Причины и последствия крещения. Принятие христианства на руси

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт - князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Сварог
  • Жив и Жива
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года


Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

христианство русь владимир православие

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться, и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало к консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть».

В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца X в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом, Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения - духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом «о благодати», заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь «блаженного» князя Владимира и его сына Ярослава.

В период, определяемый концом X и XI веков, когда в Приднестровье складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.

Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена, была из Византии вместе со студийским уставом, показывает происхождение названий многих из них.

Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей - греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой христианской княгине - Ольге. Другим образцом светской постройки могут служить «Золотые ворота», воздвигнутые Ярославом, от которых сохранились только развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности ученики русские отмечает И.Грабарь, - сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань). Тем не менее, русские работы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов, а их тематика в большинстве случаев церковная».

Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета. Источники, откуда черпались греческими архитекторами (а что именно греческие архитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершенно точные указания в современной литературе) творческие мотивы их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедевры мирового искусства, как собор св.Софии и так называемая Кахриэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе, собор св.Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин.

Крещение Руси оказала большое влияние и на повседневную жизнь русского народа. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий-храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы по сравнению с блистающим на пути «из варяг в греки» Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота - символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во времена Владимира I.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.

В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» - воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами…

Господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений , создания прочного гос-ва и укрепления власти князя.

Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин , а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

Принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

Древнерусское государство: социально-экономическое и политическое развитиеОснову хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличится спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла – обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников – оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой – страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.Основные классы феодального общества в Киевской Руси: феодальный, рабовладельческий и патриархальный. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIVв. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община – вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу – помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям – рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.Городское население также попадает в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег – превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.Внешняя политика.Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь (Царьград) в 838 году в столицу Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики.В 907 году Киевский новгородский князь Олег (882-912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого кроме киевской дружины вошли отряды зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники-варяги (найм варяжских отрядов, в основном дружин шведских викингов, продолжался в течение всего X-начала XI веков; часть наемников, обогатившись на службе у киевских князей, возвращалась на родину, часть оседала на Руси, вливаясь в ряды древнерусского дружинного слоя, подобно тому, как это произошло во второй половине IX века, с дружинниками Рюрика). Результатом похода, в ходе которого были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 годах выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные "Повестью временных лет" – древнерусской летописью начала XII века – самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 года, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911 года регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. В договоре имеются ссылки на "Закон русский" – внутренние правовые нормы формирующегося Древнерусского государства.Преемник Олега князь Игорь в 941 году совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве. Тогда в 944 году русский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Текст договора 944 года также сохранился в летописи.Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году (вопрос о датировке спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Но этот акт не повлек за собой массовое крещение населения Руси.Необычайной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги Святослава (945-972; он оставался язычником, несмотря на уговоры матери). В 964 v 965 годах Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на волгу, разгромил Волжскую Булгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян в Хазарский каганат. Это некогда могущественное, но уже ослабевшее к тому времени государство не выдержало натиска (были взяты Итиль и Саркел). Разгром Хазарии доверщили кочевники-печенеги. Святослав покорил также северо-кавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов) и положил начало русскому тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).Внутренняя политика.После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная – административно-налого­вая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно расп­ространенная прежде, была отменена и замене­на систематической уплатой дани, которая со­биралось в административных центрах (по­гостах) специальными чиновниками прави­тельства (тиунами). Ольга ездила в Констан­тинополь в 955 г. и приняла там христианство. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро­полк (972-980 гг.). Своей главной задачей Яро­полк считал объединение всей державы, и вся­чески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осу­ществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с побе­дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга­ми. Владимир остался единовластным правите­лем державы.

Крещение Руси: причины, ход, последствия

Крещение Руси – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Процесс христианизации народов Российской империи был длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-ти последующих веков.

Причины:

1. Необходимость духовного объединения для создания централизованного государства.

3. Утверждение феодальных отношений (христианство поощряло отношения господства и подчинения).

6. Потребность в повышении морально-нравственного, культурного уровня общества.

6. Роль также сыграли длительные экономические и политические связи с Византией, её географическая близость.

Ход: христианизация на Руси продолжалась последующие 9 веков. На частях территорий христианство устанавливалось силой, при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшихся подвергали репрессиям.

Последствия:

1. Появление двоеверия (синтез языческих и христианских ценностей).

2. Сближение с Византией (в то же время отдаление от европейского католического мира).

