Вопросы экологии в нормах конституции рф. Эко Информ – информационное агентство. Вопросы для самоконтроля

МОСКВА, 22 ноя – РИА Новости. Доля мусора, который будет сжигаться в РФ, в перспективе не превысит 20%, до 60% отходов будет перерабатываться, сообщил в интервью РИА Новости специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов. “Мы сжигать будем от силы 15-20 процентов. Большую часть – 50-60 процентов твердых бытовых отходов – мы должны перерабатывать. Это бумага, картон, пластик, стекло. Это сжигать не надо. Это перерабатывается. А сжигается в основном органика, то, что невозможно переработать: остатки пищевых отходов. На основе сжигания получается либо компост,…

Игорь Азнаурян офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор» Ясный взор После лазерной коррекции зрение все равно опять упадет! Нет — во‑первых, лазерную коррекцию зрения (ЛКЗ) тебе предложат сделать только если близорукость или дальнозоркость не прогрессируют. Во‑вторых, крайне редко и только при очень высоких степенях близорукости и дальнозоркости зрение действительно может снизиться. Это называется регресс результата, о чем добрый доктор тебя предупредит, если твоя близорукость, например, достигла 12 диоптрий. Чем больше степень миопии или дальнозоркости, тем выше вероятность того, что какая-то часть проблемы вернется. Но, как правило, не более 5−10% – если врач…

Чай с добавками (лимоном, медом, малиновым вареньем, имбирем) Этот вкусный напиток значительно полезнее для здорового человека. Мед содержит много полезных микроэлементов: кальций, магний, витамин С. Витамин С, содержащийся и в лимоне, и в меде действительно благотворно воздействует на организм при респираторных и воспалительных заболеваниях, но цитрусовые могут раздражать воспаленную из-за ОРВИ слизистую, а мед является сильнейшим аллергеном. Если вы готовы рискнуть, то помните, что во время болезни напитки и пища не должны быть ни слишком горячими, ни слишком холодными. А по рекомендациям ВОЗ при простуде стоит пить обычную теплую воду. В малине содержится большое количество салициловой кислоты, которая уничтожает патогенные микроорганизмы и уменьшает воспалительный процесс. Это была хорошая новость, а вот плохая: любое варенье…

1. Полезно спать в прохладе Оптимальная температура воздуха для сна — 17−19 градусов. Если спать в пижаме, можно перегреться. В прохладной атмосфере организм с большим эффектом восстанавливается, а сам сон становится глубже и продолжительнее. 2. Улучшает отношения Контакт «кожа к коже» полезен, потому что способствует выработке «гормона счастья» окситоцина. Чаще всего так спят пары, которые недавно встречаются. 3. Помогает похудеть Сон голышом, как уже написано выше, помогает не перегреться, и организм лучше запасает коричневый жир, который потом сжигает для получения энергии. 4. Помогает контролировать уровень инсулина Прохладная атмосфера положительно влияет на выработку гормонов лептина (регулятор аппетита) и адипонектина (участвует в метаболизме глюкозы и жирных кислот). А значит,…

Гоша Семенов генеральный директор компании bluesleep.ru bluesleep.ru В спальне слишком тепло Начнём с довольно известного факта, о котором, тем не менее, многие забывают — особенно осенью и зимой, когда включено отопление, а открывать окно лишний раз не хочется. Учёные уже доказали, что высокая температура сокращает время глубокого сна, а именно оно важно, чтобы высыпаться. Оптимальная температура в спальне не выше +22 градусов, а перед сном помещение желательно хорошо проветрить. Также не рекомендуется вечером принимать горячую ванну или посещать сауну: перегрев организма тоже не способствует здоровому сну. Ты сама не заметила, как выпила (или съела) кофеин Всем известно, что кофеин мешает сну, потому мы пьем кофе по утрам, чтобы…

Валерий Ильинский Основатель и генеральный директор Genotek Давай проверим, сможешь ли ты отличить правду о генах от вымысла? Женский оргазм связан с генами ПРАВДА. Влияние генетики на женское сексуальное здоровье и поведение активно изучается. Ученые обнаружили взаимосвязь между определенными вариантами генов и возрастом первого полового контакта, способностью получить оргазм при мастурбации, верностью партнеру, выраженностью сексуального желания и возбуждения, готовностью ко вступлению в брак и склонностью к частой смене партнеров. В большинстве таких исследований ученые рассматривают генетические вариации в рецепторе дофамина, который отвечает за нашу мотивацию. Нашлись и гены, определяющие, как сильно на твою сексуальную конституцию повлияют, например, антидепрессанты. Если человек засыпает во время стресса, то всему виной гены ПРАВДА. Нарколепсия — самое хорошо…

