К какой расе относятся туркмены. Сложный процесс становления. Совершенствование нормативно-правовой базы

Московская область : 1448 (2010 г.)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург : 1287 (2010 г.)
  • Татарстан Татарстан : 968 (2010 г.)
  • Башкортостан Башкортостан : 783 (2010 г.)
  • Краснодарский край Краснодарский край : 667 (2010 г.)
  • Самарская область Самарская область : 634 (2010 г.)
  • Таджикистан Таджикистан : 15 171 (2010)
    Украина Украина : 3709 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 2685 (2009 г.)
    Казахстан Казахстан : 2234 (2009 г.)
    Кыргызстан Кыргызстан : 2037 (оценка 2012)
    Латвия Латвия : 46 (оценка 2010)

    Язык Религия Расовый тип

    Европеоиды,с небольшой примесью монголоидных элементов

    Происхождение


    Этногенез

    Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные, сако-массагетские и сармато-аланские племена степей , а также жители древних государств - Маргианы , Парфии и Хорезма . В середине 1-го тысячелетия в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в IX-XI веках - Огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в XV веке , когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена не огузского происхождения, в частности кыпчаков .

    Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века , обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).

    В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма , средней Амударьи и Северного Хорасана . Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI веков начало подвергаться тюркизации.

    Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в -XI веках , сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка .

    Генетика

    Генетические исследования полиморфизма митохондриальной ДНК (мтДНК) подтвердили, что туркмены характеризуются наличием местных иранских линий мтДНК, подобных восточноиранским популяциям, но у туркмен и восточноиранских популяций с частотой свыше 20 % наблюдалось высокое значение тюркского генетического компонента . Это скорее всего указывает на предковую комбинацию иранских групп и тюрок , которое было унаследовано современными туркменами, и которое, как представляется, соответствует историческим записям, которые указывают на то, что многочисленные иранские племена существовали в данном регионе ещё до миграции тюркских племен, которые, как полагают, смешались/слились с местным населением и передали свой язык и создали нечто в роде гибридной/смешанной тюрко-иранской культуры.

    Общество

    Племенное деление

    Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные туркменские племена - эрсары , йомуды ,языры, (алили , салыры , човдуры , гоклены и текинцы (теке).

    Расселение

    Туркмены в Иране

    Туркмены в Афганистане

    Туркмены в России

    Этнографические группы

    В туркменском этносе сложилось несколько этнографических групп :

    Антропология

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание антропологии туркмен:

    Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на отчасти монгольское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

    Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66 .

    См. также

    • Сирийские туркмены - народ в Сирии .
    • Туркоманы (туркманы или иракские туркмены) - народ в Ираке .
    • Турецкие туркмены (тур.) русск. - этническая группа в Турции .

    Галерея

    • Галерея изображений
    • Turkmenian singer-Zakopane 2006.jpg

      Туркменская девушка

      Independence Day Parade - Flickr - Kerri-Jo (215).jpg

      Туркмены в национальной одежде на параде Независимости

      Independence Day Parade - Flickr - Kerri-Jo (326).jpg

      Туркменские дети в национальной одежде на параде Независимости

      Туркмены в национальной одежде преподносят хлеб Президенту России

    Напишите отзыв о статье "Туркмены"

    Примечания

    |заголовок4 = Отношение к религии |список4 = Ислам Христианство

    Отрывок, характеризующий Туркмены

    Он увидал тут тонкую хитрость, как всегда во всем видят хитрость люди, подобные Лаврушке, насупился и помолчал.
    – Оно значит: коли быть сраженью, – сказал он задумчиво, – и в скорости, так это так точно. Ну, а коли пройдет три дня апосля того самого числа, тогда, значит, это самое сражение в оттяжку пойдет.
    Наполеону перевели это так: «Si la bataille est donnee avant trois jours, les Francais la gagneraient, mais que si elle serait donnee plus tard, Dieu seul sait ce qui en arrivrait», [«Ежели сражение произойдет прежде трех дней, то французы выиграют его, но ежели после трех дней, то бог знает что случится».] – улыбаясь передал Lelorgne d"Ideville. Наполеон не улыбнулся, хотя он, видимо, был в самом веселом расположении духа, и велел повторить себе эти слова.
    Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
    – Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
    Известие было передано.
    Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]
    Наполеон поехал дальше, мечтая о той Moscou, которая так занимала его воображение, a l"oiseau qu"on rendit aux champs qui l"on vu naitre [птица, возвращенная родным полям] поскакал на аванпосты, придумывая вперед все то, чего не было и что он будет рассказывать у своих. Того же, что действительно с ним было, он не хотел рассказывать именно потому, что это казалось ему недостойным рассказа. Он выехал к казакам, расспросил, где был полк, состоявший в отряде Платова, и к вечеру же нашел своего барина Николая Ростова, стоявшего в Янкове и только что севшего верхом, чтобы с Ильиным сделать прогулку по окрестным деревням. Он дал другую лошадь Лаврушке и взял его с собой.

    Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
    После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
    Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
    На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.
    Княжна Марья выбежала на крыльцо, на цветочную дорожку и в аллею. Навстречу ей подвигалась большая толпа ополченцев и дворовых, и в середине этой толпы несколько людей под руки волокли маленького старичка в мундире и орденах. Княжна Марья подбежала к нему и, в игре мелкими кругами падавшего света, сквозь тень липовой аллеи, не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Одно, что она увидала, было то, что прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности. Увидав дочь, он зашевелил бессильными губами и захрипел. Нельзя было понять, чего он хотел. Его подняли на руки, отнесли в кабинет и положили на тот диван, которого он так боялся последнее время.
    Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.
    В Лысых Горах оставаться становилось более и более опасным, и на другой день после удара князя, повезли в Богучарово. Доктор поехал с ними.
    Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву.
    Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств?
    Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно.
    Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
    Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.
    Оставаться в Вогучарове становилось опасным. Со всех сторон слышно было о приближающихся французах, и в одной деревне, в пятнадцати верстах от Богучарова, была разграблена усадьба французскими мародерами.
    Доктор настаивал на том, что надо везти князя дальше; предводитель прислал чиновника к княжне Марье, уговаривая ее уезжать как можно скорее. Исправник, приехав в Богучарово, настаивал на том же, говоря, что в сорока верстах французы, что по деревням ходят французские прокламации и что ежели княжна не уедет с отцом до пятнадцатого, то он ни за что не отвечает.
    Княжна пятнадцатого решилась ехать. Заботы приготовлений, отдача приказаний, за которыми все обращались к ней, целый день занимали ее. Ночь с четырнадцатого на пятнадцатое она провела, как обыкновенно, не раздеваясь, в соседней от той комнаты, в которой лежал князь. Несколько раз, просыпаясь, она слышала его кряхтенье, бормотанье, скрип кровати и шаги Тихона и доктора, ворочавших его. Несколько раз она прислушивалась у двери, и ей казалось, что он нынче бормотал громче обыкновенного и чаще ворочался. Она не могла спать и несколько раз подходила к двери, прислушиваясь, желая войти и не решаясь этого сделать. Хотя он и не говорил, но княжна Марья видела, знала, как неприятно было ему всякое выражение страха за него. Она замечала, как недовольно он отвертывался от ее взгляда, иногда невольно и упорно на него устремленного. Она знала, что ее приход ночью, в необычное время, раздражит его.
    Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
    Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же.
    – Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой.
    Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи.
    Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему.
    Доктор сошел с лестницы и подошел к ней.
    – Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас…
    Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно.
    – Пойдемте, – сказал доктор.
    Княжна Марья вошла к отцу и подошла к кровати. Он лежал высоко на спине, с своими маленькими, костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками ручками на одеяле, с уставленным прямо левым глазом и с скосившимся правым глазом, с неподвижными бровями и губами. Он весь был такой худенький, маленький и жалкий. Лицо его, казалось, ссохлось или растаяло, измельчало чертами. Княжна Марья подошла и поцеловала его руку. Левая рука сжала ее руку так, что видно было, что он уже давно ждал ее. Он задергал ее руку, и брови и губы его сердито зашевелились.
    Она испуганно глядела на него, стараясь угадать, чего он хотел от нее. Когда она, переменя положение, подвинулась, так что левый глаз видел ее лицо, он успокоился, на несколько секунд не спуская с нее глаза. Потом губы и язык его зашевелились, послышались звуки, и он стал говорить, робко и умоляюще глядя на нее, видимо, боясь, что она не поймет его.
    Княжна Марья, напрягая все силы внимания, смотрела на него. Комический труд, с которым он ворочал языком, заставлял княжну Марью опускать глаза и с трудом подавлять поднимавшиеся в ее горле рыдания. Он сказал что то, по нескольку раз повторяя свои слова. Княжна Марья не могла понять их; но она старалась угадать то, что он говорил, и повторяла вопросительно сказанные им слона.
    – Гага – бои… бои… – повторил он несколько раз. Никак нельзя было понять этих слов. Доктор думал, что он угадал, и, повторяя его слова, спросил: княжна боится? Он отрицательно покачал головой и опять повторил то же…
    – Душа, душа болит, – разгадала и сказала княжна Марья. Он утвердительно замычал, взял ее руку и стал прижимать ее к различным местам своей груди, как будто отыскивая настоящее для нее место.
    – Все мысли! об тебе… мысли, – потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы.
    Он рукой двигал по ее волосам.
    – Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
    – Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
    Он пожал ее руку.
    – Не спала ты?
    – Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
    – Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
    «А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
    – Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.

    ПЛЕМЕНА БОЗОК

    ДЕТИ ГЮН-ХАНА-САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА

    1. Гайы (Кайи), т. е. могущественный; [его рода] тамга: онгон - белый сокол, доля мяса - правая лопатка.

    Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. По одной из версий, могли быть основателями г. Киев (Кайы - Киев)

    2. Баят (Байат), т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (107), доля мяса - правая лопатка (108).

    Представители туркменского племени баят основали Государство Сефевидов. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как боуты.

    3. Агойли (Алкаравли), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия; [его рода] тамга: онгон - белый сокол, доля мяса - правая лопатка.

    4. Гараойли (Кара-Ивли), т. е. по чернотропу прекрасно ездил; [его рода] тамга: онгон - белый сокол, доля мяса - правая лопатка.

    ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

    1. Языр (Йазыр), т. е. люди многих стран будут на твоей стороне; [его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

    2. Дюгер (Догер, Тохар, Дока), т. е. ради общения; [его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

    Представители туркменского племени дюгер (тохар) стали основателями Кушанского царства

    3. Додурга, т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок; [его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

    4. Япарлы, т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма.
    [Его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

    ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЙЫЛДЫЗ-ХАНА

    1. Овшар (Авшар), т. е. проворный в деле и страстный охотник; [его рода] тамга: онгон - тавшанджил, доля мяса-правое бедро.

