Что такое морфемы? Значение, виды и правописание морфем. Материал на тему: Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые (аффиксальные) морфемы делятся на словообразующие словообразовательные (деривационные) (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие словоизменительные (окончание и формообразующий суффикс).

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень

Единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

§ 8. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Все множество морфем русского языка может быть разбито по разным основаниям на несколько классов. В классификации морфем учитываются следующие признаки: роль морфем в слове, их зна­чение, место в составе слова, происхождение.

Корни и аффиксы

Выделяются морфемы корневые (корни) и аффиксальные. Основанием для такого членения слу­жит роль этих морфем в составе слова: корневые морфемы - обязательная часть слова, не существу­ет слов без корня. Аффиксальные морфемы - это факультативная часть слова.

Имеются слова без аф­фиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там. Кор­ни - это такие морфемы, которые могут использо­ваться в речи самостоятельно или в сопровождении одного из видов аффиксов - флексий. Некоторые аффиксальные морфы омонимичны корневым мор­фам служебных слов: приставка без- и предлог без, приставка от- и предлог от, приставка с- и предлог с и т. п. Аффиксальные морфемы иногда использу­ются самостоятельно: Поменьше употребляй всяких измов (Из разговорной речи); Никакому "псевдо" не должно быть места в искусстве (Из газет). В этих контекстах аффиксы перестают быть аффикса­ми, они превращаются в корни и употребляются в роли существительных.

Однако, будучи спо­собными выражать одни и те же значения, корни и аффиксы различаются по способу выражения: корни выражают значение самостоятельно, аффиксы - только в сочетании с корнями. С этим связано еще одно важное различие между корнями и аффиксами. Корни могут быть единичными, встречающимися лишь в одном слове, аффиксы не бывают единичными. (Об уникальных частях слова типа -овь (любовь), -унок (рисунок) см. в гл. 2.) Аффиксы, входя в слово, относят слова к какой-то разновидности, какому-то классу предметов, признаков, процессов. Что же является означаемым для них? То общее, что отвлекается из значения ряда слов, включающих эти элементы. Поэтому их специфика как строевых элементов слова состоит в том, что они обязательно повторяются в ряде слов. Это важное свойство аффиксов как формальных принадлежностей слова было отмечено еще в конце XIX - начале XX в. известным русским языковедом Ф. Ф. Фортунатовым.

Итак, принципиальное различие между аффиксальными и корневыми морфемами - обязательная повторяемость аффиксов в аналогично построенных и обладающих общим элементом значения словах и безразличие к этому свойству корней. Иными словами, существуют корни, повторяющиеся во многих словах, и корни, встречающиеся лишь в одном слове (какаду, я, фрау и т. п.), но нет и не может быть аффиксов, встречающихся лишь в одном слове. Единичные корни редки. Это слова, не дающие производных, так называемые слова без родственников.

Виды аффиксов

Среди аффиксальных морфем по их функции в языке и характеру значения различают два больших класса: морфемы словообразовательные (деривационные) и словоизменительные. В этом разделе мы рассматриваем аффиксы словообразовательные; об аффиксах словоизменительных и их отличии от аффиксов словообразовательных см. в гл. 7, а также в разделе "Морфология".

Словообразовательные морфемы в русском языке могут располагаться:

1) перед корнем; тогда их называют префиксы (или приставки).

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

2) после корня; тогда их называют суффиксы. Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Например: 1) при-летатъ, раскрасавица, ультра-радикал, пре-милый, противо-туберкулезный, сверхзвуковой, анти-военный;

2) артист-к(а), газет-чик, журнал-ист, цемент-н(ый).

Суффиксы, как правило, располагаются перед флексиями. В русском языке существует лишь один суффикс -ся, который располагается после флексий: всмотрим-ся, набегаешь-ся. (постфикс)

Термин "префикс" имеет два значения - широкое и узкое: а) аффиксальная морфема, расположенная перед корнем, слева от корня (противополагается постфиксам); б) один из видов деривационных морфем (приставка), противополагаемый другому виду деривационных морфем (суффиксам).

Некоторые ученые (В. М. Марков, П. П. Шуба и др.) выделяют в русском языке еще один вид деривационных морфем - конфиксы, которые состоят из двух частей (префиксальной и пост-фиксальной) и действуют в словообразовательном акте комплексно, как нечто единое. Например: кричать - раскричаться (нет глаголов "раскри-чатъ" или "кричаться"), говорить - сговориться, звонить - созвониться и др. В этих словах два элемента рас- и -ся, с-/со- и -ся выступают как единое словообразовательное средство; ср. также: сотрапезник, сопалатник, суглинок, пасынок.

Выделение конфиксов как особых морфем при изучении структуры русского слова нецелесообразно. Наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка. Кроме того, постфиксальные части конфиксов совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами, т. е. со-, входящее в конфикс со---ник (например, сотрапезник, сопалатник), тождественно по значению приставке со- (ср. со-автор); -ник, входящий в этот же конфикс, тождествен по значению суффиксу -ник (ср.: школь-ник, словар-ник). Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным (см. об этом в гл./4). На­звание этого способа словообразования конфиксацией, а соответ­ствующих морфем конфиксами не углубляет нашего понимания этого явления, а лишь заменяет одни термины другими.

