Культурная революция в 30 е годы. Егэ. история. кратко. культурная революция в ссср

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, процесс коренной перестройки культурной и идеологической жизни общества в период строительства социализма в РСФСР и СССР. Термин «культурная революция» впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации» (1923), подразумевая под ним, прежде всего, распространение грамотности, развитие массовой просветительной работы среди сельского населения. Впоследствии термин утвердился для обозначения политики замены «буржуазной» культуры на новую, социалистическую, сформированную, по словам Ленина, «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры». Важнейшей целью культурной революции являлось превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека. Культурная революция включала перестройку народного образования и просвещения на социалистических началах, «перевоспитание» буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, создание основанных на марксистской идеологии литературы, искусства и науки, утверждение новой морали и атеистического мировоззрения, преобразование быта и т.п.

Задачи политики в области культуры сформулированы в первых декретах советской власти, Конституции РСФСР 1918 и программе РКП(б) 1919. Для её осуществления создана система партийно-государственного руководства культурной жизнью общества, включавшая агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп), Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос; в его системе были сосредоточены все учебные заведения), Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), отделы народного образования Советов, Главлит и др. Были национализированы издательское, театральное и музейное дело, кинопроизводство. Ликвидирована свобода печати.

Система коммунистической пропаганды и агитации включала организацию в промышленных центрах и на предприятиях профсоюзных культотделов и культурно-просветительных комиссий, библиотек, клубов, пролетарских университетов, «красных уголков» и пр. В деревне действовали передвижные и стационарные школы политграмоты, группы политграмоты и пр. По всей стране курсировали агитпоезда, агитпароходы, «красные повозки» и «красные обозы». Огромное значение и для города, и для села имела радиофикация, благодаря которой резко расширились горизонты знания для населения и одновременно партия получила мощнейшее средство идеологического воздействия на массы. В 1920-е годы широко распространились марксистские кружки низшего, среднего и повышенного уровня, где слушателей знакомили с целями социалистической революции, разъясняли политику РКП(б)-ВКП(б) и Коммунистического интернационала. Ещё в 1920-е годы возник культ В. И. Ленина, который упрочился и дополнился в 1930-х годах культом И. В. Сталина, ставшим неотъемлемым атрибутом культурной революции в СССР.

Один из важнейших аспектов культурной революции - атеистическая пропаганда и внедрение материалистического миропонимания вместо религиозного. Их начало положено Декретом об отделении церкви от государства (1918), отменившим преподавание Закона Божьего в школе. Антирелигиозная кампания была призвана разрушить крестьянскую патриархальную культуру. В рамках образованного в 1928 году рабоче-крестьянского радиоуниверситета действовал антирелигиозный факультет. По решению 2-го съезда безбожников (1929) при вузах, коммунистических вузах и техникумах открывались антирелигиозные отделения, а при биологических, агрономических и медицинских факультетах институтов - специальные курсы и семинары. Во многих городах создавались антирелигиозные музеи. В 1932 массовой организацией (5,5 миллионов человек) стал Союз воинствующих безбожников. Выросли тиражи антирелигиозной литературы, организовывались кружки юных безбожников. Для детей, пытавшихся придерживаться семейных религиозных традиций, в учебных заведениях создавалась невыносимая обстановка. Духовенство подвергалось шельмованию и преследованиям. Многие церкви, особенно в годы коллективизации, были разрушены или переоборудованы под клубы, склады и производственные объекты.

В области образования упор делался на внедрение классового принципа в высшей школе и ликвидацию неграмотности в массовом масштабе. Последней проблеме В. И. Ленин придавал особое значение в связи с критикой большевистских планов построения социализма в Советской России со стороны российских и западноевропейских социал-демократов, утверждавших, что подобные планы обречены на провал из-за культурной отсталости населения. Согласно декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26.12.1919, все неграмотные в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны обучаться грамоте. В таком случае для взрослых рабочий день сокращался на 2 часа, а в РККА занятия по обучению грамоте приравнивались к строевой подготовке. При Наркомпросе образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (1920; с 1917 действовал отдел внешкольной работы во главе с Н. К. Крупской, созданный также для ликвидации неграмотности), организована сеть внешкольного образования: школы ликбеза (ликвидации безграмотности), избы-читальни, добровольное общество «Долой неграмотность» (1923). По данным переписи 1939, доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет достигла 89,7% (по данным хозяйственной переписи 1918, грамотных среди рабочих было 64%, среди крестьян - 30%).

