Что необходимо для венчания в церкви. Венчание. Общая чаша, или чаша общения

Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.


Двое соединяются в единстве

Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:

  • Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!

Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:

  • новобрачные должны быть крещены в православной церкви (это можно сделать и перед венчанием);
  • люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
  • перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.

Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.


Что понадобится для обряда

Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.

Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.

  • Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
  • Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
  • Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.

Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).


Правила проведения обряда

Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.

Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.

По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.

  • Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
  • Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
  • Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.
  • Священник читает тайную молитву за новобрачных.

Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.

Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.

Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.

Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.

Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.

Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.

Как вести себя в храме

В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.

  • Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
  • Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
  • Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
  • Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.

Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!

Правила венчания

Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Венчание в церкви — не просто красивая традиция, подтверждающая гражданские узы брака. Этот сакральный обряд закрепляет связь между мужчиной и женщиной перед лицом Бога. Следует понимать, что церковный брак нерасторжим, в отличие от гражданского союза. Соответственно и отнестись к венчанию следует со всей серьёзностью.

Вконтакте

И хоть церемонии вступления в брак в ЗАГСе и в церкви чем-то схожи, к венчанию предъявляется гораздо большее количество требований. Здесь важно всё до мелочей — от душевного настроя молодожёнов, до цвета носового платочка, обёрнутого вокруг венчальной свечи. Заблаговременная тщательная подготовка к обряду венчания поможет избежать ненужных волнений в этот светлый день. Итак, что же нужно знать для венчания в православной церкви и как все происходит.

Социальные и религиозные условия

Прежде всего стоит учесть основные условия , необходимые для осуществления венчания в церкви.

Социальные:

  • Венчающаяся пара должна состоять в официальном браке (предоставляется свидетельство о браке).
  • Ни один из супругов не должен состоять в официальном браке с третьим лицом.
  • Супруги должны достигнуть брачного возраста. Он соответствует официальному брачному возрасту — 18 лет. В определённых случаях возраст невесты может составлять 16 лет.
  • Брачующиеся не должны состоять в близком кровном родстве. Запрещены браки родственников до третьего колена.

Религиозные:

  • Оба супруга должны быть крещёнными.
  • В редких случаях допускается брак между православным и христианином неправославного вероисповедания (католики, лютеране и т.д). Такой союз будет одобрен, если дети, рождённые в нём будут воспитаны в православных традициях.
  • Не допускается венчания лиц, состоящих в церковном родстве (крёстные, крестники).
  • Допускается венчание не более трёх раз за всю жизнь. При условии, что предыдущие браки были расторгнуты по всем канонам православия или же брачующийся ранее овдовел.
  • Не производится венчание, если хоть один из молодожёнов заявляет о своем атеизме или же принуждению к браку со стороны родителей, будущего супруга и т.д.

Когда венчаться?

Если все основные условия соблюдены, то необходимо подобрать время для проведения церемонии. Молодожёны могут выбрать один из четырёх дней недели — понедельник, среду, пятницу или воскресенье. Стоит помнить, что венчания не осуществляется во время многодневных постов — Рождественского, Великого, Петрова и Успенского. Также из календаря выпадают Святки (7-19 января), неделя до начала Великого поста (Масленица) и неделя после Пасхи. Не стоит рассчитывать и на даты великий церковных праздников — Сретенье (15 февраля), Вознесение Господне, Троица, Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) , Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (28 сентября), Покрова Святой Богородицы (13 октября). Под запретом и дни в канун вышеназванных дат. Дополнительно могут выпадать и дни храмовых праздников. Эти мероприятия определяются индивидуально для каждого храма, поэтому в любом случае лучше предварительно посоветоваться с настоятелем церкви.

Подготовка к венчанию

Так как венчание в православной церкви — обряд скорее духовный, нежели физический, то и подготовка к нему по большей части лежит в плоскости нематериального. Обязательным условием для совершения венчания является причастие и исповедь молодожёнов. Эти обряды следует провести за 3-4 дня до бракосочетания. Оптимальным будет соблюдение двух-трёхдневного поста до этого.Следует помнить, что в день причастия, равно как и в день венчания, нельзя есть, употреблять спиртное и заниматься сексом. Дополнительно можно духовно настраиваться на обряд, обратиться к Богу с молитвой об удачном браке.

