Нарушения 223 фз о закупках. Аналитика аналитические обзоры. Особенности этих форм капитальных вложений

" № 11/2016

По сравнению с административными правонарушениями, установленными в КоАП РФ касательно законодательства о контрактной системе, правонарушений по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ оговорено совсем немного, а размер штрафов неизмеримо меньше. Каковы эти нарушения и что грозит в случае их обнаружения?

Хотя сам Закон № 223-ФЗ начал работать еще с 2012 года, в КоАП РФ статьи об административной ответственности за правонарушения при его применении появились лишь спустя два с половиной года – Федеральным законом от 05.05.2014 № 122-ФЗ в КоАП РФ была включена новая ст. 7.32.3 «Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бюджетные учреждения получили право осуществлять свои закупки в рамках Закона № 223-ФЗ с 01.01.2014, когда вступил в силу Закон о контрактной системе. Последний закон позволил бюджетным учреждениям наряду с автономными и другими организациями с государственным или муниципальным участием использовать Закон № 223-ФЗ для осуществления закупок, но только при расходовании определенных видов средств. К ним относятся средства получаемых учреждениями грантов, внебюджетные средства, получаемые от оказания платных услуг (выполнения платных работ), средства, расходуемые при привлечении учреждением иных лиц для поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ за счет средств, которые учреждение получает в качестве исполнителя контракта, в том числе государственного или муниципального контракта . И многие бюджетные учреждения в соответствии с Законом № 223-ФЗ утвердили свои локальные положения о закупке и реализуют на практике это право – чаще всего при расходовании внебюджетных средств.

Не применена обязательная электронная форма закупки.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг (ТРУ) в случае, когда такая закупка должна осуществляться в электронной форме , в иной (не электронной) форме влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Если же данное нарушение выявлено уже в третий раз, то должностному лицу грозит более строгое наказание – штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Понятие «закупка в электронной форме» в действующем законодательстве пока не определено, но укажем, что согласно позиции ФАС это, как минимум, такая закупка, при которой обеспечивается возможность подачи участником закупки заявки в виде электронного документа и размещения заказчиком на сайте информации о проводимой закупке, а как максимум – закупка, осуществляемая через электронную торговую площадку .

Например, в конце 2014 года некий спортивный клуб армии осуществил закупку услуг по уборке зданий. В соответствии с утвержденными правилами торги по закупке таких услуг должны проводиться в электронной форме. Однако заказчик в закупочной документации фактически предусмотрел только подачу заявки на бумажном носителе – в документации фигурировало требование о «прошивке» листов заявки, местом подачи заявки был указан конкретный адрес вплоть до номера кабинета и т. д. Поэтому ФАС признала наличие административного правонарушения, а суд впоследствии встал на сторону контролирующей организации .

Применен неправильный порядок закупки.

Осуществление закупки ТРУ в случае, когда такая закупка должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе, в ином порядке влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 72.32.3 КоАП РФ). Например, если бюджетное учреждение проведет закупку в рамках Закона № 223-ФЗ за счет средств субсидии, предоставленной ему на выполнение государственного или муниципального задания (данный вид средств не подлежит расходованию при закупках по Закону № 223-ФЗ), то здесь будет иметь место рассматриваемое нарушение.

Не соблюдены сроки обязательного размещения информации в ЕИС.

Нарушение предусмотренных законодательством РФ о закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе (ЕИС) обязательной информации о закупке влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

Обратим внимание, что здесь речь идет о сроках, установленных в самом Законе № 223-ФЗ, а не в положении о закупке. Например, такое нарушение будет иметь место, если заказчик нарушил определенный срок размещения в ЕИС протоколов, составляемых в ходе закупок, – три дня со дня подписания этих протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Особо выделено нарушение установленных законодательством РФ в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки ТРУ заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства РФ в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц. Здесь идет речь конкретно об изменениях, вносимых в положение о закупке – эти изменения должны быть размещены в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Наказание здесь немного жестче, чем при нарушении сроков размещения в ЕИС другой информации: для должностных лиц – административный штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и от 10 до 30 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 6 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

