Чем живут сомалийские пираты и почему они боятся Бритни Спирс? Пираты Сомали: захваты судов

Масштабы пиратства в регионе вынудили командование военно-морских сил разных стран применять к бандитам самые суровые меры. По некоторым данным, в 2012 году командиры боевых кораблей, дежуривших в водах Аденского залива, получили негласный приказ – топить пиратские судна без всякого предупреждения, а с выжившими бандитами не церемониться. Особенно отличились индийские моряки, которые убивали морских разбойников безо всякого сожаления. Так, в 2008 году фрегат ВМС Индии INS Tabar расстрелял из орудий захваченное бандитами таиландское судно. Как утверждали СМИ, вместе с пиратами погибли и члены экипажа. Спустя неделю после инцидента был обнаружен один из выживших тайцев, который подтвердил циркулировавшие слухи.

Военные суда в зону действия сомалийских пиратов направляла и Россия. В мае 2010 года весь мир облетела новость о дерзком захвате танкера «Московский университет» бандитской группой в размере 11 человек. На помощь пришли морские спецназовцы с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Прекрасно обученные военные после короткой перестрелки взяли судно под контроль и обезоружили разбойников. Отчет о дальнейшем развитии событий имеет несколько вариантов. В Минобороны России заявили, что пиратов посадили в надувную лодку, дали небольшой запас провизии и отправили по направлению к берегу. Однако туда они по каким-то причинам не добрались, погибнув в море. По другой версии, которая упорно тиражировалась в западных СМИ, морпехи расстреляли бандитов.

Для борьбы с пиратством использовались и частные военные компании. Одна из них – французская «Sicopex», состоящая из отставных офицеров армии Пятой республики, – с 2010 года несет службу на сомалийском побережье. Только за первые два года французы сумели ликвидировать более 300 корсаров, среди которых были и их командиры.

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 - 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000-20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

Убытки для судоходства

2008 - 42 захвата, 2009 - 46, 2010 - 47, 2011 - 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов - $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года - сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года - контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

Числа представляют объём поиска по отношению к самой высокой точке на диаграмме - это эпопея капитана сухогруза Maersk Alabama Ричарда Филлипса.

15 ноября 2008 года - 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года - нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года - угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай - выступают против общего противника.

Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3–4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй - Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.

Некогда они терроризировали сотни кораблей из разных стран, но оказались бессильны перед скоординированным отпором.

В закладки

Пират на берегу Сомали. Фото The New Yorker

Сомалийские пираты - это, возможно, самая знаменитая часть современной истории Сомали, уходящая корнями во времена Холодной войны. С 2005 по 2012 год пираты захватили десятки кораблей и заработали миллионы долларов на их выкупе, пока ООН и НАТО тщетно пытались остановить угрозу. Организациям мешали слишком большие затраты и бюрократические формальности, которых, по некоторым данным, не нашлось у отряда профессиональных наёмников.

Причины пиратства

В 1961 году премьер-министр Сомали Абдирашид Али Шермарк (Cabdirashiid Cali Sharmaarke) Советский Союз и подписал дружественный договор между двумя государствами, предполагающий военную поддержку. В то время Сомали только разорвала отношения с Великобританией и ей нужен был новый и влиятельный союзник.

Вскоре СССР наладил поставки вооружения в Сомали, лишь за год вложив в развитие военной сферы страны около 50 миллионов долларов. Это было выгодное предложение - Советскому Союзу нужен был свой союзник в Северной Африке в противовес соседней от Сомали Эфиопии. Она была в союзе с США.

В 1977 году ситуация резко изменилась. Хорошо вооружённая сомалийская армия атаковала Эфиопию, затянув в войну и СССР. Однако советские власти не поддержали действия Сомали и перешли на сторону Эфиопии.

При поддержке СССР страна выбила нападающих со своей территории, нанеся серьёзный ущерб сомалийской армии. На фоне военного поражения вспыхнула гражданская война и стала распаляться благодаря кражам оружия с советских складов. Столкновения различных группировок разрушили социальную, экономическую и политическую инфраструктуру Сомали, и к 1991 году президента Мохаммеда Сиада Барра (Maxamed Siyaad Barre) свергли мятежники.

