Московский государственный университет печати. Общее представление о способностях человека. Задатки как биологическая основа способностей. Теории способностей. Классификация способностей

НАТА КАРЛИН

Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и ? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.

Только используя задатки, с которыми человек родился, он может развить способности. Задатками принято называть анатомо-физиологические особенности, которые развиваются в, выбранном человеком направлении. Изначально, в ребенке заложен ряд способностей, которые, утратив необходимость, постепенно забываются.

Категории способностей человека

Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.

Способности делятся на следующие категории:

Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.

Следует подробнее остановиться на каждой из них.

Общие способности.

Эта категория способностей помогает в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Специальные и практические способности.

Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.

Учебные и теоретические способности.

Способности к творчеству.

Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.

Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.

Пути и средства для формирования способностей

Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:

Первичный.

На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.

Вторичный.

Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в , затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством , заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.

То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его , не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.

Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.

Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, профессиональной ориентации детей и т.д.

Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.

Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.

Существует два вида одаренности:

Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.

Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.

Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя .

Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.

Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.

Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.

26 февраля 2014, 17:56

Успешная деятельность человека во многом определяется сте­пенью развития и формирования у него способностей. Способно­сти человека не столь очевидны, как, скажем, его внешние пара­метры, но мы сталкиваемся с ними воочию, когда несколько чело­век, имеющих равную подготовку, условия и одинаковое стремле­ние овладеть какими-то знаниями или умениями, достигают за рав­ное время разных по уровню результатов.

Способности - это такие индивидуально-психологические осо­бенности личности, которые служат необходимым условием высо­кокачественного выполнения конкретного вида деятельности.

Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно ин­дивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются призна­ком всеобщности.

Ярче всего способности проявляются при обучении и переучи­вании или в нештатных ситуациях, в обычной же обстановке успех деятельности зависит от знания, умения, уровня подготовки, а не от способностей личности. Поэтому способности не сводятся к зна­ниям, умениям и навыкам. Так, человек может быть очень хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, люди, феноменально быстро произ­водящие в уме сложные вычисления, нередко при этом обладают весьма средними математическими способностями.

Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко и прочно они усваиваются людьми при прочих равных условиях. Спо­собности выступают лишь как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. Возможность превращается в действи­тельность только в такой деятельности, которая не может осущест­вляться без наличия необходимых способностей. Например, нель­зя говорить о способностях человека к рисунку, если его не обуча­ли рисовать. Только в процессе специального обучения можно вы­яснить, есть ли у него способности к рисованию, насколько он лег­ко и быстро усваивает приемы работы, цветовые отношения, нау­чается видеть прекрасное в окружающем мире. Известно, что ко­гда Суриков поступал в Академию художеств, то инспектор, про­смотрев его рисунки, заявил, что ему за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить. На основании того, что у будуще­го великого русского художника не было необходимых умений и навыков рисования, инспектор сделал скоропалительный вывод о его полной непригодности к живописи.

Если человек при прочих равных условиях не справляется с тре­бованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это свидетель­ствует об отсутствии у него соответствующих способностей и озна­чает, что человек, хотя и овладеет необходимыми для данной деятель­ности знаниями и умениями, но это потребует от него чрезвычайно­го напряжения сил при сравнительно скромных результатах.

Способности, как и все другие психические явления, имеют ка­чественно-количественную определенность. Только сравнивая ка­чественно одинаковые формы активности, можно утверждать, что тот или иной человек более или менее способен. Естественно, что сравнение должно проводиться лишь при соблюдении равенства условий.

Способности со стороны их качественных особенностей пред­ставляют собой сложный комплекс психологических свойств лич­ности, обеспечивающих успех деятельности. Другими словами, при качественной характеристике способностей учитывают то, к чему обнаруживает способности конкретный человек, какие его способ­ности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное усло­вие ее успешности. Качественная характеристика способностей позволяет человеку определить, в какой сфере трудовой деятель­ности он сможет достичь серьезных результатов. Например, ярко выраженная способность к педагогической деятельности опреде­ляется такими психологическими качествами, как любовь к детям и преданность делу, обширные познания и нравственная безупреч­ность, умение быстро и безошибочно ориентироваться в воспита­тельных задачах, педагогический такт, инициативность и общитель­ность, выдержка и самообладание и т.п.