Перед школой при осуществлении политики культурной революции ставилась задача быть не только «проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс». Повсеместное создание комсомольских и пионерских организаций сыграло существенную роль в распространении коммунистического мировоззрения. При организации школьного образования учитывался опыт функционирования учреждений начального образования, сложившихся ещё в дореволюционной России: согласно «Положению об единой трудовой школе РСФСР», принятому ВЦИК 30.9.1918, в Советской России предполагалось бесплатное, совместное для мальчиков и девочек обучение в 9-летней 2-ступенчатой школе (1-я ступень - 5-летняя начальная школа, 2-я ступень - 4-летняя средняя школа). Однако реализация «Положения...» встретила значительные трудности. Около 50% детей в 1920 оставалось вне школы. В 1921 финансирование школ переведено на местный бюджет, возложено на население (так называемое самообложение). Началось сокращение числа школ, а также преподавателей. В 1923 году введена плата за обучение (освобождались дети необеспеченных граждан и инвалидов) в начальных 4-летних (иногда 3- или 5-летних) и средних (9-летних) общеобразовательных школах; одновременно стали создаваться производственно ориентированные 7-летние школы при совхозах и кооперативах, с 1925 - при промышленных предприятиях. К концу 1920-х годов значительно увеличились ассигнования на общеобразовательную школу. В 1930-34 введено всеобщее обязательное 4-летнее (в промышленных городах и рабочих посёлках - 7-летнее) обучение (всеобщее обязательное 7-летнее - повсеместно, в 1956). Огромное значение для развития школьного обучения на родном языке имело создание в 1920-30-х годах письменностей для десятков народов (киргизов, башкир, бурят, народов Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод с арабского на латинскую, а затем на кириллическую графическую основу письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа (узбеков, таджиков, туркмен, казахов, азербайджанцев и др.). В 1940 в СССР действовало 65 тысяч школ, в которых обучалось почти всё (свыше 20 миллионов) подрастающее поколение, работали 1216 тысяч учителей. В связи с ростом вовлечённости женщин в производственную деятельность увеличилось число дошкольных детских учреждений (46 тысяч в 1940).

Доступ в вузы декретом СНК от 2.8.1918 был открыт для лиц старше 16 лет (в том числе для женщин), независимо от наличия у них среднего и даже начального образования, отменялись вступительные экзамены, а также плата за обучение (возобновлена для большинства студентов и учащихся старших классов средней школы на период 1940-56). Одновременно Наркомпросу предписывалось принимать в вузы преимущественно «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства» в случае, если число желающих учиться в них превысит обычное число мест в вузе. Чтобы подготовить выходцев из социальных низов к обучению в вузе, с 1919 стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки), являвшиеся также центрами формирования студенческих первичных организаций РКП(б), которые оказывали воздействие на решения приёмных комиссий, препятствуя поступлению в вузы «классово чуждых» элементов. В 1921 ликвидирована автономия высшей школы. За годы 1-й пятилетки (1928/29-1932/33) число вузов в РСФСР увеличилось с 94 до 498 (главным образом за счёт разделения политехнических вузов на несколько отраслевых институтов и преобразования техникумов в вузы). К концу 1930-х годов 15,9% населения имело высшее, незаконченное высшее, среднее и неполное среднее образование, эта группа составляла около 80-90% общего числа специалистов.

Подготовкой новой административной, научной и преподавательской элиты, преданной марксистским идеям, занимались специально созданные научные и высшие учебные учреждения: Социалистическая академия общественных наук (1918; с 1924 Коммунистическая академия), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921; в 1931 объединён с Институтом В. И. Ленина), Институт В. И. Ленина (1923-31), Истпарт, Институт красной профессуры, коммунистические университеты. Одной из главных проблем стало написание новых учебников и учебных пособий, основанных на коммунистической идеологии. Преподавание истории в школах и вузах было заменено изучением обществознания. В вузах вводилось обязательное изучение исторического материализма, истории пролетарской революции, истории партии и основ ленинизма, в 1921 вместо юридических, исторических, экономических факультетов образованы факультеты общественных наук (с середины 1930-х годов гуманитарные факультеты в университетах стали восстанавливаться; было возобновлено преподавание истории в школе и вузах). В 1922-23 при ЦК РКП(б) образовано Центральное бюро коммунистического студенчества и его общегородские объединения, способствовавшие усилению влияния партии в вузах.

В сфере науки советское руководство исходило из тезиса о приоритетном развитии производительных сил. В интересах экономического развития страны правительство поддерживало деятельность Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС; учреждена в 1915), в состав которой входили ведущие учёные. В 1918 началась разведка нефти на территории между Волгой и Уралом, в 1920 развернулись работы по комплексному изучению Курской магнитной аномалии. При ВСНХ был создан Научно-технический отдел для централизации всех конкретных исследований, который привлёк к работе свыше 250 учёных-профессоров, 300 инженеров и около 240 других специалистов. Свыше 200 учёных и инженеров участвовали в составлении ГОЭЛРО плана. К 1921 в РСФСР действовало свыше 70 НИИ (не считая имевшихся при вузах). Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27.7.1925 Российская академия наук получила статус Академии Наук СССР, была признана высшим научным учреждением страны и передана в ведение СНК. В том же году решением Политбюро ЦК ВКП(б) утверждена межведомственная Комиссия по содействию работам АН, которая осуществляла политическое и организационное руководство академией, участвовала в планировании её работ, контроле над финансами и т.д.

