За что молятся георгию победоносцу. Икона георгия победоносца в чем помогает

Многие верующие люди знают об этом святом, да и не слишком религиозные люди слышали о нем. Но вот о чем молятся иконе Георгия Победоносца, знает далеко не каждый человек. А ведь именно этот святой считается исполнителем просьб об исцелении.

Значение иконы святого Георгия Победоносца

Для начала давайте разберемся, что олицетворяет собой этот лик. Георгий Победоносец чаще всего изображен с копьем и попирает ногами змея. Считается, что этот святой во времена гонения христиан во всеуслышание объявил себя таковым и раздал все имущество притесняемым людям. После этого он был подвергнут пыткам, и принял казнь. Но перед этим, он сумел разрушить идолов в храме.

Таким образом становиться понятно, что икона Георгию Победоносцу означает то, что он является защитником людей от зла, в том числе и от дьявольских происков. Ведь недаром, как уже было сказано выше, он изображен с оружием в руках и на белоснежном коне.

Кстати, это еще значит, что икона Георгию Победоносцу является тем символом, который часто используют воины. Например, его лик можно часто встретить в храмах, построенных на территории военных частей или городов.

Икона Георгия Победоносца, ее значение и в чем она помогает

О символическом значении данной мы уже говорили. Исходя из истории жития этого святого, считается, что он является покровителем военнослужащих, а также тех, кто по какой-то причине находится в зоне боевых действий. Этой иконе часто молятся и просят мира и защиты от врагов для себя и своих близких. Для того чтобы попросить содействия этого святого можно поставить свечку рядом с его ликом и озвучить свое желание.

Кроме уже перечисленного, считается, что Георгий Победоносец способен защитить от болезней. Многие люди приходят в храмы для того, чтобы попросить у его иконы содействия в борьбе с недугом. Считается, что можно попросить у него даже избавления от бесплодия.

К иконе этого святого подходят с просьбами и мужчины, и женщины, и дети, ведь Георгий Победоносец помогает всем, кто верит, что то, о чем просит, обязательно исполнится.

Если человек хочет попросить поддержки у Георгия Победоносца то он читает молитву, с которой принято обращаться к этому святому. Даже простые, но искренние слова будут все равно услышаны.

Молитва Георгию Победоносцу

Военные считают святого великомученика Георгия Победоносца своим покровителем. Он защищает тех, кто связан с воинской службой и является защитником членов их семей. На одной из икон Георгий Победоносец изображен убивающим змея верхом на коне, что олицетворяет собой величие воинской силы и отваги. Существуют даже монеты с этим образом.
Кроме этого святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Молитвы ему помогают в сохранении урожая и здоровье скота, защищают от природных стихий, вредящих сельскому труду.
Георгий Победоносец помогает обратившимся к нему за помощью людям защитить их от врагов, и обрести победу и мир. Святой великомученик также помогает в излечении от тяжелых недугов, есть свидетельства об избавлении от женских болезней.
Святой великомученик Георгий помогает всем, у кого есть вера в то, что его просьба будет услышана и исполнена. Все страдания, которые перенес великомученик Георгий Победоносец, он претерпел за православную веру, которую не предал и не променял на богатство и власть.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Святой Георгий родился в Ливане в Каппадокии в городе Белит (сейчас это Бейрут в Ливане) около 276 г. Его родители были зажиточные и благочестивые люди, живущие по христианским заповедям. Георгий был еще маленьким, когда лишился отца, замученного за исповедание Христа.
Святой Георгий , получив хорошее образование, избрал для своей деятельности воинскую службу, где он проявил себя мужественным и талантливым командиром. Благодаря своим талантам, он вскоре получил звание тысяченачальника, а в войне римлян с персами (296-297 гг.), Георгий показал себя отважным воином, после чего получил расположение самого императора Диоклетиана и был назначен в личную охрану комитом (спутником) правителя.