Инсульт у меня случился 31 января 2019 года. В тот день ничего не предвещало беды. Я вместе с коллегами поехала в картинг-центр. И когда проходила круг на большой скорости, почувствовала невыносимую боль — словно что-то взорвалось в голове. Мне стало плохо, я сжала зубы и подумала: «Главное — не упасть в обморок». После чего потеряла сознание, и мой карт на полном ходу взрезался в ограждение. Минут через двадцать я очнулась. Пока ждали скорую, я сама передвигалась, выходила на улицу, хотя в таких случаях человек должен находиться в горизонтальном положении. Просто окружающие не знали толком, что со мной случилось и что нужно делать. Помню, как ехала на скорой, как долго ждала очереди на прием. Дежурный доктор направил меня в реанимацию, и уже на следующий…

1. Тромбы Минимальный риск появления тромбов — у обладателей первой группы, у второй и третьей он на 30% выше, у четвертой — на 20%. 2. Рак желудка Здесь опять же повезло тем, у кого первая группа. А вот у второй риск гораздо выше, но причины этого пока не известны. 3. Язвы В этом вопросе повезло обладателям второй и третьей группы, а те, у кого первая, могут с большей вероятностью страдать от язвы желудка. Специалисты предполагают, что все дело в разном иммунном ответе на инфекцию. 4. Сердечная недостаточность Самый высокий риск — у третьей и четвертой групп, а у первой и второй — на четверть меньше. Почему так — пока никто не знает. 5. Рак поджелудочной железы И вновь обладатели первой группы имеют наименьшие шансы…

Можно ли чувствовать себя красивой и жить счастливо с псориазом? Мы поговорили об этом со специалистами, финалисткой конкурса «Мисс Вселенная» и «вице-мисс Россия 2009» Ксенией Шипиловой, а также с директором отдела красоты Cosmopolitan и генеральным директором Johnson & Johnson в России Катериной Погодиной на открытой лекции 24 октября в «Зарядье». Запись прямого эфира доступна по этой ссылке, а мы пока расскажем как это было. «Псориаз — социальное заболевание», — говорит Николай Потекаев, главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии Минздрава России. Это значит, что оно сильно меняет восприятие человеком самого себя и сказывается на его жизни. И его слова подтверждает история Ксении Шипиловой. «Сейчас мне 28 лет, и уже 18 из них я живу с диагнозом „псориаз“, — вспоминает…

1. Ты больше не следишь за собой. Печально, но факт: после 45 случается, что женщина как будто опускает руки — не покупает красивую и модную одежду, отказывается от маникюра и косметолога, считает, что ей уже поздно идти в спортзал или записаться на танцы. Такое отношение к себе может сказаться и на собственной самооценке, и на отношениях с любимым мужчиной. А вывод прост: если хочешь оставаться привлекательной, ни в коем случае не переставай себя баловать, заботиться о себе, делать то, что доставляет радость. 2. Ты перестала заниматься сексом. С началом менопаузы в организме женщины начинается глобальная гормональная перестройка, может снизиться желание, появляются неприятные ощущения во время секса из-за сухости слизистой в интимной зоне. Здесь важно помнить, что отказываться от секса…

Анна с мужем Виталием живут в Воронеже. Поженились, наладили быт, а через три года — долгожданная беременность. В июне, когда Анна была уже на шестом месяце, на очередном медосмотре врач заметил, что «что-то не так» с лейкоцитами. Она еще раз пересдала кровь, анализы отправили гематологу. А тот поставил примерный диагноз: «хронический миелоидный лейкоз». Сейчас сестра Анны Ольга рассказывает, что, пока ждали подтверждающий диагноз анализ — мутации генов, успели всей семьей пережить встречу со смертью. Никто не знал, как быстро станет развиваться лейкоз, сколько времени есть у Анны и успеет ли она выносить и родить малыша. Первый диагноз не подтвердился, и хотя было понятно, что лейкоз у Анны просто другого вида,…

