Что такое нулевое окончание в русском языке. Окончания


Окончание представляет собой аффикс, который не входит в основу слова, а находится за ее пределами. Оно выделяется лишь в тех словах, которые имеют формы словоизменения. Из полнозначных слов, таким образом, не распадаются на основу и окончание наречие, категория состояния и деепричастие.
Окончание является служебной морфемой, выражающей синтаксические свойства слова в предложении. В ряду других значимых единиц слова оно выступает как элемент, с помощью которого указывается на отношение данного слова к другим словам. В связи с этим окончание резко противостоит всем другим морфемам. С его помощью образуются обычно не новые слова, а различные формы одного и того же слова.
Однако в некоторых словообразовательных типах имен окончание выступает словоформообразующей морфемой, являясь, собственно, не только окончанием, но и суффиксом. Это наблюдается, например, в существительных типа кума, супруга, раба и т. д., в которых окончания не только выражают синтаксические свойства слова, но и указывают на пол обозначенного словом действующего лица (ср.: кум, супруг, раб и др.).
За редким исключением, окончание замыкает морфемный состав слова, оформляя слово как структурно-грамматическую единицу.
Окончания могут быть как материально выраженными, так и нулевыми (см. §9). Материальное выражение окончания представляет собой один - три звука. Однозвуковые окончания, как правило, выступают в виде гласных (граждан-е, сорок-a, гост-и, семер-о, нес-у, мал-ы и т. п.). Окончания типа -шь, -т, -м нерегулярны, свойственны только глаголам и встречаются в единичных словах, например: да-шь, ес-т, созда-м. Окончания из двух звуков являются обычно закрытыми, представляют собой сочетание гласного и согласного (нес-ут, вод-ой, семер-ых, красн-ым и др.). В качестве замыкающих согласных в закрытых двузвуковых окончаниях могут выступать лишь звуки м, х, /, ф (изображается на письме в), с, т, ш. Открытые двузвуковые окончания типа -го, -ми, -те и т. п. (е-го, лоиладь-ми, береги-те) редки и непродуктивны. Окончания, являющиеся комплексом трех звуков, всегда открытые и состоят из гласного, согласного и гласного, например: мечт-ою, внимательн-ыми.
Фонетическое варьирование окончания в слове связано лишь с редукцией заударных гласных и является поэтому очень слабым.
Все употребляющиеся в настоящее время окончания воспринимаются как простые, несмотря на то что некоторые из них генетически представляют собой объединение двух и более морфем.
Выделение в слове окончания обычно трудностей не вызывает. Особенно ярко «отдельность» этой морфемы от других проявляется в категории прилагательного и глагола, в которых окончания предельно унифицированы и однотипны (в глаголах это наблюдается, несмотря на тесную спаянность суффикса с окончанием).
С точки зрения происхождения все употребляющиеся сейчас окончания представляют собой исконно русские морфемы. Заимствованных окончаний в современном русском языке нет. Употреблявшееся литературном языке XVIII-XIX вв. на правах одной из поэтических вольностей старославянское окончание род. пад. ед. числа прилагательных женск. рода -ыя, -ия (например: С рассветом алыя денницы. Пушкин; Среди долины ровныя. Мерзляков) ныне утрачено.
Состав и характер значения окончаний в разных лексико-грамматических разрядах различны. Если в глаголах, прилагательных и аналогичных им по формам словоизменения словах регулярные окончания составляют небольшую группу морфем с одинаковой возможностью употребления при самых разнообразных структурно-семантических основах, то в существительных количество окончаний значительно больше и сфера употребления их во многом зависит (помимо принадлежности к определенному роду) от специфики основы. Так, окончание -у способно присоединяться к любому глаголу, кроме дать и есть, независимо от того, какова основа, предшествует ли окончанию или нет тот или другой суффикс и т. д. (пишу, сапожничаю, совершенствую, мяукаю и т. д.). Иное наблюдается в именах существительных: наряду с продуктивными окончаниями, употребление которых зависит лишь от рода, имеется немало таких, появление которых в слове строго обусловлено его структурой и семантикой. Например, окончание им. пад. мн. числа -е появляется только тогда, когда существительное обозначает действующее лицо и имеет в единственном числе в составе своей основы суффикс -ин (например: гражданин - граждане, волжанин- волжане, славянин - славяне). Неударное окончание им. пад. мн. числа -а в существительных мужского и среднего рода появляется лишь в том случае, если основа множественного числа содержит суффикс -/- ИЛИ -066- (брус - брусья, перо - перья, сын - сыновья и т. д.). Слова женского рода в дат. и предл. падежах ед. числа имеют окончание -и только тогда, когда в слове основа оканчивается на -й (эволюции, станции, линии и т. д., ср.: задире, сторонке, основе и др.).
Различными являются (в разных частях речи) и значения окончаний, которые с этой точки зрения можно разделить на четыре группы: 1) л и ч н ы е окончания, указывающие на лицо и число, они наблюдаются в спрягаемых формах глаголов; 2) родовые окончания, образующие гот или иной род и одновременно указывающие на число; они выделяются в глаголах прошедшего времени и кратких прилагательных (читал - читала; весел - весела и т. д.); 3) падежные окончания, указывающие на падеж и число; эти окончания свойственны всем склоняемым словам; 4) числовые окончания, указывающие на число (в глаголе прошедшего времени и кратких прилагательных: просили, добры и т. п.).
Одним из наиболее ярких признаков системы окончаний современного русского языка является богатая омонимия. Один и тот же звуковой комплекс в качестве окончания выступает для выражения самых различных грамматических значений. Например, -а в слове сторона - это окончание им. пад. ед. числа, в слове стола это окончание род. пад. ед. числа, в слове города это окончание им. пад. мн. числа, в слове ждала это окончание ед. ч. женск. рода, в слове сорока это общее окончание всех косвенных падежей, в слове два это падежно-родовое окончание, указывающее на им. падеж и мужской-средний род и т. д. Более всего омонимия окончаний наблюдается в существительных.
Среди окончаний (прежде всего существительных) широко наблюдается и явление, противоположное омонимии,- синонимия. Синонимичны окончания, выражающие одно и то же грамматическое значение. Так, окончания -а, -ы (снега, стены), окончания -ем, -им (возьмем, держим) являются средством обозначения род. пад. ед. числа и
  1. го лица мн. числа. Синонимичные окончания выступают чаще всего при разных основах. Однако иногда они могут появляться в именах и при одной и той же основе. В таком случае они отличаются друг от друга или оттенками в значении, или стилистически (ср.: чая - чаю, токари - токаря, стеной - стеною, белой - белою, тысячей - тысячью и др.).
Среди синонимических окончаний наблюдаются как родственные (т е. вариантные, например, -о/о, -ой), так и генетически друг с другом не связанные (например, -у, -и, -ев предл. пад. ед. числа существительных мужского рода).
Когда у слова в одном и том же падеже имеются два разных окончания, одно из них основное, другое - побочное. Основным называется окончание, которое имеют если не все, jo подавляющее большинство слов того же склонения и рода; побочным - окончание. которое характерно наряду с основным лишь для отдельных разрядов или единичных слов. Существование побочных окончаний обусловлено или взаимовлиянием прежних различных склонений (сахара - сахару, слесари - слесаря, в лесу - о лесе и т. п.), или, если основное и побочное окончания являются вариантными, фонетическими причинами (молодой - молодою, душой-душою).

Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

Дочк_ слуша_ мам_.

Добавим к словам части.

Дочка слушает маму .

Дочку слушает мама .

Дочки слушают маму .

Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.

Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.

Часть слова, которая изменяется, - это окончание.

Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.

Итак, окончание - это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

Так как окончание - это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.

Возьмём слово стол.

Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась.

В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

Найдём окончания в словах: дом, большой, красят . Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов.

Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания .

Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим ). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» - «буква»)

Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму .

Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова - это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.

Это изменения одного слова или разные слова?

Окончание у слов одинаковое - -ишь.

Эти слова различаются основами. Это разные слова.

Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком.

Понять это название (основа) поможет слово основное .

У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне . Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

Смысл слова - это основное , что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» - «слово, речь»).

Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

1. берёза

на берёзе

под берёзой

берёзы

2. берёза

березняк

берёзка

подберёзовик

В первом столбике слова отличаются окончаниями.

Основа слов одинаковая (берёз-).

Когда различны окончания - это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

Когда у слов различны основы - это разные слова.

Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.

Начальная форма слова:

Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

Журавль - самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный - за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

длинные (какие?)

длинная (какая?)

длинный (какой?)

Это формы одного слова, так как различны окончания.

Одна их форм слова является начальной.

У каждого слова есть первая, начальная форма , с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

Какой? - длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Начальная форма имени существительного - это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Кто? - журавль, птица, что? - шея, нос, голос

Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? - слыхать.

Ставим слова в начальную форму:

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом - за чем?, имя сущ., что? - крыльцо.

Синяя - какая?, имя прил., какой? - синий.

Придумывает - что делает?, глагол, что делать? - придумывать.

Придумает - что сделает?, глагол, что сделать? - придумать.

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются : метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
  • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .

Лексическому значению слова сопутствует его грамматическое значение. Различия между этими двумя типами значений таковы:

  • 1. Грамматические значения абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово. Так, лексическое значение слова стол "предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках" - это семантическое свойство именно данного конкретного слова.
  • 2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, существительное учителем в предложении А тот , кого учителем считаю , как тень прошёл... (Ахм.) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа. Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется частеречным (или общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, процессуальности у глагола и т.д. Частеречное значение слова дополняется и конкретизируется частными (или частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа.