Диоклетиан был талантливым правителем (годы правления 284-305), но отличался своим фанатичным отношением к язычеству, и поэтому в историю он вошел, как самый жестокий правитель в отношении христиан. В 303 году император повелел:

«разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей»

Совсем скоро случились два пожара императорского дворца в Никомидии, виновниками которых Диоклетеан посчитал христиан и начал их уничтожение. В тюрьмы и на казни отправлялись те, кто исповедовал истинного Бога.
Когда Георгий стал свидетелем о беззаконном суде над невинными, и услышал приказ об истреблении христиан, он сочувственно отнесся к гонимым и воспламенился ревностью к вере.

Предполагая, что его тоже ждут мучения, Георгий раздал нищим все, что у него было, включая золото и драгоценности, освободил на волю всех своих рабов и после этого, на совещании, где присутствовал Диоклетиан, произнес обличительную речь.
Он сказал, что император со своими князьями и подчиненными заблуждаются в своей вере. Не идолам нужно поклоняться, но Иисусу Христу, веру в которого они пытаются уничтожить. Он обличил их в жестокости и несправедливости, а в конце своей речи Георгий объявил себя Христовым рабом, проповедником истины.
Взбешенный император повелел заточить своего вчерашнего любимчика в тюрьму, где его заковали в колодки, положили на пол, а сверху привалили тяжелым камнем. Но Георгий отважно перенес испытание и продолжил славить Господа.

Затем Диоклетиан велел продолжить мучение святого на колесе с железными остриями. После этой пытки, когда палачи посчитали Георгия умершим, неожиданно все услышали голос:

«Не бойся Георгий! Я с тобою!»

Это Ангел Господень помогал праведнику. Когда святейший, прославляя Бога, сам сошел с колеса, царица Александра и некоторые царские сановники захотели принять христианство. За такое неповиновение воли Диоклетиан отдал приказ о казни сановников, а императрица была заперта в одной из комнат дворца.

Самого великомученика кинули в яму и засыпали известью, полагая, что она сожжет его плоть. В яме Георгий находился три дня, после чего его живого и невредимого вытащили, и привели к изумленному императору.
«Скажи Георгий , – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься? »
«Царь , – ответил Георгий- ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах ». Царь приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Тогда император обратился к знаменитому в то время волхву Афанасию и велел ему победить святую силу непокорного Георгия. Колдун приготовил два напитка, один из которых должен был подчинить волю мученика, а второй был ядом, выпив который Георгий должен был умереть. Наполнив два кубка этими снадобьями, Афанасий предложил их Георгию. Он выпил оба, но остался живым, после чего сам колдун уверовал во Христа и исповедовал Его, как всемогущего Бога, чем и поплатился своей жизнью.

И опять мученика отправляют в темницу, но люди уже узнали о чудесах, которые произошли с Георгием Победоносцем, они подкупают охранников, чтобы увидеть святого и попросить у него наставления и благословение.
Ночью, перед следующими испытаниями святого Георгия, ему во сне было явление Христа, Который сказал:

«Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Когда мученика привели в языческий храм, и Диоклетиан стал уговаривать его поклониться идолам, Георгий сотворил крестное знамение, в храме раздались демонские стоны, и языческие статуи начали разрушаться. Жрецы с язычниками набросились на святого и начали избивать его, но тут на защиту его встала сама царица Александра, которая пришла на шум, доносящийся из храма. Император был очень удивлен поступком супруги:
«Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов? » Но она лишь отвернулась от мужа и ничего ему не ответила, тогда Диоклетиан приказал ее предать казни.

Святая Александра, идя на казнь, усердно молилась Богу, по пути она попросила стражников разрешения присесть у стены, где и предала свой дух Господу – Бог услышал ее молитвы и избавил от мучений.

Святой Георгий 23 апреля (6 мая по новому стилю) 303 года был казнен через отсечение головы.

Великомученика Георгия за его отвагу и за несомненную духовную победу над палачами, которые подвергли его жесточайшим истязаниям, но так и не сумели принудить отречься от святой христианской веры, Церковь называет Победоносцем. Святые мощи страстотерпца Георгия были положены в Лидде (Палестина) в храме, который носит его имя, а глава его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

После мученической кончины Георгия Победоносца, милосердный Господь, для нашей пользы и спасения, возвеличил в сердцах людей память святого многими чудесами, самым знаменитым из которых является его победа над страшным чудищем, диавольским порождением- змием.

