Морфемы, виды морфем. морфемы корневые и аффиксальные. аффиксы внешне выраженные и нулевые. Материал на тему: Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Наприм.: Возвращение

ВОЗ имеет значение «обратное действие» или «направление движения». Действие обычно направлено на субъект или объект.

ВРАЩ – круговое движение

ЕНИj – процесс, мыслимый предметно

Е – ср.р., ед.ч., им.п.

Также как и фонема, морфема – это структурный элемент слова. Поскольку морфема явл-ся языковой единицей, мы наблюдаем в ней те же системные признаки, что и у фонемы. Морфема – инвариант (образец, эталон), а варианты морфемы наз-ся морфами.

Наприм.: ДРУГ – ДРУЖ, ДРУЗ’, ДРУГ, ДРУ[К], ДРУ[Ш]

Морфы одной морфемы по отн-ию друг к другу наз-ся алломорфами . Даже если морфема равна по структуре фонеме, наприм., О, С, К, она все равно имеет знач-ие.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования; от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

Морфема и слово

Общее: наличие знач-ия, воспроизводимы, непроницаемость, постоянство звучания и значения. И слово, и морфемы состоят из фонем.

Отличительные признаки:

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные). Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).



Корневые морфемы

К корневым морфемам относятся КОРЕНЬ, АФФИКСОИД.

Корень общая часть родственных слов, к-рая выражает главное вещественное значение основы.

Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду , очень , увы , многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник’ - не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над , если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти .

Корень выдел-ся при сопоставлении слов одного словообразовательного гнезда.

В корне чаще всего наблюд-ся исторические чередования.

Корни бывают 2 типов: свободные и связанные.



Свободный корень – это корень, к-рый способен выступать без аффиксов в составе нечленимых основ (встреч-ся без приставок и суффиксов).

Наприм., ВОДа, ВОДный – свободный корень

Связанный корень известен только в составе членимых основ и не может употреб-ся без аффиксов.

Наприм., ТРЯПица , ТРЯПка, ТРЯПочный, ТРЯПочка

Аффиксоид – морфема переходного типа между собственно корнем и аффиксом. С одной стороны, аффиксоид несет в себе такое же вещественное знач-ие как и корень, с другой стороны, аффиксоид создает словообразовательную модель как аффикс, т.е. явл-ся серийным элементом, создает серию.

Наприм., САДОВОД, ПТИЦЕВОД, ЦВЕТОВОД

-ВОД- аффиксоид «тот, кто занимается резведением чего-либо, кого-либо»

Аффиксоиды дел-ся на префиксоиды (перед корнем) и суффиксоиды (после корня) в зависим-ти от места расположения.

Аффиксальные морфемы

– морфемы, создающие словообразовательные модели и уточняющие, дополняющие знач-ие корня. Аффиксальные морфемы явл-ся общими для ряда неоднокоренных слов.

Наприм., УРАЛЕЦ, ЛЕНИНГРАДЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ – «житель какой-то местности» -ЕЦ-

К аффиксам относятся: ПРЕФИКС (), СУФФИКС (), ИНТЕРФИКС (), ОКОНЧАНИЕ (ФЛЕКСИЯ), ПОСТФИКС ().

Аффиксы выполняют либо деривационную (словообразовательную) функцию : морфемы использ-ся для создания новых слов; либо реляционную (формообразовательную) функцию : морфемы новых слов не создают, а создают форму одного и того же слова.

Наприм., УЧИТЕЛЬНИЦА – 4 аффиксальные морфемы

И, ТЕЛЬ - словообразоват ф-я

А - формообраз. ф-я

НИЦ - словообраз. ф-я + формообраз. ф-я

Однако есть морфемы, к-рые выполняют обе ф-и одновременно. Они наз-ся синкретичными .

Аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.

Продуктивными наз-ся аффиксы, к-рые использ-ся на современ. этапе развития языка для создания новых слов или форм одного слова: ОТксерокопИРОВАть – продуктивные.

