Термы каракаллы. История возведения Терм Каракалла. Что осталось сейчас от знаменитых терм

Адрес: Италия, Рим
Начало строительства: 212 год
Окончание строительства: 217 год
Координаты: 41°52"46.1"N 12°29"35.7"E

Величие и могущество Древнего Рима, навеки запечатленное в памятниках истории и архитектуры, можно встретить в столице Италии буквально на каждом шагу.

Среди этого огромного количества достопримечательностей наиболее выделяются Термы Каракаллы, которые в свое время считали восьмым чудом света и самым впечатляющим строением Рима. Вряд ли современный архитектор назовет эти термы восьмым чудом света, но любой историк скажет, что это величайшее строение, точнее - комплекс, действительно заслуживает права называться чудом столицы великой Империи, и посоветует путешественнику обязательно посетить эти уникальные в своем роде римские бани.

Термы Каракаллы с высоты птичьего плёта

Естественно, до наших дней сохранились лишь руины Терм Каракалла, однако благодаря правильным расчетам архитекторов и прочному материалу из которого они были возведены, остатки комплекса, построенного еще во II веке нашей эры, можно считать одним из наиболее примечательных памятников архитектуры Древнего Рима. Сейчас на территории Терм проводятся театральные выступления прямо под открытым небом. Такие представления на фоне древних руин, проводящиеся преимущественно в вечернее время суток, представляют собой поистине фантастическое зрелище.

История возведения Терм Каракалла

Строительство прекрасного комплекса, где каждый свободный житель Рима мог провести свое время, продолжалось с 206 по 217 год нашей эры. Как известно из истории, все древние римляне особое внимание уделяли гигиене и принятию водных процедур. Поэтому на территории Рима, впрочем, как и в других крупных городах Империи, постоянно строились новые бани.

Возведение Терм Каракалла началось еще во время правления императора Септимия Севера, а открылись они для всех желающих в 217 году во время властвования жестокого и подлого Каракалла. По различным источникам, которые смогли исследовать современные ученые, удалось выяснить, что власть Каракалла держалась благодаря поддержке многочисленной армии и любви римлян: солдатам он платил огромные денежные вознаграждения, а жителей столицы, страдающих от скуки, ублажал зрелищами и всевозможными развлечениями. Термы Каракаллы совмещали в себе возможность отвлечься от суеты, принять водные процедуры и насладиться зрелищами, которые открывались взору прямо из Терм.

Термы Каракаллы снабжались чистейшей водой из горных источников, поступавших к Авентинскому холму при помощи специально построенного акведука . Площадь Терм к моменту окончания строительства уже составляла практически 12 гектаров. Архитекторы решили западную часть огромнейшего комплекса вырезать прямо в Авентинском холме. Восточная сторона являла собой сложнейшую и прочную арочную конструкцию, которая по размерам превышала современную пятиэтажку. Вид из Терм Каракалла открывался, как становится понятно из вышесказанного, только на запад и восток. Сделано это было не случайно: такое положение комплекса позволяло посетителям бань не испытывать дискомфорт от ярких солнечных лучей.

Все стены терм были облицованы прекрасным мрамором, а за ним скрывалась кирпичная кладка, которая еще и заливалась толстым слоем бетона. Здание было очень прочным, чем-то даже напоминающим, крепость. Благодаря такому подходу строителей, руины Терм Каракалла в хорошем состоянии сохранились и до наших дней.

В начале второго века нашей эры большинство свободных римлян из-за непрекращающихся завоевательных походов, огромных трат на армию, стало ощущать некую стесненность в средствах, и уже не могло позволить себе строительство собственного дома с огромным бассейном. Работать жители столицы Великого Рима не желали, поэтому скука и уныние распространялись по всему городу, а такая ситуация могла быстро перерасти в массовые беспорядки. Бунт в Риме, словно пожар, мог распространиться по всей Империи. Именно такого хода событий более всего опасался Каракалл. И именно по этой причине в столице все чаще и чаще на улицах раздавали бесплатный хлеб и радовали плебсов боями гладиаторов или же возведением новых зданий, которые бы спасали от скуки.

