Кто такой клирик и что входи в его обязанности. Клирик: кто это в православии

Обязанности клириков

Правам всегда соответствуют обязанности. Особые обязанности лежат и на духовных лицах. Но речь идет у нас не о служебных обязанностях клириков, а о тех обязанностях, которые связаны с их образом жизни и нравственными нормами, которым они должны подчиняться.

Общее правило тут таково: все, что служит препятствием для рукоположения со стороны кандидата в клир, возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю.

Клирики должны быть высоконравственными лицами. Каноны запрещают им пьянство и азартные игры. «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Апост. 42), «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне» (Апост. 43).

62 правило Трулльского Собора запрещало духовным лицам под угрозой извержения из сана, равно как и мирянам, под угрозой отлучения, участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, надеванием масок.

Клирикам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося. 27 Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или дьякона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал».

Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что может соблазнить паству. Согласно 24 правилу Трулльского Собора, «никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да восстанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение Отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен».

Предосудительно для клирика и посещение корчемниц: «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Апост. 54). 55 канон Лаодикийского Собора запрещает духовным лицам устроение пиршеств у себя дома.

Во избежание соблазна правила возбраняют вдовым или неженатым клирикам держать у себя дома посторонних женщин: «Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которыя чужды всякаго подозрения» (3 прав. 1 Всел. Соб.).

77 правило Трулльского Собора угрожает клирику извержением, а мирянину отлучением за мытье в общественной бане вместе с женщинами - такой обычай был распространи в языческой среде и сохранялся в христианской Византии. Как гласит 22 канон VII Вселенского Собора, «священническое житие избравшим, не совсем позволительно ясти наедине с женами, а разве купно с некоторыми богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному».

Каноны касаются и внешнего вида клириков, их одежды. В 27 правиле Трулльского Собора говорится: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения».

В Русской Церкви «Инструкция благочинным» обязывает благочинных наблюдать, чтобы священники, диаконы и причетники носили соответствующую их званию одежду: священники и диаконы - рясы темного цвета, а причетники - платья, приличные духовному чину. Постановлением Присутствия по делам православного духовенства от 16 апреля 1869 г. церковнослужителям было дозволено по желанию носить светское платье и стричь волосы. В XIX веке такое же право предоставлялось клирикам, служащим за границей при посольских и консульских церквах. В XX столетии клирики Православной Церкви, как правило, надевают светское платье и подстригают усы и бороду. Ничего противоречащего канонам и обычаям Древней Церкви в этом нет. Но, очевидно, нельзя упрекнуть и священника или диакона, который в своем внешнем виде вполне следует традициям, сложившимся на Руси. Совершенное удаление бороды, хотя и не запрещено канонами, все-таки предосудительно, ибо представляет собой вызов многовековой традиции и противоречит тому представлению о внешнем виде священника, который сложился в благочестивом народном сознании.

Согласно 16 правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епетимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

По словам Зонары, «люди из внешнего заключают о внутреннем и неизвестном. И если увидят, что лица, посвятившие себя в удел Богу, не держатся устава и обычая по отношению к одежде или надевают на себя светские, пестрые и дорогие одежды, то от бесчиния во внешнем отношении будут заключать и о внутреннем состоянии посвятивших себя Богу».

Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26 Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы».

10 правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6?е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления.

Было бы противно закону духовного роста вступать в плотский брак после хиротонии, совершаемой в образ обручения с паствой. В то же время опыт семейной жизни, опыт управления «малой церковью», по выражению св. Иоанна Златоуста, может послужить хорошей школой для подготовки к окормлению народа Божия.

Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается.

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917:1918 гг. вынес Определение, призванное оградить достоинство священного сана. Опираясь на Апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3:2, 12; Тит. 1:6) и на каноны (3 прав. Трулл, Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второго брака для вдовых и разведенных священнослужителей.

Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8?е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно; то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство; то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует; не может касатися служения, ему порученнаго».

В толковании на этот закон Зонара писал: «Так как жена прелюбодейна осквернена, а тот, кто телесно с ней сожительствует, составляет с ней одно тело, то и он участвует в осквернении. Но как может быть дозволено священнослужение оскверненному».

Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более не допустимы.

Трулльский Собор в своем 12 правиле строго запретил брачное сожительство епископам: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем протыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устрояти к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание».

Причина введения безбрачного епископата заключалась в том, что в эпоху Трулльского Собора большое распространение получило монашество, и кандидатов на архиерейство из числа монашествующих было вполне достаточно, а по слову апостола Павла, «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (I Кор. 7:32–33).