Но всё же, при подготовке к венчанию, не стоит забывать и о материальных атрибутах церемонии. Будущим супругам нужно обратить внимание на следующие моменты.

Крестики

Нательные кресты — непременный атрибут для любого человека, переступающего порог церкви. Это правило касается как гостей праздника, так и самих брачующихся.

Кольца

По древней традиции на венчание покупалось два кольца — золотое и серебряное. Золотое олицетворяло солнечный свет и мужскую силу. А серебряное воплощало образ лунного света и, стало быть, женского начала. В наше время эта традиция практически отошла в прошлое. Зачастую покупаются одинаковые золотые или же серебряные кольца. Можно выбрать модели, инкрустированные драгоценными камнями. Но всё же лучше отдать предпочтение не очень вычурному, кричащему варианту.

Кольца необходимо отдать священнику до церемонии. Он помещает их на престол для освящения.

Иконы

Для обряда венчания понадобятся две освященные иконы — Христа и Богородицы. Образа будут символизировать мужское и женское начало. Данные иконы после действа непременно отправляются в дом молодожёнов. Лучше всего разместить их в красном углу. Эти символы являются мощнейшим оберегом. В былые времена венчальные иконы хранились в семьях на протяжении многих поколений и передавались от родителей к детям.

Свечи

Во время церемонии венчания в православной церкви новобрачные держат в руках церковные свечи. Их можно купить в местной церковной лавке. Обычно для венчания можно приобрести специальные праздничные свечи. Также стоит приготовить два красивых небольших платка. Ими брачующиеся оборачивают свечи, дабы воск не обжигал руки во время обряда.

Венчальные свечи также сохраняются в жилище молодых на протяжении всей жизни.

По народным поверьям эти атрибуты имеют сильные защитные способности. В частности свечи используют как оберег при тяжёлой беременности супруги.

Полотенца, рушники

Для церемонии необходимо подготовить два праздничных рушника. Это могут быть полотенца, украшенные свадебными обережными символами, или же нарядные белые отрезы. Иногда используют куски белой ткани.

Один из рушников стелят молодожёнам под ноги, а другим перевязываются их руки. Данные атрибуты также необходимо хранить для обеспечения счастливой жизни супругов.

Платье невесты

На венчание невеста непременно надевает белое платье. В церкви не допускается оголённых плеч или груди, поэтому стоит выбрать более закрытую, сдержанную модель. Если же купленное платье не удовлетворяет этому условию, то можно использовать накидку, жакет, манто.

Невеста обязательно должна находится в церкви с покрытой головой . Это может быть фата, шляпка или другой головной убор. Стоит учесть, что правило покрытой головы касается не только брачующейся, но и любой представительницы прекрасного пола пересёкшей возрастной барьер в 4 года.

Процедура, порядок и сколько длится венчания в православной церкви

Непосредственно обряд венчания занимает от 40 минут до часа. Но, с учётом ожидания, следует настроиться на обряд продолжительностью до двух часов.

Необходимо помнить, что во время венчания невеста всегда должна находится слева от будущего супруга.

Венчальные свечи пара держит в левой руке. Правая рука потребуется для того чтобы креститься. Поэтому свадебный букет невесты лучше передать в руки приближённых гостей. Для ясности, креститься нужно тогда же, когда это делает священник. Паре понадобятся свидетели, шаферы. На эту должность следует выбрать крещёных мужчину и женщину. В их обязанности в частности входит держание венцов над головами брачующихся.

