Понятие и развитие образовательной среды. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Тенденция вариативности современного школьного образования характеризуется самыми разнообразными направлениями: появились различные типы и виды школ, реализуются новые для нашей страны концепции образования и педагогического процесса (например, М. Монтессори, Р. Штейнер и др.), в связи с этим возросло количество специфических внутренних задач, которые ставит и решает конкретная школа. Вариативные учебные программы, педагогические методы и формы организации учебно-воспитательного процесса также оказывают влияние на среду образовательной организации. Эффективность деятельности современных образовательных организаций во многом определяется уровнем сформированности образовательной среды.

Одной из важных проблем психологопедагогического сопровождения детей является формирование поддерживающей и развивающей в соответствии с их способностями и возможностями образовательной среды. Грамотно и профессионально сформированная образовательная среда обеспечивает оптимизацию ее влияния на личность обучающегося, способствует выявлению одаренных детей. В соответствии с поручениями Президента России В. В. Путина Правительство РФ уделяет большое внимание проблеме выявления и поддержке одаренных детей, разработке критериев выявления одаренных детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также сопровождения таких детей.

Поддержка и сопровождение развития одаренных детей связана с обеспечением индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов; психологопедагогического сопровождения одаренных детей и т.д. в условиях образовательной среды. В настоящее время к вопросу об образовательной среде, изучения эффективности образовательной среды школы в современной психолого-педагогической науке существует ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние на характер образовательного процесса.

При этом отмечается необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента. Некоторые из этих подходов могут быть рассмотрены в контексте проблемы мировосприятия обучающихся.

Принимается во внимание создание условий в соответствии с определенными во ФГОС образовательными областями:

Речевое развитие,

Социально – личностное развитие,

Познавательное развитие,

Художественно – эстетическое развитие,

Физическое развитие.

Таким образом, при организации образовательной среды создается целостная система материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.

Для создания предметно-пространственной среды педагоги учитывают новые подходы к ее организации в педагогическом процессе. Опираясь на дидактическую систему деятельностного метода Л. Г. Петерсон, при создании предметно-пространственной среды принимается во внимание система дидактических принципов:

Принцип психологической комфортности, подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;

Принцип деятельности, предполагающий освоение окружающего мира не через трансляцию готовой информации, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе;

Принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития;

Принцип целостности, благодаря которому у детей формируется целостное представление об окружающем мире и себе самом;

Принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности собственного выбора, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

Принцип творчества, позволяющий сориентировать образовательный процесс на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Развитие научно-технических способностей личности в школьно-вузовский период не является ее автономным занятием. Оно охватывает широкий круг активно функционирующих лиц и организаций, который можно назвать развивающей образовательной средой. Как и все в жизни, эта среда функционирует не самым идеальным образом, тем не менее, следует представлять ее цели, характер функционирования и возможности с тем, чтобы в максимальной степени их использовать.

Развивающая образовательная среданосит многоуровневый характер. Это относится как к объекту, так и к субъекту управления. Безусловно, естественным объектом управления является развивающаяся личность. Однако, как указывалось, основным средством развития ее научных способностей является ее исследовательская деятельность, осуществляемая в неразрывном единстве с научным руководителем. Поскольку содержание исследовательской деятельности является основным регулируемым фактором, в качестве объекта управления выступает уже пара "ученик- научный руководитель".Указанная деятельность протекает в рамках развивающей образовательной среды, отдельные элементы которой также выступают в качестве объектов управления.

Субъектом управления, в первую очередь, опять-таки выступает развивающаяся личность, сознательно строящая свою исследовательскую деятельность в интересах собственного развития (рефлексивное управление). В качестве субъектов управления выступают также научный и методический руководители, вышестоящие элементы образовательной среды в отношении нижестоящих. Взаимодействие субъектов и объектов управления показано в первых двух столбцах Табл.11.