Внедрение марксистского сознания в среде учёных с уже сложившимися взглядами и мировоззрением представляло особую трудность. Советское руководство, нуждаясь в интеллектуальных силах, с одной стороны, привлекало учёных и специалистов-техников к сотрудничеству (в 1921 приняты декреты СНК «Об улучшении быта учёных», «О мерах к поднятию уровня инженерно-технического знания в стране и к улучшению условий жизни инженерно-технических работников РСФСР», в 1921-31 действовала Центральная комиссия по улучшению быта учёных при СНК), а с другой стороны, стремясь подчинить их целям выполнения планов социалистического строительства, прибегало к методам устрашения и репрессий. В ходе операции, получившей в литературе название «Философский пароход», за границу в 1922-23 принудительно отправлено свыше 200 человек, в которых большевики видели своих политических противников, - видные юристы, врачи, экономисты, деятели кооперации, писатели, журналисты, философы, преподаватели высшей школы, инженеры. В конце 1920-х - начале 1930-х годов процесс «вытеснения» буржуазных специалистов был ускорен. В ходе организованных политических процессов преследованию и репрессиям подверглись учёные-гуманитарии («Академическое дело»), представители в основном старой технической интеллигенции («Шахтинское дело», Промпартии дело), учёные в сфере экономических наук (Трудовой крестьянской партии дело), краеведы («краеведов дело») и др. Многие были расстреляны или отбывали заключение; с 1929 часть заключённых занимались научными исследованиями в «шарашках» - Особых технических бюро ОГПУ - НКВД - МВД СССР. Такая политика нанесла огромный ущерб интеллектуальному потенциалу страны, однако, несмотря на потери, советская наука внесла существенный вклад в социалистическую индустриализацию страны, создание могучего оборонного потенциала.

В области литературы и искусства революция открыла дорогу «новой» культуре, зародившейся ещё в 1910-х годах, в частности Пролеткульту (образован в 1917), в основе деятельности которого лежали идеи о чисто пролетарской культуре и нигилистическое отношение к культурному наследию прошлого и его носителям. Идея тотальной переделки общества, невиданный социально-политический эксперимент большевиков нашли отклик среди представителей и идеологов футуризма и других направлений авангардизма. В 1922 был создан «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), деятельность которого характеризовалась отрицанием «буржуазного» искусства и «буржуазной» эстетики и стремлением к созданию социально полезного искусства. Продолжался поиск в русле других направлений искусства, представители которых объединялись в собственные творческие союзы и организации - Ассоциация художников революционной России (АХРР), «Перевал», «Серапионовы братья» и др. Политический плакат, в создании которого участвовали многие известные художники и поэты, эффективно использовался для пропаганды революционных идей и новой идеологии. Одновременно с формированием моделей революционной культуры происходил процесс сужения сферы воздействия на общественное сознание традиционных для русской классической культуры гуманистических ценностей.

Советское руководство и партийные верхи первоначально уделяли главное внимание массовой культуре, призванной донести до городских слоёв наглядную идеологическую информацию (с 1918 осуществлялся монументальной пропаганды план), и мало вмешивались в деятельность различных литературных и художественных группировок. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 18.6.1925 говорилось, что партия в целом не может связывать себя «приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы», вместе с тем деятелям культуры, ещё сохранявшим относительную независимость, не позволялось в прямой или косвенной форме критиковать правящую партию. Со 2-й половины 1920-х годов власть перешла к очевидному ограничению свободы творческого поиска; проводниками этой политики стали Российская ассоциация пролетарских писателей, Российская ассоциация пролетарских музыкантов, Российская ассоциация пролетарских художников. В период свёртывания НЭПа и с началом коллективизации от деятелей культуры уже требовалась прямая и активная поддержка партийных и государственных начинаний. В 1932 многочисленные литературно-художественные объединения, представлявшие различные течения и направления в искусстве, были распущены, вместо них созданы отраслевые творческие союзы на единой идеологической основе. Ведущим художественным методом стал социалистический реализм. Не соответствовавшие методу (с точки зрения власти) произведения писателей, поэтов и художников не издавались и не популяризировались. Пристальное внимание партийное руководство и лично И. В. Сталин уделяли кинематографу. Для укрепления морально-политического единства советского народа популяризировались классические и современные образцы национальных культур народов Советского Союза, особое значение придавалось пропаганде пролетарского интернационализма. Рассчитывая привлечь творческую интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, партия коммунистов и советская власть выработали систему, с одной стороны, поощрения и поддержки лояльных деятелей культуры, а с другой - ограничения и давления, вплоть до травли и физического уничтожения, тех, кто не желал поступиться своими убеждениями, был чужд партийной идеологии. С середины 1930-х годов востребованным оказалось классическое наследие русской и мировой культуры, особенно в той части, где содержалась критика феодального или буржуазного строя. Стал приветствоваться патриотический настрой в творчестве писателей, драматургов, артистов, композиторов. В то же время были искусственно ограничены прежние связи между отечественной и зарубежной культурой, которая подразделялась на «прогрессивную» и «реакционную» в зависимости от отношения тех или иных иностранных мастеров к СССР. Советские читатели и зрители не имели доступа к произведениям «реакционеров», среди которых было немало выдающихся деятелей культуры, а также оказавшихся в эмиграции или репрессированных на родине русских писателей.

