веревочки, использующих ее в качестве основы, например, кошачьей колыбели и лестницы Иакова . Другими полезными стартовыми позициями являются стартовая позиция Навахо и стартовая позиция Мюррея. Несмотря на то, что они не столь распространены, как стартовая позиция А, они служат основой большинства фигурок в культурах регионов своего происхождения.

Шаги

Часть 1

Подготовка

    Возьмите кусок веревочки. Вам подойдет любая веревочка или нитка пряжи. Она может иметь различную длину, но лучше всего работать с веревочкой длиной 0,9-1,8 м. Работа с разноцветной веревочкой может облегчить вам понимание своих действий на этапе обучения.

    Свяжите концы веревочки между собой. Узелок должен быть надежным, но не очень большим. Иногда можно найти в продаже готовую веревочку для этой игры, которая уже имеет форму кольца. Убедитесь в том, что используемая вами веревочка хорошо скользит по вашей коже, не оставляя ожогов от трения.

    Накиньте веревочку на большие пальцы. Начните с того, что расположите перед собой руки с поднятыми вверх большими пальцами. Накиньте участок веревочки на боковые стороны больших пальцев, обращенные к вашей груди. При этом ваши руки должны быть направлены ладонями друг к другу и находиться на расстоянии около 15 см друг от друга.

    Подхватите другую сторону веревочки мизинцами. Для этого вам может потребоваться немного свести руки ближе друг к другу. При необходимости чуть-чуть изогните руки в запястьях, чтобы подхватить веревочку.

    • В правильном положении веревочка будет пересекать ладони по диагонали и цепляться с тыльной стороны за основание больших пальцев и мизинцев.
  1. Разведите руки в стороны до предела. Держите руки на уровне груди ладонями друг к другу. В результате, веревочка должна сформировать прямоугольник без каких-либо провисаний. Это положение веревочки называется первой позицией.

    Разведите руки в первоначальное положение. Убедитесь в том, что руки обращены ладонями друг к другу, и разведите их в стороны для натяжения веревочки. Веревочку не следует натягивать слишком туго, она просто не должна провисать, иначе она может запутаться.

    Повторите шаги 1-2 с правой ладонью и указательным пальцем левой руки. Снова разведите обращенные друг к другу ладонями руки в стороны. Веревочка должна быть зацеплена за большие, указательные пальцы и мизинцы. Если она зацеплена за какие-либо другие пальцы или не за все необходимые пальцы, начните заново.

    Проверьте правильность формирования стартовой позиции А. Если вы правильно сформировали из веревочки позицию А, то образованная веревочкой фигура должна иметь вертикальную, горизонтальную и диагональную симметрию. В промежутке между ладонями веревочка будет пересекаться и формировать собой два креста.

    • Для проверки правильности стартовой позиции необходимо представить себе большой ромб по центру с двумя касающимися его сверху и снизу треугольниками. Другие две вершины ромба будут расположены на указательных пальцах. Основания треугольников буду формировать собой параллельные линии между мизинцами и большими пальцами.

Часть 3

Изучение составных частей стартовой позиции А
  • Подденьте большим пальцем левой руки правую сторону дальней веревочки на указательных пальцах. Сведите руки поближе и зацепите снизу веревочку большим пальцем левой руки. Верните левую руку в исходное положение. Теперь у вас должен образоваться отрезок веревочки, идущий от правого указательного пальца до большого пальца левой руки.

    Подденьте большим пальцем правой руки левую сторону дальней веревочки на указательных пальцах. Зеркальным образом повторите второй шаг, зацепив снизу левую часть дальней веревочки большим пальцем правой руки. Верните правую руку в исходное положение, чтобы ладони обеих руку были немного повернуты наружу. Теперь веревочка должна формировать крест, образованный из ближней короткой веревочки на указательных пальцах и дальней длинной веревочки, растянутой на большие пальцы.

    Разведите руки в стороны, чтобы расправить положение веревочки. Проверните кисти рук таким образом, чтобы ладони стали обращены друг к другу. Правильно сформированная стартовая позиция Навахо должна быть менее угловатой, чем стартовая позиция А. Петли на пальцах будут большими и свободными. В данной позиции будет иметься два параллельных отрезка: один будет соединять с внутренней стороны указательные пальцы, а другой – большие пальцы. Под этими двумя параллельными отрезками будут проходить диагональные и пересекающиеся друг с другом отрезки, соединяющие указательные и большие пальцы противоположных рук.

    Одна из самых ярких страниц советского прошлого - веселые забавы во дворе. Детишек радовало множество игр, например, «пятнашки», «фанты», «салочки» и, конечно же, «резиночка». Родители часто пытаются вспомнить, как играть в резиночку, чтобы рассказать об этой забаве своим наследникам. Давайте и мы вспомним ее правила.