Впрочем, Отцы Трулльского Собора не требовали, чтобы кандидаты епископства были лишь из числа безбрачных; они только настаивали, чтобы «жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа» (48 прав. Трулл. Соб.).

Впоследствии в Церкви сложился обычай поставлять в епископы только монахов. Если же кандидатом избирался не монах, он перед хиротонией должен был принять постриг. Каноны и церковная традиция однозначно свидетельствует о беззаконии обновленческого опыта введения белого епископата, а также дозволения вступать клирикам во второй и третий брак.

Многие занятия и профессии несовместимы со священнослужением. Согласно канонам, клирикам запрещаются исполнение общественных и государственных должностей и военная служба (Апост. 6, 81; Двукр. 11). Как гласит 6-е Апостольское правило, «епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина». Канонический запрет распространяется на исполнение клириками текущих административных обязанностей. История свидетельствует о том, что Церковью не возбранялось участие клириков в коллегиальных органах государственной власти.

Клирикам запрещаются ростовщичество (4 прав. Лаод. Соб). и торговля, особенно винная (18 прав, Карф. Соб.; 9 прав. Трулл. Соб.). Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и всяким предпринимательством.

Отцы Халкидонского Собора в 3-м правиле изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступит сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию».

Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст. 132; Постановление Патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови.

Долг клирика - хранить верность своему призванию до конца жизни. В 7-м правиле Халкидонского Собора содержится угроза анафемой оставляющему служение пред алтарем Господним: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирской чин; иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме».

Лица, сложившие с себя сан, в Византии лишались и некоторых гражданских прав. В России синодским Указом 1831 г. впервые было дозволено просить о снятии с себя сана в исключительных обстоятельствах, особенно по вдовству в молодых летах. Такие лица, лишенные священства по прошению, могли приниматься на государственную службу лишь через 6 лет после сложения сана - диаконы, и через 10 лет - пресвитеры.

В наше время в связи с отделением Церкви от государства сложение с себя сана влечет за собой не гражданско-правовые последствия, а лишь церковные.

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

О ВОСПИТАНИИ КЛИРИКОВ Книга IIIГл. XVI. О двух видах светских наук, а также каковы те из них, которые сотворили людиЕсть два вида наук, к которым обращаются в миру: одни - о тех вещах, которые создали люди, другие - о тех, которые они видят вокруг себя сотворенными или

Из книги Мой сын Далай Лама. Рассказ матери автора Церинг Дики

11. Обязанности жены Выйдя замуж, я переехала в местечко Такцер, километрах в 25 от Чурхи. Эта местность была известна тем, что в ней рождалось много девочек и очень мало мальчиков. По этой причине прежний Такцер Ринпоче построил чортен, или ступу, чтобы помочь женщинам

Из книги Послание к Ефесянам автора Стотт Джон

2. Обязанности жен (ст. 22–24) Утверждая, что жены должны подчиняться своим мужьям, Павел приводит два доказательства. Первый вытекает из доктрины о сотворении и рассматривает «главенство» мужа над женой, а второй - из доктрины об искуплении и говорит о «главенстве» Христа

Из книги Начертание христианского нравоучения автора Феофан Затворник

3) Обязанности жены Жена же со своей стороны должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли. Потому верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления,

Из книги Раскол русской Церкви в середине XVII в. автора Крамер А. В.

2) Обязанности детей Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

а) Обязанности пастырей Дело пастыря есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это - ревность о спасении душ, ревность живая: не сознаваемая только как обязанность, но и порывающаяся, или снедающая; деятельная: не внутри только ощущаемая, но

Из книги Творения автора Стридонтский Иероним

б) Обязанности пасомых Соответственно такому духу и такому попечению пастырей и пасомые должны быть не неподвижными в деле спасения, но, предавая себя образованию пастырей, как готовый материал, и сами должны всемерно порываться на сие дело, содействовать им в сем и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Путешествия русских клириков на греко-язычный Восток и их впечатления о греческой церкви Было решено послать на православный Восток иеродьякона Арсения Суханова - ктитора московского Богоявленского монастыря - с заданием: собрать и привезти в Москву древние

Из книги Хадж в Мекку автора Ханников Александр Александрович

Беседа 15. О жизни и нравах своих клириков. Часть 1 1. Что намерен я сказать вам теперь - это и есть именно то, ради чего вчера я просил вас, чтобы вы сегодня собрались в большем количестве. С вами живем мы здесь и для вас живем. Намерение и желание наше то, чтобы с вами вместе