Без централизованного правительства страна погрузилась в хаос: лидеры различных группировок захватывали власть в районах и провозглашали себя едиными правителями, а граждане страны потеряли всякую политическую силу. Многие сбежали в соседние государства, но большой части населения некуда было идти.

Продажа тунца в Сомали. Фото Adeso

Сомали расположена недалеко от Аравийского моря на северо-востоке Африки, и большую часть средств местные жители получали с продажи тунца, креветок и лобстеров в местные магазины.

С началом войны у правительства не было денег на создание пограничной службы, чем воспользовались браконьеры. Они массово вылавливали рыбу и морепродукты и поставляли итальянской мафии, за год зарабатывая до 300 миллионов долларов. Параллельно с этим иностранные суда сливали химикаты в прибрежные воды, и в одночасье популяция рыбы снизилась.

Это нанесло ущерб не только браконьерам, но и рыболовам, которые лишились постоянного заработка. Им потребовался новый источник дохода, и внимание людей привлекли проходящие мимо Сомали корабли. Около 9 тысяч судов из Азии, Индии, Европы и ОАЭ ежемесячно перевозили дорогие товары и нефть. Зачастую судами управляли обычные моряки, а на борту не было охраны.

Хотя бы несколько удачных нападений на европейские суда могли бы обеспечить половину жителей Сомали до конца жизни.

Тактика нападений и ущерб

Редкие атаки пиратов на суда вблизи Сомали происходили и в 1980-х годах, но в начале 2000-х годов мафия, рыболовы и военные объединились и серьёзно подошли к планированию. Пираты вооружились автоматами Калашникова и гранатомётами с советских складов, закупили рации и GPS-навигаторы, а затем приобрели деревянные лодки с навесным мотором. Суда двигались со скоростью до 46 километров в час, и этого хватало, чтобы догонять большие корабли.

Фото East News

Пираты выбирали самый большой корабль из тех сотен, ежедневно проплывающих мимо берегов Сомали. Затем вооружались, садились в лодки и шли в сторону нужного судна. Поравнявшись с кораблём, они обстреливали его и метили в капитанскую рубку. Когда на атаку обращал внимание экипаж, пираты показывали им гранатомёт, намекая, что пустят его в ход, если судно не остановится.

Если корабль сбавлял скорость, пираты по лестнице забирались на палубу, собирали экипаж в одном месте и уплывали на корабле в собственные бухты. Для этого этапа операции пираты брали бывших военных. Рыболовы выступали исключительно как атакующая группа, поэтому и процент с захвата у них был куда ниже, чем у лидеров кланов и владельцев катеров, спонсирующих атаки.

Из среднего выкупа в 2,7 миллиона долларов моряк получал от 30 до 75 тысяч долларов. Средний годовой доход в Сомали составлял 300 долларов, и редко какой рыболов отказывался участвовать в пиратских рейдах.

В 2004 году около 640 тысяч жителей Сомали голодали и нуждались в социальной поддержке. ООН загруженные едой корабли в страну, но некоторые из них перехватили пираты и потребовали выкуп. Организация не вернула груз.

Обычно нападающие не трогали заложников, хоть и держали их в плохих условиях, часто заставляя голодать. Благодаря этому первые несколько лет с момента атак развитые страны не проявляли большого интереса к пиратам. Это привело к расширению границ пиратской деятельности и уверенности в собственной безнаказанности.

Однако относительно спокойное положение дел продолжалось недолго. В 2007 году пираты застрелили китайского заложника после того, как владелец судна отказался общаться с захватчиками. В октябре того же года пираты захватили японский танкер, после чего США отправила свои крейсеры для подавления пиратской деятельности. Усилий американского флота оказалось недостаточно: уже 29 октября пираты захватили сухогруз Северной Кореи и назначили выкуп в 15 тысяч долларов. Позже корабль всё-таки при поддержке вертолёта США, который регулярно патрулировал местность и помогал судам.

