Считает ли раскольников что он совершил преступление. Причины и мотивы преступления раскольникова в романе преступление и наказание. Причины преступления Раскольникова

Почему Раскольников совершил такое жестокое преступление? (По роману "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского)

«Преступление и наказание» - одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. Как отмечал Фёдор Михайлович, его новый роман – это «психологический отчет одного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников - не просто убийца. Это «идеологическое» преступление, где преступник – мыслитель и философ. Мир Достоевского противоречив, «за» и «против» находятся в постоянной борьбе - и в душах героев, и в отношении к ним автора.

Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобально ставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.

Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.

Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.

У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварями дрожащими». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой.

Почему Достоевский дал ему эту фамилию и такое имя? Отчуждение от людей, обрубание связей с ними, раскол – вот суть героя. Совершив убийство, Раскольников ещё более отделён от человечества: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его…».

Жестокое неприятие друзей, даже таких преданных, как Разумихин, приводит Раскольникова к жажде одиночества. "Вы все надоели мне смертельно, и я хочу быть один», - спокойно отвечает Раскольников на взволнованную речь Разумихина, в смятении и беспокойстве за друга ищущего выход. Раскольников грубо отказывается от благодеяний не только из гордости, но и из-за равнодушия к жизни. Раскольников «никого не любит, может, и никого не полюбит». Разумихин, любя друга, возмущён его отщепенством: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера сменяются».

Закрытость, жизнь «про себя» – признак гордости и недоверия к людям – сопровождают всю жизнь Раскольникова в романе. Выходя из дома, задумав чёрное дело, он крадётся осторожно, неслышно, как кошка. Но так было и раньше, когда он учился в университете. Примечательно, что Раскольников, пребывая в университете, почти не имел друзей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него вскоре все отвернулись. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это героя уважали, но никто не любил. Впрочем, рассудочность, жестокий рационализм героя не отменяют трепет чувств, который рождается из несогласованности его побуждений.

Теория, основу которой Родион подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что странная мысль «наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок».

О теории Раскольникова мы поначалу узнаём из уст Порфирия Петровича, заинтересовавшегося статьёй Раскольникова: «Все люди как-то разделяются на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные должны жить в послушании и не иметь права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон – собственно, потому что они необыкновенные». Право на преступление, по теории Раскольникова, даётся природным неравенством людей. Но Родион не соглашается с этим примитивом, он тут же вступает в спор с Порфирием, выдвигая более высокие причины права на преступление. Высокие цели оправдывают в глазах героя любые средства, вплоть до кровопролития.

И в конце романа Раскольников остаётся пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя. Он хотел добра людям, хотел сделать тысячи добрых дел: «…ну, я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почётная форма?..».

В эпилоге романа, через полтора года после преступления, эгоцентризм Раскольникова, скрывшего на суде истинные причины преступления, не развеян случившимся. Герой «углублён в самого себя и ото всех как бы заперся». Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.

Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна.

Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных черт: внешней привлекательностью, невероятно красивыми глазами, стройной фигурой, а также благородными поступками, бескорыстными и искренними. Для Родиона чужая боль видится намного ужаснее, чем своя собственная. Он, не задумываясь, бросается в огонь, спасая детей, отдает последнее отцу умершего приятеля. Будучи сам в стеснительном материальном положении, он решительно предлагает воспользоваться его деньгами родственникам погибшего Мармеладова, которого почти не знает. Герой презирает равнодушных к человеческим страданиям людей. Он, казалось бы, не может совершить ничего плохого. Искренне восторгаются его альтруизмом верный друг Разумихин и жертва общественного положения Соня Мармеладова. И даже информация о том, что Раскольников — убийца, не способна изменить их мнение о нем. Даже следователь Порфирий Петрович, изначально подозревающий героя в жестоком преступлении, не может скрыть своего уважения к этой личности.

Почему же человек с таким благородным сердцем и душей решается на убийство? Что ним движет? Какова причина преступления Раскольникова?