Выяснение того, какие конкретно-психологические качества соответствуют требованиям данной деятельности, тесно связано с количественной характеристикой , отвечающей на вопрос, в какой мере эти психологические качества развиты у человека. Для опре­деления количественной характеристики и измерения способно­стей используют различные диагностические приемы, тесты, испы­тания. Но, как правило, они дают представление не о способностях человека, а о наличии у него тех или иных сведений, умений, навы­ков. Поэтому в свое время Л.С.Выготский для выявления уровня спо­собностей ребенка предложил метод определения зоны ближайше­го развития . Суть этого метода заключается в оценке расхождения между результатами самостоятельного решения задачи и решения этой же задачи с помощью взрослого. Если ребенок не может ре­шить задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, есть ос­нования говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Итак, количественная характеристика способностей возможна че­рез выявление динамики успехов человека в процессе обучения.

Вопрос о природе и о происхождении способностей - один из наиболее сложных в психологии. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению данного вопроса.

Еще со времен Платона разрабатывается концепция, утверждаю­щая врожденность (наследственность) способностей . В качестве аргументов приводятся данные о раннем проявлении способностей у ребенка. Так, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в трехлетнем возрасте. Доказательством наследственности способ­ностей выступают также факты повторения их у потомков выдаю­щихся людей, приводятся примеры одаренных семей и целых ди­настий. В семье Бахов музыкальные способности обнаружились впервые в 1550 году, а иссякли в 1800 году. Всего в семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся, но особенно прославился И.С.Бах.

Экспериментальные исследования на животных, в которых скре­щивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

С точки зрения другого подхода к вопросу о происхождении спо­собностей , способности не есть нечто данное от природы, врож­денное, они формируются под воздействием условий социальной среды, обучения и воспитания . В качестве доводов здесь приводят­ся факты массового развития некоторых специальных способно­стей, а именно звуковысотного слуха в условиях русской и вьет­намской культур. Исследования О.В.Овчинниковой и Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева показали, что звуковысотный слух, составляющий основу музыкального слуха, недораз­вит у одной трети взрослых русских испытуемых, в то время как испытуемые вьетнамцы обнаружили стопроцентную музыкаль­ность. А объясняется это особенностями русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», а второй - к «тональ­ным» языкам. Во вьетнамском языке, в отличие от русского, высо­та звука несет функцию смыслоразличения. В результате все вьет­намские дети, овладевая в раннем детстве родной речью, одновре­менно развивают свой музыкальный слух. Как следует из данного исследования, музыкальный слух может формироваться под влия­нием условий среды.

Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вто­рая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно нау­читься даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому спо­собности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детермини­руют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относитель­но способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения ка­кой-либо деятельности.

Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются за­датками . В психологии стала крылатой фраза профессора Б.М.Теплова: «Способность - это задаток в развитии». Таким образом, человек рождается только с задатками, этими природными предпо­сылками развития способностей. К врожденным задаткам относят­ся, например, такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюме­ров-создателей новых сортов духов.

Само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о про­явлении и развитии способностей. Чтобы это случилось, необхо­димо занятие соответствующей деятельностью. Даже самые ярко выраженные задатки могут развиться в способности лишь в про­цессе труда, обучения, игры. Многие выдающиеся люди, про ко­торых обычно говорят, что у них талант от Бога, в своих воспоми­наниях подчеркивали ведущее значение труда в их творчестве. Так, Эдисон как-то сказал: «Гений - это на 1% вдохновение и на 99% потение».

В упорном труде и при огромном желании можно развить спо­собности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратим­ся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хи­лым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым корот­ким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это про­тиворечило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, ко­торый должен был обладать красивой фигурой, величавой внешно­стью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал на­пряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, ды­ханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным бла­годаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воз­действовать на огромную массу людей, превратилась в самостоя­тельную побудительную силу, мотив.

Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напря­женная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.

Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. Об этом говорят многочисленные примеры из жизни выдающихся людей. Например, Ньютон слыл в школе тупицей, и родители вынуждены были взять его домой из-за неспособности к обучению. Ф.Шаляпина не приня­ли в хористы «по неспособности к пению».

То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивиду­ального развития личности. Неблагоприятные условия препятству­ют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности актив­но действовать, уменьшает возможности формирования у него спо­собностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в про­цессе неправильно организованного обучения и воспитания, так­же создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принужде­ние к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, нега­тивные переживания, которые затрудняют проявление специаль­ных способностей.

Не развитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зве­рей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задат­ки и способности, теряли их навсегда.

Человек может обнаружить и развить свои способности к опре­деленному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения. Совершенствование приемов формиро­вания соответствующих знаний и умений приведет в конечном ито­ге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грам­матические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисо­вать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. На­пример, существуют экспериментальные школы, в которых у абсо­лютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тре­нировок формируют музыкальный слух.

Важным фактором развития способностей человека являются склонности и интересы. Склонность - это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью. Так, повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждаю­щихся у него способностей к художественному творчеству. Как правило, склонность к занятиям живописью сопровождается про­явлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, ко всему, что так или иначе связано с изобразительным искусством, к художественному творчеству в целом. Однако нали­чие интересов и склонностей само по себе не всегда говорит о том, что человек обладает соответствующими способностями. Но то, что интересы и склонности, как и другие черты характера, например настойчивость и целеустремленность, благоприятствуют формиро­ванию и развитию способностей в процессе самой деятельности, является неоспоримым фактом.

Единой и общепринятой классификации способностей в психо­логии не разработано. Принципы ее построения предлагаются са­мые разные. Так, по основным видам деятельности выделяют ин­женерные, научные, экономические и другие способности. Разли­чия, связанные с особенностями работы органов чувств, выступа­ют основанием для деления способностей на обонятельные, музы­кальные и др. По силе уравновешенности и подвижности нервных процессов, скажем, в двигательной сфере различают разнообраз­ные спортивные способности. Наиболее распространенным явля­ется разделение способностей на общие и специальные.

Общие способности - это свойства личности, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов дея­тельности. Эти свойства имеют такие вполне конкретные психо­логические проявления, как наблюдательность, конструктивное воображение, способность к оперированию абстрактным материа­лом и т.д. Общие способности влияют на образование новых зна­ний и умений.

Поскольку все люди разнятся по качественно-количественному составу задатков и условиям развития, то со временем индивиду­альные различия становятся существенными, и наряду с общими способностями выделяются способности специальные . К специаль­ным обычно относят способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это могут быть психомоторные, сенсорные, мнемические, интеллектуальные и другие способности.

С началом профессионального обучения образуются новые структуры индивидуальности, которые получили название профес­сиональных способностей . Обычно профессиональные способности не выделяются психологами в отдельную группу, а рассматри­ваются как разновидность специальных. Но в отличие от специаль­ных профессиональные способности формируются в гораздо бо­лее позднем возрасте. Кроме того, они тесно взаимодействуют с задатками: в ответственные моменты своей профессиональной дея­тельности человек мобилизует все ресурсы своей психики, вклю­чая задатки. Для любительской деятельности это не характерно. По мере овладения новыми профессиями формируются все новые про­фессиональные способности, нередко совершенно в другой облас­ти. Человек может быть прекрасным менеджером, журналистом и писателем одновременно и во всех этих областях работать профессионально.

Способности, талант, голосовая, слуховая или зрительная исклю­чительность личности находят свое выражение прежде всего в твор­честве. По мнению замечательного русского мыслителя СЛ.Фран­ка, всякий человек, хоть в малой мере, является творцом: его труду всегда, пусть в минимальной степени, присущ момент творчества. Если ремесленник работает с любовью и со вкусом, вкладывает в труд свою личность, то он, по сути, совершает творческий акт. В этом смыс­ле различие между ремесленником и художником относительно. Даже самый обыденный человек, кроме простого выполнения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации и, реализуя свои способности, справляется с непредвиденной ситуаци­ей каким-то новым, небывалым для него способом.