По преданиям, недалеко от Бейрута, места рождения святого Георгия, было озеро, в котором обитал большой змей-дракон. Чудище выходило на землю и пожирало людей, скот, уничтожало посевы. Для того чтобы его успокоить, люди были вынуждены кидать жребий и отдавать детей в жертву этому дракону. Однажды царю-правителю выпало отдать свою дочь на растерзание змею, ее привели на жертвенное место, где она стала покорно ожидать своей участи. Когда злое чудовище начало приближаться к царевне, неожиданно для всех наблюдавших издали людей, вдруг появился юноша на белом коне, напал на змея и своим копьем поразил его, а затем, вынув меч, отрубил тому голову. Этим храбрецом был святой Георгий Победоносец, который сказал людям:

«Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея».

После такого чудесного избавления, люди уверовали во Всемогущего Бога и приняли Святое Крещение.
Существует еще одна легенда, связанная с чудесами святого Георгия, согласно преданию, это чудо произошло в Рамеле. После того, как один из воинов-сарацинов выстрелил из лука в икону Георгия, у него сильно опухла рука и он, из-за нестерпимой боли, обратился к христианскому священнику за советом. Тот предложил возжечь лампаду перед иконой святого Георгия и оставить ее горящей на всю ночь. А утром нужно было взять масло из лампады и помазать им свою больную руку. После того, как сарацин все сделал, как было ему сказано, рука исцелилась и он уверовал во Христа, за что его другие сарацины предали мученической смерти.
Поэтому иногда на иконе, где Георгий Победоносец поражает змея, изображается маленький человек с лампадой в руках, сидящий позади святого.
Этот образ, пришел из одной арабской легенды, он также является очень популярным в Греции и на Балканах.

Георгий Победоносец считается покровителем русского воинства, с его святым именем связаны многие победы в царские и советские времена. До революции среди наград были орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. К этим наградам полагалась двухцветная Георгиевская лента, черный и оранжевый цвета которой в одной из интерпретаций означали «дым и пламя», символ победы над драконом. В советское время эту ленту немного изменили, она стала называться «Гвардейская лента», ее использовали для оформления ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в нашей стране ежегодно в День праздника Победы проводится добровольная акция «Георгиевская ленточка – я помню! Я горжусь», когда участники прикрепляют ленту к своей одежде, к сумке или к ручке (антенне) автомобиля.
В честь основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого (Юрий – это русский вариант имени Георгий),святой Георгий Победоносец изображен на древнем гербе Москвы.

Возможно, защита жителей и их стад от змея и послужило поводом для почитания святого Георгия защитником скотоводов. До революции крестьяне в день его памяти, после молебна святому, окропив животных святой водой, в первый раз после долгой зимы выгоняли скот на пастбища.
Кроме этого, крестьяне до времен Бориса Годунова, очень любили «Юрьев день», в который им разрешалось переходить от одного помещика к другому.

Грузия была обращена в православную веру святой († 335), которая доводилась Георгию двоюродной сестрой.
В воспоминание о колесовании великомученика Георгия Победоносца 10/23 ноября святой Ниной был установлен день памяти, который до сих пор является одним из важных в Грузии.
Грузию называют Джорджией (Георгией) во многих языках мира и считается, что такое название эта страна получила в честь Георгия Победоносца. Самое популярное имя среди новорожденных мальчиков – Георгий, Гога, Джордж.

16 ноября (по новому стилю) в Русской православной Церкви вспоминают освящение и обновление храма святого Георгия в палестинской Лидде.

Еще находясь в заключении и предвидя кончину, святой Георгий попросил своего слугу, чтобы он перенес его тело по смерти в Палестину. Это повеление было исполнено — тело святого было перевезено и захоронено в городе Рамле.
В годы царствования императора Константина в Лидде был выстроен красивый храм в честь Георгия Победоносца и из Рамлы 3/16 ноября перенесены нетленные мощи святого. По прошествии многих лет этот красивый храм, гордость Лидды, оказался запущенным, целым в нем остался алтарь и гроб святого.
И только благодаря жертвам русских благотворителей и русского правительства, храм в Лидде был восстановлен и в 3/16 ноября произошло его вторичное освещение, в тот же день, когда это было сделано впервые.

