Роль социальной среды в развитии личности дошкольника. Фактор среды в формировании личности

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека.

Французский философ К.А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией.

Развитие личности возможно только в деятельности.

В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятельность:

1) обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

2) способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

3) содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;



4) является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

5) дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

6) создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, с другой стороны, индивидуальность может быть развита и найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.



В развитии личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами - как биологическими, так и социальными.

Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15110УДК 37.061

Малышева Ирина Владимировна,

старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольятти[email protected]

Среда как фактор развития ребенка

Аннотация. Статья посвящена изучению жизненного пространства ребенка в аспекте его влияния на общее психическое развитие. Выделяются физические и социальные составляющие среды. Делается анализ поведенческих особенностей ребенка в среде, описываются типы создаваемых им построек и различных видов игрового взаимодействия с окружающим пространством. Дается обобщение принципов организации среды для детей.Ключевые слова: жизненное пространство, возрастное развитие, факторы среды, игра, активность, психомоторная сфера.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обычно, когдаговорят о средовых условиях, в первую очередь имеют ввиду социальную ситуацию развития ребенка, особенности социального окружения, включенность в систему отношений, качество и содержание коммуникации. Но понятие среды –это еще и жизненное пространство, которое включает гораздо большее количество переменных, оказывающих влияние на специфику онтогенеза и формирование личностных особенностей. По мнению Х. Э. Штейнбах и В.И. Еленского,следует различать понятие «среда» и «средовой фактор»; среда –это все, что находится вокруг нас, включая предметы, явления, людей, пространство, события,его наполняющие, в том числе к ней относится и система построенных нами отношений с тем, что нас окружает . Безусловно, в онтогенезе первичным будет взаимодействие с физическим миром, который предстает перед маленьким ребенком в огромном количестве переменных, свойств, качеств, отношений. Предметный мир «ведет» и направляет развитие в первые годы жизни, он опосредует взаимодействие со взрослым; объект и действие с ним наполняют содержательную сторону речи и формируют нагляднодейственное мышление. Затем расширение практического опыта позволяет накапливать впечатления от взаимодействия с предметным миром, что служит основой обобщенных представлений и создает почву для новоговитка развития. То, что на какомто этапевзаимоотношения с окружающими людьми выходят на первый план, не снижает значение воздействия материального мира. Зона социализации не устраняет многообразия сложных связей человека с жизненным пространством, продолжающих играть огромную роль в его развитии.Окружающая ребенка жизненнаясреда и его активность неразрывно связаны между собой. Пространство выступает не только условием и активатором деятельности ребенка–мы можем говорить и о взаимодействии, и о взаимовлиянии их друг на друга. Наиболее подробно взаимоотношения ребенка со средой были изученыМ.В. Осориной, которая рассматривала овладение ребенком окружающиммиромв триаде «взрослый–пространство–ребенок» как становление жизненных функций последнего . Все это имеет свою специфику и определяется достаточно важными вещами. Ребенок выстраивает свои отношения с пространством по совершенно Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 2