Непродуктивные аффиксы – аффиксы, к-рые не использ-ся в настоящее время для создания наст. слов: заКОулок, простОТа, теплОТа – непродуктивные

Аффиксы могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные – часто встреч-ся (-н-, -к-), нерегулярные – редко встреч-ся в словах (-их-).

Есть суффиксы, к-рые встреч-ся в 1-2 словах: почтАМПТ, стеклЯРУС, апплодИСМЕНТы.

Как и слова, морфемы могут быть исконно русскими и заимствованными.

Наприм., чудАК, рыбАК (-ак-); пирожОК, мужичОК (-ок-) – исконно русские

ТРАНС-, ДЕЗ-, А-, СУПЕР-; -ИРОВА-, -ФИЦИРОВА-, -ИЗМ- заимствованные

Суффикс -

Аффиксальная морфема, к-рая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм.

МОРЕ + -СК- →МОРСКОЙ – словообраз. суффикс

СЫН – сынОВЬjЯ – грамматич. форма

РАЗРИСОВАТЬ – разрисовЫВАть – формообраз. суффикс

В слове может быть неско-ко суффиксов, но словообразующим, т.е. тем, к-рый создает данное слово, будет всегда последний суффикс.

Наприм., УЧИТЕЛЬСКИЙ ← УЧИТЕЛЬ (УЧИТЬ + -ТЕЛЬ-) + СК

Суффиксы могут быть разными по структуре. Они могут быть простыми: -ИСТ-, -ИЗМ-, -И-, -ТЕЛЬ-, -СК-, а могут быть сложными (составными): -НИЧА-, -ФИЦИРОВА(ТЬ)-

Суффиксы бывают материально выраженными и нулевыми.

Наприм., засох, засохЛа, засохЛо, засохЛи

Префикс (приставка) –

Аффиксальная морфема, к-рая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.

Наприм., ПРОслушать←слушать – словообразующий

писать→Написать – формообразующий

Префиксы не могут создавать слова других частей речи. Приставки не бывает нулевой, она всегда материально выражена (в отличии от суффиксов и окончаний)

Префиксы: простые (о-, на-, про-, за-); сложные (обез-, недо-); исконно русские и заимствованные

Интерфикс

В производных словах встреч-ся морфема, к-рая не совсем соответствует признакам данной единицы языка, поскольку не имеет знач-ия ни лексич., ни грамматич., но использ-ся для создания новых слов или форм одного слова.

Не все ученые признают интерфикс как морфему, и называют данный формант морфемной прокладкой.

Интерфикс может соед-ть основы в сложных словах: пищЕвод, сорвИголова.

К интерфиксам относятся застывшие окончания внутри сложных производных основ: сумАсшедший.

Не нужно путать интерфиксы и суффиксы внутри сложных слов. Ср.: вечнОзеленый (суффикс), плодОовощной (интерфикс).

Интерфикс может соед-ть корень и суффикс: ялта + -ец- + ИН →ялтИНец

Флексия (окончание)–

Значимая морфема в изменяемых словах.

Окончание всегда говорит о возмож-ти замены данной морфемы другим звуковым комплексом. Список возможных изменений опред-ся частью речи.

Наприм., зимА, зимЫ, зимЕ, зимУ, зимОЙ, зимЕ, ЗимЫ, зим, зимАМ, зимЫ, зимАМИ, зимАХ – 12 парадигм; книжный – 24 парадигмы.

Весь список грамм. форм одного слова наз-ся парадигмой этого слова, а оформляется парадигма с помощью смены окончаний.

Остается нерешен. вопрос о том, явл-ся ли окончание только формообразующей морфемой, или можно признать, что также и словообразовательная морфема.

Постфикс –

Аффиксальная морфема, к-рая стоит после флексии и использ-ся для создания новых слов или форм одного слова. Постфикс наблюд-ся в прерывистых основах.