1. Ешь мало молочных продуктов Для роста мышечной массы и снижения веса важно употреблять больше молочного, особенно кисломолочного: творога, йогурта, ряженки. 2. Спишь в тепле Исследования показали, что если установить в спальне температуру не выше 18−19 градусов, будет активнее сжигаться так называемый коричневый жир, который используется для обогревания тела. 3. Полностью исключаешь углеводы В целом диеты с низким содержанием углеводов полезнее диет с минимумом жиров, но полностью убирать их не стоит, особенно если ты занимаешься спортом. Мышцы требуют гликогена, который вырабатывается из углеводов, в противном случае у тебя просто не будет энергии. 4. Неправильные перекусы Не нужно есть низкокалорийные рисовые батончики, позволь себе орехи. Жирные кислоты в них…

К числу распространенных урологических заболеваний относится мочекаменная болезнь. Чаще всего конкременты образуются у людей среднего и старшего возраста. Как правило местом локализации камней становятся почки, реже они появляются в мочевом пузыре или мочеточниках. Этиология заболевания Причины возникновения заболевания до конца не изучены, однако специалисты выделяют несколько предрасполагающих к данной патологии факторов: неправильный рацион, включающий продукты с большим количеством белка и кислот (к образованию камней может привести и недостаток фосфора и кальция); малоподвижный образ жизни; патологическое строение мочевыводящих путей, например, слишком узкие мочеточники; хронические воспалительные патологии. Клиническая картина мочекаменной болезни Это…

1

Экологическая безопасность - это одна из главных элементов национальной безопасностилюбогогосударства, а самое главное что впервые оно нашло свое отражение в Конституции РФ. Однако такое закрепление не является достаточным; Необходим действующий федеральный закон и гос. орган, который регулировал бы данную область правоотношений более детально и конкретно. К огромному сожалению на данный момент есть только проект закона «Об экобезопасности» - где содержится определение экобезопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее. Поэтому исходя из выше сказанного сначала рассмотрим теоретический аспект данной проблематики, а затем практический.

Теоретический аспект . Нельзя не согласится с точкой зрений авторского коллектива Тер-Акопов А.А.Винокуров А.Ю., Дерешко Б.Ю., Загорский Г.И., Матвеев К.В., Пчелинцива Л.М., Скромников К.С., Харбет К.В. «Экологическая безопасность как правовая и научная категория появилась с потребностью исследовать процессы воздействия природной среды на безопасность человека, общества и государства, обусловленной появлением на статически обнаруживаемом уровне фактов, свидетельствующих о превращении объектов природы в источник социальных угроз. Однако понятие экологической безопасности вызывает противоречивое высказывание как теоретиков так и практиков. В курсе лекций «Правовое обеспечение национальной безопасности России в экологической сфере», авторы Г.П. Серов, С.Л. Байдаков дают анализ и высказывают свою точку зрения по отношению категории экобезопасности. В связи с этим можно разделить четыре теоретические группы. К первой группе относится ряд ученых юристов и практиков которые понимают экобезопасность как состояние защищенности:

  1. Жизненно важных интересов личности, общества, государство. (это точка зрения Петрова. В.В. 1995г)
  2. Биологических основ жизни, здоровья, развития человека.(это точка зрения Жевлакова. Э.Н. 1995г)
  3. Населения, животного и растительного мира, окружающий природной среды в целом от последствий антропогенного воздействия, а также от стихийных бедствий и катастроф. (это точка зрения Винокурова Ю.Е 1993г)
  4. Тер-Акопов. А.А.(1998г) формирует экобезопасность как обеспеченность жизненно важных интересов человека природными ресурсами защищенность его от воздействия негативных факторов природы.

Ко второй группе относится один из юристов практиков, где сущность экобезопасности раскрывается через понятие «отношений», «системы общественных отношений». По мнению Тер-Акопова. А.А, экобезопасность может быть разделена как отношение между обществом и человеком, исключающее причинения вреда человеку посредством воздействия на природную среду его обитания. Отсюда видно,что Тер-Акопов. А.А. находится на стыке первой и второй группы ученых юристов и практиков.

Также Тер-Акопов А.А. рассматривает сущность экологической безопасности в книге «Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности »: << Экологическая безопасность, судя по всему, отпочковалась от теории охраны природы, которая в совокупности с рациональным природопользованием начала активно разрабатываться в юридической науке и законодательстве начиная с пятидесятых годов XX века.

Первоначальный смысл охраны природы виделся в планомерном и целенаправленном преобразовании ее в целях рационального использования естественных ресурсов и улучшения среды обитания людей. В дальнейшем идеи преобразования природы в силу их реакционной сущности вполне обоснованно утратили свою популярность.