Первоначально проводится обряд обручения. Действо происходит перед входом в церковь. Батюшка трижды благословляет молодожёнов и вручает им зажжённые свечи.Прочитав непродолжительную молитву, священник надевает кольцо на палец жениха. Далее брачующиеся трижды меняются кольцами. Этот процесс символизирует передачу власти над собой супругу. Теперь пара официально считается женихом и невестой. Далее происходит непосредственно венчание. Священник вводит пару в центр храма, останавливая перед аналоем. Практически всё время обряда будут читаться молитвы. Наиболее трогательным моментом является сакраментальные фразы «Я беру тебя в мужья (жёны)». Батюшка даёт новобрачным поцеловать венцы и венчальные иконы. Также молодожёны трижды отпивают церковное вино из специальной чащи. Эта часть обряда символизирует, что отныне пара будет всё в своей жизни делить пополам. В завершение новоиспечённых мужа и жену трижды обводят вокруг аналоя. Священник даёт последние наставления, а гости уже спешат с поздравлениями.

Фото и видео съёмка во время венчания в православной церкви

Стоит помнить, что венчание в православной церкви — есть таинство. Здесь невозможны постановочные фото. Оператор может снимать только в формате репортажа. Ни в коем случае нельзя проходить между новобрачными и Царскими Вратами. А во многих церквях съёмка разрешена только у входа.

Видео от том, как и по каким правилам проходит обряд венчания в православной церкви:

Готовясь к обряду венчания в церкви несомненно стоит уделить внимание выбору необходимых аксессуаров, времени и места самого ритуала. Но всё же за всей этой суетой главным является не потерять сам сакральный смысл этого древнего ритуала. Ведь после церковного брака мужчина и женщина становятся единым целым в глазах людей и самого Бога.

Вконтакте

Пожалуй, венчание – это один из самых значительных, радостных и красивых христианских обрядов, который своей возвышенной атмосферой навевает даже просто присутствующим на нем чувство радости и любви, не говоря уже о молодых, которые решили скрепить свой союз перед Богом.

Само венчание определяется как богослужение в церкви, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. В православном браке каждому из супругов надлежит занять свое место. Мужу надлежит быть главой семьи, отвечать за направление семейной жизни, за её благополучие и прочность. Жена же должна строить семейную жизнь, не допуская, чтобы повседневная суета разрушила его духовную основу. Если обобщить сказанное, то можно сказать, что женщина – душа любой семьи, а мужчина – тело.

Слово «брак» — славянского происхождения, и означает оно – «быть вместе». Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке. По церковным канонам супруги по заключении церковного брака соединяются «в плоть едину», т.е. становятся одним существом в своих стремлениях, определении ценностей, радости и горести.

Со времен Петра I вплоть до марта 1917г.
абсолютно для всех православных жителей Российского государства действительным считался только брак, заключенный в церкви путем венчания. В сегодняшнем обществе церковный брак не является обязательным, т.к. фактически не имеет юридической силы, однако огромное количество новобрачных стремятся зарегистрировать свой союз именно в церкви. Правда, и мотивация у всех пар совершенно разная, одни отдают дань моде, другие же выполняют родительские наставления. Третьи считают это просто необходимым для дальнейшей семейной жизни, по своим внутренним убеждениям.

В этой статье мне хотелось бы дать пояснения по некоторым вопросам, касающимся этого обряда, чтобы помочь молодым, только задумывающимся о семье, сделать правильные шаги.

Когда лучше венчаться?

Еще совсем недавно большинству людей, жившим в советском обществе, в принципе не приходило в голову венчаться, т.к. религия находилась в то время в «подполье». Но в начале девяностых годов началось её возрождение, а с ней и такого обряда, как венчание. И многие пары стали включать в свое свадебное торжество этот обряд, чтобы как-то его разнообразить и приукрасить. Однако понимание обряда, к сожалению, было у единиц, в принципе, как и сегодня. Конечно же, нынешние пары более просвещены в данном вопросе, но большинство по-прежнему не понимает сакрального смысла таинства. Для большинства это просто красивое «приложение» к свадьбе. Безусловно, таинство венчания весьма красивое и завораживающие действие, окутанное ореолом какой-то трогательности. И, конечно же, с регистрацией в Загсе его нельзя сравнивать. Сама обстановка в церкви, стены украшенные фресками, множество икон, везде горящие свечи – все это вызывает в человеке некое благоговение и трепет. Но внешняя атрибутика не должна браться за основу. Определяющим моментом должны являться те два человека, которые осознанно захотели прийти сюда и заключить брак.