Таким спасением и стали на долгий период времени Термы Каракаллы. Конечно же, строительство обычной бани, пусть и гигантской по своим размерам, вряд ли бы впечатлило разбалованных римлян, ведь на тот период времени в столице огромной империи к услугам ее жителей работали более 800 средних бань и пяти императорских. Поэтому новые Термы, уступающие по своим размерам только Термам Диоклетиана, стали, как уже говорилось выше, комплексом. В них располагалась библиотека, спортивные площадки, на которых показывали свое мастерство спортсмены и площадки, где каждый желающий мог бы лично принять участие в спортивных играх. К слову, из помещений можно было наблюдать и выступления различных трупп актеров, для которых выступить на арене Терм Каракалла было равнозначно мировому признанию .

Живописная аллея, благоухающая ароматами сотен живых цветов, где отдыхали, размышляли о вечном и вели свои диалоги посетители, вела прямо к входу в Термы Каракаллы. Главный вход - это огромная арка. Как только посетитель попадал в первую залу, его одежду тут же снимали рабы.

Этот зал имел всего три стены, вместо четвертой, взору открывался проем, через который можно было попасть в «холодные бани», представляющий собой роскошный и огромный бассейн, расположенный прямо под открытым небом. Накрывать бассейн было нельзя: у римлян сложилось устойчивое мнение, что купание в «закрытом» бассейне наносит серьезный вред здоровью. Археологи установили, что размер этого бассейна можно вполне сравнить с небольшим природным озером.

Из бассейна посетитель по мраморной лестнице попадал в главную залу Терм Каракалла. Наверное, даже житель современного мегаполиса, привыкший к большим размерам зданий, был бы поражен, попав в главную залу, которую накрывал огромный купол. Казалось, что этот купол держался на четырех массивных опорах, однако это была лишь иллюзия: вес купола попросту бы обрушил здание, поэтому архитекторы распределили нагрузку и на стены залы. Правда, посетители этого не видели, соединения купола со стенами было хорошо замаскировано.

В стенах главной залы были вырезаны огромные окна, имевшие форму полукруга. Однако свет из них не раздражал отдыхающих: стекла были выполнены из специально добытого камня, по цвету напоминающему слоновью кость. В этом удивительном зале посетитель мог полюбоваться двумя прекрасными скульптурами Геракла, завезенными специально из Греции . Они располагались в специальных нишах и маскировали собой огромную толщину стен Терм Каракалла.

Из главной залы можно было попасть в горячую баню, представлявшую собой круглое помещение, где у стен были поставлены специальные ложи. Именно на этих ложах возлежали уставшие от скуки и безделья римляне, а бывшие рабы массировали их тела и втирали в них ароматные масла. Сквозь специальное отверстие в эту баню проникал солнечный свет, который придавал этому помещению мистическую атмосферу.

Практически все залы Терм Каракалла были украшены цветной мозаикой. На полу можно было увидеть сюжеты из истории Рима , соревнования спортсменов, бои гладиаторов, а также мифологических существ. Внизу под залами Терм Каракалла были расположены хозяйственные помещения.

В них горели дрова для подогрева помещений и находились цистерны, в которые поступала чистейшая вода. Любой житель Древнего Рима чувствовал себя в Термах по-домашнему и непринужденно: строение отлично справилось с возложенной на него функцией - оно спасло коренных римлян от скуки. Правда, ничего не может существовать вечно в нашем мире: Термы Каракаллы были частично разрушены и прекратили свое существование в 537 году во время набега на Рим варваров. Они и перекрыли акведук, снабжавший термы чистой водой, заставив тем самым страдать римлян от жажды.

Термы Каракаллы в наши дни

В настоящий момент Термы Каракаллы, несмотря на то, что они представляют собой лишь руины былого величественного строения, словно магнит притягивают к себе десятки тысяч туристов со всего мира. Как и в случае с

Термы Каракаллы – грандиозное в своей монументальности сооружение, построенное в Античном Риме в начале III века нашей эры. Глядя на гигантские руины терм, их даже трудно сопоставить с таким простым житейским понятием, как баня. Из этой статьи Вы узнаете об истории сооружения, его современном состоянии, как посетить Термы Каракаллы в Риме, какой у них режим работы и цена билетов.

История терм

Термы получили свое название от имени построившего их императора Каракаллы, а точнее – от его прозвища. На самом же деле императора звали Марк Аврелий Антонин (не путать с Марком Аврелием из династии Антонинов), а свое прозвище он получил за любовь к галльскому плащу с капюшоном длиной до пят, называвшемуся каракаллой.