Писатель показывает нам, что герой приходит к убийству после сформировавшейся в его голове под влиянием картин социальной несправедливости и духовного тупика теории. Герой страдает от собственной нищеты, от нищеты окружающих, от униженности людей, находящихся в этом положении, из которого нет выхода. Эта антигуманная теория «крови по совести» зародилась в Раскольникове от условий его существования, а позже была проверена ним на процентщице.

Эта идея формировалась долго. Из романа мы узнаем, что некоторые положения теории были изложены студентом несколько ранее в одном из журналов. К активным действиям герой переходит после того, как жизнь сталкивает его сразу с несколькими примерами человеческой трагедии, произошедших за три дня.

Одной из них является случайное знакомство Раскольникова с горьким пьяницей Мармеладовым, с его исповедью о нищете и деградации. История о Соне, вынужденной поддерживать семью отца, продавая себя на улице, становится кульминационным моментом, поразившим Родиона до глубины души. Он тяжело переживает и не может смириться с таким положением вещей. В нем все бунтует против сложившихся обстоятельств. Человек рожден, чтобы переступать обстоятельства, бороться с ними, считает он.

Письмо матери о решении сестры Дуни выйти замуж на нелюбимого, чтобы помочь брату и матери, становится еще одним ударом судьбы. Как и Соня, Дуня намерена стать жертвой.

Последней каплей терпения можно назвать знакомство с Соней. После него Раскольников готов пойти на убийство процентщицы, которую, по его мнению, является воплощением жестокости окружающего мира.

Убийство Раскольников воспринимает как проверку своей теории. Как он пройдет испытание кровью? Тварь ли он дрожащая или право имеет? Человек он или вошь? Именно в этом причина преступления Раскольникова.

После совершенного герой страдает, анализируя свои чувства и ощущения. Согласно размышлениям, он так и не смог переступить через кровь и остаться невозмутимым, он не прошел испытание, которое сам же и придумал. Выходит, что он не может назвать себя «необыкновенным» человеком.

Писатель с невероятной психологической глубиной показывает трагедию человека, описывает его душевные муки всесторонне, во всей силе его безмерных страданий. Именно это дает основания сделать вывод, что наказанием для Раскольникова является не каторга, а муки совести. Это вызывает сочувствие к герою, старающегося найти выход из мира, полного зла и страданий, бедности и безвыходности для таких простых людей, каким является он сам.

    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление, но в книге акцент сделан не на само убийство, а именно на «идеологическое преступление».

    Даже сам автор, с самого начала романа начинает по-разному относиться к своему герою. Он лояльно относится к постоянным вопросам Раскольникова о бытие, и заставляет героя проводить постоянные исследования, как над самим собой, так и над окружающим его миром.

    Причины преступления изначально были у героя не от тяготы социальных условий его существования, а от отстранения людей. Герой не верит, что люди способны творить добрые дела и постоянно ожидает от них злых поступков и ищет злых умыслов.

    Конечно же, у самого Раскольникова есть и свои причины, которые и привели его к преступлению – его отчужденность от других людей сделала его личность особенной, отдельной, не такой, как у всех «тварей дрожащих». Это автор часто подчеркивает, сравнивая вину Мармеладова и Раскольникова.

    Даже в самой фамилии главного героя автор заложил отделенность от окружающего мира, «раскол». В этом и есть суть героя. Совершив свое убийство, Родион еще дальше отдаляется от всего, что есть вокруг него – бесконечные уединения, мучительная тягота и полное отчуждение каждый день преследовали его.

    Немало важную роль внесли и его друзья, близкие ему люди, такие как Разумихин. Стремительное желание помочь Раскольникову найти выход из сложившейся ситуации еще больше отдаляли героев друг от друга.