Если ваша пара хочет венчаться в церкви, постарайтесь более осмысленно подойти к этому вопросу. Подумайте как следует, прежде чем сделать этот шаг, не торопитесь. Во главе угла должна стоять не красота обряда, а обязательства, которые берут на себя супруги. Гражданский брак официально регулируется семейным кодексом, в котором весьма четко прописаны все права и обязанности супругов. При венчании вы даете обещание любить друг друга всю жизнь, быть терпеливым и рассудительным, только даете вы это обещание ни кому-то, кто может в дальнейшем осудить вас за недостойное поведение, а по сути, самому себе. Вы всегда можете обмануть окружающих, но себя вряд ли. Не торопитесь со своими порывами, желание венчаться должно «вызреть в вашем сознании», стать необходимостью вашей жизни, а не просто одним из красивых моментов.

Многие пары сегодня совмещают официальную регистрацию в Загсе и венчание в церкви в один день. Это, на мой взгляд, не совсем верное решение по нескольким параметрам. Венчание – это в принципе праздник двоих , спокойствие и умиротворенность должны быть в его основе, а не шумное гуляние гостей.

Еще один параметр заключается в том, что этот обряд требует определенной подготовки , а хлопот вам и без того хватит. Правда тут многие возражают и говорят, мол, одним делом больше, одним меньше, какая разница? Но оказывается, что если все делать по правилам, то действительно хлопот будет не мало.

Кроме того, встает вопрос времени, я имею в виду то, что следует очень верно рассчитать, где и сколько вы будете находиться весь свадебный день. Одна знакомая пара из-за непредвиденного снегопада успела зарегистрироваться, но опоздала на венчание.

У другой пары наоборот все прошло успешно, однако были жалобы со стороны невесты, что тяжело все вместе в один день уложить, не только в свадебном расписании, но и в голове. Не говоря уже о физической усталости, которая возникнет после такого насыщенного дня.

Поэтому вполне разумным и удобным разделить эти два события как минимум по разным дням, а в некоторых случаях и годам. Правда и тут есть возражения со стороны молодых, которые говорят, что если не в этот же день произойдет венчание, то им потом некогда будет. На мой взгляд, это все глупости, потому как если вы вполне осознанно решили сделать такой шаг, то вам его в принципе никто и ничто не сможет помешать осуществить.

Еще один аргумент, который мне в свое время был приведен, это то, что слишком затратно разделять эти два праздника. На это мне хочется ответить следующее – как уже и было сказано – «венчание – это праздник для двоих» и на него в принципе не принято звать большое количество людей, обычно в список приглашенных входят только мамы, папы, бабушки, дедушки и родные братья и сестры. Само венчание вместе со всеми его составляющими частями обойдется вам примерно в три, ну максимум четыре тысячи (имеется в виду пожертвование для церкви, полотенце, иконы, свечи). Наряд при правильном, изначальном его выборе на регистрацию может и вовсе не потребовать покупки нового, а если что-то и потребуется приобрести, то это будут лишь аксессуары, которые так же не потребуют значительных финансовых затрат.

Банкет и вовсе можно будет организовать в домашних условиях, т.к. если следовать правилам и не приглашать большое количество людей, то всем вполне возможно уместиться и за одним столом дома. Но даже если вам захочется посидеть в кафе все в том же узком семейном кругу, то это так же обойдется вам не слишком дорого. Да и вообще, вы представьте, как это замечательно, когда в вашей памяти останутся два совершенно разных, но по духу единых праздника, а не один суматошный переполненный событиями день.

Как одеваться на венчание?