С позиций интересов общества, развивающаясистема должна быть направлена на планомерное развитие относительно небольшого контингента наиболее одаренной в области науки и техники молодежи(научно-технической элиты) с тем, чтобы обеспечить в будущем постоянный резерв творчески одаренных специалистов длязамещения ведущих должностей на предприятиях, в проектно-конструкторских, научно-исследовательских организациях и вузах страны и повышение общего творческого уровня научно-технической интеллигенции. Это является стратегической целью системы. Определяемый этой целью масштаб системы для России - это ежегодный выпуск из вузов примерно 500 молодых исследователей, общий контингент участников системы -около 25 тысяч школьников и студентов.


Для достижения стратегической цели система должна обеспечить поиск, развитие и закрепление в городе, регионе, стране настолько одаренных молодых людей,которые моглибы в течение одного-двух лет после окончания своего вуза защитить кандидатскую диссертацию, в этот же срок защитить магистерскую диссертацию в одном из зарубежных учебных заведений, приступить к работе в избранной ими организации по новому перспективному научно-техническому направлению, по которому они, в интересах данной организации, уже специализировались не менее года. Это является тактической целью системы.

Указанная тактическая цель реализуется через деятельность различных субъектов управления. При этом каждый их них имеет свои локальные цели, основные из которых приведены в первом столбце Табл. 11. Гармонизация этой системы целей достигается через объективную оценку успешности развития участников системы - молодых исследователей,которая на всех этапах определяется как следование эффективной программе развития.

С позиций достижения указанных целей образовательная среда характеризуется следующими принципиальными особенностями: высокий уровень поддержки и конкурентное напряжение, индивидуальное научное руководство, индивидуальный мониторинг и управление развитием, многоуровневаяструктура. Она должна предусматривать систематическую методическую работу с научными руководителями, использование отработанной единообразной документации по содержательному планированию и оценке индивидуальных исследовательских работ. Конечно, координация деятельности научных руководителей не может носить характер мелочного регламентирования, а должна строиться на основе объективной оценки промежуточных результатов их деятельности. Естественной базой для этого являются проводимые по единой методике конкурсы исследовательских работ школьников и студентов, охватываемых образовательной средой. Они дают возможность с единых методических позиций оценить достигнутый уровень научной квалификации каждого участника и, сопоставив его с ориентирами оптимальной типовой стратегии развития, оценить степень успешности научного руководства. На их основе научный руководитель сможет скорректировать собственную стратегию работы со своими учениками. Наоснове конкурсной оценки должен вычисляться творческий рейтинг каждого участника, дающий ему право на тот или иной уровень поддержки и стимулирования, а также прогнозироваться вероятность достижения им целей системы. Именно этой прикладной стороной, использованием полученной информации в дальнейшей организации процесса, должен отличаться мониторинг от таких модных и бесполезных баз данных одаренной молодежи, которые часто создаются в настоящее время, но не используются ввиду отсутствия целенаправленной системы “выращивания” одаренной молодежи.

Предыдущий анализ позволяет предложить следующее содержание эффективной образовательной среды, обеспечивающей развитие научно-техническихспособностей одаренной молодежи. Создается Федерально-региональная система образования одаренной молодежи в области науки и техники, охватывающая молодежь от 15 до 24 лет. С участниками системы вне рамок их учебных заведений по вечерне-заочной систем ведется регулярная дополнительная образовательная работа объемом 10-15 часов в неделю по их творческой подготовке и выполнению ими (втом числе и школьниками) индивидуальных исследовательских работ под научным руководством ученых местных вузов или по дистанционной методике. Эта работа организуется единым Федерально-региональным образовательным центром творческого развития молодежи (Университетом творческого развитиямолодежи)на единой методической основе и отчасти координирует, в отношении участников системы,деятельность образовательных учреждений, в которых они обучаются. Система имеет поименно фиксируемый контингент участников, охватывая одаренную молодежь начиная с 9 классаи заканчивая годом после окончания вуза. Количество мест в системе строго фиксировано и уменьшается с каждой последующей возрастной группой примерно в 1.5 - 2 раза.

