История. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Одним из уникальных и красивейших мест Москвы является парк «Коломенское», на территории которого находится белокаменная церковь, построенная еще во времена царя Алексея Михайловича.

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.

Интерьер Казанской церкви в Коломенском

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.

Настоятель

С 2015 года служение настоятеля несет епископ Гурий (Шалимов), бывший ранее епископом Корсунским (1993-1999), Магаданским (2003-2011) и Петропавловско-Булаевским (2011-2014).

История сохранила мало сведений о клириках храма, служивших до революции. Достоверно известны имена настоятелей после 1941 года.

Всего шесть церквей посвящены образу Казанской Божией Матери в Москве, среди них также:

  • собор на Красной площади, снесенный в 1936 году как мешающий проведению демонстраций. Сегодня он восстановлен в первозданном виде;
  • церковь в Орлове, полностью восстановленная по программе «200 храмов»;
  • церковь в Узком, с колокольни которой, по легенде, Наполеон Бонапарт наблюдал отступление своих войск из Москвы;
  • храм в Теплом стане;
  • часовня на Казанском вокзале также посвящен этой иконе.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других - святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.

Казанская икона Пресвятой Богородицы

Интересно! Один из престольных праздников совпадает с храмовым: 4 ноября верующие не только чтят Казанский образ Богородицы, но и вспоминают равноапостольного Аверкия Иерапольского, обратившего в христианство многих жителей Сирии и Месопотамии.

Как добраться

Даже впервые оказавшись в Москве, найти дорогу к Церкви Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском парке, несложно.

Достаточно:

  • доехать до станции метро «Коломенская» и найти ближайший вход в парк;
  • идти вдоль по улице Большая, которая постепенно перейдет в улицу Штатная;
  • войти в ансамбль Государева двора, жемчужиной которого и является белокаменная Казанская церковь.

Расписание богослужений

В будние дни литургия в храме начинается с 8 часов утра. Воскресное богослужение начинается в девять. Вечером также проходят службы, как правило, с 17 часов.

По пятницам поочередно читаются акафисты Казанской и Державной иконам.

Для сведения! В Казанском храме в Коломенском в целом стабильное расписание богослужений, однако, по понедельникам и средам службы проводятся не всегда. Прийти помолиться можно с 8 часов утра.

Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»

Дорогие братья и сестры! Наш храм в этом году отметил свое 120-ти летие!

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

Литургия — воскресенье в 8.00

Всенощная — суббота в 16.00

Храм Казанской иконы Божией Матери в старинном селе Петровка принадлежит Сампурскому благочинию Тамбовской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Это – один из старейших храмов не только в районе, но и на Тамбовщине, и 4 ноября 2014 года, на Казанскую, он отметит юбилейный престольный праздник – 120-летие со дня своего основания.

ИСТОРИЯ НАШЕГО ХРАМА

Деревянная однопрестольная холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Петровка была построена в 1894 году на средства прихожан. Иконы в новый храм были закуплены за счет средств помещика, имя которого, к сожалению, утрачено. Известно, что его могила располагается на территории храма. Праздник Казанской Божией Матери 1894 года стал днем освящения нового храма в селе Петровском.

В описании храма того времени читаем: «Ядром небольшой храмовой композиции является приземистый четверик, несущий восьмерик, завершенный восьмигранной куполообразной кровлей и луковичной главкой, покрытой лемехом. С востока к нему примыкает прямоугольная алтарная апсида, а с запада — небольшая трапезная и двухъярусная шатровая колокольня с луковичным венчанием. Снаружи храм обшит тесом и окрашен в бело-голубые тона, а кружевные резные узоры на карнизах всех объемов придают ему особую легкость и воздушность». Храм построен в виде креста, с большим притвором, без фресок. Роспись потолка в настоящее время закрашена. На Царских вратах – изображение четырех евангелистов, икона Благовещения Пресвятой Богородицы и икона Спасителя. На северных вратах – икона Пресвятой Богородицы, на южных – проповедник Моисей с каменными скрижалями с десятью Заповедями Господними.
История храма неразрывно связана с историей села. В 1824 году помещик Ковальский из села Княжево имел земли к югу от своего имения. На этих землях Ковальский решил образовать хутор, и поселил туда 30 семей из своего поместья в Княжево. На хуторе в числе 30 семей переселенцев была самая многочисленная семья — семья трех братьев Петровых, более состоятельная и влиятельная, чем все прочие. По Петровым, впоследствии, и было названо разросшееся на месте хутора село, где в 1894 году и был освящен новый храм с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно архивным документам, «Церковь деревянная, холодная, построена на средства прихожан в 1894 году. Престол один, Казанский — 22 октября (4 ноября по новому стилю). Школа церковно-приходская, одноклассная. Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1871 года. Штат: священник и псаломщик».