После этих нападений в 2008 году ООН приняла резолюцию по борьбе с пиратством. Для защиты судов-участников благотворительной программы по поставкам еды и жизненно важных ресурсов Евросоюз, Чили и Колумбия сформировали защитный флот. Он конвоировал корабли и отбивал любые атаки, однако коммерческие суда не защищал. В 2010 году ООН построила на территории Сомали в районе Пунтленд, ставшим неофициальной столицей пиратов, тюрьму для пиратов на 500 человек.

За 2008 год пираты провели 42 успешных захвата и заработали на выкупах 80 миллионов долларов. В этот же год российский флот впервые столкнулся с пиратами, и совместно с английскими крейсерами убил восемь из 12 нападающих. После этого Россия объявила о вступлении в борьбу против пиратства и стала участником самой масштабной морской коалиции в современной истории. К 2016 году в ней числилась 21 страна.

В 2009 году пираты захватили 46 судов, а в 2010 - 47, заработав примерно 238 миллионов долларов.

Всего с 2008 по 2012 год пираты захватили 170 судов с 3400 членами экипажа. Из них 25 моряков убили, а ещё 37 умерли от голода или покончили с собой.

14 марта 2017 года сомалийские власти заявили, что пираты захватили нефтяной танкер ОАЭ с восемью людьми на борту. Правительство Пунтленда отправило отряд, чтобы отбить судно. 15 марта 2017 года пираты выкуп, размер которого неизвестен.

Говорят, поражение обычно бывает сиротой, зато у победы всегда очень много отцов. Не стадо в этом плане исключением и решение сомалийско-пиратской проблемы XXI века.

Кто победил сомалийских пиратов?

Не от хорошей жизни

Напомним читателю, что восточноафриканские флибустьеры занялись своим промыслом не от хорошей жизни. После того как Сомали развалилось на несколько квазигосударств, которые были не в состоянии контролировать свою прибрежную экономическую зону, там стали хозяйничать браконьеры из соседних стран, вылавливая тунца. Поначалу вооружённые сомалийские рыбаки выходили в море и просто отнимали у них улов. Затем подумали и стали отбирать суда и задерживать экипажи - а возвращали хозяевам за вознаграждение.
Аппетит приходит во время еды. Со временем экс-рыбаки переквалифицировались в профессиональных морских разбойников и своими целями уже выбирали суда покрупнее и побогаче - танкеры, сухогрузы, лайнеры, яхты. Благо через Аденский залив, соединяющий Красное море и Индийский океан, в год проходило до 20 тысяч судов.

Корабли не помогли

Одним из первых судов, удостоившихся внимания сомалийских джентльменов удачи, стал российский танкер «Монерон» в марте 2003 года. Пираты обстреляли его из автоматов и гранатомётов, но догнать на своих лодках не смогли.
Затем последовали другие нападения, и вскоре к району, опасному для судоходства, стали стягиваться военные корабли разных стран. Первыми в 2005 году приняли бой американцы. Когда их крейсер и эсминец решили проверить подозрительную рыбацкую лодку у берегов Сомали, с неё опрометчиво открыли огонь. Моряки США ответили из пулемётов, уничтожив одного из пиратов и ранив пятерых. Сняв с загоревшейся посудины двенадцать участников шайки, американцы по сути спасли им жизнь.
Количество нападений и, соответственно, заработки корсаров возрастали, достигнув в 2008 году суммы 150 миллионов долларов. Теперь уже даже ООН «благословила» все страны мира на борьбу с пиратами с помощью их флотов и ВВС. Была сформирована специальная корабельная группа, проведено несколько военных операций. Помимо кораблей НАТО в борьбе с пиратами приняли участие военные суда России, Индии, Пакистана, Японии и ряда других стран.
Несмотря на это, пираты не унимались, доведя свою добычу к 2010 году до 238 миллионов долларов. А общий ущерб от их действий составил 7 миллиардов. В эту сумму входили и необходимость для некоторых судов обходить опасный район, и затраты на страховку и т.д.
Кстати о страховке. Если кто-то думает, что на пиратстве наживались только джентльмены удачи, то это не совсем так. Нападения сомалийцев совсем неожиданно оказались выгодными для некоторых судовладельцев. Они страховали свои корабли и получали страховые выплаты за захват их имущества.
Известен случай, когда одно судно почти две недели дрейфовало у берегов Сомали, словно напрашиваясь на пиратский абордаж. И это, в конце концов, произошло. Флибустьеры привычно затребовали с владельца полтора миллиона долларов за судно, а тот взял и отказался, поскольку полученная страховка превышала эту сумму. Судьба же экипажа его мало волновала, хотя она в подобной ситуации была незавидной…
Эффективность от действий межнациональных ВМС снизила корсарскую активность где-то на 40 процентов. Стало ясно, что ответ на вопрос: «Как победить сомалийских пиратов?» надо искать не только в море.

