Единый расчетно вычислительный центр создание правовая основа. Создание расчетно-кассового центра. «Это не его инициатива, это поручение президента»

Одной из наиболее актуальных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги. О деятельности информационно расчетных центров и контроле их работы расскажет эта статья.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как контролируется работа информационно-расчетных центров ЖКХ
  • Важная информация о деятельности единого расчетного центра в сфере ЖКХ

Минстроем России подготовлен законопроект, которым предусматривается, что информационно расчетные центры ЖКХ осуществляют деятельность по начислению (расчету) платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формированию и предоставлению платежных документов и (или) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, организации расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги.

Создание законодательных основ для деятельности информационно-расчетных центров ЖКХ (ИРЦ), не являющихся управляющими и ресурсоснабжающими организациями, рассматривается в качестве варианта решения этой задачи.

  • Принятие вымороченного имущества в муниципальную собственность

В целях упорядочения и контроля за деятельностью информационно-расчетных центров ЖКХ законопроект предусматривает создание в субъектах РФ реестров информационно-расчетных центров. В качестве ИРЦ свою деятельность могут осуществлять только лица, включенные в такие реестры. При этом включение в реестры производится в уведомительном порядке на основании заявления, которым заинтересованное лицо информирует уполномоченный орган государственного жилищного надзора субъекта РФ о начале осуществления деятельности в качестве ИРЦ и декларирует соответствие предъявляемым к ИРЦ требованиям.

Устанавливаемые законопроектом требования к информационно-расчетным центрам ЖКХ обоснованы необходимостью обеспечения их финансовой дисциплины и устойчивости, а также гарантированного получения денежных средств, вносимых за коммунальные услуги и жилые помещения, непосредственными поставщиками коммунальных ресурсов.

Так, законопроектом в качестве требования к деятельности ИРЦ предусмотрено наличие уставного капитала в размере не менее 2 млн руб., а также обеспечения исполнения обязательства (в виде банковской гарантии или поручения).

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В настоящее время, по экспертным оценкам, ИРЦ обеспечивают расчеты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в основном в разрезе по городам (в сельской местности практически не представлены). Средний объем рынка ЖКУ в городах - 600–700 млн руб. в месяц. При этом, как правило, один расчетный центр обслуживает примерно 20% рынка региона (125 млн руб./мес.) (на основе выборки по регионам: Волгоградская, Иркутская, Кировская, Калужская, Кемеровская, Тульская, Орловская области, республики Марий Эл, Чувашия, Дагестан). В связи с этим в законопроекте предусмотрено наличие обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия, поручительство) на сумму, эквивалентную 100 млн руб.

Установленное законопроектом требование о наличии зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 2 млн руб. позволит исключить выход на рынок компаний-однодневок. Установление требований о наличии обязательного обеспечения призвано гарантировать полноценную имущественную ответственность перед контрагентами без обращения к средствам уставного капитала, минимизировать риски неполучения исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями причитающихся им денежных средств.

  • Предоставление земельных участков многодетным семьям

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что информационно-рсчетные центры ЖКХ не вправе принимать и аккумулировать на своих собственных счетах средства, вносимые в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аккумуляция и расщепление денежных средств, вносимых в счет оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, должны осуществляться только профессиональными участниками рынка - т. е. кредитными организациями в порядке банковских переводов в соответствии с законодательством о банковском деле непосредственно на счета получателей платежей.

Взаимодействие информационно-расчетных центров ЖКХ, кредитных организацией, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, выстраивается в соответствии с правилами, устанавливаемыми ИРЦ. Указанные правила являются гражданско-правовым договором, который потенциальные участники могут принять на основании договоров присоединения, заключаемых в порядке ст. 428 ГК РФ.

На ИРЦ также возлагается обязанность размещать в государственной информационной системеЖКХ, в частности, следующие виды информации:

    о стоимости оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему ремонту с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости;

    о стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости.

В этих целях законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Для обеспечения требований, устанавливаемых к ИРЦ, законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение порядка осуществления деятельности в качестве ИРЦ.