    Шахом Ирана в 1736-1747 был Недир-шах. представитель туркменского племени овшар (авшар)

    2. Кызык, т. е. сильный, знаток законов и битв; [его рода] тамга: онгон тавшанджил, доля мяса - правое бедро.

    3. Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших; [его рода] тамга: онгон- тавшанджил, доля мяса - правое бедро.

    Династия Великих Хорезмшахов происходит из туркменского племени бегдили

    4. Гаркын (Каркын), т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа; [его рода] тамга: онгон - тавшанджил, доля мяса - правое бедро.

    По одной из версий, династия Великих Моголов могла происходить из туркменского племени гаркын (самоназвание государства Великих Моголов «Гуркания»). Туркмен Недир-шах (из племени овшар) после пленения им императора Великих Моголов Мухаммад-шаха, сказал следующее: "Так как наша августейшая особа известна [как принадлежащая] к племени афшар, а афшары являются одной из ветвей туркмен и наши отцы и деды принадлежали к туркменской семье, то в таком случае эти два государства связаны со славным племенем курканов, и целью нашего прибытия в эти области является лишь встреча с вашей высокосановной особой”.

    ПЛЕМЕНА УЧОК

    СЫНОВЬЯ ГЁК-ХАНА

    1. Баяндыр (Байандур), т. е. всегда живущий в полном довольствии; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса- левое бедро.

    Представители туркменского племени баяндыр являются основателями туркменской династии Акгоюнлы (Аккоюнлу) и одноименного государства. Также, представители племени входили в состав 7 крупных племен, населявших Кимакский каганат. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как берендеи.

    2. Беджене, т. е. проявляющий ревностное старание; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса-левое бедро.

    Туркменское племя беджене известно в истории как народ печенегов.

    3. Човдур (Чавулдур), т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса-левое бедро.

    4. Чепни, т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса - левое бедро.

    СЫНОВЬЯ ДАГ-ХАНА

    1. Салыр (Салур, Салгыр), т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей; [его рода] тамга: онгон-... , доля мяса-голень задней левой ноги.

    Представители туркменского племени салыр основали государство Гараманогуллары (Караманогуллары), впоследствии вошедшее в состав Османской империи

    2. Эймир (Эймур) (155), т. е. имеет много воинов и богатый; [его рода] тамга: онгон-..... , доля мяса - голень задней левой ноги.

    Представители туркменского племени эймир входили в состав 7 крупных племен, населявших Кимакский каганат

    3. Алаюнтлы (Алаюнтлу), т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней); [его рода] тамга: онгон -..., доля мяса - голень задней левой ноги.

    4. Урегир (Урегюр), т. е. его дела всегда на высоте; [его рода] тамга: онгон - .... , доля мяса - голень задней левой ноги.

    СЫНОВЬЯ ДЕНГИЗ-ХАНА

    1. Игдир (Йигдыр), т. е. прекрасный и великий; [его рода] тамга: онгон - сокол, доля мяса - ляжка.

    2. Бюгдюз, т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый; [его рода] тамга: онгон -..., доля мяса - ляжка.

    3. Иве (Йива), т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки; [его рода] тамга: онгон -..., доля мяса - ляжка.

    Представители туркменского племени иве основали династию и одноименное государство Гарагоюнлы (Кара-Коюнлу)

    4. Гынык (Кынык) , т. е. уважаемый везде, где бы не находился; [его рода] тамга: онгон -...., доля мяса - ляжка

    Представители туркменского племени гынык (кынык) основали Сельджукскую империю.

    Источники:
    Фазлаллах Рашид ад-Дин. "Огуз-наме".
    Мухаммад Казим "Надирова история"
    О. Гундогдыев "Туркменский след в древнерусской топонимике"
    и другие

    Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

    Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66

    Туркмения - страна, которая в 90-е годы XX века, после распада Союза, прошла довольно трудный путь. Сначала были разрушения, потом наступил период постепенного становления. Туркмения, уровень жизни которой еще желал лучшего, стала уверенно развиваться. Немаловажную роль в этом процессе сыграл народ. Одной из первых республикой была принята Декларация о суверенитете. В 1995 году данное государство стало нейтральным.

    Сложный процесс становления

    Первое десятилетие самостоятельного существования Туркмении прошло в сложных процессах разрушения существующего до этого периода уклада.

    Все указанные негативные явления сопровождались отсутствием развития экономики с сопровождением разворовывания промышленных предприятий, оборонных объектов и энергетического комплекса. Жизнь в Туркмении в этот период усложнялась еще и переделом власти и собственности, сопровождавшимися кровавыми и братоубийственными событиями.

    Факторы, способствовавшие экономическому развитию

    Туркмения, уровень жизни в которой существенно поднялся благодаря упорству и трудолюбию народа, смогла остановить разрушительные процессы в экономике.

    Туркменистан является роскошно одаренным богом местом. Его основные черты - солнечный и теплый климат, месторождения газа и нефти. Страна характеризуется закрытым типом экономики, выражающимся в том, что привлекаются только в сложные месторождения. Нельзя не отметить, что Туркмения является географически замкнутым пространством, не имеет выхода к морю, а также находится в окружении государств, в которых политическая ситуация зачастую затрудняет расширение газопроводов. И, конечно же, талантливый народ, по-восточному консервативный в политическом аспекте, но

    Указанные факторы способствовали экономическому подъему страны, а именно:

    • современный аграрный сектор может приносить ежегодно порядка двух миллионов тонн пшеницы и столько же хлопка;
    • оснащение перерабатывающей промышленности новыми заводами для переработки хлопка-сырца или сахарной свеклы;
    • в легкой промышленности появились новые фабрики джинсовых и хлопковых тканей;
    • из туркменской нефти на современном производятся смазочные масла и высокооктановый бензин;
    • благодаря ежегодным поставкам добывающей промышленностью природного газа и нефти полностью покрывается потребность Туркменистана в энергетических материалах.

