Инструкции и правила по охране труда. Требования действующего законодательства. Контрольные вопросы (тесты) для проверки знаний требований охраны труда Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержден Постановлением Правительства РФ 23 мая 2000 г. № 399 (табл. 26.1).

Таблица 26.1

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих

государственные нормативные требования охраны труда

Нормативные правовые акты

Федеральный

орган исполнительной власти, утверждающий документ

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России*

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)

Минздрав России*

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Госстрой России

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России**

Госатомнадзор России**

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России*

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы исполнительной власти

Примечания.

*В настоящее время Минтруда и Минздрав России преобразованы в Минздравсоцразвития России. Функции Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

** В настоящее время Госгортехнадзор и Госатомнадзор России преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

    ГОСТ 12.0.004–90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

    СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам.

    СП 2.2.1.1312–03. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий.

    ГН 2.1.8/2.2.4.019–94. Временные допустимые уровни (ВДУ) воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой связи.

    СНиП 12.03–2001. Безопасность труда в строительстве. Общие положения.

    СП 12-136–2002. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и в проектах производства работ.

    ПБ 10-382–00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

    ПОТ РО-14000-005–98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения.

    ТИО РМ-073–2002. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом и др.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов обязательными для исполнения являются нормы и/или правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ). Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06–96.

Вопросы безопасности, касающиеся чрезвычайных ситуаций в РФ, регламентируются стандартами БЧС. Основополагающим стандартом системы является ГОСТ Р 22.0.01–94 БЧС. Безопасность в ЧС. Основные положения.

Всеми вышеперечисленными нормативными актами необходимо руководствоваться при разработке конструкторской, проектной, технологической документации, применять в повседневной работе при использовании функций надзора и контроля безопасного производства работ и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативов требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

    при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

    при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    при внедрении новой техники и технологий;

    по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединениях работодателей и др.

Нормативные акты по охране труда, принимаемые с Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в актах, приведенных выше.

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 211 ТК РФ

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда (действующая редакция)

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 211 ТК РФ

1. Действующая в Российской Федерации система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, основана на нормах Конституции РФ. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда закреплен в ТК (разд. X "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, в цехах, на участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (см., например: Закон об использовании атомной энергии; Закон о радиационной безопасности населения; Закон об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности; Закон об уничтожении химического оружия; Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии; Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием). Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.

2. Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Довольно большая часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т.ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).

Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Разработанные указанными лицами проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минтруд России в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей) и издаются им после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда в акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтруда России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.

На территории РФ в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 39).

Потребления" до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. С учетом представления обществом в материалы дела только документов датированных периодом ввоза товара и подтверждающих использование при монтаже оборудования металлоконструкций, т.е. только тех документов которые подтверждают его позицию...

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-14227, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Потребления» до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из вышеприведенных правовых норм, завершение таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных условно, возможно только после уплаты условно начисленных таможенных платежей...

  • +Еще...

    Руководителю каждого предприятия необходимо помнить, что обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, является обязанностью работодателя.

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст.211 ТК РФ).

    Пунктом 3 статьи 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

    Статья 219 Трудового кодекса устанавливает право работника:

    1. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

    2. На получение достоверной информации от работодателя:

    • об условиях и охране труда на рабочем месте,
    • о существующем риске повреждения здоровья,
    • о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
    В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса, под охраной труда подразумевается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
    • правовые,
    • социально - экономические,
    • организационно - технические,
    • санитарно - гигиенические,
    • лечебно - профилактические,
    • реабилитационные,
    • иные мероприятия.
    Соблюдение требований охраны труда и контроль за их выполнением осуществляется работодателями в следующем порядке (ст.217 Трудового кодекса):

    1. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников свыше 50 человек, необходимо:

    • либо создать службу охраны труда,
    • либо ввести должность специалиста по охране труда (с соответствующей подготовкой или опытом работы в данной сфере).
    2. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, решение:
    • о создании службы по охране труда,
    • о введении должности специалиста по охране труда,
    принимается с учетом специфики производственной деятельности такой компании.

    3. При отсутствии:

    • службы охраны труда,
    • штатного специалиста по охране труда,
    осуществляют их функции и несут ответственность:
    • работодатель - ИП (лично),
    • руководитель организации,
    • другой уполномоченный работодателем работник, организация, специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по договору ГПХ.
    В целях обеспечения:
    • правильной организации системы охраны труда,
    • безопасных условий труда, организации необходимо разработать локальные правовые акты по охране труда.
    В соответствии со ст.8 Трудового кодекса, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Эти локальные акты представляют собой правовую основу системы охраны труда в компании.

    Так же эти нормативные акты могут помочь компании предотвратить несчастные случаи на производстве и значительно упростят процедуру рассмотрения таких случаев, если, не смотря на усилия работодателя, они будут иметь место.

    Выполнение правил по охране труда обязательно как для работодателя, так и для работников организации.

    В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к организации системы охраны труда на предприятиях, обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда, а так же методология составления правил и инструкций по охране труда.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    В соответствии со ст.211 Трудового кодекса, порядок:

    • разработки,
    • утверждения,
    • изменения
    подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда , в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся (п.2 Постановления №1160):

    1. Стандарты безопасности труда (ГОСТы).