С целью исключения ситуаций нелегального осуществления деятельности в качестве ИРЦ законопроектом предполагается наложение административной ответственности на лиц, осуществляющих функции ИРЦ без включения в реестр, в виде штрафа до 300 тыс. руб., а при повторном совершении такого правонарушения - приостановление деятельности на срок до 90 дней.

За нарушение установленных требований ИРЦ подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере до 250 тыс. руб., а также исключению из реестра.

Функции по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, предлагается возложить на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, за исключением дел, предусматривающих приостановление деятельности, а также дел о нарушении требований к деятельности ИРЦ. Рассмотрение данных дел предлагается отнести к полномочиям судебных органов.

Данный проект разработан Минстроем России в инициативном порядке и проходит согласительные процедуры, после чего планируется его внесение на рассмотрение в Государственную Думу.

Материал подготовлен М.Э. СЕМЕНОВЫМ, советником генерального директора ООО «РКС-Холдинг»

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал «круглый стол» на тему «О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)».

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, компании «Интер РАО», гарантирующих поставщиков, экспертных организаций.

Провел заседание член Комитета СФ по экономической политике Юрий Липатов .

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 апреля 2017 года (Протокол № 122)

В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Интер РАО», гарантирующих поставщиков, экспертных организаций, средств массовой информации.

Цель «круглого стола» – обсуждение актуальных вопросов и существующих проблем в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, законодательного регулирования в данной сфере, а также возможности создания региональных центров для расчетов за жилищно-коммунальные услуги на базе гарантирующих поставщиков.

В настоящее время на территории Российской Федерации неплатежи за энергетические ресурсы являются одной из ключевых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем приоритетной задачей стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение платежной дисциплины.

Во многих субъектах Российской Федерации остро стоит вопрос в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы. Одной из причин возникновения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) является создание посредников в виде управляющих организаций между населением и РСО.

Система расчетов населения за коммунальные услуги такова, что денежные средства поступают РСО от управляющих организаций со значительной задержкой или вовсе не поступают. Собранные средства идут на оплату иных расходов, не связанных с поставкой коммунальных ресурсов, или аккумулируются на счетах недобросовестных управляющих организаций. При этом взыскать указанные средства практически невозможно.

Анализ опыта создания и функционирования расчетных центров в разных регионах позволяет отметить, что при переходе на Единый платежный документ сборы возрастают на 10–20%, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты управляющих и ресурсоснабжающих организаций на содержание абонентских служб. Расчетные центры позволяют повысить уровень собираемости платежей с 70–80% до 100% за счет минимизации цепочки «поставщик-потребитель».

Наиболее существенные факторы, вызывающие увеличение собираемости платежей, носят как экономический, так и психологический характер, в частности:

Уменьшение числа платежных документов (квитанций) к оплате;

Возможность авансовой оплаты квитанций;

Многообразие форм оплаты (наличными в кассах, через банкомат, платежные термины, вычетами из заработной платы и т. д.).

Система единых информационно-расчетных центров (далее – ЕИРЦ) – это единый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, единая схема обслуживание клиентов, а также единый стандарт работы по снижению дебиторской задолженности населения.

В одно и то же время будет осуществляться обзвон населения, печать долговых платежных документов, уведомлений, подготовка дел для передачи в суд, взаимодействие с судебными приставами, централизованная работа по ограничению коммунальных услуг злостным неплательщикам. А если должник не реагирует, то готовится иск в суд. После вынесения судебного решения могут описать имущество, ограничить выезд за границу и даже выселить из квартиры. Персонифицированный подход позволяет работать целенаправленно с конкретным должником.