В словаре-справочнике «Экология человека» под редакцией академика РАН Н.А. Агаджаняна экологическая безопасность раскрывается в трех смыслах, объединяемых идеей сохранения человека, а именно:

  1. как степени «соответствия существующих или предполагаемых экологических условий задачам сохранения здоровья населения.
  2. «комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле на том уровне, к которому без серьезного ущерба может адаптироваться человечество.
  3. как результат обеспечивающих ее действий, социальной активности, обращенной на решение задачи выживания человечества в процессе его взаимодействия с природной средой.

На взгляд авторского коллектива(Тер-Акопов А.А. Винокуров А.Ю., Дерешко Б.Ю., Загорский Г.И., Матвеев К.В., Пчелинцива Л.М., Скромников К.С., Харбет К.В.) в книге «Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности » понимают,что обеспечение экобезопасности предполагает не только предотвращение, но и ликвидацию последствий экологически значимых катастроф и аварий; экобезопасность должна включать и обеспеченность природными ресурсами, что, впрочем, охватывается указанным в определении экологическим балансом; экобезопасность - это безопасность разномасштабная, в своей основе она действительно направлена на здоровье человека, населения, но отдельные ее аспекты имеют статус государственной безопасности; требуется расшифровка понятий «здоровье» и «природа», которая дает основание для включения в определение дополнительных признаков, и, наконец, источником экологической опасности могут быть не только катастрофы и аварии, имеющие разовое, случайное поражающее действие, но и естественно накапливающиеся изменения в природной среде, достигающие опасного порога. Это, например, выбросы, накапливающиеся постоянно в атмосфере в результате долговременной неправильной эксплуатации предприятий, заводов, фабрик и т.д..

К третьей группе относится Г.П. Серов, С.Л. Байдаков, где они дают свое определение экобезопасности - как состояние жизненно важных интересов объектов безопасности в процессе взаимодействия общества и природных угроз:

  1. Со стороны природных объектов, естественные свойства которых изменены путем загрязнения, засорения в результате: либо антропогенной деятельности (при возникновения аварий, катастроф, при осуществлении длительной хозяйственной, оборонной,военной и иных видов деятельности); либо преднамеренно(путем экологических диверсий, экологической агрессии) ; либо природных явлений и стихийных бедствий.
  2. Необеспеченностью природными ресурсами, обусловленной уничтожением,порчей природных объектов.

К четвертой группе относится Боголюбов. С.А., где экобезопасность рассматривается как целесообразное использование природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Нельзя не согласится с точкой зрения которую выражает Тер-Акопов.А.А. ,что социально-экологический эгоизм мешает установлению экологической безопасности, так как данное эгоистическое поведение какого -либо сообщества,либо отдельного человека, направленное на удовлетворение собственных экологических либо экономических интересов в ущерб интересам остальной части населения .Впоследствии это ведет к экологическим конфликтам. И одним из таких конфликтов является экологический терроризм, так как он является одним из основных угроз экологической безопасности, а также национальной безопасности страны. Под экологическим терроризмом понимается различные по своему содержанию и проявлению факты насильственного воздействия на окружающею природную среду, где установлен умысел как специальная цель: запугивания для достижения криминального результата Впоследствии это ведет к экологическим конфликтам.

Практический аспект . Можно внести предложение о создании гос. Органа (пока на федеральном уровне, впоследствии будут соответствующие территориальные подразделения.) в качестве структуры при Конституционном Суде РФ (КС РФ )как орган специального контроля-защиты экологических прав исходя из Конституции РФ. Данный орган должно быть на профессиональной основе, где КС РФ утверждает соответствующих кандидатур по представлению Советом Федерации и уполномоченными представителями Президента. Необходимость создания этого органа из за волокиты и несвоевременное действия остальных органов власти, по поводу экологических проблем, но это не означает что они не будут вместе взаимодействовать. Из выше изложенного далее необходимо принять Федеральный закон, где четко будет прописано полномочия соответствующего органа. Немаловажную роль в реализации экологической безопасности и играют средства массовой информации. В последнее десятилетие все более очевидно: рост промышленности, нищенское положение некоторых стран угрожает биосфере планеты, экологический терроризм. Для обеспечения экологической безопасности должно и нужно рассматривать: прежде всего целенаправленную деятельность соответствующего органа(который был указан выше КС РФ ), связанная спецификой экологического управление, состоянием защищенности объектов безопасности; как один из главных принципов охраны окружающей среды при восстановлении нарушенных естественных свойств природных объектов.

