Ансамбль новодевичьего монастыря. Храмы новодевичьего монастыря

Нетревожен, как богатырь,
будто в зеркале — над водой,
Новодевичий монастырь
охраняет святой покой.

Корман Владимир Михайлович, 2010

Есть в Москве чудесное место, где должен побывать каждый — Новодевичий монастырь.

Новодевичий монастырь относится к Историческому музею. На территории монастыря необыкновенно приятно просто находиться, гулять и все осматривать.
Построен он был в 1524 году великим князем Василием III в честь взятия Смоленска и присоединения его к московскому княжеству. Главная святыня монастыря Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», в честь которой и был освящен монастырь.
Основание обители еще связывают с расторжением брака Василия III. Именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княжну Соломонию.
Почему он называется Новодевичьим, единого мнения нет. Существует несколько версий, откуда пошло название Новодевичий. По одной из версий, раньше на этом месте было поле. Здесь выбирались самые красивые девушки Москвы. Их отправляли в качестве дани в Золотую Орду. По другой – монастырь стал так называться по фамилии первой настоятельницы Девочкина. А самая вероятная третья версия – обитель предназначалась для девиц. Позже появилась приставка «ново» для того, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося в Кремле. Сейчас этот монастырь уже не существует.

В этот самый богатый и привилегированный монастырь поступали знатные женщины. Далеко не все появлялись здесь по своей воле.

Здесь приняли постриг родственницы Ивана Грозного – вдова младшего брата и вдова его старшего сына. Царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым жили в монастыре. Царевна Софья, не желавшая уступать трон своему брату Петру I, была заточена в монастырь и насильно пострижена в монахини. Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра Великого была переведена сюда незадолго до смерти.

Свою прогулку я начала с парка, расположенного около стен монастыря. С берега Большого Новодевичьего пруда открывается великолепный вид на резные стены древнего монастыря.

Парк небольшой, но очень уютный. В нем разбиты цветники. Есть детская площадка, хорошие дорожки и много лавочек. Приятно побродить по тенистым аллеям парка в жаркий летний день.

Скульптура маме-утке в парке «Новодевичьи пруды» по мотивам сказки американского писателя Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам». Эта композиция подарена Барбарой Буш Раисе Максимовне Горбачевой и установлена в парке в 1991 году. Утка с утятами точная копия скульптуры, установленной в Центральном Бостонском парке. Автор скульптуры Нэнси Шеен.

Плакучие ивы на берегах пруда придают ему очень красивый вид. Приятно посидеть в их прохладной тени и полюбоваться куполами монастыря, отражающимися в пруду.

Между Большим и Малым Новодевичьими прудами есть живописный мостик, на кованных перилах которого влюбленные вешают на счастье замочки. Замечательное место для свиданий.

Напрудная или Софьина башня — место заточения старшей сестры Петра I.

Говорят, что если прикоснуться к стене Софьиной башни и загадать желание, оно непременно сбудется. В щели стены можно оставить записочку с пожеланиями, как в «Стене плача» в Иерусалиме, но многие, для верности, пишут свои желания прямо на стене.

Совершив приятную прогулку вокруг Новодевичьего пруда, захожу на территорию монастыря через главный вход. Над ним уходит высоко в небо своими башнями Перображенская надвратная церковь (1687-1688гг).

Справа от главных ворот находятся Лопухинские палаты, построенные в 1687-1688 для дочери царя Алексея Михайловича, царевны Екатерины Алексеевны. Названные позже по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Она проживала здесь в 1727-1731 гг.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне

Певческие палаты. Начало XVIII века.

Саввинская башня

Успенская церковь с трапезной палатой. 1685-1687гг.

Обхожу Успенскую церковь справа и направляюсь к мавзолею Волконских. В церковь я еще вернусь.

Мавзолей Волконских. Первая половина XIX века.

Сетуньская стрелецкая караульня XVII век. Круглая Сетуньская башня.

Покровская надвратная церковь 1687-1688

Обходя вокруг Успенской церкви, я увидела приоткрытую дверь. Любопытно — что там за ней?

Цветы повсюду. Очень красиво.

Вышла к Смоленскому собору, а за ним вдали часовня Прохоровых.

Смоленский собор 1524-1525 гг.

Рядом со Смоленским собором находится колокольня

Колокольня 1689-1690 гг.

