Словесные игры для двоих подростков. Интересные игры для детей

Истинный лайфхакер устроен таким образом, что ему просто необходимо периодически «точить мозг» - как кошки точат когти, чтобы быть постоянно в форме. Скоро майские праздники, скоро лето, и многие из нас будут отдыхать в компании или путешествовать с друзьями. Хотим предложить вам несколько классных логических игр, чтобы развлечься в компании и лишний раз потренировать извилины. Игры выбирались по принципу:

— никакого специального реквизита (типа карт, фишек, кубиков и проч.)
— возможность играть в любой обстановке (в поезде, в автобусе, на даче, у костра или ещё где-то).

«Контакт»

Пожалуй, одна из самых популярных компанейских игр.

Количество игроков: минимум 3 человека.

Правила: ведущий загадывает слово, существительное в именительном падеже, нарицательное, и объявляет всем первую букву этого слова. Остальные участники по очереди задают вопросы-определения, пытаясь отгадать задуманное.

Например, я загадала слово «лайфхакер», первая буква «Л». На вопрос «Это не хищное животное?» мне надо быстро выдать ответ, удовлетворяющий условиям, то есть хищное животное на букву «Л». Ответ: «Нет, это не лев». Дальнейшие подобные вопросы без уточнений («А это не другое хищное животное?») запрещены.

Участникам надо придумать такой вопрос, ответ на который знают хотя бы двое из них, а ведущий не знает (перешёптывания и договоры под запретом).

Например: «Это не такое вспомогательное утверждение для доказательства теоремы?» Ответ мне неизвестен, но кто-то из игроков понял, о чём речь. В этом случае он кричит: «Есть контакт!» и начинает обратный отсчёт от 10 до 1. На счёте «1» игроки хором выкрикивают правильный вариант. Если они озвучили одно и то же, контакт считается состоявшимся. В этом случае ведущий называет вторую букву загаданного слова, и игра продолжается дальше в том же духе до тех пор, пока всё слово не будет разгадано. Автор правильного вопроса становится следующим ведущим.

«Хранитель тайны»

Мозгодробительная и очень увлекательная игра. Ведущий загадывает известную всем участникам фразу, слоган, цитату. Называет количество слов в ней. Игроки задают «хранителю» вопросы, любые. В каждом ответе должно содержаться слово из загаданной фразы. Ответ надо уместить в одном предложении.

Пример: я загадала наш слоган «Жизнь несовершенна. Исправь это!». Мне можно задать 4 вопроса.

Вася: Что ты ела сегодня на завтрак?
Я: Всю жизнь ем на завтрак только бутерброды с чаем.
Петя: Тебе нравится последняя песня Земфиры?
Я: Я её не слушаю, современная музыка несовершенна , на мой вкус.

…и так далее. После этого участники какое-то время анализируют услышанное (лучше заранее оговорить, сколько именно) и выдают свою версию исходной фразы. Ответы ведущего разрешается фиксировать: записывать на телефон или просто на бумажку.

«Бумажки»

Количество игроков: чётное, минимум четверо

Каждый придумывает 5-10 слов, существительных, нарицательных, и записывает их на клочки бумаги. Потом все клочки собираются в кучу и перемешиваются. Игроки разбиваются на команды по парам. За 30 секунд надо объяснить своему напарнику как можно больше слов из случайно выбранных бумажек (вытягиваем по одной). Однокоренные слова при объяснении запрещены. Команда соперника включает на телефоне секундомер и следит за временем. Удачно разгаданные клочки оставляем себе, неразгаданные кладём обратно в кучу. Пока бумажки не кончились, игра продолжается. В конце команды подсчитывают свои очки и определяют победителя.

«Данетки»

Старая добрая детективная забава. Данетка - это словесная головоломка, запутанная или странная история, часть которой ведущий рассказывает, а остальные должны восстановить последовательность событий. Вопросы можно задавать только такие, на которые можно ответить «Да», «Нет» или «Несущественно», отсюда и название игры. Есть даже сайт , посвящённый данеткам.