    Всю жизнь героя сопровождают жестокость, холодные чувства и бесчеловечие. Начиная с его университетских времен, Раскольников чуждался всех вокруг, что привело к тому, что окружающие его люди отвернулись и от него.

    Право совершить преступление, как считает Раскольников, возникает из-за постоянного неравенства между нормальными и необыкновенными людьми. Его цели, как он считает, оправдывают все средства, даже убийство.

    Даже после совершения преступления, герой остается при своем мнение и пытается себя оправдать. На суде он скрывает настоящие причины убийства, а после него еще больше уходит внутрь своего мира и закрывается в нем навсегда. Сравнивая себя с Наполеоном, он понимает, что все равно принадлежит к великим людям.

    Вариант 2

    Рассматривая причины и мотивы преступления Раскольникова, стоит сказать, что молодым человеком двигали три основных момента:

    • Альтруистический – основным лейтмотивом которого служит помощь униженным и оскорбленным, а также месть за них;
    • Эгоистический – нет запретов, все позволено;
    • Испытательный – «тварь ли я дрожащая?»;
    • Самоказнь – когда оказывается, что «не выдержал»

    Молодой человек подавлен – причем, напряжение по ходу развития событий только нарастает. Его гнетут бедность, социальный строй, с которым он не может примириться и многие другие факторы.

    Можно сказать, что Родион воспринимает действительность чересчур эмоционально. Он испытывает сострадание к людям, потому решает таким образом отомстить за их страдания. Конечно же, это абсурдно – но герой доведен до отчаяния и не видит другого выхода.

    Еще одним мотивом преступления можно назвать состояние безысходности. Раскольников доведен до крайней степени отчаяния, можно сказать, что реальность «выжала из него последние соки» и он сам не ведает, что творит.

    В качестве следующего мотива служит столкновение с несправедливостью и злом. Одним из его воплощений является процентщица, чья ростовщическая деятельность покрывается законом. Что же касается Раскольникова, он видит, что она получает прибыль, зарабатывая на людском горе и мучениях. Родион не может смириться с этим, он решает действовать.

    Еще одной причиной служит некий эксперимент: герой пытается найти ответ на вопрос: «можно ли обрести счастье, преступив закон?» Конечно же, ответ отрицательный – но молодой человек слишком поздно понимает это.

    Однако самым важным моментом является теория Раскольникова, смысл которой заключается в том, что нарушение закона может быть оправдано определенными мотивами. Родиона можно назвать идеологом, мыслителем – однако привели его к этому несправедливость, буржуазная действительность, а также тщеславие и высокомерие.

    Но есть среди мотивов и благородные: например, главный герой считает, что использует похищенные деньги для помощи нуждающимся людям.

    Тем не менее, теория Раскольникова терпит крах – даже если преступление совершается из благих намерений, в отчаянии, в состоянии аффекта – оно все равно остается преступлением и предполагает наказание. Ведь даже человек, убивший ради справедливости, не перестает от этого быть убийцей.

    Вполне возможно, что для достижения своих целей Родиону следовало прибегать к другим методам. Примечателен тот факт, что в конце произведения герой все же раскаивается – а значит, понимает, что избрал далеко не тот путь, который следовало, и в результате этого лишь усугубил свое положение.

    Сочинение Причины преступления Раскольникова

    В центре сюжета произведения Достоевского «Преступление и наказание» характер студента Раскольникова, который проживает в бедствии. Он идет на убийство процентщицы, а также ее сестры Лизаветы. Что стало причиной такого поступка и какие мотивы убийства? Даже в конце романа мы не можем дать окончательного ответа на этот вопрос.

    Мотивы совершения преступления главным персонажем раскрываются не сразу. Они описываются на протяжении всего романа: в авторском рассказе, в беседах Раскольникова с Разумыхиным и Заметовым, а также со следователем Порфирием Петровичем, и, конечно, в речи героя после самого убийства.

