Жизненный путь священника павла флоренского. Павел александрович флоренский

    Павел Флоренский Павел Александрович Флоренский (9 января (21 января) 1882 8 декабря 1937) русский богослов и учёный, православный священник, новомученик. Содержание 1 Биография … Википедия

    Флоренский, Павел Александрович - Павел Александрович Флоренский. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882 1937), российский ученый, религиозный философ, богослов. В сочинении “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи” (1914) разрабатывал учение о Софии (Премудрости… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1882 1936) религиозный мыслитель, ученый энциклопедист. Учился в Московском ун те на физико математическом факультете, стал приверженцем математической школы проф. Н. Бугаева, и на историко филологическом факультете, посещал семинары С.П.… … Философская энциклопедия

    - (1882 1937) российский ученый, религиозный философ, богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В работах 20 х гг … Большой Энциклопедический словарь

    Русский учёный, религиозный философ. Окончил физико математическую отдельного Московского университета (1904) и Московскую духовную академию (1908), где был профессором (1912√17);… … Большая советская энциклопедия

    ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - (1882 1937) религиозный философ, ученый энциклопедист, многие труды которого имеют важное значение для психологии, в особенности культурно исторической. Ф. развивал орудийный подход к культуре. Помимо машин и инструментов «есть и др. род орудий,… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1882 1937), православный философ и богослов, физик, математик, инженер. В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания.… … Энциклопедический словарь

    - (о. Павел) (1882 1937), русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова, особенно заметное в романе «Мастер и Маргарита». Ф. родился 9/21 января 1882 г. в… … Энциклопедия Булгакова

    ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович - (9(21).01.1882, Евлах Елисаветпольской губ. (ныне Азербайджан) 8.12.1937, Ленинград) религиозный мыслитель, ученый. Детство Ф. провел в Тифлисе и Батуме, где его отец, инженер путей сообщения, строил военную Батумо Ахалцыхскую дорогу. Учился… … Русская Философия. Энциклопедия

    ФЛОРЕНСКИЙ, Павел Александрович - (1882 1937) русский философ, богослов, ученый естествоиспытатель, культуролог, филолог, искусствовед. Окончил гимназию в Тифлисе. Учился на физико математическом факультете Московского университета и в Московской духовной академии. В 1911 г.… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах , Флоренский Павел Александрович. Книга священника Павла Флоренского "Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи"-одно из самых значительных и влиятельных произведений русской религиозно-философской мысли начала…
  • Из истории античной философии , Флоренский, Павел Александрович. В настоящее издание вошли лекции по истории античной философии, прочитанные П. А. Флоренским в Московской духовной академии в 1908-1910 гг. Они приводятся с более поздними дополнениями…

Этот человек был выдающимся математиком, философом, богословом, искусствоведом, прозаиком, инженером, лингвистом и мыслителем государственного масштаба. Судьба уготовила ему мировую известность и трагическую судьбу. После него остались труды, рождённые его могучим умом. Имя этого человека ― Флоренский Павел Александрович.

Детские годы будущего учёного

21 января 1882 года у инженера-путейца Александра Ивановича Флоренского и его жены Ольги Павловны родился сын, которого нарекли Павлом. Семья проживала в местечке Евлах Елизаветпольской губернии. Ныне это территория Азербайджана. Кроме него в семье впоследствии появятся ещё пятеро детей.

Вспоминая о своих ранних годах, Павел Флоренский напишет, что с детства имел склонность замечать и анализировать всё необычное, выходящее за рамки обыденной жизни. Во всём он был склонен видеть скрытые проявления «духовности бытия и бессмертия». Что касается последнего, то сама мысль о нём воспринималась как нечто естественное и не подлежащее сомнению. По собственному признанию учёного, именно детские наблюдения впоследствии легли в основу его религиозно-философских убеждений.

Обладая глубокими знаниями полученными в университете, Павел Флоренский стал профессором ВХУТЕМАС и одновременно принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО. На протяжении двадцатых годов им был написан целый ряд капитальных научных трудов. В этой работе ему оказывал содействие Троцкий, что впоследствии сыграло в жизни Флоренского роковую роль.