По возможности длина должна быть «в пол», максимальное допущение – это длина не выше колена. Некоторыми невестами рассматривается вариант платья со шлейфом. В принципе, это католическая традиция. На Руси платьев со шлейфами не шили, однако современные священнослужители вряд ли выкажут недовольство по этому поводу. Скорее всего, после венчания вы можете услышать множество претензий именно со стороны свидетельницы, т. к. на самом венчании достаточно сложно держать над головой венец и двигаться, одновременно не наступив на шлейф платья. Причем у той невесты, на чьём венчании присутствовала я в качестве свидетельницы, было платье без шлейфа, но достаточно объемное и до самого пола. И мне во время движения приходилось внимательно следить за тем, чтобы не наступить на него.

Само платье для венчания может быть любым, но предпочтительно закрытое. Не должны быть открытыми спина, декольте и плечи. В идеале это платье с длинными рукавами, неглубоким вырезом на груди и закрытой спиной. Хотя рукав может быть и коротким, самое главное, чтобы он прикрывал плечи.

Зачастую молодыми планируются в один день как гражданское бракосочетание, так и венчание, и здесь перед невестами встает достаточно сложный вопрос. Либо на обоих мероприятиях находиться в закрытом платье, либо приобретать два платья для двух мероприятий. Однако этот вариант может оказаться для многих весьма накладным. Правда, не стоит заранее расстраиваться, т.к. выход есть всегда. Например, открытое платье вполне можно дополнить аксессуарами, такими как длинные перчатки, на плечи можно накинуть палантин, кружевное болеро, которое сразу после венчания можно снять, красивую ажурную шаль или же специальную накидку для венчания. Не бойтесь прикрывать руки и плечи, вы вряд ли что-то потеряете в своей красоте, скорее приобретете, т.к. невесты в таком наряде выглядят достаточно нежно и трогательно. В принципе, можно обойтись и без всевозможных накидок, если у вас есть длинная и пышная фата, она и прикроет открытые участки тела.

Платье, в котором венчаются, не принято дарить, продавать, как и крестильные рубашки, все эти вещи, а так же венчальные свечи и иконы, хранят вместе.

Общеизвестно, что в православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. Поэтому определяясь со свадебной прической и её украшением, следует учитывать этот момент. Следует заранее уточнить у вашего батюшки, будут ли венцы одеваться на голову или же их будут держать свидетели, т.к. от этого момента и будет зависеть ваш выбор головного убора и прически.

Прическа на венчание не должна быть высокой, исключается множество буклей и другие её элементы, которые могут быть примяты платком на венчании. Лучшим вариантом есть и остается фата, т.к. она позволяет невесте и прическу удобной сделать и выглядеть при этом великолепно. Правда и фата не должна быть слишком маленькой, она должна прикрывать макушку. Какой бы вы головной убор не выбрали, постарайтесь его закрепить, иначе во время церемонии он обязательно будет смещаться, а это вам непременно помешает, и вам то и дело придется поправлять его.

Невестам не рекомендуется одевать на венчание модельные туфли на большом каблуке, и дело тут не в обычаях, а в банальном удобстве ваших ног, т.к. в течение всего обряда вам придется простоять не мало времени. А выстоять на них будет довольно сложно, и после венчания вам уже ничего не захочется, кроме одного, как можно скорее избавиться от «колодок». Поэтому выбор стоит сделать в сторону туфель на сплошной подошве или же с минимальным каблуком.

Косметики на невесте должно быть минимальное количество. Кроме этого, макияж не должен быть слишком ярким, но большинство сегодняшних невест и без этого уточнения предпочитают естественные нотки. Единственным моментом на заметку является то, что женщинам запрещено целовать с накрашенными губами венец, крест, икону, но это поправимо простым снятием помады непосредственно перед входом в церковь. Поэтому запаситесь специальными средствами, как для её снятия, так и для повторного нанесения. В общем, во всем облике невесты должна проглядываться естественность.

Жених же на венчании должен выглядеть серьезно, поэтому для этого случая как нельзя кстати подойдет строгий костюм. Конечно, предпочтительными цветами как и в случае с невестой являются светлые, однако по отношению к женихам строгих правил в этом отношении нет. Безусловно, повседневная одежда спортивного типа, а также джинсовая – не подходящий наряд для венчания. Головного убора на женихе быть не должно.

