Заключение трудового договора с муниципальным служащим. Трудовой договор с муниципальными служащими. Vii. условия профессиональной служебной деятельности, социальные гарантии, компенсации и льготы в связи с профессиональной служебной деятельностью

Шайхатдинов Владимир Шамильевич , доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Рассматривается регулирование срочных трудовых договоров на муниципальной службе. Указывается, что соответствующие вопросы должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы. Обращается внимание на случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а также на случаи, когда срочный трудовой договор может заключаться.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение. От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления.

П. 6 ст. 16 ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы.

В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст. 58 указывается, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях же, перечисленных в ч. 2 ст. 59, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению его сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Кроме того, в ст. 58 ТК РФ отмечается, что запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Наконец, в ст. 58 указано, что срочный трудовой договор заключается, как правило, на срок не более пяти лет.

Перечень случаев, в которых заключается срочный трудовой договор, содержится в ст. 59 ТК РФ. При этом, как уже отмечалось, ч. 1 данной статьи включает случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а ч. 2 - когда он может заключаться по соглашению сторон. Здесь следует подчеркнуть, что дополнительные основания заключения срочного трудового договора могут устанавливаться лишь Трудовым РФ или иным , но не законом субъекта РФ, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным подзаконным нормативным правовым актом.

Из ч. 1 ст. 59 ТК РФ выделим лишь те случаи заключения срочного трудового договора, которые применимы к муниципальной службе: 1) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; 2) на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; 3) с лицами, направляемыми на работу за границу; 4) для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; 5) при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах местного самоуправления.

На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п. 2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст. 2, 35 - 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131). Что касается конкретных наименований лиц, замещающих муниципальные должности, а также должностей муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, то они содержатся в реестрах должностей муниципальной службы в субъектах РФ.

Так, в Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденном Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 49-ОЗ, закреплены следующие положения.
1. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.
2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования. Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается.

Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ. Поэтому противоречащими федеральному законодательству являются положения ст. ст. 21 и 35 Устава Кыштымского городского округа Челябинской области о том, что первый заместитель, заместители главы городского округа назначаются на должность на основании срочного трудового договора, заключенного на срок полномочий главы городского округа. При этом не учитывается, что указанные должностные лица имеют определенные для них относительно самостоятельные направления деятельности и не входят в число лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий главы муниципального образования. Особо следует остановиться на главах местных администраций. Во-первых, они не относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, а значит, не могут заключать срочные трудовые договоры с муниципальными служащими на срок своих полномочий. Во-вторых, современное не относит кого-либо из муниципальных служащих к числу лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий глав местных администраций. В частности, таковыми не являются заместители глав местных администраций. Следовательно, с ними должны заключаться трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры на срок не более пяти лет.

Часть 1 ст. 59 ТК РФ заканчивается положением о том, что срочный трудовой договор должен заключаться в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Один такой случай касается глав местных администраций. п. 2 ст. 37 ФЗ N 131 глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Например, п. 1 ст. 38-1 Устава муниципального образования "Город Екатеринбург" глава администрации назначается на срок полномочий городской Думы, но не менее чем на два года.

Второй случай - заключение срочных трудовых договоров с муниципальными служащими, достигшими предельного возраста нахождения на службе. Исходя из п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Из этих положений можно сделать следующие выводы. Во-первых, продление срока нахождения на муниципальной службе лица, достигшего предельного возраста, не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя). Однако если такое решение принято, то заключение срочного трудового договора с муниципальным служащим обязательно. Во-вторых, количество продлений срока нахождения на муниципальной службе не установлено, но каждое продление должно быть произведено на срок не более одного года. О верности такого толкования содержания п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 свидетельствует .

До сих пор речь шла о случаях обязательного заключения срочного трудового договора с муниципальными служащими (ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Что касается случаев, когда трудовой договор с муниципальными служащими может заключаться, то они предусмотрены в ч. 2 ст. 59 ТК РФ. Это заключение трудового договора: 1) с поступающими на работу пенсионерами по возрасту; 2) с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; 3) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (при этом срок трудового договора с данными лицами должен определяться либо уставом муниципального образования, либо соглашением сторон); 4) с лицами, обучающимися по очной форме обучения; 5) с лицами, поступающими на работу по совместительству.

__________________

(Шайхатдинов В. Ш.) («Российский юридический журнал», 2013, N 5)

О СРОЧНЫХ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРАХ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

В. Ш. ШАЙХАТДИНОВ

Шайхатдинов Владимир Шамильевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Рассматривается регулирование срочных трудовых договоров на муниципальной службе. Указывается, что соответствующие вопросы должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы. Обращается внимание на случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а также на случаи, когда срочный трудовой договор может заключаться.

