«О Порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения МО «Щетинский сельсовет» Курского района. Теория всего Порядок оценки технического состояния автомобильных дорог
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог
В целях реализации пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5553; 2008, N 20, ст.2251; N 30 (ч.I), ст.3597; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5744; 2009, N 29, ст.6582) и в соответствии с пунктом 5.2.53.25 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612; N 24, ст.2601; N 52 (ч.III), ст.5587; 2008, N 8, ст.740; N 11 (ч.I), ст.1029; N 17, ст.1883; N 18, ст.2060; N 22, ст.2576; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 4, ст.506; N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18 (ч.II), ст.2249; N 32, ст.4046; N 33, ст.4088),
приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
И.о.Министра
О.В.Белозеров
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 декабря 2009 года,
регистрационный N 15860
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог
Приложение
1. Настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее - Порядок) определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
2. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
3. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится:
в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения - Федеральным дорожным агентством и (или) находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями;
в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением;
в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией;
в отношении частных автомобильных дорог - физическим или юридическим лицом, являющимся собственником частной автомобильной дороги.
4. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
5. Виды диагностики автомобильных дорог приведены в приложении к настоящему Порядку.
При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
6. В процессе диагностики автомобильных дорог определяются:
1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги):
ширина проезжей части и земляного полотна;
габарит приближения;
длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
протяженность подъемов и спусков;
продольный и поперечный уклоны;
высота насыпи и глубина выемки;
габариты искусственных дорожных сооружений;
наличие элементов водоотвода;
наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
продольная ровность и колейность дорожного покрытия;
сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
прочность дорожной одежды;
грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги):
средняя скорость движения транспортного потока;
безопасность и удобство движения транспортного потока;
пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением;
среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;
способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами;
степень воздействия дороги на окружающую среду.
7. По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:
1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;
2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
Приложение. Виды диагностики автомобильных дорог
Приложение
к Порядку
Вид диагностики | Состав работ | Периодичность проведения диагностики |
|
Первичная диагностика | Один раз в 3-5 лет |
||
Повторная диагностика | Инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющих на транспортно- | Один раз в год |
|
Приемочная диагностика | Инструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на транспортно- | При вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта |
|
Специализированная диагностика | Детальное инструментальное и визуальное обследование автомобильных дорог или участков автомобильных дорог по заданному числу параметров (в случае необходимости с использованием элементов изыскательских работ) | При определении возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильной дороге, а также в иных случаях, когда необходимо выявление причин снижения параметров и характеристик элементов автомобильных дорог |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 7, 15.02.2010
АДМИНИСТРАЦИЯ ЩЕТИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
5. К основным переменным параметрам и характеристикам автомобильной дороги, определяющим ее эксплуатационное состояние, относятся:
продольная ровность и колейность дорожного покрытия;
сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
прочность дорожной одежды;
грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
6. К основным показателям потребительских свойств автомобильной дороги, относятся:
средняя скорость движения транспортного потока;
безопасность и удобство движения транспортного потока;
пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением;
среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;
способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами;
степень воздействия дороги на окружающую среду.
7. Оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения проводится:
в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – Администрацией Щетинского сельсовета Курского района в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, либо уполномоченной им организацией;
8. Для проведения работ по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог местного значения МО «Щетинский сельсовет» Курского района могут привлекаться организации, имеющие необходимые приборы, оборудование, передвижные лаборатории и квалифицированный персонал, на основе конкурсов (аукционов), проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Диагностика автомобильных дорог местного значения проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования. Виды диагностики автомобильных дорог приведены в приложении к настоящему Порядку.
При проведении диагностики автомобильных дорог должно использоваться измерительное оборудование приборы, передвижные лаборатории, имеющее свидетельство о поверке, утвержденное в установленном порядке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений, либо должно быть метеорологически аттестованным.