А вот если предусмотренное законодательством РФ размещение информации вообще не было осуществлено, то тут наказание еще более строгое: для должностных лиц – штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ч. 5 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

Практический пример: акционерное общество разместило в ЕИС план закупки на 2015 год 03.12.2015, нарушив установленный срок почти на год . ФАС обнаружила в этом состав административного нарушения, но несмотря на такую большую просрочку наложил на заказчика как на штраф в минимальном размере – 10 тыс. руб. Другой пример – заказчик задержал на пять дней размещение в ЕИС ежемесячного отчета о заключенных договорах. ФАС в данном случае наложила штраф на конкретное должностное лицо заказчика, допустившее нарушение, но тоже в минимальном размере – 2 тыс. руб.

Нарушены требования к содержанию извещения о закупке и (или) документации.

Несоблюдение предусмотренных законодательством РФ требований к содержанию извещений о закупке ТРУ и (или) документации о закупке влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Например, при проведении открытого конкурса на строительство административно-делового центра заказчик в документации о закупке установил, что оценка заявок в числе прочего производится по критерию «качество работ и квалификация участника конкурса», но не определил конкретные показатели, на основании которых оценивается критерий, и алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным их количеством. ФАС сочла описанное действие нарушением требования закона, согласно которому в документации о закупке должен содержаться порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, и вынесла решение о наложении на должностное лицо заказчика штрафа в размере 2 тыс. руб. Отметим, что в данном случае указанным в постановлении ФАС основанием для применения минимального размера штрафа является то, что должностное лицо заказчика ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение подобного правонарушения.

Заказчик предъявил необоснованные требования.

Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым ТРУ и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 8 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

Практический пример : заказчик провел аукцион по закупке комплекса работ, включающего поставку оборудования для реконструкции инженерных сетей материального склада. Одним из требований к участнику, согласно закупочной документации являлось наличие у него системы менеджмента качества деятельности по предмету аукциона, а подтверждением наличия должно было стать «предоставление действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы».

Один из участников закупки представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на выполнение работ по предмету аукциона, но заказчик отказал ему в допуске к участию в аукционе на основании того, что в представленном сертификате отсутствовали сведения о поставке оборудования, которая является частью работ, закупавшихся через аукцион. Таким образом, по мнению заказчика, участник закупки представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на выполнение работ, но не представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на поставку (реализацию) оборудования. Однако ФАС сочла, что здесь имело место предъявление к участнику закупки требования, не прописанного в закупочной документации, ведь в ней не содержалось указания на необходимость предоставления действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на поставку (реализацию) оборудования, а говорилось просто о «работах по предмету аукциона». Решение ФАС – наложение на заказчика как на юридическое лицо административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

Кто наказывает и кто несет ответственность.

Как уже было показано в приведенных примерах, выявлять правонарушения и составлять соответствующие протоколы уполномочены должностные лица ФАС . Кроме того, обратим внимание, что при данных правонарушениях несущими ответственность должностными лицами считаются не только руководители заказчиков, но и лица, осуществляющие функции по организации и проведению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок (ст. 2.4 КоАП РФ).

Заказчик не проинформировал контролирующие органы.

Отдельной статьей КоАП РФ предусматривается административная ответственность за непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ). Под этой информацией понимаются сведения о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) , а соответствующим уполномоченным органом является ФАС.

Напомним, что в целях ведения реестра недобросовестных поставщиков, заказчики должны направлять в ФАС сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Данное правонарушение влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Как и в предыдущем случае, должностным лицом здесь считается лицо, осуществляющее функции по организации и проведению закупок20. Выявлять нарушения и составлять административные протоколы уполномочена, опять же, сама ФАС.

Штрафные санкции за нарушение положений Закона № 223-ФЗ.

Нарушение

Объект

Санкции

Основание

Не применена обязательная электронная форма закупки

От 10 тыс. до 30 тыс. руб.

