История иконы знамение пресвятой богородицы. Икона Божией Матери «Знамение»: в чем помогает

Дева Мария, мать Иисуса Христа и Заступница всех людей на Земле, один из самых почитаемых образов в православии. Существует множество икон, на которых Богоматерь изображена в различных положениях и каждая из них имеет своё особое для верующего человека значение. Святой лик не раз спасал целые города от нападок врагов, а страждущим и больным дарил исцеление. Самой чтимой в православном мире является икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, которая помогает в различных бедах.

В любом православном храме можно встретить различные изображения Девы Марии, которые имеют своё сакральное значение. Богоматерь может быть как с младенцем на руках, так и просто склонившейся в мольбе за земных грешников. Различают несколько типов икон Богородицы, которые особо почитаются у верующих. К ним относятся:

  • Оранта;
  • Умиление;
  • Одигитрия;
  • Богоматерь без младенца.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Самым распространённым изображением Непорочной Марии с Иисусом Христом считается тип «Оранта». К нему относится и икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Данное изображение известно православному миру более девяти веков.

Оранта олицетворяет собой Богоматерь, которая развела приподнятые руки в стороны, в полный рост или же по пояс. Ладони Богородицы открыты и направлены в сторону молящихся. В области груди у Заступницы висит некое подобие медальона, где можно увидеть лик Иисуса Христа.

Название иконы «Знамение» пошло ещё из Древнего Новгорода, когда именно это изображение Матери Божией и её сына спасло город от врагов. Случилось это в 1170 году, когда Великий Новгород терпел осаду вражеских князей. Из ночи в ночь архиепископ Илья усердно молился Творцу о спасении города и однажды во сне услышал голос, который призвал его совершить крестный ход с иконой Богородицы, что находилась в городской церкви Спаса Преображения.

На следующее утро все жители города во главе с архиепископом исполнили волю Божью и обошли вокруг стен Новгорода с указанным образом. Во время этого противник начал обстреливать совершающих крестный ход людей, но ни одна стрела не задела молящихся и только одна попала в лик Богородицы. В этот момент из её глаз градом потекли слёзы, а враг в панике покинул свои позиции и оставил жителей Новгорода и сам город в покое.

В честь случившегося архиепископ установил праздник почтения иконы-спасительницы, которую назвали «Знамение» и её датой стало 10 декабря. Данный святой лик ещё не раз творил чудеса и спасал людей и целые города. В день почитания иконы к ней идут тысячи верующих и просят её о таких вещах:

  • защита от врагов, воров и стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • исцеление от слепоты и холеры.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское»

Часто встречается в иконописи и изображение Заступницы с Сыном, который крепко прижимается к Ней щекой. Такой тип икон относится к виду «Умиление» и самыми почитаемыми образами среди них являются изображение Феодоровской и Касперовской Богородицы.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское» известно в православии с ХII века и именно этот святой образ считается покровителем царской династии Романовых. Некоторые специалисты уверены, что своё название изображение получило тогда, когда царь Михаил Фёдорович взошёл на престол в 1613 году. Другие уверены, что «имя» икона получила в честь нашедшего её святого Феодора Стратилата. Великомученик обнаружил картину на сосне в городе Городце, а позже там появился Городецкий мужской монастырь.

Интересным фактом обнаруженной святыни является то, что, побывав в нескольких пожарах, она осталась цела и невредима и даже не утратила яркости своих красок. Феодоровская икона Божьей Матери потемнела только тогда, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Икона постоянно находилась и находится под пристальным вниманием верующих, каждый день к ней устремляются сотни просящих. Список того, в чём помогает икона «Феодоровская Божья Матерь», очень велик. Люди просят у святого образа:

  • семейного счастья;
  • удачного замужества;
  • появления ребёнка;
  • лёгких родов.

Почитается Царица Небесная Феодоровская 27 марта и 29 августа. Преклониться перед святым изображением можно в Богоявленском соборе Костромы. А в дни празднования икона посещает Киев и Астрахань.

«Богоматерь Касперовская»

В Успенском соборе Одессы находится второй из почитаемых образов «Умиления» икона «Божья Матерь Касперовская». Одним из необычных свойств этого святого изображения является то, что оно написано на холсте, который приклеен на обычную доску и православные почитают его как чудотворный.

Художник изобразил Непорочную Марию с ребёнком, который нежно прижимается к ней щекой, а чуткая мать смотрит на своё дитя с любовью и отрадой. Известно, что само изображение появилось в России в середине ХVI века, а через 2 столетия его приобрела Иулиания Касперова, по фамилии которой икона и получила своё название.

Состоятельная дама была верующим человеком и часто молилась перед ликом Девы Марии с Иисусом. А в один прекрасный день она обнаружила, что тёмные от времени силуэты посветлели и заиграли новыми яркими красками, как будто их только что нарисовали.

После этого слава о чудотворной иконе пошла по окрестностям. Как-то одна из мелких дворянок, страдавшая параличом нерва левой руки, увидела во сне Богородицу, которая указала ей дом, где она исцелится. Наутро больная женщина отправилась в путь и, помолившись перед Касперской иконой, выздоровела. А её рука, которая не функционировала долгое время, обрела подвижность и чувствительность.

У чудотворного образа исцелились люди, страдавшие параличом, хромотой, слабоумием и одержимостью. После множества чудесных выздоровлений тех, кто приходил на поклон в дом Касперовой, женщина отдала образ в местную церковь. Во время военных действий икона защищала Одессу от врагов и посягателей.

В наши дни у Заступницы Касперовской тоже просят здоровья и быстрого исцеления от болезней. Большую часть времени этот образ Богородицы находится в украинских городах Одесса и Херсон, а в остальное время его возят по всему миру. Почитается память святого изображения 12 июля и 14 октября, а также в среду Седмицы.

Игоревская икона Богородицы

Чтимой православной церковью является и Игоревская икона Божьей Матери. Своё название она получила от имени киевского князя Игоря, который после народных волнений постригся в монахи, но всё же пал жертвой народного гнева. Случилось это во время того, когда бывший вельможа молился перед иконой Девы Марии и просил отпущения своих грехов.

Жители города не перестали глумиться над телом уже покойного князя даже после того, как он испустил дух. Через некоторое время останки убиенного попали в Чернигов, а он был причислен к лику святых. Икона, перед которой он постоянно молился в своей келье, стала носить его имя.

Оригинальное изображение Игоревской Божьей Матери не дошло до наших дней и предположительно утеряно во время Второй мировой войны.