Строго говоря, возведение бань началось еще при отце Каракаллы, а закончилось в 217 г. – уже после его смерти. Да и почти весь период строительства император находился в военных походах далеко за территорией Рима.

Термы поражали своей грандиозностью даже пресыщенных зрелищами римлян

Период возведения терм стал своеобразной точкой отсчета до заката империи, раздираемой междоусобицами и народными волнениями. Начало III в. ознаменовалось только-только налаженным миром, чему способствовал отец Каракаллы, и, дабы отвлечь людей от политических и социальных проблем, решено было возвести новый комплекс терм.

По своей концепции задумка была неоригинальна: на тот момент в Риме уже действовали несколько императорских терм и множество более мелких. И потому, чтобы поразить городской люд, пресыщенный разнообразными зрелищами, ставка была сделана на невиданный доселе размах. Площадь двора представляла квадрат 400х400 м, а само здание имело размеры 150х200 м.

Интерьеры терм сами по себе являлись произведением искусства

Термы в римской культуре были не просто баней, но и сердцем общественной жизни. Зачастую в них не только мылись, но сюда приходили для решения важных вопросов, переговоров и даже плетения заговоров. А термы Каракаллы вообще стали для римлян настоящим развлекательным центром.

Здесь имелась своя библиотека, сады, амфитеатр, гимнасии для занятий физическими упражнениями и стадион. Причем конструкция комплекса спроектирована так, что стадион был виден прямо из банных залов, и посетители могли наблюдать за происходившим, не покидая помещения.

Статуя Аполлона Бельведерского когда то украшала интерьер термы

Интерьеры терм Каракаллы в Риме сами по себе являлись произведением искусства. Для услады взора полы и стены выложили мрамором и стеклянной мозаикой, а по всей их длине в глубоких нишах стояли великолепные скульптуры. Некоторые из них дошли и до нас: знаменитый Аполлон Бельведерский и композиция Фарнезский бык находятся сейчас в и Археологическом музее Неаполя соответственно.

Устройство терм

Непосредственно бани представляли из себя череду помещений различного назначения. В центре располагался фригидарий – прохладный зал без крыши для отдыха. Позади него – тепидарий – прародитель сауны, комната с сухим горячим воздухом, а за тепидарием следовал кальдарий – круглый зал с бассейном посередине, наполненным теплой водой. Также в комплексе были небольшие комнаты для желающих помыться в одиночестве.

Термы в римской культуре были сердцем общественной жизни

Внизу находились технические помещения и топки, обеспечивавшие работу терм. Вода сюда поступала с источника в долине реки Анио по акведуку Марция, построенному несколькими столетиями ранее. При Каракалле от него сделали ответвление, снабжающее цистерны бань чистой холодной водой.

Современное состояние

С увяданием Римской империи пришли в упадок и термы Каракаллы. Земли страдали от частых набегов варваров, а некогда богатейшее государство уже не могло поддерживать все те невероятные строения в должном состоянии. Термы закрылись в 537 г. и были заброшены. Они оказались забыты настолько, что последующие поколения не знали даже предназначения колоссального комплекса.

Мозаичный пол в термах

Интерес к сооружению вернулся только в XVI в. Долгое время термы называли Дворцом Антонина, что совершенно неудивительно, учитывая масштабы комплекса. Тогда даже и представить не могли, что эти мощные стены принадлежали баням.

Кстати, именно благодаря особой технологии строительства они так хорошо сохранились. Между двумя слоями каменной кладки заливался бетон, и после его застывания конструкция становилась настолько крепкой, что разрушить ее было чрезвычайно сложно.

Термы хорошо сохранились благодаря особой технологии строительства

Сегодня термы Каракаллы, помимо музейного комплекса, служат также дополнительной площадкой для . На территории археологического памятника возвели сцену и оборудовали зрительные места. С 1937 г. здесь дают представления, проходят они в основном в летний сезон – с июня по август. Цены на билеты вполне доступные – начинаются от 20 евро.

В 1960 г. – во время Олимпийских игр в Риме – тут даже проводили соревнования по легкой атлетике. Так что можно сказать, что в какой-то мере и сегодня термы Каракаллы исполняют свою прежнюю функцию.

Летом на территории комплекса проходят оперные представления

Несмотря на то что в Древнем Риме имелись огромные проблемы с водоподачей, римляне прослыли чистоплотным народом. Римский государственный деятель Марк Агриппа, соратник императора Октавиана Августа, первым озаботился строительством акведуков, что позволило снабжать город чистой водой. Первые бани были, разумеется, только у знатных римлян, но чуть позже в городе стали строиться первые общественные бани – термы.