От 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года (нарушение в третий раз)

Часть 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ

От 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Часть 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление № 616

Применен неправильный порядок закупки

От 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Часть 3 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Нарушение при размещении информации в ЕИС

Не соблюдены сроки размещения информации в ЕИС

От 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Часть 4 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Не соблюдены сроки размещения изменений в положение о закупке в ЕИС

От 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Часть 6 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Информация в ЕИС не размещена

От 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Часть 5 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Нарушены требования к содержанию извещения о закупке и (или) документации

От 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Часть 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ

От 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Необоснованные требования заказчика

От 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Часть 8 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Заказчик не проинформировал контролирующие органы

От 10 тыс. до 15 тыс. руб.

Статья 19.7.2-1 КоАП РФ

От 30 тыс. до 50 тыс. руб.

В заключение укажем, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности (как должностным, так и юридическим), не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Неуплата административного штрафа в установленный срок тоже является административным правонарушением и влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы – до 50 часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Часть 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее – Постановление № 616).

Пункт 2 разд. VII Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утв. ФАС РФ – fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_31212.html. Данный документ содержит предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

Часть 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление № 616.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 № 09АП-25393/2016 по делу № А40-234288/15.

Часть 2 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Пункт 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908.

Постановление ФАС РФ от 30.12.2015 по делу № АК1108-15.

Постановление ФАС РФ от 20.08.2015 по делу № АК340-15.

Части 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Пункт 13 ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Постановление ФАС РФ от 19.05.2016 по делу № 223ФЗ-167/15/АК455-16.

Постановление ФАС РФ от 09.06.2016 по делу № 223ФЗ-226/15/АК515-16.

Статья 23.83 и п. 62.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».

Статья 5 Закона № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон 223-ФЗ

ШТРАФЫ ПО 223-ФЗ

16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за невыполнение норм 223-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ. Закон был разработан Федеральной антимонопольной службой.

В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение закупки, может быть оштрафовано либо дисквалифицировано на срок до 1 года.

Под должностными лицами, подлежащими привлечению к ответственности, понимаются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в т.ч. члены комиссии по осуществлению закупок.

Нарушение Пояснение Штраф для должностного лица Штраф для юридического лица Норма КоАП РФ
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме Нарушение Постановления Правительства №616 10 — 30 т.р. 100 — 300 т.р. Часть 1 ст. 7.32.3
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз Многократное нарушение Постановления Правительства №616 40 — 50 т.р. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года Часть 2 ст. 7.32.3
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке Непроведение закупки в порядке, предусмотренном Законом о КС, когда закупка должна проводиться в таком порядке согласно Закону № 223-ФЗ 20 — 30 т.р. 50 — 100 т.р. Часть 3 ст. 7.32.3
Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Нарушение сроков публикации информации в ЕИС (кроме изменений в положение о закупке) 2 — 5 т.р. 10 — 30 т.р. Часть 4 ст. 7.32.3
Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Неразмещение информации в ЕИС 30 — 50 т.р. 100 — 300 т.р. Часть 5 ст. 7.32.3
Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Нарушение сроков публикации информации в ЕИС об изменении положения о закупке 5 — 10 т.р. 10 — 30 т.р. Часть 6 ст. 7.32.3
Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг Нарушение ч. 9-10 ст.4 223-ФЗ (требования к содержанию извещения и документации) 2 — 3 т.р. 5 — 10 т.р Часть 7 ст. 7.32.3
Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг Предъявление требований, не указанных в документации 2 — 3 т.р. 5 — 10 т.р Часть 8 ст. 7.32.3
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок Невыполнение предписания или требования 50 т.р. 500 т.р. Часть 7 ст. 19.5
Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Невыполнение решения или предписания об устранении нарушений 30 — 50 т.р. 300 — 500 т.р. Часть 7.2 ст. 19.5
Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Ненаправление сведений об участнике для включения в РНП 10 — 15 т.р. 30 — 50 т.р. Статья 19.7.2-1

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ

Кроме административной, существует также уголовная ответственность за преступления в сфере публичных закупок, в том числе для организаций, осуществляющих закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Такие преступления могут быть квалифицированы по следующим статьям УК РФ:

  • мошенничество (ст. 159);
  • присвоение или растрата (ст. 160);
  • вымогательство (ст. 163);
  • недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178);
  • принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285).