Несмотря на представлявшуюся неоднократно возможность покинуть Россию, Павел Александрович не последовал примеру многих представителей русской интеллигенции, уехавших из страны. Он был одним из первых, кто попытался сочетать церковное служение и сотрудничество с советскими учреждениями.

Арест и заключение

Переломный момент в его жизни наступил в 1928 году. Учёный был сослан в Нижний Новгород, но вскоре возвращён в Москву. К началу тридцатых годов относится период травли учёного в советских печатных изданиях. В феврале 1933 года он был арестован и через пять месяцев решением суда приговорён к десяти годам лишения свободы по печально известной пятьдесят восьмой статье.

Местом, где ему предстояло отбывать срок наказания, был назначен лагерь в Восточной Сибири, названный как бы в издёвку над заключёнными «Свободным». Здесь, за колючей проволокой, был создан научный отдел управления БУМЛАГа. Работали в нём учёные, оказавшиеся в заключении, как и тысячи других советских людей, в эту безжалостную эпоху Вместе с ними вёл научную работу и заключённый Флоренский Павел.

В феврале 1934 года его переводят в другой лагерь, находившийся в Сковородино. Здесь располагалась мерзлотная станция, на которой велись научные работы по изучению вечной мерзлоты. Принимая в них участие, Павел Александрович написал несколько научных работ, в которых рассматривались вопросы, связанные со строительством на вечной мерзлоте.

Конец жизни учёного

В августе 1934 года Флоренского неожиданно поместили в лагерный изолятор, а через месяц отконвоировали в Соловецкий лагерь. И здесь он занимался научной работой. Исследуя процесс добывания йода из морских водорослей, учёный сделал более десятка запатентованных научных открытий. В ноябре 1937 года решением Особой тройки НКВД Флоренский был приговорён к смерти.

Точная дата смерти неизвестна. Дата 15 декабря 1943 года, указанная в извещении, высланном родственникам, была ложной. Похоронен этот выдающийся деятель российской науки, который внёс неоценимый вклад в самые различные области знаний, на Левашовой пустоши под Ленинградом, в общей безымянной могиле. В одном из своих последних писем он с горечью писал, что истина состоит в том, что за всё, что даёшь миру хорошего, ждёт расплата в виде страданий и гонений.

Павел Флоренский, биография которого очень схожа с биографиями многих российских деятелей науки и культуры той поры, был посмертно реабилитирован. А через пятьдесят лет после его смерти увидала свет последняя книга учёного. В ней он размышлял о государственном устройстве будущих лет.

(1882-1937) русский философ

До недавнего времени имя Флоренского воспринималось как отзвук далекого прошлого. Его идеи не были распространены в обществе, поскольку творческое наследие не публиковалось. Однако очевидно, что философские труды Павла Александровича Флоренского составляют одну из лучших страниц того периода в истории русской философии, которую принято называть религиозно-философским Ренессансом.

В первое десятилетие XX века в России существовала целая плеяда уникальных философских умов - Николай Бердяев , В. Соловьев, Л. Шестов. Но и среди их работ труды Павла Флоренского выделяются не только своим содержанием, но и методикой описания общественных явлений.

Павел Флоренский родился в небольшом рабочем поселке, расположенном около азербайджанского селения Евлах. Его отец был инженером-путейцем и руководил строительством Закавказской железной дороги. Поэтому детские годы Павла прошли в постоянных переездах по местам назначений, которые получал его отец.

Когда мальчику исполнилось полтора года, семья перебралась в Тифлис к родителям матери Флоренского, которая принадлежала к старинному армяно-грузинскому роду Сатаровых.

Потом Флоренские несколько лет прожили в Батуми, а в 1889 снова вернулись в Тифлис, поскольку Павлу нужно было поступать в гимназию.

Он учился в одной из лучших тифлисских гимназий. Уже с пятого класса серьезно увлекался естественными науками и после окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Московского университета, где ему посчастливилось слушать лекции крупнейших русских ученых-физиков Сергея Лебедева и Н. Умова, математиков Н. Бугаева, Николая Жуковского .

Во время учебы на втором курсе Павел Александрович Флоренский начинает интересоваться философией и историей религии. Впоследствии он признавался, что религиозное чувство перешло к нему от предков по отцовской линии, которые на протяжении нескольких поколений были священнослужителями.