Значительные перемены произошли в сфере повседневной жизни. Строились дома-коммуны, фабрики-кухни, вводились коллективные формы общественно полезного неоплачиваемого труда (субботники, воскресники). Создавались сети домов отдыха, санаториев и профилакториев. Юношество вовлекалось в различного рода кружки при домах пионеров и учебных заведениях. Широко распространялась художественная самодеятельность. Физическая культура и спорт, рассматривавшиеся властью не только с точки зрения физического оздоровления и военной подготовки молодёжи, но и как средство сплочения «рабочих и крестьянских масс» вокруг тех или иных партийных, советских или профессиональных организаций, были включены в план деятельности профсоюзов, комсомола, армии, школы, органов здравоохранения, стали играть большую роль в жизни советских людей (создавались массовые спортивные общества, строились стадионы, организовывались спортивные секции для молодёжи). Сформировалась система военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основные задачи советского руководства по революционному преобразованию культуры были решены к концу 1930-х годов. Сложилась новая культура, в основе которой лежала единая официально принятая обязательная идеология. Культурная революция, осуществлявшаяся на фоне значительного роста городского населения, внесла принципиальные изменения в условия и образ жизни, быт трудящихся, прежде всего рабочих и государственных служащих, которые заняли устойчивое и обеспеченное место в обществе, получили доступ к образованию и социальному продвижению, приняли массовую советскую культуру. К 1940 существенно выросли тиражи выпускаемых книг и газет, увеличилось количество массовых библиотек и киноустановок. Государство устанавливало низкие цены («дешевле табака и хлеба», по словам поэта Б. А. Слуцкого) на книги, газеты, билеты в кино, музеи, театры и др.

Опыт, вынесенный из культурной революции, оказался востребован советским руководством и в дальнейшем, он был также распространён правящими коммунистическими партиями в других социалистических странах.

Лит.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917-1927. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941. М., 1988; Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция, 1936-1938. М., 1997; Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932. М., 1998; Манин В. С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1941 г. М., 1999; Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000; Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. М., 2002. Ч. 2.

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 1966-76 годов, идейно-политическая кампания, развёрнутая Мао Цзэдуном под лозунгом борьбы с «ревизионизмом» и «остатками буржуазии в партии, правительстве и армии». Преследовала цель устранить политическую оппозицию Мао Цзэдуну и установить режим его личной власти (подробнее смотри в статье Китай, раздел Исторический очерк). 6-й пленум ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва (1981) квалифицировал «Культурную революцию» как «смуту», возникшую «по вине руководителя».

Лит.: The Cultural revolution in China / Ed. Т. W. Robinson. , 1971; The Cultural revolution in the provinces. Camb., 1971; Lee Hong Yung. The politics of the Chinese Cultural revolution: а case study. Berk., 1978; Усов В. Н. К вопросу об оценке маоистской «культурной революции» // Вопросы истории. 1982. №2; он же. Культурная революция в Китае // Китай: история в лицах и событиях. М., 1991; он же. История КНР. М., 2006. Т. 1-2; Гао Гао, Янь Цзяци. История десяти лет «великой культурной революции». Тяньцзинь, 1986 (на китайском языке); Ван Няньи. Эпоха великих потрясений. Хэнань, 1989 (на китайском языке); Маомао. Мой отец Дэн Сяопин в годы «культурной революции». М., 2003; Тайные известия беспокойных лет: Люди, умершие и посаженные в тюрьмы в период «великой культурной революции». Хух-Хото, 2003 (на китайском языке).

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.


Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

социалистическая, революц. преобразования духовной сферы жизни общества, одна их важнейших закономерностей построения социализма, нового, социалйстич. типа духовного производства, создание социалйстич. культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на формирование нового человека. Учение о К. р. как «целой полосе обществ. развития» разработано В. И. Лениным, определившим её , задачи и цели ( «К. р.» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации») . Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязат. очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культуры как предпосылки социального переворота, Ленин после Великой. социалйстич. революции выдвинул программу К. р.

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалйстич. индустриализация, коллективизация с. хва) . К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистич. партии. Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние, предоставляя трудящимся полную на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, результаты мировой цивилизации.