Включение в число участников системы, как и сохранение в ней, производится ежегодно по итогам Федерального конкурса исследовательских работ участников системы (отдельно школьников и студентов), объединяющего в себесуществующие конкурсы и конференции исследовательских работ.Конкурс проводится на 2-х уровнях - местном и федеральном. Результаты, показанные в нем, определяют творческий рейтинг каждого участника, то есть его перспективы по достижению цели системы, и его право на сохранение участия в ней. Все формы стимулирования, поддержки и развития участников системы (включая нынешние президентские, правительственные и другие стипендии, льготы, гранты, стажировки и пр.) выделяются гласно в строгом соответствии с творческим рейтингом участников и направлены непосредственно на достижение цели системы. Существующие формы работы с одаренной молодежью в области науки и техники взаимодействуют и отчасти постепенно вводятся в рамки данной системы.

Система управления развитием научных способностей имеет четыре уровня: личностный, локальный, региональный, федеральный. Помимо существующих организационных структур, наделяемых новыми функциями, она включает Федеральный университет творческого развития молодежи и Федеральный конкурс исследовательских работ студентов и школьников.

Основная функция Федерального университета творческого развития молодежи - активное управление творческим развитием его слушателей. С этой целью он:

1) ведет федеральную базу данных одаренной молодежи;

2) осуществляет мониторинг индивидуального творческого развитияслушателей;

3) проводит Федеральный конкурс исследовательских работ;

4) организует индивидуальное научное руководство исследовательскими работами слушателей;

5) ведет общую творческую подготовку слушателей (методическую, психологическую, социоадаптационную, компьютерную, информационную, языковую и др.);

6) организует специальную творческую подготовку слушателей (стипендии, гранты, стажировки, участие в конференциях, публикациях и др.);

7) координирует иные формы работы с одаренной молодежью в области науки и техники.

Как указывалось, Университет имеет распределенную структуру, включающую центральный Образовательный центр одаренной молодежи и региональные университеты творческого развития молодежи, расположенные в крупных вузовских центрах. Образовательный центр одаренной молодежи содержится за счет федерального бюджета и не ведет непосредственной образовательной деятельности. Он осуществляет координационные, научно-методические и мониторинговые функции. Непосредственная работа с молодежью ведется в региональных Университетах творческого развития молодежи. Она базируется, при минимальном методическом и управленческом персонале, на использовании потенциала существующих образовательных учреждений. Эти университетыестественно содержать за счет местного бюджета, родительских и спонсорских средств.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при введении ФГТ ДО становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

В связи с этим перед руководителем ДОУ встает задача осмысления особенностей развивающей среды, формирования новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, родителями, школой, другими социальными институтами с позиции рационального использования тех ресурсов, которыми располагает дошкольное учреждение. При этом возрастает значимость организации как функции управления, направленной на регулирование внутренних процессов и построения таких организационных структур, которые обеспечивали бы создание условий для более рационального построения развивающей среды как фактора повышения эффективности педагогического процесса.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и поведение, а внешние (среда, окружение, межличностные отношения, деятельность) и внутренние (эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки условия, в которых он существует) условия.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. (по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.,)

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность , выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность , обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса , осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

Ориентироваться на активные методы воздействия на личность.


В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Основными элементами развивающей образовательной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Развивающая образовательная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам :

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии . Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности . В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды . В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование - ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого . Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

6. Принцип открытости - закрытости . Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу - обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей . Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая образовательная среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Директор МОУ прогимназии № 2 Е.М. Илясова

Истоки понятия и развития современной образовательной среды

Понятие среды. Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рас­смотрению с новых позиций и в новых аспектах.

Среди аспектов, в которых рассматривается образовательная среда, выделяются, в частности:

1. Уровень среды:

    общеобразовательная среда;

    предметная образовательная среда - среда образовательного предмета;

    образовательная среда учреждения - школы, ВУЗа и т.д.; личная образовательная среда.

2. Тип среды, строение, содержание.

В соответствии с разными уровнями образовательной среды происходит дифференциация в ее исследовании как феномена и фактора образования.