Кроме того, важной задачей в развитии системы ЕИРЦ является реализация схемы распределения денежных средств – «расщепление» поступающих денежных средств за коммунальные услуги непосредственно в адрес поставщиков услуг. Исключение аккумуляции денежных средств на счетах управляющих организаций в свою очередь реализует положения п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг». Такой порядок расчетов способствует недопущению роста задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Именно поэтому поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 февраля 2016 года Пр-278 Министру энергетики РФ А.В. Новаку было поручено обеспечить разработку и утверждение «дорожной карты», предусматривающей создание системы расчетных центров на базе гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые в настоящее время успешно реализуют схему централизованного «расщепления» поступающих денежных средств за коммунальные услуги.

Основной стратегической целью ЕИРЦ, сформулированной еще несколько лет назад, является обеспечение максимально высокого уровня качества расчетно-информационного обслуживания жителей и обслуживающих их организаций – управляющих организаций.

Следует отметить, что колоссальный пласт работы – это взаимодействие с населением, предоставление консультаций по вопросам начислений, перерасчетов, оформления документов жилищного учета. При соответствующей программно-технологической поддержке эта решается силами фронт-офисов ЕИРЦ. Например, Екатеринбургский ЕИРЦ включает в себя 21 районное отделение по приему жителей с почти сотней специалистов, несколько специализированных Call-центров, а также центр обработки запросов, который включает в себя юрисконсультов, экономистов и иных специалистов.

Кроме того, в настоящее время достаточно динамично развиваются дистанционные способы обслуживания жителей, посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет». Так, в Московской области число зарегистрированных клиентов в Личном кабинете клиента ежеквартально увеличивается в среднем на 5–6%.

Единый информационно-расчетный центр сегодня – это развитая система интеллектуальных, программных, технологических и организационных решений, позволяющая не только управляющим организациям и поставщикам услуг, но и городу (области) в целом, справляться с задачами разного уровня.

В настоящее время ЕИРЦ существуют практически во всех городах страны. Расчетные центры внедрены и успешно реализованы на территории Москвы, Казани, Новокузнецка, Челябинска, Иркутска, Красноярска, Саратова, Нижегородской и Тамбовской области, Екатеринбурга. В Московской области создание Единого информационного расчётного центра на базе гарантирующего поставщика ПАО «Мосэнергосбыт», располагающего обширной сетью расчётных центров и центров поддержки населения, имеет положительный опыт.

Наряду с успешными достижениями системы ЕИРЦ выявляются и проблемы. Так, в настоящее время в жилищном законодательстве закреплено, что управляющая организация сама вправе решать осуществлять организацию сбора денежных средств посредством ЕИРЦ или нет, что дает основание для продолжения действий недобросовестных управляющих организаций. Зачастую в отказе от услуг ЕИРЦ участвуют и органы местного самоуправления, которые также контролируют денежные потоки подконтрольных муниципальных предприятий ЖКХ.

Участники «круглого стола» отмечают положительные системные наработки правительств Московской, Ленинградской областей и Республики Башкортостан по созданию и функционированию в данных субъектах Российской Федерации ЕИРЦ, призванных упорядочить деятельность финансовых расчетов за жилищно-коммунальные услуги и привести качество обслуживания населения к единым стандартам.

В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

Законодательно урегулировать обязательность ЕИРЦ в субъектах Российской Федерации, определив, что создание ИРЦ осуществляется на конкурсной основе или в форме государственного учреждения по решению субъекта Российской Федерации;

В целях унификации предоставляемых ЕИРЦ услуг определить единые требования, предусматривающие в том числе регулирование стоимости услуг на государственном уровне (уровне субъекта) и использование специального (транзитного) счета для распределения (расщепления) банком собираемых денежных средств не менее, чем один раз в сутки;

Обеспечить внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих в составе тарифов тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения расходы на организацию деятельности ИРЦ, агентов, выполняющих функции ЕИРЦ и банков, осуществляющих расщепление;

Обеспечить включение в предмет государственного жилищного надзора создание и деятельность ЕИРЦ.

21.12.2016 г. 17:29

Никита Смирнов

/ 6

19 декабря Минстрой выложил для публичного обсуждения законопроект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412), который должен полностью изменить порядок расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными является две вещи:

1. Прямые договора и платежи ресурсо-снабжающим организациям (РСО).