Ключевые слова: муниципальная служба; муниципальный служащий; лицо, замещающее муниципальную должность; срочный трудовой договор; предельный возраст нахождения на муниципальной службе.

On the fixed-term employment contracts for municipal service V. Sh. Shaykhatdinov

The regulation of the fixed-term employment contracts for municipal services is considered. It is stated that these issues should be resolved on the basis of the provisions of the Labor Code on the fixed-term employment contracts taking into account the specific character of municipal service. The author draws attention to cases where the fixed-term contract must be concluded as well as to cases where the fixed-term employment contract may be concluded.

Key words: municipal service; municipal employee; person taking up a post for municipal service; fixed-term contract; age limit for municipal service.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» <1> (далее — ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение. От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления. ——————————— <1> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Согласно п. 6 ст. 16 ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы. В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст. 58 указывается, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях же, перечисленных в ч. 2 ст. 59, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению его сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Кроме того, в ст. 58 ТК РФ отмечается, что запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Наконец, в ст. 58 указано, что срочный трудовой договор заключается, как правило, на срок не более пяти лет. Перечень случаев, в которых заключается срочный трудовой договор, содержится в ст. 59 ТК РФ. При этом, как уже отмечалось, ч. 1 данной статьи включает случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а ч. 2 — когда он может заключаться по соглашению сторон. Здесь следует подчеркнуть, что дополнительные основания заключения срочного трудового договора могут устанавливаться лишь Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, но не законом субъекта РФ, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным подзаконным нормативным правовым актом <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009 (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. П. Орловского. М., 2008. С. 204.

Из ч. 1 ст. 59 ТК РФ выделим лишь те случаи заключения срочного трудового договора, которые применимы к муниципальной службе: 1) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; 2) на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; 3) с лицами, направляемыми на работу за границу; 4) для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; 5) при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах местного самоуправления. На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п. 2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст. 2, 35 — 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1> (далее — ФЗ N 131). Что касается конкретных наименований лиц, замещающих муниципальные должности, а также должностей муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, то они содержатся в реестрах должностей муниципальной службы в субъектах РФ. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Так, в Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденном Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 49-ОЗ <1>, закреплены следующие положения. ——————————— <1> СПС «КонсультантПлюс».

1. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа. 2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования. Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается. Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ. Поэтому противоречащими федеральному законодательству являются положения ст. ст. 21 и 35 Устава Кыштымского городского округа Челябинской области <1> о том, что первый заместитель, заместители главы городского округа назначаются на должность на основании срочного трудового договора, заключенного на срок полномочий главы городского округа. При этом не учитывается, что указанные должностные лица имеют определенные для них относительно самостоятельные направления деятельности и не входят в число лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий главы муниципального образования. Особо следует остановиться на главах местных администраций. Во-первых, они не относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, а значит, не могут заключать срочные трудовые договоры с муниципальными служащими на срок своих полномочий. Во-вторых, современное законодательство не относит кого-либо из муниципальных служащих к числу лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий глав местных администраций. В частности, таковыми не являются заместители глав местных администраций. Следовательно, с ними должны заключаться трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры на срок не более пяти лет. ——————————— <1> Там же.

Часть 1 ст. 59 ТК РФ заканчивается положением о том, что срочный трудовой договор должен заключаться в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Один такой случай касается глав местных администраций. Согласно п. 2 ст. 37 ФЗ N 131 глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Например, согласно п. 1 ст. 38-1 Устава муниципального образования «Город Екатеринбург» <1> глава администрации назначается на срок полномочий городской Думы, но не менее чем на два года. ——————————— <1> Отд. изд. Екатеринбург, 2012.