К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистич. общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми закономерностями духовного развития, на основе которых происходит и утверждение социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалйстич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой, социалйстич. интеллигенции, создание социалйстич. литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.

Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, умения применять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с нац. и историч. особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р. , её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического? культурного развития наций и народностей России. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, .-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литры и искусства. К. р. охватила все социальные, нац. , этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.

К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, повышению производительности обществ. труда. Научно-техническая и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.

В зрелом социалистич. обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, техники и производства, повышение общественной активности трудящихся, демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (Программа КПСС , 1972 , с. 129-30) .

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р. , страны социалистич. содружества творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость ( за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.) . Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. К. р.

Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. , Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролет. культуре, ПСС , т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М.. 1981 ; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн. : Пе-дагогич. соч. , т. 7, М., 1959 ; Луначарский А. В., К. ?. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929 ; Коммунизм и , М., 1966 ; Строительство коммунизма и духовный человека, М., 1966 ; К. р. в СССР. 1917-1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р. , М., 1967 ; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972 ; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977.

А. И. Арнольдов.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого “ядра” или “кода” культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

В России культурной революции появляется в “Манифесте анархизма” братьев Гординых (май 1917) в форме лозунга “Да здравствует Культурная Революция!”. В советский политический оно вошло из ленинской статьи “О кооперации” (январь 1923), где культурная революция провозглашается как , необходимое и достаточное для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную “отсталость”, могла бы “вполне социалистической страной” (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45, с. 372, 376, 377).

Внутренняя противоречивость феномена культурной революции, соединяющего в себе созидательное и разрушительное начала (культура , согласно изначальному своему смыслу означаюшая “возделывание”, сопрягается с понятием революции, переворота, ломающего устои прежней духовной жизни общества), породила две тенденции в его истолковании, - условно говоря, негативную и позитивную. Негативное наиболее последовательно представлено в работах Н. А. Бердяева. По его мнению, революционный по существу враждебен культуре, т. к. ломает свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчиняет ее утилитарным целям (прежде всего политическим). В этом смысле действительно культурным и творческим типом, по Бердяеву, была Возрождения в отличие от Реформации, которая вела к разрушению религиозно-нравственных и культурных традиций; высоко оценивает он и роль Византии, благодаря которой варвары и скифы обрели с греческий культурой. Демократия понижает качественный уровень и творческое начало культуры, а многократно усиливает эту тенденцию.

Подтверждением такой чисто негативной оценки могут служить и попытки теоретиков Пролеткульта (А. А. Богданова, В. О. Плетнева и др.) реализовать свою концепцию “пролетаризации культуры” (против теории и практики “пролеткультовцев” категорически возражали В. И. Ленин, А. В. Луначарский и др.), и в Китае, начатая в 1966 по специальному постановлению ЦК КПК и проходившая под знаком уничтожения памятников прошлого, террора по отношению к интеллигенции и т. д. (по словам Дэн Сяопина, “практика показала, что “культурная революция” в действительности ни в каком смысле ни революцией, ни прогрессивным общественным движением не была и не могла быть” (цит. по: БарачД. Дэн Сяопин. М., 1989, с. 213).

В позитивной трактовке культурная революция означает и процесс духовного обновления, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, и в этом смысле ее становится все более популярной на подступах к формирующемуся глобальному миру, по мере осознания того, что нуждается в новом синтезе и новой системе ценностей, чтобы выйти из состояния “общепланетарного кризиса”. Широко используемые в современном словаре науки и публицистики понятия “духовная реформация”, “революция сознания”, “новое мышление” можно рассматривать как модификации понятия культурной революции в его позитивной трактовке.

В. И. Толстых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" в других словарях:

    В 60 е гг. молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась к выступлениям против… … Энциклопедия культурологии

    - (Cultural Revolution) В 1965 г. в шанхайской газете появилась статья с критикой исторической пьесы, написанной в 1961 г. о жившем при династии Мин сановнике Хай Руе, известном тем, что он принципиально выступал против выбора императором… … Политология. Словарь.

    В СССР Культурная революция в Китае Культурная революция (телепередача) Культурная революция (издательство) … Википедия

    В СССР в 1920 е гг; Культурная революция в Китае Культурная революция (телепередача) … Википедия

    Культурная революция - (Cultural Revolution) (1966 76), десятилетие хаоса и полит, волнений в Китайской Народной Республике, в основе к рых лежали разногласия полит, фракций по поводу будущего социализма в стране. Мао Цзэдун в 1960 х гг. в ответ на представлявшую… … Всемирная история

    КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - Социалистическая революция в области идеологии и культуры, составная часть плана построения социализма в СССР, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Проходила в 1920 е 1930 е годы. Термин культурная революция впервые был использован В.И … Лингвострановедческий словарь

Образование СССР

43. .

НЭП

44. Политика индустриализации.