иным, отличающимся от взрослыхпринципам, поэтому и восприятие оной и потребности в отношении нее будут другими. Основная направленность активной деятельности ребенка –проникнуть, исследовать, овладеть. Ребенок вступает в сложную систему эмоциональных переживаний, связанных с разными местами, это позволяет ему реализовывать ряд очень важных потребностей, связанныхсо становлением его самосознания. База формирования личности закладывается в детской коммуникации, которая развивается через совместную деятельность в жизненной среде и проявляется в территориальном поведении. Совместная событийная деятельность выделяетсяЮ. А. Аксеновой как основа мировоззрения и образа мира, рождающихся из индивидуальной картины мира ребенка, которая выстраивается в системе координат опыта, полученного во взаимодействии с окружающим миром .Проанализировав самыеважные стороны средовых факторов, выделим наиболее существенные,на наш взгляд,переменные, связанные с жизненной средой человека:средовые воздействия, ее свойства, качества и метрические параметры;движения в среде, связанные с тоническиактивирующими импульсами, такими как интраэффект;экспансивное воздействие на среду как эсктраэффект;пространственные движения, связанные с осознанием своего «Я», в частности «Ятелесного»;взаимодействие со средой, устанавливающее аффективные связи с миром;движение как ресурсная тренировка функциональных систем организма;деятельностный компонент движения, в частности, например, продуктивная деятельность, когда движения приобретают характер влияния;акты коммуникаций и социального поведения;культурное осмысление среды;экзистенциальносмысловое переживания и проживание среды.Сторонники междисциплинарного подхода кисследованию средыполагают, что только серьезное научное понимание взаимодействия человека с его окружением приводитк созданию оптимальных средовых условий. Восприятие среды «встроено» в наш опыт, поэтому необходимо рассматривать опыт, приобретаемый человеком в среде, под двумя различными углами: первый –это деятельность, когда среда выступает объектом направленной активности, второй–поведение, причем здесь тоже можно выделить разные аспекты существования в среде. М. Черноушек сводит проблему поведения человека в среде к трем основным моментам: взаимосвязиповедения с познавательными структурами, избирательности воспринимающей системы человека, поощряющей или препятствующей роли среды во взаимодействии между людьми . Наше взаимодействие со средой сопровождается разнообразными контактами с другими людьми, связано с социальной активностью, поэтому интересы средовой психологии лежат ближе к социальной психологии, чем к психологии восприятия. Окружающее пространство очень часто определяет ролевое поведение человека через значение и атрибуты места,культурные регламенты и предписания. Оно задает тон настроения, порождает смыслы и сценарии проживания момента времени. Реакции на средовое воздействиескладываютсяиз аффективных импульсов, порождаемых материальной фактурой объектов, их организацией и символическим контекстом. Таким образом, отражением пространства в сознании является карта пространства, то есть система образных представлений о его структуре, эмоциональный отклик на качество и особенности среды и содержание поведенческих сценариев, связанных с конкретным местом.Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 3

Говоря о задачах, формах и методах обучения,мы часто упоминаем активность ребенка и как конечную цель, и как необходимое условие развития. Активность всегдаопределяется наличием собственной цели. Рассматривая активность в отношении среды, мы рассматриваем две большие группы видов активности: приспособительное поведение и деятельность субъекта. Приспособительное поведениепо своему определению похоже на пассивное реагирование, но оно также может выражаться в интенсивных действиях, правда, они всегда ограничены ситуацией. Можно рассматривать приспособительное поведение как вариант адаптации к окружению, но полагаем, что здесь необходимо остановиться на следующем моменте: адаптация может иметь вид активной деятельности по изменению самой среды, фактически все, что создано человеческой культурой,можно рассматривать как вариант приспособления к условиям жизни. Другими словами, в данном контексте можно определять приспособительное поведение как реактивность в ответ на средовые стимулы, определяющую наиболее оптимальную позицию по отношению к последним. Построение деятельности субъекта по отношению к среде характеризуется наличием собственной цели,вынесенной за рамки существующей ситуации.Надситуативность часто является признаком активности и предполагает выход за пределы исходных целей, желание ставить цели избыточные с точки зрения заданной ситуации; она предполагает способность преодолевать установку, ограничение и барьеры заданной деятельности. Итак, в отличие от реактивности, когда действия человека обусловлены предшествующей ситуацией, активность выражается в производимых действиях,обусловленных внутренними состояниями субъекта. Активность всегда определяется наличием собственной цели. Приспособительное поведение также выражается в интенсивных действиях, но они всегда инициируются внешними требованиями.Хорошим примером может служить поисковая активность. Поисковая активность выражается в поведении,направленном на изменении ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности при постоянном учете степени ее эффективности. Рассматривая человека как субъекта деятельности, нужно выделить особую потребность в творческом преобразовании среды, которая часто не имеет утилитарных целей и является по сути своей чисто человеческой особенностью. Начиная с первобытных сообществ, когда человек оставлял следы своего присутствия в виде изображений на стенах пещеры, он проявлял себя как активный творец, который собственными усилиями и организацией общественного труда созидал новую реальность. Активное взаимодействие с окружающимпространством лежит в самой природе людей.Вернувшись к особым отношениям ребенка со средовым окружением, выделим их некоторые важные моменты. Вступая во взаимодействие с объектами среды, ребенок проявляетпрежде всего интерес к новому, требующему проникновения и понимания. Он должен осознать свое собственное положение и цель, организовать свою деятельность, включая в том числе действияна согласование и преодоление, поскольку среда задает огромное количество условий, игнорирование которых не позволяет получить предполагаемый результат. Исключение составляют ситуации, в которых ребенок экспериментирует с объектами пространства и отношениями, в данном случае любой получаемый эффект или его отсутствие можно рассматривать как достигнутую цель. Изучая через наблюдениеактивное взаимодействие детей с объектами пространства в нерегламентированной взрослым свободной деятельности, направленное на его преобразование, нам удалось установить следующее. Назначение искусМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 4