Наиболее типичным образцом творчества является художествен­ное творчество. Человек, способный к художественному творчест­ву, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает шесть таких склонно­стей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляю­щих общественный интерес.

Существует иерархия степеней, характеризующих предраспо­ложенность человека к творчеству: способность - одаренность - талант - гениальность.

Человек, находящийся на более высокой ступеньке этой твор­ческой лестницы, сохраняет те положительные качества, кото­рые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но не­пременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Обычно понятие «одаренность» употребляется для характеристи­ки детей, поскольку деятельность ребенка отличается весьма отно­сительной успешностью, самостоятельностью и оригинальностью.

Определяют одаренность как совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования способностей.

Психологический анализ одаренности позволяет выделить об­щую структуру способностей, складывающуюся из таких психиче­ских качеств, которые обеспечивают возможность осуществления на самом высоком уровне широкого спектра занятий. Изучение детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам дея­тельности показало, что следующие способности проявляются у подавляющего большинства высокоодаренных детей. Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напря­женному труду. Во-вторых, готовность к труду перерастает в тру­долюбие, в неуемную потребность трудиться. В-третьих, это высо­кая продуктивность умственной деятельности, которая выражает­ся в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.

Наблюдения за одаренными детьми свидетельствуют, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к ко­торой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их инте­ресы, переживания, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Ю.Б.Гиппенрейтер рассказывает о мальчике, у которого в три с половиной года пробудился интерес к числам. Он провел мно­го дней за пишущей машинкой, печатая последовательно числа на­турального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сло­жения и вычитания. Персонажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели свой особый характер и поведе­ние. Он сам открыл отрицательные числа, операцию умножения.

Общие способности, образующие структуру умственной одарен­ности, дополняются рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности, которая может осуществиться лишь при наличии соответствующих способностей. Например, художе­ственная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впе­чатления, извлекать из памяти и включать в богатую систему ассо­циаций и связей, диктуемых творческим воображением. Конкрет­но, если ребенок увлекается литературным творчеством, то его ли­тературная одаренность будет характеризоваться такими специфи­ческими способностями, как высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.

Отечественная психология исходит из того, что достаточно силь­ное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. В западной психологии, напротив, получила распространение концепция, согласно которой одаренность имеет предустановленный характер. Авторы этой кон­цепции считают, что умственная одаренность зависит от генов лич­ности и лишь в незначительной степени поддается действию среды и воспитания. Они утверждают, что умственную одаренность мож­но измерить. Количественное измерение производится с помощью так называемых тестов. По содержанию тесты умственной одарен­ности состоят из задач различной степени сложности, которые не зависят от опыта и знаний испытуемого и представляют собой сло­весные испытания или различные «головоломки». Успешность ре­шения задач исчисляется в сумме баллов или очков, которые набрал каждый испытуемый за установленное время, и определяется ко­эффициент умственной одаренности. Он выражается в процентах:

где IQ - коэффициент умственной одаренности, а умственный воз­раст определяется средней суммой очков.

Например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков, соответствующую умственному возрасту одиннадцати с половиной лет, набрали два ребенка десяти с половиной и четырнадцати лет. Тогда коэффициент их умственной одаренности равен:

формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook667/files/3.gif" border="0" align="absmiddle" alt="

Коэффициент умственной одаренности объявляется постоян­ным. Установив его в раннем возрасте, на всю жизнь определя­ют возможность человека успевать в учении и практической дея­тельности.

Итак, в зависимости от коэффициента умственной одаренности осуществляется отбор самых способных детей для обучения в спе­циализированных, привилегированных школах и высших учебных заведениях. В действительности же данный коэффициент выявля­ет не одаренность детей, а лишь наличие у них определенных све­дений, умений и навыков.