3. Культура (развитие зодчества, живописи, проникновение византийской культуры).

4. Развитие церкви, ее внедрение и последующее влияние на все сферы жизни общества.

5. Снижение уровня эксплуатации (стали лучше относиться к человеческой личности, ценностям)

Почему древние цивилизации возникали в долинах великих рек? Благодаря плодородию почвы, которое натолкнуло наших предков на мысль заняться земледелием. Примерно так нам объясняли этот факт в школе на уроках истории. Но это всего лишь одна из теорий. Существует много других, некоторые из которых не менее правдоподобны. Согласно одной из гипотез, именно там пролегали древние тропы, настоящие магистрали, по которым задолго до нашей эры передвигались огромные стада животных. Если в привычных для них местах обитания наступала засуха, они вынуждены были искать спасения, перемещаясь зачастую за тысячи километров. Существовало множество причин для такой миграции. Землетрясения, наводнения, извержения вулканов. И были места, где скопления животных были такими массовыми, что люди основали там постоянные охотничьи стойбища. В междуречьях, например, как между Тигром и Евфратом. А чтобы полностью не зависеть от направления миграции своей добычи, они начали создавать запасы пищи, осваивая земледелие и скотоводство.

Таких трансконтинентальных магистралей было несколько. Одна из них вела на север, в приарктические области и обратно. Днепр, Дунай, Волга и великие сибирские реки были для древних охотников не менее привлекательны, чем Нил или Янцзы. Особенно если в Заполярье тогда был намного более тёплый климат, а в этом сейчас сходится большинство учёных. Именно эти реки и стали позднее родиной русской цивилизации. Суровый климат надолго задержал её развитие, но он же вырабатывал навыки выживания в условиях, которые стали бы для жителей Месопотамии неприемлемыми.

С Карпат на Оку

Возможно, первые жители Руси двигались с Карпат и Днепра, постепенно заселяя северные и восточные земли. Часть племён избрала северный сухопутный путь. Здесь, почти в центре будущего русского государства, этот путь пересекался с дорогой от Валдая к Арарату и дальше, в Западную Азию и Африку. Поворот в Скандинавию тоже оказался в пределах Руси. Когда на этой территории возникли первые очаги цивилизации?

В конце XIX века в верховьях рек и Днепр были найдены сосуды с нанесёнными на них неизвестными письменами. Возможно, это первые, ещё праславянские письмена. Но материальные памятники существовавших там культур в сыром и влажном климате быстро разрушались. Кроме того, основным строительным материалом жителей этих территорий всегда было дерево. Таким образом, крещение Древней Руси, при всём огромном значении этого факта, не стало основной причиной появления государства, сейчас именуемого Россией. А какое значение имело это событие? Предпосылки, причины и последствия крещения Руси будут рассмотрены далее.

Варяги и булгары

Вряд ли его могли создать из ничего и варяги, что до недавнего времени считалось исторической реальностью. Хотя бы потому, что они оказались неспособны к созданию государства даже у себя на Родине, в Скандинавии. Рюрик с дружиной захватил Ладогу и Новгород в 862 году. Вряд ли эти же люди угрожали Константинополю в рядах дружины Олега в 911 году. Там могли быть их потомки, ассимилировавшиеся в многочисленных племенах славян, осваивавших земли на севере. До этого здесь жили разрозненные финно-угорские племена. Но территория была настолько большой, что никаких значительных военных столкновений между пришельцами и уже осевшими на северо-востоке людьми не произошло. Первые города на этой территории были построены восточными славянами. Известно только одно государство, которое мешало продвижению Руси на восток. Это Волжско-Камская Булгария. Столкновения с ней в X веке не привели к победе ни одной из сторон.

Русь при Ярославе

До сих пор не стихают споры насчёт географической принадлежности России. Известный историк Арнольд Тойнби считал нашу страну одной из двух христианских цивилизаций, братом-близнецом западной, европейской. Но западные братья до сих пор понимают Россию не больше, чем во времена Киевской Руси, а может даже меньше. Тогда Киевская Русь, занимая большую часть Восточной Европы, играла очень большое значение в этом регионе.

Три дочери Ярослава Мудрого стали супругами европейских королей: французского, норвежского и венгерского. Его сестра была замужем за королём Польши, а женой самого Великого князя стала принцесса из Швеции. При дворе Ярослава Мудрого нашли убежище два принца из Англии. Такой была эпоха наивысшего могущества уже ставшего православным древнерусского государства с центром на берегах Днепра. Но и до крещения русичи были хорошо известны западным государствам. Итак, каковы предпосылки крещения Руси? Кратко об этом будет поведано далее.