Формальные грамматические средства

Охарактеризуем два типа формальных грамматических средств - парадигматические и синтагматические. Морфологическая (словоизменительная) парадигма слова - это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать парадигму называется с л о в о и з м е н е н и е м. У некоторых слов словоизменение отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (таковы, например, служебные слова г/, по , лишь). У подобных слов нулевая парадигма. По у большинства слов русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная парадигма слова школа образуется словоформами: школа , школы , школе , школу , школой , (о) школе ; школы , школ , школам , школами , (о) школах.

Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы слова и флективных аффиксов - окончаний,

словоизменительных суффиксов и постфиксов. Например: дом-о (нулевое окончание), школ-а ; быстр-ейш-ий (словоизменительный суффикс превосходной степени и окончание), чита-л-и (словоизменительный суффикс глагола и окончание), бег-ущ-ий (словоизменительный суффикс причастия и окончание). В одной синтетической словоформе может быть от одного до трех флективных аффиксов; например, в глагольной словоформе проверя-л"-и-сь (Сочинения проверялись двумя экзаменаторами) грамматические значения выражены словоизменительным суффиксом прошедшего времени окончанием и словоизменительным постфиксом страдательного залога -сь.

В образовании аналитических словоформ участвуют вспомогательные слова, играющие ту же роль, что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ. Например, прибавлением формы будущего времени вспомогательного глагола быть к инфинитиву глагола несовершенного вида (читать , бежать и др.) образуется аналитическая форма будущего времени {буду читать , будем бежать ); прибавлением к форме прошедшего времени глагола вспомогательного слова бы образуется форма сослагательного наклонения {читал бы , бежали бы).

Иногда в парадигме слова имеются и синтетические, и аналитические словоформы (ср.: сильнейший и самый сильный ; теплее и более тёплый). В парадигмах существительных, числительных и местоимений - только синтетические словоформы; для прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны как синтетические, так и аналитические словоформы.

Словоизменение всегда было основным объектом морфологического анализа, потому что окончания и словоизменительные суффиксы в составе синтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитических словоформ являются эффективными средствами выражения грамматических значений. Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик - ученики , журнал - журналы выражаются значения числа; в противопоставлении словоформ решал - решаю - буду решать выражаются временные значения.

Флективные аффиксы всех указанных выше типов и вспомогательные слова относятся к парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова (поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова). Кроме основных парадигматических средств, в некоторых словах имеются и дополнительные, нередко сопутствующие основным средствам выражения грамматического значения:

  • 1) чередования (или альтернации) фонем в основе [бегу - бежать ; сон - сна ("беглая" гласная)];
  • 2) наращение, усечение или чередование основообразовательных суффиксов в основе [брат - братья ("брату-а); крестьянин - крестьяне ?; давать - даю танцевать - танцую (танц-у")-у)]
  • 3) супплетивизм - чередование корней (иду - шёл; человек - люди );
  • 4) изменение места ударения (дерево - деревья ; была - были).

Грамматические значения слов выражаются не только парадигматически, но и синтагматически, т.е. в словосочетании. Например, в словосочетаниях новая книга , новые книги значение числа выражено не только окончанием существительного, но также и окончанием согласующегося с ним прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когда парадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют, единственным формальным средством обнаружения данного значения становится грамматическая синтагматика (сочетаемость) слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний, т.е. является "несклоняемым" (типа пальто , ТЭЦ), грамматическое значение числа может быть выражено лишь "за пределами" самого существительного, в согласующихся формах прилагательного (новое/новые пальто , мощная/мощные ТЭЦ). Эти примеры показывают, что морфология как грамматическое учение о слове, реально функционирующем в речи, должна учитывать все средства выражения грамматических значений слова, как парадигматические, так и синтагматические.

Окончание или флексия (лат. flixio - сгибание) - это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.

Грамматическое значение окончаний разных частей речи.

  1. Имя существительное . Окончания существительных

    река - реки - рекам

  2. Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:

    красивый - красивая - красивых

  3. Имя числительное . Окончания имён числительных указывают на их падеж и число:

    второй - второго - вторых

  4. Глагол . Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:

    читают - читает

    Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:

    Смотрел - смотрели - смотрело - смотрела

  5. Местоимение . Окончания местоимений указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:

    он - его
    свой - своего - своей - своих

  6. Причастие . Окончания причастий указывают на число, род и падеж:

    прочитанный - прочитанная - прочитанных

Окончание - это исключительно формообразующая морфема , которая не придает слову никаких дополнительных значений.

Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.

Нулевое окончание - это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:

  • Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
  • Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных - именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
  • Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
  • Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
  • Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
  • Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
  • Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал - писал бы; смотрел - смотрел бы; ходил - ходил бы.

Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:

Несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто

Притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их

Несклоняемые прилагательные: бордо, хаки

Наречия

Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.


Top