Человек как безусловно своеобразная, единственная и неповто­римая личность в процессе творческой деятельности, научной, тех­нической или художественной, выражает прежде всего свои субъ­ективные переживания. Талантливый человек, пытаясь выразить себя, одновременно привносит в творчество нечто объективное, общечеловеческое. Причем это не делается умышленно, а рожда­ется из вдохновения.

Вдохновение - это специфически творческое состояние ясно­сти мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассо­циаций, обостренной виртуозности в чувствовании формы, глубо­кого проникновения в суть жизненных проблем. Гёте говорил, что бывают мгновения, когда как бы спадает пелена с глаз, и мир вдруг является обнаженным для наших органов чувств, в своей первоздан­ной нетронутости, яркости и необычности. Такие мгновения могут вызвать, писал он, особого рода жуткое переживание, доходящее до страха. Но чаще всего приходит на помощь «деятельный свод­ник» - рассудок, который быстро все переводит в обыденные штам­пы и образцы.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию и делает творческий процесс особенно плодотворным. С древнейших времен образом вдохновения является крылатый конь - Пегас.

Благодаря вдохновению талант порождает ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой общечеловеческое значение, в то время как человек одаренный создает ценности, обладающие устойчивой значимостью для определенного общества, хотя и на значительный период его развития.

Наука всесторонне исследует психологические аспекты челове­ческой деятельности, в том числе творчества, но тем не менее и сегодня можно согласиться со словами А.С.Пушкина о том, что «вся­кий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарско­го мрамора видит Юпитера и выводит его на свет, резцом и моло­том раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выхо­дит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройны­ми однообразными стопами? - Так никто, кроме самого импрови­затора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волей...».

В психологии талант определяют как благоприятное сочета­ние и взаимодействие способностей к той или иной деятельно­сти, обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.

Составляющие талант способности не являются идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требова­ний, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности. Поэтому сочетание психических качеств личности талантливого полководца будет иным, нежели талантливого архи­тектора.

Как и способности, талант представляет собой лишь возмож­ность достижения успехов в творчестве. В конечном счете, приоб­ретение высокого мастерства в творчестве зависит от исторических условий существования людей, и история, особенно средневековья и Возрождения, дает тому подтверждение. Как писал Н.А.Бердяев: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культу­ру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла перецентрализация, были от­пущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессан­сом... Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общест­венной и культурной жизни, когда все области культуры становят­ся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура».

В то же время человеческая история изобилует примерами, сви­детельствующими о слабой приспособленности социальной струк­туры того или иного общества к надежному поддержанию твор­чества и высокой духовной деятельности. Нередки серьезные расхождения между обществом и талантливой личностью, соблазн ху­дожника уйти от мира официальности в уединение свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство мо­лодого Гете в Италию, где он создал «Римские элегии», болдинская осень Пушкина, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.

Талант как потенциальная возможность создания значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни, которая может реализоваться в продуктах материальной и духовной культуры об­щества при соответствующих общественных условиях, предполагает также большой, творческий, напряженный труд. Люди, чей талант в глазах всего человечества был бесспорен, всегда много трудились. Подчеркивая ведущее значение труда в своем творчест­ве, Гёте, например, писал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было кроме тяжкого труда, и я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, ко­торый снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».

В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которых невозможны никакие творческие успехи, высочайшее мастерство, всемирная извест­ность. Мастерство как проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированно­му осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.

Гениальность есть целостное качество человеческой личности. Как писал Н.А.Бердяев, «гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть му­чение над вопросом о смысле жизни, искание правды жизни. Свя­тому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в пре­вращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать».

Другими словами, гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей и не обязательно выражается в таланте писать замечательные картины или оригинальные научные трактаты, быть великим полководцем или выдающимся актером.

