Слова которые только единственном числе. Существительные, имеющие только форму единственного числа. Что следует о них знать

По числам изменяются в основном исчисляемые существительные. Неисчисляемые существительные, как правило, употребляются только в форме единственного числа:

sugar - сахар, love - любовь, friendship - дружба.

Во множественном числе они употребляются только тогда, когда имеется в виду разнообразие видов, понятий, выражаемых ими, или когда они употребляются в другом значении, в котором они являются уже исчисляемыми. Например:

air - воздух, movement - движение (как общее понятие), music - музыка, milk - молоко, knowledge - знание, hair - волосы (на голове человека).

НО: air - ария, мелодия -» airs - арии, мелодии, movement - движение (например, политическое или в танце) -> movements - движения (такие же), hair - волосок -» hairs - волоски и т. п.

Множественное число существительных обычно образуется при помощи прибавления окончания -s к форме единственного числа:

book - книга -» books - книги, day - день -> days - дни, house - дом -> houses - дома.

Чтение окончания «-s»:

после глухих согласных - [s]: books
после звонких согласных и гласных -[z]: friends , days
после шипящих и свистящих (-es) - : boxes [‘boksiz]

Исключение l . Существительные, оканчивающиеся в единственном числе на буквы о, s, ss, sh, ch, x (шипящие и свистящие, как их называют), во множественном числе имеют окончание -es :

hero - герой ->heroes - герои, kiss - поцелуй -> kisses - поцелуи, brush- щётка-> brushes - щётки, bench - скамейка -> benches- скамейки, box - ящик -> boxes - ящики.

НО: В словах иностранного происхождения, оканчивающихся на о, во множественном числе к существительному прибавляется только окончание -s :

piano - рояль -> pianos - рояли, photo - фотография -» photos - фотографии.

Исключение 2 . У существительных, оканчивающихся на у с предшествующей согласной, у опускается и вместо этого окончания прибавляется окончание -ies , которое читается [-iz]:

country [‘kAntri] - страна -> countries - страны, city - город cities- города, family - семья families- семьи.

НО: Если перед у стоит гласная буква, то множественное число образуется по общему правилу, т. е. при помощи прибавления окончания -s :

day - день -» days - дни, boy - мальчик -» boys - мальчики.

3. Двенадцать существительных, оканчивающихся на -f или -fe , во множественном числе теряют эти буквы. Вместо -f или -fe прибавляется окончание -ves . Это существительные:

wife - жена, life - жизнь, knife - нож, wolf - волк, self - сущность, облик человека, calf - телёнок, shelf - полка, leaf - лист (растения), loaf - буханка (хлеба), thief - вор, half - половина, sheaf- пачка (бумаги) и т. п.

Например: wife - жена -» wives - жёны, knife - нож -> knives - ножи, shelf - полка -> shelves - полки.

4. Некоторые существительные образуют множественное число путем изменения корневой гласной:

man - мужчина -> men - мужчины, woman - женщина -» women - женщины, foot - нога feet - ноги, tooth - зуб -» teeth - зубы.
HO: child - ребёнок -> children - дети.

5. У составных существительных множественное число образуется путем прибавления окончания -s ко второму слову:

armchairs - кресла, bookcases - книжные шкафы.

НО: Если эти слова объединены предлогом , то во множественном числе ставится первое слово: sisters-in-law- невестки.

Слова, заимствованные из греческого или латинского языков, образуют форму множественного числа согласно правилам этих языков:

appendix - приложение -» appendices - приложения (к книге), crisis - кризис -> crises - кризисы, basis - основа, bases - основы, radius - радиус -> radii - радиусы.

Имена Существительные , употребляющиеся только в единственном числе

  1. Неисчисляемые существительные (как вещественные, так и отвлеченные) обычно употребляются только в единственном числе:

    iron - железо, salt - соль, milk - молоко, sugar - сахар, love - любовь.

  2. Существительные advice (совет, советы), information (сообщение, сведения), progress (успех, успехи), knowledge (знания) употребляются только в единственном числе.