В университете Павел Флоренский знакомится с А. Белым, посещает собиравшийся в его доме молодежный кружок. Он печатает статьи в символистских журналах «Весы» и «Новый путь», где пытается применить математические понятия к философии. Флоренский с увлечением занимается физикой и математикой и становится душой семинара, руководимого академиком Жуковским.

В 1904 году он заканчивает университет со степенью кандидата и получает предложение остаться на кафедре математики. Однако Павел не торопится выбрать научную карьеру. Он много размышляет, посещает Оптину пустынь, где проводит долгие часы в беседах со старцем Исидором, ставшим его духовным отцом. Одновременно Павел Флоренский даже хотел принять монашество, но духовный отец не благословил его.

Тогда он делает другой выбор: поступает на первый курс Московской духовной академии. Впоследствии Флоренский писал, что переезд в Сергиев Посад стал для него своеобразным обретением духовной родины.

Во время учебы он определяет направление своих научных поисков, углубленно занимается религиозной философией, обращаясь прежде всего к наследию В. Соловьева. Под его влиянием Павел Александрович Флоренский начинает работать над своей первой книгой «Столп и утверждение Истины».

Первая часть книги была представлена им в качестве выпускной работы. Защитив ее, он заканчивает академию со степенью кандидата богословия. С 1908 года Павел Флоренский становится преподавателем философских дисциплин. Вскоре из печати выходит первая редакция его книги, и он начинает работать над докторской диссертацией.

В 1911 году Павел Флоренский женится на О. Рязановой, дочери церковнослужителя. После свадьбы он принимает сан священника и становится доцентом академии.

На следующий год его назначают редактором официального печатного органа академии - журнала «Богословский вестник». Подобное назначение означало признание безусловного научного авторитета Флоренского и его вхождение в круг ведущих философов того времени.

В 1912-1914 году он посещает дом художницы Л. Поповой, где собирается весь цвет московского авангарда - В. Татлин, А. Веснин, Л. Шехтель. В Сергиевом Посаде, Павел Флоренского навещают А. Белый, М. Волошин, Вячеслав Иванов , к нему приезжает совсем молодой в те годы А. Лосев. Именно тогда Флоренского и С. Булгакова изобразил на картине «Философы» художник Н. Нестеров.

19 мая 1914 года Павел Александрович Флоренский блестяще защищает диссертацию «О Духовной Истине» на степень доктора богословия. Через несколько дней он становится экстраординарным профессором Московской духовной академии, вскоре выпускает свою работу в виде книги.

Она получает большой резонанс в прессе. В конце 1914 года Флоренский получает премию имени митрополита Филарета, которой ежегодно отмечались лучшие работы по истории религии и церкви. В 1915 году ему присуждают премию имени митрополита Макария.

Флоренские приобретают дом в Сергиевом Посаде, у них рождаются двое сыновей и две дочери. В последние предреволюционные годы философ занимается интенсивной научной работой, читает лекции в академии, возглавляет редакцию Богословской энциклопедии.

Постепенно формируется замысел его следующего научного сочинения - книги «У водоразделов мыслей». Павел Флоренский начинает заниматься новыми для себя областями науки - философией искусства и истоками религиозного культа.

В 1918 году он пишет книгу «Очерки философии культа», в которой впервые пытается проанализировать христианский культ с точки зрения философа.

Налаженная жизнь постепенно разрушается после революции. Большевики начинают гонения на церковь, закрывают религиозные издательства и редакции журналов. По указанию Ленина производится конфискация церковных ценностей. В начале 1918 года закрывается Духовная академия, а ее богатейшая библиотека конфисковывается.

Отстраненный от работы, Павел Флоренский начинает заниматься историей искусства. В 1921 году власти закрывают храм, в котором он служил священником. Оставшись без средств к существованию, он вспоминает о своей первой профессии и переезжает в Москву: Г. Кржижановский приглашает его консультантом в Главное управление электрификации.

В то время Павел Александрович Флоренский занимается физикой, математикой, одновременно завершая запланированные работы по истории искусства.

Став ведущим специалистом в Главэлектро, он начинает программу исследования диэлектриков, в частности их поведения при высоком напряжении. В 1924 году ученый печатает монографию по теории диэлектриков, которую выдвигают на присуждение докторской степени. Но Флоренский отказывается от ученого звания, поскольку считает себя прежде всего философом и искусствоведом.