Наприм., крутитСЯ – словообразовательный

СЯ явл-ся формообраз. в формах страдат. залога в страдат. конструкциях.

Ср.: Кран поднимает груз. Груз поднимаетСЯ краном.

-ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ, создающие неопред. местоимения явл-ся постфиксами.

Формообразующей явл-ся морфема ТЕ в формах повелительного наклонения глаголов и имеет граммматич. знач-ие множ. числа: ходиТЕ

Не все однозначно оценивают эту морфему: одни считают ТЕ постфиксом, т.к. эта морфема стоит после др. формообразующей морфемы И ; другие считают, что это суффикс.

Основа слова -

это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В изменяемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окн о , груст ный , гнал ся . Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему , хаки .

Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной , например: сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,

суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а - горн-ый - горн-о-лыж-н-ый; брат - брат-ск-ий - по-братски. Таким образом, производная основа - это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.

В составе производной основы, кроме корня, может быть:

1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, муж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость );

2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук );

3) различные сочетания приставок и суффиксов (по-муж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый ).

Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть ) и прерывистой (встречаюсь, увлекл-а-съ ).

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа - это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода ->вод-ян-ой - водянистый -водянистость.

4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ ).

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.

22. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования в современном русском языке.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.

Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.

Словообразование связано с лексикологией , так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка.

Словообразование также связано с морфологией , так как вновь образованное слово оформляется по грамматическим законам данного языка.

Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.

Новые слова появл-ся 2-мя типами словообразования:

1. морфологический; 2. неморфологический.

При морфологическом словообразовании новое слово создается путем прибавления/усечения морфем, т.е. производится какая-то операция с морфемой. К ним относятся частные способы сложения и аффиксация.

Неморфологические способы – способы, где образование нового слова связано с изменениями в его семантики. Новых морфем не добавляется, и даже иногда не меняется структура основы.

К неморфологическим способам словообразования относятся:

Лексико-семантический способ

Лексико-грамматический способ (морфолого-синтаксический)

Лексико-синтаксический способ

Неморфологические типы словообразования

Лексико-семантиченский

Новое слово появл-ся в рез-те семантических изменений у уже изменившегося в языке слова. Т.е. первоначально разв-ся полисемия (многозначность) и новое знач-ие отрывается, превращаясь в омоним.

Наприм., пионер (первооткрыватель) → пионер (член детской организации); завод (предприятие) → завод (заводить); лопатка (орудие труда) → лопатка (кость)

Морфемная струк-ра не изменилась, часть слова не изменилась, изменилась семантика!!!

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

Все на свете из чего-то состоит: человеческое тело - из клеток, облака - из водяных капель, лес - из деревьев. Человеческая речь складывается из слов. И наверняка вам будет интересно заглянуть в святая святых - ту "мастерскую", где происходит их образование. Слова формируются из особого материала, которому и посвящена данная статья. Мы разберем, что такое морфемы и какое они имеют значение.

Значение понятия, пример

Термин греческого происхождения дословно переводится как "форма". Его авторство принадлежит американцу Леонарду Блумфилду (1933 г.).

Что такое смысловые части, из которых складываются слова. Предлагаем познакомиться с их основными признаками, представленными на картинке.

Выделим из данной информации две основополагающие мысли:

  1. Это самая мелкая частица слова, которая не дробится на какие-либо иные смысловые единицы.
  2. Она имеет особое значение для словообразования.

Корень, приставка, окончание, суффикс, постфикс (возвратная частица -ся или -сь) - это и есть морфемы, из которых складывается слово. Все они имеют разное обозначение на письме, представленное чуть ниже.

Рассмотрим пример: слово "переменка". В нем следующие смысловые части:

  • пере-;
  • -мен-;

Разберем значение каждой:

  • пере- — это приставка, означающая повторное действие;
  • -мен- — корень, лексическое значение которого связано с обозначением смены действия (сравните: менять, подмена, меняла, сменщик);
  • -к — суффикс, указывающий на уменьшительный смысл слова.
  • -а — окончание, указывающее на то, что перед нами существительное единственного числа, женского рода.