На основании статьи 7 федерального закона 223-ФЗ законодатели приняли Закон № 122-ФЗ, определивший редакцию «административного» кодекса с 16 мая 2014 года. С этого момента, ответственность заказчиков нашла своё отражение в административной плоскости, УК РФ остался без изменений.

Также с 1 января 2017 г. вступила в силу ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, ужесточающая требования к закупкам у организаций малого, а также среднего предпринимательства (СМП и ССП). Подробнее систему наказаний заказчиков в области закупок по 223-ФЗ рассмотрим в статье.

Виды наказаний по 223-ФЗ

КоАП по 223-ФЗ предусматривает ответственность заказчика в виде штрафов , налагаемых органами ФАС и другими контролирующими закупки органами. Их размер может достигать 50 тысяч рублей для должностных (ответственных) лиц заказчика и 500 тысяч рублей для самого заказчика (юрлиц).

Также для должностных лиц существует административная ответственность в форме дисквалификации. Перед наложением штрафа по 223-ФЗ ФАС обязан провести соответствующие процедуры по Разделу IV кодекса (Письмо ФАС России от 04.06.2014 № АЦ/22726/14).

Заказчик несет ответственность за исполнение норм 223-ФЗ до истечения 1 года от дня нарушения. По самостоятельно определяемым нормам заказчик обязан соблюдать своё положение о закупках.

Взаимодействие между заказчиком и поставщиком управляется как с помощью штрафов КоАП РФ, так и положениями других кодексов и законов, если такое взаимодействие попадает в сферу их влияния.

Можно привести пример статьи 395 ГК РФ, предусматривающей выплату неустойки заказчиком при несвоевременной оплате поставщику по договору закупки.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Должностные лица, попадающие под штрафы

В противном случае должностным лицом будет выступать руководитель организации. Ответственность должностного лица увольнением не прекращается .

Таблица штрафов по 223-ФЗ

В КоАП штрафам заказчикам по 223-ФЗ посвящены 3 статьи, подробнее смотрите их в таблице.

Суть нарушения

Размер штрафа на

ответственное лицо

организацию

Статья 7.32.3 - некорректное оформление и проведение закупок

Ошибочный выбор неэлектронной формы закупки

10-30 тыс. руб.

100-300 тыс. руб.

Выявление нарушения по предыдущей строке более двух раз

40-50 тыс. руб.

или отстранение на 6 мес. - 1 год

не предусмотрено

Игнорирование требований 44-ФЗ для:

Закупок у СМП и ССП;

Определения поставщиков во всех закупках до даты размещения положения о закупках в ЕИС

20-30 тыс. руб.

50-100 тыс. руб.

Отсутствие в ЕИС документации и прочей информации по закупке по частям 5 и 6 ст.4 223-ФЗ (например, извещения, проекта договора, протоколов и пр.)

30-50 тыс. руб.

100-300 тыс. руб.

Размещение в ЕИС информации об изменениях в положении о закупках сверх установленного срока (15 дней от дня утверждения)

5-10 тыс. руб.

10-30 тыс. руб.

Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о закупках по 223-ФЗ

Прежде чем говорить о контроле, важно обратить внимание на ответственность за нарушения 223-ФЗ. Чего нельзя допускать в закупочной деятельности? С 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях РФ Федеральным законом от 05.05.2014 №122-ФЗ.

В связи с этим предусмотрена административная ответственность за совершение нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц. Основным видом административного наказания, применяемым при совершении данных нарушений, является штраф. В отдельных случаях применяется дисквалификация. Это один из самых молодых видов административной ответственности.

Какие правонарушения предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях?

  • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме. Есть ПП №616, содержащее перечень товаров, работ, услуг, которые нужно закупать через электронную площадку. Если эта норма нарушается, то штраф: от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица, штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 1 ст. 7.32.3 .
  • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз. С законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз. При нарушении нормы предусмотрен штраф от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года. Норма КоАП РФ ч. 2 ст. 7.32.3 .
  • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, в ином порядке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица, а также штраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 3 ст. 7.32.3 .
  • Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках (за исключением размещения изменений, вносимых в положения о закупках). За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 4 ст. 7.32.3 .
  • Неразмещение в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица, а также штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 5 ст. 7.32.3 .
  • Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в положения о закупках. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 6 ст. 7.32.3.
  • Несоблюдение требований к содержанию извещения о закупке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 7 ст. 7.32.3 .
  • Предъявление требований к участникам закупки, к товарам (работам, услугам), к условиям договора либо оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 8 ст. 7.32.3 .
  • Невыполнение в срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, или его территориальных органов. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 7.2 ст. 19.5 .
  • Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о них в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ст. 19.7.2-1 .

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности — за нарушения норм 223-ФЗ — 1 год. Статья 4.5. КоАП РФ . То есть если должностное или юридическое лицо вольно или невольно допустило правонарушение, то привлечь его к ответственности можно только в течение года с момента правонарушения. Но, внимание , речь идет только о завершенных правонарушениях. Длящиеся правонарушения исчислять невозможно. Если какая-то информация не размещена в ЕИС, то лучше ее разместить, пусть и позже. Это важно, так как штраф за неразмещение большой, а разместив информацию, пусть и позже, можно избежать правонарушения, которое действует год.

Также имеет место уголовная ответственность за нарушения в виде санкций: штрафы, лишение свободы, права заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность:

Уголовный кодекс РФ, Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности:

Система контроля закупок

Надзорные органы. Прокуратура РФ, которая действует на основании Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации».

Еще один важный документ - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007г. № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В соответствии с этим актом прокуратура производит проверки.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. Особое внимание уделяется вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

С обзором прокурорских проверок можно ознакомиться на официальном сайте www.procrf.ru. Такие проверки проходят постоянно, информация часто обновляется.

Часто задается такой вопрос: может ли Счетная палата РФ проводить проверки закупок осуществляемые по нормам 223-ФЗ? Важно помнить, что полномочия Счетной палаты определены в Федеральном законе от 05.04.2013 № 41-ФЗ. Только в рамках своих полномочий Палата может проводить проверки (ст. 5 Федерального закона) те, которые указаны в статье 5 этого Закона. То есть Палата может проверять закупки в случае, если заказчику выделялись бюджетные средства . Если заказчику не выделялись бюджетные средства, то Счетная палата проверять не может.

Заказчики имеют бесспорное право закупать конкретную продукцию: «...Нормы Закона о закупках не содержат запрета на возможность указывать в документации на товарные знаки . Более того, Положение о закупке прямо предусматривает такую возможность. При отсутствии прямого законодательного запрета антимонопольный орган не вправе делать выводы о потребностях хозяйствующего субъекта»

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.07.2014г. по делу № А40- 77378/2013 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016г. № Ф09-687/16 по делу N А60-28175/2015.

223-ФЗ (п.1 часть 10) не содержит запрета на указание торговых марок . Но указывать марки следует осторожно. В Положении о закупке нужно предусмотреть возможность закупки по товарным знакам. Тогда правонарушения не будет.

Обзор судебно-арбитражной практики включает в себя рассмотрение судами таких вопросов:

  • установление требований к участникам закупки;
  • процедура закупки;
  • оценка и сопоставление заявок;
  • полномочия антимонопольного органа.

Кстати, если по вопросам:

  • заключение договора по результатам закупки;
  • установление требований к объекту закупки;
  • полномочия антимонопольного органа

позиции судов, как правило однозначны, то по вопросам:

  • установления требований к участникам закупки;
  • процедура закупки;
  • оценка и сопоставление заявок судебная практика имеет две противоположные позиции. Все зависит от конкретики дел. Обзор судебной и судебно-арбитражной практики очень полезен в закупочной деятельности, важно обращать внимание и на регион, в котором рассматривались дела.

Судебная практика

Этот обзор очень объемный, но полезный, так как он касается закупочной деятельности по нормам 223-ФЗ: "Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016г.).