2. Четкое определение, что такое расчетный центр и как он должен работать.

Это практически полностью может воплотить те идеи, которые я долгие годы доносил до федеральных структур. Естественно, такое событие нельзя оставить без внимания и поэтому в данной статье подробно разберем основные моменты. Перед тем как перейти к самому законопроекту, рекомендую ознакомиться с материалом «Выход из кризиса в ЖКХ» (), где вы увидите практически идентичную схему работы.

Один ЕПД и жесткий контроль со стороны Правительства РФ

Прежде всего стоит сказать о том, что законопроект усиливает влияние Правительства РФ в сфере ЖКХ и снижает влияние региональных властей, что, безусловно, является плюсом. В частности единый платежный документ (ЕПД) теперь будет утверждать только федеральное Правительство - п.4 ст.155 Проекта:

«Правила предоставления единого платежного документа, в том числе единого платежного документа в электронной форме, отказа от предоставления единого платежного документа на бумажном носителе, возврата к предоставлению единого платежного документа на бумажном носителе, типовая форма единого платежного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации»

Кто знаком с моими расследованиями в отношении «МосОблЕИРЦ» знает, что те до сих пор прикрываются формой ЕПД, которую утвердили региональные власти, наплевав на федеральную форму. Если федеральный ЕПД конкретен и, к примеру, полностью исключает возможность работы мошеннических расчетных центров (см. «Новая форма платежного документа исключает расчетные центры» - http://nikopol8.livejournal.com/105127.html), то региональный ЕПД, наоборот, содержит массу резиновых и неопределенных терминов, а также противоречит законодательству. Что открывает путь для коррупции и мошенничества.

Выставлять ЕПД имеет права лишь информационно-расчетные центры (ИРЦ), о которых поговорим ниже. Главное, что новая норма больше не позволит региональным властям выпускать свои липовые ЕПД и творить в регионе беспредел в ЖКХ.

К ЕПД люди относятся по-разному, далеко не все хотят получать единый платежный документ, а готовы платить по 10-ти квитанциям. И тут Проект нас может порадовать (п. 5 ст. 155):

«Собственник помещения в многоквартирном доме или жилого дома вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обратиться к ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, иному лицу, оказывающему услуги или выполняющему работы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме , региональному оператору с заявлением о предоставлении отдельного платежного документа для внесения соответствующей платы. В этом случае вид платы, по которому собственнику предоставляется отдельный платежный документ, не включается в единый платежный документ».

Конечно, без конкретизации порядка, о котором сказано в этом пункте, сложно понять идет речь о простом письменном заявлении собственника или необходимо собирать какие-то документы, обосновывать свое желание и т.д. Стоило бы данный порядок сразу предусмотреть в статье, он не должен быть сложным. Тем не менее, данная норма позволяет полностью уйти от ЕПД, и радует тот факт, что нет никаких «но», а значит лица, к которым поступит соответствующее обращение, не вправе отказать.

Прямые договора с РСО

п. 7 ст. 155 Проекта:

«Плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами»

п. 2 ст. 157.2 Проекта:

«Договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, заключаются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени»

То есть мы переходим не просто на прямые платежи, но и на прямые договора! Поскольку о выгоде этой системы говорилось не раз, не буду снова повторяться - в материале «Выход из кризиса в ЖКХ» () вы можете подробно об этом прочитать.

Причем типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ (п.4 ст.157.2) и процесс их заключения автоматический:

«Договор ресурсоснабжения заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом заключение договора в письменной форме не требуется. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения собственника помещения в многоквартирном доме к сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»

В пунктах 8-13 ст. 157.2 Проекта также более подробно расписывается ответственность ресурсо-снабжающих организаций. Сейчас же она полностью размыта и все шишки достаются управляющим компаниям.

Данные изменения являются самыми главными и революционными, именно в этом будущее ЖКХ, и чем скорее мы перейдем на прямые отношения с ресурсниками, тем быстрее сможем решать и следующие проблемы.