Морфемы синонимичные и омонимичные

Понятия "синоним" и "омоним", которые используются в лексике, применимы и к морфемам как единицам языка, имеющим и значение, и форму. Примерами синонимичных морфем могут быть приставки сверх- и супер-, обозначающие "высокая степень" (сверхмодный, супермодный), суффиксы -их(а) и -иц(а), обозначающие самок животных (волчица и слониха), суффиксы -ш(а) и -к(а), обозначающие женщин (кондукторша и артистка). Омонимичными являются такие аффиксы, в значении которых нет общих смысловых компонентов. Так, в русском языке есть несколько омонимичных суффиксов существительных -к(а). Они имеют такие значения: 1) "жен-скость (румынка, москвичка); 2) "отвлеченное действие" (разборка, перепечатка); 3) "уменьшительность" (головка, ножка).

Существуют омонимичные суффиксы, которые присоединяются к словам разных частей речи. Таковы, например, суффикс лица имен существительных -ист (гитар-ист) и суффикс прилагательных -ист(ый) (лес-ист-ый, болот-ист-ый, гор-ист-ый). Единицы -ист и -ист-не являются одной морфемой, так как их значение различно.

Морфемы исконные и заимствованные

При диахроническом изучении словообразования с точки зрения происхождения различают морфемы исконные и заимствованные, пришедшие в русский язык в составе тех или иных слов. Это противопоставление относится и к корневым, и к аффиксальным морфемам, из последних в первую очередь к деривационным. В русском языке среди словоизменительных морфем заимствования встречаются крайне редко.

Учитывая происхождение морфем, можно в обобщенном виде так представить строение русского производного слова: 1) Рк + Ра; 2) Рк + Иа; 3) Ик + Иа; 4) Ик + Ра; где Р - русская морфема, И -иноязычная, к - корневая, а - аффиксальная.

Примеры: 1) нож-ик, бел-изн-а, вы-черн-итъ, пере-бел-и-тъ, гряз-н-ый; 2) архи-глуп-ый, анти-военн-ый, улътра-лев-ый, ультразвук, контр-удар, значк-ист, звуко-фикацщ-а, хвост-ист, листаж; 3) журнал-ист, диплом-ант, анти-либераль-н-ый; 4) газетчик, пальт-ец-о.

Особенности суффиксов и приставок

Основные виды словообразовательных морфем в русском языке, как уже говорилось, суффиксы и префиксы (приставки). Различие между ними не сводился только к различию их места в составе слова. Внешние структурные особенности лежат в основе целого ряда специфических черт суффиксов и приставок.

1. В русском языке грамматические свойства слова выражаются обычно морфемами, помещаемыми в конце слова, - флексиями. Находясь рядом с флексией, суффикс нередко бывает спаян с ней, так что указание на суффикс с необходимостью должно включать в себя указание на систему флексий, присущих формам того или иного слова.

Так, слова с суффиксом -ость и нулевой флексией в форме именительного падежа единственного числа являются существительными женского рода 3-го склонения.

Точно так же и глагольные суффиксы образуют глаголы, имеющие определенные грамматические свойства. Суффикс -е- образует от имен прилагательных глаголы только непереходные (бел-е-тъ, син-е-тъ, стар-е-ть, молод-е-тъ), а суффикс -и- - переходные (бел-и-тъ, син-и-тъ, стар-и-тъ, молод-и-тъ). Ср.: На горизонте синеет лес и Это белье синить не требуется; Семенов заметно стареет и Эта шляпа его старит.

Приставки более автономны, свободны: они независимы от влияния флексий и не несут информации о грамматических свойствах слова.

2. Присоединение приставки не изменяет принадлежности слова к части речи, а присоединение суффикса может и оставить слово в пределах той же самой части речи (луна - - лун-атик, дом - - дом-ик, барабан - - барабан-щик), и перевести производное слово в иную часть речи (жёлтый - желт-ок, желт-ить, бегать - бег-ун).

3. В русском языке нет суффиксов, которые бы производили слова разных частей речи: -лив(ый) -суффикс, производящий только прилагательные (молчаливый, терпеливый, счастливый), -ец только существительные (глупец, хитрец, творец). Конечно, в производных существительных типа молчаливость наличествует суффикс -лив-, но он является частью производящей основы (молчалив-ый) и не служит для образования имен существительных.

Для приставок не обязательна тесная связь со словами какой-либо одной части речи. Существуют приставки, которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же "универсальное" значение:

раз-: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица;

пре-: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия;

4. Суффиксы и приставки по характеру выражаемых ими значений различны. Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь. Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения.