Что это такое

Древние термы – это римские бани . Построенные по греческим образцам, они довольно быстро завоевали популярность среди римской знати. Сюда можно было прийти не только для того, чтобы помыться или согреться, но и для обсуждения наиболее животрепещущих вопросов общественной жизни.

По сути, термы – это ряд помещений, построенных в определенном порядке и имеющих различную температуру.

Из раздевалки (аподитерия) посетители попадали в «холодную баню» (фригидарий) – большой зал с холодным бассейном. Далее температура шла по нарастающей, чтобы организм постепенно привыкал к более высоким температурам. После «холодной» бани шла «теплая» (тепидарий) – предварительный этап разогрева, затем «горячая» баня (кальдарий), а самое жаркое место в термах называлось судаторий – воздух мог раскаляться до 85 градусов.

И завершающий этап – это зал омовений , где римляне обливались водой, отдыхали и натирались ароматическими маслами.

Изначально в судатории стояла огромная печь-жаровня, на решетке которой нагревались крупные камни. Позже стали делать двойной пол и прокладывать специальные каналы для поступавшего из печей горячего воздуха – аналог современных полов с подогревом.

Некоторые римские бани в подогреве не нуждались – они строились вблизи горячих природных источников, и в термы подавалась уже теплая, а то и горячая вода, которая менялась в течение дня дважды или трижды.

В архитектурном плане Terme di Caracalla были первыми общественными сооружениями, рассчитанными на большое количество посетителей (около 1500 человек) . Постройкой подобных сооружений властители планировали завоевать расположение населения.

Бани строились с неописуемой роскошью: полы инкрустировали мозаикой, бассейны были из ценных пород мрамора, а все краны и сосуды изготавливались из золота и серебра с отделкой из драгоценных и полудрагоценных камней.

Хотите окунуться в эпоху Ренессанса? Предлагаем вам познакомиться с одной из главных достопримечательностей Флоренции — .

История строительства

Начало строительства Terme di Caracalla пришлось на время правления Септимия Севера , а завершено было при его сыне, деспотичном Марке Аврелии Антонине (в народе его прозвали Каракалл).

Прозвище свое он получил от слова «caracalla» — туника с капюшоном, какие в ту пору носили галлы.

Строительство продолжалось около 11 лет – с 206 по 217 гг. нашей эры. Назывались термы всегда по имени того правителя, при котором строились.

Если первоначальная задумка Септимия Севера состояла в том, что это будут просто роскошные термы, то с приходом к власти Каракалла ситуация немного изменилась.

Рим начинает ощущать финансовую стесненность из-за многочисленных войн и походов. Даже знатные римляне уже не могли позволить себе роскошные дома с бассейнами, поэтому термы для них были отличным выходом из ситуации .

В целях предотвращения массовых беспорядков из-за ситуации в городе римлянам стали все чаще раздавать на улице бесплатный хлеб, устраивать бесплатные зрелища.

Именно по этой причине, чтобы склонить римлян на свою сторону, Каракалла повелел немного расширить функционал бань. Просто обычная баня не впечатлила бы избалованную римскую знать – их на то время в Риме функционировало уже порядка 800.

Значит, нужно было построить такую, которая бы в корне отличалась от предыдущих. Теперь в Каракаллах, кроме самих купален, располагались еще залы для занятий спортом (гимнасии), библиотеки, залы для общения и помещения для театральных постановок.

Был и свой амфитеатр, где проходили состязания – выступить на его арене считалось весьма престижным, и многие соперничали за честь быть принятым на арене терм. Каракаллы стали первым развлекательным комплексом.

Описание достопримечательности

Термы представляли собой огромное здание , обрамленное красивой парковой зоной. Огромный банный комплекс Каракалла занимает территорию более 12 гектаров. Строители подошли к возведению здания весьма своеобразно: часть его они просто решили вырезать в Авентинском холме.

Основа стен – бетон и кирпичная кладка , а снаружи стены облицовывались редкими сортами мрамора, украшались орнаментом, мозаикой, расписывались сценами античной жизни. Полы выложены мозаикой, изображающей сцены из римской мифологии, а также сценами борьбы римских гладиаторов.