    Туркменистан глазами иностранца

    Человека, который отсутствовал некоторое время в стране, поражает в Туркмении практически все. Так, с огромной скоростью преображается ландшафт, архитектура и инфраструктура как страны в целом, так и ее отдельных городов. Прослеживается сказочная быстрота по возведению новых высотных домов, бассейнов, больниц, автострад, концертных залов, теннисных кортов, бизнес-центров, отелей, стадионов, а также красивейшего Ашхабадского аэропорта из мрамора и стекла.

    Экономика Туркмении

    Современная Туркмения, уровень жизни которой существенно улучшился, характеризуется политическим спокойствием и стабильностью.

    Высокий темп экономического развития способствует созданию теплого инвестиционного климата. Как результат - вложения в развитие Туркменистана мировыми строительными компаниями.

    Экономика Туркменистана успешно развивается благодаря значительным вложениям иностранных инвесторов в энергетику и добывающую промышленность.

    За довольно короткий период эта страна превратилась из сырьевой базы в развивающееся быстрыми темпами государство. Современная экономика Туркменистана подтверждает его независимость. поражает своим спокойствием на улицах и благотворными внешними изменениями.

    Сегодня Туркмения (уровень жизни народа) занимает первое место среди и СНГ. Население имеет возможность пользоваться бесплатно природными ресурсами: солью, газом, водой и светом. На достаточном уровне развито воздушное сообщение между городами Туркменистана.

    Основные макроэкономические показатели

    Международным валютным фондом в 2015 году прогнозируется снижение роста ВВП до 9% (данная информация размещена на официальном сайте МВФ).

    Как указано в этом пресс-релизе, 2014 год для Туркменистана отмечен ростом ВВП в 10,3%. При этом экономика государства оставалась довольно устойчивой к различным потрясениям на региональном рынке. Такая жизнь в Туркмении стала возможной благодаря активному экспорту углеводородных ресурсов и государственных инвестиций.

    Ожидаемое снижение ВВП в текущем году по мнению МВФ произойдет из-за снижения уровня поступлений от экспортирования природного газа, а также снижения государственных инвестиций по отношению к ВВП.

    Несмотря на последнее снижение курса национальной валюты, ожидаемая инфляция на конец года составит порядка 6,5% (средний показатель Туркмении - 7,5%). Такая ситуация станет возможной из-за последующего падения цен на продовольствие в мире и повышение курса доллара.

    Жизнь в Туркменистане для других национальностей

    Перепись 2003 года показала, что туркмены составляют лишь 85% всего населения государства, остальные 15% - представители других национальностей.

    Рассмотрим подробнее жизнь русских в Туркменистане. Так, все в том же 2003 году было подписано соглашение между Москвой и Ашхабадом, согласно которому «Газпром» стал приобретать у «Туркменнефтегаза» природный газ до 2028 года. Однако этот же год для Туркмении знаменателен прекращением действия Соглашения 1993 г., по которому данное государство прекратило в одностороннем порядке возможность иметь двойное гражданство. Несмотря на указанный факт, российское посольство еще выдавало паспорта России и позже 2003 года, объясняя это отсутствием ратификации данного протокола российским парламентом.

    В 2013 году ситуация несколько усугубилась, так как под предлогом смены загранпаспортов старого образца на новый властями Туркмении «двойникам» было предложено отказаться от другого гражданства, кроме туркменского. Указанная проблема так и не решена по сей день.

    Уровень жизни в Туркменистане сегодня

    Уровень современной жизни в рассматриваемом государстве в последние годы существенно вырос, и это подтверждается анализом данного показателя на примере столицы - Ашхабада.

    Так, ответом на вопрос «Легко ли жить в Туркменистане?» служит рост числа иномарок на дорогах, а также дорогостоящих мобильных телефонов у жителей.

    Для обычных людей такие доводы могут показаться слегка наивными. Однако экономисты могут с уверенностью говорить, что улучшение благосостояния населения любого государства может иметь место только при росте ВВП, увеличении дохода на душу населения. При этом обычный человек только ориентируется на цены на продукты, которые находятся на полках магазинов. Исходя из этих составляющих, можно говорить о том, что средний уровень жизни населения в Туркменистане стал выше.

    Приоритеты в развитии

    Для дальнейшего повышения уровня жизни в Туркмении должны быть обеспечены прочные социальные гарантии для населения, являющиеся основой в развитии хозяйственной деятельности, а также форм собственности. Должно продолжаться реформирование банковской, кредитной и финансовой системы государства, созданы максимально благоприятные условия для защиты и населения.

    Первое десятилетие XXI века для обеспечения социально-экономического развития страны обусловлено необходимостью доработки законодательства, а также разработки совершенно новых подходов к регулированию в правовом поле экономических отношений. Поэтому законодательная деятельность должна осуществляться в следующих направлениях.