Глаголы отгреметь ,отцвести обозначают то же действие, что и глаголыгреметь ,цвести , приставка от- лишь добавляет к их значению указание на прекращение действия.

Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака.

В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень (плут - архиплут, кубок - - суперкубок) или указания временного характера (язык - праязык, родина -- прародина, история - предыстория).

Значения суффиксов иного рода. Они колеблются от широких и отвлеченных до значений очень большой конкретности. Широта и отвлеченность значения свойственна суффиксам глаголов и прилагательных. Какое значение имеют суффиксы прилагательных -н-, -ов- и -ск- в словах:

1) автобус-н-ый, автомобиль-н-ый, желез-н-ый, книж-н-ый, школь-н-ый, бумаж-н-ый;

2) ламп-ов-ый, осин-ов-ый, игр-ов-ой, поиск-ов-ый;

3) институт-ск-ий, мор-ск-ой, парла-мент-ск-ий

1. Эти суффиксы обозначают признак через отношение к тому, что названо исходным существительным.

Такие же широкие отвлеченные значения имеют и глагольные суффиксы; ср. -ну- и -е-: 1) прыг-ну-тъ, толк-ну-тъ; 2) умн-е-тъ, глуп-е-ть, син-е-ть. Суффикс -ну- имеет значение мгновенности, однократности действия. Значение суффикса -е- более отвлеченное. Он обозначает "делаться, становиться каким-нибудь".

Суффиксы имен существительных в русском языке - самые многочисленные и разнообразные. Они классифицируют предметы действительности, как бы делят весь мир на классы: названия людей по профессии, по признаку, по действию, по меcту жительства; названия невзрослых существ и т. д.

Среди суффиксов существительных есть суффиксы с конкретным значением и с широким абстрактным значением [например, суффикс отвлеченного признака -ость (весёлость, ласковость, сахаристостъ, прыгучесть, живучесть).

5. Суффиксы нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), так как на границе морфов происходит взаимоприспособление основы и суффикса, ср.: горох - - горош-ек, го-рош-ин-а; бумага бумаж-н-ый (см. подробнее в гл. 3). Приставки обычно не влияют на строение начала слова. Таким образом, приставки ведут себя в слове как элементы формально более объединенные, самостоятельные, чем суффиксы.

6. Обособленность приставок в составе слова поддерживается еще одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (антидемократичный, противо-воздушный, противопожарный, со-наниматели, внутри-клеточный, ан-ти-нейтралитёт). Суффиксам это не свойственно. Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместности в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а]16: сонаниматель, соопекун, соруково-дители.

Позиционные изменения согласных (например, ассимилятивное смягчение согласных) на стыке приставки и корня иные, чем на стыке корня и суффикса.

7. Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктивными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы (о Понятии продуктивности см. гл. 6).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова – отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения.

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот, диван -кровать, диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово.

Так, окончание –а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у

указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм.

Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего /простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени:

читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере-ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок- л-а, мокн-ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

писа-ть - писа-л - писа-вш-ий

пиш-у - пиш-ущ-ий - пиш-и- .

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-, где – нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л -) и --: нёс-- – ср.: нес-л -а.

3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л - бы, нёс-- бы.

4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и -) - (и -делай-- , сядь--).

5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом- / -ем-, -нн-, -онн- / -енн-, -т-: бег-ущ -ий, взя-т -ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту– чередующиеся суффиксы).

6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я , буд-учи .

7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е ), -ее / -ей (быстр-ее ), -ше (рань-ше ), -же (глуб-же );

8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш- / -айш- (быстр-ейш -ий, высоч-айш -ий);

9) форма множественого числа существительных -й-/-ей- : князь – княз[й-а].

Корнем, или корневой морфемой, является неделимая общая часть всех родственных слов, содержащая в себе основной элемент их лексического значения.

На основе общности значения корневых морфем в словообразовательной системе языка образуются гнезда родственных слов. При этом в составе корня происходят различные чередования как гласных, так и согласных звуков, например к//ч – волк, волч-ий; г//ж – сапог, сапож-н-ый; х//ш, о//нудь звука – мох, за-мш-ел-ый; м//мл – корм-и-ть, кормл-ени-е; и//е – замиро-а-ть, за-мер-е-ть и т.д.

Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).

Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличии от аффиксов –обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.

Корень составляет основу непроизводных, или по-другому, немотивированных, слов: сын, голова, дом и т.п.

Значение таких простых слов «никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, дело, окно, яйцо и другие подобные, то вы догадаться об этом не можете.

А значение производных слов определяется значением слов простых, мотивировано им, подобно тому, как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов» (4, С. 6).

Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов. То, что в лингвистике трактуется как общая мотивация, в школьной практике называют сходством по смыслу. Однако слово «смысл» нередко для ребенка оказывается лишенным определенного содержания. Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу». Возьмем, например, слова зимовать, зимник, зимовье, зимний. Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть зим- и сходны по смыслу, нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать – проводить зиму, зимник – дорога для езды зимой, зимовье – помещение, где живут зимой, зимний – относящийся к зиме и т.п.

Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: цветы – цветник, соль – солонка, и др. более того, в учебнике дается образец рассуждения, в который входит обращение к мотивирующему слову: «хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб».

Однако, как показывает практика, многие учащиеся при определении родства слов предпочитают опираться только на внешний признак: зрительно воспринимаемый одинаковый отрезок анализируемых слов. Мы неоднократно наблюдали, что не только школьники, но и учителя проявляли беспомощность, когда им предлагали задание – «ловушку»: доказать, что слово печник, лесник и сапожник не родственные, хотя имеют одинаковую часть – ник и сходны по смыслу – называют человека по его профессии. Чтобы обосновать отсутствие родства названных слов, нужно показать, что каждое из них объясняется другим словом: печник – от печь, лесник – от лес, сапожник – от сапог. Иначе говоря, если с самого начала определить, что сходными по смыслу считаются слова, которые объясняются с помощью одного и того же слова, интуитивное решение задачи заменяется конкретным способом действия. Причем в этом случае действие становится легко контролируемым.

Например, учащиеся нашли группу однокоренных слов: сила, сильный, усилие. Затем они проверяют, действительно ли в эти словах общий корень сил-: сильный, обладающий силой, усилие – напряжение сил. Если же продолжить подбор родственных слов, общее значение станет еще яснее: силач – человек, обладающий большой физической силой, силища – огромная сила.

Ни в коем случае не следует упускать возможность пополнять группы однокоренных слов с помощью примеров, предложенных детьми. Это развивает речь учащихся, заинтересовывает их, рождает стремление непременно найти еще одно слово. Конечно, при содержательном анализе родства слов обойтись без использования толкового словаря при подготовке к урокам невозможно. Хорошо, если в классе постоянно имеются толковые словари, с которыми тут же в классе работают педагог и дети.

Приставки и суффиксы главным образом являются словообразовательными аффиксами: с их помощью образуются новые слова, однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений.

Приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

Суффиксом называется значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и разных форм одного и того же слова.

Понимание приставок и суффиксов как частей слова, с помощью которых образуются новые слова, не вызывает особых затруднений, если последовательно проводится работа по разграничению слов и изменений одного слова, а также если каждый из аффиксов анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.

К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного признака морфему используют ее местоположение: часть слова перед корнем – это приставка; отрезок между корнем и окончанием – суффикс. Но, во-первых, оставляя в стороне анализ значения словообразовательного аффикса. Мы не реализуем всех возможностей, которые открывает эта работа для речевого и общего развития учащихся, а во вторых, при таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких суффиксов: при-у-красит, укрот-и-тель, уч-и-л и т.п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы – ее значение, мы не создаем предпосылок для контроля за правильностью выполнения действия.

Обычно в младших классах проверяют, правильно ли выделено приставка или суффикс, подбирая однокоренные слова с другими приставками или без них, конечно. Если анализируется выехать или другое подобное слово, то при этом способе приставка будет найдена безошибочно: выехать, заехать, переехать, объехать и т.д. Но в словах, о которых говорилось выше, так может быть найдена несуществующая приставка «приез-» или суффикс «ия» в глаголе прошедшего времени и т.п.

Вспомним всеобщий способ анализа морфемной структуры слова в лингвистики. Морфема выделяется путем подбора слов, имеющих общий семантический признак и одинаковый по фонемному составу отрезок.

Та к, напримет, слово зимний анализиреется в составе трех групп слов:

1-я: зимний, зима, зимушка, зимовье, зимовать, зимовщик и т.д.;

2-я: зимний, теплый, синий, добрый, крепкий и т.д.;

3-я: зимний, умный, летний, пыльный, каменный и т.д.

В первый ряд вошли слова, имеющие общую мотивацию: все они объясняются с помощью слова зима. Сравнение буквенного состава слов позволяет выделить общий отрезок зим - - корень.

Во втором ряду-слова, имеющие со словом зимний одни и те же грамматические значения; именительный падеж, мужской род, единственное число. Выразителем этих значений служит окончание прилагательных – ий/ый. Если изменить какое-либо из грамматических значений этих слов изменится и буквенный состав окончания.

Наконец, 3 –й ряд. Эти слова обозначают признак, свойственный предмету, названия которого содержится в корне. У всех этих слов есть часть –н-, она находится после корня. Значит, все эти слова образованы с помощью суффикса –н-.

Всеобщий способ нахождения в слове морфем, естественно, распространяется на приставки и суффиксы. Отсюда следует, что, проверяя, верно ли выделена приставка или суффикс, нужно подбирать разные слова, имеющие то же дополнительное значение и ту же по фонемному составу часть. Конечно, это не значит, что нельзя использовать подбор однокоренных слов с разными приставками, просто нужно иметь в виду, что этот прием не гарантирует, как и всякий другой частный способ, от ошибок. Всеобщий же способ решения морфемных задач даёт однозначный ответ .