«В дорогу»

Ведущий записывает на бумаге (как вариант - в телефоне) правило, которым определяется, какие вещи можно брать с собой в дорогу. Потом говорит: «Я возьму с собой…» - и называет вещь, которую можно взять, не нарушив правило. Остальные участники по очереди спрашивают, нельзя ли им взять с собой тот или иной предмет, а ведущий отвечает, разрешает правило брать этот предмет или нет.

Победителем считается тот, кто сумеет первым отгадать правило. Правила могут быть как простыми, так и весьма вычурными.

Конечно, остаётся ещё бессмертный «Крокодил», где загаданные слова надо объяснять жестами. Но он всё же больше зависит от актёрских способностей участников, а не от интеллектуальных.

А какие игры популярны в вашей компании?

Как часто вы играли в детстве в устные игры в слова? А часто ли играете в них сейчас со своими детьми, внуками или племянниками? Эти развлечения совсем не требуют каких-либо атрибутов – альбомов, книг, игрушек, карандашей. Главное, чтобы работала мысль!

В разных ситуациях, например, в долгой дороге или во время ожидания своей очереди такие словесные игры очень выручают. Кроме того, они развивают логику, мышление, тренируют память и расширяют кругозор. Польза от них двойная или даже тройная... Поэтому можно смело использовать их, например, при подготовке ребенка .

Устные игры в слова для детей

Игра в горо да и не только

Она хорошо знакома многим. Вкратце напомню ее суть. В начале игры один участник называет название любого города, а второй – называет город на последнюю букву. И так по очереди называются города по последней букве предыдущего города (Москва – Астрахань – Новгород – Душанбе и так далее). Если слово заканчивается на «ь» или «ы», то берется предпоследняя буква.

Но в эту игру в ее классическом варианте не смогут играть маленькие дети, так как городов они знают очень мало. А смысл игры все-таки очень хороший. Поэтому с малышами можно не ограничивать тему. То есть можно называть абсолютно любые слова, главное, чтобы они отвечали на вопрос «что? » или «кто? » (стул – ложка – абрикос – слон и так далее).

Тему для игры можно выбирать любую – животные, растения, одежда. Но, конечно, чем шире тема, тем больше выбор слов. В результате у ребенка развивается способность связывать между собой звук и букву, а также приобретается навык грамотности. По ходу игры обязательно нужно поправлять ребенка и объяснять, почему, например, на конце слова «друг » стоит «Г», а не «К» и как подобрать проверочное слово в случае сомнения. Получается ненавязчивая подготовка к школе.

Игра «Отгадай слово» — I вариант

Смысл заключается в том, что один игрок загадывает про себя определенное слово (имя существительное), которое означает какой-то предмет или явление. Второй человек с помощью наводящих вопросов должен отгадать его. Первый должен отвечать на вопросы только односложно: «да» или «нет». Но иногда допускается уточнять ответ. Например, если загадан автомобиль, то на вопрос: «Это сделано из металла? », можно ответить: «Да, но не только из него ».

Вопросы могут быть самые разные: «Это живое? », «Оно больше кошки? », «Съедобное? », «Я его могу сейчас увидеть? » и так далее. Иногда слово отгадывается буквально через 3-4 вопроса, а иногда так и не отгадывается – игроку приходится сдаваться (((.

Игра «Отгадай слово» — II вариант

Первый играющий называет любое слово, например, СТОЛ . Второй должен придумать свое, начинающееся на две последние буквы: ОЛ ЕНЬ, но вслух его не произносит, а дает наводящую информацию: «Он живет в лесу и него есть рога». Когда второй игрок отгадает слово, то загадывает новое: ЕН ОТ и дает ему объяснение. Можно заранее условиться, что такая игра в слова не будет учитывать некоторые буквы (ь, ы, й) при составлении слова.

«Спой песню»

Чтобы играть в эту игру необходимо иметь некоторый песенный запас или хотя бы помнить пару строчек из песен. Выбирается любая тема. По опыту могу сказать, что удобной является тема с растениями – про цветы и деревья песен много, есть что вспомнить.