    Наверное, не найдется человека, бывшего ребенком в советское время, который не знал бы о существовании игры в резиночку. В чем крылся секрет ее популярности? Кроме того, что забава шумная и подвижная, благодаря чему приводила в детвору восторг, она пробуждает смелость, стремление к здоровому соревнованию, преодолению трудностей, развивает ловкость, гибкость, координацию движений. Все эти эффекты незатейливых манипуляций с обычной бельевой резинкой заслуживают того, чтобы «передать по наследству» игру и современным детишкам.

    Информация для юных затейников

    Для того чтобы проверить, насколько интересна игра с использованием резинки, достаточно трех человек. Если желающих повеселиться намного больше - это отлично, но каждому участнику понадобится терпение, чтобы дождаться своей очереди. Два человека должны держать резинку, связанную в круг. В ходе игры они могут меняться с другими и тоже пробовать себя в роли участников.

    Главная цель играющего ребенка - преодоление различных уровней сложности. Если «юный прыгун» потерпел поражение, он не может сделать еще одну попытку. Победителем признается тот, кто выполнил все задания, несмотря на их постепенное усложнение. В резиночку играют как больше нравится - на ногах или на руках.

    Резинка классическая, для ног

    1. Двое детей должны надеть резинку на нижние конечности, поставить их на ширине плеч и разойтись так, чтобы она растянулась. Перед детишками окажутся натянутые упругие линии.
    2. Главному участнику забавы нужно поместить одну ногу между канатиков, а вторую - за ними и прыгнуть, чтобы поменять положение ног с точностью до наоборот. Второй прыжок - и игрок оказывается за пространством, очерченным резинкой.
    3. На втором этапе действия аналогичны, но прыжков становится вдвое больше: сначала прыгают в правую сторону, а затем в левую.
    4. На третьем уровне необходимо сделать 5-6 прыжков.
    5. Перейдя на четвертую ступеньку игры, участник должен стать лицом к главному инвентарю, одну ногу поставить под резинку, а другой наступить на нее. Во время прыжка необходимо поменять ножки местами.
    6. Пятый уровень предусматривает, что нижние конечности «статистов», удерживающих канатики резинки, широко раздвигаются, а игрок повторяет все упражнения в новых условиях. В целях усложнения также можно дополнительно поднять резинку.
    7. На шестой ступеньке сложности резинку удерживают с помощью одной ноги. Расстояние между канатиками значительно уменьшается, и игроку становится значительно труднее повторить уже проделанные прыжки.
    8. Сложность последнего уровня состоит в том, что участник должен постараться поддеть пружинистые канатики одной ногой и перешагнуть через вторую. В результате таких шагов появится петелька. Во время прыжка ребенок переворачивается и меняет ноги местами, причем так, чтобы петля сформировалась снова. Резинку поднимают все выше и выше, чтобы усложнить задание.

    В детских коллективах обычно вырабатывается своя - локальная и модифицированная — версия того, как играть в резиночку на ногах. К примеру, на начальном этапе повторяются обычные прыжки, которые усложняются путем подтягивания канатиков - в первый раз на щиколотки, затем на коленки. Классические правила игры в резиночку на ногах гласят: как только участник справится с заданием, ее следует немного приподнять.

    Ловкие пальчики

    Увлекательная игра с резинкой придется по душе не только любителям попрыгать: желающие могут создавать удивительные плетения руками. Чтобы получить веревочные узорчики на практике, нужно пригласить друга или подружку. Конечно, играть в резиночку на пальцах можно и самому, так как условия развлечения это позволяют. Но радость успеха и досаду из-за неудач все же будет интереснее разделить с другими.

    1. Участник продевает в резиночную петельку ладошки обеих ручек, достает пальчики и еще раз обводит резинкой ладони. Указательными пальцами подхватывает резинку у центра второй ладошки. В итоге получается красивая «колыбель».
    2. Второй участник берет указательными и большими пальцами промежутки, где резинка скрещена, и, зацепив параллельные отрезки, расположенные снизу, разводит верхние конечности. Резинка растягивается, и образуется «перекресток».
    3. Снова начинает действовать первый «умелец» — цепляет указательными и большими пальчиками точки пересечения резинки и проводит их над параллельными линиями, а затем поддевает снизу. Перед ним — оригинальная «дорожка».
    4. Помощник крест-накрест подхватывает с помощью мизинчиков внутренние параллельные части гибкой веревки и немножко разводит руки. Затем вставляет большие и указательные пальчики обеих рук внутрь возникших треугольников и поддевает параллели. Разведение рук в стороны и одновременное раздвигание больших и указательных пальцев создает фигуру «гамак».
    5. Первый участник не сдается — хватает указательными и большими пальцами участки соприкосновения резинки и затрагивает аналогичные места сверху. В завершение он разводит руки в стороны и увеличивает расстояние между большими и указательными пальцами. Таким образом создана фигурка «перекресток».
    6. Можно создавать фигурки заново, до бесконечности, начиная со второго задания первого игрока. Проигравшим считается тот, кто не сможет проделать действия, направленные на образование очередной фигурки, и испортит веревочную плетенку.