Слева от колокольни Филатьевское училище XIX век

Справа от колокольни Больничные палаты XVII век

Часовня-усыпальница Прохоровых начало XX века на фоне Смоленского собора

На фоне колокольни

Х рам Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Он словно запутался в ветвях деревьев. Я обошла его вокруг и, конечно, зашла в храм.

Удачный ракурс: Успенская церковь, Смоленский собор и колокольня.

Напротив Успенской церкви наблюдала любопытную картину. На камне сидела ворона, похоже ручная. Посетители угощали ее кто чем, поили водичкой, разговаривали с ней. Вокруг собралась толпа. Ворона никого не боялась и не улетала, гордо восседала на камне и принимала дары.

На этом мое путешествие по Новодевичьему монастырю закончилось. Вышла опять через Преображенскую надвратную церковь. Дорога к метро Спортивная. Квадратная — Царицына башня. Круглая — Никольская башня.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком.
Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник – выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Новодевичий монастырь на карте

Новодевичий монастырь - один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III - в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия".

Икона Божьей Матери "Путеводительница" (по-гречески "Одигитрия"), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование "Пречистые Одигитрии Нового девичьего" , или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря - Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы - отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля "московское барокко".

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская "самодержавная" царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Один из самых известных и замечательных по своей архитектуре Новодевичий монастырь был основан в XVI в. на Девичьем поле (иначе именовавшимся Самсоновым лугом). В 1523 г. было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами.

Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.


Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525 гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Собор с трех сторон окружен закрытой галереей; в интерьере – росписи XVI и XVII вв., пятиярусный резной иконостас (1683 – 1685 гг., мастер К. Михайлов и др.) с иконами работы С.Ф. Ушакова и др. мастеров Оружейной палаты.

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы.

Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особое место занимает избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

История Новодевичьего монастыря связана с такими историческими именами, как Борис Годунов и его сестра Ирина Федоровна, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI в. при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен.

Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Сохранились также другие постройки XVI – XVII вв.: палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни. Увы, эти красивые плстройки не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

В период царствоавания Софьи Алексеевны здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая шестиярусная колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову, высота 72 м; 1689 – 1690 гг.), надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами (1683 – 1688 г.), обширная бесстолпная трапезная с церковью Успения (1685 – 1687 гг.).

Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I.

Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. В 1724 г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта, обучали девочек плетению голландских кружев.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря.

Самое раннее из сохранившихся надгробий – белокаменная плита боярыни Ирины Захарьиной-Юрьевой датируется 1533 г. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548 г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей.

Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П. Чехов, С.М. Соловьев, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904 гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры (до «реконструкции» на территории старого кладбища насчитывалось свыше 2,5 тысяч захоронений).

В 1922 г. Новодевичий монастырь (как и многие другие) был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал.

С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.
Сегодня некрополь Новодевичьего монастыря поражает обилием и разнообразием оригинальных скульптурных памятников: реалистические или поэтические скульптурные портреты, скульптуры, надгробия с элементами осмысления деятельности, творчества, жизни человека в целом, главная цель его существования, рельефные и графические портреты и мн.др.

Скульптурные надгробия – интереснейший пласт нашей культуры, еще недостаточно изученный и недостаточно освещенный в трудах искусствоведов. Уникальная особенность Новодевичьего некрополя еще и в том, что выдающимся деятелям культуры надгробия делали не менее достойные и одаренные художники.

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею. Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

Давайте и мы прогуляемся по нему и узнаем интересную историю...

Новодевичий монастырь в Москве был основан князем Василием III в 1524 году. Монастырь был заложен в честь иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Известно, что еще за 9 лет до строительства храма князь дал обет, что если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь. Таким образом, в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря. Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 28 июля. Достоверно не известно, кто из мастеров строил монастырь. По одним данным – это Алевиз Новый, а по другим – зодчий Нестор, который погиб во время строительства. Сам монастырь назвали Новодевичьим из-за легенды, в которой говорилось, что на этом месте татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду.

Фото 2.

Несмотря на то, что первоначально монастырь строился из дерева, его башни и стены были очень высокими и восхищали своей красотой. Первой игуменией Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина из Суздаля. До нашего времени на территории монастыря сохранилась её могила, к которой приходят паломники.