День памяти святого изображения, который в своё время даже украшал один из входов Киево-Печерской лавры, отмечается 18 июня. В этот день у Девы Марии просят помощи те, кто находится на распутье или в смятении.

«Одигитрия» в православии

В православии почитается и изображение Богородицы с сыном, которое ещё называют «Одигитрия», что в переводе с греческого звучит как «Путеводительница». Этой иконе кисти святого Луки приписывают исцеляющие свойства и помощь в безвыходных ситуациях. В настоящее время изображений этого списка много и они широко чтятся в православии. Самими распространёнными являются такие «Одигитрии»:

  • Грузинская;
  • Иверская;
  • Тихвинская.

Обычно на таких картинах изображена Дева Мария, на левой руке которой сидит уже подросший Иисус. Мальчик протягивает к Матери правую руку и как бы благословляет её и всех живущих, а в левой руке Он держит свиток, олицетворяющий Святое Писание. Свободной правой ладонью Богоматерь с уважением указывает на Своего Сына.

Первая «Одигитрия» была нарисована ещё в V веке и называлась Влахернской иконой, которая не дошла до наших дней. По одной из версий изображение получило своё название от монастыря Одигон в Константинополе, где хранилось долгое время. Считается, что оригинальную «Путеводительницу» разрубили на куски турки, которые позарились на оклад из драгоценных камней и золота.

Грузинская Богородица

Одной из самых чтимых икон этого списка в православном мире считается Божья Матерь Грузинская. Значение иконы-одигитрии и то, в чём она помогает, очень велико. История этого изображения многогранна и берёт своё начало в солнечной Грузии. Затем икона была похищена персами и переходила от одного владельца к другому. Вернуть ее в православный мир помог купец Стефан Лазарев.

Мужчина не пожалел денег для того, чтобы выкупить христианскую святыню у мусульман и отправил её в один из монастырей Архангельской области. Находясь в Красногородском Богородицком монастыре, икона начала творить чудеса. Всё началось с исцеления слепого и глухого монаха, который дни напролёт преклонял колени перед святым изображением. Через некоторое время инок стал слышать и видеть.

В день почитания святого образа (22 августа), который не сохранился до наших дней, но имеет множество списков чудес, верующие люди идут в храм и просят у Богородицы исцелить их от:

  • слепоты;
  • глухоты;
  • болезней желудка;
  • рака.

Иногда Грузинской «Одигитрией» называют ещё и Иверскую икону Богоматери с Сыном. Изображение выполнено во всех традициях икон этого типа и в настоящее время ей можно поклониться на святой горе Афон. Иконана, которая находится в Иверском монастыре, датируется IX веком и тоже творит чудеса.

«Семистрельная» Защитница

Особыми защитными свойствами обладает икона Богоматери «Семистрельная», значение которой и молитва к ней помогает избежать нападок врагов. Она относится к типу, где Царица Небесная изображена одна. Обычно на святом изображении Дева Мария видна по пояс со сложенными на груди руками. Она защищается от семи стрел или мечей, которые попали ей в грудь.

Значение древнего образа очень символично и олицетворяет всю боль матери при утрате ребёнка. Обычно у «Семистрельной» просят защиты от врагов и усмирения враждующих соседей. Иногда этот образ ещё называют «Умягчением злых сердец». Подобное изображение Богоматери принято размещать в домах и квартирах, считается, что оно защитит от врагов и подарит мир живущим в доме.

«Огневидная» Заступница

Не дошла до нашего времени и икона Божьей Матери «Огневидная», которая появилась в России в 845 году. Копия этого образа хранится в Государственном историческом музее Москвы и была написана в 1812 году. Необычность этого изображения в том, что на нём Богоматерь облачена во всё красное, а Её глаза отрешенно созерцают этот мир, тогда как мысли обращены с молитвами ко Господу. Примечательно, что и цвет лица Девы Марии тоже передан в красных тонах.

Этот тип икон показывает людям глубокую скорбь и сама Непорочная Мария как бы обагрена кровью распятого Иисуса Христа. Верующие просят у «Огневидной» исцеления от болезней, помощи и защиты от различных жизненных неприятностей. Днём памяти этого святого изображения считается 23 февраля.

Обращение к Матушке Матроне

Однако не только у Пресвятой Богородицы просят люди помощи и защиты. Часто обращаются страждущие и к Матроне Московской, которая издавна причислена к лику православных святых. Женщина жила и проповедовала в Москве, за что и называется «Московская».

Икона Матроны, её значение и то, в чём она помогает, очень символично для каждого человека. В православии святая является образцом самоотречения и помощи людям. К матушке Матроне обычно обращаются те, кто хочет избежать обмана или же наладить личную жизнь. Почитается святая 19 апреля и 9 ноября.

Обращаясь за помощью к любому из святых, стоит помнить, что слова должны идти от сердца, а просьба ни в коем случае не должна навредить кому-то из окружающих. Вера в чудеса позволяет им случаться намного чаще.

Икона Божией Матери «Знамение» - одна из древнейших и наиболее почитаемых в русском православии икон. Главная святыня русского Севера. Она принадлежит к иконописному типу Оранта и изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году .

Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Возглавляемые им соединенные силы русских удельных князей — Смоленского, Муромского, Полоцкого и Рязанского — подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их.

На третью ночь архиепископ Новгородский, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа и тот воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная!» Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. На врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение и они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Великий Новгород)

В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Знаменский собор в Великом Новгороде

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. Самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря), Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрии русского рассеяния.

Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.

и какие чудеса с ней связывают

10 декабря – празднование иконы Божией Матери «Знамение» . Этот образ известен на Руси с ХІІ века, а точнее с 1170 года, когда произошло первое чудо, связанное с иконой.

Икона Божией Матери «Знамение». Фото diveevo.ru

Первое чудо иконы Божией Матери «Знамение»

К стенам Новгорода подошли соединенные силы русских удельных князей, чтобы завоевать город. Новгородцы подготовились к длительной осаде и стали просить Господа о помощи. На третью ночь местному архиепископу Илье приснился сон, что он должен взять из церкви образ Пресвятой Богородицы и выйти с ним на городскую стену. Он так и поступил.

Войска князей в этот момент обстреливали город, и одна из стрел попала в икону. Из глаз Богородицы потекли слезы, что привело в ужас нападавших. Воодушевившись Божьей поддержкой, новгородцы бросились на врагов и победили их.