    Совершенствование нормативно-правовой базы

    Это первое направление, которое должно упрочить и развить рыночную экономику. Одним из основных направлений доработки блока экономики стала разработка нового законодательства, которым определена правовая база осуществления коммерческой (предпринимательской) деятельности. Данное обстоятельство является необходимостью последующего правового регламентирования процессов создания и работы субъектов хозяйствования. Важное место в их числе занимают именно предприятия.

    Законодательство налоговой, денежно-кредитной и бюджетной сфер

    Это второе направление совершенствования нормативно-правовой базы. Современная правовая база отличается определенной солидностью, а также регулирует отношения в финансовой системе всего государства. Основное внимание в данном процессе должно быть уделено повышению эффективности именно государственного бюджета в качестве макроэкономического механизма управления всей экономикой страны.

    Успешность проведения бюджетной политики напрямую зависит от налоговой системы государства. Главный принцип законодательной работы - кодификация всей налоговой нормативно-правовой базы, которой обладает на сегодня Туркменистан. Научная жизнь в этом может существенно улучшить общее состояние законодательства. Так, основываясь на системном изучении различных налогов и сборов, а также методов и форм обеспечения их уплаты в бюджет, должна быть разработана и законодательно закреплена единая система формирования, сбора и утверждения всех обязательных платежей.

    Регулирование деятельности отдельных отраслей экономики

    Данное направление является третьим по важности и должно способствовать правовому регулированию деятельности, которая осуществляется в некоторых отраслях, занимающих одно из ключевых мест во всей хозяйственной структуре Туркмении.

    Благодаря проведенным социально-экономическим реформам и преобразованиям будет достигнуто интенсивное развитие в таких агропромышленном, топливно-энергетическом и строительном комплексах. Нельзя в этом случае забывать о текстильной промышленности, стройиндустрии, транспорте и коммуникациях.

    Подытоживая изложенный материал, необходимо отметить, что Туркменистан смог преодолеть трудности, возникшие после распада Союза, и не только побороть кризис, но и стать на путь экономического развития.

    Туркмены различных племен составляют в области главную массу туземного населения. Число их простирается до 246500 человек, что составляет 79% всего туземного населения области.
    Слово «туркмен» по объяснению единственного историка туркменского народа Абуль Гази Богадур Хана, приведенному в написанной им 250 лет тому назад книге «Родословная туркмен», происходит от персидского слова «тюркманенд», т. е. похожий на тюрка. Это название дали Мервские таджики тем тюркским племенам, которые во времена Салор Казана и Аббасидов прикочевали сюда из Туркестана. «Тех туркмен», говорит Абуль Гази: «которые попали в Мавераннахр, таджики сначала называли тюрками. Спустя пять или шесть поколений они изменились под влиянием земли и воды… глаза их сделались большими, лица маленькими, а носы большими. «Очевидно» отмеченная Абуль Гази Богадур Ханом перемена в типе туркмен произошла от смешения их крови с кровью арийской.
    Другие говорят, что туркмены, жившие в Персии, на вопрос персов о происхождении говорили «тюркмен» что значит «я тюрк», отчего это прозвание и осталось за ними.

    Происхождение и история туркмен. Салоры и их переселение в Мерв, Ирак и Мангишлак

    Салоры, от которых произошло большинство туркменских племен, обитающих в области, были одной из ветвей Огузова племени. Ветвь эта древнего происхождения: она ведет свое начало от Салора, сына Таг Хана и внука Огуз Хана, этого мифического героя тюркских племен, современника Кеюмерса, жившего за 6000 лет до настоящего времени на берегах Иссы-Куля.
    Туркмены теке, йомуд и сарык, составляющие главную массу туркмен области, считают своим родоначальником Салор Казана и, как кажется, совершенно основательно. Историю туркмен, как самостоятельной народности, отличной от остальной части Огузова племени, нужно начинать с переселения салор из Туркестана в Мавераннахр, т. е. на левый берег Аму-Дарьи и в округ Мерва. Переселение это было последствием упорной вражды и беспрерывных войн в течение 5-6 поколений с тюркским племенем беджне, которое выгнало их с занимаемых ими до сего времени мест и заставило бежать за Аму-Дарью. Это событие произошло при жизни отца Салор Казана — Энкеша,бывшего старшиной салорского племени во время владычества в Мерве Аббасидской династии в 300 годах мусульманского летосчисления, т. е. около 1000 лет до настоящего времени.
    С этого времени, т. е. со времени Салор Казана началась упоминаемая Абуль Гази перемена типа туркмен, обособившая их в отдельную этнографическую группу.
    Этим переселением Абуль Гази почти заканчивает связную историю Огузова племени, которое вскоре распалось на мелкие части и прекратило существование в качестве отдельного монархического государства.
    Как и где жили салоры с этого времени, Абуль Гази дает нам мало указаний.
    Очевидно, часть их продолжала жить в Мерве и при следующих династиях; это мы видим из отрывочных указаний арабских писателей того времени.
    После междоусобных войн в царствование Али-Хана многие племена Огузова племени, в числе которых были и салоры с присоединившимися к ним племенами имр, икдыр и другими, откочевали в Мангишлак и в горы Хиссара.
    В то же время 10 тысяч кибиток салор под предводительством Дингли Бека ушли в Хорасан, где оставались много лет; оттуда они перекочевали в Ирак и Фарс, и «там устроились, как на родине». Когда султан Мелик Шах, отец Султан Санджара, завоевал Ирак и Фарс и перенес свою столицу в Исфахан (около 1070 г.), часть салоров получила разрешение перекочевать из Ирака в Мангишлак.
    «В старину говорили», пишет Абуль Гази: «закочевало Огузово племя. Есть ли для него кочевья, есть ли для него стоянки?».