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Беседа 16. О жизни и нравах своих клириков. Часть 2 1. Сегодня любви вашей предстоит выслушать речь о нас самих. Мы, - как говорит апостол, - сделались позорищем (spectaculum) для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4:9). Те, которые любят нас, ищут, что бы похвалить в нас. Которые же

Из книги автора

К Непоциану. Об образе жизни клириков и монахов Дорогой мой Непоциан, в своих идущих изза моря письмах ты просишь меня, и часто просишь, вкратце изложить тебе правила жизни, как должен идти правым путем Христовым, не увлекаясь различными порочными приманками, тот, кто,

Из книги автора

Обязанности гершонитов 21 Вечный сказал Мусе:22 - Ещё сделай перепись гершонитов по семьям и кланам. 23 Исчисли всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, которые могут служить при шатре встречи.24 Вот служба гершонитских кланов, когда они трудятся и носят тяжести: 25 пусть

Из книги автора

Обязанности паломника Паломники, совершающие Хадж, должны выполнять все правила и предписания принятые в исламе и шариате. Одновременно с этим нужно помнить о том, что нельзя игнорировать и внутренние законы Саудовской Аравии. При въезде в страну, паломнику необходимо

Из книги автора

Права и обязанности клириков Права и привилегии клириков Рукоположение наделяет принявших его не только особыми благодатными дарами, но и некоторыми отличиями от мирян в церковно-правовом отношении. Лицо, облеченное в духовный сак, окружено особым почтением со

Из книги автора

Права и привилегии клириков Рукоположение наделяет принявших его не только особыми благодатными дарами, но и некоторыми отличиями от мирян в церковно-правовом отношении. Лицо, облеченное в духовный сак, окружено особым почтением со стороны мирян. Однако принимая знаки

Из книги автора

Обязанности приходских клириков Пресвитер, назначенный в приход, не в праве самовольно покинуть его. В 16 правиле I Никейского Собора о подобных поступках говорится весьма сурово: «Аще которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха

Кто такой клирик в православной церкви? Его деятельность и кто им может стать? Святой чтец, проповеди, гимны, пение, послушания, обучение и приобщение.

Кто такой клирик в православной церкви?

В православной христианской литературе существует огромное количество разнообразных словосочетаний, которые крайне сложно понять, не вникая в четкий и ясный смысл.


Именно таким словосочетанием является «Священной клирик », изначально данное понятие не несет в себе для современного христианина никакого смысла, именно поэтому священнослужители рекомендуют выяснить истинный смысл и предназначение такого священника, а также его основную роль в церковной жизни.



Кто же такой клирик в православной церкви?

Иными словами можно говорить о том, что клирик - это некий специализированный человек, который в храме, церкви или монастыре, зачастую возносит псалмы, в некоторых православных изданиях его еще именуют, как дьячок.


Исторические сведения гласят о том, что столь почетный член церкви в роли чтеца зародился примерно в 19 веке и клирик является низшим чином, согласно церковным канонам, но в то же самое время он имеет степень священника.


Основной задачей такого священника является чтение молитвословий, а также священного писания во время проведения разнообразных служб в храме, церкви или монастыре .


Историки и священники в один голос утверждают, что по исторически сложившимся данным можно выяснить, что ранее клирик имел огромное количество деятельности, а также в его обязанности входила объяснение того или иного понятия в каноне или же молитве, которое не понятно обыкновенному прихожанину.


Поэтому раннее человек, который именовался клирик обладал невероятным умом и сдержанностью, дабы объяснить каждому прихожанину значение того или иного непонятного православного слова.



Деятельность клирика


    Чтение проповедей.


    Обучение маленьких детей, то есть приобщение их к храму.


    Пение гимнов.


    Изучение разнообразных послушаний.



Кто может стать святым чтецом?


    Православный христианин.


    Определенный уровень знаний.


    Клириком может стать только лишь мужчина.


    Важно совершить обряд под названием хиротесия.


    Человек, который стал клириком, имеет полное право вступить в православный христианский брак, однако важно соблюдать все церковные каноны.


Кто такой клирик в православной церкви ?


На сегодняшний день данный вопрос у православных христиан возникает крайне редко, поскольку такое словосочетанием звучит в православии реже обычного, ведь на сегодняшний день клиниками именуют святых чтецов. Важно, чтобы священный чтец мог донести до человеческой души Господне слово.



Смысле клирик - это любое духовное лицо церкви. То есть те, кто непосредственно совершает богослужение. К ним относятся диаконы, чтецы, звонари, пономари, и священники. Исключение составляют архиереи и церковные служащие в определенных церковных учреждениях.