Таким образом, Конституция РФ выступает как гарантия экобезопасности, а само государство должно реальную обеспечить защиту прав граждан для их реализации, а граждане прежде всего не должны забывать о своих обязанностях, так же не надо забывать о воспитание и образование в экологическом смысле так как - это глобальная проблема каждой страны.

См. Ст.42 Конституция РФ « Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением ».

От 25.07.2002. №116-ФЗ. Ст. 1

См: Экология человека:, Словарь -справочник. М.: Крокус,1997.Стр.24

Тер-Акопов.А.А..»Безопасность человека».М, 1998. Стр.187

Оганесян Э.Э. Журнал « Успехи современного естествознания»№ 6.2004.Стр.65-67

Дерешко Б.Ю. «Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности». М., 2001.Стр.105

ФЗ «Об охране окружающей среды » от 10.01.2002. №7 Ст.71

Библиографическая ссылка

Оганесян Э. Э. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНСТИТУЦИЯ РФ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 113-115;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12994 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В этой же статье определены возможные формы собственности на землю и другие природные ресурсы. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 36 Конституции РФ собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей и иными природными ресурсами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты РФ на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.

Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, как предусмотрено в ст. 72 Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, субъекты РФ могут, не ожидая принятия федерального закона, издавать свои собственные законы в этой области.

Но если в дальнейшем по этим же вопросам будет издан федеральный закон, то закон субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним. Иными словами, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ).

Таковы принципы законотворчества в области экологии, поскольку эти вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. К ним, согласно ст. 72 Конституции, относят: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. К совместному ведению также относят вопросы разграничения государственной собственности, в том числе на природные ресурсы.

Ряд экологических проблем решается исключительно на федеральном уровне, если в соответствии со ст. 71 Конституции они находятся в ведении Российской Федерации.

Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны природных ресурсов Конституция передает на усмотрение субъектов РФ, поскольку в ст. 73 Конституции записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Конституционные гарантии

Статья 2 Конституции РФ провозглашает положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, поэтому многие нормативные требования в экологическом законодательстве предусмотрены в интересах людей.

Закрепляя экологические права граждан, ст. 42 Конституции гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Вместе с тем ст. 58 Конституции возлагает обязанность на граждан и организации, прежде всего на тех, чья деятельность так или иначе связана с природопользованием, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Конституцией признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.

В городах и сельских населенных пунктах их граждане осуществляют самоуправление путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления, учреждаемые выборными органами.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и собственностью на природные ресурсы (в рамках закона), формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст. 12, 130–132 Конституции).

Экологические права граждан - это совокупность закреплённых в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательством прав индивида, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права граждан:

1) Право на благоприятную окружающую среду

2) Право на достоверную информацию о ее состоянии

3) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

4) Право на природопользование

Также прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья и медицинскую помощь (статьи 37, 41 Конституции РФ).

В связи с низкой эффективностью природоохранной деятельности государства и сложной экологической обстановкой законодательное, особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для каждого адресата огромное значение.

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации, создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе, об охране окружающей среды и экологической безопасности. Конституция РФ содержит экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить.

Статья 42 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

1. Право граждан на благоприятную окружающую среду (Приложение 2)

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Статья 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (Приложение 3) .



Для реализации права на благоприятную окружающую среду граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

При этом граждане обязаны:

Сохранять природу и окружающую среду;

Бережно относиться к природе и природным богатствам;

Соблюдать иные требования законодательства.

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. (Приложение 4) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и закрепляет права граждан на:

Благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

Получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

Осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;

Также граждане могут вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.8).

Статья 10 вышеупомянутого закона перечисляет такие обязанности граждан, как: выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботу о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; граждане не должны осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируют право граждан Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17). Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 19 вышеупомянутого закона устанавливает право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е. права на экологическую безопасность. Это право также связано с правом на благоприятную окружающую среду, поскольку часто чрезвычайные ситуации, вызванные авариями и катастрофами, влекут за собой негативные экологические последствия.

В ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закреплено право на защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, которое также является разновидностью экологической правоспособности.