Тогда архиепископ установил праздник в день Знамения Божией Матери, который отмечается до нынешнего времени.

Второе чудо, связанное с иконой

Произошло в 1611 году. Армия шведов ворвалась в Новгород и намеревалась завладеть Знаменским собором, где в тот момент шло богослужение у иконы. Но какая-то неведомая сила не подпускала их к храму, каждый раз откидывая солдат назад. Разочаровавшись, шведы отступили и покинули город.

Чудеса, связанные с пожарами

Связывают с иконой «Знамение» и другие чудеса. Например, в летописных источниках есть информация, что когда в XIV веке в деревянной церкви, где тогда пребывала икона, случился пожар, огонь остановился прямо возле лика Богородицы и не повредил образ. После этого был возведен каменный храм – Знаменский собор, и икону «Знамение» перенесли туда.

О том, что огонь не властен над образом, вспомнили спустя два века. В то время в Новгороде вновь случился сильный пожар. Сгорели дома на нескольких улицах, а горожане все никак не могли совладать со стихией. Тогда митрополит Макарий помолился у иконы Божией Матери и с ней в руках совершил крестный ход. После этого в сторону реки подул сильный ветер и пожар прекратился.

Известно, что от пожаров защищает и еще одна .

Икона «Знамение» — главная святыня новгородской земли. Фото 53news.ru

В чем помогает икона Божьей Матери «Знамение»?

Перед этим образом Богоматери просят мира, избавления от бедствий, междоусобных войн и нашествия врагов.

Также считается, что икона «Знамение», если разместить ее в доме, поможет уберечь его от пожара и завистников, возвратить потерянные вещи и наладить отношения между родственниками. Нередко молятся у лика Божией Матери и те, кто хочет найти своих пропавших без вести родных.

Как и другие иконы Богородицы, например, икона «Знамение» обладает силой исцеления. Она может помочь при болезнях глаз, в том числе при слепоте, вылечить холеру и тяжелые психические недуги.

иконография Богородичных икон, в к-рой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)); наименование связано с чудотворной иконой Божией Матери (см. разд. ««Знамение» Новгородская икона Божией Матери»), через к-рую в 1169/70 г. Вел. Новгороду было явлено заступничество Пресв. Богородицы (Минея праздничная - РНБ. Соф. № 369). С кон. XV в. название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, т. е. становится наименованием иконографического типа, др. название которого - «Богоматерь Воплощение».

Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях имп. Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из мон-ря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI-VII вв., Коптский музей, Каир), в мон-ре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сир. рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.).

В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Так же названы иконы др. иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах , построенным в К-поле в V в. имп. Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Имп. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было неск. чудотворных икон Божией Матери, с к-рыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на к-рых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле имп. купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из к-рых истекает св. вода (Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее - во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с легендой Η ΒΛΑΚΕΡΝΙΤΙΣΑ.

Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886-912). По описанию свт. Фотия, патриарха К-польского, оно было на мозаике апсиды церкви мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Изображение «Влахернитиссы» в рост встречается на фресках апсиды ц. Богоматери в Трикомо, Кипр (нач. XII в.), апсиды ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), на иконе Божией Матери с прор. Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII в., ГТГ).

Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией свт. Василия Великого, на к-рой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес. Полуфигуры Богоматери Платитеры встречаются на печатях и монетах имп. Никифора Фоки (963-969), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169), Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (20-е гг. XIII в.), на мозаике наружного нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321). Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии, повторяющие рельеф над фиалом в храме во Влахернах (рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции).

Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия» (патена из мон-ря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»). На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская , Курская-Коренная , Мирожская , Новгородская , Серафимо-Понетаевская , Царскосельская и др.

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

«Знамение» Новгородская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ сер. XII в.; с его помощью связана защита Вел. Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, к-рый, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины.

Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды (Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте.

Икона (размер 59×52,7 см), двухсторонняя, укреплена на древке, является выносной. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Ее груди медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы - ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?). На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображенным в сегменте, представлено 2 святых. В поздней записи на иконе имелись надписи с именами ап. Петра и мц. Наталии. Древние надписи не сохранились, однако анализ иконографии позволил предположить, что это изображения праведных Иоакима и Анны. В XVI в. икона была поновлена, возможно лично архиеп. Макарием (впосл. митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа на лицевой стороне сохранились фрагменты синего мафория и платья Богоматери, а также фрагменты медальона, окружающего образ Богомладенца. Изображения на оборотной стороне относятся к первоначальной живописи.

Один из ранних списков Новгородской иконы - икона XII в. с мученицей на обороте (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Многочисленные списки относятся к XVI в. (ГТГ, ЦАК МДА). Поясное изображение Оранты с медальоном встречается на печатях Киевских митрополитов Никифора I (1104-1121) и Михаила (1131-1147), Новгородских епископов (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1). В XV-XVI вв. изображения «Знамения» часто помещались на иконах избранных святых.

Лит.: Тихомиров П. И., свящ. Сказание о новгородской чудотв. св. иконе Знамение Божией Матери. Новгород, 18722; Поселянин Е. Богоматерь. С. 730; Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Frolow A. Le «Znamenie» de Novgorod // RES. 1949. Vol. 24. P. 67-81; Vol. 25. P. 45-72; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

Н. В. Квливидзе

«Знамение» Царскосельская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых; в России известна с апр. 1653 г., когда была подарена царю Алексею Михайловичу К-польским патриархом св. Афанасием III Пателларием; считается, что последний раз ее видели во время отречения государя от престола.

По преданию, имп. Петр I, перевезший образ из Москвы в С.-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, к-рая в 1734 г. специально для этой иконы поручила архит. И. Я. Бланку разработать проект каменного храма в имп. резиденции Царское Село, сооруженного им в сотрудничестве с М. Г. Земцовым и освященного в мае 1747 г. Др. свидетельством благоговейного почитания иконы имп. Елизаветой Петровной служат сведения о том, что в ночь перед переворотом, после к-рого она взошла на престол (27 нояб. 1741), она усердно молилась перед иконой.