45. Коллективиза́ция

Цель коллективизации

Последствия коллективизации

46.Культу́рная револю́ция

Культурная революция в СССР

Оккупация города

В Сталино немецкие и итальянские войска вошли утром 21 октября 1941 года, сломив сопротивление 12 и 18-й армий Южного фронта, осуществлявших оборону города. До этого в начале октября 18-я армия попала в окружение у поселка Черниговка (Запорожская область) и понесла тяжелые потери: свыше 100 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен, 212 танков и 672 артиллерийских орудия – уничтожены. Из окружения вышли лишь около 30 тысяч человек.
Практически сразу же после захвата Сталино, быстро переименованного обратно в Юзовку, немцы начали восстановление предприятий города, разрушенных в ходе боев и эвакуации. В своих планах немецкое командование готовило Донбассу роль «восточного Рура» для «тысячелетнего рейха», а потому к восстановительным мероприятиям немцы подошли со всей своей педантичностью. Уже в ноябре вновь заработала частично разрушенная электростанция, благодаря чему в городе было возобновлено освещение учреждений и работа водопроводной сети. В феврале 1942 года были восстановлены шахты «Ново-Мушкетово», 12 «Наклонная», «Бутовка», 5 бис «Трудовская», 1-2 «Смолянка», 4 «Ливенка», 1 «Щегловка» и другие.
Однако в Сталино немцы занимались далеко не одними лишь восстановительными работами.

Борьба

Подполье в Сталино было создано еще в октябре 1941 года. Городская партийная организация выделила для подпольной и партизанской борьбы несколько тысяч человек, а для непосредственного руководства ими был создан подпольный обком КП(б)У, состоящий из трех человек. Однако с началом немецкой оккупации система подполья оказалась почти полностью разрушенной, и ее пришлось создавать заново.
Подпольщики проводили диверсионные работы, собирали сведения о движении и составе вражеских частей, передавали информацию о размещении немецких складов и штабов. Велась агитационно-массовая работа – в городе распространялись листовки, проводились устные беседы с населением, передавались призывы к саботажу на шахтах. Помимо подпольщиков, на территории города также действовали 27 партизанских групп и отрядов.
Пытаясь подавить сопротивление, нацисты применяли самые жестокие меры. В приказе начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии Кейтеля говорилось: «...наличных вооруженных сил для поддержания безопасности будет достаточно лишь в том случае, если всякое сопротивление будет караться не путем судебного преследования виновных, а путем создания такой системы террора со стороны вооруженных сил, которая будет достаточна для того, чтобы искоренить у населения всякое намерение сопротивляться. Командиры должны изыскать средства для выполнения этого приказа путем применения драконовских мер». Такими мерами становились заключения в лагеря смерти, повешения и массовые расстрелы: за каждого убитого немецкого военнослужащего казни подлежали 100 первых попавшихся местных жителей.

Освобождение и восстановление города
Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года после того, как солдаты 301-й и 50-й стрелковых дивизий преодолели оборону противника за поселком Щегловка. Полностью город был освобожден уже в первой половине следующего дня, 8 сентября. Удары по вражеским войскам были одновременно нанесены с севера и юга (силами 50-й стрелковой дивизии), а позже по восстановленным мостам через Кальмиус в Сталино вошли танковые войска.
Каждый год 8 сентября, в день, когда был освобожден город Сталино, отмечается День освобождения Донбасса.
После того как немецкие войска были выбиты из города, Сталино предстал перед своими освободителями почти полностью разрушенным. И хотя на окраинах еще оставались нетронутыми целые кварталы, заводы и центр города лежали в сплошных руинах.
Активное восстановление промышленности Сталино началось в первые послевоенные годы, и уже к 1950-му город вышел на довоенный уровень промышленного производства. Угольная, металлургическая и химическая промышленность была полностью реконструирована и расширена, в городе стали появляться новые предприятия, работающие в сфере пищевой и легкой промышленности.

Образование СССР

В 1922 г. было образовано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Объединение отдельных государств было продиктовано необходимостью - укреплением экономического потенциала и выступлением единым фронтом в борьбе с интервентами. Общие исторические корни, длительное нахождение народов в составе одного государства, дружественность народов по отношению друг к другу, общность и взаимозависимость экономики, политики и культуры сделали возможным такое объединение. Относительно путей объединения республик не было единого мнения. Так, Ленин выступал за федеративное объединение, Сталин - за автономию, Скрипник (Украина) - за федерацию.