    Богатырь Салор Огурджик и дальнейшие переселения салор. Происхождение племен йомуд, теке, сарык

    Во время пребывания салор в Ираке среди этого племени среди этого племени появился богатырь Салор Огурджик, к потомству которого и принадлежат все главные из обитающих в области туркменских племен. Абуль Гази рассказывает, что Салор Огурджик, не чувствуя себя в силах сопротивляться кочевавшему в Ираке племени баяндер, с 1000 кибитками бежал в Шемаху. Оттуда, опасаясь преследования Баяндеров, ушел в Крым, а затем, через Атель (Волгу) прошел к Яику (Уралу). Проживши здесь несколько лет, Огурджик поссорился с ханом кочевавшего там племени Канлы, по имени Гек Тонли, и принужден был уйти с 300 кибитками в Мангишлак и Абуль Хан (Балханские горы).
    Далее, Абуль Гази приводит подробное перечисление ближайших потомков Салор Огурджика и туркменских племен, которые от них произошли. Большинство из этих племен в настоящее время не обитает в пределах области, почему мы перечислять их здесь не будем. Скажем только, что племя йомудов он производит от внука Салор Огурджика — Кулми, текинцев и сарыков от салора — Той Тутмаз.
    Этим ограничиваются все сведения о туркменах, которые мы могли почерпнуть из сочинений Абуль Гази Богадур Хана. Принимая во внимание, что сочинение это было написано в средине семнадцатого столетия, нет ничего удивительного, что о племенах текинцев, сарыков и йомудов, племенах, бывших в то время, может быть, еще вновь образовавшимися родовыми группами, незначительными по своему численному составу, сказано так мало.

    Отрывочные сведения по дальнейшей истории туркмен

    Некоторые сведения по дальнейшей истории туркмен за время их поселения в пределах нынешней Закаспийской области можно найти в истории Хивинского ханства, в подданстве которого, иногда номинальном, они находились. За неимением других данных, мы здесь воспользуемся разрозненными указаниями в сочинениях позднейших историков. По этому предмету мы находим некоторые отрывочные сведения у Веселовского (Веселовский, очерк истории и географич. сведений о Хивинском ханстве, изд. 1877 г.), который указывает, что при Софиаре, Хане хивинском, в начале десятого века, туркмены занимали Мангишлак, Балханские горы, и жили по берегам Аму-Дарьи и в Дегистане и платили дань хивинцам.
    В то вреимя по реке Аму, которая текла в Каспий, от Ургенча до Балхан были сплошные поселения туркмен: от Пишгяха до Кара Кичита (черный брод) кочевало племя адаклы хызыр, от него до Балхан племя али, а оттуда до моря Тиведжи.
    Абуль Гази хан в 1637 г. усмирил туркмен, забравших власть в свои руки. Они жили в Теджене, Бами, Беюрме и на берегах Атрека и Гюргена.
    Около 1736 г. Надир Шах победил Хиву и приказал живших там теке и йомудов водворить в Хоросане.
    По показанию Гладышева и Муравина, бывших в Хиве в 1741 году туркмен было 4 тобы: теке-йомуд, човдур, Мангишлак и Теджен, а всего до 30 тыс. человек, и все они состояли под властью Хивы.
    Филипп Еремов, бывший пленником в Хиве около 1785 года, указывает, что теке и салор кочевали по Аму вниз от Чарджуя; кочевья же туркмен к западу от Хивы начинались в 25 в. от сел. Амбар.
    В конце восемнадцатого столетия туркмены являлись бичом Хивинского ханства. В 90-х годах того же столетия при Авяз Инаке были 4 возмущения туркмен йомудов, которые при всякой смене хана производили смуты в стране.
    В 1813 году Мухмед Рахим Хан предпринял поход на Персию. Племена теке и гоклан отказались идти с ним. Возвратившись в Хиву, он пошел наказать их и разбил туркмен теке совершенно; их пахатные земли были отобраны и захвачено много пленных. Текинцы под начальством Мурад Сердара скрылись в горах. Голод заставил их уплатить дань Хивинскому хану, и часть их перекочевала в Хиву. Также он призвал в Хиву поколение човдор и ессен-или (гокланы), кочевавшее в Мангишлаке, которое препятствовало торгу между астраханскими купцами и Хивой. Поколение ата, кочевавшее близ Каспия, было вытеснено из Балханских гор йомудами и прибегло под защиту Хивы.
    В 1832 году Хивинский хан Алла Кул взял Мерв и Серахс. Текинцы заплатили контрибуцию. В 1839 году снова был поход, чтобы наказать туркмен теке за неповиновение.
    В 1846 году бухарцы подстрекнули текинцев завладеть Мервом, принадлежавшим Хиве, и те напали и вырезали всех хивинцев. С этого времени начались ежегодные походы Хивинского хана против туркмен, но последние скрывались в песках.
    В 1858 году туркмены со своим ханом вели борьбу с вновь назначенным в Хиве ханом Сеид Мухамедом и осадили несколько городов. В том же году йомуды, приглашенные на помощь Кунградскому беку Мухамед Феналу, провозгласили его Хивинским ханом.