Главный контролирующий орган — ФАС России . Согласно части 10 статьи 3 223-ФЗ, ФАС рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров/ работ/ услуг в случаях:

  1. неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушения сроков такого размещения; 2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  2. осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  3. неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в случае если заказчик, подпадающий под действие 223-ФЗ, осуществляет закупку путем проведения конкурса или аукциона, жалобы на нарушение процедуры таких торгов и порядка заключения договоров подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие);

  1. Статья 17. Антимонопольные требования;
  2. Статья 18. Особенности отбора финансовых организаций;
  3. Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
  4. Статья 23. Полномочия антимонопольного органа;
  5. Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.

Органы выявляют нарушения в ходе проверок. Существует четыре вида проверок:

  • ПЛАНОВАЯ: осуществляется согласно плану контрольных мероприятий и на основании утвержденного плана контрольных мероприятий, она осуществляется в форме выездной сплошной проверки. Если в компанию приехала проверка, в первую очередь проверяются текущие закупки, чтобы своевременно пресечь правонарушения. Далее проверяется вся отчетная документация за последние годы.
  • ВНЕПЛАНОВАЯ: осуществляется на основании решения руководителя ФАС России, а также руководителя территориального управления ФАС России
  • ВЫЕЗДНАЯ: проверка, которая осуществляется с выездом на место нахождения проверяемой организации
  • КАМЕРАЛЬНАЯ: проверка, которая осуществляется по месту нахождения контрольного органа на основе поступивших документов и сведений

При проверке, связанной с положением о закупках заказчика, контролирующие органы выясняют, прежде всего, следующие обстоятельства:

  • Утверждено ли положение о закупках надлежащим образом (то есть с соблюдением ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ)? Опубликовано ли положение о закупках надлежащим образом?
  • Соблюдает ли заказчик в своей закупочной деятельности нормы Закона № 44-ФЗ в тот период, когда у него нет надлежаще утвержденного и опубликованного положения о закупке?
  • Не противоречит ли утвержденное и опубликованное положение о закупке нормам Гражданского кодекса РФ, Закона № 135-ФЗ и Закона № 223-ФЗ?
  • Соответствуют ли закупочные процедуры, реализуемые заказчиком, нормам его собственного положения о закупке?

Важно работать грамотно и безошибчно, так как даже самые мелкие нарушения легко выявить: поиск и обнаружение в ЕИС допущенных правонарушений ФАС России, а также мониторинг МЭР России осуществляет с помощью средств программного обеспечения .

Типология нарушений.

  • Неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению, или нарушение сроков такого размещения
  • Предъявление к участникам требований о предоставлении документов не предусмотренных документацией о закупке.
  • Осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения такого положений. Закон о контрактной системе № 44-ФЗ
  • Противоречие норм Положения о закупке друг другу и документации о закупке
  • Неопределенность в Положении о закупке условий применения способов закупки

А также несоблюдение принципов Закона о закупках №223-Ф3:

  • Информационная открытость;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств.