Второй случай — заключение срочных трудовых договоров с муниципальными служащими, достигшими предельного возраста нахождения на службе. Исходя из п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Из этих положений можно сделать следующие выводы. Во-первых, продление срока нахождения на муниципальной службе лица, достигшего предельного возраста, не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя). Однако если такое решение принято, то заключение срочного трудового договора с муниципальным служащим обязательно. Во-вторых, количество продлений срока нахождения на муниципальной службе не установлено, но каждое продление должно быть произведено на срок не более одного года. О верности такого толкования содержания п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 свидетельствует судебная практика <1>. ——————————— <1> См., например: Справка Пермского краевого суда по результатам обобщения судебной практики по применению федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

До сих пор речь шла о случаях обязательного заключения срочного трудового договора с муниципальными служащими (ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Что касается случаев, когда трудовой договор с муниципальными служащими может заключаться, то они предусмотрены в ч. 2 ст. 59 ТК РФ. Это заключение трудового договора: 1) с поступающими на работу пенсионерами по возрасту; 2) с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; 3) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (при этом срок трудового договора с данными лицами должен определяться либо уставом муниципального образования, либо соглашением сторон); 4) с лицами, обучающимися по очной форме обучения; 5) с лицами, поступающими на работу по совместительству.

Kommentarij k Trudovomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod red. Yu. P. Orlovskogo. M., 2008.

——————————————————————

Деятельность таких работников регламентируется следующими законодательными актами:

Согласно ст. 3 вышеназванного закона, на этих работников распространяется действие ТК РФ с особенностями, указанными в этом законе. Об этом же говорится в статье 11 ТК РФ .

Порядок приема на службу

Поступить на службу могут граждане, профессиональный опыт и образование которых соответствуют требованиям, указанным в законе № 25-ФЗ . Нанимателем в этом случае является МО. Полномочия нанимателя осуществляет представитель МО. Им может выступать глава или председатель.

При поступлении на службу необходимо предъявить документы:

Диплом об образовании;

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

Свидетельство ИНН;

Военный билет;

Заключение медицинского учреждения о состоянии здоровья гражданина;

Сведения о доходах и об имуществе (за год, предшествующий приему на работу)

Информация о кандидате подлежит проверке (подробнее на эту тему - в статье ). При обнаружении неблагоприятных обстоятельств, препятствующих трудоустройству, кандидату может быть отказано.

Условия заключения договора

В договоре должны быть указаны следующие условия:

    обязательно должна быть указана трудовая функция служащего;

    следующим необходимым условием является информация о месте работы. Указывается структурное подразделение, в которое принимается гражданин;

    к необходимым условиям относится дата начала работы служащего (согласно приказу). Контракт может заключаться на неопределенный срок или быть срочным (но не более, чем на 5 лет);

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности заключения трудового договора (служебного контракта) с государственными гражданскими и муниципальными служащими……………..5

Глава 2. Особенности изменения трудового договора (служебного контракта) с государственными гражданскими и муниципальными служащими…………....

Глава 3. Особенности прекращения трудового договора (служебного контракта) с государственными гражданскими и муниципальными служащими………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………........................................


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы моей работы обусловлена следующими факторами.

Право на охрану труда непосредственно реализуется только наёмными работниками, у которых трудовые отношения оформлены трудовым договором.

В то же время, право на охрану труда опосредованно распространяется на государственных и гражданских служащих, членов сельскохозяйственных кооперативов и других категорий занятых граждан, для регулирования труда (службы) которых введено специальное законодательство.

Особенность заключается в том, что правила охраны труда отсутствуют в законах о государственной гражданской и муниципальной службе, о сельскохозяйственной кооперации. Возможности использования Трудового Кодекса РФ, в том числе охранительного законодательства, здесь ограничены особенностями, предусмотренными данными правовыми актами (часть 7 статьи 11 Трудового Кодекса РФ).



Даже проведение специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется не федеральным законом о ней от 28.12.2013 г. №426-ФЗ , а правовыми актами о государственной гражданской и муниципальной службе (пункт 4 статьи 3).

Целью моей работы является комплексное исследование особенностей и механизма заключения, изменения и прекращения трудового договора или служебного контракта с государственными гражданскими и муниципальными служащими.

Указанная цель определила постановку следующих задач:

§ Раскрыть содержание норм об особенностях заключения, изменения и прекращения трудового договора (служебного контракта) с государственными и муниципальными служащими;

§ Проанализировать процедуры, сопровождающие заключение, изменение и прекращение трудового договора (служебного контракта) с указанными группами работников;

§ Системно исследовать механизм данных процедур;

§ Исследовать точки зрения различных ученых в дискуссионных вопросах относительно заключения, изменения и прекращения трудового договора (служебного контракта) с государственными и муниципальными служащими.

Методология исследования представляет собой совокупность логических приемов и специальных способов исследования изучаемой области правовой действительности, таких как системный подход, комплексный анализ, правовое моделирование, формально-юридический и конкретно-социологический методы.