10. Результаты оценки технического состояния автомобильной дороги используются для:
формирования и обновления автоматизированного банка дорожных и мостовых данных;
заполнения форм государственной статистической отчетности ;
оценки потребности в работах по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
ежегодного и среднесрочного планирования работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
разработки обоснований по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и развитию дорожной сети с выбором приоритетных объектов;
разработки программ по повышению безопасности дорожного движения;
определения возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, по автомобильной дороге;
организации временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
оценки эффективности использования новых технологий , материалов, машин и механизмов при реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог;
формирования муниципального реестра автомобильных дорог местного значения;
иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Щетинского сельсовета Курского района.
Виды диагностики автомобильных дорог
Местного значения МО «Щетинский сельсовет» Курского района
Вид диагностики | Состав работ | Периодичность проведения диагностики |
|
Первичная диагностика | один раз в 3 – 5 лет |
||
Повторная диагностика | Инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющих на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог | один раз в год |
|
Приемочная диагностика | Инструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог | при вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта |
|
Специализированная диагностика | Детальное инструментальное и визуальное обследование автомобильных дорог или участков автомобильных дорог по заданному числу параметров с использованием элементов изыскательских работ | при определении возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильной дороге, а также в иных случаях, когда необходимо выявление причин снижения параметров и характеристик элементов автомобильных дорог |
19.Техническая оценка состояния автомобильных дорог. Виды диагностики.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится:
В отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения-федеральным дорожным агентством и (или)находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями;
В отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения – органом государственной власти субъекта РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и(или)уполномоченным им государственным учреждением
В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения-органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией
В отношении частных автомобильных дорог –физическим или юридическим лицом, являющимся собственником частной автомобильной дороги.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
В процессе диагностики автомобильных дорог определяются:
1)параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги):
а)ширина проезжей части и земляного полотна
б)габарит приближения
в)длины прямых, число углов поворота в плане трассы и величины их радиусов
г)протяженность подъемов и спусков
д)продольный и поперечный уклоны
е)высота насыпи и глубина выемки
ж)габариты искусственных дорожных сооружений
з)наличие элементов водоотвода
и)наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения
2)параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степнь соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги)
а)продольная ровность и колейность дорожного покрытия
б)сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин
в)прочность дорожной одежды
г)грузоподъемность искусственных дорожных сооружений
д)объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения
3)характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги)
а)средняя скорость движения транспортного потока
б)безопасность и удобство движения транспортного потока
в)пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением
г)среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока
д)способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами
е)степень воздействия дороги на окружающую среду
По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:
1)устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов
2)обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
Виды диагностики автомобильных дорог
Вид диагностики |
Состав работ |
Периодичность проведения диагностики |
|
Первичная диагностика |
Один раз в 3-5 лет |
||
Повторная диагностика |
Инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющих на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог |
Один раз в год |
|
Приемочная диагностика |
Инструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог |
При вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта |
|
Специализированная диагностика |
Детальное инструментальное и визуальное обследование автомобильных дорог или участков автомобильных дорог по заданному числу параметров (в случае необходимости с использованием элементов изыскательских работ) |
При определении возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильной дороге, а также в иных случаях, когда необходимо выявление причин снижения параметров и характеристик элементов автомобильных дорог |
Диагностика – это обследование, сбор и анализ информации о геометрических и технических параметрах и характеристиках, физических свойствах дорог и дорожных сооружений и условиях их работы. По материалам диагностики осуществляется оценка состояния дороги и дорожных сооружений.
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния – это определение степени соответствия фактического состояния дороги и дорожных сооружений предъявленным требованиям.
Задача оценки состоит в сравнении фактических данных о состоянии дороги с нормативными требованиями, в определении расхождений между ними, оценке степени этих расхождений, выявлении и оценке причины возникновения дефектов и расхождений.
Существует несколько методов оценки состояния дорог:
Метод сравнения технических параметров и характеристик,
Метод сравнения и по техническим параметрам и транспортно-эксплуатационным показателям,
Метод сравнения потребительских свойств.
Суть оценки состояния по техническим параметрам и физическим характеристикам состоит в сопоставлении фактических значений этих параметров и характеристик с нормативными, требуемыми или проектными.
Этот метод имеет ряд недостатков - очень большое число оцениваемых параметров и характеристик дороги (от 10-15 до 40 и более.