    2. Правила и типовые инструкции по охране труда.

    3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

    • санитарные правила и нормы,
    • санитарные нормы,
    • санитарные правила,
    • гигиенические нормативы,
    устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.

    При разработке правил по охране труда необходимо учитывать положения системы ГОСТов по безопасности труда.

    В частности, требования ГОСТа 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда», целью которого является:

    • содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов,
    • исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом,
    • профессиональных заболеваний на производстве.
    ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание системы управления охраной труда в организации.

    Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей.

    В связи с этим работодатель должен продемонстрировать руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

    Основные элементы управления охраной труда:

    • политика,
    • организация,
    • планирование и применение,
    • оценка,
    • действия по совершенствованию.
    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

    При организации службы охраны труда, производственная компания должна руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

    В соответствии с п.1 Постановления №14, управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

    Для организации работы по охране труда руководитель создает службу охраны труда.

    Работники Службы в своей деятельности руководствуются (п.5 Постановления №14):

    • законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ,
    • соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым),
    • коллективным договором,
    • соглашением по охране труда,
    • другими локальными нормативными правовыми актами компании.
    РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

    В качестве базы, при разработке правил по охране труда в компании, можно использовать порядок разработки:

    • межотраслевых,
    • отраслевых
    правил по охране труда, утвержденный Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 17. 12.2002г. №80).

    1. составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

    2. утверждение технического задания на разработку правил;

    3. разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

    4. составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

    5. подготовка проекта окончательной редакции правил.

    Изложение требований правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования.

    В правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

    При необходимости, для полноты изложения вопроса, в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства РФ.

    В виде приложений к правилам могут оформляться:

    • таблицы,
    • графики,
    • карты,
    • схемы,
    • и т.п.
    В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать следующие главы:

    1. Общие требования.

    В данном разделе указывается:

    • сфера действия правил;
    • описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;
    • допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.
    2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.

    Этот раздел содержит:

    • требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;
    • меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;
    • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
    • способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;
    • способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
    • меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
    • рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.
    3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.

    В главе приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.

    4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.

    В данном разделе приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.

    5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

    В данной главе отражаются особенности:

    • исходных материалов,
    • заготовок,
    • полуфабрикатов,
    • готовой продукции,
    • отходов производства,
    рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.

    При необходимости в правила по охране труда могут быть включены и другие главы.

    Проект окончательной редакции правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы, при его наличии.

    РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

    Инструкции по охране труда являются одним из основных документов, регламентирующих технику безопасности труда в компании.

    Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002г. №80 утверждены «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда», которые регламентируют:

    • порядок разработки инструкций по охране труда,
    • порядок утверждения инструкций по охране труда,
    • требования к содержанию инструкций по охране труда.
    Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из:
    • должности сотрудника,
    • профессии или вида выполняемой работы.
    В соответствии с п.5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

    5.2. Постановления №80, разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом ст.212 Трудового кодекса РФ.

    Положениями ст.212 ТК РФ установлено, что на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

    В связи с этим работодатель обязан обеспечить в числе прочих мер безопасности:

    • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
    • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
    • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда;
    • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
    5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

    Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе:

    • межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда),
    • требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.
    Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

    Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением №8, содержащемся в Постановлении №80.

    Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

    Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают:

    • безопасное ведение технологических процессов (работ),
    • безопасную эксплуатацию оборудования.
    Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

    В соответствии с п.5.6 Постановления №80, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель.

    Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

    Так же инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

    • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
    • изменении условий труда работников;
    • внедрении новой техники и технологии;
    • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.
    Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

    У руководителя каждого подразделения должны храниться:

    • действующие в подразделении инструкции по охране труда,
    • перечень этих инструкций.
    Инструкции по охране труда для работников могут быть:
    • либо выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже,
    • либо вывешены на рабочих местах или участках,
    • либо хранятся в ином месте, доступном для работников.
    Рекомендуемые формы журналов учета: приведены в приложениях №9 и №10 в Постановлении №80.
    • межотраслевых,
    • отраслевых
    типовых инструкций по охране труда.

    Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

    • действующих законов и иных нормативных правовых актов;
    • изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;
    • изучения условий труда, характерных для соответствующей должности, профессии (вида работ);
    • определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
    • анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
    4.3. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

    Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

    В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы:

    1. Общие требования охраны труда.

    В разделе отражаются:

    1.1. Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка.

    1.2. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.

    1.3. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы.

    1.4. Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.

    1.5. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.

    1.6. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

    2. Требования охраны труда перед началом работы.

    В данный раздел включаются:

    2.1. Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты.

    2.2. Порядок проверки исправности:

    • оборудования,
    • приспособлений и инструмента,
    • ограждений,
    • сигнализации,
    • блокировочных и других устройств,
    • защитного заземления,
    • вентиляции,
    • местного освещения
    • и т.п.
    2.3. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).

    2.4. Порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

    3. Требования охраны труда во время работы.

    Данный раздел может предусматривать:

    3.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.

    3.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).

    3.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.