В 1922 г. на первом Всесоюзном съезде Советов, на котором присутствовали делегаты от РСФСР, Белоруссии, Украины и некоторых закавказских республик, приняты Декларация и Договор об образовании Союза. Советских Социалистических Республик (СССР) на федеральных началах. В 1924 г. была принята Конституция нового государства. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Светов. В перерывах между съездами работал ВЦИК, органом исполнительной власти стал СНК (Совет Народных Комиссаров). Избирательных прав лишались непманы, духовенство и кулаки. После возникновения СССР дальнейшее расширение шло преимущественно насильственными мерами или путем дробления республик. В ходе Великой Отечественной войны социалистическими стали Литва, Латвия и Эстония. Позже из ЗСФСР были выделены Грузинская, Армянская и Азербайджанская ССР.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного законодательного органа был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. В период между сессиями Верховного Совета высшим законодательным и исполнительным органом становился Президиум.

Таким образом, создание Советского Союза имело противоречивые последствия для народов. Развитие центра и отдельных республик протекало неравномерно. Чаще всего республики не могли достичь полноценного развития из-за строгой специализации (Средняя Азия - поставщик сырья для легкой промышленности, Украина - поставщик продовольствия, т. д.). Между республиками строились не рыночные, а хозяйственные отношения, предписанные правительством. Русификация и культивирование русской культуры отчасти продолжало имперскую политику в национальном вопросе. Однако во многих республиках благодаря вхождению в Федерацию были предприняты шаги, позволившие избавиться от феодальных; пережитков, повысить уровень грамотности и культуры, наладить развитие промышленности и сельского хозяйства, модернизировать транспорт, т. д. Таким образом, объединение экономических ресурсов и диалог культур, несомненно, имели положительные результаты для всех республик.

43. . Утверждение Новой экономической политики

НЭП - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику«военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета.Стратегия государства

Нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе НЭПа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

44. Политика индустриализации.

Для проведения индустриализации в СССР требовались немалые средства. И, в условиях практически полного отсутствия иностранных инвестиций, их дала коллективизация. Коллективизация, на следующем, 15 съезде, провозглашена основной задачей партии в деревне. Она проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются великим переломом.

Первая пятилетка была объявлена в 1929 г. Планы ее, как и последующих пятилеток, были часто завышенными. Наиболее известные стройки 20-х – 30-х годов это: Днепрогэс, Магнитка, Беломорканал, ТуркСиб, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы. Немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм.

Политика индустриализации привела к заметному снижению уровня жизни населения, особенно крестьянства. Однако уже к концу 30-х годов стали очевидны итоги индустриализации – появилась мощнейшая промышленность (в том числе и новые для СССР отрасли), была увеличена добыча угля и выплавка металла и так далее. Только наличие подобной индустрии позволило СССР победить в грядущей Второй мировой войне.

45. Коллективиза́ция - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928-1937 годах; основной этап 1930-1933 гг. - сплошная коллективизация. В западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация проводилась после присоединения их к СССР и была завершена в 1949-1950 гг.

Цель коллективизации - установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов изаграрного сектора

В индустриальный. Это послужило основой для последующего быстрого индустриального роста, который позволил преодолеть качественное отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав.

Последствия коллективизации

В результате проводимой Сталиным политики коллективизации: более 2 миллионов крестьян были депортированы, из них 1.800.000 только в 1930-1931 годах; 6 миллионов умерло от голода, сотни тысяч - в ссылке.

Данная политика вызвала массу восстаний среди населения. В одном только марте 1930 года ОГПУ насчитало 6.500 массовых выступлений, из которых 800 было подавлено с применением оружия. В целом в течение 1930 года около 2,5 миллионов крестьян приняли участие в 14 000 восстаний против советской политики коллективизации.

В одном интервью профессор политологии МГУ и к.и.н. Алексей Кара-Мурза высказал мнение, что коллективизация была прямым геноцидом советского народа. Но этот вопрос остается дискуссионным.

46.Культу́рная револю́ция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция - это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг.. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду синдустриализацией

И коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным

47. Вторая мировая война: причины, предпосылки, цели и участники.

Вторая мировая война 1939-1945 годов (World War II) - война, развязана Германией,Италией

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии . Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

1) Просвещение

Первым наркомом просвещения РСФСР был А.В. Луначарский (1917-1929) 1919 - декрет «О ликвидации безграмотности», по которому население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте - ликбез

Была создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1-й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2-й пятилетке - семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением. Первые годы Советской власти действовала новаторская школа: не было парт, отмена урочной системы, домашних заданий, учебников, экзаменов, отметок.

Май 1934 - декрет о структуре образовательной школы: введение начальной, неполной средней и средней школы.

Усиливается воспитательная роль школы: ученик обязан чтить вождя, разоблачать врагов народа, даже если это члены его семьи.

Политика советского руководства в области культуры в 20-30-е гг. получила название культурная революция .

Цель:

Повышение культурного уровня народа

Укрепление марксизма-ленинизма как идейной базы жизни общества

Итоги :

Ликвидация неграмотности

Обязательное семилетнее обучение

Открытие 20 тыс. школ

Внедрение марксистских идей в систему обучения

Репрессии в отношении неугодных педагогов и студентов.