Таким образом, понятия «гениальность» и «гений» не являются тождественными. Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общече­ловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена. Гениями, например, в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, И.Репин, В.Суриков и др. Причем гений Леонардо да Винчи распро­странялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, разработаны проекты передви­гающихся орудий, напоминающие современные танки и т.д. Мике­ланджело также был не только замечательным живописцем, но и выдающимся скульптором, поэтом. Рембрандт с потрясающей пси­хологической глубиной раскрыл душевные качества своих совре­менников в галерее портретов, показал целый мир сложных чело­веческих отношений в своих прославленных картинах. И.Репин в таких пользующихся мировым признанием картинах, как «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и др., выразительно раскрыл наиболее закономерные явле­ния в общественной жизни России, дал глубокий психологический анализ изображаемых им людей.

Известно, что произведения любого искусства, в отличие от до­казанных учеными истин или апробированных технических изо­бретений, всегда открыты для меняющихся оценок и интерпрета­ций воспринимающего в зависимости от его социального и лично­го опыта. Может быть уничтожен престиж того или иного автора, который в былые времена считался гением, и, наоборот, поднят из забвения художник, казавшийся современникам непонятным и недостойным внимания. Так, в наше время возвращения к тради­ционным духовным ценностям русской культуры творчество «аги­татора, горлана, главаря» В.Маяковского звучит гораздо менее убе­дительно, чем стихи некогда запрещенного и презираемого рево­люционным пролетарием С.Есенина. Или полубредовые для совре­менников полотна нидерландского живописца Херонимуса Босха, причудливо соединившие элементы научной фантастики, социаль­ной сатиры и реалистических наблюдений над жизнью людей в со­четании с высокой художественной техникой, оказались неожидан­но пророческими в нашу эпоху социальных, атомных, биологиче­ских и иных научных экспериментов, определяющих лицо этого «безумного, безумного, безумного» мира.

Великие произведения искусства, созданные гениями, остают­ся неподвластными времени и относительно независимыми от ме­няющихся групповых и национальных вкусов. Они отличаются тем, что перед лицом вечности продолжают оказывать могучее воздей­ствие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойден­ными образцами для подражания. Они остаются великими, потому что доступны и понятны всем.

Индивидуально-психологические особенности личности прояв­ляются в ее способностях. Способности имеют общественно-исто­рическую сущность, но несут в себе природные предпосылки раз­вития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуально­го роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.

Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное зна­чение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, уме­ниями, навыками. Неотъемлемым компонентом способностей яв­ляется повышенная мотивация.

Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особен­ностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.

    Что такое способности?

    Являются ли способности врожденными?

    Как соотносятся между собой способности и задатки?

    В чем выражается связь способностей со знаниями, умения­ми, навыками?

    Какая существует зависимость между систематическим тру­дом и развитием способностей?

    Какова структура способностей?

    В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?

    Что такое одаренность, талант и гениальность?

Общее представление о способностях человека. Задатки как биологическая основа способностей. Теории способностей. Классификация способностей.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, которые выражают ее готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств, движения, составляющих природную основу способностей.

Уровни развития способностей:

репродуктивные и творческие способности (воспроизведение прошлого опыта и высокая степень участи личности в деятельности)

талант (высокий уровень развития специальных способностей)

гениальность (развитие выдающихся способностей в нескольких областях)

Для формирования способностей существуют сенситивные периоды.

Пригодность (готовность) к конкретной деятельности обуславливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности (заинтересованность, трудолюбие, организованность, знания, умения, способности).

Виды способностей

общие (общий уровень развития) и специальные (связанные с некоторыми особенностями деятельности, формируются на базе общих способностей)

потенциальный (не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении соответствующих условий) и актуальные (реализуются и развиваются в конкретном виде деятельности)

Природа специальных способностей

Изучая конкретно-психологическую характерис­тику различных способностей, мы можем выде­лить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятель­ности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей не­которых индивидов эти общие качества могут быть исключи­тельно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих спо­собностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам, как это делают некоторые буржуазные психологи, которые пытаются выделить general intelligence как мистиче­ский фактор, открывающийся лишь в результате применения тестов умственной одаренности, как одаренность вообще.