    К причинам, что толкнули Раскольникова на совершение преступления, конечно, относятся невыносимая бедность, отсутствие возможности заплатить за обучение, жизнь в каморке, что напоминает гроб, на протяжении полугода, унижение достоинства героя. Он имел другой выход, мог зарабатывать, давая уроки, однако его душа была «поражена» не только личными страданиями, но и горем окружающего мира.

    Но есть также совершенно другая, главная причина совершения этого преступления. Родион в своих размышлениях придумывает теорию, ужасною по своей сути, хотя, с первого взгляда убедительную. Он пишет статью, и в ней высказывает мнение, что все люди делятся на два типа: на «материал» и на «необычных» людей, которые могут изменить историю. Последних существует очень мало, и у них есть право управлять людьми и переступить закон. Таких, как Наполеон, Ликург, Магомет никакие трудности не могут остановить на пути к задуманному. Родион убежден в правильности своих убеждений, считает ее решением всех проблем. Парень решил выяснить, к какому типу людей он принадлежит.

    Совершив правонарушение, главный герой и дальше верит в правильность своих убеждений, но совесть сильно его терзала. Душевные страдания героя стают невыносимыми. Он пытается убрать мысли о матери и сестре, ведь иначе необходимо выбирать к какому типу отнести и их. Трагедия персонажа усиливается, ведь теория, на которую он так надеялся, наоборот усугубляет ситуацию.

    Страх преследует героя с каждым шагом, испытания совести и мысли о том, что он - не Наполеон, а «тварь дрожащая» не дают ему покоя. Родион и его теория переживает невыносимый крах.

    Можно сделать вывод, что какими бы ни были причины совершенного, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова.

    Образец 4

    Преступление Родиона Раскольникова - наиболее важное событие в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Именно вокруг него строится сюжет и именно с ним таки или иначе связаны все другие события.

    Рассмотрим причины и мотивы, которые подтолкнули простого студента Раскольникова к такому нелегкому действию, как убийство. Для начала следует определиться с понятиями. Под причиной любого преступления обычно понимается совокупность тех отрицательных условий, которые формируют в человеке готовность преступить нормы закона и морали, установки и запреты общества. Мотивами же обычно понимается конкретный повод или благо, ради которого преступник выбирает действовать, нарушая закон.

    При таких определениях, на первый взгляд может показаться, что бедность Родиона и отсутствие у него денег даже на необходимые для жизни блага и есть причина совершенного им убийства старухи-процентщицы, однако произведение Достоевского не стало бы таким важным для общемировой литературы, если бы в нем описывалась история обычного убийцы-грабителя.

    Причины преступления Раскольникова лежат гораздо глубже, в его психике и мировоззрении. Деньги старухи-процентщицы стали лишь одним из мотивов к тому, чтобы убить её. Основной причиной его поступка стала выведенная им теория «о тварях дрожащих и право имеющих». Именно эта теория и последовавший за неё вывод о том, что Родион «право имеющий», а значит, он может преступить закон и мораль и сделать всё, что захочет.

    После создания такой теории в его жизни сформировались условия, в которых нахождение нужным мотивов стало лишь вопросом времени. Первым мотивом стала, как уже было сказано, бедность, а если быть точнее - нищета Раскольникова и жажда наживы. Вторым мотивом стало стремление установить справедливость, поскольку, как считал сам Родион, старуха-процентщица не достойна жизни, ведь она жадная и скупая, даёт людям деньги лишь под огромный процент, а всё своё имущество завещала монастырю, в результате чего её родная сестра, над которой старуха постоянно издевается, несправедливо останется ни с чем.

    Таким образом, мы видим, что в рамках выведенной теории, когда преступить закон не является чем-то ужасным, убийство старухи – необходимость, поскольку Родиону очень нужны деньги, чтобы прекратить своё убогое существование в комнатке на окраине Петербурга и начать по-настоящему жить, а сама смерть старухи принесет облегчение многим людям, которые должны ей. По крайней мере так картина виделась Раскольникову до того момента, как он совершил своё преступление. Всё, что произошло дальше доказывает неправильность таких взглядов и всей его теории в принципе.