    He gave me some good advice. Он дал мне несколько хороших советов.
    My coach was satisfied with my progress. Мой тренер был доволен моими успехами

  3. Существительные news (новость, новости), money (деньги), fruit (фрукты, плоды) употребляются в единственном числе. Но, например, для обозначения различных видов фруктов употребляется множественное число - fruits.

    What is the news? Какие новости?
    It’s his money. Это его деньги.
    Fruit is cheap in autumn. Осенью фрукты дешевые.

  4. Среди исчисляемых существительных есть такие, которые употребляются только (или в основном) в форме единственного числа. Это названия некоторых животных, предметов и др.:

    two sheep - две овцы, six fish - шесть рыб, ten swine - десять свиней, five deer - пять оленей.

Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:

Чашку кофею я тебе бодрящего налью?

Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.

Имена существительные: число

Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.

Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.

Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:

  • сплетни;
  • вожжи;
  • лыжи.

Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:

  • сплетня;
  • вожжа;
  • лыжа.

Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:

  • вещественные;
  • собирательные;
  • отвлеченные;

Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.

Обозначение вещества, материала

Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:

  • сахар;
  • молоко;
  • бензин;
  • вода;
  • асфальт;
  • хлопок;
  • керамика;
  • фарфор.

От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.

Существительные только единственного числа: примеры собирательных

Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:

  • студенчество (все, кто обучается в вузах);
  • молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
  • юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
  • детство (от 0 до 18 лет).

Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:

  • листва;
  • ельник;
  • флора.

Это просто следует запомнить.

Отвлеченные существительные

Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:

  • качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
  • состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).

Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.

Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:

  • беготня;
  • сила;
  • агрессия;
  • духота;
  • честность.

(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).

Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:

  • употребляемые в двух числах;
  • только в единственном;
  • только во множественном.

Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.

Признаки: существительное неодушевленное, собственное

Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:

  1. В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
  2. Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.

Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:

  • Москва.
  • Волга.
  • Меркурий.
  • Урал.
  • Уругвай.

Это касается и составных наименований:

  • "Первый канал";
  • программа "Вокруг света";
  • картина "Мона Лиза".

Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.

Следует запомнить

В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:

  • темя;
  • бремя;
  • вымя;
  • пламя.

Но племя - племена, семя - семена.

Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.

Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с грамматической категорией числа. Вы убедитесь, что некоторые имена существительные не могут употребляться во множественном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только единственного числа, и правильно употребляйте их в речи.

Как вы знаете, большинство имён существительных имеют форму и единственного, и множественного числа, т.е. изменяются по числам: мама, тетрадь, лисица, лампа и проч. Рассмотрите рисунки, обратите внимание на то, как с помощью окончания можно изменить число существительного.

Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа. Рассмотрите рисунки и сравните подписи под картинками. Обратите внимание, иногда для обозначения множества одинаковых предметов используется существительное в форме единственного числа: земляника, молоко и т.п.

земляника земляника Существительное земляника не имеет формы множественного числа

Запомните! К существительным, которые имеют форму только единственного числа, относятся слова со значением: вещества (хлопок, молоко); качеств, действий (белизна, страх); групп людей (молодёжь, студенчество).

Это интересно В современном русском языке слова берега, глаза, руки, ноги, брови имеют форму множественного числа. В древнерусском языке существовало так называемое двойственное число, которое обозначало парные предметы: два глаза, две руки, два берега. Если определять число этих слов с точки зрения истории, мы должны сказать, что эти слова имеют форму двойственного числа.

Тренажёр. Выделите существительные, которые имеют форму только единственного числа. Но прошло ещё два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. У гимназиста Мити лицо было смугло-жёлтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые... Когда поздней ночью он звонил у своих дверей, первым звуком после колокольчика был звонкий собачий лай, в котором слышались и боязнь чужого и радость, что это идёт свой. (По Л. Андрееву.)