Проблема происхождения способностей

Три точки зрения:

1-ая - способности биологически обусловлены (врожденные), наличие способностей зависит от веса мозга, наличие способностей связано с формой черепа.

2-ая - способности целиком определяются качеством обучения и воспитания.

3-ья - не признает врожденности способностей, но при этом не отрицает природные предпосылки развития способностей (задатков).

Роль воспитания и обучения в развитии способностей

В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие способность, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую степень обучаемости определенным видам деятельности. Подобно тому, как различают способности общие и специальные, так различают обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному виду деятельности.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но не тождественна ему. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна - в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в 8 лет, у Ван-Дейка - в 10, у Дюрера -в 15 лет.

Концепция наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так масса мозга И.С.Тургенева-2012г., мозга Д. Байрона - несколько меньше - 1800 г, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса - 1017. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг - более 3000 г - оказался у умственно отсталого человека. Однако в обыденном сознании эта связь оказалась очень стойкой: индивида с высоким лбом заведомо наделяют умом и ожидают от него разумных предложений, а умственные способности человека с низким лбом оцениваются крайне невысоко, без всякой на то научной основы.

Определенная связь с идеей наследования способностей прослеживается в учении Франца Галля, получившем название френология (от греч. рhrеnоs - "ум", logos - "учение"). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея заключалась в следующем: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них "шишки способностей" к музыке, поэзии, живописи; "бугры" честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако впоследствии многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга. Поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно. Еще менее научным был метод, которым создавалась френологическая карта. Для этой цели изучались скульптурные или живописные портреты таких мифических и легендарных людей, как библейский Моисей, святой Антоний, Гомер и др., само существование которых, а тем более достоверность изображения, являются достаточно спорным.

Разные люди при равных внешних условиях приобретают знания, умения и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много сил и времени; один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании – лишь определенного среднего уровня. Есть виды деятельности, например, наука, искусство, спорт, в которых успеха может достигнуть человек только с определенными способностями.

Способность – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии принято следующее определение: способности - индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Успех деятельности личности зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Действительно, мы постоянно сталкиваемся с примерами того, что успешное выполнение той или иной работы явилось следствием хорошо отработанных умений, творческого отношения к делу, глубоких профессиональных знаний. Но знания и умения могли быть усвоены в результате упорного труда и при отсутствии у человека способностей к этой деятельности. Значит, знания и умения, обеспечивающие успех деятельности, еще нельзя назвать способностями. При наличии же способностей необходимые знания и умения приобретаются легко, человек быстро продвигается в их совершенствовании, достигая значительных результатов в деятельности.

«Способность как свойство личности должна выражаться в действиях, допускающих перенос из одних условий в другие, с одного материала на другой» (С.Л. Рубинштейн). Если усвоенные знания, умения и навыки остаются необобщенными и могут применяться только в тех конкретных условиях, в которых они были приобретены, то это свидетельствует о низком уровне развития способностей данного человека к обучению. У способного человека знания, умения и навыки после их освоения приобретают более высокую степень общности, благодаря сформировавшемуся ранее механизму обобщения.

Скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе – «субъективная цена», переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению. Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

Эту формулу способности можно выразить в объективной форме:


СПОСОБНОСТЬ = продуктивность / «цена».

Или же в субъективной форме:

СПОСОБНОСТЬ = успешность / трудность.

То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче. Способности человека не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным особенностям. Если какое-либо качество личности отвечает требованиям деятельности или формируется под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность как способность.

На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа. Глубокий анализ проблемы способностей был осуществлен советским психологом Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками теории, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Такие генетически детерминированные особенности нервной системы были названы задатками. Задатки весьма многозначны, они являются лишь предпосылками развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют на формирование и развитие способностей, которые складываются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей и влияют на уровень достижения, быстроту развития.

При этом важно подчеркнуть, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно развитые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные – певцом, художественные задатки – живописцем и т.п.