Структура данной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из трех глав, раскрывающих проблематику исследования, а также заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА) С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ

Государственным служащим по смыслу ст.10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее Закон о системе государственной службы РФ) является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы (федеральной государственной службы или государственной гражданской службы субъекта РФ) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о системе государственной службы РФ государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. Так, перечень должностей государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, в Воронежской области Законом Воронежской области от 30 мая 2005 г. № 29 - ОЗ «О государственной гражданской службе Воронежской области» утвержден Реестр должностей гражданской службы Воронежской области, который является приложением 1 к настоящему Закону Воронежской области.

Муниципальный служащий, в соответствии со ст.10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон о муниципальной службе в РФ), это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. К муниципальным служащим не относятся лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований. Реестры должностей муниципальной службы утверждаются законами субъекта РФ. Так, например, в Воронежской области Реестр должностей муниципальной службы Воронежской области закреплен в приложении 1 Закона Воронежской области от 28 декабря 2007 г. № 175-ОЗ «О муниципальной службе в Воронежской области», решение Воронежской городской Думы от 26.09.2012 г. №910-III «О реестре должностей муниципальной службы в городском округе город Воронеж», решение Воронежской городской Думы от 8.07.2009 г. №200-II «Об утверждении положения о порядке ведения реестра муниципальных служащих городского округа город Воронеж».

В Трудовом Кодексе РФ в разделе XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» не нашел отражения вопрос об особенностях правового регулирования трудовых отношений в сфере труда государственных и муниципальных служащих. В ч.7 ст. 11 Трудового кодекса РФ (редакцией от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) закреплено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Федеральный закон от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее Закон о государственной гражданской службе в РФ) в ст. 73 устанавливает, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Данные положения ТК РФ и Закона о государственной гражданской службе в РФ подчеркивают субсидиарный (дополнительный) характер норм трудового законодательства по отношению к нормам о государственной гражданской службы.

Понятие «служебный контракт» в действующем Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 г. не упоминается вообще. Российский законодатель не рассматривает в настоящее время контракт как особый вид трудового договора, придавая ему особое, не тождественное «трудовому договору», правовое регулирование. На мой взгляд это обусловлено особым социальным назначением государственной службы, а именно возложением на государственных служащих исполнения полномочий государства.

Заключение служебного контракта имеет свои специфические особенности в отличие от трудового договора:

В первую очередь, самой существенной особенностью служебного контракта следует отметить то, что служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ч.1 ст. 26 Закона о государственной гражданской службы), в отличие от приказа (распоряжения) о приеме на работу, который издается на основании заключенного трудового договора (ч.1 ст. 68 ТК РФ). Таким образом, акт государственного органа о назначении на должность является первичным, и содержание служебного контракта должно не противоречить условиям данного акта.

Введя отличный от трудового договора, порядок заключения служебного контракта, законодатель, все же, оставил нерегулируемым один пробел, что вызвало обоснованную критику в юридической науке. В Законе о государственной гражданской службе не содержится срок с момента издания акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы до момента заключения служебного контракта. Трудовой Кодекс РФ в ч.2 ст.68 закрепляет, что приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В ранее действовавшей редакции ТК РФ, до изменений от 30.06.2006 № 90-ФЗ, в ч.2 ст.68 указывалось, что приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня заключения трудового договора. Данное изменение корреспондирует норме ч.3 ст.16 ТК РФ, введенной 30.06.2006 № 90-ФЗ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Безусловно данное изменение повышает правовую защищенность трудовых прав работников, «перенося» момент возникновения трудовых правоотношений.

Некоторые авторы, в частности Л.А. Чиканова, считают неправильным сопоставлять акт о назначении на должность гражданской службы и приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу, обосновывая это тем, что первый имеет административную природу, а второй же выполняет чисто оформительскую функцию. Думаю, следует согласиться с точкой зрения С.Е. Чаннова, который, хотя и не отрицает, что акт о назначении на должность гражданской службы имеет иную правовую природу и большее юридическое значение, но в то же время аналогичен приказу, так как он также оформляет возникновения служебных правоотношений, как и приказ – трудовых.

После назначения на должность гражданской службы, гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

В юридической литературе и в практической деятельности ставится вопрос об изменении очередности принятия двух основных индивидуальных правовых актов – служебного контракта и акт о назначении на должность гражданской службы, нужно придать служебному контракту его прямое предназначение – установление условий прохождения гражданской службы, главным и определяющим в котором является замещение должности гражданской службы (назначение на определенную должность гражданской службы) . Следует согласиться с данной позицией, так как это будет способствовать устранению формализма и повышению значимости служебного контракта в регулировании в регулировании служебных правоотношений, так как часто руководители государственных органов (представители нанимателя) неправомерно при принятии на гражданскую службу ограничиваются заявлением гражданина, поступающего на гражданскую службу, и приказом о назначении на должность гражданской службы.