Приглашенные гости так же должны соблюдать ряд требований. Для женщин обязательны головные уборы, закрытого типа одежда, желательно присутствие женщин в платьях и юбках, однако многими приходами не возбраняются и брючные костюмы. Все без исключения гости должны в этот день в обязательном порядке одеть свои нательные крестики включая, конечно же, как вы понимаете, свидетелей и молодых.

С уважением, Ирина Кравчук.

Обряд венчания является не только красивой и древней традицией, но и ответственным шагом на пути к созданию крепкой и счастливой семьи. Иногда к этому важному шагу, пара приходит спустя годы, только тогда, когда люди окончательно убедились в своих чувствах и намерении прожить вместе всю оставшуюся жизнь.
Существуют определенные дни для проведения венчания в церкви. Самым удачным днем для таинства Венчания считается 1-вое Воскресенье после Пасхи, которое в народе именуется Красной горкой, в 2017 году этот день выпадает на 23-е апреля, а в 2018 году этот день выпадает на 15-е апреля.Для удобства определения даты составлен календарь венчания на 2017 — 2018 год . Из календаря венчания Вы узнаете, в какие дни согласно канонам Русской Православной Церкви можно проводить обряд венчания, а в какие дни нет (календарь в конце статьи), а начнем с того, кому можно и кому нельзя венчаться в Церкви.

Кому можно венчаться в Церкви

1. Основные требования для молодоженов — быть членами Церкви (быть крещеными людьми, носить нательный крестик);
Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии.

2. Иметь в наличии свидетельство из ЗАГСА о государственной регистрации брака. Этот пункт объясняется очень просто – ЗАГС не распишет людей, которые уже находятся в браке и не имеют официального развода. Кроме этого, ЗАГС не распишет людей, которые не способны к браку (умалишенных, больных), людей, которые состоят в близком родстве, людей которые не достигли брачного возраста, насильно принуждаемых к браку. От себя отмечу, наличие свидетельства о регистрации для венчаемых — вынужденная мера. От части это требование навязывается церкви государственными органами. Во времена наших дедов, достаточно много обвенчанных пар были без официальной бумаги, а некоторые пары умудряются обвенчаться без государственного свидетельства и сейчас (например если батюшка Вас очень хорошо знает, а роспись в ЗАГСе Вы планируете после венчания)

Кому нельзя венчаться в Церкви


1. Людям, находящимся в браке более чем 3 раза. В церкви нормой считается первый раз. Второй раз венчают в Церкви неодобрительно и допускают второй брак по снисхождению к человеческим немощам (сам обряд при этом несколько меняется, например не одеваются венцы). Третий раз венчают в исключительных случаях, если причина на то уважительна и человек покаялся. В четвертый раз не повенчают никого – даже вдовство после третьего брака не дает права совершить венчание в четвертый раз. Государственная регистрация в этом случае не имеет подобного ограничения – и может зарегистрировать хоть шестой или седьмой по счету брак;
2. Духовным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. У монаха вовсе не может быть жены в силу данных им обетов. Нарушение этого правила — грозит лишением священного сана;
3. Монахам и монахиням после принесения ими обетов также нельзя венчаться в Церкви;
4. Виновным в расторжении предыдущего брака. Например, виновный в измене, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак;
5. Тем, кто не попадает в определенные возрастные границы. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения венчания нужно считать наступление гражданского совершеннолетия (возраст, в котором разрешено заключение брака в ЗАГСе). В церковном брачном праве установлен и верхний предел для вступления в брак: для мужчин - 70 лет, для женщин - 60 лет;
6. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей;
Когда получение благословения родителей невозможно по причине их неверия, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Епископ вправе благословить брак и в том случае, если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам.

Почему не венчают в пост?