Обитель стояла на склоне, который вел к Лужникам, в излучине Москвы-реки. Такое месторасположение позволяло держать под контролем переправу через реку, и играть роль монастыря-сторожа, защищая Москву с юго-западной стороны. При Борисе Годунове, в конце 16 века у монастыря были выстроены каменные стены и 12 башен, которые возводились по образцу стен Кремля.

Несмотря на то, что монастырь был женским, мощные крепостные стены и башни Новодевичьего монастыря представляли собой серьезное препятствие для захватчиков. Конечно же, защищали Москву не сами монахини, в случае необходимости в монастырь снаряжались отряды стрельцов. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

Фото 3.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство. Кроме того монастырь являлся местом, где принимали постриг в монахини самые знатные женщины, принадлежавшие к царским фамилиям и боярским родам. Здесь приняли постриг вдова Василия IV (Шуйского) Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Федоровича царевна Татиана. Вдова царя Бориса Годунова Ирина также именно здесь постриглась в монахини под именем Александры, и жила до своей смерти в монастырских каменных палатах, над которыми был надстроен деревянный терем. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.

Монастырские стены в то время часто служили темницей. Так, по приказу Петра I в Новодевичий монастырь была заточена царевна Софья, которая после подавленного Стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, и прожила в монастыре с 1698 года по 1704. Здесь же жила Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра I, которая была была сослана в Суздальский Покровский монастырь, и там пострижена в монахини под именем Елена. Император Петр I в 1727 году разрешил ей вернуться в Москву, в Новодевичий монастырь, где она прожила с 1727 по 1731 год.

Фото 4.

С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В так называемое Смутное время, в конце 16-начале 17 веков, монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и в конце концов был сожжен паном Гоносевским. Но уже в период правления Михаила Федоровича Романова Новодевичий монастырь был восстановлен и стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче был обращен в место царского богомолья. В честь этого монархи отдали в дар монастырю обширные земельные вотчины, драгоценности и денежные средства.

Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня (возможно автор Яков Бухвостов), надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.

Фото 5.

В 1724 году в Новодевичьем монастыре открылся приют для девочек-подкидышей, рассчитанный на 250 человек. Девочки здесь не только жили, но и обучались плетению голландских кружев, для чего Петр I выписал мастериц из Брабанта, передававшим свое мастерство воспитанницам.

Во время войны с Наполеоном Новодевичий монастырь был захвачен, и там разместилась армейская батарея. Французские солдаты планировали сжечь монастырь, но, после поджога они покинули монастырь, а монахини во главе с казначеей Сарой сумели погасить огонь. Часть монастырских сокровищ была вывезена в Вологду, что спасло их от расхищения.

Есть еще такая легенда:

«В знак собственной победы Новодевичий монастырь пожелал спалить Наполеон. Отступая из Москвы, его армия вбросила множество свечей в разбросанную в здании солому, а также установила бочки с порохом, поместив поверх них зажженные фитили. Но монахини ревностно охраняли свою обитель, вовремя обнаружили опасность и потушили пожар. Однако Наполеону было важно увидеть зарево над зданием. Поэтому он остановился на Воробьевых горах, и ждал. У него был план: если ничего не произойдет, вернуться и повторить попытку. О коварном плане узнал местный житель, дом которого стоял вплотную к монастырю. Поэтому, чтобы спасти святыню, он решился на поджог собственного жилища. Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть Наполеона: увидев пламя, он стал отступать. «

В 1922 году Новодевичий монастырь прекратил свое существование. Теперь здесь появился «Музей раскрепощенной женщины», который в 1926 году превратился в историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Некоторые здания были переданы для других нужд. В кельях работали детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные. Просторная трапезная была отдана под гимнастический зал.

Фото 6.

В Новодевичьем монастыре в 1939-1984 годах жил и работал известный историк-реставратор П.Д. Барановский. Сейчас на территории монастыря установлена мемориальная доска с его именем.

Осенью 1943 года при Новодевичьем монастыре начали работать Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, которые спустя некоторое время были переименованы в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру. В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. А начиная с 1964 года на монастырской территории расположилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

Начиная с 1994 года Новодевичий монастырь снова стал действующим. Причем, это единственный московский монастырь, который находится не в прямом подчинении Патриарха, а подчиняется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Часть строений, включая и старинный Смоленский собор, осталась в ведении музея.

Фото 7.