«Мягкой» или «твёрдой» силой?

Тогда было решено действовать иначе. Во-первых, американцы подкупили наиболее крупных пиратских главарей, чтобы они прекратили заниматься разбоем и расформировали свои банды. И деньги платили немалые. Так, главарю одной из группировок, Мухаммеду Абди Харе, заплатили 20 миллионов евро.
Одних подкупили, зато появились другие…

Знаете ли вы что…

В 1999 году в Малаккском проливе был захвачен французский танкер «Шомон». Пираты связали членов команды, опустошили сейф и скрылись. 35 минут неуправляемый танкер шёл по узкому каналу, но избежал катастрофы.

Для рядовых пиратов США с помощью ООН создали ряд комфортабельных тюрем для перевоспитания. В тюрьмах мусульман-сомалийцев стали ещё и активно склонять к переходу в христианство, считая, что это удержит их от возвращения в преступный бизнес.
Были, однако, и сторонники более решительных мер. Так, официальное правительство Сомали в 2008 году наняло частную французскую военную компанию Secopex для обеспечения судоходства в Аденском заливе. Со слов руководства этой структуры, их сотрудники очистили прибрежную часть на северо-востоке Сомали, уничтожив при этом 300 пиратов. Что, впрочем, не помешало тем действовать здесь ещё несколько лет.
Сами официальные власти страны в 2009 году попросили денег на береговую охрану и пообещали справиться с проблемой двумя-тремя своими патрульными кораблями, при условии, что международные ВМС уйдут из территориальных вод Сомали. Судя по продолжавшейся пиратской эпопее, из этой затеи тоже ничего не вышло.
Несколько улучшило ситуацию сопровождение кораблей охраной из частных военных компаний. Ни одно судно, шедшее под охраной «частников», пиратами не было захвачено. Ещё бы! Наёмники не останавливались перед использованием тяжёлых пулемётов. Если бы не довольно высокая стоимость - порядка 35 тысяч долларов за группу из трёх-четырёх охранников, - это решение было бы оптимальным. Но его могли позволить себе не многие.
Вопрос с пиратами опять завис в воздухе…

Частное определение

И тогда, по одной из ныне широко распространённых версий, борьбу с пиратами взяли на себя… шейхи из эмирата Абу-Даби (ОАЭ). Почему-то спустя лишь три года после начала пиратского террора арабам надоела угроза их нефтяным танкерам, и они решили действовать. На выделенные ими 50 миллионов долларов частники из компании Blackwater сформировали так называемый отряд Пунтлендской морской полиции. Пунтлендом называлась одна из автономных провинций Сомали, где пиратство расцвело особенно пышным цветом. В состав отряда вошли колумбийские наёмники и инструкторы из ЮАР. Всего здесь было около тысячи человек, имеющих на вооружение стрелковое оружие, катера, лёгкие самолёты и вертолёты.
Учитывая, что, по западным данным, общее число пиратов в разное время не превышало тысячи, сил у Пунтлендской морской полиции должно было хватить. И эти силы пошли в бой…
Именно работе частников и приписывается главная роль в решении буквально за два года проблемы с сомалийскими пиратами в Пунтленде. Начиная с мая 2012 года, в прибрежной зоне квазигосударства больше не было захвачено ни одного судна.