    Если встает вопрос, как играть в резиночку на руках, то нужно иметь в виду, что без помощи пальцев в этой игре все равно не обойтись. Поэтому две версии забавы с пружинистой ниточкой будут абсолютно одинаковы.

    Любое развлечение призвано развивать творческие способности ребенка. Поэтому придумывание новых фигур, изменение их названий, сопровождение выполнения задания стихотворными кричалками только приветствуется. Также среди советской детворы, собиравшейся во дворе или на переменках, было принято разыгрывать какой-либо приз. Возможно, стоит перенять этот опыт, чтобы усилить соревновательный дух.

    Нитки и веревки – это удивительные материалы, с которыми можно придумать множество интересных игр. Они помогут развивать ребенка и воистину увлекут его. Ваш малыш еще не играл c клубком шерстяных ниток? А с веревками?

    Предложите ему — вы удивитесь, насколько увлекают такие игры детей!

    Игры с нитками и веревками — Электрик-монтер

    Посмотрите, как хитёр
    этот маленький монтёр.
    он пока проводит свет
    только там, где света нет

    Помните такой стишок из детства?

    Для игры нужен клубок шерстяных ниток (желательно не очень ценный) и фантазия ребенка.

    Разрешите малышу провести «провода» из ниток по всей комнате. Пусть он проводит электричество от одного дома (стула) к дому-дивану. Заодно и расскажите крохе об электричестве. Вы увидите, как эта игра его увлечет. Единственный недостаток – скручивать нитки после игры. Нам обычно удается собрать все нитки в прежний клубок, но пару раз пришлось разрезать нити, так как не могли распутать узлы. К скручиванию клубка ниток приобщайте и ребенка, это будет способствовать развитию мелкой моторики.

    Игры с нитками и веревками — Лазерный лабиринт

    Игра рассчитана на детей дошкольного возраста, однако в нее с удовольствием играют и школьники.

    Возьмите клубок шерстяных ниток, лучше ярких, и натяните нити в комнате между всеми элементами: стульями, столом, диваном, шкафом. У вас получится вид лазерной сигнализации в квартире или лазерный лабиринт. Суть игры: ребенок должен пройти лабиринт, не задевая «лазерные лучи». Игру можно постоянно усложнять, чтобы ребенок и прыгал, и ползал, и прогибался. Игра способствует развитию координации и ловкости.

    Из ниток можно делать и увлекательные игрушки.

    Игры с нитками и веревками — «Укротитель ниток»

    Эту игру можно предложить детям от 3 до 6 лет.

    Однако ее изготовлению нужно уделить чуточку времени.

    Возьмите пластмассовый шарик, который обычно используют для наполнения сухих бассейнов. Сделайте в нем небольшое отверстие; как правило, в мячиках есть отверстие, его можно лишь немного увеличить. И еще вам понадобится бельевая веревка диаметром от 2 мм. и длиной 2-3 метра. Концы шнура нужно оплавить для того, чтобы канат не распускался. Один конец шнура продеть в сделанное отверстие в мячике. Если веревочка будет выпадать, следует сделать сквозное отверстие и закрепить при помощи узла.

    Игрушка готова, можно приступать к игре. Ребенку даете шарик с размотанной нитью. Задача малыша - намотать шнурок на мячик таким образом, чтобы он не соскочил. Для одного ребенка – это игрушка головоломка. А если вы сделаете 2 игрушки, то можете устраивать соревнования между детками. Эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев и развивает координацию.

    Игры с нитками и веревками — Дороги

    Игра интересна почти для любого возраста. Предложите идею — а дети подхватят.

    Берем любые цветные нитки — чтобы было хорошо видно на полу. И… Прокладываем дороги! Для совсем маленьких дорога будет ровной и недлинной, а для детей постарше дорога может пролегать через горы и ущелья (столы и стулья). Разложив веревку-дорогу — начинаем «ездить». Вариантов множество — ездить игрушечной машинкой, ходить самому по веревке, не становясь на пол без «дороги», или усложненный вариант — прокладывать и ехать одновременно. В общем — дайте нитки и закиньте идею — а дети уж и сами придумают еще кучу вариаций с «дорогой».

    Игры с нитками и веревками — Паутина

    Предложите ребенку обплести нитками стул или ножки стола — только будьте готовы к тому, что обплетено будет буквально ВСЕ! вокруг 🙂 Особо пользуются спросом спорткомплексы и двухярусные кровати. А потом еще задачка по паутине вылезти куда-нибудь повыше. Правда игра в этом моменте становится небезопасной для малышей, а вот дети старше семи вполне сами определят прочность конструкции. Хотя падения все равно не исключаются.