Множество людей посещают Новодевичий монастырь. Верующие приходят поклониться древним святыням и помолиться, туристы посещают сам монастырь и музеи, расположенные на его территории, а также некрополь. Монастырское кладбище стало последним пристанищем для многих знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С.П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Некрополь состоит из двух частей: старой – сильно разрушенной в советское время и новой, которая появилась в конце 19-начале 20 века, когда при расширении кладбища часть его вышла за пределы монастыря.

Большой популярностью у посетителей монастыря пользуется Софьина башня. На самом деле башня называется Напрудной, но в честь царевны Софьи, отбывавшей заключение в караулке при башне, это сооружение получило второе имя. Народная молва превратила Софью в святую и к башне потянулась вереница паломников, хотя, церковью Софья канонизирована не была.

ЮНЕСКО включила Новодевичий монастырь в список всемирного наследия. Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.

Вот так выглядит сейчас колокольня. Реставрация. А недавно в новостях вы могли видеть как она горела, вернее леса вокруг нее.

В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости - величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе - преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 - 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.

По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: «Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси», «Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях», на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес «13 апреля 1630″; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый - без указания даты, шестой - «1651 - 200 пуд» (3200 кг), седьмой - «3 августа 1684 - 540 пуд» (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.

К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря… более обольстит очи человека, вкус имеющего».

А вообще она должна выглядеть вот так:

Кстати, на счет названия, существует и другая версия, которая гласит, что оно произошло от фамилии первой настоятельницы монастыря - Елены Девочкиной. А, согласно третьей истории, святилище стало Новодевичьим в противовес более старому архитектурному памятнику - Зачатьевскому монастырю, называвшемуся еще Стародевичьим.

Фото 8.

Долгое время жительницами обители могли становиться исключительно представительницы знати и монарших родов. Среди них оказались: вдова Федора Иоанновича - царица Ирина Годунова, дочь императора Михаила Романова - царевна Татьяна, сестры Петра I (Софья, Екатерина и Евдокия), а также его же первая супруга - Евдокия Лопухина. Многих из них насильственно постригли в монахини.

Фото 9.

Много легенд было посвящено монастырю и в наши времена. Можно выделить две самые известные. Согласно первой, если отправиться в ночное время суток в прилегающий к ансамблю монастыря сквер и встретить там восход полной луны, то, возможно, кто-то из ближайших родственников человека достигнет вершин в этой жизни, добьется успеха, став известным на каком-либо поприще. Вторая история очень романтичная. Она рассказывает, что если весной посетить этот сквер со своим любимым человеком, сорвав с деревьев несколько листьев и высушив их, можно увековечить верность друг другу.

Фото 10.

Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го - 500, 3-го - 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.

По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) - генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) - поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) - князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) - писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) - князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) - генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) - жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) - писателю; Н. В. Сушкову (1871) - писателю; Н. А. Милютину (1872) - исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) - историку, издателю; А. С. Уварову (1884) - князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) - декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) - жене историка П. Н. Батюшкова.

Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.

Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 - 17 марта 1926).

Фото 11.

Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после «прополки» на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.

Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Большой пруд, расположенный близ Новодевичьего монастыря, окружен ореолом мистики и тайны. Как известно, на льду этого водоема Петр I собственноручно рубил головы взбунтовавшимся стрельцам. С тех пор, как гласит людская молва, вокруг пруда постоянно собираются души убиенных, желающие найти своих палачей. Также в окрестностях святыни видели и фантомы узниц, насильно подвергшихся постригу. Но, в отличие от павших стрельцов, эти души благосклонно относятся к каждому, в особенности стараясь помогать женщинам, оказавшимся в стенах монастыря.

Фото 17.

Вообще говорят кормить уток хлебом очень вредно для них. Они привыкают и перестают искать нормальную пищу. Перестают получать необходимые им вещества, болеют и умирают.

Фото 18.

Когда идешь вокруг монастыря создается стойкое ощущение, что это какая то крепость. Вполне себе одинаковые ощущения от прогулки вокруг Кремлевский стен.

Фото 19.