Каждая способность имеет свою структуру, состоящую из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру, благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Например, у одних людей в структуре математических способностей ведущими являются качества мышления, обеспечивающие операции абстрагирования и переноса, у других - логичность и доказательность, у третьих - память на математическое содержание и гибкое оперирование им. В структуре организаторских способностей у одних людей могут преобладать такие качества, как практичность ума, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, а у других – критичность, логика воздействия на сотрудников.

Виды способностей различают по их направленности:

общие способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (общий интеллект, креативность, развитая память, речь, реже – обучаемость);

специальные способности - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (музыкальные, спортивные, художественные, математические, литературные и др.).

В развитии каждой общей или специальной способности существует период, когда оно может протекать наиболее быстро и успешно: эти периоды называются сензитивными. Для способности к эмоциональному общению – это первые месяцы жизни; для речевой способности – первые годы жизни; для музыкальных способностей – возраст до 5 лет; для способности к чтению – 5 – 7 лет; для абстрактного мышления – 11 – 12 лет.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку и проявляющихся в более ранние сроки, составляет одаренность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Высокий уровень развития общих или специальных способностей характеризуется как общая или специальная одаренность.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в определенной сфере деятельности или одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

Итак, личность как носитель определенных психологических качеств имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Отсюда становится ясным, что способности очень динамичны, подвижны. Взаимодействие развивающихся психических качеств в условиях выполнения различных видов деятельности может выявлять и формировать новые для данного человека способности.

Выполнять тот или иной вид деятельности приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, у кого их нет. Если человек вынужден заниматься этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По данным Е.П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через другую, более развитую способность. Существует множество примеров, когда низкий или средний уровень умственных способностей компенсируется широтой знаний или высокой работоспособностью; недостаточные организаторские способности - высоким уровнем самоорганизации и т.п. Свойство компенсации одних способностей другими открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

Но в некоторых случаях слишком высокое развитие одной способности может затормозить развитие другой. Ученики с очень хорошей механической памятью и неразвитым логическим мышлением часто весьма успешно справляются с учебными задачами, просто запоминая огромный материал, не ставя задачу понять его. Следствием этого является недоразвитие логического мышления, что особенно остро и неожиданно для самого учащегося обнаруживается в вузе. Те, у кого непосредственная память развита существенно слабее, просто вынуждены для успешного выполнения заданий идти по пути осмысления и логического анализа материала, развивая тем самым соответствующие способности.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» или «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) - определяет в значительной мере особенности их способностей. Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип, примерно равное их представительство - промежуточный тип. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга. Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений.

Таким образом, у одного и того же человека могут быть различные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С конца Х1Х-начала XX века в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спирмен, А. Бине, Г. Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты: обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получило название «батарея тестов».

В отечественной психологии традиционным является определение способностей через выявление темпа продвижения в процессе деятельности, широты переноса формирующихся психических качеств, соотношения нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Диагностика способностей, основанная на перечисленных принципах, обогащена содержательными методами: диагностика способности к обучению, диагностические обучающие программы и др.

Получила популярность теория интеллектуального порога, в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемого общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной среды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию способностей (теория «интеллектуального климата» семьи О. Зайонца).

Исследование способностей ведется с различных сторон:

Выявляется их общественно-историческая сущность в общесоциологическом плане;

Изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

Рассматриваются общие механизмы формирования способностей.

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором. Для определения склонностей (а в какой-то мере - и способностей) Е.А. Климов предложил разделить профессии на пять основных типов - в зависимости от объектов, на которые они направлены:

Человек – природа (растения, животные, микроорганизмы);

Человек – техника (машины, материалы, различные виды энергии и т. д.);

Человек – человек (группы людей, коллективы);

Человек – знаковая информация (книги, языки, коды, модели);

Человек – художественный образ (изобразительное искусство, музыка и т. д.).

Склонности молодого человека при решении задач профориентации определяются, прежде всего, в рамках перечисленной классификации профессий. В целях профориентации применяют также целый ряд других адекватных методов диагностики склонностей и способностей. Надо иметь в виду, что успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а их сочетанием, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.


Top