ственных объектов окружающей среды–удовлетворять утилитарные потребности человека, направленные на его жизнеобеспечение. В случае с детьми мы сталкиваемся с особой ситуацией: ребенок преобразует среду с отличными от взрослого потребностями и характером восприятия ситуации. Даже если, например, детская постройказеркально отражает мир взрослых, то она выступает или игровым ролевым моделированием, или выполняет не соответствующую ей функцию. Типы построек, способы организации неоформленного или реорганизации оформленного пространства изучались в ходе наблюдений. Исследование проводилось в городе Тольятти на базе МБУ №192 и №116 в течение пяти лет, с 2005 по 2009 г. и в 2013 г., общая выборка составила более двухсот человек. Наблюдения проводились на группах сверстников детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Изучалось нерегламентированноесредовое поведение детей в следующих условиях: привычное бытовое окружение со стереотипно организованной средой, привычное окружение со свободными полифункциональными объектами, экспериментальное помещение, представляющее из себя свободное незаполненное пространство с набором базовых объектов, не имеющих закрепленного назначения. В ходе наблюдений удалось выделить следующие типы детских построек.Постройкиукрытия.Традиционные объекты, создаваемые детьми на протяжении многих поколений. Они представляют собойзамкнутое,изолированное от внешнего мира пространство, дающее возможность почувствовать себя вне социального окружения, создатьграницы,обеспечивающие безопасность.Постройки–наблюдательные пункты. Обычно это постройки, имеющие возвышения над плоскостью привычной жизнедеятельности, они могут служить наблюдательными пунктами, но в правильном варианте они оснащены еще и горизонтальной платформой, где ребенок может находиться неподвижно некоторое время и наблюдать за происходящим вокруг. Постройки,стимулирующие различные виды движения.К ним можно отнести все традиционные элементы, которые задают либо само движение, напримеркачели, либо направлены на постановку двигательной задачи, напримерприспособления для лазания, мишени и т.п.Часто такие постройки могут быть дополненыдинамическими, а не стационарными элементами, которые приходят в движение и своим эффектом стимулируют ребенка к повтору движения,с одной стороны, а с другой –дают возможность оценить прилагаемое усилие в отношении прочности конструкции. Постройки –поле экспериментирования. Это любые постройки,«вскрывающие» свойства объектов, причем объекты могут быть природными, напримерсоздание запруды и русла ручья. Помимо информационной стороны, ребенок устанавливает большое количество причинноследственных связей и совершенствует систему собственных представлений о мире.Постройкисюжеты. Они направлены на воссоздание игровых моделей пространства взрослой жизни, но не как атрибута для сюжетноролевой игры, а как самостоятельное завершенное действие, имеющее своим итогом прообраз рукотворного объекта. Постройки«голограммы». Их назначение –освоение трехмерности пространства. Обычно мы движемся линейно, неважно, по горизонтали или вертикали. Возможность трехмерного движения предоставляют, например, батут или плавание, но в привычных условиях мы лишены этого. Важным отличием таких построек от построекстимулов и построекэкспериментирований является то, что они направленыне на изучение свойств внешних объектов или постановку и поиск решениядвигательной задачи, а на изучение собственного тела и его биомеханики.Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 5