Три князя и святая княгиня

Говоря о Киевской Руси (предпосылки и последствия крещения будут рассмотрены далее) до принятия христианства, обычно упоминают трёх князей: Олега, Игоря и Святослава. Помимо укрепления своей власти на уже освоенной территории, для них были характерны попытки распространить влияние недавно возникшей державы на юг. Здесь неизбежны были столкновения с Византией. Всем известен поход князя Олега, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда. Его сын был больше озабочен подчинением соседних славянских племён, а вот Святославу чуть не удалось отодвинуть границы Руси на Дунай. Новгородский, а позднее и Киевский князь, он стал самостоятельно править державой примерно в 961 году. До этого, по малолетству сына, полновластной правительницей была княгиня Ольга. Да и позднее делами внутри государства он интересовался мало.

Святослав и его походы

В 955-957 годах произошло значительное для Руси событие: княгиня Ольга крестилась. Но уговорить сына отступиться от языческих верований ей так и не удалось. Он был занят другими делами. В начале 60-х годов X века он предпринял свой первый значительный поход в долины Оки и Волги, где обложил данью племена вятичей. Согласно некоторым источникам, у него были серьёзные столкновения и с Волжской Булгарией. Но это не совсем достоверные сведения.

Главной целью Святослава был могущественный Хазарский каганат. По одной из известных версий, первым был взят Саркел, хазарский город на берегу Дона. Затем пала и столица каганата, город Итиль в устье Волги. Последней жертвой князя стал Семендер, находившийся на побережье Каспийского моря. Вполне возможно, что именно тогда русской стала и легендарная Тмутаракань на Таманском полуострове.

Но на этом Святослав не остановился. Его тянуло на берега Дуная, где было неизбежно столкновение с Первым Болгарским царством. Оно, в свою очередь, находилось в состоянии войны с Византией. Всё это было далеко от интересов собственно Руси. Основание столицы государства в устье Дуная тоже было вряд ли возможно. В конце концов, граница на западе осталась неизменной. Попытки овладеть низовьями Волги и торговым путём, идущим через Каспийское море в Иран и Индию, тоже оказались безуспешными. А вот движение на север и северо-восток продолжалось.

Христиане до крещения

Если, рассуждая о русской цивилизации до X века, можно не затрагивать вопросы религии, то после 988 года речь уже надо вести о православном государстве, хотя стало таким оно, конечно, не в мгновение ока. Но представления о поголовно языческой Киевской Руси до обращения князя Владимира тоже исторически неверны.

Так, с 945 по 969 годы государством правила христианка, княгиня Ольга. Сына обратить в истинную веру она не смогла, а вот внуков Ярополка и Владимира воспитать в правильном духе наверняка успела. Они находились на её попечении до 12-13 лет, возраста по тем временам уже вполне дееспособного. Ярополк, став на короткое время правителем страны, покровительствовал христианам, хотя и неизвестно, крестился ли он сам.

Православие к тому времени просто не могло быть совершенно неизвестным на Руси. Она расположилась вдоль знаменитого караванного пути. Экономические и социокультурные связи приводили и к многообразию религиозных представлений. Этим сведениям нельзя доверять на сто процентов, но, судя по всему, христианином мог быть и князь Аскольд, погибший в 882 году.

Первые достоверные сведения о том, что в Киеве существовала община христиан, относятся к середине X века. Во время подписания договора с Византией князем Игорем упоминается соборная церковь святого пророка Илии. Именно ей клялись в верности слову прибывшие с князем приверженцы правой веры. Остальные приносили клятву на оружии именем Перуна. Таким образом, в Киеве мирно сосуществовали две общины: языческая и христианская.

Есть указания на два крещения русов ещё в IX веке. Таинство свершилось над теми, кто принимал участие в нападении на Константинополь, и об этом упоминает в послании патриарх Фотий. Говорится об этом и в византийских хрониках. Но митрополия «Росия» не относилась к Киеву. Вполне возможно, что это была территория Восточного Крыма и Таманского полуострова, то есть Тмутаракани. Такова первая причина и предпосылка крещения Руси. В любом случае, христианство на Руси к X веку уже не было чем-то неведомым, а это облегчало общую христианизацию государства.

Где крестился Владимир?