Правила заключаются в том, что игроки по очереди напевают несколько строчек из песни, в которой звучит выбранная тема (например: «То березка, то рябина…», «В лесу родилась елочка…», «Миллион, миллион алых роз…» и так далее). Тот, кто не может вспомнить и напеть очередную песню – проигрывает. Эта игра – хороший повод, чтобы познакомить ребенка с новыми, еще не известными ему песнями.

«Слова-двойники»

Устные игры в слова в дороге могут быть самыми разными, например, придумывание слов-метаморфоз. Для начала необходимо выбрать несложное слово и в качестве первого хода поменять в нем одну (любую) букву: Р ОЗА — К ОЗА. Количество букв в слове должно оставаться всегда постоянным. Затем ход переходит к другому участнику и он в свою очередь меняет букву, например, КОЗ А – КОР А и так далее.

«Шпионские шифровки»

Эта словесная игра заключается в том, что один игрок называет слово (желательно имя существительное в единственном числе), а второй расшифровывает его. Для этого на каждую букву должно приходиться свое слово и при этом все слова должны быть связаны по смыслу в целое предложение. Например:

Н – нарисовала

У — утром

Р – ровный

О — округлый

К — каравай

Маленьким детям можно предложить более короткие слова: МЕЛ (Маша ела лапшу), КОТ (кит осьминога тянул). Ну и, конечно, расшифровкой нужно заниматься по очереди – по-честному!

Игра в слова-антонимы

Малышам можно даже не говорить термин «антоним», а объяснить правила проще. К каждому слову необходимо подобрать противоположное по смыслу: горячий – холодный, веселый – скучный, сладкий – кислый, сухой — мокрый. Один называет слово, второй подбирает антоним. Затем второй называет свой вариант, а первый – ищет антоним и так далее.

«Вот так зверь»

Развлечение основано на принципе образования сложных слов (самолет, молоковоз, универмаг, домохозяйка). Это правило русского языка как раз и можно упомянуть в игре, ведь слов очень много и у каждого своя история образования и происхождения.

Суть заключается в том, что по очереди из двух предложенных слов нужно составить новое. Слова при этом рождаются необычные и детей, особенно маленьких, такое занятие очень смешит. Подобным образом получается не только известный всем чебургена, но и елкозуб, головоног, ведрокит, ручколет и многие другие непонятные инопланетные существа.

«Найди лишнее»

Один игрок предлагает второму несколько слов, которые объединены общим смыслом. При этом среди них должно быть одно, которое не укладывается в этот смысл. Например: теплоход, лодка, карета, плот.

Второй игрок должен вычислить лишнее звено. Для детей постарше эту игру уже можно усложнять.

Например: трава, крокодил, заяц, авокадо.

Или: ящерица, утконос, черепаха, питон.

«Чей это звук?»

Эта словесная игра (даже скорее звуковая) предназначена для самых маленьких. Ее условием является отгадать кому или чему принадлежит издаваемый звук. Лучше не ограничиваться только «речью» животных (мяу, иа, рррр..., ку-ка-ре-ку), а использовать также звуки природы и техники (шшш… — шелест листьев, кап-кап – дождь). Тут уж как фантазия заработает Главное – не стоит отрицать ответ ребенка, если он не совпадает с вашим, ведь, например, звук «тртртр» может издавать и трактор, и мотоцикл, и швейная машинка.

«Снежный ком»

Первый человек предлагает любое слово, например, ежик . Второй добавляет к нему свое подходящее слово: ежик проснулся . Далее при каждом переходе хода необходимо добавлять по одному слову так, чтобы получалось осмысленное продолжение:

ежик проснулся и

ежик проснулся и разбудил

ежик проснулся и разбудил всех

ежик проснулся и разбудил всех зверей

Такое развлечение иногда бывает длинным, но зато в результате может получиться смешная сказка или забавный рассказ.

Игры «Муха» и «Нофелет»

Эти две устные игры уже описаны в одной из предыдущих в Rich Копилке. Если есть интерес, то загляните туда по ссылке. Обе они помимо занимательного времяпрепровождения помогут потренировать мозг и улучшить его работу, а это полезно не только детям, но и нам, взрослым.