В торжестве 3-дневного перенесения иконы из С.-Петербурга в новый храм в Царском Селе участвовали Святейший Синод и весь двор, императрица прошла всю дорогу и даже помогала нести образ. До 1831 г. образ находился над царскими вратами иконостаса, над изображением Тайной вечери. Ее выносили из храма только 12 мая 1812 г., во время пожара, охватившего дворец и угрожавшего Знаменской ц. В 1831 г., после избавления Царского Села от холеры, случившегося по совершении 5 июля молебна перед вынесенной в центр храма иконой «Знамение» и крестного хода с ней вокруг города, она была помещена перед правым клиросом Знаменской ц. Тогда же по просьбам горожан был учрежден ежегодный крестный ход: до 1917 г. в этот день икону после обедни выносили на дворцовую площадь, где перед ней совершался предшествующий крестному ходу коленопреклоненный молебен. В XVIII в. был выполнен ее 1-й список, к-рый также находился в Царском Селе, в т. ч. во время пожаров и эпидемий. Вероятно, перед этой иконой имп. Александра Феодоровна молилась во время первой мировой войны, когда государь уехал в Ставку. В 1942 г. из осажденного Ленинграда, героически перебравшись через линию фронта, к оккупантам г. Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины - дочери известного с.-петербургского прот. Владимира, духовного сына прав. Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской ц. образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны. В 1946 г. митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в ц. ап. Иоанна Богослова при СПбДА, где она пребывает в наст. время. В Знаменской ц. находится ее список XX в.

Икона прославилась мн. чудесами: избавлением от холеры, спасением от пожаров, потопления и др. бед, исцелениями, помощью в скорбях и житейских невзгодах. В 1853 г. было издано хромолитографическое изображение иконы, известны случаи благодатной помощи и от гравюрных ее изображений. В нач. лета 1916 г. литографические изображения иконы освящались в Знаменской ц. и посылались солдатам действующей армии, к-рые носили иконки на груди.

С 1999 г. по средам перед образом читают акафист. С этого же времени в С.-Петербурге ежегодно с 10 по 13 дек. проводятся Общеобразовательные Знаменские чтения, открываемые после литургии и молебна перед иконой «Знамение».

Точных сведений о времени написания иконы (ок. 138×107 см) нет. Традиц. иконография «З.» дополнена по изволению имп. Елизаветы Петровны вскоре после восшествия на престол изображениями на полях ап. Петра, праведных Захарии и Елисаветы, прп. Алексия, человека Божия. На списке XVIII в. к ним по повелению имп. Марии Александровны были добавлены (1859) образы свт. Николая Чудотворца и мц. Александры в память имп. Николая I и его супруги Александры Феодоровны.

По воцарении имп. Елизавета соорудила из червонного золота ризу на икону (ок. 8,73 кг). В 1849 г. в благодарность за избавление Царского Села от эпидемии холеры, охватившей Россию в 1848 г., икону покрыли шитой, с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов, опалов ризой, основой которой служила золотая фольга. Риза (111 × 89 см), словно разноцветная мантия с широкими рукавами, поверх которой с плеч спускался широкий окаймлявший ее омофор, украсила образ Богородицы. Чело Богоматери украшал убрус, шитый из драгоценных камней (по церковной описи 1860 г., использовано 32 группы драгоценностей). Такая же мантия и омофор покрывали образ Богомладенца. Драгоценные ризы были изготовлены и для изображений святых на полях. Большая и лучшая часть драгоценностей (на убрусе и нагрудном украшении Богоматери, на одеждах Спасителя) пожертвована императрицами Александрой Феодоровной и Марией Александровной, вел. княгинями Александрой Иосифовной, Марией и Ольгой Николаевнами. Ризу вышивала с сестрами благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, к-рой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как она должна сделать, причем, когда недоставало подходящих камней, неожиданно появлялись жертвователи. Самым крупным камнем на окладе был сердцеобразный топаз (приношение В. А. Прянишниковой), на его гранях вырезаны даты чудесного избавления Царского Села от холеры - 1831 и 1848 гг. Внизу на сердцевидной золотой дощечке, искусно сделанной из пожертвованных богомольцами мелких золотых вещей (колец, брошек, цепочек, серег), были выгравированы слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского села, сии перла, яко слезы благодарности, орошающия Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас»; внизу подпись: «Сию ризу вышивала девица Мария Давыдова с сестрами вследствие сновидения». Из оставшихся приношений сестрами Давыдовыми была изготовлена пелена к иконе, шитая по пунцовому бархату драгоценными камнями, золотом, серебром, бусами и рим. жемчугом. На пелене вышиты сияние, Евангелие, сосуд, 2 скрижали, кадило, виноградные листья, кисти, колосья. Под рук. Давыдовых в то же время был изготовлен «ковер усердия», покрывавший пол в алтаре и доходивший до середины церкви. Риза утрачена при изъятии церковных ценностей в 1922 г. Не сохранился и выполненный в 1853 г. на средства прихожан Знаменской ц. киот, а также изготовленный стараниями благочестивых фрейлин имп. двора по рис. Ф. П. Солнцева бронзовый вызолоченный подсвечник, называвшийся фрейлинским.

Поселянин Е. Богоматерь. С. 700-705; Сочагин А. Царское Село в открытках кон. XIX - нач. XX в. СПб., 2002; Дмитриева Н. К. Царскосельская чудотв. икона Б. М. «Знамение» // Культурно-просвет. работа (Встреча). М., 2005. № 7. С. 28; № 8. С. 18; Царскосельская икона Божией Матери «Знамение». СПб., 2007.

Э. П. И.

«Знамение» Корчемная икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, пребывающий в муж. мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове Рязанской обл. В мон-ре хранится и рукописное «Повествование об иконе Пресвятой Богородицы, Ее честнаго и славнаго Знамения, называемой «явленной», которое в городе Рязани в часовне при церкви Преподобнаго Симеона Столпника было написано по повести пожилых людей и по современным событиям в мае месяце 1851 г.». Оно содержит сведения об истории иконы и явленных через нее знамениях.

Согласно «Повествованию...», в Рязани жила некая вдова, одержимая недугом пьянства. Когда она истратила все, что имела, то взяла из дома икону Божией Матери «Знамение» и понесла в корчму под названием «Красная», к-рая находилась у ц. прп. Симеона Столпника, чтобы обменять образ на вино. Корчемник принялся укорять женщину, говоря, что иконы, которыми родители благословляют своих детей, должно хранить с благоговением и передавать из рода в род. Тем не менее вдова не смогла преодолеть губительную страсть, но пообещала позже выкупить образ. Взяв икону, хозяин корчмы поместил ее в красном углу. Через неск. дней женщина, отдав долг, поставила икону в своем доме на прежнее место. Наутро икона исчезла. В то же утро вставший на молитву корчемник увидел икону в своей божнице и решил, что в его отсутствие вдова опять принесла образ. Однако домочадцы не подтвердили его предположение. Вскоре к недоумевавшему корчемнику пришла вдова и поведала об исчезновении иконы. После слов корчемника: «Видишь, вот Она, Матерь Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она стала здесь» - женщина упала пред иконой на колени: «Вижу, Владычица, что Ты не благоволишь быть со мной, ради моего греха пред Тобою, но больше благоволишь здесь остаться, где я, окаянная, сама предала Тебя. Все же в оставшиеся дни жизни моей не лишай меня окончательно Своего покровительства и милости!» По молитвам Пресв. Богородицы вдова с того времени до конца жизни не пила вина.