Что еще относится к предпосылкам крещения Руси? Об этом пойдет речь далее. Религиозные представления славян, особенно племён, центром притяжения для которых стал Киев, были следствием наблюдений за природой, а затем и поклонения наиболее грозным проявлениям стихии. Богоищущей можно назвать религию античных народов, но отнюдь не славян. Не было у них и даже намёков на веру в Единого Бога. Кроме того, в большинстве племён наших предков жрецы не обладали какой-то особой властью. Жреческая каста попросту ещё не сложилась. Княжеская власть была намного более ощутимой. Значит, решение правителя о смене религии целым народом вполне могло найти поддержку, а выступления против этого возглавить было некому. Такой факт можно считать следующей причиной и предпосылкой крещения Руси (в 10 классе ученики более подробно изучают эту тему). Первые века Киевская Русь не боролась с языческими верованиями на государственном уровне. Напротив, «природоведческие» представления народа адаптировались христианством без особого ущерба для себя.

Крещение Руси относится к совсем другим таинствам, не тем, которые свершаются с человеком. Событие тысячелетней давности - это прежде всего политическое утверждение христианства. Здесь утвердилась поместная церковь. Она, в свою очередь, управлялась епископатом.

Достоверно неизвестно, как это происходило. Каноническая версия основана на «Повести временных лет». Князь отправил послов, которым больше всего понравилось богослужение в Константинополе. Даже на первый взгляд такая версия кажется наивной. Да и обращение самого Владимира в Херсонесе многими подвергается сомнению. Его могла крестить ещё святая равноапостольная княгиня Ольга в раннем детстве. Кроме того, таинство могли свершить над ним в Киеве или в княжеской резиденции в Василеве.

Тем не менее византийская версия и до сих пор считается основной. Она подтверждается давними и прочными связями Киева и Константинополя. С другой стороны, не менее тесные связи были у Руси с Болгарией. Но политические причины вхождения в число христианских стран, конечно, тоже были.

Выбор православия

Существовали летописи и до «Повести временных лет». Сведения о них сохранились в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова мниха (монаха). Крещение Великого князя он относит к 987 году, а поход на Корсунь (Херсонес) к 989. То есть поход был предпринят через три года после главного события русской истории. Дело тут может быть в следующем. «Повесть» отстает от описываемых в ней событий почти на 100 лет. Поэтому летописец вполне мог объединить несколько событий в одно. Зная о колебаниях русского князя, к нему вполне могли направлять посольства булгары, бывшие магометанами, иудеи хазары и «немцы», как называли ещё долгие столетия у нас представителей всех католических стран. Известен факт прибытия в Киев послов из Рима. Но их миссия успехом не увенчалась. Предлагали свою веру и восточные христиане. Были ими, скорее всего, болгары. Стоит упомянуть и проблемы князя со зрением и всё тот же поход в Крым. Совершён он был в отместку за нарушение византийцами клятвы: за военную помощь они обязывались отдать Владимиру в жёны царевну Анну. С помощью такого выгодного брачного союза он мог бы встать в один ряд со всеми европейскими монархами. Что, собственно, произошло и после крещения. Поэтому к предпосылкам крещения Руси относится и политика.

Почему тогда выбор великого князя церковь почитает, как одно из проявлений Промысла Божия? Ведь это было выгодно как с политической, так и с экономической точки зрения. Кроме того, обращение Владимира можно считать одним из этапов последовательной христианизации владык других стран Центральной Европы. В X веке крещение приняли правители Польши, Дании, Норвегии, Венгрии. Но союзниками Руси гораздо чаще бывали её степные соседи, а экономическими партнёрами и конкурентами - булгары на Волге. Поэтому версия «подражания» малоубедительна. Хотя одной из побудительных причин, предпосылок образования Древнерусского государства и крещения Руси это вполне могло стать. Интереснее, почему не был выбран «латинский» вариант. Ведь ещё княгиня Ольга отправляла послов к германскому королю Отону I. И просила прислать проповедников. Однако прибывшие в Киев миссионеры встретили там очень неласковый приём. Проще говоря, едва унесли ноги. Просьба княгини была, возможно, вызвана какими-то политическими притязаниями Византии. Но подчинение Папе Римскому показалось ещё более неприемлемым, что подтвердилось дальнейшим ходом истории.