    3.4. Действия, направленные на предотвращения аварийных ситуаций.

    3.5. Требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

    4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

    4.1. Перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.

    4.2. Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.

    4.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

    5. Требования охраны труда по окончании работы.

    5.1. Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры.

    5.2. Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности.

    5.3. Требования соблюдения личной гигиены.

    5.4. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

    При необходимости в типовую инструкцию по охране труда можно включать и другие разделы.

    В разделе "Требования охраны труда по окончании работ" рекомендуется отражать:

    4.5. В тексте межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

    В тексте инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны.

    В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

    Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) может быть допущена при условии его предшествующей полной расшифровки.
    Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их указывают в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

    Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

    Обратите внимание: После того, как в организации будут разработаны и утверждены правила и инструкции по охране труда, с ними необходимо ознакомить каждого сотрудника под роспись.

      Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

    Каждый российский работодатель обязан обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда в рамках ведения хозяйственной деятельности. Однако также требования охраны труда обязательны для исполнения не только работодателями, но и непосредственно сотрудниками. Общие требования охраны труда на предприятии регулируются значительным количеством нормативных документов и актов, и обеспечивать соблюдение их основ должен каждый работодатель.

    Общие требования охраны труда на предприятии

    Спектр требований охраны труда в Российской Федерации крайне широк и регулирует большое количество аспектов трудовых взаимоотношений сотрудников и работодателей. При этом определенные права и обязанности возлагаются на каждую из сторон трудовых взаимоотношений. Более того, определенную немаловажную роль в вопросах обеспечения соблюдения наличествующих требований играет государство в следующих аспектах:

    • Законодательное регулирование. Наличествующее законодательство содержит большое количество нормативной документации, затрагивающей вопросы охраны труда. Означенные документы могут иметь как вид федеральных законов, так и отдельных приказов либо всяческих методических рекомендаций, созданных исполнительными властными органами, преимущественно – Министерством труда.
    • Контроль. Отдельные государственные органы, например – инспекция по труду либо же прокуратура, занимаются контролем исполнения нормативных требований охраны труда. В ряде ситуаций они также могут налагать на работодателей определенные санкции.
    • Обеспечение социальных гарантий. В случае, когда нарушение наличествующих законодательных требований влечет за собой наступление негативных последствий для работников, законодательство часто предусматривает определенные дополнительные социальные гарантии и меры поддержки для пострадавших сотрудников.
    • Посредничество в трудовых спорах. Если в рассматриваемом контексте между работодателями и трудящимися либо их представителями возникают различные разногласия, они могут урегулироваться при поддержке государства. Также, различные вопросы, связанные с нарушениями требований законодательства, решаются в судебном порядке при помощи государственных органов судебной власти.

    Существуют не только государственные нормативные требования охраны труда. Определенные ограничения и предписания могут устанавливаться и международными документами. Либо же, напротив – локальными требованиями отдельных работодателей, если они не противоречат наличествующему законодательству и не ущемляют в своих положениях законные права сотрудников.

    Общие требования охраны труда – обязанности работодателей

    Как уже упомянуто ранее, общие требования охраны труда обязательны для исполнения как сотрудниками, так и работодателями. Однако основной спектр ответственности возлагается именно на субъекты хозяйствования, которые обеспечивают формирование рабочих мест. Так, к обязанностям работодателя в контексте общих требований охраны труда можно отнести:

    Обязанности работников в соответствии с требованиями охраны труда

    Перечень требований законодательства в отношении сотрудников является куда более мягким, однако игнорировать его работники не имеют права. Ведь за нарушение установленных государством или работодателем нормативов работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения, если проступок повлек или мог повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия. К означенным требованиям в отношении трудящихся можно отнести:

    • Необходимость соблюдения конкретных правил охраны труда и предписаний работодателя в области своей сферы деятельности.
    • Использование в соответствии с инструкцией предоставляемых средств индивидуальной защиты.
    • Прохождение обязательных инструктажей и медосмотров, если они предписываются законодательством или локальными нормативными актами.
    • Извещение работодателя или ответственных лиц за охрану труда на предприятии о происхождении каких-либо аварий или иных несчастных случаев на производстве, а также предупреждение о собственном плохом самочувствии или ином ухудшении состояния здоровья.

    За несоблюдение требований охраны труда работником, он может быть подвергнут в виде замечания или выговора. Увольнение работника за несоблюдение требований охраны труда допускается только в двух случаях – если его действия имели угрозу наступления тяжких последствий, или же если это не единственное дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания, полученное трудящимся в течение календарного года.

    Увольнение работника и применение к нему дисциплинарных взысканий за несоблюдение нормативов и требований охраны труда является правом работодателя, а не обязанностью. То есть – окончательное решение о применении взысканий принимает сам работодатель, как и о виде взыскания.

    Правовое регулирование государственных нормативных требований охраны труда

    Так как рассматриваемые требования распространяются на большое количество различных сфер и аспектов трудовой деятельности, их правовое регулирование является достаточно комплексным, а правовая база состоит из различных по характеру и степени необходимости применения нормативных актов. В целом, правовое регулирование данного вопроса обеспечивается:

    
    Top