О чудесном возвращении иконы в корчму прошел слух среди горожан. Жители Рязани и приезжие шли туда, чтобы поклониться образу, перед к-рым корчемник зажег лампаду, а священник ц. прп. Симеона Столпника совершал молебны. Благочестивые люди делали приношения на поддержание неугасимого огня. Даже те, кто приходили в корчму за вином, сначала поклонялись иконе Божией Матери и опускали в кружку деньги на покупку масла для лампады. Икону стали именовать «Явленная Корчемная». Образ прославился мн. чудесами, облегчавшими страдания в болезнях, утешавшими в скорбях. Вскоре о ней узнали во мн. городах и селах России. К месту пребывания чудотворного образа всегда приходило много паломников. После закрытия корчмы в сер. XIX в. по благословению свт. Гавриила (Городкова), архиеп. Рязанского и Зарайского, икону всенародно крестным ходом перенесли в ц. прп. Симеона Столпника, где было совершено всенощное бдение. Утром после литургии с молебным пением ее внесли в часовню близ этой церкви, срубленную, по преданию, по случаю сретения Феодотиевской иконы Божией Матери (1487) и перестроенную в камне в 1846 г. Корчемная икона Божией Матери «Знамение» была поставлена для поклонения при открытых дверях посреди часовни на аналое. С этого времени по прошению прихожан было установлено празднование в честь иконы по храмовому уставу 27 нояб. и она получила совр. название. Накануне икону крестным ходом переносили из часовни ко всенощному бдению в храм, утром после литургии образ возвращали в часовню. Такое же шествие было установлено в понедельник Светлой седмицы.

В 1848 г. центральные губернии России поразила холера. В Рязани особенно сильной эпидемия была в июне-июле. Горожане с молебным пением носили икону по своим домам, после чего, за исключением жителей 2 домов, ни один человек больше не умер. В том же году после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение» прекратилась засуха, вызвавшая пожар в сосновом бору на левом берегу Оки, примерно в 10 верстах от города.

12 окт. 1882 г. часовня, где находилась икона, сгорела от упавшей на икону свечи, при этом образ не пострадал, «обгорела киота, расплавилась часть серебряного оклада» (Добролюбов. 1884. С. 34). До восстановления часовни икона пребывала в ц. прп. Симеона Столпника.

По просьбам благочестивых рязанцев икону часто приносили в дома для служения молебнов. Перед ней купцы испрашивали благословение накануне городских ярмарок, новобрачные - помощь и покровительство в предстоящей семейной жизни. Усердием молящихся икона была украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Каждый вторник в часовне совершались молебны с акафистом. В нач. 20-х гг. XX в., когда часовня была закрыта, икону перенесли в ц. прп. Симеона Столпника. Во время кампании по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья» эта икона «Знамение» была сохранена благодаря дворянину Дмитрию Серебрякову (или Серебрянскому), к-рый входил в комиссию. Юноша заявил членам комиссии, что хочет взять образ домой, чтобы аккуратно снять с него драгоценную ризу, при передаче к-рой на следующий день сообщил, что икона при снятии оклада рассыпалась от ветхости. Нек-рое время икону прятали в доме Серебряковых, после их отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывш. прислуга семьи - Александра Ивановна. В кон. 50-х гг. XX в. Александра Ивановна жила у Софьи Васильевны Злобиной, к-рая была посвящена в тайну Серебряковых и хранила икону в своем доме на ул. Горького. Перед иконой горела неугасимая лампада; в потемневшей, расколотой на 2 части иконной доске (трещина проходила по лику Богоматери) трудно было узнать одну из главных святынь Рязани. Злобина завещала эту икону архим. Авелю (Македонову; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), к-рый перенес ее 8 сент. 1961 г. в Борисоглебский собор Рязани, где в это время служил, и, поставив в приделе во имя свт. Василия Рязанского на престол, совершил пред ней акафистное пение. Вместе с ним молилась алтарница храма мон. Августа, к-рая сразу узнала святыню. Эта бывш. послушница Успенского Ольгова мон-ря после закрытия обители нек-рое время служила алтарницей в ц. прп. Симеона Столпника, после закрытия храма (18 нояб. 1924) хранила у себя рукописное «Повествование...». Передавая его архим. Авелю, она рассказала, что была свидетельницей чуда исцеления слепой девочки. Ежегодно с 1961 г. в дни празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение» святыню приносили в Борисоглебский кафедральный собор на торжественное богослужение. Для реставрации иконы архим. Авель предполагал пригласить А. И. Шибаева, который обучался искусству писать иконы по благословению прав. Иоанна Кронштадтского. В сер. 60-х гг. XX в. иконописцу минуло 90 лет, он ослеп. Узнав об этом, архим. Авель готов был отказаться от реставрации иконы, однако через нек-рое время в праздник Успения Пресв. Богородицы пришло письмо из Ярославля от Шибаева, к-рый сообщил о чудесном возвращении зрения. В тот же день ему была отправлена на реставрацию икона, а архимандрит также просил изготовить с нее список. По окончании работ по просьбе жителей Ярославля иконописец приступил к написанию еще одного списка и вновь ослеп.

Когда муж. мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове был возвращен РПЦ (1988) и архим. Авель был назначен его наместником (1989), икону перенесли в обитель и она стала одной из главных ее святынь. Икону украсили ризой золотого шитья. В наст. время икона постоянно пребывает в Богословском соборе мон-ря на престоле. Каждое воскресенье в конце литургии ее выносят из алтаря и полагают на аналой посреди храма, где перед ней служится водосвятный молебен. С 1994 г. в течение 4 лет каждый вторник на подворье мон-ря в Рязани (ул. Кольцова, 10) совершались молебны перед Корчемной иконой Божией Матери «Знамение». Список иконы привозили для поклонения. После открытия в 1998 г. в Рязани 2-го монастырского подворья (Николо-Ямского храма) выполненный Шибаевым список пребывает там. В 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта икона внесена в список чтимых РПЦ чудотворных икон. Составлены акафист, молитва, тропарь, кондак, величание. Попечением архим. Авеля списки иконы направлены во мн. храмы Рязанской епархии.