Князь Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, во святом крещении получил имя Георгий.
В Киеве, недалеко от Софийского собора, он задумал построить храм в честь своего ангела-хранителя Георгия Победоносца. Работы начались и, однажды, когда князь приехал посмотреть на ход строительства, он был удивлен малым числом работающих человек.
Вызвав управляющего, Ярослав спросил: “Почему так мало трудящихся у храма Божиего?”
Тот объяснил, что “так как – дело властительское” (т.е. княжеское), то люди не хотят тут работать, так как боятся остаться без оплаты своего труда.
Когда князь объявил, что каждый работник будет получать по монете в день, на работу сразу подвизались множество людей и храм достаточно быстро был достроен.
26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1051 года храм в честь великомученика Георгия был освящен митрополитом Илларионом, а день освящения Ярослав Мудрый повелел праздновать по всей стране ежегодно.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величием тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

ВИДЕОФИЛЬМ

Один из самых почитаемых на Руси святых, и древнейшие из сохранившихся его изображений относятся к XII в.

Происходил он из знатной каппадокииской семьи, был мужественным воином и пострадал за Христа во время гонений от императора Диоклетиана в Никомидии (303 г.) Широко известно одно из его посмертных чудес - избавление от драконообразного змия жителей небольшого селения в Сирии. Язычники приносили чудовищу человеческие жертвы, и такой жертвой должна была стать дочь местного правителя. Победа Георгия над чудовищем не только спасла жизнь обреченной на смерть царевны, но обратила ко Христу жителей многострадального селения и стала одним из самых ярких символов победы правды Божией над силами зла.

На Руси великомученика Георгия широко почитали с самого раннего периода - со времени ее Крещения. Имя Георгий носил в крещении великий князь Киевский Ярослав Мудрый , построивший в середине XI в. в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве и посвятивший ему один из приделов собора Софии Киевской . Храмы и монастыри в честь великомученика Георгия Победоносца были на Руси во многих местах - в Новгороде и Владимире , в Старой Ладоге и Юрьеве-Польском .

Пришедшая на Русь из Византии иконография великомученика Георгия была здесь творчески переработана, а изображение Победоносца, поражающего копьем змия, стало воинским символом; оно появляется на великокняжеских печатях, монетах и впоследствии становится элементом герба.

И все же древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля (икона двусторонняя; на обороте Богоматерь с Младенцем). Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Этому древнейшему образу созвучна житийная икона великомученика Георгия начала XVI в. (Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева). Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах - эпизоды мученических страданий святого.

Но обратимся к иконам Чуда св. Георгия о змие . На Руси этот сюжет известен с середины XII в. (фреска церкви св. Георгия в Старой Ладоге). До конца XV в. существовал его т.н. краткий извод: всадник, поражающий копьем змия с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господней . Такова большая часть Новгородских икон великомученика Георгия.

В конце XV в. иконография Чуда св. Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: это может быть фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны и др. Но параллельно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении.

Известны иконы не только с белым окрасом коня - конь может быть вороной или гнедой масти.

Святой великомученик Георгий как покровитель русского воинства был особенно почитаем в Московском княжестве как небесный покровитель основателя первопрестольной столицы - князя Юрия Долгорукого. С возвышением Москвы и укреплением централизованного Русского государства это изображение - именно Чудо св. Георгия о змие в кратком изводе - становится официальным гербом града Москвы и непременной частью государственного герба.

Иконы Чуда св. Георгия о змие конца XIV-XVI вв. при всем своем стилистическом разнообразии безусловно узнаваемы, при этом воспоминание о конкретном эпизоде жития святого великомученика перестает быть только иллюстрацией жития самого святого, но становится символом победы христолюбивого воинства российского над силами зла, над агрессором, угрожающим Отечеству.

Великомученик Георгий Победоносец и в наши дни является выразителем народных чаяний на всесильную помощь Божию воинам, защищающим землю русскую от врага.