Это объясняется тем, что во время поста верующим людям положено посещать богослужения, а не устраивать брачный пир. Раньше браком называли только свадьбу, а само слово «брак» происходит от славянского слова «брашно», в переводе означающее «пир» или «еда». Пост – это время воздержания, в том числе и супружеского. Не положено во время поста посещать увеселительные места – человек должен морально очистится за это время. Если посмотреть на календарь венчания, то в году больше дней, когда не венчают, чем дней, когда венчание разрешено.
На кануне венчания, православные христиане должны придерживаться поста, перед таинством следует также посетить литургию, исповедоваться и причастится.

Пережитки язычества дают о себе знать и по сей день, проявляясь всякими небылицами и всевозможными суевериями. Само слово «суеверие» (образовано от «суе» - напрасно и «вера», буквально переводиться как «напрасное верование») - предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Существует, например, суеверия, что случайно упавшее кольцо во время венчания или погасшая венчальная свеча предвещает несчастья: развод или раннюю смерть одного из супругов. Распространено также и суеверие, что тот из молодоженов, кто первым вступит на расстеленный рушник, будет главой семьи.
Распространено суеверие и о том, что нельзя венчаться в мае, а от старшего поколения даже о том, что и в Киеве (не говоря уже о селах или пригородах) часто доводиться слышать «будете потом всю жизнь маяться» и т.д.
Вообще относительно даты свадьбы суеверий очень много. Например, общее количество свадеб в високосный год — заметно падает, и связано это исключительно с суевериями. 2016 год является високосным и многие почему-то считают, что вступать в брак или венчаться в таком году не желательно. Год, который идет после високосного 2017-й считается у нас в народе годом Черной вдовы, а значит опять таки не благополучным для брака. Итак, мы имеем бредовую ситуацию, – в которой целых два года из четырех по непонятным причинам считаются неудачными. Вот, что говорит церковь на эту тему: « «високосный год» является календарным, необходимое для вычисления точных астрономических дат. Поэтому люди, считающие високосный год неудачным для каких-либо дел и начинаний (например — брак), впадают в грех, ибо суеверие как раз и состоит в том, что естественным предметам, приписывается сверхъестественное значение. «Дьявол, стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням» » (Святитель Иоанн Златоуст)
Подобные вымыслы и суеверия не должны волновать верующего человека. А если Вы идете на такой шаг как Венчание – Вы должны быть верующими людьми. К таким случайностям как падение кольца или угасание свечи нужно относиться именно как к случайностям.

Что надо принести с собой на Венчание

Итак, Вы выбрали день и Вам назначили удобное для Вас время. Заранее Вам будет необходимо подготовить:

1. Бутылка красного вина (Кагор);

2. Маленький каравай или хлеб (оставляется в Церкви), не во всех храмах это обязательный пункт;

3. 2 свечи, 5 рушников (венчальный набор);

4. 4 носовых платочка (два — свидетелям держать венцы и два — молодоженам держать свечи);

5. пара икон: Спаситель и Божья Матерь

6. Кольца (как символ вечности брачных уз)

Кольца Вы отдадите священнику или его помощникам, и они будут освещены на престоле. Рушники Вы также отдаете перед венчанием помощникам. Из 5-и рушников – один должен быть большой, его расстелют Вам под ноги при совершении таинства. На один кладется каравай или хлеб, еще два накидывают на иконы, с которыми Вы будете выходить из храма, и последний рушник – будет использован для связывания Ваших рук во время Таинства.

Вы должны понимать, что не в каждом храме можно купить красивые венчальные свечи и рушники для них. Заранее позаботьтесь об этом, их можно приобрести в крупных храмах или в православных магазинах. Сейчас продают уже готовые, укомплектованные венчальные наборы, хотя на самом деле для таинства подойдут и обычные церковные свечи. Вся видимая красота – нужна только для Вас и не влияет на количество «благодати», которую Вы получите. Самое главное во время венчания — Ваша молитва.