Конечно, нельзя отрицать того, что действующее законодательство не содержит целостной и эффективной системы правовых норм, обеспечивающих экологическую безопасность населения и предотвращающей катастрофическое ухудшение здоровья граждан.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Помимо закрепления данного права Конституцией РФ, как одного из основополагающих прав человека, основным нормативно правовым актом, регламентирующим данные правоотношения, является ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" . Согласно же Закону РФ "О государственной тайне" , сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7). Гарантии данного права можно найти, обратившись к законам "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об экологической экспертизе" и др.

Иерархия эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Конституция РФ является основным источником всех отраслей права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются: в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития; в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства; в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и ее субъектов.

Вопросы экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и некоторые другие природные ресурсы (ст. 35); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса РФ; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); ст. 42 является основополагающей: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями». Вслед за Федеративным договором, Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72).

6.8 Экологическая доктрина РФ. Устойчивое развитие РФ, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Экологическая доктрина РФявляетсяважнейшим документом, отражающим идеологию государства и общества, включающим приоритетные направления государственной экологической политики во всех сферах деятельности. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании большого значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Экологическая доктрина учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. Она формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды). Доктрина определяет средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике. Значительная роль в доктрине отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

6.9 История экологического законодательства. Историю развития законодательства следует разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный - российский. Для первого периодасвойственна фрагментарность правового регулирования. Характерно отождествление предмета охраны с объектом собственности, отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций. И только в начале двадцатого века встает вопрос о создании специализированного органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или Министерстве просвещения, разрабатывается проект закона об охране природы. Второй - советский периодхарактеризуется изменением отношения законодателя к охране природы от природоресурсного к природоохранному или экологическому подходу в правотворчестве. На этапе становления природоохранного законодательства(50 – 80-е гг.) были приняты республиканские законы об охране природы, обновлены крупные акты природоресурсного права, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира», Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». В конце 80-х гг. был принят ряд важнейших решений в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству, осознана необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом авария на Чернобыльской АЭС, уничтожение Аральского моря и проект поворота северных и сибирских рек на юг. Под влиянием этих и иных факторов 7 января 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР: «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором формировались неотложные задачи по обновлению законодательства, созданию независимого органа государственного экологического управления, совершенствованию экологических механизмов охраны и др.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Современный периодследует разделить на два этапа – до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время. Первый этап характеризуется стремлением законодателя обновить основные акты. При этом, важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ в 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения. Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического права РФ. В 1995 г. были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и другие.

6.10. Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы. Выделяют три группы объектов правовой охраны: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; ООПТ, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания. В ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны: на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы; объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Природный объект– индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды. Признаки природных объектов: естественное происхождение; взаимосвязь с экологической системой природы; внешние функции жизнеобеспечения. Учитывая тенденции развития экологического права возникает необходимость выделения новых объектов экологического права: биологические и генетические ресурсы, экологический правопорядок, экологическая безопасность, биобезопасность генно-инженерно-модифицированных организмов.

6.11 Субъекты экологического права - лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права: граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее; физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения; юридические лицакак коллективный субъект, принимающий и реализующий экологически значимые решения и действия, несущий ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения. Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участниками правоотношений с момента предоставления им в собственность, или пользование природных ресурсов, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности; лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные; следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры; лица, осуществляющие право – и нормотворчество. Каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. Граждане, кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – и выполнения отдельных требований, не должны совершать каких-либо дополнительных действий. Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Юридические лицав ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства. Лица, реализующие контрольно-надзорные функции,должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере окружающей среды и природопользования. Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения.

6.12 Государственные органы в сфере обеспечения экологической безопасности. Российское законодательство о безопасности в целом и экологической безопасности в частности достаточно подробно регламентирует полномочия органов, образующих систему безопасности в связи с проблемами реализации экологического законодательства. Особое значение имеет оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасностии, входящих в нее органов Пограничной службы РФ, таможенных органов РФ. Проведение ими оперативно-розыскных мероприятий допускается при наличии, информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