10 дек. 2000 г. в рязанском во имя Св. Троицы мон-ре был освящен надвратный храм в честь Корчемной иконы Божией Матери «Знамение». По пятницам в Троицком монастыре совершается молебен с каноном о страждущих винопитием и наркоманией.

Икона, традиц. для образа «Знамение» иконографии, написана на доске (38,9×28,9 см) и представляет поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками; в медальоне Христос Еммануил держит свиток.

Ист.: ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Св. 171. Л. 464. Рязанский исполком советов Р. К. и Кр. Депутатов. Выписка из протокола Президиума Моск. обл. Исполнит. Комитета № 20 от 18 нояб. 1924 г. о закрытии ц. Симеона Столпника с целью использования под склад хлеба; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 390. Л. 53 об. Решение от 12.12. 29 г. о предоставлении здания ц. Симеона Столпника под Окрархив; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 492. Л. 30 об. Решение от 24.08 31 г. о передаче помещения ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Д. 547. Л. 17-20. Постановление президиума РязгорИК от 24 авг. 1931 г. о передаче ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Ф. Р-496. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. 1922 г. Л. 10. Дешифрованная телеграмма: Особо почитаемые иконы, подлежащие обязательному изъятию; Ф. Р-497. Оп. 1. Д. 13. 1922 г. Л. 141, 145, 150-155. Краткий отчет о проведении работы по изъятию церк. ценностей в г. Рязани; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 520. Не пронумер. 30 июня 1883 г. Список чудотв. икон, имеющихся в Рязанской епархии, к-рыя носят для молебствия пред ними в округе приходов (сведения сост. на Рязанском Епарх. Съезде депутатов 1883 г. по заявлениям о. депутатов); Ф. 627. Рязанская духовная консистория. Оп. 171. Д. 4. Св. 2165. 1912 г. Дело не пронумер. Часовни в Рязани и Рязанском у.; Ф. 869. Оп. 1. Д. 1. Л. 325-332. Список церквей, колоколен, часовен, 1884-1886 гг.; Д. 325. Не пронумер. Описание чудотв. образов из церквей и мон-рей Рязанской губ.

Лит.: Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 33-35; Описание церк. вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии // Рязанский епарх. вестн. 1887. № 11. С. 263; Ц. Симеоновская: (О чудотв. иконе «Знамение» Божией Матери, находящейся в каменной часовне близ ц. Симеона Столпника) // Там же. 1892. № 4. С. 179-182; Ист. очерк всех церквей и мон-рей г. Рязани в их хронол. последовательности с основания города до наст. времени: Симеоновская ц. // Там же. 1906. № 14. С. 413; Солодовников Д. Переяславль-Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922. С. 125-128; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва // Рязанские чудотв. иконы. Рязань, 1996; Святые и праведные земли Рязанской: X-XX вв. Рязань, 2000. С. 200-208; Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. Житие свт. Гавриила, архиеп. Рязанского и Зарайского. Рязань, 2001. С. 23-24; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва. Рязань, 2002; Икона Пресв. Богородицы «Знамение-Корчемная» // Рязанский церк. вестн. 2002. № 12. С. 47-52; Аграмаков Н. Н. Церкви и мон-ри в Рязани: Ист. путев. Рязань, 2004. С. 28-29; Синельникова Т. П. Рязанский храм во имя прп. Симеона Столпника // Рязанский церк. вестн. 2004. № 5. С. 66-71; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Рязань, 2005; Свято-Иоанно-Богословский мон-рь. М., 2007. С. 270-289; Дмитриева Н. Чудотв. икона Б. М. «Знамение-Корчемная» // Культурно-просвет. работа (Встреча). 2007. № 3. С. 18-21; Мелетия (Панкова), мон. Вверенная Богом святыня // Рязань: История, культура, православие. Рязань, 2007. С. 33-34, 436.

Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)

«Знамение» икона Божией Матери из Златоустовского монастыря в Москве

(празд. 3 марта, 27 нояб.), чудотворный образ, главная святыня монастыря, утраченная после его закрытия и разрушения в 1933 г. Икона прославилась зимой 1847/48 г., когда в Москве свирепствовала холера. Проживавшему в Замоскворечье купцу - 60-летнему прихожанину ц. вмц. Екатерины на Ордынке Иродиону Воробьёву во время болезни привиделось, будто он находится в Златоустовском монастыре, где монах с послушником готовятся что-то освящать. На стене был образ «Знамение», к которому купец поспешил приложиться. Изображенный на нем Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя больного, протянула ему хрустальный сосуд для передачи послушнику. Очнувшись, Иродион почувствовал облегчение. 17 февр. он пришел на вечерню в Златоустовский монастырь, где в молодости часто молился, и обнаружил икону, висевшую над входом на паперть Троицкой ц. По просьбе Воробьёва 3 марта образ был снят с арки и внесен в храм. Перед ним отслужили молебен с водосвятием и чтением акафиста Богородице. Икону поместили на аналое в приделе свт. Иннокентия Иркутского. Воробьёв пожертвовал ей серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями и устроил для нее киот. С 1865 г., когда монастырская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста стала теплой, икона находилась в резном иконостасе этого храма, за левым столбом. В Троицкой ц. был оставлен список в сребропозлащенной ризе (местонахождение неизв.), изготовленный по заказу женщины, получившей исцеление от иконы.

На иконе «греческого письма, на липовой доске» (ок. 53×44 см) по сторонам Богоматери «Знамение» изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн Новгородский.

Во время существования обители пред иконой ежедневно служились молебны: после ранней обедни - в Троицкой ц., после поздней - в соборе. По пятницам во время вечерни перед иконой читался акафист Божией Матери.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 174, 741.

Э. П. И.

«Знамение» Верхнетагильская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), почитаемый на Урале чудотворный образ. Согласно сложившемуся к кон. XIX в. Сказанию, икона была явлена в 1709 г. в лесу, на месте которого в 1716 г. возник пос. Верхнетагильский Завод (ныне город Свердловской обл.).