Постройки для созерцания.Особый тип построек, имеющих специфическую функцию установления недеятельностных и неутилитарных связей с миром. Иногда нужно отойти от необходимости действовать и двигаться, поэтому дети любят находить и создавать красивые эстетические объекты, предназначенныедля любования ими. Постройки–сенсорные эффекты.Сенсорные впечатления важны не только в раннем возрасте, но и в зрелом и в старости, не говоря о дошкольном детстве. Сенсорная стимуляция способствует общему тонизированию организма. Это тот тип построек, иногда очень примитивных конструкций, которыйпозволяет ребенку просто насытиться впечатлениями, связанными с ощущениями какойлибо одной или нескольких сенсорных модальностей.Естественным продолжением активности ребенка в среде является следующая за окончанием постройки игроваядеятельность детей. Послетогокак постройка создана и выполнила свое первичное функциональное назначение, она начинает обыгрываться, то есть включаться в некую воображаемую, отличную от реально существующейситуацию и сопровождаться рядом условных действий. Основным достоинством игры можно считать то, что она является точкой приложения собственных усилий ребенка по собственному усмотрению. Это делает ее ценным инструментом развития, так какжелание действовать задается внутренней мотивацией. Интенсивность такого взаимодействия со средой и его объем определяются постоянно осознаваемой необходимостью «выйти» за границы уже достигнутого, потребностью постоянно модифицировать реальность. Включение пространства в игровую ситуацию создает дополнительный виток активности, поскольку идет принятие условия внутреннего соответствия ситуации, а избегание его делает вообще невозможным протекание игры,и это обеспечивает большую степень включенности в процесс.Совместная коммуникация во время игры в свободном пространстве позволяет ассимилироватьопыт других, включаются процессы стихийного научения и взаимообучения детей.Поле деятельности ребенка в окружающем мире всегда связано с миром людей, даже если это деятельность индивидуальная, поскольку она есть,по сути,социокультурное освоение мира. Обычно же требуется партнер, субъект взаимодействия, который наряду с пространством имеет самостоятельную ценность, что вызывает освоение правил коммуникации.Прежде всего, нужно научиться ориентироваться в социальных ситуациях через идентификацию внешних условий и определять свою позицию в них. Основой является типологизация ситуаций, которая приобретается в ходе освоения индивидом различных систем общения в различных видах деятельности. Ребенку требуется правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, что представляет собойформу информационной переработки специфического материала. Особую роль в этом играют широта приобретаемого практического опыта, личностные особенности индивида, умение ставить себя на место другого человека. Нужно научиться выбирать адекватные способы обращения с другими людьми и реализовать их в процессе взаимодействия. Подобные умения реализуются в протекающей во внешнем плане деятельности, включают ее организацию, прогнозирование результатов собственного поведения и выбранной позиции, анализи учет исходных условий и промежуточное оценивание возникающей ситуации. Они включают в себя также владение механизмами построения взаимодействия. Действия с предметами в ходе предметноорудийной деятельности на ранних стадиях уже позволили научиться согласовываться со свойствами вещи и учитывать ее особенности, перестраивая свое поведение. Но для овладения окружающим миМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 6