Вот такие занятия с детьми помогают скоротать время, когда под рукой нет игрушек или телевизора. Можно придумывать и свои словесные игры для детей в дороге, а не ограничиваться только игрой «отгадай слово», «расшифровкой» или «придумай антоним».

Интересного общения с детьми вам! Надежда Горюнова

Занимательная игротека. Сценарий

Ведущий.

Шел по лесу умный гном,

Нес в руках он толстый том.

Но споткнулся умный гном,

Выскользнул из рук тот том.

«Дом в опасности, друзья!

Все спасаемся, беда!» -

Буквы бросились бежать,

Гному их не удержать.

Очень уж расстроен гном,

Не прочесть без букв гот том...

Срочно гному помоги,

В книгу буквы все верни.

Е. Арсенина

Задание 1 : найди пропавшие буквы и верни их на место, расставив по смыслу. Справившись с заданием, ты узнаешь, как называется книга умного гнома.

Ответ: «Золотая книга сказок».

Задание 2 : замени в слове букву на другую таким образом, чтобы первоначальный смысл слова изменился. Например:

Рот - пот.

Шок - сок.

Нора - нога.

Мир - жир.

Домик - сомик.

Коза - роза.

Малина - Марина и т. п.

Задание 3 : подбери такое слово, которое при замене одного слога другим приобретет совершенно другой смысл. Например:

Малыш - голыш.

Кадушка - подушка.

Кукушка - макушка и т. д.

Задание 4: замени, добавь или исключи букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «кто?»:

Рот - ...(крот).

Кол - ...(вол).

Капля - ...(цапля).

Дверь - ...(зверь).

Морока - ... (сорока).

Мак-...(рак).

Корона … (ворона).

Дом - ... (сом).

Роза - ... (коза).

Корка... (норка).

Роса - ...(оса).

Строфа - ...(дрофа) и т. д.

Задание 5 : какое смысловое значение приобретет слово, если из него вдруг исчезнет одна из букв? Вспомни сюжет одного мультипликационного фильма, в котором произошла ужасная путаница и неразбериха со значением слов. А все из-за того, что один мальчик никак не мог подружиться с буквами и словами, за что те и решили его немного проучить.

Вспомни: «в садик дверь была закрыта, а теперь она зарыта». Или: «мальчик был когда-то Колей, а теперь зовется Олей».

Придумай свои примеры:

крот - рот;

гастроном - астроном;

шпион - пион;

маленький - аленький и т. п.

Задание 6 : поставив буквы в правильном порядке, попробуй разгадать зашифрованное послание. Что завещал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин своим потомкам?

Ответ: «Чтение - вот лучшее учение».

Задание 7: общеизвестно, что восток славится не только своими сладостями, прекрасными тканями и удивительными сказками, но и мудрыми изречениями и пословицами, содержание которых доступно пониманию и толкованию только «мудрейшим из мудрейших», «достойнейшим из достойнейших»...

Попробуй свои силы - объясни смысл данных восточных изречений и пословиц. Успешно справившись с заданием, ты можешь гордиться собой - ты стал одним из достойнейших мудрецов:

Однажды разумно мудрый заметил -

У добрых родителей добрые дети.

Приобретая новых друзей,

Дружбе будь верен старой своей.

Ученье, знание и труд

По жизни рядышком идут.

Прекрасен садовник работой своей,

Песней прекрасен в саду соловей.

Не важно, что имеешь,

Важнее, что умеешь.

У русского народа есть не менее мудрые пословицы и поговорки, некоторые из них схожи по смыслу с восточными. Вспомни их. (Яблоко от яблони недалеко падает. Старый друг лучше двух новых и т. п.)

Задание 8. «Словесная дуэль». Два соперника начинают свой интеллектуальный поединок: они «стреляются» словами на определенную букву. Например: один говорит пистолет, другой - паркет и т. п.

Тот считается побежденным, у кого запас слов иссякнет. Право первым начать «дуэль» и какой буквой «стреляться» решается жеребьевкой.

Задание 9 . Тест на внимательность и сообразительность. Прочитай отрывок небольшого рассказа, который имеет потайной смысл. Попробуй догадаться, какой?