С начала двадцатых годов у него завязываются дружеские отношения с В. Фаворским, не только известным художником-графиком, но и профессором ВХУТЕМАСа. Одновременно с работой в Главэлектро, Павел Флоренский читает лекции по истории и философии искусства во ВХУТЕМАСе. Пользуясь своим авторитетом, он пытается предотвратить расхищение богатств Троице-Сергиевой лавры и добивается создания комиссии по охране памятников искусства и старины. Он регулярно выступает со статьями в журнале «Маковец», пишет книгу «Иконостас» и начинает работать над воспоминаниями.

С 1919 по 1925 год Павел Александрович Флоренский создает оригинальную теорию функционирования памятника в художественной среде и его восприятия зрителем. Он рассматривает храм как место особого религиозного действа, в котором эмоциональное воздействие на личность соединяется со зрительным. Эти исследования органично дополняются серией работ по теории перспективы.

В те годы подобная активность шла вразрез с интересами властей. Вначале Павлу Флоренскому просто рекомендуют ограничить круг своих интересов техническими проблемами. Но во второй половине двадцатых годов следуют более решительные меры.

Ему предписывают переехать в Нижний Новгород. Он не может не подчиниться решению властей и летом 1928 года покидает Москву. Через несколько месяцев с помощью знакомых и при содействии Е. Пешковой ученый снова возвращается в Москву и продолжает работать в одном из институтов, подчиненных Главэнерго.

Осознавая, что занятия философией могут повредить его семье, Павел Александрович Флоренский продолжает заниматься техническими проблемами. Он публикует несколько работ по материаловедению.

В начале тридцатых годов начинается его травля в печати. Особенно активно нападают на его книгу «О мнимостях в геометрии». Автора обвиняют в идеализме и антинаучности. 26 февраля 1933 года философа арестовывают. Следствие по его делу длилось пять месяцев, летом Флоренского приговорили к десяти годам ссылки и выслали на Дальний Восток, в те районы, где в будущем начнется строительство Байкало-Амурской магистрали. После нескольких месяцев пребывания в лагере Павел Флоренский поселяется в поселке Сковородино и начинает работать в новой области - занимается исследованием вечной мерзлоты.

Летом 1934 года его жена добивается разрешения навестить мужа. Они проводят вместе несколько месяцев. Но сразу же после ее отъезда философа вновь переводят в лагерь, а вскоре направляют в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где содержат среди особо опасных преступников, не подлежащих перевоспитанию. После новой волны репрессий особая тройка НКВД Ленинградской области приговаривает Флоренского к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение: 8 декабря 1937 года его захоронили в общей могиле.

Как часто бывало в то время, семье сообщили о смерти Павла Александровича Флоренского «от сердечного заболевания» лишь в середине 1943 года.

. Бабушка Флоренского была из рода Паатовых (Пааташвили) . Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елисаветпольской губернии, где во время волнений укрывались местные армяне, спасаясь от натиска кавказских татар [цитата не приведена 415 дней ] . Таким образом карабахские армяне сохраняли свое наречие и особые нравы. В семье было ещё два брата: Александр (1888-1938) - геолог, археолог, этнограф и Андрей (1899-1961) - конструктор вооружения, лауреат Сталинской премии; а также сестры: Юлия (1884-1947) - врач психиатр-логопед, Елизавета (1886-1967) - в замужестве Кониева (Кониашвили), Ольга (1892-1914) - художник-миниатюрист и Раиса (1894-1932) - художник, участник объединения «Маковец» .

Флоренский был глубоко заинтересован скандально известным «делом Бейлиса» - фальсифицированным обвинением еврея в ритуальном убийстве христианского мальчика. Он публиковал анонимные статьи, будучи убеждённым в истинности обвинения и действительности употребления евреями крови христианских младенцев . Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма . В частности, Флоренский, беспокоясь о размножении евреев, предлагал всех их оскопить; по его мнению «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно для того, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений .

Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. С1921 года работает в системе Главэнерго , принимая участие в ГОЭЛРО , а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий , нагрянувший однажды в институт с визитом ревизии и поддержки, что, возможно, в будущем сыграло в судьбе Флоренского роковую роль.