Кроме того, полезно иметь в виду некоторые особенности приставок и суффиксов, которые подсказывают приемы работы с ними. Так, известно, что приставки как бы «приклеиваются» к слову спереди. Отбрасывая приставку, получаем целое, ни в чем не деформированное слово той же части речи: от глагола – глагол (выбросил - бросил), от прилагательного – прилагательное (подводный - водный) и т.п. Конечно, это не относится к словам, образованным префиксально – суффиксальным способом (подснежник).

За то суффиксы часто «переводят» слово из одной части речи в другую: от существительного образуют прилагательное (сон - сонный), от прилагательных – глаголы (белый - белить) и т.п. При чем каждый суффикс сочетается с основой определенного типа. Так, суффикс – тьель- присоединяется к глагольным основам (учить - учитель), а суффикс – щик- к именам существительным (камень-каменщик) и т.п. Подсказывая способы контроля за правильностью выделения приставок и суффиксов, целесообразно обращать внимание детей на эти и другие особенности словообразовательных морфем.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор – со-автор., носить – вы-носить, вне-из-вне и т.д.

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных, наречий.

Для образования разных форм одного и того же слова пристьавки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее они могут быть и формообразующими: делать – с-делать, бледность – по-бледнеть, слепнуть – о-слепнуть.

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам не свойственна закрепленность за определенными частями речи в связи с большой степенью ответственности и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со- выражающая значение «совместности», возможна в составе существительных со- товарищ, со-участник; глаголов со-существовать, со-переживать; прилагательных со-звучный, со-предельный и др.

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значение. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у-бежать, при-бежать, по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать. Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре-отлично и прилагательное пре-семпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный, но приставка пре- придает значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

В отличие от приставок суффиксы могут иметь не только широкие и отвлеченные значения, но также и конкретные значения. Суффиксы глаголов и прилагательных отличаются большой широтой и отвлеченностью значения. Так, суффиксы –н-, -ов-, -ск- передают лишь отношение к тому, что обозначено бызовым существительным: книж-н-ый (книга), берез-ов-ый (береза), мор-ск-ой (море). Глагольный суффикс – е- в глаголах типа бел-е-ть, красн-е-ть, имеет широкое значение «становиться, делаться, каким-либо». Суффиксы имен существительных более конкретны, чем у глаголов и прилагатнльных. Они используются для наименования лиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец.

Если приставки не имеют закрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи. С помощью строго определенных суффмксов образуются существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Так суффикс –ец- употребляется для образования существительных, суффикс –и- только для образования глаголов (пилить, сулить), суффикс –чив- только для образования прилагательных (разборчивый, настойчивый).

В некоторых словах суффиксы не получают своего материального выражения. В этом случае принято говорить о наличии в структуре данных слов нулевых суффиксов, например: притвор-а, отглагольных существительных, подобно слову притвор- -а, относящихся к разговорному стилю и содержащих в своей структуре нулевой суффикс, в современном русском языке довольно много: рев-еть – рев-а (рев - -а), и др. нулевые суффиксы используются при образовании имен прилагательных, различных глагольных форм.

Так же как и корневым морфемам, приставкам и суффиксам русского языка свойственны различные чередования звуков в их структуре: вз-бираться – взо-браться (нуль звука //о); друж-ок – друж-к-а (о//нуль звука) и др.

Окончанием или флексией называется и0зменяемая значимая часть слова, находящаяся после корневой морфемы или суффикса и служащая для связи данного слова с другими в составе словосочетания и предложения.

Окончания присущи словам, обладающим формами словоизменения: склоняемым существительным, спрягаемым формам глаголов, причастиям, прилагательным, местоимениям и числительным, с помощью окончания образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими, окончание является обычно показателем сразу нескольких грамматических значений, которыми обладают то или иное слово, например, окончание –у в существительном газету (я получил газету) показывает на принадлежгость этого слова к грамматической категории женского рода, указывает на значение винительного падежа и единственного числа.

Флексии, так же как и суффиксы, в русском языке бывают двух типов:

а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый;

б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер, ветра, ветру; шел, шла и т.д.

В слове ветер по соотнесению с другими падежными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные окончания, выделяются нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел по соотнесению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание. Которое содержит указание на мужской род единственного числв этой глаголь7ной формы прошедшего времени.

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончанием слова, образующие группу несклоняемых существительных; глаголы в неопределенной форме; деепричастия; наречия; прилагательные в форме сравнительной степени; междометия; предлоги; союзы; частицы .

Главное различие между корнем и окончанием в том, что ко­рень связан с лексическим значением слова, а окончание - с его грамматическими характеристиками: родом, числом, лицом и т. п. Корень имеет стабильный (с учетом фонемных чередований) буквенный состав, а окончание - изменчивый, так как эта морфе­ма отражает постоянно изменяющиеся связи слова с другими сло­вами в предложениях. Окончание - словоизменительный аффикс. Это значит, что взаимозамена этой морфемы не приводит к появле­нию нового слова. Окончание передает отношения между словами, а не их предметные значения: письмо брата - письмо и брату т. п.