Первоначально икона находилась в одном из уральских скитов, к-рый был разорен бурлаками, убившими насельников. Когда грабители собирались покинуть скит, от иконы был голос, повелевающий взять образ с собой. Те не посмели ослушаться и доставили икону в пос. Невьянский Завод, где она находилась нек-рое время. Один из жителей поселка, Савва Медведев, был ложно обвинен в воровстве. Он усердно молился Богу об избавлении от навета, и ему было явление иконы «Знамение», от к-рой исходил голос: «Если ты обещаешь перенести меня в свой дом, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасно обвинения». Савва выкупил икону за 3 р., перенес ее в свой дом и действительно освободился от подозрения. Вскоре он был переведен на жительство в пос. Верхнетагильский Завод и увез икону с собой. В 1753 г. он передал ее в верхнетагильскую Знаменскую ц. В 1861 г. деревянный храм сгорел, но икона, у которой обгорела торцевая часть, уцелела. До нояб. 1876 г., когда был освящен каменный Знаменский храм, она находилась в устроенной в заводской конторе ц. во имя прор. Илии. В наст. время она пребывает в Знаменской ц. у левого клироса на аналое под стеклом. К образу привешены украшения - дары от людей, получивших исцеление от иконы.

Сказание о Верхнетагильской иконе Божией Матери «Знамение», повествующее о ее явлении и бывших от нее чудесах, сохранилось в рукописи нач. XX в. Рукопись в 8-ю долю листа, написанная четким полууставом одной рукой на бумаге без штемпелей и водяных знаков, хранится в алтаре верхнетагильской Знаменской ц.

До кон. 20-х гг. XX в. ежегодно в течение лета совершались крестные ходы с иконой на Невьянский, Верх-Нейвинский, Нейворудянский, Быньговский и Шуралинскийзаводы. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 окт. 2001 г. было установлено общецерковное празднование этой иконе (особой службы нет).

На иконе, писанной на доске (70×53,8×2,5 см), представлен поясной образ Богоматери; на Ее груди в медальоне изображен благословляющий Христос Еммануил со свернутым свитком в левой руке. Справа от лика Божией Матери - изображение херувима, слева - серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и исчезла.

С чудотворного образа были сделаны многочисленные списки, среди них особо почитаемы Невьянский и Быньговский. Невьянский список до 1932 г. находился в невьянском Преображенском соборе в киоте за левым клиросом, был облачен в серебряную ризу. После закрытия собора икона была спасена и в наст. время пребывает в Вознесенской ц. Невьянска за левым клиросом. Быньговский список находится в храме во имя свт. Николая в с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Среди др. чтимых образов - списки в Успенском храме в г. В. Пышма и в храме во имя вмч. Пантелеимона в Екатеринбурге.

Лит.: Распространение христианства в Пермской губ. // ЖМНП. 1857. Февр. Отд. 2. С. 267; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902; О действиях миссии и духовенства во время богомолений старообрядцев на Веселых горах // Екатеринбургские ЕВ. 1913. № 36. Отд. неофиц. С. 862-866; О поездках и собеседованиях епарх. миссионера со старообрядцами // Там же. № 47. Отд. неофиц. С. 1114; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998; Щербинина О. Побеждая незримою силою: Предание об иконе Знамение Богородицы в В. Тагиле // Родина: Журн. 1998. № 9. С. 104-105; Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2000. С. 105-106; Сулоцкий А. И. Соч.: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири. С. 238; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001; Седин С., свящ. Икона из В. Тагила прославлена на всю Россию // Правосл. газ. Екатеринбург, 2001. № 33(174). С. 3; он же. Почитание иконы Пресв. Богородицы «Знамение» Верхнетагильской // ЖМП. 2004. № 5. С. 37-39; Мангилёв П., прот. Верхнетагильская чудотворная икона Божией Матери «Знамение» // Вестн. музея «Невьянская икона». Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 131-140; он же. Чудотворные и чтимые иконы Божией Матери в Екатеринбургской епархии // «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского»: Мат-лы Всерос. правосл. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2005. С. 15-32.

Прот. Петр Мангилёв

«Знамение» Павловская

икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, обретенный в 1696 г. среди руин крепости Азов после ее завоевания царем Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам (1711) икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости (позднее г. Павловск). Утраченная после Октябрьской революции 1917 г. икона 17 марта 2002 г. восстановлена по описанию и находится в Преображенском соборе Павловска (Воронежская обл.).

Образ был «начертан штрихами» (Поселянин. С. 746) на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись: «Сей образ «Знамения» Божией Матери Христовой, начертанный честью на мятице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета».

В XVIII в. был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по имп. Петру I. По благословению митр. Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) эта традиция возрождена в 2004 г.

В 20-х гг. XIX в. икона была помещена в большой золоченый лучеобразный киот над царскими вратами Преображенского собора Павловска. В конце богослужения ее на шнурах спускали для поклонения.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 746; http://pokrov.gatchina.ru/icon/z.htm [Электр. ресурс].

События из истории иконы Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение» - одна из наиболее почитаемых русским народом икон. Икона получила свое название в честь знамения Пресвятой Богородицы, произошедшего в 1170 году в Великом Новгороде. Чудо неразрывно связано с этой иконой, особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. История свидетельствует о неисчислимых милостях Пресвятой Богородицы к русскому православному народу, явленных через Ее святые иконы. Любопытно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы», или Богоматерь «Знамение» – это икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта, представляющему Ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном и древнем жесте заступнической молитвы. Изображение Оранты на Руси называли также «Нерушимой стеной», потому что считали Ее заступницей «всех городов, предградий и весей» в борьбе против извечных врагов – степных кочевников. Богоматерь Оранта как будто бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием все человечество.

Изображения Богоматери, сходные с иконой «Знамение», встречаются уже на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы с Божественным Младенцем на коленях из катакомб Святой Агнии в Риме. Судя по отсутствию нимба у Богомладенца, это изображение Богородицы было создано до 325 года, то есть до I Вселенского собора, на котором были определены и установлены основные догматы христианства, в том числе была утверждена Божественность Иисуса Христа.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XII веке, после чудесных событий избавления Великого Новгорода от захватчиков.

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно здесь начала княжить династия Рюриковичей и возникла так называемая Новгородская Русь, от которой принято начинать историю русской государственности. Новгородская Русь продолжала свое существование в составе Киевской Руси как Новгородская земля, сохраняя некоторую самостоятельность, вплоть до 1136 года. Именно в этом году после изгнания новгородского князя Всеволода Мстиславича в Новгородской земле установилось республиканское правление, и Новгородская Русь стала, по сути, отдельным государством.

Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти, с этой целью он вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским, поставив во главе войска своего сына Мстислава. Громадная рать двинулась на Новгород, оставляя за собой разоренные села и пепелища. Зимой 1170 года войско осадило Новгород, потребовав сдать город. Не раз обе стороны начинали переговоры, но к согласию так и не пришли.

Все жители Новгорода непрестанно молились о спасении. Особенно горячи были молитвы архиепископа Новгородского, на третий день молитвы он почувствовал священный трепет и услышал голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града».

У горожан появилась надежда, икону Божией Матери торжественно вынесли из храма и подняли на городскую стену, обратив ликом к нападающим. Но воины Мстислава не смягчились, в сторону города было пущено много стрел, одна из них попала в икону и ранила лик Богородицы. В этот момент произошло еще одно чудо – икона Божией Матери отвернулась от нападавших и повернулась ликом к Новгороду. Войска, осадившие город, тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Этим чудотворным образом осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города от врагов.

В тот же миг в войске Мстислава началось смятение, воинов охватил непонятный страх, и они бросились врассыпную, новгородцы преследовали обратившегося в бегство неприятеля, многих взяли в плен. С того времени за этой иконой Богородицы и закрепилось название «Знамение», и впоследствии было установлено празднование чудотворной иконе на 27 ноября по старому стилю.

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильинской улице. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была торжественно перенесена в новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Какое чудо произошло

Чудеса от иконы Божией Матери «Знамение» Новгородская происходили постоянно. Наиболее крупные, документально зафиксированные – помощь при осаде Новгорода суздальцами: после совершения молебна перед иконой «Знамение» нападавшие внезапно обратились в бегство.

В 1356 году в церкви, где находилась икона, возник пожар, но тут же начали служить молебен перед ней, и по его окончании пожар утих.

В 1611 году Богородица защитила от разграбления храм, где стояла Ее икона «Знамение». Согласно преданию, при захвате Новгорода шведами многие храмы города были разорены. Церковь Знамения Богородицы тоже привлекла их внимание, но невидимая сила отбросила шведов назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем захватчикам, и никто из них после не пытался войти в Знаменскую церковь.

После Октябрьской революции 1917 года икона Божией Матери «Знамение» попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. 15 августа 1991 года, когда икону Божией Матери «Знамение» из музея передавали Новгородской епархии, купол Софийского собора окружила яркая радуга. Потом чудесное знамение стало подниматься в чистое безоблачное небо, где постепенно растворилось в вышине.

В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Новгородская находится в Софийском соборе города Новгорода.

Слава святой иконы Божией Матери «Знамение» велика. Чудесами были прославлены и некоторые списки с нее, которые названы по месту, где совершилось чудо. Это иконы Богородицы «Знамение» Мирожская, Абалацкая, Царскосельская, Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая и многие другие.

Преклоняясь перед святыми иконами Божией Матери, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира нашей стране и всему миру. Невозможно перечислить все случаи чудесной помощи Божией Матери верующим людям.

Что есть чудо? Само слово происходит от слова «чуять», которое в древности было синонимом глагола «слышать», оно часто встречается в старорусском «чую я», или «ЧУ!» Мы слышим голос Божий, но иным внутренним слухом, внефизическим, чуем, и «имеющий уши» – услышит глас Божий через знамения, которые он посылает нам. Образ Богоматери «Знамение» – символ извечной любви и благословения, которые приходят к нам от Ее бесконечной любви...

Значение иконы

По иконографическому типу икона Божией Матери «Знамение» восходит к типу Оранта. Оранта всегда символически олицетворяла собою Небесную Церковь. С древних времен, когда христиане молились еще в катакомбах, Церковь была отождествлена с Самой Богоматерью.

Но что такое «Знамение»? Индоевропейское слово «джнани» восходит к глаголу «знать», который тождествен слову «рожать, рождаться, появляться на свет». Так тонко в своей первоначальной семантике переплетаются значения сегодня уже чрезвычайно далеко разошедшихся слов: то, что рождается – появляется, выявляется, становится узнаваемо и познаваемо, ознаменовано. Сплав обоих смыслов – «знать» и «рождаться» заключен в слове «Знамение».

Богомладенец на иконе Божией Матери «Знамение» изображен в круге, как бы открываясь нам во чреве Богоматери. Здесь снова мы видим символическое прочтение понятий «знание» и «рождение». Оно в Знамении, которое приходит к нам как знак будущего Откровения: Богоматерь знает через Благовещение, что Ей предстоит. Она рождает Сына на иконе символически, Ее руки раскинуты, и это жест благословляющий, отпускающий, отдающий в мир Того, Кого Она любит более всего как Мать, Которая любит своего Сына, еще раз подчеркивает Божественность явления и человеческого материнства, его высокое предназначение: мать рождает человека, чтобы он на своей земле сделал мир дольний частью всего Царствия Небесного.


иконописец Юрий Кузнецов

Любовная жертва Богоматери носит высочайший смысл – Она отдает Сына для нашего Спасения, поскольку взяла в усыновление весь род человеческий. Это потом мы в «Богородице, Дево, радуйся..» споем ликующее «…благодатная Марие, Господь с Тобою…», а тогда, когда Она носила Его во чреве, – это было только знамение, предзнаменование будущего Откровения – явления Бога во плоти…

Также руки, воздетые к небесам, всегда были для нас символом обращения к Нему, Господу. На руках же Богородицы лежит невидимый Покров, который Она держит над нами в знак защиты и заступничества.

С другой стороны, Откровение через Знамение – узнавание нами о будущем приходе Христа-Спасителя, мы знаем Его и свидетельствуем о Нем. Икона Божией Матери «Знамение» в очередной раз являет собою связь между Ветхим и Новым Заветами, их тесную преемственность, которая заложена в слова пророчества Исайи, которое иначе еще называют «протоевангелием»: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14).

Есть особый чин в честь Богоматери, который называется «Чин возношения Панагии». Панагия – Вседержительница. Во время трапезы просфора ставится на блюдо – панагиар. На панагиарах XII–XIV веков из Византии делалась надпись «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову», тем самым подтверждая евангельское, а ныне и литургическое, произносимое перед таинством причастия: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое» Мф. 26). Этот чин снова замыкает круг символики, приводя нас к явлению Боговоплощения.


Top