    Игра невероятно увлекает малышей! Кстати, моточек можно взять и с собой в места ожидания. Только лучше еще прихватить и ножницы — вдруг придется «спасать чью-то мебель?

    Эмоциональные человечки

    Понадобятся нитки, песок, шарик.

    Засыпьте в шарик песок маленькой лопаткой — можете поручить это ответственное дело малышу. Песка немного — как только получится «голова» — завяжите ниткой. Сделайте шарику прическу из ниток. Приклейте глаза и носик, вырезанные из бумаги или просто нарисуйте их. Сделайте несколько человечкой с разными прическами и выражениями лица — ребенок с удовольствием поиграет или, изображая эмоции.

    Игры с нитками и веревками — Веревочные стены и ловушки

    Изучайте вместе с детьми плетение узлов — и потом предложите задачу сплести сеть на стену. Или создать веревочную ловушку — это ведь очень интересно!

    Поделки с нитками и веревками — Чаша из ниток

    Вместе с ребенком можно сделать чудесную интерьерную чашу!

    Нарежьте ярких ниточек вместе с детьми и за дело!

    Для поделки потребуется следующее:

    • основа (какая-нибудь чаша из любого материала)
    • тонкая плёнка
    • клей ПВА
    • нитки


    Чашу облепливаем плёнкой. На плёнку намазываем клей и обматываем нитками в произвольном порядке. Ждем пока высохнет.

    Аккуратно снимаем с чаши-основы вместе с плёнкой, отделяем плёнку.

    Поделки с нитками и веревками — Рисование нитками

    Поделки с нитками и веревками — Веревочные буковки

    Игра помогает выучить буквы, в то же время увлекает детей. Развивает мелкую моторику. Возраст: с 3 лет.

    Что вам понадобится: к усочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания)

    Как играть?

    Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами — новую, а возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил.

    Раскладывайте на полу или на столе яркими нитками разные буквы. Когда ребенок уже знает буквы — пишите нитками слова.

    Поделки с нитками и веревками — Аппликации нитками

    Поделки с нитками и веревками — Картина нитками

    Из той же серии, что и аппликации, но посложнее и поинтересней. Соответственно для детей постарше.

    Можно и с малышами трех лет — но большинство действий придется тогда делать маме.

    Сначала настричь нити нужной длины и сформировать основные элементы.


    Дерево — фантазийно разложенные кусочки толстых коричневых нитей, для формирования ствола и ветвей:


    «Листья» — накрученные по 7-8 раз на 2 пальца колечки из ниток, при снятии с пальцев слегка подкрученные, как мы скручиваем нитку, завязывая на ней узелок перед шитьем. Это дает интересную форму.


    Про траву, допустим, и так все понятно:)

    Солнышко.


    Цветочки. Маленькие по принципу листьев на дереве, большие — расскажу ниже.


    Стрекоза.

    Как сделать солнышко, цветочки и стрекозу:

    Смысл в том, что в пробковую подставку, прочный пенопласт или несколько слоев упаковочного картона втыкаются обычные канцелярские булавки, по принципу «часов» — примерно вот так:


    Центральная булавка убирается, и на на противоположные булавочки начинают наматываться нитки, чтобы впоследствии получились лепестки и перекрестье в центре. Идем по кругу, в этом очень помогает разный цвет у булавочных пар. Хватает 3-4 слоев, можно экспериментировать с нитками разных цветов, придумывать сочетания и т.п.

    Когда все намотано и закреплено, начинаем формировать серединку: для этого вдеваем нить в иглу и начинаем обматывать ею перекрестье нитей для лепестков, следя за тем, чтобы нить входила и выходила между одинаковыми парами булавок (т.е., снова следим за симметрией). Завершаем, закрепляем, вытаскиваем булавки, расправляем цветочек. Вуаля!


    Солнце сделано по тому же принципу, только еще добавить пару проходов вокруг серединки, пропуская нить попеременно под и над будущим «лучиком». Лепестки, естественно, разрезаем, формируя лучи.

    Стрекоза — одна пара булавок (отмеряя размер, делаейте запас на «пышность» крыльев и лепестков, они будут чуть короче в результате), обмотка серединки, затем сформировала два колечка «глаз» (для закрепления протыкала иглой серединку) и тельце с хвостом (повертите интку вокруг оси, чтобы использовать естественное свойство шерсти скручиваться и сформировать красивое тельце).

    Итак, все готово для работы! Выложите заготовки на лист, чтобы убедиться, что все вмещается и выглядит красиво, а также чтобы наметить места приклеивания.