Как и всякая другая морфема, окончание обнаруживает себя, когда функционирует: изменяем грамматическое значение - изме­няются средства его выражения (звуковой состав окончания). Первое грамматическое значение, с которого начинается знаком­ство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи.: .

Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников, за исключением некоторых слов (например, тех, которые, имея форму множественного числа, Называют один предмет: ножницы, сани и т. п.), значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов. Труднее детям понять, что эти вещественные различия, отражаясь в языке, изменяют связи между словами.

Во 2 классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении». Но в сознании детей в этот период понятие связи слов не выходит за рамки семантических связей, в то время как понятие грамматической связи имеет свое специфическое содержание, которое и должно быть раскрыто при анализе слово­сочетаний.

Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изменяться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям. Таким образом, даже на самом начальном этапе знакомства с окончанием без употребления каких бы то ни было терминов можно раскрыть роль этой части слова как средства выражения особых, фор­мальных (грамматических) связей между словами.

По мере накопления знаний о частях речи углубляются знания учащихся об окончании. В то же время конкретизируются пред­ставления о связях между словами и формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:

а) изменяется конкрет­ное грамматическое значение слова;

б) сравниваются исходная и полученная формы слова;

в) находится изменившаяся часть.

Например, изучается род имен прилагательных. Изменяем при­лагательное по роду: добрый (человек), доброе (дело), добрая (девочка). Сравниваем полученные словоформы: добрый - доб­рое - добрая. Отделяем изменяющиеся части: -ый, -ое, -ая. Это и есть окончание, которое говорит, какого рода прилагательное. Даже если не известно, какой признак называет прилагательное, а известно только, какое у него окончание, мы уже можем об этом прилагательном кое-что сказать. Так, если известно, что у данного прилагательного окончание -ое, то можно сказать, что оно связано с существительным среднего рода. И чем больше грамма­тических сведений о данной части речи накопит учащийся, тем больше сведений о слове будет сообщать ему окончание: оконча­ние -ое сообщит не только о роде данного прилагательного, но и о его числе и падеже. В то же время будет конкретизироваться общее представление об окончании как двусторонней языковой единице, в которой неразрывно связано ее значение с определенным фонемным (звуковым) составом.

Например, окончание – ая говорит о том, что это прилагательное женского рода единственного числа именительного падежа. А окончание – ого того же прилагательного отличается от первого не только по звуковому составу, но и по значению: -ого указывает на мужской или средний род, родительный и винительный падеж единственного числа.

Чем содержательнее становится понятие окончания как морфемы, выражающей грамматические значения слова, тем легче учащимся различать слова и словоформы. Появляется формальный признак, опираясь на который можно безошибочно отличать словоформы от разных слов: в слове изменилось только окончание – слово осталось тем же; произошли изменения в той части слова, которая находится перед окончание, - появилось другое слово.

Важно, что признак этот действует и тогда, когда значения двух или нескольких слов практически идентичны. Например, слова рыбочка и рыбонька, стирать и стирка обозначают одно и то же, но поскольку в той части, которая находится перед окончанием, есть различие, значит, это разные слова.

Всеми свойствами обычных окончаний характеризуются и так называемые нулевые окончания. О нулевом окончании говорят, когда грамматическое значение есть, а фонемы, которая бы его выражала, нет. Например, в именительном падеже у существительных 2-го склонения окончание нулевое: стол. А другие падежные окончания выражены звуками: стол-а, стол-у и т.д. на уроках же в начальных классах можно слышать, что стол – слово без окончания. В последствии эта «мелочь» оборачивается тем, что ученик средних классов не отличает слова действительно без окончаний, например, наречия, от слов, которые в одной из своих форм имеют нулевое окончание.

Поскольку знакомство с нулевыми окончаниями не предусмотрено действующей программой для начальных классов, учитель должен проявить некоторую изобретательность, чтобы не нарушить принцип научности и не вынуждать детей со временем переучиваться. Можно, например, воспользоваться какой-нибудь описательной, метафорической конструкцией: «В этом падеже у существительного беззвучное, немое окончание, окончание-неведимка» и т.п..

Постфиксом называется значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.

В качестве постфикса в русском языке используется единственная служебная морфема –ся (-сь): катался, каталась.

Постфикс –ся (сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать - читается, строить – строится и т.д.

Постфикс –ся употребляется в структуре причастий, а так же в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук. После гласных звуков во всех глагольных формах, кроме причастий, употребляется – сь.

Морфемы в структуре слова следуют друг за другом в строго определенном порядке перемещаться, как правило, не могут .

Соединительные гласные о/е являются служебными морфемами, которые используются для образования сложных слов путем объединения основ двух слов.

Словообразовательным значением морфем о/е «является соединительное значение, сводящееся к объединению значений, составляющих сложную основу мотивирующих слов в одно целостное сложное значение.»