Другое направление его деятельности в этот период - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

Похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом («Левашовская пустошь»).

Сообщённая родственникам официальная дата кончины - 15 декабря 1943 года - вымышлена.

«Столп и утверждение истины»

Эта магистерская диссертация доцента Московской Духовной Академии Павла Флоренского - теодицея (фр. théodicée от греч. θεό ς и δίκη - Бог и справедливость) , что предполагает выражение концепции, подразумевающей лейтмотивом - снятие противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром. Название взято из Первого послания к Тимофею (). Работа эта, своеобразный пример обновления по всем особенностям стиля изложения, представлена и нетрадиционной для богословского жанра эстетикой. .

Первые публикации книги были осуществлены в 1908 и в 1912 годах; а впоследствии - защищённая диссертация в 1914 году была издана в дополненном виде (издательство «Путь»; в основном дополнения касаются существенно расширенных комментариев и приложений). Труд одобрен церковно-учебной администрацией. С того момента как произведение увидело свет, оно сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление, и вызвало многочисленные отклики и полемику - восторженное признание и в достаточной мере жёсткую критику .

Общий эпиграф книги (на титульном листе) :

«Столп», в общих своих тенденциях, обладает характерными признаками, свойственными течениям философской и общественной мысли России конца XIX - начала XX века, которые принято с некоторых пор интегрально именовать «философией всеединства » . Поражает, прежде всего, насыщение источниками, привлечёнными автором к рассмотрению и аргументации тех или иных тезисов - начиная с санскритских и древнееврейских, патристики, и, кончая новейшими по тому времени трудами - от Дж. Ланге , А. Бергсона и З. Фрейда до Н. В. Бугаева , П. Д. Успенского и Е. Н. Трубецкого . В книге, на фоне общей, «заданной», тематики, анализу подвергнуты проблемы, касающиеся вопросов - от физиологии до цветовой символики (от античного хроматизма до гаммы иконописного канона), от антропологии и психологии до богословских догматов .

В немалой степени, вопреки указанному одобрению клира , критике со стороны ортодоксии (по определению) книга была подвергнута именно за эклектизм и привлечение источников по своей сути чуждых схоластике доказательного богословия, за излишнюю «рассудочность» и умонастроения, близкие чуть ли не к «монофизитству ». И напротив, философы бердяевского крыла упрекают автора в «стилизации православия» . А уже почти через четверть века мы встречаем такую характеристику, исходящую от эмигранта, православного богослова:

Книга западника, мечтательно и эстетически спасающегося на Востоке. Романтический трагизм западной культуры Флоренскому ближе и понятнее, нежели проблематика православного предания. И очень характерно, что в своей работе он точно отступал назад, за христианство, в платонизм и древние религии, или уходил вкось, в учения оккультизма и магию... И сам он предполагал на соискание степени магистра богословия представить перевод Ямвлиха с примечаниями.

Как бы то ни было, творение это волновало и продолжает волновать не только философов разных взглядов и направлений, но и всех, кто интересуется вопросами, так или иначе возникающими в точках соприкосновения очень многих аспектов бытия и умопостижения: мировосприятия и веры, реальности и знания .

«У водоразделов мысли»

Вполне обоснованное разъяснение диалектики творчества священника Павла Флоренского даёт игумен Андронник (Трубачёв), который отмечает, что дух теодицеи к этому времени внутренне уже был чужд отцу Павлу - «Столп…», ещё не будучи опубликованным, стал пройденным этапом - и неслучайно в поле духовного зрения философа первоначально был неоплатоник Ямвлих , перевод и комментарии которого предполагались в качестве магистерской диссертации. «Таинства брака (1910) и священства (1911) явились теми семенами, из которых творчество отца Павла смогло расти в новом направлении - антроподицеи » .

Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия

Отец Павел через Успенские ворота прошел в Лавру и направился в келью наместника. О чём говорил они с архимандритом Кронидом, знает только Господь. Лишь стены древней обители были свидетелями тайной вечери, на которую сошлись члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев , а также, вероятно, граф В. А. Комаровский и ставшие впоследствии священниками С. П. Мансуров и М. В. Шик . Они тайно вошли в Троицкий собор и сотворили молитву у раки с мощами Сергия Радонежского . Затем вскрыли раку и изъяли честную главу Преподобного, а на её место положили главу погребенного в Лавре князя Трубецкого. Главу Преподобного схоронили в ризнице и покинули Лавру, дав обет молчания, не нарушимый ими во всех тяготах их земного бытия. Только в наши дни по крупицам, по разрозненным воспоминаниям удалось воссоздать картину событий восьмидесятилетней давности.