    Смажьте лист клеем ПВА и разложите все фигурки по местам. После легкого подсыхания сверху плотно прикройте стеклом или фанеркой для лучшего проклеивания деталей. И в рамку! 🙂

    Игры с нитками и веревками — Елочка из ниток

    Потребуется участие папы! Можно сделать разные заготовки. Зато поверьте, дети будут «зависать» возле такой игры надолго 🙂

    Поделки с нитками и веревками — Пушистая игрушка

    Дети очень любят работать с пряжей, младший возраст начинает знакомство с этим материалом создавая различные аппликации из резаной пряжи, дети среднего возраста делают кисточки, панно из верёвочек, тесьмы, а дети постарше учатся делать объёмные игрушки из пряжи — и делают это с большим интересом и старанием.Последние штрихи и готовая игрушка приводит их в восторг — ведь это чудо они сотворили своими руками.

    Кроме того, работа над изготовлением помпонов отлично развивает моторику рук, воспитывает терпение, развивает фантазию при окончательной отделки игрушки.

    Для изготовления помпона нужно вырезать два одинаковых кружка из картона. Складываем их вместе и наматываем нитки, витки плотные и ровные — у детей это получается очень хорошо и им нравится этот процесс.

    Затем разрезаем нитки по «ребру» намотанных кружков — это детям дошкольного возраста сделать ещё трудно и в этом им помогает мама.

    Перевязываем заготовку, протягивая нить между картонными кружками, обрезаем лишние нитки и оформляем помпоны различными деталями для завершения образа. Если игрушка состоит из нескольких помпонов, мы протягиваем нить через все помпоны при помощи длинной иглы.Готовые игрушки можно вешать на ёлку, использовать в интерьере и просто играть!

    Поделки с нитками и веревками — Панно или мандала

    Наберите а поиковике — плетение простой мандалы — и посмотрите описание — их очень много видов.

    Игры с нитками и веревками — Пуговица на нитке

    В игру пуговица на нитке играют с незапамятных времен. Это простая, но очень интересная игра поднимает настроение.

    Играйте в нее вместе с детьми. Игра развивает внимательность, ловкость и чувствительность. Для детей от пяти лет.

    Чтобы сделать игру пуговица на нитке приготовьте:

    • пуговицу, желательно чтобы она была массивнее
    • нитку, используйте прочную нить

    Возьмите нить длиной около 60 см и пропустите ее через пуговицу, которая имеет два отверстия.

    Завяжите узел на конце нитки, чтобы она образовала круг.

    Расположите пуговицу по середине нити. Теперь оденьте нить на указательные пальцы и разведите руки, чтобы нить натянулась.

    Сейчас будет самое интересное. Надо наловчиться вращать и раздвигать руки одновременно. Почувствуйте, как пуговица наматывается в одну сторону и разматываясь наматывается в другую.

    Обучение может занять некоторое время, чтобы войти в ритм, но вскоре вы увидите, как пуговица вращается, это похоже на игру на гармошке. Вы можете даже услышать жужжание.

    Советы

    • Также вы можете сделать такую игру из дисков, вырезанных из картона или плотной бумаги. Это позволит украсить диск цветными узорами, надписями или приклеенными кусочками фольги и др. Используйте творческий подход для создания дисков их размеров, цветных узоров и смотрите, как это будет работать!
    • Если вы решите использовать две большие пуговицы, то они будут стукаться друг о друга, при вращении, как-будто хлопают в ладоши. Это добавит большее удовольствие от игры.
    • Большие, красочные пуговицы работают лучше.
    • Используйте две пластиковых трубки, чтобы не резало пальцы, так игра продлится дольше.

    Предупреждения

    • Не тяните слишком сильно, иначе нитка лопнет.
    • Не подносите вращающуюся пуговицу к волосам. Иначе волосы накрутятся на игрушку, будет больно и придется править прическу.
    • Т.к. ножницы острые, будьте осторожны, если рядом маленькие дети!

    Игры с нитками и веревками — Плетёнка на пальцах для одного

    Игра для детей от 5-6 лет и старше. Чем меньше ребенок — тем больше вам придется объяснять и показывать. Зато после этой игры проблем со шнурками точно не будет! 🙂

    Ребенка постарше можно озадачить совершенно самостоятельным исполнением — покажите ему картинки и задайте интересную задачку — поверьте, это ему понравится!

    Итак, чтобы научиться самостоятельно делать плетенку из ниток на пальцах — возьми тонкую верёвочку или шерстяную нитку длиной 1,3 м. Свяжи концы вместе узелком.

    *Красные стрелки на рисунке обозначают последовательность действий в первую очередь, зелёные – во вторую.

    В образовавшуюся петлю продень мизинцы и большие пальцы обеих рук. Указательными пальцами обеих рук подцепи верёвочку у середины противоположной ладони.