Другой особенностью заключения служебного контракта с государственными гражданскими служащими является более обширный, чем при заключении трудового договора, перечень необходимых документов.

В соответствии с Законом о государственной гражданской службе (ч.2 ст.26), гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя следующее:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

Данная форма утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р (в ред. от 16. 10.2007 № 1428-р) «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».

3) паспорт;

В отличие от Закона о государственной гражданской службы часть 1 ст. 65 Трудового Кодекса РФ предусматривает возможность предоставления помимо паспорта иного документа, удостоверяющего личность.

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные сведения предоставляются в порядке. установленном указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные анализируемым законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

Важной особенностью следует отметить установление в ч.1 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе более продолжительного, чем в Трудовом Кодексе РФ, срока испытания для гражданских служащих: от трех месяцев до одного года.

Часть 3 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе РФ устанавливает перечень лиц, для которых испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин - гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

Часть 9 ст.27 Закона о государственной гражданской службе, закрепляя положение о том, что «если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание», ничего не говорит про необходимость оформления сроков испытания По этому поводу следует согласиться с позицией Е.А. Ершовой, которая предлагает изложить часть 9 ст.27 анализируемого Закона в следующей редакции: «Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. Оформление данного юридического факта не требуется. Последующее расторжение служебного контракта допускается только на общих основаниях».

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

Служебный контракт и связанные с ним аспекты регулируются главой 5 Закона о государственной гражданской службе РФ.

В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представляется целесообразным в понятии «служебного контракта» указать не на представителя нанимателя, а непосредственно на государство как сторону служебного контракта. В соответствии с п.1 ст. 182 ГК РФ «сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого». Следовательно, из этого можно сделать вывод: «представитель нанимателя» заключает служебный контракт не от своего имени, а от имени представляемого лица, права и обязанности по заключенному служебному контракту будут возникать у «нанимателя». Весьма наглядным представляется определение «представителя нанимателя» в ч.2 ст.1 Закона о государственной гражданской службе РФ: представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации . В обосновании данной точки зрения затронем вопрос об ответственности. Согласно буквальному толкованию получается, что при незаконном увольнении, ответственность должен нести не наниматель, а представитель нанимателя. Получается, что последний должен буде оплатить время вынужденного прогула из своих собственных средств, что является абсурдным.

Отсюда считаю, что ч.1 ст.23 анализируемого Закона следует изложить в следующей редакции: «служебный контракт – это соглашение между Российской Федерации или субъектом Российской Федерации и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы, и замещении должности гражданской службы»

В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе. Содержание служебного контракта составляют его условия, которые по смыслу ст. 24 Федерального закона № 79-ФЗ можно разделить на существенные условия, которые являются обязательными, и дополнительные условия, носящие факультативный характер.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе РФ существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

Выделение «существенных условий» в отдельную группу играет большое практическое значение и связано с необходимостью обозначения их особого правового статуса, они должны в обязательном порядке присутствовать в любом служебном контракте. Но некоторые авторы отрицают выделение «существенных условий», например, Л.А. Чиканова пишет: «…предлагается при регламентации содержания и трудового договора, и служебного контракта вообще отказаться от понятия существенных условий договора (контракта) и исходить из традиционного разделения условий трудового договора (служебного контракта) на производные (установленные законом или иными нормативными правовыми актами) и непосредственными (вырабатываемые самими договаривающимися сторонами)».

Служебный контракт может содержать дополнительные условия, одни из которых указаны в Законе о государственной гражданской службе (законные условия), другие могут включаться в служебный контракт по соглашению сторон (договорные условия). Итак, ч.4 ст.24 Закона о государственной гражданской службе РФ дополнительными условиями закрепляет:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Законом о государственной гражданской службе РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Закон о государственной гражданской службе РФ в статье 25 подразделяет служебные контракты на два вида: служебные контракты на неопределенный срок и срочные служебные контракты, что и в Трудовом Кодексе РФ относительно трудовых договоров. Но в то же время в части 3 ст.12 Закон о системе государственной службы РФ, помимо двух вышеупомянутых видов служебных контрактов в зависимости от срока, выделяет еще контракт на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Срок срочного служебного контракта в соответствии с Законом о государственной гражданской службе (ч.2 ст.25) варьируется от одного года до пяти лет, с оговоркой, что если иной срок не установлен анализируемым законом. Данное положение отлично от имеющегося в ч.1 ст.58 Трудового Кодекса РФ, согласно которому срок срочного трудового договора не может превышать 5 лет.