Однако хочу напомнить, что ранее уже вносился похожий проект

(http://nikopol8.livejournal.com/141129.html), который в итоге был похоронен в кабинетах. На одном из федеральных мероприятий мне удалось пообщаться с сотрудником Минстроя, который рассказал о причинах, почему проекту так и не подарили жизнь. (Он как раз над ним работал). Удалось немного поговорить и на тему ИРЦ. Читая данный проект, вижу, что и тут федералы услышали здравые предложения. Главное, чтобы и новый проект не похоронили.

«Смерть» незаконных расчетных центров

Самым спорным моментом Проекта является раздел, посвященный информационно-расчетным центрам (ИРЦ). Совершенно очевидно, что это ненужный посредник, но, к сожалению, Правительство РФ уж очень хочет таким образом централизовать выставление квитанций. В Москве с Единым платежным документом, насколько мне известно, все хорошо, может это и неплохая идея. Однако очевидно, что в будущем все расчеты будут происходить в режиме онлайн и ЕПД будет вообще не нужен.

Самое главное, что Проект четко определяет, что же такое ИРЦ (п. 2 ст. 155.1):

«Под деятельностью информационно-расчетных центров понимается сбор сведений о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги , полученных от ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора, формирование, печать и доставка единого платежного документа лицам, указанным в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, а также организация обмена информацией с кредитными организациями, платежными агентами и банковскими платежными агентами с участием которых вносится плата за коммунальные услуги и жилое помещение. При этом зачисление денежных средств, вносимых в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единому платежному документу, производится кредитными организациями в порядке переводов в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности на расчетные банковские счета лиц, которым в соответствии с настоящим Кодексом подлежит внесение такой платы, без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра» .

Таким образом, ИРЦ становится просто информационным центром, а не кассой. Такой ИРЦ никакой опасности для денег не представляет. Когда выпуск квитанций, касса и зачисление находится в одних руках, это приводит к воровству, которое мы и наблюдаем в Подмосковье.

Теперь же ИРЦ никакого отношения ни к кассе, ни к зачислению не будут иметь. Более того, четко написано, кому вносится плата за услуги, и всякие ЕИРЦ теперь не смогут передернуть закон. Причем зачисление могут осуществлять только КРЕДИТНЫЕ организации, иными словами банки. Простой платежный агент не является кредитной организацией и не осуществляет операцию по зачислению денег. Это и сейчас четко прописано в ФЗ №103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", однако с Жилищным кодексом не было четкой привязки, теперь она появляется. Уверен, что именно против этого пункта будут бороться лоббисты воровских расчетных центров. В новом виде, полагаю, ИРЦ имеет право на жизнь.

И самое главное - концовка последней выдержки: «без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра». Это означает полное поражение «МосОблЕИРЦ». Кроме того все ИРЦ должны будут соответствовать определенным Правительством РФ требованиям и находиться в открытом реестре (п.7 ст.155.1):

«Сведения, содержащиеся в реестре информационно-расчетных центров субъекта Российской Федерации, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в системе».

Правительство РФ также определяет порядок работы и обмена информацией расчетных центров. И поскольку реестр размещается на сайте Государственной жилищной инспекции, то теперь ГЖИ не сможет закрывать глаза на работу расчетных центов.

Пожалуй, это главные плюсы ИРЦ, а теперь поговорим о минусах. К сожалению, Проект предусматривает ИРЦ в виде монополиста на весь регион, хотя в законе и написано, что их может быть несколько, но…. Конкурс по отбору ИРЦ проводят региональные власти согласно порядку, утвержденному Правительством РФ. Также областное правительство может учредить свой (свои) ИРЦ. В этом случае они будут в форме ГУПов, тут уже хитрить не получится, поскольку в Проекте также устанавливается субсидиарная ответственность региональных властей (п. 5 ст. 155.1):

«По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) субъектом Российской Федерации может быть создан информационно-расчетный центр или несколько информационно-расчетных центров , каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение созданных им информационно-расчетных центров обязанностей , установленных законодательством Российской Федерации».