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 5, 2015 г.

Великомученик Георгий Победоносец - один из самых почитаемых святых. Он был популярен с давнего времени, еще в пору раннего христианства. В юности он поступил на военную службу при дворе, отличался умом, храбростью и силой, став любимцем императора. Однако когда начались гонения на христиан, Георгий раздал все свое богатое имущество бедным и явился к императору, объявив себя христианином.

Его подвергали страшным пыткам семь дней, но каждый раз на следующий день он оказывался чудесным образом исцеленным. А перед своей казнью молитвой разрушил языческих идолов в храме. Все это обратило в христианскую веру огромное количество людей, которые были свидетелями чудес или слышали о них от очевидцев.

О чем молиться святому Георгию

Георгий, бывший командиром императорских телохранителей, теперь считается покровителем всех . Во время нашествия на врагов верующие молятся о защитниках отечества. Также святой Георгий является покровителем земледельцев (его имя происходит от греческого слова « ») и пастухов. В некоторых странах его считают еще и покровителями путешественников. Поэтому к нему обращаются и с о приплоде скота, и об удаче на охоте.

Как легендарного победителя Змея, Георгия просят избавить от ядовитых змей и исцелить от болезней. Молятся святому Победоносцу даже о рождении детей и о возвращении потерянных малышей. В общем, доверяют ему все свои чаяния и надежды.

Следует отметить, что в славянской традиции существует как бы два образа святого Георгия. Один - приближенный к культу, где великомученик Георгий - победитель змея и смелый воин. Другой (иногда именуемый святым Егорием, но это тот же Георгий Победоносец) из народных верований, он - хозяин земли, связан с культом земледелия и скотоводства: просят его защитить стада от хищников и помочь пастухам, о дожде, приплоде скота и о богатом урожае. В праздник «весеннего Юрьева дня» - один из дней памяти святого Георгия - первый раз после зимы выгоняли скот на поля.

Кроме того, святому Георгию, как и другим святым, можно помолиться об укреплении веры в душе, о заступничестве перед Богом и прощении за грехи. Прихожане просят Георгия и о защите от зла, ведь он – храбрый воин и защитник, бесстрашный борец за Истину.

Данный святой причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Согласно житию, он жил в III веке н. э. и умер в начале IV века - в 303 году. Георгий родился в г. Каппадокии, который находился в то время на территории современной Турции. Вторая распространённая версия - родился в г. Лидде (первоначальное название - Диосполис), что в Палестине. В настоящее время это город Луд, находящийся на территории Израиля. А вырос святой в Каппадокии, в семье благородных и богатых родителей, исповедовавших христианство.

Что мы знаем о Георгии Победоносце

К 20 годам физически крепкий, мужественный и образованный юноша стал одним из приближённых римского императора Диоклетиана, который назначил его военным трибуном (командиром 1000 воинов).

Во время начавшихся массовых гонений на христиан он раздал всё принадлежавшее ему имущество, освободил рабов и объявил императору, что является христианином. Был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен в г. Никомидии (в настоящее время - Измит) 23.04. 303 года (по старому стилю).

Транскрипция имени святого в фольклорах народов мира

В отдельных источниках он также упоминается под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманский), Святой Георгий Лиддский (Каппадокийский), а в греческих первоисточниках как Άγιος Γεώργιος.

На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (переводимое с греческого как "земледелец") трансформировалось в четыре, разных с точки зрения законодательства, но единых, по мнению православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Подобные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело и во многих других странах. У средневековых немцев он стал Йорге, у французов - Жоржем, у болгар - Гёрги, у арабов - Джерджисом. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под именами языческими. Наиболее известными примерами являются Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.

Покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей - и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.

Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.

Хранитель земель русских

На Руси видели в Георгии особенного угодника и хранителя земель Русских, возводя его в ранг героя-полубога. По народным представлениям, святой Егорий словом и делами своими «устрояет землю светлорусскую» и, завершив эту работу, принимает её под личное смотрение, утверждая в ней «веру крещёну».

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой - царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, - который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Святой Георгий на государственных символах России

Практически до XV века этот образ, безо всяких прибавлений, являл собой герб России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.