В случаях, которые могут привести к совершению преступления, создающих угрозу экологической безопасности, на основании постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, а также права на неприкосновенность жилища с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). В начале 1996 г. было образовано Московское управление милиции по предупреждению экологических правонарушений. Аналогичные структуры действовали в ряде субъектов Федерации. Задачами экологической милицииявлялось предупреждение и пресечение экологических правонарушений. А также: обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов; контроль токсично-отработанных газов автотранспорта; осуществление контроля по благоустройству территорий, за сбором, хранением и утилизацией твердых бытовых и иных отходов; контроль за качеством ввозимых и реализуемых продуктов питания, осуществление взаимодействия с органами санэпиднадзора и другими структурами экологического контроля при исполнении ими служебных обязанностей, осуществление оперативного контроля за выполнением городских природоохранных мероприятий и за состоянием охраняемых природных территорий городов и поселений. В 2000 г. руководство МВД РФ приняло решение о расформировании экологической милиции, несмотря на возражения руководителей субъекта Федерации – г. Москвы. Но с 1 октября 2001 г. на территории столицы воссоздается специализированное подразделение по борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями. Органами исполнительной власти в 20 субъектах РФ, на основании ч. 6 ст. 9 Закона РФ «О милиции», а также, на основании п. 2 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ» созданы специализированные природоохранные подразделения милиции общественной безопасности (экологическая милиция), финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ.

6.13 Понятие и общая характеристика экологических прав граждан РФ - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере. Права гражданпредставляют собой правовые предписания, которые: обращены к законодателю и определяют содержание экологической политики и иных правовых норм; формируют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений; являются инструментом прямого воздействия индивида на экологическую политику и практику. По субъектам экологические права могут разделяться на закрепленные за гражданами и закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенных по профессиональным признакам. Или за гражданами, проживающими на отдельных территориях. К первой группеотносятся конституционные экологические права, которые конкретизированы в экологических нормативных правовых актах. Впервые они были определены гл. II Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», который в ст. 11 устанавливал право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В указанном Законе были заложены основы правового регулирования экологических прав граждан, впоследствии закрепленные Конституцией РФ 1993 г. ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ: «Об охране окружающей среды» сместил акценты в регулировании данного вопроса, поместив главу об экологических правах граждан вслед за регламентацией полномочий органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и перефразировав конституционные положения. Вторая группа праврегламентируется в ряде законодательных актов. Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» в гл. 5 предусматривает права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. В серии законов о социальной помощи гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, п/о «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также гражданам из подразделений особого риска были установлены права на льготы и компенсации. Ряд прав граждан устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Основные конституционные экологические права на информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба получили широкое развитие в специальном экологическом законодательстве.

6.14 Информационное обеспечение охраны окружающей среды – это сбор, переработка, хранение и подготовка к использованию информации, необходимой для оценки состоянии окружающей среды, экологической деятельности и принятия решений в этой области. Примерами одного из направлений информационного обеспечения являются слежение за погодой, сейсмологическими процессами, подготовка метеопрогнозов и другие, связанные с этим виды работ. Информационное обеспечение охраны окружающей среды включает в себя: необходимую информацию как объект обеспечения; процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использованию; предоставление информации возможным пользователям; использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты. Правовое регулирование информационного обеспечения необходимо, так как оно: может задеть различные интересы, включая безопасность страны; нуждается в четких процедурах и установлении ответственности за неполноту, искажение, сокрытие информации, что может повлечь принятие неверных решений и огромный ущерб. Информация о взаимодействии с окружающей средой и ее охране возникает уже в результате деятельности человека и существует либо как общедоступная, либо как латентная, нуждающаяся в выявлении, фиксации и осознании. Экологическое право создает правовые основы для информационного обеспечения охраны окружающей среды. Конституция РФ в ст. 42 устанавливает право каждого на получение информации о состоянии окружающей среды. Экологическим законодательством урегулированы некоторые вопросы доступа общественных объединений и граждан к отдельным видам экологической информации и установлены ограничения на таковой. В ФЗ «Об охране окружающей среды» проблема экологической информации фактически не регламентируется. Здесь главным образом содержится указание на конституционное право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и косвенно данная проблема затрагивается в ст. 1, где наряду с прочими понятиями определяются такие термины, как мониторинг и государственный мониторинг окружающей среды. Таким образом, понятие, порядок сбора, хранения, предоставления экологической информации урегулированы в других актах (законодательных и подзаконных).