Типичные ошибки и правонарушения

  • Нарушение порядка размещения в ЕИС Положения о закупке (приводит к неправомерному осуществлению заказчиком закупок). Когда Положение соответствует нормам 223-ФЗ и Гражданского кодекса. В противном случае все закупки должны осуществляться по 44-ФЗ.
  • Нарушение сроков размещения или не размещение в ЕИС протоколов по результатам закупки.
  • Несвоевременное размещение или не размещение информации о закупке в Планах закупок (вплоть до внесения информации в план закупок после проведения закупки). У каждого заказчика должно быть 2 плана закупок: годовой план и план закупок высокотехнологичной продукции, даже если товары/ работы/ услуги по какому-то плану не закупаются. Он должен быть нулевым.
  • Неразмещение разъяснений на запросы о разъяснениях.
  • В связи с поздней датой поступления запроса ответ на запрос о разъяснениях дается после окончания приема заявок.
  • Отсутствие в документации о закупке сведений и информации, предусмотренных п.3 ч.9 ст. 4, п.1 ч.10 ст. 4 — не установлено требование к объему товаров, работ, услуг.
  • Отсутствие в составе документации о закупке проектно-сметной документации.
  • Не указываются характеристики и количество, части оборудования, подлежащего поставки. Поставщикам должны быть понятны все условия закупки.
  • Отсутствие порядка, места, срока подачи заявок на участие в закупке (п. 8 ч. 10 ст. 4).
  • Установленный Заказчиком порядок подачи заявок в Извещении и Документации не соответствует порядку подачи заявок на участие в Запросе предложений, установленному в Извещении на электронной площадке.
  • Отсутствие в документации о закупке порядка оплаты товара, работы, услуги (п. 6 ч.10. ст. 4). Бывают такие формулировки: «Заказчик имеет право перечислить аванс», «аванс до 80%». Если нет конкретики, то имеет место быть коррупционная составляющая, когда заказчик совершает действия на свое усмотрение.
  • Отсутствие в документации о закупке требований к УЗ и перечня документов, представляемых УЗ для подтверждения их соответствия установленным требованиям п.9 ч.10 ст.4. Не устанавливается, на какие виды работ должны быть представлены СРО, лицензии. Есть такие формулировки: «Показатели финансово-хозяйственной деятельности УЗ должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости». Это весьма расплывчато, так как неизвестно, какими критериями это будет измеряться. Абсолютно все критерии должны быть измеряемыми.
  • Отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке п.13 ч. 10 ст. 4.
  • Установленный порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшие условия выполнения договора.
  • Не установлен алгоритм начисления баллов: в каком случае и сколько баллов начисляется по соответствующим критериям. Если значимость каждого из установленных критериев, а также методика присвоения баллов по соответствующим критериям в документации не определены, что свидетельствует об отсутствии порядка оценки заявок.
  • Установление требования к группе лиц (Решение №223ФЗ-91/14 от 25.07.2014, Решение № 223ФЗ-74/15 от 17.05.2015 — требование о том, что каждое входящее в группу лиц лицо должно соответствовать установленным в документации требованиям — неправомерно).
  • Отклонение заявки УЗ по основанию не предусмотренному Документацией (отклонение заявки в связи с окончанием срока ее действия).
  • Предъявление к УЗ неправомерных требований (наличие «обязательных» добровольных сертификатов — незаконное ограничение конкуренции). Нельзя требовать от участника закупки добровольные сертификаты. Это означает незаконное ограничение конкуренции.
  • Невыполнимость ТЗ (описание объекта закупки с завышенными требованиями. Объявление закупки уже выполненных работ — «легализация»). Никогда не нужно связываться с этим, так как практика показывает, что несвоевременную закупку могут проверить представители контролирующих органов. Они приезжают на адрес работ, а работы уже давно идут или уже закончены. Эти вещи вычислить очень легко.
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака. Таким образом заказчик ограничивает конкуренцию до одного производителя. Часто требуется один определенный продукт, который связан с совместимостью с другим оборудованием, которое уже есть в эксплуатации.
  • Включение в лот (закупку) разнородной продукции.
  • Включение в лот (закупку) «разнолицензируемой» продукции;
  • Требования по нескольким местам поставок (выполнения работ, оказания услуг. Когда одной закупкой заказчик укрупняет поставку. В один предмет закупки нельзя включить слишком много параметров, ведь таким образом останется один подрядчик/ поставщик/ исполнитель договора.
  • Невыполнимые сроки поставок, выполнения работ, оказания услуг (Невыполнимость ТЗ — срок выполнения 1 день).

Вопросы участников

Является ли нарушением неразмещение в реестре договоров по 223-ФЗ с проставлением галочки «извещение 44-ФЗ» договора, заключенного на обязательный аудит по 207-ФЗ?

223-ФЗ в части 4 статьи 1 не регулирует закупки аудиторских услуг по 207-ФЗ. Они осуществляют закупки по нормам 44-ФЗ. Но не по всем нормам. Закупка осуществляется только конкурсом по 44-ФЗ. Больше нормы 44-ФЗ на такого заказчика не действуют. Размещать такой договор не нужно, так как он не относится к 223-ФЗ.

Сколько электронных подписей должно быть у организации?