    Спусти петли с больших пальцев и разведи руки в стороны.

    Поддень большими пальцами снизу верёвочку, которая проходит за мизинцами.

    Проводя большие пальцы над ближней к ним частью верёвочки, поддень ими следующий участок. Затем спусти петли с мизинцев.

    Проведи мизинцы над ближней к ним частью верёвочки и поддень ими следующий участок. Затем спусти петли с больших пальцев.

    Проведи большие пальцы сверху над двумя ближними участками верёвочки и поддень ими снизу третий участок.

    Подцепи указательным пальцем правой руки петлю, надетую на указательный палец левой руки, и надень эту петлю на большой палец левой руки. То же проделай с другой рукой.

    Указательным пальцем правой руки сними нижнюю петлю с большого пальца левой руки. То же проделай с другой рукой.

    Вдень указательные пальцы в верёвочные треугольнички, образовавшиеся между большим и указательными пальцами каждой руки. Скинь петли с мизинцев и быстро разведи руки в стороны, одновременно разворачивая их ладонями от себя и растопыривая пальцы.

    Плетёнка готова.

    Безопасность игр с нитками.

    Однако стоит помнить, что нужно побеспокоиться и о безопасности ребенка. В игры с нитками маленьким деткам можно играть исключительно под присмотром взрослых, которые должны следить за тем, чтобы малыши не запутались в них.

    Подцепи указательным пальцем правой руки петлю, надетую на указательный палец левой руки, и надень эту петлю на большой палец левой руки. То же проделай с другой рукой (рис.7). Разведите руки в стороны, чтобы расправить положение веревочки. Накиньте веревочку на левый и правый указательные пальцы. Проводя большие пальцы над ближней к ним частью верёвочки, поддень ими следующий участок.

    Возьмите кусок веревочки. Свяжите концы веревочки между собой. Узелок должен быть надежным, но не очень большим. Иногда можно найти в продаже готовую веревочку для этой игры, которая уже имеет форму кольца. Убедитесь в том, что используемая вами веревочка хорошо скользит по вашей коже, не оставляя ожогов от трения. Подхватите другую сторону веревочки мизинцами. Для этого вам может потребоваться немного свести руки ближе друг к другу. При необходимости чуть-чуть изогните руки в запястьях, чтобы подхватить веревочку.

    Держите руки на уровне груди ладонями друг к другу. В результате, веревочка должна сформировать прямоугольник без каких-либо провисаний. В промежутке между ладонями веревочка будет пересекаться и формировать собой два креста. Для проверки правильности стартовой позиции необходимо представить себе большой ромб по центру с двумя касающимися его сверху и снизу треугольниками.

    Основания треугольников буду формировать собой параллельные линии между мизинцами и большими пальцами. Поймите разницу между терминами «веревочка» и «петля». Большинство инструкций по выполнению фигур из веревочек будет использовать именно эти термины.

    Ближайшие веревочки на мизинцах начинаются от дальнего креста и заканчиваются у мизинцев. Наконец, дальняя веревочка на мизинцах – это прямой отрезок веревочки между двумя мизинцами. В данной позиции будет иметься два параллельных отрезка: один будет соединять с внутренней стороны указательные пальцы, а другой – большие пальцы.

    Развлекательная игра для детей – плетёнка на пальцах для одного

    Данная стартовая позиция нередко называется стартовой позицией на указательных пальцах. Сформируйте кольцо из дальней веревочки. Вденьте указательные пальцы в кольцо. Правильно сформированная стартовая позиция Мюррея состоит их двух петель на каждом указательном пальце. Одна петля располагается на нижней фаланге пальца, а вторая идет у основания ногтя. Внешне позиция напоминает широкий прямоугольник с крестом посередине.

    Про изготовление фигурок из веревочки написано много книг. Они варьируются от простейших книг с инструкциями для детей до академических работ, написанных профессиональными этнологами. Всегда можно изобрести собственные фигурки из веревочки и обучить их изготовлению других людей. Создание фигур из веревочки не имеет никаких правил. Единственными ограничениями являются лишь длина веревочки и пределы вашего воображения.

    Кто смотрит эти видео и делает фигуры — отпишитесь, пожалуйста, где-нибудь. Красные стрелки на рисунке обозначают последовательность действий в первую очередь, зелёные – во вторую. Поддень большими пальцами снизу верёвочку, которая проходит за мизинцами (рис.3). Затем спусти петли с мизинцев (рис.4). Его называют «ромбы осэджей», потому что этот узор впервые показал индеец из племени осэджей, однако в США его чаще называют «лестницей Якова».