ром необходимо овладеть и пространством совместной коммуникации. Взрослый может очень эффективно использовать ресурс пространства и для того, чтобы формировать личность ребенка, и для того, чтобы успешно его развивать. Игры и другие виды деятельности, применяемые в работе с детьми, могут быть весьма разнообразны по форме, функциям и решать различныезадачи. Развитие когнитивной сферы детей, традиционно включающее образование знаний, умений и навыков, а также развитие мышления и памяти, понятно и очевидно. Мы хотим обратить внимание на ряд других задач, которые также должны решаться взрослым. При этомв рамках анализа жизненного пространства и его влияния на развитие ребенка, памятуя о том, что взаимоотношения ребенка с пространством определяются его движениями и деятельностью, выделяем следующие, наиболее значимые,на наш взгляд,задачи.Развитие психомоторных качеств.Наиболее существенным здесь является выделение возможности приобретения разнообразного двигательного опыта с широким спектром вариативности и достаточными нагрузочными режимамидля повышения общей выносливости организма. Здесь есть два ключевых момента: первое –моторная сфера является интегративной в формировании высших психических функций, поэтому важно развитие сложных координаций движений, второе –адаптивность напрямую зависит от функционального состояния, поэтому повышение выносливости через двигательную деятельность в пространстве есть расширение адаптивных ресурсов. Кроме того, приспособление к миру идет в том числе и черезсогласование движений и действий с особенностями окружающего пространства. Тоническая стимуляция.Тоническаястимуляция особенно важна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Физический контакт с объектами окружающего мира создает внутреннюю картину благополучия, существует даже особая разновидность потребности в прикосновениях, которые стимулируют органическое и психологическое здоровье. Сенсорночувственные впечатления. Есть целая группа действий и игр, которые кажутся взрослому совершенно бесполезными для развития ребенка: копание в луже и песке, хождение в темноте,с закрытыми глазами или задом наперед, висение вниз головой, ползание в пододеяльнике, закручивание в шторы и т.п.Требуется понимание, чтобы проникнуть в суть данного процесса:ребенок «копит» подобные впечатления, чтобы они привели в порядок его сенсорное восприятие, оно как бы уточняется и шлифуется. Изучение схемы тела. Изучение собственного тела и его двигательных возможностей становится к 3–4 годамобъектом самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К 5 годам первые представления об этом уже имеют оформленный вид. Взрослый можетиспользовать данную естественную потребность ребенка для развития у него первичной системы пространственных представлений и ориентации в системе координат. Важно научить его использовать свое тело в качестве ориентира по осям: я–центр, верх–низ, лево–право, вперед–назад –и связать эти представления с соответствующими речевыми понятиями. В фокус внимания при этом попадает и самосознание ребенка, точкой отсчета в формировании которого является восприятие собственного тела.Изучение свойств и параметров окружающего пространства.Эта задача не требует специальной работы, так как до 12 лет в ребенке «живет» особая потребность в изучении незнакомого пространства и его свойств. Как правило, оно протекает в стихийных и спонтанных движениях ребенка. Особоезатруднение представляет изучение качества трехмерности пространства –здесь каждый взрослый должен найти для себя и своего ребенка оптимальный баланс безопасности. Исключить Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 7

движение по вертикали так или иначе невозможно, поэтому лучше дать ребенку этот опыт движения и понимание высоты и ее особенностей.Развитие пластичности и выразительности движений. Главным препятствием к гармоничному движению служит скованность. Если нет органических нарушений, то главной причиной скованности является недостаток разнообразного двигательного опыта. Как правило,«неуклюжими» являются те дети, которые мало двигаются. Лучший способразнообразить движения ребенка –отойти от однообразных бегания, катания на качелях и каруселях и т.п., даватьзадания на координациюсогласование и равновесиебалансировку. Они содержат в себе сложную двигательную задачу, которая наилучшим образом будет развивать тело ребенка.Овладение действиями с предметами.Предмет может быть использован в качестве объекта воздействия и в качестве орудия, в обоих случаях он значительно перестраиваетдействия ребенка и его понятийную сферу. Он не просто является стимулом или «партнером»–он скорее самдействует как двигательная задача, которая усложняет требования к выполнению движения, заставляя все время учитывать свойства предмета и подстраиваться под него. Бытовые орудийные действия (пользование ложкой, открывание крана, подметание и т.п.) тоже хороши для этой цели, но они быстро переходят в автоматизм. Развивает же движения, требующие постоянной подстройки, например, мяч –он круглый, упругий, скользкий, ондвижется по сложным траекториям, непредсказуем при отскоке и динамически активен, вотличие от других предметов. Меняющаяся, динамическая среда и ее объекты являются идеальным условием для решения данной задачи.Развитие мелкой моторики рук. В психологии есть специальный термин –«ручная умелость», который определяет уровень развития тонкой координации движений и степень овладения орудийными действиями, понятие «ручного интеллекта» соотносимо с нагляднодейственным мышлением. Общеизвестно также, что развитие речевых центров тесно связано с мелкой моторикой рук, поэтому развитиеручной моторики является отдельной задачей. Маленькие объекты среды –частьокружающего пространства. Они формируют свой сегмент, некое подобие замкнутой системы. Фокусировка на малом и близком переводит сознание в мир тонких дифференцировок, учит дозировке усилий и точности.Овладение собственным поведением.Следует помнить, что,организуя деятельность детей в средовом пространстве, мы имеем возможность решать непростую задачу –формирование регуляции поведения. Первые элементы саморегуляции ребенок проявляет в действиях с предметами, когда ребенок сдерживает аффективные всплески для достижения цели. Затем –в подвижной игре, когда возникают противоречия между желаниями и необходимостью, а ребенок делает выбор в сторону последнего. Тоже относится к любой совместной деятельности, игре с заранее проговоренными правилами, когда поведениетребует от ребенка регуляции своих состояний, ограничения действий, принятия позиции и прав другого. Исходя из вышеизложенного и говоря об оптимальной организации жизненного пространства ребенка, можно выделить несколько основных принципов. Среда должна иметь оптимальную стимульную интенсивность, чтобы не депривировать и не перенасыщать впечатлениями. Она должна,с одной стороны,создавать ощущение безопасности,быть знакомой и стабильной, но с другой–новой, вызывать познавательные интересы, побуждать к поведенческим и эмоциональным реакциям. В среде всегда следует разворачивать некоторую временную последовательность событий,значимых для ребенка, то есть среда должна проживаться. Основные возрастные и индивидуальные потребности следует реализовывать через деятельностьМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 8