Есть и другие претенденты

Впрочем, отдавать наёмникам славу победителей флибустьеров не спешат вооружённые силы стран Евросоюза, участвовавшие в антипиратских операциях в Аденском заливе, и понять европейских военных можно. Как объяснить своим налогоплательщикам, почему дорогостоящие акции с участием самых современных боевых кораблей не дали должного эффекта, а проблему решили обыкновенные частники, пусть и неплохо вооружённые?
И тогда 15 мая 2012 года корабельная авиация, взлетев с военных судов, патрулировавших Аденский залив, нанесла ракетный удар по пиратским базам на суше. По словам командующего объединёнными европейскими силами в регионе контр-адмирала Данкана Поттса, в результате точечных ударов мирные люди не пострадали, зато были уничтожены все пираты сразу. Этим и объясняют военные ЕС то, что с мая 2012 года прекратились нападения сомалийцев на торговые суда. Странное дело - что же мешало им нанести такой удар ещё в 2008 году?
Ещё одна сила, которая хотя и не претендует на громкую славу победителей флибустьеров, но, тем не менее, могла внести довольно существенный вклад в процесс уничтожения пиратства, - кенийская армия. В октябре 2011 года она вошла на территорию Сомали, две трети которой контролировала десятитысячная исламистская группировка Аш-Шабаб, являющаяся филиалом Аль-Каиды. У кенийцев с сомалийскими экстремистами были свои счёты за ряд террористических атак, которые те провели в Найроби, Момбасе и ряде других городов. Пришло время платить по счетам.
Кенийские войска при поддержке американских беспилотных летательных аппаратов выбили боевиков практически из всех городов и портов страны, выдавив их в сельские районы на севере страны.
«А при чём же тут пираты?» - спросит читатель. Оказывается, боевики Аш-Шабаб контролировали ряд пиратских баз и получали до 20 процентов от их доходов в качестве отступного. За эти деньги религиозные фанатики закрывали глаза на отступления своих «подопечных» от строгих канонов религии, прощая им пьянство, разврат и нападения на суда мусульманских стран.
Кенийцы же, по-видимому, особенно не отделяли одних от других при зачистке портов. Вот потому после их операции на побережье Сомали в Аденском заливе на целых пять лет наступило затишье. Впрочем, это тоже лишь одна из версий…

Сомалийские пираты

Сомали – одно из беднейших государств Африканского рога – расположено на берегу Индийского океана. Вернее, уже не столько государство, сколько территория разнообразных воюющих между собой племен, вынужденных жить рядом и не понимающих, зачем Господь Бог поселил их на одной земле. Начался этот кошмарный хаос в 1991 году, когда после тридцатилетнего правления был свергнут диктатор Сиад Баре.

Диктатор Сиад Баре, правивший на Сомали

Именно с тех пор чуть ли не в каждой деревне объявился свой «предводитель» народа и со своими соплеменниками пытался захватить власть. Некоторое затишье образовалось в 1993 году, но через несколько месяцев опять начался дележ страны. Как всегда, страдают от этих бесконечных воен простые жители, они доведены до крайней нищеты и поставлены на грань голодной смерти.

Голодные дети в Сомали страдают различными заболеваниями

В настоящее время в Сомали нет международных миротворческих и гуманитарных представителей, мир не знает, с кем там вести разговор, с кем договариваться о безопасности миссий. Население Сомали брошено выживать в одиночестве и вынуждено само спасаться от голодной смерти всеми доступными способами и средствами. Вот в этой ситуации жителями прибрежных зон и был найден, можно сказать, единственный выход – заняться пиратством.

Сомалийские пираты

В самом начале сомалийские пираты не представляли собой какой-нибудь серьезной угрозы мореплаванию. Это были голодные, плохо вооруженные, на утлых суденышках молодые люди, которые изредка нападали на небольшие торговые суда и круизные яхты в надежде ограбить экипаж на пару тысяч долларов, чтобы прокормить на берегу своих родных и близких. Такой путь заработка был для них единственной возможностью избежать голодной смерти. Пираты были малочисленны, никак не организованы, действовали поодиночке.

Сомалийские пираты

Еще не так давно никаких плановых нападений на суда не было, о сомалийских пиратах мало кто слышал, в мире были намного опаснее районы судоходства. Сомалийцы выходили в море «на охоту», как на рыбалку – недалеко от дома и только тогда, когда кончались деньги. В этот период мировая общественность могла легко с ними справиться, если бы немного думала вперед, если бы мировое сообщество умело оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать соответствующие меры.