В начале 30-х годов накатилась новая волна арестов, в 1933 году был арестован П. А. Флоренский. В посадскую тайну посвятили Павла Александровича Голубцова , ставшего позже архиепископом Новгородским и Старорусским. Голубцов тайно перенёс ковчег и схоронил его в окрестностях Николо-Угрешского монастыря недалеко от Люберец . Вскоре П. А. Голубцов также был арестован, а из заключения попал на фронт. После демобилизации он перенёс дубовый ковчег в дом племянницы Олсуфьева Е. П. Васильчиковой. Незадолго до кончины Екатерина Павловна рассказала о том, что ей известно о тех событиях.

Екатерина Васильчикова также проходила по сергиево-посадскому делу.

Из воспоминаний архиепископа Сергия (Голубцова) : «Голову Трубецкого похоронили у алтаря Духовского храма, совершив по нему панихиду». Здесь же о. Сергий завещал похоронить и себя.

Дополните информацию о персоне

Биография

Родился 22 января 1882 в семье железнодорожного инженера в с. Евлах (Елизаветпольская губерния, Российская империя, ныне - Азербайджан).

В 1900 с золотой медалью окончил 2-ю Тифлисскую гимназию. В 1904 с дипломом 1-й степени - физико-математический факультет Московского Университета.

1904-1908 - 1-й магистрант LXIII курса, оставлен профессорским стипендиантом.

С 1908 исполнял должность доцента МДА по кафедре Истории философии.

В конце апреля 1911 рукоположен во священника к Благовещенской церкви села Благовещения в 2,5 км к северо-западу от Троице-Сергиевой Лавры.

С 28.05.1912 по 03.05.1917 был редактором журнала «Богословский Вестник».

В 1914 был удостоен степени магистра богословия за работу «О духовной истине. Опыт православной Феодицеи» (М., 1912).

П.А. Флоренский - экстраординарный (1914) профессор по кафедре Истории философии.

В 1918-1921 ученый секретарь Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой Лавры и одновременно (с 1919) преподаватель в Сергиевском институте народного образования.

С 1921 проживал в основном в Москве, профессор ВХУТЕМАСа и сотрудник ряда институтов в области электротехники, с 1927 работал в редакции «Технической энциклопедии».

Арестован 21.05.1928, приговорен 08.06.1928 к высылке на 3 года из Московской губ.

Выехал в Нижний Новгород, но в 09.1928 возвращен по ходатайству через Е. Пешкову.

Продолжил работу в Электротехническом институте.

Вновь арестован 26.03.1933 и приговорен к 10 годам лагерей.

В 1934 отправлен в Соловецкий лагерь.

25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания.

Перевезен с Соловков в Ленинград, расстрелян и похоронен 08.12.1937 на Левашовской пустыни.

Сочинения

  • Философия культа // Богословские труды. Вып. 17. М., 1977. С. 143-147
  • Имена // Опыты. Литературно-философский ежегодник. М., 1990. С. 351-412
  • Значение пространственности // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., Мысль, 2000
  • Анализ пространственнности <и времени> в художественно-изобразительных произведениях (рукопись книги, написанной в 1924-1925 гг. после чтения лекций во ВХУТЕМАС"е) // Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С.79–421
  • Небесные знамения: (Размышления о символике цветов) // Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993. С.309-316
  • Обратная перспектива // Флоренский П.А., священник. Соч в 4-х тт. Т.3(1). М.:, 1999. С.46-98
  • Предполагаемое государственное устройство в будущем: сборник архивных материалов и статей. М., 2009. ISBN: 978-5-9584-0225-0
  • Смысл идеализма, Сергиев Посад (1914)
  • У водоразделов мысли // Символ, № 28,188-189 (1992)
  • К почести высшего знания. (Черты характера архим. Серапиона Машкина) // Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1
  • Данные и жизнеописание архим. Серапиона (Машкина) // Богословский вестник. Сергиев Посад, фев.-март. 1917
  • Флоренский П.А. Иконостас. М.: "Искусство", 1994. 256 с.
  • Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 286 с. Библиография в примечаниях.
  • Наука как символическое описание
  • Рекомендательная библиография для дочери Ольги