    Занятие текинцами Ахала, Теджена и Мерва

    Петрусевич (Зап. Кавк. Отд. Имп. Р. Г. О. кн. XI вып. I, 1880 г.) сообщает, что по рассказам Буджнурдского и Кучанского правителей, текинцы заняли Ахал 163 года тому назад, во времена шаха Тахмаспа; с тех пор до настоящего столетия они ограничивались пределами оазиса. Но увеличение населения и ограниченное количество воды заставили текинцев отыскивать себе новые места, годные под поселения. Под предводительством Ораз Хана часть текинцев вышла из Ахальского оазиса и поселилась по Герируду, верстах в 80 прямо на восток от селения Гяурса.
    Ораз Хан, перебравшись к Герируду, устроил на правом его берегу укр. Теджен или Ораз-Кала, вследствие чего и вся река Герируд от укр. Серахса до своего окончания стала называться Теджен-Дарьей. Поселившись по Теджену, текинцы получили возможность делать набеги на северо-восточные провинции Персии, пока выведенный из терпения грабежами текинцев правитель Хорасана Асифуд-доуле Алла-Яр-Хан в 40-х годах этого столетия не напал на них и не уничтожил их поселений.
    Текинцы опять собрались в Ахал, но недостаток воды и земли заставил снова искать для поселения новые места. Тогда тот же самый Ораз Хан с другими выборными от текинцев явился к правителю Хорасана с просьбой дозволить поселиться в старом Серахсе, на правом берегу реки Герируда, и занять местность вокруг него. В то время пространство около старого Серахса по об стороны реки было свободно. Получив разрешение, текинцы сначала жили мирно с персами и обратились для грабежа к северу в Бухару и Хиву и к кочевьям сарыков и салоров. Бывший в то время Хивинским ханом Мухамед Эмин два раза ходил усмирять их и во второй свой поход в 1855 году был убит, с тех пор текинцы в Серахсе сделались еще смелее и стали грабить не только бухарцев, хивинцев, сарыков, (живших в Мерве), но и вес провинции Хорасана.
    Наконец, правитель Хорасана (Султан Мурад Мирза Хыссамус Султанэ) решился окончательно усмирить текинцев; в старом Серахсе появились персидские войска, все поселения были разорены, и текинцы бежали в Мерв на Мургаб (Это было в 50-х годах XIX в.). Но тут жили сарыки. Между текинцами и сарыками завязалась борьба за обладание Мервом и низовьями Мургаба. Побеждены были сарыки, которые и ушли вверх по течению реки к урочищам Елотану и Пенде вытеснив, в свою очередь, из Елотана салоров (Мы сохраняем везде старинное вазвание племени, вместо нынешнего «салыр»), которые перебрались с разрешения персидского правительства к развалинам города Зур-Абада, лежащим на левом берегу Герируда в 120 верстах южнее Серахса. С этого времени текинцы сделались в Мерве полными хозяевами всех земель на оконечности реки. Набеги их и грабежи сделались еще более ужасными для северо-восточных провинций Хорасана и северных окраин Афганистана. Все это заставило персидское правительство двинуться на Мерв с целью разорить его окончательно. Предварительно, в 1860 году, было устроено укрепление на левом берегу реки Герируда, против старого Серахса, названное новым Ссрахсом, и в 1861 году двинулось через Серахс к Мерву персидское войско; потерпев совершеннейший погром (Многочисленная артиллерия, взятая текинцами в этом сражении, хранится при Мервском Уездном Управлении), персы окончательно оставили мысль действовать против текинцев Мерва и ограничились только охраной своих провинций от их набегов. Текинцы же после такого успеха сделались вполне независимыми, ибо до того времени то признавали себя хивинскими, то персидскими подданными, смотря по тому, на чьей стороне была сила.
    В 1870-х годах текинцы Мерва напали врасплох на салоров у Зур-Абада, захватили все стада и многие семьи и предложили остальным следовать в Мерв, где и расселили их между всеми своими родами небольшими группами, в 10-12 семей.
    К этому следует добавить, что в 1884 году Тедженский оазис снова был занят текинцами, пришедшими из Мерва, когда по распоряжению генерала Комарова была восстановлена Карры-бендская плотина.

    Новейшая история салоров

    Вышеприведенные сведения дополним устными преданиями туркмен-салоров. Они передают, что в прошлом столетии и в начале нынешнего они населяли Иолотанский и Пендинский оазисы. Приблизительно в 1780 году салоры из племени кичиага переселились в Серахс, где устроили плотину Кизил-Кая, существующую и по настоящее время. В 1830 году за аламаны в Персии салоры были разбиты персидским принцем Аббас Мирзою и до 900 семейств уведены в плен, но через год были выкуплены своими сородичами Иолотанскими салорами и уведены обратно на реку Мургаб. Здесь, под властью Бухарского Эмира салоры прожили мирно до 20 лет, а затем опять стали грабить совместно с текинцами соседние персидские владения. Приблизительно в 1850 году персы снова пошли войной на салор, разбили их, взяли 200 заложников и оттеснили к Пенде; однако, по дороге в Мешхед, пленные салоры бежали к своим. Из Пенде салоры откочевали к Меручаку, но, теснимые здесь сарыками, перекочевали в Меймене и Кара-Тепе (близ Кушкинского поста); это было около 1854 года. Однако, и из последнего поселения вытеснили их сарыки. Тогда, по совету Берды Мурад Хана, (отца подпоручика Менгли Хана), салоры откочевали в Персию к Зурабаду, но года через три недостаток воды заставил их вернуться на старые пепелища, к Серахсу. Через 40 дней после их переселения, Каушут Хан напал на них со своими Мервскими текинцами и увел в Мерв, где заставил их обрабатывать землю из доли урожая в пользу мервцев.
    После занятия русскими Асхабада, часть салор с Менгли Ханом небольшими партиями ушла на левый берег реки Теджена в Кала-и-Ноу (в 12 верстах от персидской крепости Серахс-и-Насири); оставшиеся же в Мерве тайком от текинцев послали Теке Хана к русским для переговоров.
    В Сарахсе персы предложили Менгли Хану на выбор: или уйти вовсе из персидских владений, или переселиться к Зурабаду, куда Менги Хан с 100 семьями и переселился. В скором времени туда же пришел Теке Хан с 2000 семейств. По прибытии генерала Комарова в Рухнабад, к нему явились посланцы салор с просьбой принять их в подданство России и разрешить им занять земли у Сepaxca, на правом берегу реки Теджена. Генерал Комаров изъявил на это согласие и с июля 1884 года салоры поселились в Серахсе.