Постулатам христианства надо было обучать. Греческое священство было немногочисленным, да и знание русского языка у них оставляло желать лучшего. Первый греческий митрополит, прибывший от Константинопольского патриарха, возглавил Киевскую кафедру только в 1037 году. Болгария была крещена почти на сто лет раньше Руси, и там имелась богатая библиотека свято-отеческих трудов на славянском языке. Вполне естественно, что братское государство сыграло огромную роль в деле крещения северо-восточного соседа. В этом и состоит ещё один секрет той относительной лёгкости, с какой языческие племена приняли веру в единого бога. Люди приняли и усвоили религию, о которой им говорили на родном языке. Литература тоже была доступна после трудов Кирилла и Мефодия. В Западной Европе с этим были большие трудности, поскольку латынь знали немногие, и приходилось верить священникам на слово. Потому в 990 году князь Владимир и не побоялся призвать киевлян к крещению уже почти в приказном тоне.

Русь языческая

К тому времени пантеон языческих божеств в Киеве возглавлял Перун. Это был «пришлый» бог. После ссоры с братьями и гибели Олега, Владимир бежал к варягам. Видимо, побывал и у балтийских славян. Оттуда он и привёз культ бога войны, грома и молнии. Назрела необходимость укрепить вертикаль власти не только в государстве, но и в потустороннем мире. Особенно после захвата власти, в результате которого был убит Ярополк. При этом Владимир, скорее всего, опирался на поддержку тех, кто был недоволен проправославной политикой прежнего князя. Верования русов были весьма разнообразны. Больше всего почитались Даждь-бог, податель света, и Велес, покровитель стад. Стрибог олицетворял ветер. Отцом солнца считали Сварога, хотя никаких определённых функций у него не было. Но Даждь-бога называли Сварожичем, следовательно, сыном Сварога, которого можно считать верховным божеством. Ещё известно женское божество Мокош. Ну и, конечно, почиталась Мать Сыра-Земля. Никаких культовых зданий не существовало, ограничивались примитивными деревянными идолами. Почитались и предки. Роду (Щуру) приносились растительные жертвы. Человеческие жертвоприношения широкого распространения на Руси не нашли.

Перун был более кровожаден. С продвижением «громовержца» на первое место в пантеоне связана история гибели первых христианских мучеников на Руси. Победа над литовским племенем ятвягов, по мнению князя, требовала принесения жертвы. Жребий пал на сына христианина. Они заперлись дома, и были растерзаны толпой. Таков был первый православный князь Киевской Руси. Святостью жизни он не отличался. Тем более удивительно, как мог такой человек избрать веру, где на первом месте - покаяние и смирение.

Значение крещения Руси

Предпосылки этого события мы уже рассмотрели. А к чему это привело? Именно православие подарило нашей стране столь долгую историю. Говоря современным языком, с ним Русь обрела свою национальную идею. Католицизм менялся и трансформировался, делился на множество течений и конфессий, что порождало множество религиозных войн. Православие, в своей основе, осталось неизменным. Что же оно дало Руси в светском смысле слова? У древних славян были не очень благочестивые нравы. К примеру, считалась долгом чести и заменяла собой закон. Каких-либо судебных функций у государства не было вплоть до

Существовала и торговля людьми. Такого широкого распространения, как у норманнов, она не получила, но и большой редкостью не была. Если для тех же балтийских славян христианизация означала порабощение, то у нас крещение Руси (предпосылки принятия христианства рассмотренны в статье) произошло почти естественным путём. Крестовых походов на непокорные племена русские князья не организовывали. В Западной Европе, уже начиная с раннего средневековья, стали пылать костры. На Руси такое письменно зафиксировано в 1227 году, а потом уже только в XV веке. К языческим пережиткам духовенство относилось терпимо.

Неоспорима положительная роль крещения Руси (предпосылки и результаты стали предметом нашего обзора) в деле укрепления государственности. Новые экономические условия требовали и новых форм управления. Возникала напряжённость между разными слоями населения. Общинное самоуправление снять её уже не могло.

Сфера светской культуры тоже претерпела изменения. Многие путешественники из Европы удивлялись грамотности «варваров» на востоке. Обучение ей началось уже при Владимире. В более широком масштабе его дело продолжил Ярослав. Новгород и Киев были крупнейшими городами для своего времени и удивляли красотой каменных строений. Между тем ещё недавно этот материал в строительстве почти не применялся.

Создание вертикали власти способствовало укреплению государства. Тесные связи с Византией стали не только политическими, но и духовными. Поддержка Константинополем Киева сыграла немалую роль в ранней истории нашего государства. Если раньше с Русью считались, как правило, из-за военной мощи «варварской» державы, то после крещения она на равных входит в число цивилизованных стран, начинает развивать торговые отношения со многими азиатскими и европейскими государствами. Вот и все предпосылки и значение крещения Руси.


Top