Павел Васильевич Флоренский. Дела Павла Флоренского-XXI век (разбирая архивы)

  • 1892 - 1896 годы. Первые письма П.А.Флоренского
  • 1897 год. Письма родственников П.А.Флоренского
  • 1898 год. Письма родственников П.А.Флоренского
  • 1899 год. Переписка П.А.Флоренского с родственниками
  • 1899 год. 20 октября. Письмо Александра Ивановича (отца) к Павлу Флоренскому
  • 1900 год. Первый семестр первого курса университета.
  • 1901 год. Письма Александра Ивановича Флоренского Павлу Александровичу Флоренскому.
  • 19 марта 1901 года Заявление Его Превосходительству г-ну Ректору Московского Императорского Университета
  • 1902 год. Переписка Павла Флоренского
  • 1904 год. Письма Павла Александровича Флоренского семье

Разное

  • Отец Александр Иванович Флоренский - русский; мать - армянка Ольга (Саломия) Павловна Сапарова (Сапарьян), из древнего армянского рода.
  • Жизнь Павла Флоренского - великий духовный подвиг человека, познавшего Истину в самых нечеловеческих условиях.
  • В Италии нашего соотечественника называют "русским Леонардо", в Германии - "русским Гете", сравнивают то с Аристотелем, то с Паскалем...

О происхождении о. Павла Флоренского

Павел Флоренский был не только признателен праотцам за дарованную ему жизнь, но считал своим долгом внушить потомкам такое же отношение к собственным корням. Он постоянно собирал и систематизировал все, что удавалось отыскать...

  • "Сапаровы - выходцы из Карабаха. В 16-м веке там случилась чума, и они переселились в селение Болнис Тифлисской губернии со своими крестьянами, спрятав сокровища, имущество и бумаги в пещере над рекою Инчей... Тогда их фамилия была еще и Мелик-Бегляровы. Когда чума кончилась, почти все Мелик-Бегляровы вернулись в Карабах. От прозвищ оставшихся в Грузии трех братьев произошли фамилии, родственные между собой - Сатаровы, Пановы и Шавердовы."
  • "Мать моя, Ольга Павловна Сапарова, была при крещении названа Саломией (Саломэ - по-армянски). Она армяно-грегорианского вероисповедания. Отец ее, Павел Герасимович Сапаров... погребен на Ходживанском кладбище, недалеко от церкви... И в Сигнахе, и в Тифлисе у него были дома. Вообще, он был человек очень богатый, имел, между прочим, шелковую фабрику... Был законодателем мод. Братья его женились на француженках. Но дед был слишком беспечен. Кажется, его обокрал приказчик..."
  • "У деда была старшая сестра Татела, оставшаяся не замужем. Она жила в Сигнахе и Тифлисе, нередко в семье племянника, Аркадия (Аршака)... была известна больше не под своим именем, а под прозвищем Мамида, что по-грузински значит - "тетка"."
  • "Брат мамы, Герасим Сапаров, жил в Монпелье, в армянской колонии. Там его хорошо знала семья Минасьянцев."
  • "Главное родословие Мелик-Бегляровых записано в Толышинском евангелии 9-го века, на первых листах. Евангелие это хранилось в родовой церкви... на горе Хрек, где до сих пор стоят развалины их замка, но было выкрадено одним крестьянским семейством, которое, распродавая его по листам богомольцам, тем и живет"...

Изображения

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.281, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Волков Б. Потаённый Флоренский, или Благородное мерцание гения // Учительская газета. 1992. № 3. 31 января. С. 10
  • Кедров К. Бессмертие по Флоренскому./ В книгах: «Параллельные миры». - М., АиФпринт, 2002; «Метакод» - М.,АиФпринт, 2005
  • Павел Флоренский. Письма из Соловков. Публикация М. и А. Трубачевых, П. Флоренского, А. Санчеса // Наше наследие. 1988. IV
  • Иванов В.В. О лингвистических исследованиях П.А.Флоренского // Вопросы языкознания. 1988. № 6

Top