Совет из практики. Электронных подписей оформить лучше не менее трех. Можно и больше. Первая подпись — подпись руководителя с правом подписания контракта. Вторая — заместителя руководителя с правом подписания контракта. Третья — того, кто размещает информацию в ЕИС, но без права подписания контракта. Четвертая — с правами администратора. Одной подписи недостаточно, так как ответственность несет физическое лицо, на которого оформлена электронная подпись. Свою электронную подпись нельзя передавать никому и ни при каких обстоятельствах.

В 2014 году был заключен договор аренды. Тогда руководство считало, что заключение договора аренды не является закупкой и поэтому информация о договоре не подлежит размещению. Сумма ежемесячного платежа составляет более 100 000 рублей. Как поступить в данный момент?

Да, по нормам Гражданского кодекса аренда не является товаром/ работой / услугой. Но расходовать средства можно только в соответствии с 223-ФЗ или 44-ФЗ. Какие основания будут для расходования средств? Придется признать аренду товаром/ работой/ услугой. В любом случае это закупка, поэтому договор нужно размещать в Реестре договоров. Так как данный договор был заключен в 2014 году, его можно не размещать, так как размещению подлежат только договоры, заключенные с 1 января 2015 года.

Можно ли изменить состав единой и постоянно действующей комиссии?

Все закупки по 223-ФЗ, кроме торгов, можно осуществлять без комиссии. Но в случае торгов состав комиссии можно определять самостоятельно. Даже если это касается 44-ФЗ, то состав комиссии всегда определяется заказчиком. Комиссия не утверждается на один финансовый год. Но есть одно важное условие: более половины состава должно быть обучено, то есть иметь на руках дипломы и сертификаты.

Обязан ли заказчик при заключении договор до 100 000 рублей формировать документацию о закупке?

По нормам самого 223-ФЗ исключений нет. По каждой закупке должно быть извещение, документация и протокол. Но исключение допускает разъяснение Минэкономразвития. То есть компанию не оштрафуют, но сам закон не предусматривает исключений.

При описании объекта закупки по единственному поставщику…

Описание объекта закупки нужно всегда только при конкурентной закупке! При закупке у единственного поставщика нужно указывать конкретный товар, марку и производителя. Не нужно указывать ГОСТы, так как поставщик в любом случае один.

Закупка у единственного поставщика свыше 100 000 рублей. Должна ли быть проектно-сметная документация в документах закупки?

Да, это важно, иначе можно получить штраф со стороны контролирующих органов. Можно разместить ее в закупочной документации.

Закупка продуктов питания по кварталам. Проводится котировка по кварталам, а не на год. Будет ли это дроблением?

Да, это будет дроблением. Но закупать нужно конкурентным способом. Если до 100 000 рублей у единственного поставщика — это уход от конкуренции.

Как установить ценовой порог закупки у единственного поставщика, чтобы не возникало вопросов у контролирующих органов?

1 млн. рублей. Так сложилась практика.

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Заказчики, которые занимаются закупками по 223-ФЗ и не провели необходимый объем (или не отчитались по нему), с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, будут обязаны осуществлять заказы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Это также можно оценить как своеобразную санкцию.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в .

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная , в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

Нарушение Ответственность
Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта. Штраф 50 000 рублей.
Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей.
Нарушения в части содержания , которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ. Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
Сокращение сроков на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера. Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей.
Несоблюдение в процедурах отдельными видами юридических лиц. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Когда оштрафуют

Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

Что нужно разместить

Когда нужно разместить

Основания

Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

Не позднее 15 дней со дня утверждения.

Часть 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 закона № 223-ФЗ.

План закупки товаров, работ, услуг.

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Извещение о проведении конкурса или аукциона.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Части 17, 19 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Часть 21 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений.

Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Часть 23 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

Пункты 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Пункт 3 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Пункт 4 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

Разъяснения положений документации.

Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Решение об отмене конкурентной закупки.

В день принятия такого решения.

Часть 6 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Протоколы закупки.

Не позднее 3 дней со дня подписания.

Часть 12 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 1 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

Пункт 2 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 3 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

Часть 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442.

Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

Часть 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Помните, что вместе с извещением о проведении конкурентной закупки необходимо разместить закупочную документацию (исключение — запрос котировок) и проект договора!

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в . Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.


Top