в виде получения практического средового опыта. Важно установить соответствие между процессами и средой. Требуется присутствие полифункциональных объектов среды без узкозакрепленных функций, позволяющих не только реорганизовывать материально пространственную структуру, но и перестраивать решаемые задачи при возникновении новых потребностей. Полифоничностькак характеристика средыспособствует побуждению к творчеству и активности. При этом нужно помнить, что окружающее физическое пространство является лишь местом,где разворачивается человеческая коммуникация,и следует формировать пространство так, чтобы оно способствовало развитию детских взаимоотношений.

Ссылки на источники1.ШтейнбахХ.Э.,Еленский В. И. Психология жизненного пространства. –СПб.: Речь, 2004. –239 с.2.ОсоринаС. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб.: Издво «Питер», 1999. –288 с.3.АксеноваЮ. А. Символы мироустройства в сознании детей. –Екатеринбург: Деловая книга, 2000.–272 с.4.ЧерноушекМ. Психология жизненной среды / пер. И. И. Попа.–М.: Мысль, 1989. –174 с.

Irina Malysheva, Senior lecturer at the chair of Theoretic and Applied Psychology, Togliatti State University, Togliatti [email protected] as the factor of child evolution Abstract. The paper deals with the study of the child living space in terms of itseffect on mental development. The author singles out physicsocial environmental elements and analyzes behavioral peculiaritiesin a certain environment and types of interactions with environment. The principles of the child environment organization are described. Key words:living space, developmental age, environment factors, play, activity, psychomotor sphere.References1.Shtejnbah,H. Je.&Elenskij,V. I. (2004) Psihologija zhiznennogo prostranstva,Rech", St. Peterburg,239 p.(in Russian).2.Osorina,S. V. (1999) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh,Izdvo “Piter”, St. Peterburg,288p.(in Russian).3.Aksenova,Ju. A. (2000) Simvoly miroustrojstva v soznanii detej,Delovaja kniga, Ekaterinburg,272 p.(in Russian).4.Chernoushek,M. (1989) Psihologija zhiznennoj sredy/ per. I. I. Popa, Mysl", Moscow, 174 p.(in Russian).

ДенисовойЕ. А., кандидатом психологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived09.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.04.15ОпубликованаPublished11.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Малышева И. В., 2015www.ekoncept.ru

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня я хочу представить вам свою систему воспитательной работы.(слайд №1)

Среди степей и редкого полесья,

На мелководье озер

Стоит поселок как куплет из песни.

О, Первомайский, ты часть моей судьбы! (СЛАЙД №2)

Может вы увидите что-то новое, но надеюсь вы возьмете много полезного для своей педагогической деятельности. И так я представляю воспитательную систему Тулешовой А.М., классного руководителя 10 «Б» класса с русским языком обучения. Воспитательная тема школы: « Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования »(слайд №3)

В начале коротко о себе и о том с чего я начинала. Данный класс я веду 3 года с перерывами, т.е. я была у этого класса классным руководителем в 7 классе, затем взяла их вновь в 9 классе, за два года непрерывной работы, мы достигли следующего.(Слайд №4,5)

Прежде чем перейти к тематике своей воспитательной системы хочу зачитать лидера нашей страны Н.Назарбаева « Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала» (слайд №6)

Н. А. Назарбаев,

Президент Республики Казахстан

В своей работе руководствуясь общешкольной тематикой, опираясь на слова Н.Назарбаева определила для себя следующую тему :

».(слайд №7)

Давайте определимся, что же такое воспитывающая среда?