Проверь себя. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа Распределите слова на две группы: только ед. ч., все остальные Ежевика, нос, бегство, грабли, серебро, кукуруза, молодёжь, шерсть, сорочка, покрывало, звезда.

Говорите правильно! Запомните, на какой слог падает ударение в данных словах: свёкла си́лос хло́пок

Тренажёр Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только единственного числа и составьте с ними 2 - 3 предложения.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, в которых подлежащими будут слова черника, листва, серебро, бегство, восстание, а сказуемыми - глаголы в прошедшем времени.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного или только единственного числа. Например, слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. А слова верба, крапива, щавель, малина, молодёжь и др. имеют форму только единственного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков...

Тема: Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.

Цель: познакомить с именами существительными, имеющими форму только единственного или только множественного числа.

Задачи:

    формировать знания учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа; учить употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

    развивать зрительную память, мышление, речь учащихся;

    воспитывать интерес к урокам русского языка.

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение пройденного материала

1.Устный опрос:

Что такое имя существительно?

Какой падеж мы повторяли на прошлом уроке?

На какие вопросы отвечает Р. п. имени существительного?

2. Работа у доски.
Поставить существительные мн.ч. в Р.п.

Двести (граммы), пара (носки), много (реки), уйти без (сапоги), собрание (учителя).

    Изучение нового материала

1.Знакомство с темой урока. Запись в тетрадях.

Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара . Добавьте по полстакана сметаны и кефира . Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку , сливкам. Приятного аппетита!

Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

Всё ли у вас получилось?

Существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

2.Работа по учебнику (устно)

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

Ребята, прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе).

Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).

Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира).

Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов:

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания:

3. Названия растений:

4. Названия качеств, свойств:

5. Названия действий и состояний:

6. Собственные названия единичных предметов

с.112, упражнение 184 (1)

    Физминутка

    Закрепление пройденного материала

1. Работа в тетрадях и у доски (письменно).

с.112, упражнение 184 (1)

    Д/з с.112, упражнение 184 (2).

    Итог урока

Над чем мы сегодня работали на уроке?

1. молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. : Москва, Волга, Рязань, Ока.

Значения у имен существительных, имеющих форму только единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов : Москва, Волга, Рязань, Ока.

Значения у имен существительных, имеющих форму только единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов : Москва, Волга, Рязань, Ока.

Дополнительные задания.

1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика.

Ед.ч. Мн.ч.

Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы.

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. Санки.

Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал. Сахар.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. Лыжи.

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. Соль.

    Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

Сельскохозяйственное орудие с редкими

зубьями для сгребания сена.

Металлический инструмент для

выдергивания гвоздей.

Инструмент для резания с двумя острыми

концами.

Инструмент для зажимания обрабатыва-

емого материала.

    Напиши знакомые тебе игры в два столбика.

Настольные игры Подвижные игры

Отметь существительные, имеющие только одно число.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа.

Берёзовые дрова, ранние заморозки, пчелиный воск, выкрасили перила, дубовая мебель, дорожная пыль, заменили очки, купили часы, точные весы, туалетное мыло, распустилась сирень, пасмурная погода, отборная пшеница, начались каникулы.

Ед.ч. Мн.ч.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа.

Кожаная обувь, мелкие деньги, синие чернила, белоснежное бельё, беззаботный смех, каштановые кудри, крепкая дружба, весёлые именины, лишние хлопоты, цветная капуста, французские духи, липовый мёд, жгучий перец.

Ед.ч. Мн.ч.

В недрах земли много полезных ископаемых: (…). 2. В гастроном поступили необходимые продукты: (…). 3. Летом мы собирали в лесу ягоды: (…).

    Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа.

    Положительные качества человека: доброта, …., …. ; отрицательные качества: грубость, …., …. .

    В огороде мы посеяли морковь, …., … и посадили картофель, …., …. .

    Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

    Употребляющиеся только в единственном числе;

    Употребляющиеся только во множественном числе;

    Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

    Отгадайте загадки. Запишите их вместе с отгадками.

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)

Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)

Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)


Top