6.15 Право собственности на природные ресурсы – понимается, во-первых, как совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, закрепленных в ряде статей Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Положения, регулирующие право собственности на природные ресурсы, установлены в ст. 9 Конституции РФ. Которая гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Собственность, являясь экономической категорией, представляет собой отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам и отчужденностью от них всех других лиц. Право собственности – это комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. Выделяют следующие функции института права собственности: устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному лицу; закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом; предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника. Правомочия владения– основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная, возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве. Правомочия пользования– основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Правомочия распоряжения– возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждений по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. п.). Субъективное гражданское право собственности определяется,как закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания. Оно состоит из двух элементов: титульной характеристики, т. е. оно регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные с этим права, которые могут иметь различное конституционное, административное, гражданско-правовое и иное содержание; самого содержания правомочий. Право собственности на природные ресурсы – наиболее полное по объему вещное право, предоставляющее его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования принадлежащего ему имущества, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения. Конституционно закрепленное ст. 9 право собственностина землю и природные ресурсы является экологическим. Оно ставит целостные интересы охраны окружающей среды выше интересов субъекта права собственности как одного из участников правового оборота и предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае.

6.16 Субъекты права собственности и формы собственности на землю и природные ресурсы - в соответствии с Конституцией РФ являются государство, муниципалитеты, граждане и их объединения. Конституция РФ установила частную собственность на землю и иные природные ресурсы. На ее основании действует ряд законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих пределы и особенности этой формы собственности. Субъекты права собственности на землю и природные ресурсы подразделяются: на государство РФ и субъекты Федерации; муниципалитеты – органы местного самоуправления; граждан – физических лиц, обладающих статусом граждан; объединения – юридических лиц. ГК РФ (ст. 212 «Субъекты права собственности») называет граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальные образования. Федеральный закон от 19 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в качестве собственников земли называет РФ, ее субъектов, муниципальные образования. Следует различать два вида осуществления собственности – в публично-правовой форме и в частноправовой. Государству и его органам в силу их конституционной природы наиболее свойственно осуществление права собственности в публично-правовой форме, обеспечивающей реализацию суверенитета над территорией страны и природоохранительной функции. Но оно может в необходимых случаях, как это и происходит в действительности, вести хозяйственную деятельность на рынке, эксплуатируя, например, нефтяные ресурсы страны, а может передавать эту функцию юридическим лицам, действующим в рамках частного права, в частноправовой форме. Субъектное разграничение и установление на отраслевом уровне права действовать в публично-правовой либо частноправовой форме определяют условия осуществления права природопользования. Во всех случаях пользование природными объектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов общества. Государственная собственностьна природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. В частной собственностиможет находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

6.17 Ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы з аконодательством РФ установлена юридическая ответственность. Сделки, объектом которых они являются, признаются недействительными. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) вводит ряд составов административных правонарушений за совершение которых наступает ответственность: за самовольное занятие земельного участка, за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, в ней предусмотренных. Ответственность за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых и несоблюдение требований к сохранности зданий, и сооружений при пользовании недрами. Ответственность за самовольную добычу янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки; за самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без лицензии, если получение таковой, предусмотрено законодательством; за пользование водным объектом или его частью с нарушением условий, предусмотренных лицензией или договором; за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы или водоохранной зоны водного объекта; за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд без специального разрешения на использование указанных участков. Ответственность за пользование объектами животного мира без лицензии, если она необходима; за нарушение условий, предусмотренных лицензией. Перечень составов административных правонарушений не является исчерпывающим. Все перечисленные составы различаются по предмету посягательства, но схожи по объекту правонарушения – право собственности или полномочие собственника (пользование) нарушаются. Чаще эти составы указывают на два объекта: отношения в сфере охраны собственности и охраны окружающей среды (ее компонентов). Объединены перечисленные проступки и таким признаком, как самовольность, т. е. осуществление действий (активных) без разрешения. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за экологические преступления, объектом которых являются отношения в сфере охраны и использования окружающей среды. Дополнительными объектами и (или) предметами посягательства в ряде случаев могут быть жизнь и здоровье человека, порядок деятельности. Собственность (и право собственности) учитываются лишь при установлении такого признака объективной стороны, как последствия, если речь идет о значительном ущербе, существенном вреде, которые могут быть причинены экологическим преступлением.

6.18 Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического права - это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования. По критерию объекта– это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности(например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа). По критерию основания возникновения(либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования. Общее право природопользования характеризуется тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользованиеразделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности. Оно характеризуется платностью, и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

Принципы права природопользования : рациональность; экосистемный подход; целевой характер, устойчивость и платность. Субъектами права природопользования являются: граждане и их объединения; органы государственного управления; местного самоуправления; совместные предприятия с участием иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства. Права и обязанности субъектов права пользования детально регламентированы законодательством. Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду.


Top