«...Сегодня всем ученикам пришлось остаться дома. По радио передали, что из-за сильного мороза занятия в школе отменяются на целых три дня.

Ура! - воскликнул я и сразу позвонил моему другу Ваське. Но к телефону подошла его мама:

Рома, Василек заболел. У него сильный кашель...

Все ясно, подумал я, это все из-за мороженого. Эх, кабы знать, что занятия отменят! Дело в том, что сегодня должна быть решающая контрольная по математике. Л у Васьки и так двойка с тройкой спорят, не математический склад у него ума, что тут поделаешь! Но попробуй объяснить это нашей математичке. Лилия Петровна- человек суровый. Не в ладах с математикой, значит, человек ты конченный - лодырь и лоботряс. «Два» в журнал и маму в школу. Вот Васька и решил перестраховаться, вчера после уроков три эскимо и два пломбира съел. С больного что возьмешь? Ему покой и положительные эмоции необходимы.

Что ж, надо морально поддержать друга. С кульком его любимых ирисок и книжкой про шпионов я поднялся к Ваське. Он жил в моем доме, двумя этажами выше. Дверь мне открыла Васькина младшая сестра, между прочим, на редкость вредная девчонка. Она была в одном башмаке.

Привет, - сказал я и спросил, кивая на ее ноги - Л второй где, потеряла что ли?

И ничего не потеряла! Второй надеть не успела, тебе дверь открывала! Мама на работу ушла. Васька болеет. Выпалив все это на одном дыхании и успев при этом показать мне язык, Ритка тут же ускакала в свою комнату.

Васька встретил меня вымученной улыбкой, лежа на кровати. Молча кивнув в знак приветствия, я положил ему на кровать ириски и книгу.

Васька, пора принимать лекарство! - со взрослыми интонациями в голосе важно произнесла Ритка. Она уже успела обуться и теперь держала в руках стакан с отваром шиповника. - Ты должен выпить этот напиток, а иначе не выздоровеешь, так мама сказала. А маме сказала бабушка Люба, она у нас в Астрахани живет - эти слова уже предназначались мне. - Мама позвонила бабушке и сказала, что Васька заболел, а бабушка сказала маме...

Слушай, Ритка, уйди, а? - просипел вдруг Васька - /Дай хоть поболеть спокойно....».

Отрывок из рассказа Е. Арсениной «Не повезло».

Вопрос: Сколько цветов можно обнаружить в предложениях? Озаглавь рассказ. Придумай свою версию окончания рассказа.

Ответ: В рассказе упоминается семь цветов: василек, лилия, ирис, пион, мак, шиповник, астра.

Задание 10 . Поиграем в слова. Подбери такие слова, которые легко рифмуются друг с другом и почти одинаково звучат, но... Стоит убрать из слова всего одну лишь букву или заменить ее на другую - получается... Что может получиться, вы сейчас услышите:

Щиплет травку КОЗА,

Рядом дуб, на нем КОРА.

По коре ползет Оса,

На лугу блестит РОСА.

А в руках мужика Весело звенит КОСА...

Попробуй продолжить, зарифмовав, к примеру, такие слова, как нора-нога-рога и т. д.

Задание 11 . Даются через запятую слова. Расставь их по смысловому порядку так, чтобы получилась скороговорка: вороны, из-за, две, спозаранку, баранки, подрались.

Две вороны спозаранку

Подрались из-за баранки.

Задание 12 . Найденный во время археологических раскопок старинный пергамент, которому, по мнению историков, более трехсот лет, подвергся тщательному и доскональному изучению и анализу. «Таинственный свиток мог принадлежать одному из волшебников», - в один голос заявили ученые - археологи, историки и филологи.

Прочти написанное и ответь на вопрос: почему ученые мужи пришли к такому выводу?

Ответ: В древнем документе начертаны такие «волшебные» слова: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «простите», «здравствуйте» - читай справа налево.

Задание 13: прочитай начало стихотворения Е. Арсениной «Нелепая история».

За окном, на стекло

Прилепилась мошка.

Улетай-ка поскорей,

Раздавлю ведь, крошка!...

Попробуй продолжить стихотворение, заменив слово «прилепилась» на «испугалась», добавив «я стучу»...