    Согните большие пальцы над ближайшими к ним участками шнура и подденьте ими следующий участок в точках, обозначенных буквами А на рисунке г. Сбросьте петли с мизинцев. Этот обмен петель часто встречается в верёвочных узорах. Внезапное появление красивых узоров из хаоса верёвочных переплетений принадлежит к числу наиболее приятных особенностей большинства манипуляций с верёвочкой. А точнее, одна из Венер: маори различали утреннюю и вечернюю Венеру и изображали их разными веревочными фигурами.

    Стоимость участия в мастер-классе: взрослым – 300 рублей, детям 6 лет и старше – 200 рублей, дети до 6 лет – бесплатно! Следующие наши верёвочные мастер-классы пройдут там же в «Гиперионе» — 8 и 15 июня. Но уже не про звёзды!

    Игры с веревкой: от фигуры к сказке

    В общем, пожелания пока собираются. В воскресенье 5 января в 14 часов в клубе «Гиперион» состоится мастер-класс Лёхи Андреева по верёвочным играм. На этот раз будем играть в зимние игры, для которых требуется два игрока.

    Эта фигура традиционно называется «Apache Door». Её описание есть в классической книге Caroline Furness Jayne «String Figures and how to Make Them: A Study of Cat’s Cradle in Many Lands».

    Веревочка должна быть зацеплена за большие, указательные пальцы и мизинцы. В правильном положении веревочка будет пересекать ладони по диагонали и цепляться с тыльной стороны за основание больших пальцев и мизинцев. Сведите руки поближе и зацепите снизу веревочку большим пальцем левой руки. Верните левую руку в исходное положение.

    Игры с веревкой: на всю компанию familyr_papa wrote in June 28th, 2012

    текст: Леха Андреев, lexa

    В прошлых колонках про "колыбель для кошки" мы учились делать отдельные , а также рассказывать . Однако во время нашего мастер-класса на "Флаконе" я заметил, что подобным играм не хватает массовости: они рассчитаны на одного исполнителя (ну или максимум двух), в то время как остальные - просто зрители.

    Но существуют и коллективные игры с веревочным кольцом, которые не только развивают моторику, но и обучают командной работе. Я собрал некоторые из них, чтобы попробовать в лагере, куда мы поедем в июле.


    Салки с веревкой

    Эта старинная русская игра, в которую играли и дети, и взрослые (например, на свадьбах). Берется веревка длиной метров десять, ее концы связываются. Играющие становятся в круг, веревку держат перед собой в руках и растягивают ее. Водящий становится внутри веревочного кольца. Его задача - осалить кого-нибудь из игроков за руку, но делать это можно только тогда, когда рука держит веревку. Тот, кого осалили, становится водящим.

    Игроки могут отдергивать руку от веревки, или сдвигать ее по веревке. Но при этом нельзя ронять веревку на землю - то есть отпускать ее всем сразу нельзя. Тот, кто отпустил руки и допустил касание веревкой земли, становится водящим.

    Более сложный вариант: нельзя отпускать обе руки сразу, только одну. Кто отпустил обе руки, становится водящим.

    Для того, чтобы игроки лучше отвлекались, водящий может рассказывать им какие-нибудь истории - будь то сказки или смешные случаи с участием присутствующих.

    Обитаемый остров

    Веревочное кольцо раскладывается на земле, образуя круг. После чего группе играющих предлагается встать внутрь кольца. Все поместились? Теперь "островок" делается поменьше: например, веревка складывается пополам, и из нее снова делается круг на земле. И опять задача та же самая: все должны устоять на островке. После этого веревочный круг опять сокращается!

    С какого-то момента игрокам придется поддерживать друг друга, стоя на одной ноге (и возможно, не на своей!).

    Сквозь кольцо

    Играющие встают в круг и берутся за руки. При этом на руку одного из них надето веревочное кольцо. Задача - не расцепляя рук, игрок должен пролезть через кольцо и передать его по руке следующему игроку. То же самое должен проделать каждый следующий игрок.

    В эту игру можно играть двумя командами с двумя веревками - кто быстрее проведет веревочное кольцо по полному кругу игроков. Либо можно играть одной командой, но на время. Вот например так:

    Невидимый лабиринт

    Перешегивание веревочного кольца напоминает другую популярную игру - "в резиночку". Как в нее играть, нам уже напоминал Дмитрий Пряник в . К слову сказать, на Западе ее называют "китайской веревкой". И видимо не случайно: у китайцев эта игра содержит много фигур и вообще похожа на какой-то удивительный танец (смотрите ролики в обзоре Дмитрия).

    А я здесь напомню другую игру, в которой участвуют веревка и ноги. В нее можно играть точно так же, как в резиночку. Двое растягивают веревочную петлю на своих ногах, на некотором расстоянии от земли. А третий должен перепрыгнуть или просто перешагнуть веревку... с завязанными глазами. А потом обратно. И при этом не задеть веревку.