Из плюсов можно выделить то, что типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ, он будет публичным и полностью открытым, а значит не будет такого, что в одном городе ИРЦ берет за работу 1%, а в другом 3%. Однако такая монополия все же может привести к тому, что у ИРЦ будет достаточно ощутимый процент, который он заберет в ущерб текущего ремонта. Каким образом будет осуществляться оплата работы ИРЦ и сколько в итоге она будет стоить - непонятно.

Считаю важным отметить, что расчетные центры будут обязано застраховать убытки (п. 9 ст.155.1):

«Ответственность информационно-расчетного центра за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения информационно-расчетным центром своих обязанностей, должна быть застрахована в российской страховой организации за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

Очень смущает меня вот этот пункт:

«В случае, если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации создан информационно-расчетный центр, который осуществляет деятельность по предоставлению платежных документов не менее одного года и при этом многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации предоставляется услуга по расчету (перерасчету) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, положения части 2 настоящей статьи не применяются. Такой информационно-расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными статьей 1551 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия решения субъектом Российской Федерации о проведении конкурса по отбору информационно-расчетного центра и определения победителя такого конкурса».

Вообще «МосОблЕИРЦ» не отвечает этим требованием, он даже не создан правительством Московской области, но мы же знаем, как наши региональные власти относятся к законам, и тут, возможно, начнутся хитрости. Правда, не думаю, что «МосОблЕИРЦ» будет заинтересован работать в таком правовом поле, ибо тут они не будут получать деньги на свои счета и орудовать миллионами, да и ответственность появляется.

Подведение итогов

Пока это лишь проект, документ еще может быть изменен. Я уже готовлю свои поправки, которые обязательно выложу на официальном сайте, рекомендую и вам там высказать свои мысли.

Описанное выше - это мое субъективное мнение, которое основано исключительно на законодательстве. Конечно, у других юристов может быть иное мнение. Но опасайтесь провокаторов, которые явно работают в интересах мошеннических расчетных центров и задача которых - дискредитировать этот законопроект. В интернете уже гуляют некоторые эмоциональные вбросы. Для полной картины обязательно прочтите документ сами, причем не нужно читать все 33 страницы, нас интересует лишь изменения в статье 155 (стр. 3-14), статья 157.2 (стр. 17-23) и концовка (стр. 28-33).

На мой взгляд, это отличный документ, который нам очень нужен и поэтому надо добиваться его принятия.

В связи с этим хочу призвать всех активных граждан, УК, ТСЖ, Администрации поселений, Советы депутатов, отдельных депутатов поддержать данный законопроект. Если вы с чем-то принципиально не согласны - присылайте в Минстрой свои предложения и пожелания. Обязательно отпишите на сайте, где сейчас происходит публичное обсуждение законопроекта. Уверен, что Минстрою нужна общественная поддержка, чтобы он смог провести этот проект через Госдуму. Поэтому наша задача привлечь как можно больше внимания к нему и не позволить лоббистам мошеннических расчетных центров заблокировать этот законопроект.

Правда всегда побеждает в итоге, но это не всегда быстрый процесс. Как бы ни пафосно это звучало - сегодня мы участвуем в написании истории новой системы ЖКХ, и прямые платежи - это первый шаг к победе.

Никита Смирнов, депутат города Сергиев Посад

Если вы решили создать расчетно-кассовый центр в своем городе и хотите зарабатывать на организации обслуживания населения, то вам нужно знать следующие моменты:

Для того, что бы начать нормальную и стабильную работу вам стоит оценить свои возможности на данный момент и потенциальное количество лицевых счетов, которые вы сможете обслуживать в дальнейшем. Как показывает многочисленная практика, такой бизнес начинает приносить доход только тогда, когда у вас есть 27-28 тыс. лицевых счетов, а это порядка 80-110 тыс. населения. Для того чтобы создать подобный расчетно-кассовый центр, первое что вам нужно это согласие и разрешение муниципальной власти.
Далее стоит занять четкую позицию по поводу формирования основной доходной базы. Вариантов может быть несколько:

Возможность открыто включать услугу РКЦ в текущий тариф на ремонт или содержание помещения или жилого дома, иными словами «тариф на управление».
Отдельная абонентская плата за обслуживание каждого лицевого счета.
Возможность сбора денег за обслуживание лицевого счета плюс дополнительный процент от уже собранных денег, иными словами «комбинированная схема».
Сбор процентов от начисленных средств.
Дополнительный процент от уже собранных средств.

Наиболее распространенной и широко используемой является схема по сбору дополнительных процентов с уже собранных средств. Так как она понятна абсолютно всем участникам сделки, а РКЦ держит ориентацию на максимальный процент от забора денег. Как показывает личный опыт многих расчетно-кассовых центров, оптимальный размер в который уже входит оплата за собранные средства и банковская комиссия, составляет примерно 4-4,5%. Хотя каждая поданная схема имеет свои плюсы и минусы. При создании РКЦ, вам придется учитывать все нюансы и выбирать для себя самый оптимальный вариант.
Далее вам необходимо строго определится с основным якорным клиентом, который будет обеспечивать вам до 80% всего оборота. В основном, если есть в наличии декларируемое согласие местных муниципальных органов, то такими клиентами выступают крупные организации, которые занимаются управлением. Оптимальный вариант, если подобных организаций сразу несколько. Но так или иначе потенциальные якорные клиенты в первую очередь должны увидеть выгоду для себя от работы с создающимся РКЦ. Такими выгодами могут стать:

Значительное сокращение затрат на биллинг. Для этого вам необходимо переубедить организацию в том, что перенос биллинга на аутсоринг это огромная выгода и экономия денег. Именно для таких случаев хорошо подойдет пример с аналогичным клиентом.

Процент за предоставленные услуги РКЦ, стоит делать такой выгодный, что бы организация заинтересовалась в работе с вами.

Работая с РКЦ клиентам нужно предоставлять дополнительные услуги или выгоды. Это могут быть юридические услуги, услуги по взысканию задолженностей или любые другие.
Также необходимо выбрать топологию офисов РКЦ. Существует три варианта:

Основной или центральный офис, в котором располагаются все сервера, и происходит регулярный и стабильный прием граждан.

Абонентский офис, в который могут обратиться все граждане и задать интересующие их вопросы по поводу лицевых счетов.

Пункт приема платежа, в котором можно вносить плату.

Терминалы, которые могут находиться по всему городу и размещаться где угодно.

При создании РКЦ также стоит подписать договоренность с банками о размере комиссии за прием платежей и о принципе документооборота. Средняя комиссия Сбербанка становит 1,5-2%. Если обороты будут частыми и большими, то возможно снижение процентов до 0,8-0,9%. Если вам удастся договориться о такой комиссии, то это выступит дополнительной мотивацией для якорных клиентов и заинтересует их в работе с вами.

Все вышеперечисленные моменты организации относятся к классической схеме создании РКЦ. Это когда все клиенты РКЦ являются управленческими организациями и работают по подписанным агентским договорам. Возможны так же варианты работы напрямую с непосредственными поставщиками ресурсов. Однако, такая схема работы более сложная, так как нуждается в подробном юридическом сопровождении, так как она противоречит Жилищному Кодексу и Постановлениям Правительства №307 и №354.

Для создания РКЦ вам необходимо составить подробный бизнес-план. В составленном бизнес-плане должна отражаться следующая информация:

Планируемый ежемесячный оборот РКЦ
Мощность и возможности административного ресурса
Планируемые инвесторы
Возможности для будущего кредитования РКЦ
Предлагаемые условия для работы якорным клиентам
Возможные и допустимые ошибки в работе РКЦ.

И только после всего выше перечисленного можно приступать к формированию ПО, так как вы уже знаете на какие финансы и силы можете рассчитывать.


Top