Православная церковь различает клириков высших и низших. К первым относятся священнослужители вообще. Вторые - это церковнослужители. Священство рукополагается в алтаре. Рукоположение или хиротония означает наделение правами совершать таинства и обряды. Низшим клирикам право дает . Рукоположение в данном случае происходит в храме вне алтаря. Это называется хиротесия.

В ранний период формирования церкви наибольшим авторитетом пользовались апостолы. Именно тогда создавалась современная . Для вступления в клир необходимо было рукоположение. То есть совершение таинства присоединения к общности священников. В клир сейчас принимаются только лица мужского пола. Хотя известны случаи, когда священниками становились женщины. При этом им запрещалось служить внутри храма. Существуют также и возрастные ограничения. Для диаконов минимальный возраст составляет 25 лет, для иподиакона - 20, а для пресвитера - 30. В чтецы принимаются даже дети от восьми лет, а в певчие - от трех лет.

Обязанности и правила поведения клириков

Должность клирика предполагает определенные обязанности. Они связаны как с церковной службой, так и с нормами поведения.
Клирик должен отличаться высокой степенью нравственности. Под страхом отлучения от церкви им запрещено пьянство и азартные игры. Недопустимо также занимать государственные должности и нести воинскую службу. Запрещено в случае вдовства жениться второй раз. Разумеется, их брак должен быть моногамным.

Запрещено также занятие торговлей, особенно . Не поощряется вообще любая предпринимательская деятельность. Представителям церкви возбраняется любое занятие, связанное с пролитием животной или человеческой крови, в том числе охота. По этой же причине клирикам нельзя осуществлять медицинскую практику, особенно в области хирургии.

В Византии клирики, добровольно сложившие с себя сан, лишались многих гражданских прав. Согласно правилу Халкидонского Собора, они могли даже подвергаться анафеме. В 19 веке в России указом Синода такое разрешалось только в исключительных случаях. Например, когда священник становился вдовцом в молодом возрасте. В этом случае он мог поступить на государственную службу только через определенное время: диакон через 6 лет, а пресвитер - через 10.

Источники:

Профессия «медицинский представитель» в России является относительно молодой. Она появилась в период развития фармацевтического бизнеса. Медицинский представитель выполняет обязанности по продвижению лекарственных препаратов в аптеках, поликлиниках, больницах, медицинских центрах, к кандидатам на эту должность предъявляют определенные требования.

Что должен уметь медицинский представитель

Для того чтобы стать профессионалом своего дела, представитель должен получить высшее образование соответствующего профиля, а также пройти способам успешных продаж. Многие фармацевтические компании берут на работу только , окончивших ординатуру, имеющих специализацию. Такие специалисты имеют средний возраст 25-30 лет, они окончили аспирантуру, получили научную степень, опыт лечебной практики. Наиболее востребованы врачи с дипломами лучших московских вузов (Московская медицинская академия им. Сеченова, Российский медицинский университет, медицинский факультет МГУ) или ключевых медицинских академий других городов России.

Медицинский представитель должен уметь проводить переговоры в агрессивной среде, работать с ключевыми клиентами, проводить конференции.

Однако наличие диплома еще не главное, ведь основным критерием оценки работы медицинского представителя являются объемы продаж. Чтобы стать успешным, человек должен совершенствовать технику продаж, знать в совершенстве фармацевтический рынок, быть в всех его изменений. Для этого он должен регулярно проходить профессиональные тренинги по эффективному продвижению лекарственных препаратов. Медицинский представитель должен знать способы и технику построения деловых отношений, технологию эффективных презентаций.

Должностные обязанности медицинского представителя

Медицинский представитель должен владеть информацией о лекарственных , которые он продает, быть эрудированным и коммуникабельным. В обязанности специалистов входит работа с лечащими врачами для мотивации назначения препаратов, нового медицинского оборудования, установление контактов с главврачами, заведующими аптек. Медицинские представители проводят ознакомительную работу, распространяют информационные материалы (в том числе схемы лечения с применением продвигаемых препаратов), занимаются проведением семинаров и лекций для врачей, работников аптек, проводят презентации, организуют промоакции, участие в медицинских выставках.

Кандидат на должность медицинского представителя должен иметь презентабельный внешний вид и хорошие коммуникативные навыки.

К кандидатам на эту должность обычно предъявляются следующие основные требования:
- высшее медицинское (фармацевтическое) образование;
- стаж работы в качестве медицинского представителя от двух лет;
- владение технологией эффективных продаж;
- хорошее знание персонального компьютера;
- категории «В», опыт вождения.

Для работы в западных компаниях потребуется знание английского языка.