После битвы, состоявшейся на Куликовом поле, стало считаться, что Георгий Победоносец - покровитель города Москвы.

Заняв место религии государственной, христианство присваивает святому Георгию Победоносцу, совместно с рядом иных великомучеников из сословия военного (Фёдор Стратилат, Дмитрий Солунский и т. п.), статус небесного покровителя воинства христолюбивого и идеального воина. Благородное происхождение делает этого святого образцом чести для благородного сословия во всех христианских государствах мира: для князей - на Руси, для военной знати - в Византии, для рыцарей - в Европе.

Закрепление за святым символики Иисуса Христа

Рассказы о случаях, когда святой Георгий Победоносец появлялся в качестве военачальника войск крестоносцев в Палестине, сделали его в глазах верующих полководцем всего воинства Христова. Следующим закономерным шагом стала передача ему эмблемы, изначально являвшейся эмблемой самого Христа - на белом фоне крест красного цвета. Стало считаться, что это персональный герб святого.

В Арагоне и Англии гербовые знамена Георгия Победоносца стали на длительное время официальными символами государств. На флаге Англии ("Юнион Джек") он остался до сих пор. Некоторое время он был гербом генуэзской республики.

Считается, что Георгий Победоносец является небесным покровителем республики Грузии и самым почитаемым в этой стране святым.

Фигура святого великомученика на древних монетах

Достаточно долгое время считалось, что появившиеся на русских монетах и печатях в XIII-XIV веках изображения Георгия Победоносца являлись стилизованными изображениями некоего древневизантийского святого Георгия.

Но в последнее время всё громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, который правил на Руси в начале века XIV и начал великое так называемое «монгольское завоевание». Он же Чингизхан.

Кто, когда и для чего таким образом поменял русскую историю? Оказывается, ответы на данные вопросы историкам давно известны. Произошла эта подмена в XVIII веке, во время царствования Петра I.

Чей образ чеканили на монетах Руси

В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.

Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.

Когда личность князя на Руси стала отождествляться с образом Георгия Победоносца

Известна даже точная дата, начиная с которой, на Руси великого князя стали изображать в образе Георгия Победоносца. Это годы правления Новгородского князя Юрия Даниловича (1318-1322). Монеты того периода, имевшие первоначально одностороннее изображение святого всадника с обнажённым мечом, вскоре получают на обратной стороне рисунок, именуемый чисто по-славянски - «ездеца в короне». А это ни кто иной, как сам князь. Тем самым подобные монеты и печати информируют всех, что Георгий Победоносец и Юрий (Георгий) Данилович - это один и тот же человек.

В XVIII веке учреждённая Петром I геральдическая комиссия постановляет считать, что сей победоносный всадник на эмблемах российских есть Георгий Победоносец. А в царствование Анны Иоанновны он официально начинает именоваться святым.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание - кафоликон - датируется XVI веком, новое - XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён - Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня - личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Храмы, возведённые в России в XX-XXI веке

Из построенных сравнительно недавно и также освящённых во имя святого Георгия следует упомянуть Храм великомученика Георгия Победоносца, который был заложен 09.05.1994 в честь пятидесятилетия победы нашего народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе и освящён 06.05.1995, а также храм Георгия Победоносца в Коптеве (Северный АО г.Москва). Он возведён в 1997 году в лучших традициях северного славянского зодчества XVII века. Строительство храма было приурочено к празднованию 850-летия Москвы.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Самыми первыми из дошедших до нас изображений указанного святого считаются барельефы и иконы, датированные V-VI веками. На них Георгий, как и положено воину, изображён в доспехах и обязательно с оружием. При этом верхом на коне он изображён далеко не всегда. Старейшими считаются изображения святого и икона Георгия Победоносца, обнаруженные в монастырском храме коптов, находящемся в городе Аль Бавити (Египет).

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки - чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.

Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Гипотеза возникновения истории о победе святого над змием

Однако официальная церковь проявляла крайнюю настороженность и негативное отношение к иконам, содержащим изображения иносказательные. В 692 году Трулльский собор официально подтвердил это. Скорее всего, после него и появилась легенда о победе Георгия над чудовищем.