По стеклу я стучу:

«Улетай - раздавлю!»

Испугалась крошка,

Улетела мошка...

Казалось бы, что история с мошкой закончена - она улетела, стихотворение закончилось. Однако попробуем домыслить, какие последствия могла бы иметь для автора данного стихотворения встреча с маленькой безобидной мошкой.

Задание довольно трудное, поэтому вот вам небольшая подсказка: в уютной кухне перед окном, на столе вкусный завтрак. Автор, приготовившись было подцепить вилкой толстенькую ароматную сардельку, вдруг замечает на стекле приоткрытого окна маленькую козявку, снующую взад-вперед.

А так как наш автор, как и полагается быть всем авторам на свете, очень нервный (хотя и очень добрый) человек, страшно не любит, когда во время еды перед его глазами что-то мельтешит. Согласитесь, это сильно отвлекает от вкусной, сочной сардельки... просто портит аппетит! Так вот, автор со вздохом кладет свою сардельку обратно на тарелку и старается путем «мирных переговоров» убедить мошку покинуть его окно.

Как вы уже поняли, мошка оказалась довольно упрямым насекомым. Для того чтобы она улетела, автору пришлось настойчиво и продолжительно стучать по оконному стеклу. Облегченно вздохнув, что конфликт с упрямицей обошелся без рукоприкладства (наш автор за свою долгую жизнь и мухи не обидел, поэтому ни за чтобы не простил бы себе смерть маленькой беззащитной козявки) автор возвращается к своему нетронутому и слегка подстывшему завтраку с целью продолжить трапезу... но... не тут-то было... На столе остались лишь пустые тарелки и вилка. Вкусная, сочная и такая аппетитная сарделька, а вместе с ней сыр и колбаса бесследно исчезли! Испарились! Почему, как вы думаете? Что произошло дальше? Попробуйте самостоятельно домыслить и развить сюжет. ..

А сейчас послушайте, как описывает дальнейшие события злосчастного утра сам

Пока стоял я у окна

И наблюдал за мошкой -

Бесследно завтрак вдруг исчез

В желудке моей кошки!!!

Мой завтрак!

Съеден был!

Коварной толстой кошкой!

Сарделька, сыр и колбаса

Исчезли вмиг и без следа!

Схватил я тапку сгоряча,

Чтоб наказать воришку.

Но кошка, радостно урча,

Дала такого стрекача...

Виновных нечего искать,

Готов я честно вам сказать:

Не увлекись я мошкой,

Не обворован был бы кошкой...

Согласитесь, чем не детективная история: мошка в роли отвлекающего соучастника преступления, в роли жертвы несчастный автор, оставшийся без своего завтрака, и коварная авантюристка- кошка. Последней явно повезло: не только позавтракала за себя и за своего хозяина, но и избежала при этом хорошей трепки.

Ребята, как вы думаете, кто в действительности виноват во всей этой истории: сложившиеся обстоятельства, автор, мошка или кошка? Какие воспитательные меры, по вашему мнению, необходимо применить к вороватой кошке?

Творческие задания.

1. Озаглавьте стихотворение.

2. Если вы любите рисовать, умеете пользоваться красками - проиллюстрируйте данный сюжет.

Любимая буква

Количество игроков: любое. Нужно заранее приготовить листочки с разными буквами и сложить их в конверт. Вызывается доброволец. Он вытаскивает наугад листочек с буквой, например, ему досталась буква «Р». Теперь он должен отвечать на вопросы ведущего (также желательно привлечь к этому остальных игроков, чтобы они не скучали, а принимали активное участие) причем так, чтобы все его слова начинались только на выбранную букву. Вот примерный диалог: Как тебя зовут? — Роман. В какой стране ты живешь? — В России. Твой любимый овощ? — Редис. Какой фильм ты смотрел вчера? — Ромео и Джульетта. Твой любимый писатель? — Ремарк. Чтобы вопросы не повторялись, ведущему желательно заранее приготовить подборки самых различных вопросов. Игра проходит в быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет «Раз-два-три», он выбывает из игры, и вызывается следующий участник – он вытаскивает уже другую букву. И так – пока игра не надоест гостям. Простая, но довольно азартная игра, попробуйте!