На уровне общей педагогики, дидактики, психологии образовательная среда рассматривается как объективный феномен образования, изучаются его образующие компоненты, инвариантные свойства и отношения. Здесь можно перечислить таких известных ученых, педагогов, психологов, как С.Д. Дерябо, В.П. Лебедевым, В.А. Орловым, В.И. Пановым, В.В. Рубцовым, В.И. Слободчиковым, В.А. Ясвиным и др.

На локальном уровне (уровне школ, ВУЗов, учителей, методистов) образовательная среда рассматриваются как в аспекте общеобразовательного фактора с выявлением его свойств и возможностей, применимых на данном уровне рассмотрения, формирования и развития.

Общее понимание образовательной среды следующее:

Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой.

То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно-образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие ученика.

Из определения образовательной среды непосредственно следует, что она является социальной, культурной (социокультурной) средой, имеющей экономические характеристики, выражающиеся на уровне социального заказа, целевых установок, требований к образованию, путей их реализации и выполнения. Образовательная среда включает в себя все ресурсы социокультуры общества, поскольку они самым прямым образом создают условия образования и оказывают влияние на учебно-образовательные процессы, а многие из них (художественные произведения, фильмы и пр.) непосредственно включаются в них.

Образовательная среда включает в себя также основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения и, разумеется, правовые документы, относящиеся к образованию - федеральные и региональные законы, положения, стандарты, программы и пр. Эти документы, их содержание и соответствующие знания также оказывают прямое и существенное влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс – правоведение.

В определении образовательной среды говорится о факторах и условиях, влияющих на образование, межличностные отношения и, следовательно, на личность субъекта образования. Новое понимание образовательной среды связано именно с расширением состава и содержания этих факторов и условий.

Ранее под этими факторами и условиями, существенно влияющих на образование, понимали материальные и материализованные объекты (информационные, технологические, документированные, объективно выраженные). Все эти факторы и условия создавались, предоставлялись социально-экономической средой, аккумулировались в образовательной среде, фактически образуя ее.

Поскольку характер межличностных отношений и взаимодействия образования с социальной средой зависит от обеих их сторон, от реализации образовательного процесса, то его взаимовлияние с образовательной средой очевидно. То есть в любом случае факторы и условия, определяющие обучение и развитие личности, не только привносятся из внешней по отношению к образованию социально-экономической среды, но и создаются самим образовательным процессом, являются продуктом образовательного взаимодействия, межличностных отношений субъектов образования.

Тем не менее, в этом понимании, во-первых, информационная среда является внешним фактором для образовательного процесса:

    имеется информационный процесс, реализуемый в соответствии с заказом общества и целями образования;

    имеется образовательная сфера, порождаемая образовательным процессом, множествами отношений между субъектами образования, между субъектами и объектами (средствами обучения, образовательными ресурсами, элементами инфраструктуры и пр.).

    имеется образовательная среда, образуемая социальными (социально-правовыми), экономическими, социокультурными факторами, отражающими жизнь, деятельность и состояние общества и определяющими развитие образовательной сферы.

То есть в данном случае образовательная среда тесно связана с образовательной сферой, но является внешней по отношению к ней, поскольку она не порождается образовательным процессом.

Во-вторых, в данном понимании образовательная среда является информационной и по своей природе, и по форме выражения, поскольку образуется информацией социальной среды и элементами ее инфраструктуры. То есть она становится частью информационной, вернее, социально-информационной, среды.

Информационный характер современной образовательной среды – одно из важнейших её свойств, инвариантное вне зависимости от толкования этого понятия. В век глобальной информатизации признание этого свойства является не только необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды. Оно необходимо и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях. Поэтому часто образовательную среду называют информационной образовательной средой, ИОС и рассматривают её именно в этом контексте.

Однако именно для современного образования, перед которым ставятся новые цели и новая идеология, их реализации, этого толкования понятия образовательной среды не достаточно. У современной образовательной среды имеются и другие важные аспекты, которые будут отмечены в дальнейшем. Впрочем, эти аспекты тоже имеют информационное выражение, как и все другое.


Top