Что то отваливается и немного разваливается …

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

А это как секретный лаз какой то из фильмов

Фото 24.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

История, передающаяся из уст в уста, рассказывает, что, если посетить Напрудную башню архитектурного памятника (другое название - Софьина башня), то сбудутся все желания. Именно в этом строении в 1698 была заточена царевна Софья - сестра Петра I, пытавшаяся занять его место на престоле. Существует легенда, что стены монастыря приобрели волшебную силу, так как Софья сильно страдала живя в своей необычной тюрьме. С тех самых пор сюда стремится прийти каждый, кто хочет вылечиться от болезней, обрести счастье, вернуть в жизнь радость. А чтобы желание исполнилось, достаточно прислониться к стенам башни и произнести его.

Фото 36.

Фото 37.

А вот это что такое? Как я понял навесы? Тут висели видимо ворота

Фото 38.

Фото 39.

Молодежное творчество …

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

А вот тут так без палева древние могилы рядом с гаражами, вернее гаражи чуть ли не на могилах.

Фото 54.

А это какое то неизвестное видимо захоронение, все развалилось и отвалилось.

Фото 55.

Фото 56.

Фото 57.

Фото 58.

Фото 60.

Фото 61.

Фото 62.

Фото 63.

Фото 64.

Фото 65.

Фото 66.

Фото 67.

Фото 68.

Фото 69.

Фото 70.

Фото 71.

Фото 72.

Фото 73.

Фото 74.

Фото 75.

Вот такой стоял туманище.

Новодевичий монастырь - видео экскурсия

Новодевичий монастырь. Некрополь.

Самый красивый московский монастырь - Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда - в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.

А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе - домовом храме московских великих князей.

С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, - и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.

Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, - будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.

И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим , а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле - Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».

Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим ». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона - не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.

Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин - по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово - за свои старания и за заслуги своих подчиненных.

Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов - тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим - потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка - истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году - в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.

XVII век стал временем расцвета древнего московского монастыря. Именно в это столетие был создан его уникальный ансамбль в стиле «московского барокко», когда обитель усердно украшала царевна Софья, сводная сестра Петра Великого. Тогда же была возведена изумительная «кружевная» колокольня высотой в 72 метра - в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Появилась и трапезная с Успенской церковью, хорошо знакомая православным москвичам,

История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.

В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа - в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи - стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, - «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.

Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра - город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии - из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра - и сводная сестра, и первая супруга - погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи - Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.

И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.

В огненном 1812 году монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. Дореволюционные историки сообщали, что поначалу французы даже отпускали монастырю необходимое для богослужений вино. А в ночь с 8 на 9 октября, в праздник апостола Иакова Алфеева, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.

А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря - Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.

Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.

При монастыре существовал тайный подземный ход - «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.

Кладбище - особая достопримечательность Новодевичьей обители. Как и в других московских монастырях, кроме инокинь, здесь хоронили умерших мирян. Одними из первых на этом погосте обрели вечный покой дети и родственники русских государей: в их числе была и царевна Елена, жена старшего сына Иоанна Грозного, царевича Ивана, из-за которой разгневанный царь убил наследника. Здесь же похоронены Татьяна Левшина, мать знаменитого в екатерининские времена митрополита Платона, поэт и партизан Денис Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, философ Владимир Соловьев, генерал А.А. Брусилов, поэт А.Н. Плещеев, знаменитые реформаторы эпохи Александра II Освободителя братья Милютины, отец Андрея Белого, математик Н. Бугаев, писатели Писемский, Лажечников, Загоскин и композитор Скрябин.

Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.

Одним из первых на «новом» кладбище в 1904 году упокоили А.П.Чехова - он завещал похоронить себя в стенах прекрасной Новодевичей обители. Весной на могиле гения расцветает вишневый сад. А до революции здесь горела неугасимая лампада, вечерами мерцавшая тихим и мягким светом. Совсем недалеко от Чехова похоронен Н.В. Гоголь - в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря, как и останки С.Т. Аксакова, А.С. Хомякова, И.И. Левитана, Д.В. Веневитинова, чтобы они не попали под сталинский бульдозер. В советское время на «новом» кладбище похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву (совсем недавно был обнародован архивный документ - акт осмотра ее тела кремлевскими врачами, доказывающий, что она действительно покончила жизнь самоубийством), киноактрису Любовь Орлову, писателя А.Н. Толстого, Н.С. Хрущева, и многих других известных деятелей советского государства - врачей, летчиков, ученых.

Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала - конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории...

Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год - Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда - вполне московский курорт.


Top