Сама архитектура здания примечательна: для того, чтобы помещения не выпускали тепло, коридоры и переходы между ними были не прямыми, а слегка изогнутыми.

Войдя в огромную арку, которая служила входом в термы, посетитель сразу попадал в большой зал с бассейном. Вдоль стен были расположены маленькие ниши, куда также подавалась вода – прообраз современных ванных комнат.

В этих нишах можно было помыться в одиночестве , не присоединяясь к собеседникам в общем бассейне. Кстати, этот зал не имел потолка – римляне верили, что купание в воде под открытым небом – залог здоровья.

В вечерние часы здание терм освещалось через отверстие, проделанное в куполе.

Термы прекратили работу в 537 году после массового набега на город варваров , которые перекрыли все акведуки и заставили римлян страдать от нехватки воды.

Не хватало даже питьевой воды, что уж было говорить о банных удовольствиях. Постройки со временем пришли в упадок и частично разрушились, а неиспользуемая земля стала частью городского кладбища.

В XVI веке Рим чуть не лишился такой богатой достопримечательности – в ту пору шло строительство дворца для Папы Римского, и строители хотели позаимствовать материал, оставшийся от терм. Но по мере разбора каменных завалов были найдены предметы искусства и быта эпохи Древнего Рима, после чего разбор был прекращен, а само место объявлено памятником римской культуры.

Все найденные предметы, книги, скульптуры находятся сегодня в Латеранском музее.

Банный комплекс сегодня

Если бы не строительные технологии, прочные строительные материалы и работа «на совесть» мастеров той эпохи, вряд ли бы мы в наши дни любовались на былое величие .

Банный комплекс не пустует и сегодня . Он открыт для ежедневных посещений туристами, а одно крыло терм переделано под… оперный зал. Это произошло в 1937 году по распоряжению мэра Рима Пьеро Колонны, и первой постановкой стала опера Доницетти.

Самой масштабной постановкой считается постановка «Аиды» Джузеппе Верди. В настоящее время зрительный зал немного расширен, реконструирован, оснащен современным световым оборудованием. Зал этот может одновременно вместить до 20 тысяч человек.

Желающим посетить подобные мероприятия в стенах древних термах Каракаллы лучше всего планировать поездку в Рим на осенние месяцы.

Всего в километре от Колизея расположились древнеримские бани, которые считались восьмым чудом света. В таких строениях люди не только парились и очищали тело, но еще и общались, звались они тогда термами. Напряженность с водоснабжением была решена Марком Агрипом, при участии которого были построены акведуки, поставляющие чистую воду, а император Каракалл возвел грандиозные бани, впечатляющие своим размахом.

История возведения

Термы Каракаллы в Риме начали строиться еще при Септимие Севере, а закончил их возведение Каракалл, в честь которого они и были названы. Приказ о начале возведения «общественных бань» был отдан еще в 206 году. Затем этапы возведения этого чудесного памятника архитектуры проходили в следующей последовательности:

  • 211 год. Война в Британии, а затем болезнь и смерть Септимия привели к остановке строительства. В конце года жадный и трусливый Бассиан Каракалла убивает своего брата, который являлся его соправителем, причем сделал это на глазах у матери. А чтобы не прогневить народ и войско, отдал им на разграбление сокровища, которые долги годы собирал его отец;
  • 212 год. Возобновление строительства терм. Поддержка нового императора народом и солдатами, последних он одаривал высокими званиями и жалованием, а людям предоставлял всевозможные зрелища, бесплатный хлеб и обещал, что посещение бань будет доступно даже для плебеев;
  • 216 году. Возведение такого грандиозного комплекса чуть не обанкротило всю казну. Многие стали осуждать рвение императора;
  • 217 год – завершение строительства.

Примечательно, что в этом же году с помощью прикормленной «доблестной» армии был совершен заговор и убийство Каракалла, но он оставил после себя грандиозное наследие в виде терм. Они занимали по площади 12 гектаров .

Описание терм в древности

Их размеры впечатляют: 337 на 328 метров . Одновременно в их стенах могло находиться 1500 человек . Они расположены с запада на восток, это было продумано специально, чтобы солнце не создавало дискомфортных ощущений для посетителей бань.

Стены сооружения были оформлены мрамором, за ним скрыта кирпичная кладка, а полы отделаны удивительной мозаикой, некоторые элементы которой сейчас находятся в музее Ватикана. Сооружение что раньше, что сейчас поражает своими масштабами.