    Несколько интересных сочинений

  • Сочинение про Алкоголь

    Все мы знаем, что употребление алкоголя может привести к серьезным последствиям для организма человека. Тем самым мы можем получить новые серьезные заболевания, которые смогут оборвать даже нашу жизнь.

  • ПЛАН ОТВЕТА

    1. «Преступление и наказание» - философско-психологический роман.

    2. Причины бунта Раскольникова:

    Бедность и бесправие героя;

    Социальная несправедливость;

    Мстительные устремления Раскольникова;

    Теория «сильной личности»;

    Непонимание причин общественного зла.

    3. Нравственные муки Раскольникова:

    Сомнения перед убийством;

    Признание Раскольникова Соне;

    Переоценка «идеи» Раскольниковым.

    4. Гуманизм романа.

    1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.

    2. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.

    Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.

    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

    Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

    Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».



    Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».

    3. Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

    Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, - сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

    Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:

    «- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

    Это человек-то вошь!

    Да ведь я знаю, что не вошь, - ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем, я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру...»

    Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.

    Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток - то есть на самое людное место - посылает его Соня.

    4. Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью - «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Когда происходит у Раскольникова соприкосновение идеи убийства с личными мотивами?

    2. Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова?

    3. Когда приходит к Раскольникову мысль искупления и спасения?

    В моем сочинении я отвечу на следующий вопрос: что же толкнуло Раскольникова, главного героя романа "Преступление и наказание" на страшное преступление?

    "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, кирпичь, пыль и та особенная летняя вонь" - так начинается роман "Преступление и наказание". По этому описанию можно сделать вывод о том, что атмосфера Петербурга была мрачной и угнетающей.

    В этом городе жил Раскольников, обстановка которого во многом повлияла на жизнь молодого человека. Родион был до крайности беден, он даже не способен продолжать учебу. Каждодневное созерцание нищеты, жизнь среди "униженных и оскорбленных" наводили Раскольникова на размышления о неравенстве и несправедливости. Усугубило обстановку письмо из дома, весть о "вроде хорошем" женихе сестры, о бедственном положении матери. Далее по содержанию следуют встречи с "униженными и оскорбленными": исповедь Мармеладова в трактире, ситуация с пьяной девочкой на бульваре, самоубийство женщины на мосту - все это поддтолкнуло Раскольникова к действию.

    У Родиона Романовича также была и теоретическая основа преступления. Услышав разговор в трактире о старухе-процентщице, которая является вредным для общества элементом, которую нужно "убить и ограбить", и на ее деньги помочь бедным, Раскольников внутренне согласился на преступление. Другой частью теории главного героя является идея "наполеонизма, которая разделяет всех людей на материал и право имеющих". Будучи человеком мыслящим и образованным, Родион публикует статью, в которой излагает свои взгляды. Таким образом, мы можем обозначить вторую причину, сподвигшую Раскольникова на преступление: желание испытать себя. В эпизоде признания Соне, Родион сознается в главном мотиве: "я хотел убить, без казуистики, для себя одного". Данный мотив и является главным.

    Долгие дни лежал Раскольников в своей комнате-гробу, вынашивая план, сомневаясь и в себе, и в нем. Можно сказать, что у него возникла болезнь - мономания. "Вопрос же:иболезнь ли пораждает самое преступление или само престпуление всегда сопровождается чем-то вроде болезни? - он еще не чувствовал себя в силах разрешить". Учитывая во внимание психологическое состояние Родиона: он "ушел ото всех, как черепаха в скорлупу", был крайне раздражителен и угрюм, можно сказать, что психологическое его состояние было на гране нормального и помешанного".

    Итак, мотивами преступления являются: желание помочь бедным и проверить, кто он: "тварь дрожащая" или "право имеющий".

    
    Top