    Коллективный вариант: растягивают длинное веревочное кольцо в виде лабиринта - веревку при этом могут держать несколько человек, а можно просто привязать ее к мебели (если в помещении) или к деревьям (если на улице). Водящие, которых может быть несколько, сначала смотрят и запоминают расположение веревок. А затем им завязывают глаза - и они должны пройти этот лабиринт, либо нагибаясь (где веревка высоко), либо перешагивая (где низко). Остальные присутствующие могут подсказывать водящим, где нагибаться, а где перешагивать.

    Особый фокус состоит в том, что когда водящим завязали глаза, можно тихонько опустить веревку на землю. А затем попытаться удержаться от смеха, наблюдая за тем, как водящие перешагивают веревку, которой нет. Даже взрослые не могут удержаться:

    Геометрия

    Когда я дома делаю разные веревочные фигуры на пальцах, моя трехлетняя дочка может подбежать и неожиданно потянуть к себе веревку в самый ответственный момент. Вначале меня это раздражало, но потом я понял, что это такое скромное предложение поиграть вместе. И действительно, делать веревочные картинки вроде "Млечного пути" ей пока сложно. Но зато она вполне уловила идею о том, что веревочное кольцо на нескольких "точках опоры" дает разные геометрические фигуры.

    И вот мы с ней начинаем их делать двоем, разводя и сводя руки с веревкой - сначала треугольник, потом квадрат, потом песочные часы или звезду... Иногда мы спорим, потому что каждый тянет веревку на себя, пытаясь сделать свою фигуру. Но постепенно договариваемся и делаем общую.

    То же самое можно делать группой. Несколько человек встают в круг, берутся за веревку - и по команде ведущего они должны сделать какую-нибудь фигуру, растянув веревку в руках. Треугольник, например. Можно запустить соревнование двух команд с двумя веревками: кто быстрее выполнит задание.

    Более сложный вариант: после получения задания запрещено переговариваться.

    И еще более сложный вариант: делать это с закрытыми глазами (но в этом случае можно переговариваться).

    Ткацкий станок: снова "колыбель для кошки"

    В детстве я ездил в пионерский лагерь, и среди прочих странных активностей советско-детской культуры там была такая штука - "танец станков". Танец был довольно дурацкий: мы стояли в две шеренги, и растянув между ними красные ленточки, тупо поднимали и опускали руки с этим ленточками, как роботы. Это должно было изображить тканцкий станок, который ничего не ткал. Зато он начинал "ткать" в перерывах между репетициями, пока вожатые куда-нибудь уходили - вот тогда мы оттягивались с этими ленточками, обматывая ими все вокруг и друг друга, либо сплетая из этих лент разные причудливые сети. Но эта деятельность почему-то считалась "хулиганством", хотя именно она была наиболее интересной и творческой.

    Я сразу вспомнил об этом, когда задумался, как сделать игру с веревкой на пальцах более коллективной. Можно, например, заметить, что и "лестница Якова", и многие другие веревочные фигуры предполагают симметричные движения двумя руками. Поэтому можно делать одну фигуру на двоих: левая рука - ваша, а правая - вашего приятеля. Суть игры в том, чтобы сделать все движения синхронно: это и будет залог правильной фигуры.

    Получилось вдвоем? Теперь попробуйте втроем, впятером или в любом другом количестве людей, вставших в круг. При этом каждая ваша рука делает свою фигуру: правая - с соседом слева, левая - с соседом справа. Это уже нехилая концентрация внимания. Вот как делают эти девчонки:

    Другой вариант коллективной игры - когда роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (мизинец, указательный, большой), и три человека - с другой стороны. Плюс длинная веревка, метров тридцать. Плюс ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку хватает и куда переносит.

    Вот как делается "Лестница Якова" на таком живом ткацком станке.

    И еще один ролик в том же жанре, хотя уже более стильно сделано - игра "Колыбель для кошки", но не вдвоем, а коллективная:

    Ну и последний видео-пример, специально для тех, кто думает, что веревочные игры - бесполезное занятие. Этот ролик был снят скрытой камерой на одном из заводов автомобильного концерна Audi. Но автора ролика всё равно потом нашли - и уволили с работы за разглашение корпоративной тайны. Зато мы теперь знаем, как на самом деле проектируют эти автомобили:

    P.S. Игры юных альпинистов

    Вообще игр с веревкой довольно много. В моем обзоре собраны только те, которые учат работе в команде при решении задач пространственной координации. Не случайно во всех примерах используется веревка, связанная концами в кольцо - это своего рода символ объединения, коллектива.

    Другая большая группа игр с веревкой - это игры более спортивные, в которых тренируется индивидуальная физическая сила и ловкость. Хорошая коллекция таких игр собрана в работе Ильдара Замалетдинова "

  • 
    Top