При образовании сложного слова соединительная гласная, находящаяся между основами двух слов, нейтрализует грамматическое значение первого из них и тем самым создает возможность для соединения в одно слово двух различных в грамматическом отношении слов, например: огн-е-упорн-ый. Общее грамматическое значение сложного слова и, прежде всего его принадлежность к определенной части речи, формируется на основе его второго компонента.

Ударение в сложном слове тоже сосредотачивается на его опорном втором компоненте.

С помощью соединительных гласных о/е образуется большинство сложных существительных и прилагательных: лес-о-степь, крпн-о-блочный и т.п. Некоторые сложные существительные и очень немногие прилагательные гласные. Если основа первого слова оканчивается на парный твердый согласный, то после него употребляется служебная морфема –о-, например: сам-о-лет, верт-о-лет. Если же основа первого слова оканчивается на парный мягкий согласный, а также на твердый шипящий и ц, то после них используется служебная морфема –е-, например: стал-е-вар, пеш-е-ход.

В прилагательных труднодоступный, вышеуказанный, и подобных, образованных путем соединения в одно слово наречий с именами прилагательными, -о- и –е- являются суффиксами наречий, но не соединительными гласными.

В отличии от приставок и суффиксов, использующихся как для образования новых слов, так и для образования разных форм одного и того же слова, соединительные гласные употребляются только для образования новых слов.

Интерфиксом называется особый строительный элемент слова, выполняющий роль необходимой звуковой прокладки при соединении словообразующих суффиксов с основой слова.

В прилагательных орловский, ялтинский, перуанский, суффикс –ск- имеет значение «относящийся к тому, что названо производящей основой, а предшествующие ему части слов –ов, -ин, -ан не входят ни в состав корневых морфем, ни в состав данного суффикса. Они необходимы для фонетического взаимоприспособления указанного суффикса с производящими основами упомянутых прилагательных.

С помощью интерфикса –л- соединяется, например, глагольная основа на гласный и суффикс –ищ- в таких существительных, как обита-л-ищ-е, жи-л-ищ-е, а с помощью интерфикса –в- глагольная основа на гшласный вступает в контакт с суффиксом –уч- в таких прилагательных, как жи-в-уч-ий, пе-в-уч-ий.

Назначение интерфиксов в структуре слова сугубо строевое. Их функция – содействовать соединению одной морфемы с другой, фонетическому взаимоприспособлению производящей основы с последующим суффиксом в структуре производного слова.

Таким образом, различают морфемы двух типов: корневые морфемы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).

Корень – это морфема, являющаяся центральным элементом в составе слова, основным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой общую часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными словами.

Аффикс – это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические или словообразовательные значения.

Любое слово подразделяется на отдельные так называемые детали, такие как приставка, корень, суффикс и окончание. Более грамотно они называются морфемами. На Свете существуют и иные части слова, но в рамках школьной программы ребята не изучают их, по этой причине в данной статье мы эти морфемы трогать не будем. Основу слова составляют приставки, корни и суффиксы. По своей значимости они играют важные роли.

Можно сказать и по-другому: в слове имеются всего лишь две части, основа (сюда входят и другие морфемы), а также окончание. Сфера науки, которая занимается изучением морфем и всевозможных путей образования новых слов, называется словообразованием.

Все морфемы входят в состав трех разных групп:

  • корневые морфемы - это, конечно же, корень;
  • словообразующие морфемы - приставка и словообразующий суффикс;
  • формообразующие морфемы - окончания и суффиксы, образующие форму слова.

Части слова

После прохождения школьной программы студенты и взрослые люди сталкиваются с применением немного иной терминологии - с аффиксами.

Основу корня составляют корень и формообразующий суффикс. Каждой из этих морфем может вовсе и не быть в слове, в том числе и корня. Но ученые выдвигают версию, что отсутствующий в слове корень - это имеющийся в слове нулевой корень.

Графические обозначения морфем

Каждой из морфем присвоено свое индивидуальное визуальное изображение. Оно рисуется над словом либо снизу от него или обводит морфему.

В школьных тетрадях ребята обычно работают шариковыми ручками синего цвета, а морфемы обозначают обычным карандашом либо чернилами другого оттенка. На доске морфемы выделяются мелками или маркерами, абсолютно отличающимися от цвета написанного слова. Хотим сообщить и обрадовать вас: на нашем сайте имеется небольшое словарик, где проведены разные морфемные разборы, благодаря чему вы сможете получить визуальную информацию по поводу обозначений всех морфем.

Видоизменяемость морфем

Все части слова могут подвергаться выпадению звуков либо замене одного звука на другой. Такой процесс может возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова.

  • в приставках: приходящий - переходящий, отрезать - оторвать;
  • в корнях: полагаться - положить, растение - росток, оросить - орошение;
  • в суффиксах: человек - человечек - человечка;
  • в окончаниях: пришел - пришла, леском - леску, водой - водицей.