Вариант этой игры: выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего — задавать каверзные вопросы, сбить с толка игроков. Игра проводится в очень быстром темпе. Кто называет слово на другую букву — выбывает. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Две последние буквы

Количество игроков: любое.

Интересная словесная игра на сообразительность и быстроту реакции; несмотря на то, что она довольно простая, но, тем не менее, мозг заставляет поработать.

Основные правила: слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа; нельзя произносить слова вслух. Также не разрешается загадывать такие слова, на две последние буквы которых невозможно составить новые.

Первый участник называет любое слово. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет любыми другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. И так продолжается, пока не надоест.

Пример:

1-й игрок: «Мячик»

2-й игрок: «Ее намазывают на бутерброд» (икра)

3-й игрок: «Когда его варят, он становится красным» (рак)

4-й игрок: «Он выступает в цирке» (акробат)

5-й игрок: «Человек, отрицающий существование Бога» (атеист)…

Самое интересное в этой игре то, что все понимают, о чем идет речь, а сказать-то нельзя!

Запрещенная буква

Водящий поочередно задает какие-либо несложные вопросы играющим, например: «Где вы сегодня проснулись?», «Чем вы едите суп?», «Какое сегодня число?» и т.п. Игроку, которому задан вопрос, нужно дать быстрый осмысленный ответ, при этом избегая в словах ответа буквы, которая по уговору объявляется запрещенной. Допустим, что запрещенной является буква «о». Тогда на вопрос водящего «Где вы сегодня проснулись?» нельзя ответить «в кровати» — придется подобрать такой ответ, чтобы в нем не было буквы «о». Например, можно сказать: «На диване». Раздумывать долго не разрешается. Тот, кто замешкается или употребит в своем ответе запрещенную букву, становится водящим, и игра начинается сначала. Можно несколько усложнить задание, объявив две запрещенные буквы: одну — гласную, другую — согласную. В этом случае от участников потребуется больше находчивости, а игра будет проходить веселее и оживленнее.

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба - не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни - игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой - вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением. В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, - словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр. Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой - для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов. Максимум - ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными - женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)
  • ромашка - раз;
  • лютик - два;
  • сирень - три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное - несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае - отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул - стульчик;
  • глаз - глазик;
  • солнце - солнышко;
  • кукла - куколка.
«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит - повар (кулинар, кондитер);
  • рисует - художник;
  • пишет - писатель (журналист, поэт);
  • строит - строитель;
  • лечит - доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода - карась;
  • земля - кабан;
  • воздух - воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды - по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз - «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки - это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

  • не имеет значения

Цель - найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки - известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится 🙂

Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет

«Соедини»

Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

  • высокий, дерево - высокое дерево;
  • девочка, бегать - девочка бежит (бегает, бежала);
  • лес, грибы, расти - грибы растут в лесу;
«Обними словами»

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.

*Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.

Пример:

  • Кошка;
  • Кошка бежит;
  • Рыжая кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.
«Расскажи картину»

Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант - пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды:

  • присутствующего поблизости человека;
  • видимую из окна часть улицы;
  • детскую площадку во время прогулки.

Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).

Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших классах.

  1. Мы привели лишь малую часть возможных игр со словами. Больше вариантов вы найдёте в других материалах нашего блога.
  2. Играйте в словесные игры всей семьёй. Это отлично укрепляет родственные связи и навсегда оставляет в памяти ребёнка светлые воспоминания о счастливом детстве.
  3. Адаптируйте условия игр к особенностям вашего ребёнка. Важно, чтобы задания были по силам дошкольнику, но в то же время не чрезмерно простые.
  4. Выбирая тему игры, ориентируйтесь на вопросы, которые вы изучаете в текущий момент на развивающих занятиях, так игра будет служить в качестве закрепления и повторения пройденного.

Наслаждайтесь счастливыми мгновениями, проведёнными со своими детьми, ведь крохи растут невообразимо быстро. Пусть родительство приносит вам радость и удовлетворение.


Top