    Родословная туркменских племен по местным преданиям

    Устные предания туркмен о своем происхождении не восходят в глубь времен и, притом, отличаются неполнотой и отсутствием каких бы то ни было хронологических указаний. Поэтому не представляется возможным установить непрерывную связь позднейших родовых подразделений с более древними родоначальниками отдельных племен. Текинцы и сарыки считают своими родоначальниками Салор Казана и Теке Магомеда, а также ряд лиц, имена которых носят ныне существующие родовые группы.
    Поэтому родословное дерево туркменских племен весьма поучительно для ознакомления с их современным родовым устройством.
    Родословная текинцев и сарыков, в общих чертах, такова; у Теке Магомеда было 3 сына: Тохтамыш, Отамыш и Елкомыш. От первых двух произошли текинцы, а от последнего сарыки. У Отамыша были дети: Бахши и Сычмас, у Тохтамыша — Бек и Векиль, у Елкомыша — Фаладжа, Алаша и Аманша. Впоследствии мать Аманша вышла замуж за Тохтамыша, и его род присоединился к текинцам.
    Текинцы рода бахши подразделились на роды: мириш, чалтек, ясман, салых, ак-дашаяк, кара-дашаяк; род сычмас разделился на: ак-суфи ии ходжа-суфи; род бек разделился на роды: конгур и геокча; род векиль на букури, кахшал, канджик и юсуф.
    Род сарыков фаладжа подразделился на байрач, хоросанлы, архаки и сухты; род алаша — на роды: алныш и хаджи-назар. Каждое из этих подразделений разбилось на многочисленные, более мелкие родовые группы, перечисление которых мы здесь не приводим.
    Племя йомудов, по устному преданию, производит себя от салора Калями. За ним следует Иомуд со своими сыновьями Кутлы Темир и Етли Темир (потомки последнего живут в Хиве). Потомки первого были: Чоны, от которого произошли племена ак, атабай и другие, и шериф-джефарбай, потомство которого, в свою очередь, разделилось на две группы: ярали и нурали, каждая из которых дала много мелких родовых подразделений.
    Салоры тоже подразделились на три рода: караман, кичи-ага и еловачь.

    Ханская власть, сердары и занятие аламанством

    До занятия края русскими туркмены не имели никакого государственного устройства. Принцип братства, равенства и свободы проводился ими в жизнь более полно и последовательно, чем в любой из современных республик. Это было вольное казачество, где вес были совершенно равны и не было никакой придержащей власти. Никакой наследственной ханской власти у них не существовало, и они давали звание хана от времени до времени с общего согласия тому или другому из своих более заслуженных членов, причем с этим званием не было соединено никакой власти.
    Хан избирался не целым племенем, а отдельным поколением или группой аулов, которые не платили ему никакого содержания или подати, а только давали по 2 всадника от каждого аула для преследования разбойников, приходивших зачастую из Персии и угонявших туркменский скот.
    Не меньшим чем ханы почетом и значением пользовались «сердары».
    Сердар, это — военачальник, предводительствовавший туркменской вольницей во время аламанов (разбойничьих набегов), или других военных предприятий. Набеги и разбои в соседних округах Персии были главным занятием туркмен Ахала, а отчасти, и других оазисов; были промыслом, средством к существованию. Скотоводство и земледелие, в особенности последнее, были лишь занятием второстепенным, подспорным.
    Время от времени тот или другой сердар, а их было не мало, оповещал по аулам о предполагаемом набеге. Все, желающие принять в нем участие, собирались к нему в назначенный срок, или присоединялись на дороге.
    К известным своим искусством сердарам собиралось до 1000 и более всадников. Ехали всегда налегке, не забирая с собой много продовольствия. Легкость и быстрота были главной их тактикой. Они внезапно налетали на селение, хватали и связывали жителей, клали их на крупы своих лошадей и быстро скрывались.
    Главной добычей туркмен были люди, а потому они старались возможно меньше употреблять в дело оружие. После аламана добыча распределялась по числу участников поровну, сердар же получал вдвое.
    Пленников туркмены не любили держать у себя, а потому быстро продавали скупщикам, отправлявшим их на рынки Бухары и Хивы.
    Грабежи и набеги на персов-шиитов, которых туркмены считали худшими из неверных, почитались делом богоугодным и не мешали народу оставаться высокочестным и нравственным в своих взаимных отношениях.
    Таково бурное историческое прошлое населяющих область туркменских племен.

    
    Top