Следует еще учитывать норму, содержащуюся в ч.3 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе РФ, что срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами.

Учитывая вышеизложенную норму и позицию Верховного Суда РФ думаю правильнее было бы дополнить ч.3 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе РФ и изложить в следующей редакции: «срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы, условий прохождения гражданской службы или характера предстоящей служебной деятельности , если иное не предусмотрено Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами».

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с Законом о государственной гражданской службе РФ и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона о государственной гражданской службе срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

8) замещения должности гражданской службы, по которой в ч. 14 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе установлен особый порядок оплаты труда;

9) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;

10) в иных случаях, предусмотренных Законом о государственной гражданской службе РФ и другими федеральными законами.


Его служебная деятельность протекает в структурном подразделении этого органа. Место работы определяется обычно местонахождением муниципального органа как стороны трудового договора. К необходимым условиям относится время начала работы. Практически начало работы определяется датой, указанной в приказе о назначении на должность. Трудовые договоры с муниципальными служащими, следуя ст.58 ТК РФ могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Оплата труда (денежное содержание) муниципального служащего – важное условие трудового договора. Согласно ст.

Срочный трудовой договор с муниципальным служащим

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение.
От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления. Согласно п. 6 ст.

Трудовой договор с муниципальным служащим

Внимание

ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы.


В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст.

Срочный трудовой договор: инструкция по применению

Инфо

На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п.


2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст.

Можно ли принять на муниципальную службу сотрудника перед декретом?

Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается.
Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ.

Заключаем трудовой договор с бывшим служащим

Важно

Трудовой договор с лицом заключается после издания уполномоченным должностным лицом приказа (распоряжения) о назначении на вакантную должность. После этого заключается либо договор на неопределенный срок (без указания срока) либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям.


Гражданин, поступающий на муниципальную службу, при заключении договора о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы или муниципальный служащий при заключении служебного договора о замещении должности муниципальной службы обязуется исполнять должностные обязанности, соблюдать требования служебного поведения и действующие в органе местного самоуправления правила трудового распорядка.
Администрации Московской Области // Распоряжение главы Озерского района МО ОТ 26.06.2002 NO. 604-Р Заключение Правового Управления Аппарата ГД ФС РФ от 22.02.2005 №2.2-1/495 «По проекту Федерального закона №85554-3 «Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации — 19 августа 2002 г. — №33 — Ст. 3196. Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. №484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Собрание законодательства Российской Федерации — 19 мая 1997 г. — №20 — Ст. 2239. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.
Принимающий на работу нового сотрудника кадровик не всегда помнит, что на заключении трудового договора, внесении записей в трудовую книжку, оформлении приказа и других кадровых документов его обязанности не заканчиваются. Если в организацию принимается лицо, до этого находившееся на государственной или муниципальной службе, работодатель должен направить уведомление о заключении трудового договора по последнему месту службы. Как и когда это нужно сделать, чем обусловлена такая обязанность и что может грозить за ее неисполнение - расскажем в статье. В силу ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудовых договоров с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, должен сообщать работодателю по последнему месту службы данного лица о заключении трудового договора.

Можно ли заключить срочный трудовой договор на место муниципального служащего

К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования.
К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования.
Найти такой перечень принципиально важно, поскольку, даже работая в госучреждении (муниципальном), можно быть не служащим, а простым наемным сотрудником, например завхозом, архивариусом, то есть занимать технические или другие должности. Помимо занимаемой работником в государственном или муниципальном органе должности следует обратить внимание на наименование организации и формулировку записи об увольнении. Так, к государственным органам относятся различные министерства, ведомства, управления, агентства, а к муниципальным - администрации, муниципальные образования и т.д.
К сведению. Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Ситуация: Какую формулировку нужно использовать при заключении срочного трудового договора на время отсутствия основного сотрудника: общую «До выхода основного работника» или подробную, с указанием Ф.И.О отсутствующего сотрудника, причины его отсутствия и т. п. Срочный трудовой договор может быть заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с трудовым законодательством сохраняется место работы. При этом стороны могут определить срок договора, указав конкретное событие.
Такой вывод следует из части 1 статьи 59 Трудового кодекса РФ, письма Роструда от 3 ноября 2010 г. № 3266-6-1.


Top