Внешняя стена содержала продуманную систему нескольких подсобных помещений и цистерны, заполненные водой общей вместимостью до 80 тыс. литров . В термах кроме мытья и развлечений, можно было читать книги, которые имелись в обширной библиотеке на греческом и латинском языке.

Основной корпус, расположенный посредине комплекса с размерами 150 на 200 метров , был огорожен зеленым парком, который тянулся до внешней стены. В центральном здании располагались разные по размерам помещения, здесь имелся специальный фригидрарий (помещение с холодной водой), который не имел крыши и служил для остывания людей после бани. Вокруг него были расположены гимнастические залы. Под банями, в их подвалах находились специально предусмотренные подсобные помещения, они были созданы для того, чтобы из них обслуживали бани и не мешали посетителям.

За два с половиной века термы Каракалла приобрели небывалую популярность, но их процветание завершилось с падением всей империи Рима. Готы, которые часто осаждали столицу, полностью разрушили акведуки и бани перестали функционировать. Часть их стали использовать под кладбище, несколько участков было распахано для ведения сельского хозяйства.

Термы в наше время

Сегодня этот грандиозный комплекс является популярной достопримечательностью Италии. В его центре установлена большая плита, на которой часто устраиваются концерты самых известных оперных певцов и народных артистов. Их могут посмотреть 8000 человек , именно столько мест предусмотрено в оборудованном на современный лад зрительном зале. Стоит отметить, что сцена в термах является самой огромной в мире, по длине она составляет 22 метра.

Полуразрушенное старинное сооружение, расположенное на территории столицы Италии, когда-то называли Рукотворный исторический памятник и сейчас свидетельствует о величии древней империи, превратившись в подмостки известной на весь мир Римской оперы.

Термы Каракаллы: история

Прежде чем начать разговор об одной из главных достопримечательностей Вечного города, необходимо пояснить, Жившие до нашей эры жители Древнего Рима испытывали колоссальные проблемы, связанные с водой. Поэтому перед чиновниками часто вставал вопрос о строительстве акведуков, которые доставляли бы живительную влагу в город. Каждый новый фонтан или водопровод становился настоящим событием того времени.

Постепенно стали появляться первые бани, доступ в которые был исключительно у богатых и знатных римлян. Можно сказать, что купание в термах играло важную роль в общественной жизни, оно становилось своеобразным неформальным общением для власть имущих. Известные граждане не просто мылись, а обсуждали волнующие всех вопросы. Бани предлагали не только услуги по омовению тела, они включали и целый культурный комплекс: спортивные залы, библиотеки, помещения для театральных постановок. Так процесс купания превращался в особое эстетическое наслаждение.

Комплекс для омовения и развлечений

Естественно, бань на всех не хватало, и в 3 веке нашей эры этим вопросом озадачился император Каракалла. Термы, построенные на территории Рима по его велению, представляли собой огромный банный комплекс, которому не было равных. Сооружение колоссальных масштабов, вмещавшее 1500 человек, строилось 11 долгих лет. Возведенная в престижном монументальная достопримечательность включала несколько залов для купания и отдыха.

Известна запись летописца Спартиана о том, что после себя оставил необыкновенный комплекс размером с целый город император Каракалла. Термы действительно удивляли своим размером и богатым убранством весь мир. Высокие стены строились из гальки и песка, между камнями заливали цемент, а фасад украшался мраморными плитами - так создавался эффект визуальной хрупкости красивого строения при внутренней удивительной крепости комплекса в целом.

Архитектура сооружения

Занимающие площадь в 11 гектаров термы императора Каракаллы представляли собой гигантское здание с удивительным по красоте обрамлением. Со всех сторон оно было окружено живописным парком с огромными колоннами. Большое количество помещений внутри комплекса строили симметрично, а все коридоры были спроектированы особым, изогнутым образом, чтобы не допустить выхода тепла.

С одной стороны находился амфитеатр, в котором проходили разные состязания, с другой располагались библиотеки, построенные специально для скучающих римлян. Так распорядился император Каракалла. Термы включали и 64 помещения с огромными цистернами, в которые подавалась чистая вода из горных источников по акведуку. А после омовения римляне выходили за территорию бань и в парковой зоне отдыхали в прохладных беседках на свежем воздухе.