ЧТИМЫЕ ИКОНЫ

Икона Казанской Божией Матери, икона Спасителя, старинная икона св.Серафима Саровского, св.Целителя Пантелеимона, св. Николая Мирликийского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 30-е годы Казанский храм был закрыт, советской властью не раз предпринимались попытки разрушить его: в 1937 году настоятель храма, протоиерей Андрей Вершинин был арестован и отправлен по этапу в Коми АССР, а приход закрыт. С 1939 года службы в храме не велись, колокола были сброшены, иконы разобрали по домам прихожане. В годы Великой Отечественной войны последовала директива властей – разрушить храм, разобрав его на строительные материалы для хозяйственных нужд. И храм фактически спас от разрушения поистине героический человек – председатель колхоза «Тамбовская правда» Иван Федорович Тетенев . Вначале властям потребовалось кровельное железо с крыши храма. Но председатель отдал железо почти со всех колхозных построек, а церковь трогать не позволил. После приказа – разобрать храм на стройматериалы, предоставив доски с пола для строительства, Иван Федорович предоставил в район лес, доски и гвозди, а храм вновь остался нетронутым.

Существует исторический документ – расписка председателя «Тамбовской правды», сохранившаяся в архиве — с которой фактически начинается второе рождение храма: «1943 год. 1 сентября первого дня выдана мною, председателем колхоза «Тамбовская Правда» Дмитриевского сельсовета Тетеневым Иваном Федоровичем в том, что церковь, находящаяся на территории колхоза, намеченная к разлому для целей строительства в районе. Правлением колхоза вместо намеченного полома полов из перерубов внутри здания обязуется до 5 сентября 1943 года поставить в Сампурский райисполком 300 м2 половых досок, 6 м3 строевого дубового леса и 10 кг. строительных гвоздей. Райфинотдел здание церкви при ее отъеме и находящееся в ней имущество, кроме 10 внутренних замененных рам, предлагает колхозу в аренду для использования в качестве зернохранилищ, доставленный колхозом материал принять в оценке и произвести перерасчет по истечению 3-х летней аренды. О чем и составлено настоящее обязательство. Обязательство вступает в силу с 5 сентября 1943 года». Затем в церкви располагалась летная воинская часть, а рядом был аэродром.

Летчики отправились на фронт, а из райкома поступает новая директива – разобрать церковь полностью, включая деревянные стены. И по просьбе председателя за одну ночь колхозники заполнили храм мешками с зерном, превратив его в зернохранилище. Против инициативы сохранения стратегических запасов не выстояли даже ярые поборники разрушения церкви. Тем самым Иван Федорович Тетенев сохранил храм для потомков. Могила председателя находится на территории церкви. Церковь вновь была открыта в 1946 году, когда из заключения вернулся отец Андрей , и с тех пор не закрывалась. Через несколько месяцев отца Андрея отозвали в епархию, и в храм прибыл новый настоятель – отец Григорий , который служил до 1988 года. Его стараниями в храме поддерживался порядок, был отремонтирован крестильный дом. С 1988 по 1991 год настоятелем храма был отец Александр . С 1991 года настоятелем был отец Ярослав (Сытник Ярослав Михайлович). С 2000 до 2009 года настоятелем был отец Андрей . В 1993 году храм был отреставрирован: заменены купола, церковные кресты, обшивка и кровля храма. Ремонт и внешняя отделка проводились в 2008 году.

Сегодня храм действующий, здесь регулярно совершаются богослужения.

При храме работает воскресная школа. С 2009 года и по настоящее время настоятелем храма является иерей Стефан Шурухин .

У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра. Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан. Казанский храм неоднократно упоминается в произведениях писателя Ивана Шмелева, который был его прихожанином в годы детства и отрочества. Отец Шмелева был старостой и ктитором церкви; приходскую жизнь, службу, праздники, прихожан и служителей храма писатель навеки запечатлел в своем «Лете Господнем». В начале ХХ века в храме пел церковный хор под управлением известного регента тех лет Чмелева. Казанская церковь была закрыта в 1927 году. Обычно в советской Москве за этим следовал снос. Но храм уцелел. Большие размеры позволили приспособить здание к нуждам отечественной «культурной революции». В 1929 году церковь предлагали приспособить под архив, в том же году в нее въехал музей Горной академии. Правда, по некоторым данным, храм в 1930-е годы хотели снести, но его спасло заступничество реставратора Петра Барановского. В результате Казанский храм обезглавили и перестроили в 1935 году под кинотеатр, уничтожив иконостасы и великолепное убранство его интерьеров. Колокольня была при этом сломана до первого яруса, ограда снесена. Приведем отрывок из воспоминаний архитектора Б.С. Маркуса: «Теперь это вовсе никакая не церковь, а кинотеатр «Авангард». Под куполом храма укреплена огромная вывеска кинотеатра… Но зрительный зал в приспособленном для него помещении храма все-таки не очень удобный, неуютный. И вообще при посещении этого кинотеатра не создается впечатления, что ты идешь смотреть фильм. Все-таки остается ощущение церковного здания со всеми его особенностями».

В таком виде храм и простоял до начала 1970-х годов, когда и погиб в результате новой реконструкции улицы. Согласно описаниям 1960-х годов, здание содержалось плохо, окна были забиты фанерой, частично заполнено мусором и хламом. Снос храма стал частью весьма своеобразной программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом: «Наводили лоск по маршруту его предполагаемого проезда, разрушая неприглядные, по их мнению, здания и заливая места, где они стояли, асфальтом или засаживая цветочками», – пишет Историк С.К. Романюк. Петр Паламарчук в «Сорока сороках» высказывает иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии».

Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР.

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233.


Top