Корень слова

Если смысл слова складывается из значений его частей, то главной морфемой можно смело считать корень. Именно он несет основную лексическую нагрузку, и на его основе происходит словообразование. Попробуем это проиллюстрировать. Построим новые слов от существительного "вода" с сохранением корня -вод-.

Значение морфем разнится, поэтому принято выделять корневые и аффиксальные. О первых - подробнее, чуть ниже.

Пишем правильно

Важным моментом является правописание морфем. В указанном примере видно, что в корне могут наблюдаться чередования букв, которые нужно отслеживать. Более сложные из них — -лаг-/-лож- (предлагать, предложение). Следует разбирать также следующие орфограммы:

  • Безударные проверяемые и непроверяемые гласные (наводнить — водный; диалог).
  • Переход буквы "и" в "ы" после приставок, оканчивающихся на согласную (проиграл, подыграл).
  • Правописание "е" вместо "э" в заимствованных словах (проект, шинель).
  • "О" и "е" после шипящих."Е" пишется под ударением, если можно подобрать однокоренное слово с чередованием "е - е": черствый — черстветь, пшенка —пшено.
  • Парные глухие и звонкие согласные требуют проверочного слова (шаг — шаги, звук — звуки).
  • Непроизносимые согласные также нуждаются в подборе однокоренных слов (местность — место).
  • Двойные согласные. Для этой орфограммы действует несколько правил, поэтому необходимо сверяться со словарем (вожжи, дрожжи, ссора).

Окончания

Лучше понять, что такое морфемы, можно, посмотрев на следующее предложение:

  • "Наступил... утр..., и дет... поспешил... в школ...".

У окончания очень важная роль - оно устанавливает связь между словами в предложении. Никак не влияя на лексическое значение конкретного существительного или прилагательного, например, оно не входит в так называемую основу. Вместе с тем, окончание играет огромную роль, указывая на род, число и падеж. Вставим пропущенные окончания и прочитаем:

  • Наступило утро, и дети поспешили в школу.

Суффиксы

Данная морфема входит в основу и отвечает за слово- и формообразование. Пример образования новых слов:

  • гриб — гриб-ник;
  • серебро — серебр-ист-ый;
  • заяц — зайч-онок.

Пример образования новых форм:

  • склонять — склоня-ем-ый;
  • теплый — тепл-ейш-ий;
  • весело — весел-ее.

Суффикс -ищ способен увеличить предмет: город — городище. А -ик, наоборот, уменьшить: стол — столик.

Между прочим, в русском языке есть слова, в которых встречается два и даже три суффикса. Примеры последних:

  • родственнички;
  • преподавательница;
  • водянистость.

Приставки

Стоящие впереди корня приставки являются словообразующими частицами. Именно на их примере становится понятно, что такое морфемы. Так, они способны сделать незавершенное действие законченным: читать — прочитать. У каждой приставки есть свое назначение:

  • Без-/бес- — означает отсутствие чего-либо (безголосый, беспорядок).
  • Вы- — демонстрирует направленность движение наружу (вылезти, выпрыгнуть).
  • До- — показывает доведение действия до конца (добежать, доработка).
  • Не- — означает отрицание того, что выражает само слово (неправда, некрасивая).
  • Недо- — применительно к глаголам показывает недостаточность действий (недосолил, недобежал) и т. д.

Разобрав, что такое морфема в русском языке, следует помнить: использование смысловых частей слова требует знания орфографии.

Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

Чередования гласных:

о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна

е / #: день — дня,

е / о: бреду — бродить,

о / а: смотреть — посматривать,

е / о / # / и: соберу — сбор — собрать — собирать,

о / у / ы: сох — сухой — высыхать.

Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

Чередования согласных:

парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к"]е,

г / ж: нога — ножка,

к / ч: рука — ручка,

х / ш: муха — мушка,

д / ж: водить — вожу,

т / ч: крутить — кручу,

з / ж: возить — вожу,

с / ш: носить — ношу,

б / бл: любить — люблю,

п / пл: купить — куплю,

в / вл: ловить — ловлю,

ф / фл: графить — графлю,

м / мл: кормить — кормлю.

Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным :

а(я) / им: снять — снимать,

а(я) / ин: жать — пожинать,

и / ой: бить — бой,

е / ой: петь — пой.

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а),

4) приставки часто не связаны с определенной частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов),

5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число

И. п.

син-ий

лисий-

Р. п.

син-его

лисьj-его

Д. п.

син-ему

лисьj-ему

В. п.

И. п. / в. п.

Т. п.

син-им

лисьj-им

П. п.

син-ем

лисьj-ем.

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама ® мам-ин- , лиса ® лис-ий- . В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н- .

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Æ).

Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

основа наст. / буд. времени

н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

Э то хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

писа-ть — писа-л- (бы) — писа-вш-ий

пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Æ, где Æ — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.

2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-) и -Æ-: нёс-Æ- — ср.: нес-л-а.

3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л- бы, нёс-Æ- бы.

4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-) и -Æ- (делай-Æ- , сядь-Æ-).

Для пояснения того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю — читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай-Æ- (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.:читай-Æ-те).

5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом- / -ем-, -нн-, -онн- / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый(в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту — чередующиеся суффиксы).

6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.

7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);

8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш- / -айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

а) суффикс, образующий прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-Æ-). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);

б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай-Æ- , вынь-Æ-).

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.


Любое слово подразделяется на отдельные так называемые детали, такие как приставка, корень, суффикс и окончание. Более грамотно они называются морфемами. На Свете существуют и иные части слова, но в рамках школьной программы ребята не изучают их, по этой причине в данной статье мы эти морфемы трогать не будем. Основу слова составляют приставки, корни и суффиксы. По своей значимости они играют важные роли.

Можно сказать и по-другому: в слове имеются всего лишь две части, основа (сюда входят и другие морфемы), а также окончание. Сфера науки, которая занимается изучением морфем и всевозможных путей образования новых слов, называется словообразованием.

Все морфемы входят в состав трех разных групп:

  • корневые морфемы - это, конечно же, корень;
  • словообразующие морфемы - приставка и словообразующий суффикс;
  • формообразующие морфемы - окончания и суффиксы, образующие форму слова.

Части слова

После прохождения школьной программы студенты и взрослые люди сталкиваются с применением немного иной терминологии - с аффиксами.

Основу корня составляют корень и формообразующий суффикс. Каждой из этих морфем может вовсе и не быть в слове, в том числе и корня. Но ученые выдвигают версию, что отсутствующий в слове корень - это имеющийся в слове нулевой корень.

Графические обозначения морфем

Каждой из морфем присвоено свое индивидуальное визуальное изображение. Оно рисуется над словом либо снизу от него или обводит морфему.

В школьных тетрадях ребята обычно работают шариковыми ручками синего цвета, а морфемы обозначают обычным карандашом либо чернилами другого оттенка. На доске морфемы выделяются мелками или маркерами, абсолютно отличающимися от цвета написанного слова. Хотим сообщить и обрадовать вас: на нашем сайте имеется небольшое словарик, где проведены разные морфемные разборы, благодаря чему вы сможете получить визуальную информацию по поводу обозначений всех морфем.

Видоизменяемость морфем

Все части слова могут подвергаться выпадению звуков либо замене одного звука на другой. Такой процесс может возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова.

  • в приставках: приходящий - переходящий, отрезать - оторвать;
  • в корнях: полагаться - положить, растение - росток, оросить - орошение;
  • в суффиксах: человек - человечек - человечка;
  • в окончаниях: пришел - пришла, леском - леску, водой - водицей.

Top