2) Наука

Привлечение старой интеллигенции, не поддерживающей большевиков, но видевшие свой долг в работе для страны: Н. Жуковский (авиатор), В. Вернадский (биохимик), Н. Зелинский (химик), К. Циолковский (основатель космонавтики), И. Павлов (физиолог), К. Тимирязев (ботаник), И. Мичурин (биолог-селекционер).

Успехи в естественных науках: С. Вавилов (оптика), Н. Вавилов (генетика и селекция), С. Лебедев (изготовление синтетического каучука), И. Курчатов (исследования атомного ядра), П. Капица (физика низких температур и сильных магнитных полей), П. Флоренский (математика), А. Чижевский (историометрия, гелиобиология).

В 30-е гг. Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к свертыванию их разработок в СССР. Историю стали использовать в целях воспитания народа, развивая идеи советского патриотизма.


Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биолог-генетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др. Последние работали в т.н. «шарашках » (конструкторские бюро и лаборатории в местах заключения).

Главным ориентиром в общественно-политических исследованиях стал вышедший в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б )» под редакцией И. В. Сталина.

3) Литература

Часть деятелей культуры оказалась в эмиграции: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, (среди не литераторов: М. Шагал, И. Репин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и т.д.)

Остались на родине А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Пришвин, Н. Гумилев.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма » (изображение действительности не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм), прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой («Петр Первый»), А. Т. Твардовский.

Развивается жанр сатиры (И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок», «12 стульев»), появляются романы и повести о революции и Гражданской войне (М. А. Шолохов («Тихий Дон»), А. А. Фадеев (Разгром), М. Зощенко, Д. Фурманов («Чапаев»), И. Бабель («Конармия»), К. Тренев («Любовь Яровая»).

Творческие объединения 20-х гг.: Пролеткульт (выступало за создание особой пролетарской культуры, воспринимали наследие прошлого как ненужный хлам), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей)

1932 - создание Союза писателей .

4) Живопись

Создание Ассоциации художников революции (АХР), развившей традиции передвижников.

Тему революции и Гражданской войны развивали А. Дейнека, М. Греков, Б. Иогансон

Работу продолжали К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, П. Филонов, К. Малевич, М. Нестеров, П. Кончаловский и др.

К. Петров-Водкин («Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Смерть комиссара»)

К. Юон («Новая планета»)

Ю. Пименов («Даешь тяжелую индустрию!»)

М. Греков («Тачанка»)

5) Музыка

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г.). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого.

6) Кинематограф.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», фильм М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», И. Пырьева «Свинарка и пастух».

Известными становятся десятки актеров (среди них М. Жаров, М. Ладынина, Л. Орлова, Н. Крючков, В. Зельдин, Н. Черкасов)

7) Скульптура.

Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Н. Андреев - Обелиск советской Конституции в Москве

Л. Шервуд - Памятник А. Радищеву

С. Меркуров - памятники К. Тимирязеву и Ф. Достоевскому

8) Архитектура

Поиск новых форм и стилей: конструктивизм (строгие, логичные линии зданий, в которых чувствует конструкция)

В Ленинграде - А. Гегело (Дворец культуры им. Горького, Большой дом (здание НКВД).

В Москве - братья Веснины (проект Дворец труда, Дворец культуры им. Лихачева, здание газеты «Ленинградская правда»), С. Мельников (Дом культуры им. Русакова), Алабян и Симбирцев (Театр Красной Армии, сверху напоминает пятиконечную звезду)

Б. Иофан - жилой Дом на Набережной (есть одноименный роман Ю. Трифонова о сталинских репрессиях)

9) Большевики и церковь

В 20-е гг. начинается изъятие церковных ценностей, террор против священнослужителей.

Для пропаганды атеизма был создан «Союз безбожников».

Политика в области культуры в 1920-е и в 1930-е гг.

Общее:

Признание ликвидации неграмотности, развитие школы и образования, формирование новой советской интеллигенции важнейшими политическими задачами (концепция культурной революции)

Признание культуры и искусства важным средством воспитания масс в Коммунистическом духе (культура как часть общепартийного дела)

Стремление партии и Советского государства поставить культуру под строгий контроль

Выдвижение на первый план при оценке произведений искусства и культуры принципа партийности.

1920-е 1930-е
- В школьном образовании - простор для экспериментов и инноваций (безоценочное обучение, бригадный метод и пр.) - Возможность развития различных художественных стилей и направлений в искусстве - Существование различных творческих организаций и объединений - Поддержка государством пролетарского искусства, организаций, построенных на его принципах, отделение от них так называемых сочувствующих, попутчиков и пр. - В школьном образовании - восстановление традиционных форм обучения, осуждение экспериментов как перегиба. - Утверждение социалистического реализма как единственного официального художественного метода в искусстве - Создание единых творческих организаций - Создание единых творческих организаций, куда принимались все работники искусства, разделяющие платформу советской власти

Top