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам –

Тех, кто только начинает воцерковляться и ходить на службы в храм, со временем начинают одолевать разного рода вопросы. Человек любознательный обязательно найдет все ответы на них. И вот пример одного из многочисленных вопросов: «Клирик храма - это кто такой?» Попробуем подробно с ним разобраться.

Итак, что значит клирик храма? В переводе с греческого языка слово «клир» обозначает "жребий" - доля или удел, доставшийся по жребию. В Священном Писании (Деян. 1:17-25) можно найти церковное служение жребием, это означает, что уже тогда существовали особые разделения членов Церкви на священнослужителей и церковнослужителей. Эти люди отличались от обычных мирян тем, что должны были совершать церковное богослужение.

Клирик храма - это кто?

Клирики имеют церковные степени - высшие и низшие. Первые делятся на иерархические разряды и имеют право совершать Священнослужители - это высшие клирики, которые получают благодать священства в алтаре через хиротонию - рукоположение (посвящение в степень священства), и они образуют священноначалие. К ним относятся иерархические степени епископа, пресвитера и диакона.

Низшие клирики - это чтецы, звонари, пономари, певцы и т.д., они назначены на свое служение через хиротесию - возложение епископской руки в храме вне алтаря. Во время богослужения эти люди прислуживают в храме. Низший разряд называют церковнослужителями или причтенными к духовенству. Это подразумевает разные служебные должности, которые не наделяются духовной властью в Церкви Христовой и по правилам древней Церкви предполагают подготовку к началу священства. Назначение на служение происходит с благословения архиерея и не принадлежит к числу таинств.

Церковные чины

Надо еще отметить очень важную деталь. Это позволит получить полный ответ на вопрос: клирик храма - это кто? Священнослужительских чинов три: первый - епископский (архиерейский), второй - пресвитерский (иерейский) и третий - дьяконский.

И вот тут надо сказать, что в широком понимании под словом «клирик» подразумевается любое духовное лицо, которое по правилам Церкви посвящено на служение ей. То есть всех тех, кто совершает и помогает совершать богослужение.

При этом, какие бы кто ни занималцерковные чины, вхождение в Царство Небесное для каждого остается равным в своих возможностях. Однако Церковь есть Тело, и, как в любом живом организме, каждый член его выполняет свое назначение. Сам Господь поставил на дело служения одних пророками и апостолами, других - Евангелистами и учителями, чтобы они создали тело Христово, пока все остальные познают Сына Божьего и придут к единству веры. Чтобы не было колеблющихся и увлекающихся всякими ложными вероучениями от лукавых и хитрых людей и чтобы по своей истинной любви они приняли в свою душу того, кто есть глава всему - Бога Иисуса Христа.

Члены Церкви

Члены Церкви делятся на два разряда, первый из которых состоит из призванных Святым Духом совершать богослужение: преподавать Таинства, проповедовать, заботиться о внешнем устройстве обителей и храмов. Это и есть клирики. К другому разряду относятся миряне. По благословению священнослужителей они участвуют в церковной жизни вне храма, своими молитвами в богослужении, в избрании священнослужителей в церковном управлении и т.д.

В продолжение темы «Клирик храма - это кто?» стоит добавить, что еще Восточные Патриархи 6 мая 1848 года в Окружном послании написали, что стражами благочестия есть само Тело Церкви, которое и есть сам народ, тем самым выразив одну из основных истин православного учения, в отличие от католической веры, у которой Тело Церкви имеет не принятые Православием разделения на две церкви: учащую и учащуюся.

Поставление на священные церковнослужительские чины кандидатов состоит из двух актов - избрания и посвящения. В избрании участвуют епископы, клирики и миряне.

Назначение на церковно-общественное служение и принятие человека в клир проходит через посвящение. Это лицо наделяется определенными полномочиями в полученной должности и особой благодатью в помощь.

Обязанности клириков

На клириков, кроме обязанностей, накладывается и высокая степень нравственности и достойного поведения. Им нельзя заниматься торговлей, играть в азартные игры и пьянствовать. Им также недопустимо нести службу в армии и занимать государственные должности. В случае вдовства запрещено жениться во второй раз. Не поощряется и любая предпринимательская деятельность и занятия, связанные с пролитием животной или человеческой крови - это охота и медицинская практика (в частности, хирургия).

Заключение

В Византии за добровольное сложение сана человек лишался многих гражданских прав, а по правилам мог даже подвергнуться анафеме. В России в XIX веке это разрешалось только тогда, когда священник становился молодым вдовцом. В этом случае он мог пойти работать на государственную службу, правда, через определенное время - 6 лет в чине дьякона и через 10 лет в чине пресвитера.


Top