Выбрать мероприятия по ремонту или реконструкции дорог весьма трудно.
Комбинированные методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог включают в себя оценку дороги по основным транспортно-эксплуатационным показателям, техническим параметрам и характеристикам, а также как инженерного транспортного сооружения , предназначенного для обеспечения удобного и безопасного движения автомобилей с высокими скоростями и установленными нагрузками.
Комбинированная система включает следующие показатели:
Скорость движения (оценивается по величине коэффициента обеспеченности расчетной скорости в осенне-весенние, переходные периоды года);
Пропускную способность дороги и уровень загрузки дороги движением;
Безопасности движения (оценивают по трем показателям: коэффициенту происшествий, коэффициенту аварийности и коэффициенту безопасности;
Соответствия фактических геометрических параметров нормативным для данной категории дороги (оценивают прямым сравнением);
Прочности дорожной одежды (оценивают коэффициентом прочности);
Ровности покрытия (оценивается коэффициентом ровности);
Шероховатости и сцепных качеств покрытия (оценивается показателем скользкости и коэффициентом сцепления по ширине покрытия).
Это основные показатели. Кроме того, по техническим параметрам и физическим характеристикам оценивают состояние обочин, откосов, системы водоотвода. Состояние мостов оценивается в основном определением их грузоподъемности.
Преимущество этого метода состоит в том, что дорога одновременно оценивается по техническим параметрам и характеристикам и по транспортно-эксплуатационным показателям, т.е. по потребительским свойствам.
Главный недостаток этого метода состоит в том, что каждый показатель, параметр и характеристика оценивается раздельно и имеет свои нормативные требования. В результате по итогам оценки на каждом участке дороги получается от 20 до 80 числовых данных в абсолютной или относительной форме, показывающих совпадения или отклонения от нормативных требований. Это затрудняет анализ, вывод и выбор наиболее важных мероприятий по ремонту или реконструкции дороги.
Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам . Конечной задачей функционирования дорог является обеспечение их высоких потребительских свойств и технико-экономических показателей работы автомобильного транспорта.
Потребительские свойства дорог – совокупность транспортно-эксплуатационных показателей дороги, непосредственно влияющих на эффективность работы автомобильного транспорта и отражающих интересы пользователей дорог.
К потребительским свойствам дорог относятся обеспечиваемые их техническим уровнем и эксплуатационным состоянием скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения автомобилей, пропускная способность и уровень загрузки дороги движением, допустимая осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, разрешенные для движения, экологическая безопасность.
За интегральный показатель, наиболее полно отражающий основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята обеспеченная дорогой скорость движения автомобилей.
За дополнительные показатели приняты показатель допустимой грузоподъемности и осевой нагрузки автомобиля и показатели инженерного оборудования и обустройства дороги.
Обобщенная комплексная оценка качества и состояния дороги определяется по формуле.
П = КП · К об, (1)
где: КП – комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги;
К об – показатель инженерного оборудования и обустройства.
Главное преимущество этого метода состоит в том, что он выявляет, как количественно данный параметр влияет на обеспеченные дорогой потребительские свойства: скорость, безопасность движения и другие.
Таким образом, на каждом характерном участке оцениваются все параметры и характеристики с учетом их раздельного и совместного влияния на указанные транспортно-эксплуатационные показатели.
В результате на каждом участке выявляются конкретные параметры и характеристики дороги и их сочетания, приводящие к снижению потребительских свойств дороги, что дает возможность ранжировать их по степени этого влияния.
Зная степень влияния различных параметров, характеристик и их сочетаний на потребительские свойства, легко назначить конкретные мероприятия по их повышению до любого заданного уровня требований к потребительским свойствам на каждом участке дороги.
Следует иметь в виду, что любой комплекс мероприятий и работ, назначенный по результатам диагностики и оценки состояния дороги, носит предварительный, предпроектный характер и служит основой для принятия решения о ремонте или реконструкции дороги и о выборе стратегии выполнения этих работ.
Окончательные технические решения по конкретным мероприятиям разрабатываются в техническом проекте на реконструкцию дороги, составленном после дополнительных проектно-изыскательских работ с использованием данных диагностики и оценки состояния дороги.