Великолепие храмового убранства – росписи на стенах, иконы, профессиональный хор и колокольный звон по завершению — все это нужно для создания праздника, как собственно и свадебный фотограф , который по Вашему желанию все это красиво отснимет. От себя еще добавлю – что на фото или видеосъемку венчания нужно брать благословение, спросив заранее разрешение у батюшки, который будет Вас венчать. Съемку не запрещают, но фотограф-оператор должен быть незаметным во время венчания и не должен мешать никому из присутствующих. Я, к примеру, вовремя съемки венчания не использую вспышки и снимаю только на сверх светосильных объективах и открытых диафрагмах. Заказывая услуги фото на свадьбу — помните что Венчание -это в первую очередь таинство, а не фотосессия — и Ваш фотограф должен быть профессионалом.

Сейчас повсеместно таинство венчания начинается с обручения. Обручение происходит ближе к входу и только после него пара заходит в центр храма. Во время обручения священник дает в руки обручаемым две зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. После этого он надевает кольца, первое одевает жениху, потом второе — невесте, и трижды (в образ Святой Троицы) меняет кольца на их руках.
После того как молодая пара входит в храм – священник спрашивает по доброй ли воле и желанию совершается брак. Далее произносятся три молитвы, в них испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. Затем выносятся венцы (которые в народе называют короны, потому как они всегда украшены подобно коронам) — и возлагаются над головами молодых. Венец — это образ венца Царства Небесного, а еще это символ мученичества. Жизнь не бывает безоблачной и простой и для того, что бы прожить ее вместе до конца нужно обладать терпением, сравнимым только с терпением мучеников. В некоторых храмах свидетели не держат венцы над головами, их надевают на головы.

Главный момент венчания происходит, когда священник трижды благословляет молодоженов словами: «Господи Боже наш, Славою и Честью венчай я» Затем выносится чаша с вином (красное вино в ней – символ крови Христа, а сама чаша символ общей житейской чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней). Священник в три приема дает испить из чаши невесте и жениху. Затем он связывает их руки рушником и трижды обводит вокруг столика с иконами, под пение свадебного хора. Круг — символ вечности и неразрывности, ведь таинство совершено навечно. Ход следом за священником – это образ служения Церкви.
Под конец — священник дает молодым поцеловать крест, иконы, а затем вручает им иконы в руки и говорит небольшую проповедь — наставление. После наставление молодые могут поцеловаться, а родные и близкие, которые пришли — подойти и поздравить молодую христианскую семью.

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей епархии (области), где совершалось венчание, и только в случае измены одного из супругов или по другой серьезной причине (например, смерть одного из супругов). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

Календарь венчания на 2017 год (розовым помечены разрешенные дни)

Календарь венчания 2017 и 2018 годов созданы в справочных целях и могут содержать неумышленные неточности, кроме этого календари не учитывает храмовые праздники конкретной церкви (в разных храмах – это разные даты), прежде чем выбирать дату окончательно, обязательно, заранее – посоветуйтесь с Вашим священником!

Календарь венчания на 2018 год (розовым ячейки — разрешенные дни для венчания)

Видео: В какие дни нельзя венчаться.Священник Игорь Сильченков

Видео: Таинство Венчания в Русской Православной Церкви. Пошаговая инструкция

Общие пояснения: В какие дни можно венчаться, а в какие нет

Таинство Венчания не совершается :

Во вторник и четверг — на протяжении всего года;

В субботу — на протяжении всего года;

Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;

Во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;

В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

Также Таинство Венчания не совершается накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

Праздники:

Двунадесятые, не переходящие праздники:

Двунадесятые переходящие праздники для 2017 года:

Двунадесятые переходящие праздники для 2018 года:

Великие церковные праздники:

Церковные многодневные посты в 2017 году:

Церковные многодневные посты в 2018 году:

Сплошные седмицы в 2017 году:

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 20 февраля по 25 февраля 2017 г;

Сплошные седмицы в 2018 году:

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея – начинается за 2 недели до Великого Поста с 29 января по 3 февраля 2018 г;

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 12 февраля по 17 февраля 2018 г;

Церковные однодневные посты, дни в которые также не повенчают:


Top