Слова состоят из морфем. Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, суффикс

Тель--- морфема со значением лица или предмета (читатель,

выключатель), приставка раз----- морфема со значением высокой

степени качества (разудалый, распрекрасный) или со значением разъединения (развести, растащить) и т.

Чаще всего на письме одни и те же морфемы передаются одинаково. Однако в результате различных исторических процессов одна и та же морфема может менять свой вид, например дуб-ок и дуб-к-а, где части -ок- и -к- выражают одну и ту же морфему -ок- с беглой гласной о (уменьшительно-ласкательное значение). Эти разные выразители одной и той же морфемы называются морфами.

Морфема имеет такое же обобщенное значение по отношению к морфу, как, например, фонема к звуку или слово к словоформе. Объединение морфов в одну морфему определяется: 1) их семантическим тождеством; 2) позиционной обусловленностью их формального различия. Так, в нашем примере дуб-ок морф -ок- обусловлен нулевой флексией в именительном падеже, а морф -к- (дуб-к-а) - материально выраженной флексией в родительном падеже. Ср. также охотнич-ий и охотнич-)-эго, где суффикс -ий- в родительном падеже представлен морфом Такие позиционно обусловленные и семантически тождественные морфы называются а л л о м. о р ф а м и.

Итак, морфема - наименьшая значимая часть слова, но в языкознании употребляется еще один термин - аффикс, означающий также наименьшую значимую часть слова. Нет ли здесь дублирования терминов? Оказывается, нет: всякий аффикс как значимая часть слова является морфемой, но не всякая морфема является аффиксом. Дело в том, что все морфемы русского языка делятся на два типа: корневые и аффиксальные. Корневая морфема не является аффиксом.

Корень - морфема, выражающая общую лексическую семантику, присущую всем словам-родственникам. Корень - морфема индивидуальная, каждая группа однокоренных слов имеет свою единственную корневую морфему, не повторяющуюся в словах других гнезд. Тогда как аффикс - типовая морфема, повторяющаяся в целых разрядах слов. Корень отличается от аффиксальных морфем и тем, что часто может существовать самостоятельно (например, там, тогда, вдруг) или лишь оформляясь флексией (лес-ѳ, стран-а, сел-о):

Аффиксальные морфемы по функции и значению в языке делятся на словоизменительные и словообразовательные. Словоизменительные морфемы служат для образования форм слов и являются поэтому различителями словоформ. Например, флексии имен существительных, прилагательных, глаголов (держав-а, держав-ы; сѳетл-ый, о светл-ом; ид-у, ид-ут, думал-0, думал-а и т.

П.), суффикс -/-, образующий словоформы множественного числа имен существительных наряду с флексией -а (брат - брат-ja, друг - друз-ja), глагольные суффиксы прошедшего времени (писа-л-а, мечта-л-а), причастий (сид’-ащ-ий, чита-вш-ий), деепричастий (сид’-а, прочита-в), суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (быстр-ее, тиш-е). Словоизменительные аффиксы являются носителями грамматических значений конкретных словоформ.

Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, они являются выразителями словообразовательных значений (держав-н-ый, снеж-инк-а, лет-чик, пред-рассвет-н-ый и др.).

По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы.

Префикс - аффикс, расположенный перед корнем или перед другим префиксом, например: пере-делать, у-красить, со-автор, не-друг, не-без-ынтересный, пред-рас-светный.

Суффикс - аффикс, расположенный непосредственно после корня или после другого суффикса, например: голуб-изн-а, чита-тель, горош-ин-к-а, воспита-нн-ость, облач-н-ость.

Постфикс - аффикс, расположенный после окончания, этот аффикс присоединяется к готовой форме. Словообразовательных постфиксов в русском языке немного: один глагольный -ся(-сь) - катать-ся (катаю-съ), другие-го, -либо, -нибудь, образуют неопределенные местоимения (например, кто-то, что- либо, какой-нибудь) и местоименные наречия (например, где- то, когда-либо, куда-нибудь).

В структуре русского слова наблюдается еще один строительный аффикс - интерфикс, который расположен между корнями или между простыми основами; этот аффикс участвует в образовании сложных слов, например: пар-о-воз, шест’-и-этаж- ный, камн’-э-дробилка, тр’-ох-годовалый. Интерфикс обладает особым значением - соединительным1. Оно присуще всем производным, имеющим в своем составе два корня, например сложным словам типа глух-о-немой или сложносокращенным словам типа кол-хоз. Поэтому в сложных словах, образованных без соединительной гласной, типа Тула-уголь, диван-кровать или сращениях типа впередѳсмотрящий можно говорить о нулевой морфеме, выражающей соединительное значение."

Интерфиксы соединительного значения следует отличать от асемантичных интерфиксов, выполняющих лишь функцию «строительной прокладки» между основой, от которой образовано слово, и образующим аффиксом , например: америк-(ан)-ец, пе-(в)-ец. Эти интерфиксы отражают явление интерфиксации при словообразовании5.


Top