В религиозной трактовке именуется «Чудо о змие» эта икона. Георгий Победоносец (фото иконы приведено в статье) так и не отрекся от веры истинной, несмотря на все искушения, которым его подвергли мучители. Именно поэтому данная икона не один раз чудесным образом помогала христианам в опасности. На данный момент существует в нескольких вариантах икона Георгия Победоносца. Фото некоторых из них вы можете видеть на этой странице.

Каноническая икона с изображением данного святого

Изображение, считающееся классическим, представляет собой святого, который сидит верхом на коне (чаще всего белом) и поражает копьём змея. Именно змея, что особенно подчёркивают служители церкви и учёные-геральдисты. Поскольку дракон в геральдике - персонаж всегда положительный, а вот змей - только отрицательный.

Сказание о победе святого над змием трактовалось не только в прямом смысле (к чему склонялись на Западе, используя данную трактовку для возрождения и культивирования приходящего в упадок института рыцарства), но и иносказательно, когда освобождённая царевна ассоциировалась с церковью, а повергаемый змий - с язычеством. Ещё одна трактовка, имеющая место, - это победа святого над собственным эго. Вглядитесь - вот он, святой Георгий Победоносец. Икона говорит сама за себя.

Почему святого Георгия народ признал хранителем земли русской

Было бы ошибкой связывать высочайшую популярность данного святого исключительно с «переложенным» на него языческим наследием и сказочно-мифологической узнаваемостью. Тема мученичества не оставляла равнодушными прихожан. Именно рассказу об этой стороне «подвига духа» посвящены весьма многочисленные иконы Георгия, известные широкой общественности гораздо менее канонических. На них, как правило, сам святой, изображённый в полный рост, располагается в центре, а по периметру иконы располагается, аналогично раскадровке, череда так называемых «житейских клейм».

И сегодня весьма почитаем Георгий Победоносец. Икона, значение которой может трактоваться по-разному, имеет демоноборческий аспект, составляющий основу культа указанного святого. Он всегда ассоциировался на Руси с непримиримой борьбой против иноземных завоевателей. Именно поэтому Георгий в XIV-XV веках становится на Руси чрезвычайно популярным святым, символизирующим именно бойца-освободителя и защитника народа.

Школы иконописи

В иконографии, посвящённой святому Георгию, существуют восточное и западное направления.

У последователей первой школы изображен более духовно Георгий Победоносец. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша весьма среднего телосложения, очень часто безбородый, не имеющий на себе шлема и тяжёлых доспехов, с тонким копьём в руках, восседающий на нереалистичном коне (духовная аллегория). Он без видимого физического напряжения пронзает своим копьём столь же нереалистичного, как и его конь (тоже духовная аллегория), змея с лапами и крыльями.

Вторая школа изображает святого более приземлено и реалистично. Это в первую очередь воин. Мужчина с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, с толстым копьём на могучем и вполне реалистичном коне, с прописанным физическим усилием пронзает своим тяжёлым копьём почти реалистического змея с лапами и крыльями.

Обрести веру в победу в годы тяжёлых испытаний и неприятельских нашествий помогает людям молитва Георгию Победоносцу, в которой они просят святого об охранении жизни ратных людей на поле битвы, о покровительстве и защите в делах ратных, о защите государства российского.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Образ святого на монетах современной России

Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, - Георгий Победоносец - прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.

Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, - благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.

Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса - 7,89 г, При этом золота - не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты - 3 рубля. Масса - 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.

Памятники Георгию Победоносцу

Это раздел для тех, кто хотел увидеть памятник Георгию Победоносцу. Фото некоторых существующих монументов, установленных этому святому по всему миру, приведены ниже.

В России всё больше мест, где устанавливаются памятники святому великомученику Георгию Победоносцу. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную статью. Вашему вниманию предлагается несколько памятников, расположенных в разных уголках России и за её пределами.

1. В Парке Победы на Поклонной горе (Москва).

2. В Загребе (Хорватия).

3. Город Большеречье, Омская область.


Top