Строение комплекса терм

Чудесная вела к входу в банный комплекс. Основное здание, служившее местом купания, разделялось на несколько помещений.

Главный зал, освещенный золотистым мягким светом за счет вставленных в окна прозрачных пластин бежевого цвета, удивлял невероятной высотой свода, в которой словно растворялись стремящиеся ввысь мраморные стены. А сквозь отверстие в куполе строения внутрь попадал дневной свет. Роскошь убранства просто поражала: зал украшали многочисленные скульптуры, а пол был вымощен разноцветной мозаикой с изображением сцен на мифологические темы.

Горячая баня (кальдарий) представляла собой ротонду с залами отдыха после водных процедур. По всему периметру были обустроены небольшие ниши, в которых можно было помыться в одиночестве, - некий прообраз ванных комнат.

Теплая баня (тепидарий) удивляла на котором были выложены фигурки римских атлетов. А справа и слева от строения находились залы для гимнастики.

Холодная баня (фригидарий) позволяла разгоряченным римлянам остудиться в огромном бассейне.

Запрет на гигиенические процедуры

Добротно выполненные постройки терм считались уникальным сооружением, однако после падения великой Римской империи возведенные во времена правления императора по имени Каракалла термы пришли в упадок. Исследователи полагают, что основную роль в забвении гигиенических процедур сыграло христианство с проповедями о ничтожности тела и величии души. Считалось, что влага смывает святую воду, в которую окунали человека при крещении, а церковные служители признавали грехом омовение в бане, мешающее духовному развитию, и все постройки терм рассматривались как языческие.

Усмирявшие свою плоть проповедники не мылись, во всех монастырях ванные комнаты становились признаком особой изнеженности, которой не место в духовном заведении. Грязь почиталась как одна из христианских добродетелей, и сейчас даже известны шокирующие современного человека истории о найденных вшах, однозначно признаваемых как признак святости. Результатом стали различные эпидемии, бушевавшие в Средние века в Европе и унесшие жизни миллионы людей.

Знаменитая на весь мир достопримечательность

В XVI веке на месте руин некогда величиественных банных комплексов стали проводиться археологические раскопки с целью украсить дворец Папы строительным материалом, оставшимся от терм. И когда были обнаружены удивительные предметы искусства, этому месту присвоили памятника культуры.

Только в конце XIX века термы Каракаллы, фото развалин которых делают на память восхищенные былым величием Рима туристы, становятся признанной итальянской достопримечательностью. Громадные руины ежедневно открыты для посещений, а в наше время они вообще стали сценой оперного театра. Бывшая теплая баня переоборудована в огромный зал, рассчитанный почти на 20 тысяч зрителей. Стартовавший в 1937 году оперный сезон продолжается и сейчас, а самым известным событием стало выступление в Римских термах трех признанных во всем мире теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Реконструкция русского художника

В середине XIX века в Рим из России был отправлен Сергей Иванов с целью восстановления архитектурного облика монументального строения. Трудолюбивого юношу не испугала даже вспыхнувшая революция, и он продолжил свой труд, невзирая на обстоятельства. Вскоре на итальянском языке публикуется сочинение Иванова, подробно изучившего термы Каракаллы. Реконструкция, которую представил русский художник, состояла из 43 рисунков, показавших центральную часть здания, а также помещения в разрезе.

Он не просто скрупулезно воспроизвел все украшения грандиозного комплекса, но и указал комнаты с теплой и холодной водой, раздевалки, спортивные залы и другие части главного сооружения. Труд русского ученого неоценим для всех исследователей древних развалин, он свидетельствует о роскоши гигантского императорского сооружения.

Термы Каракаллы: как добраться?

Доехать до оперного театра, находящегося сейчас на месте банного комплекса, можно на метро или маршрутном автобусе. Адрес терм, расположенных в центре столицы Италии, таков: Via delle Terme di Caracalla, 52. Вход в развалины составляет несколько евро, а вот на посещение оперы придется раскошелиться, ведь стоимость будет зависеть от статуса исполнителя. Но масштабность необыкновенной красоты зрелища, проходящего под открытым небом ночью, того действительно стоит.

Древнее сооружение, несмотря на разрушенное состояние, вызывает искренний интерес иностранных туристов, восхищающихся наследием Древнего Рима. Возведенные во времена императора со звучным именем Каракалла термы изумляют величием и масштабом всех, кто прикоснулся к частичке архитектурного чуда.


Top