Сомалийские пираты

Достаточно было разрешить на торговых судах иметь одного-двух солдат с пулеметом – и пираты даже близко бы не подходили к ним. Так было до конца 2004 года – пиратов никто особо не боялся, на их одиночные нападения все закрывали глаза и считали это неизбежной данью морских перевозок, тем более что вопросов с пленниками не стояло: те небольшие суммы, которые хотели получить голодные сомалийцы, моментально находились, и все делали вид, что так и должно быть.

Первые Сомалийские пираты

Пресса тихонько молчала, мировые лидеры не возмущались, только между собой полушутя иногда упоминали о Сомали, а простые граждане в подавляющем большинстве своем даже не слышали о такой стране.

Пираты только из Сомали – бизнес для всего мира

Но после 2004 года ситуация поменялась. На такой лакомый кусок денег не могли не позариться более организованные банды. Они быстро нашли платных идеологов, которые начали со страниц купленных ими газет подводить под пиратство «идейную основу» – мол, нечего богатым капиталистам задарма вывозить африканскую нефть мимо их берегов, надо на всех наложить свой «народный» налог, пусть платят, с них не убудет.

Современные Сомалийские пираты

Такими правильными лозунгами им удалось завербовать в свои ряды тысячи молодых людей, которые еще совсем недавно даже не планировали становиться пиратами. С другой стороны, были куплены известные мировые адвокаты, которым поручили за определенный процент прибыли вести переговоры с владельцами захваченных судов.

Сомалийские пираты

Теперь уже пираты брали в заложники не простые торговые корабли, а огромные океанские танкеры с нефтью! Возглавили эти банды бывшие военные, имеющие достаточные знания в современной технике слежения, знающие, как пользоваться спутниковыми навигаторами, умеющими навести дисциплину среди пиратов.

Один из кораблей, захваченный Сомалийскими пиратами

С этого времени сомалийские пираты стали больше напоминать хорошо организованный преступный международный бизнес, прибыли от которого вскружили голову не одному мафиози. Этот бизнес моментально получил своих «почитателей», из многих стран мира появились желающие участвовать в нем. По непроверенным данным, сейчас пираты имеют своих информаторов во всех крупных корабельных компаниях мира. Они отлично знают, когда, какой груз и какое судно будет везти. А им не надо долго ждать – ежегодно около их берегов проходит до 20 тысяч судов!

У сомалийских пиратов самые современные и быстроходные суда, они имеют свои порты для удержания захваченных судов, у них самая современная спутниковая аппаратура, их обслуживают только известные во всем мире «адвокаты-переговорщики». И вот итог – только в 2008 году пиратами было захвачено более 100 судов, а общая сумма полученного выкупа превысила 158 миллионов долларов. Надо учесть, что это только официальная цифра, многие владельцы предпочитают скрывать действительно уплаченные суммы. С этого времени мировое сообщество начало по-настоящему бороться с этим явлением, в Персидский залив стали отправлять военные корабли из разных стран для сопровождения караванов гражданских судов, некоторые суда удалось отбить от нападения, нескольких пиратов взяли в плен и судили, нескольких убили во время штурма.

Но, как и следовало ожидать, все эти действия оказались многозатратными, но малоэффективными по одной простой причине – они запоздали, теперь такими силовыми методами уже пиратов не победить.

Теперь мир должен идти совершенно другим путем – искоренять саму причину, дающую возможность бандитам вербовать для себя пополнение. Это значит, что необходимо искоренять бедность населения, обеспечить молодым людям возможность зарабатывать себе на жизнь другим способом, дать возможность жить в мире и спокойствии, научить их зарабатывать деньги не автоматом, а простым трудом.

Но мировое сообщество пока не готово идти на такие финансовые вливания в эту страну, оно опять надеется решить свои проблемы дешевле. Что из этого выйдет – посмотрим, но что-то подсказывает, что пословица «жадный платит дважды» опять сработает…


Top