Воспитывающая среда - это духовное, материальное (предметное), событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.

Воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в резуль- тате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. Чем шире среда обеспечивает человеку доступ к общекультурному достоянию и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания. Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выделяет в структуре воспитывающей среды предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире. Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм и стиля взаимоотношений, установившихся в школе.

Обратите внимание на гипотезу: Отдельно взятый класс стеклянным колпаком не накроешь. Ребёнок взрослеет и развивается не только в классе, не только в семье. Есть мир вокруг, который как в зеркале отображается в детях. Если мы хотим воспитать в нём личность, то, вероятно, всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.(Слайд №8)

Согласно данной гипотезе, я вывела цель и задачи.

Цель:

Способствовать формированию поликультурной личности, способной ориентироваться в социуме. Создание условий, при которых каждый учащийся осознает себя членом человеческого сообщества, понимает ценности человеческой жизни, развивает чувство ответственности и причастности ко всему происходящему вокруг, имеет активную жизненную позицию.

Задачи:

    Создание условий для психологического, физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов и возможностей.

    Обеспечение детям права выбора для успешной самореализации

    Социализация личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям, восприимчивой к новым идеям.(слайд №9,10)

Руководствуясь концепцией воспитания, стараюсь реализовать поставленные цели и задачи через социальный заказ, давайте посмотрим, что к нему относится .(слайд №11)

В своей работе опираюсь на следующую нормативно-правовую базу (слайд №12).

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что каждый учащийся является гражданином своей страны, а следовательно он должен быть патриотом РК и должен уметь: перечисление (слайд № 13)

Чтобы достичь данного результата в своей работе руководствуюсь следующими принципами (слайд № 14 ) и старюсь воспитать и развить в детях данные общечеловеческие ценности .(слайд №15)

Руководствуясь концепцией воспитания РК, обозначила для себя следующие воспитательные направления (слайд №16). Работая в данных направлениях, ставлю конкретные цели, а главное в моей работе- это участие вместе с детьми, а именно восприятие их как личность давайте продемонстрируем каждое направление в отдельности (слайды № 17-31) останавливаться на каждом направление.

Далее хочу представить классное самоуправление, которое отличается тем, что классный руководитель тоже вместе с деть ми участвует в этом управлении. Т.е. она является таким же членом классного коллектива как и учащиеся, тогда дети воспринимают себя равными по отношению к учителю, а следовательно самооценка и уверенность возрастает .(слайд№32)

Определить какие мы: рамантики, энтузиасты, мечтатели.(слайд №33 )

Как можно реализовать все это, конечно же через (слайд№34)

И применить следующие способы достижения цели(слайд №35)

И так подведем итог: (слайд №36)

Результатом моей деятельности является модель выпускника, которая представляет из себя личность, которая основана на я-концепции, т.е.(пречисление по слайду №37)

Чтобы был такой результат как же ч веду контроль и управляю классом? Спросите вы. Чтобы управлять классом, нужно следовать следующей намеченной работе(слайд №38)

Далее хочу представить мониторинговую систему контроля в различных направлениях работы (слайды № 39-43) из этого видно, что все таки работая вместе с учащимися, включаясь в работу, делая вместе с ними, выступая вместе с ними можно достичь следующих результатов. Наши достижения представлены в следующих слайдах.

(44-51). Я надеюсь, что я смогла отразить свою деятельность классного руководителя и вы узнали что-то новое. Закончить свое выступление, хочу словами, которые написал Сенека « Если человек не знает, к какой пристани направить свой корабль, ни один ветер для него не станет попутным» Я хочу вам пожелать успехов и попутного ветра вам в вашей работе. Спасибо за внимание!

Исполнитель Тулешова А.М.

Общая характеристика понятия «образовательная среда».

Термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце XX в. под влиянием идей экологической психологии. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, образование - это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие образовательная среда подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

Образовательная среда не является элементом психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Это положение отстаивал еще Л. С. Выгодский, отмечавший важную роль окружающей ребенка социальной среды (термина «образовательная среда» тогда еще не использовали). По его утверждению: «...социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм» . С точки зрения педагогической психологии, изучать образовательную среду чрезвычайно важно, без этого не могут быть адекватно поняты многие принципиальные проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

Наблюдавшийся в начале 1990-х гг. всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности, связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С. Д. Дерябо, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.). Естественно, что у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие «образовательная среда», большинство специалистов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только иод воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

Исходным основанием для понимания смысла термина «образовательная среда» служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей.

Цель занятия: исследовать роль среды в развитии личности ребенка; проанализировать взаимосвязь факторов "среда" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развития личности.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие "социальная среда" (микро- и макросреда). Что такое "воспитательный потенциал" среды? Роль среды в развитии личности ребенка.

2. Социальная ситуация развития и элементы ее составляющие. Депривационная ситуация. Воспитательная ситуация развития.

4. "Механизм" влияния среды на развитие личности. Особенности воздействия микро- и макросреды.

5. Условия, обусловливающие успешность влияния благоприятной среды на развитие личности ребенка. Социальная среда и воспитание.

Проблемные вопросы:

1. Считаете ли Вы, что социальная среда является ведущим фактором развития личности?

5. Каким образом, на Ваш взгляд, должен быть решен вопрос о взаимодействии школы и окружающей ее среды?

Литература:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 174.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т., т. 4. - М., 1984. - С. 258-262, с. 383.

3. Новикова, Л. И. Школа и среда. - М., 1985. - N 8.

4. Мудрик, А. В. Социализация в "смутное время". - М., 1991; Введение в социальную педагогику. – М., 1999.

5. Вульфов, Б. З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981.

6. Лангмейер, Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чешск. - Прага, 1984. - С. 21-22.

7. Радзиховский, Л. Сталинская педагогика //Учительская газета.- 14.06.1988 и 13.07.1988; Брежневская педагогика //Учительская газета.30.07.1988.

8. Черноушек, М. Психология жизненной среды /Пер. с чешск. - М., 1990.

9. Наследственность и воспитание //Детство идеальное и настоящее (Сб. работ современных западных ученых). - Новосибирск, 1994.

Тема 4. Активность как фактор развития личности

Цель занятия: исследовать роль активности личности в процессе ее развития; проанализировать взаимосвязь факторов "активность личности" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развитие индивидуальных особенностей личности.

Вопросы для самоподготовки:

2. Отечественные и зарубежные психологи и педагоги об активности личности в процессе ее развития. Развитие «Я-концепции» личности и воспитание.

3. Обусловленность развития активности личности факторами: наследственность, среда, воспитание.

4. Особенности и различия процессов "развитие", «саморазвитие» и "самовоспитание". Характеристика процесса самовоспитания. Условия, при которых оно становится фактором развития личности.

5. Условия развития активности личности в процессе ее жизнедеятельности. Какую роль в развитии личности играет взрослый?

6. Каковы возможности педагога в процессе развития индивидуальных особенностей личности?

Проблемные вопросы:

1. Активность личности - фактор или условие ее развития?

4. Какое значение имеет активность личности в ее развитии?

Литература:

1. Люблинская, А. А. Детская психология. - М., 1971. - С. 58-63.

2. Бассин, Ф. В. О "силе Я" и "психологической защите" //Вопросы философии. – 1969. - N 2.

3. Бернс, Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание /Пер. с англ. - М., 1986. - С. 25-119.

4. Столин, В. В. Самосознание личности. - М., 1983.

5. Маслоу, А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. - М., 1982.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование... - С. 173-174.

7. Френе, С. Избр. пед. соч. - М., 1990. – С. 39-40, 45-48.

8. Монтессори, М. Монтессори-материалы: школа для малышей. Часть 1. - М., 1992.

9. Марголис, Дж. Личность и сознание /Пер. с англ. - М., 1986.

10. Леонгард К. Акцентуированная личность /Пер. с англ. - Киев, 1981

11. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М., 1987.


Top