Картотека "подвижные игры с мячом". Игры на улице с мячом для детей

«Охотники и утки»

Играющие делятся на 2 команды: одна - охотники, другая - утки. Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.

«Передал – садись!»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2-3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2-3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 6-8 метрах становится капитан с мячом в руках. По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его ваять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.

Игра может проводиться на площадке или в зале. Для ее проведения требуется волейбольный или резиновый мяч. Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом с руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли (или пола), кричит «Стой!» Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, е взяв в руки, снова кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом направлении.

«Мяч среднему»

Участники делятся на 2-3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.

«Мяч соседу»

Играют на площадке или в зале. Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.

«По порядку номеров»

Играющие становятся по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Один из играющих берет мяч, выходит с ним на середину круга, а затем сильно ударяет мячом о землю и громко называет рдин из номеров. Все игроки разбегаются в разные стороны. Тот, кого вызвали, становится водящим. Он ловит или поднимает с земли мяч и громко дает команду: "Стой!" После этого все играющие должны сразу же остановиться. Водящий, не сходя с места, бросает мяч в любого участника игры, стараясь запятнать его. Играющий может как угодно увертываться от мяча, но с места сходить ему не разрешается. Если водящий промахнулся, он снова бежит за мячом. В это время остальные игроки могут свободно переходить с места на место, пока водящий, схватив мяч, снова скомандует: "Стой!" Водящего сменяет тот, кого он запятнает мячом.

«Лисы и охотники»

Площадка, размеры которой можно приравнять к баскетбольной (26х14 метров), ограничивается со всех сторон линиями. Из играющих выбирают водящего - "охотника". Ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие - "лисицы". Охотник выходит на середину площадки, а лисы собираются вокруг него. Охотник три раза подбрасывает мяч вверх и ловит его. После третьего броска лисицы разбегаются в разные стороны. Охотник, поймав мяч, бросает его в одну из лисиц, стараясь ее запятнать. Осаленная лисица становится помощником охотника. Она получает право поднимать с земли мяч и передавать его охотнику, облегчая ему задачу. Таким образом, в ходе игры у охотника становится все больше помощников, а количество лисиц сокращается. Когда у охотника появится первый помощник, в игре начинает действовать такое правило. Лисицы могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать его между собой так, чтобы охотник с помощниками не смогли им завладеть. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы продолжать салить играющих. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все лисицы, кроме одной. Эта лисица, проявившая себя самой ловкой, становится новым охотником. Игра проводится еще раз. В ходе игры нужно следить за тем, чтобы лисицы не забегали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником охотника. Перед началом игры можно условиться, что салить мячом можно куда угодно, кроме головы.

«Выбей мяч»

Игра проводится с футбольным мячом. Играющие встают в круг на расстоянии одного метра один от другого. Участники игры выбирают водящего, который берет мяч и становится в середину круга. Ударяя ногой по мячу, он старается выбить его за пределы круга. Игроки стараются задержать мяч, подставляя ноги, любую часть тела, кроме рук, и не давая мячу вылететь из круга. Если игроки перехватят мяч, они начинают перекатывать его между собой. В этом случае задача водящего - отнять мяч у стоящих по кругу и снова сделать попытку выбить его за пределы круга. Если водящему это удалось, то на его место идет тот игрок, который пропустил мяч с правой стороны от себя Следует условиться, что мяч считается правильно выбитым в том случае, если он пролетел не выше колен играющих. Можно принять и более сложный вариант игры В этом случае игроки, стоящие по кругу, в ходе игры держатся за руки и не имеют права их разъединять Остальные правила остаются прежними. Игру лучше проводить с одними мальчиками.

«Попробуй, отними!»

Участники располагаются по кругу. Они размыкаются на расстояние вытянутых рук. Выбирают водящего, который выходит в середину круга. Стоящие по кругу начинают перебрасывать между собой волейбольный (или баскетбольный) мяч Водящий бегает в середине круга Он старается перехватить мяч или хотя бы дотронуться до мяча рукой, когда мяч находится в воздухе или в руках у игроков Если водящему удалось это сделать, на его место идет тот игрок, который последним бросил мяч, а водящий становится в круг Перед игрой можно условиться, что мяч можно бросать друг другу не только по воздуху, но и перекатывать по земле Играющие могут покидать свое место в кругу, если мяч выкатился из круга Взяв мяч и вернувшись на место, они продолжают игру. Водящий также имеет право выбегать за круг и салить там мяч. Чтобы усложнить игру, можно выбрать двух водящих. Можно также договориться перебрасывать мяч по воздуху не выше вытянутых вверх рук и не ниже колен. За соблюдением этих правил следит учитель, который за их нарушение вводит в игру новых водящих (из числа нарушителей правил), а прежних ставит в круг.

«Скорее в круг»

В середине площадки чертят круг диаметром 1-2 метра (в зависимости от числа играющих). Выбирают водящего, который становится в круг. Остальные игроки располагаются за кругом. Они становятся на равном расстоянии друг от друга и чертят вокруг себя небольшие кружки диаметром в 0,5 метра. Перед началом игры все участники входят в большой круг. Один из них подкидывает мяч вверх (и немного в сторону), а остальные, кроме водящего, разбегаются по своим кружкам Водящий, как только мяч коснулся земли, старается ударом руки закатить мяч в центральный круг. Однако стоящие в кругах мешают ему сделать это, также отгоняя мяч руками. При этом они имеют право выбегать из своих кругов и отбегать от них. Но вместе с тем игроки зорко следят за тем, чтобы водящий не занял их место в кружке В противном случае игрок, оставшийся без круга, становится новым водящим Если водящему удалось закатить мяч в круг или прокатить его через круг, игра начинается снова. При этом учитель назначает нового водящего. Можно усложнить игру и условиться о том, что водящий может занимать не только свободный круг (когда из него выбежал игрок), но и прокатывать через этот круг мяч. Если это ему удастся сделать, то игрок, занимавший ранее этот круг, сменяет водящего. Участникам игры надо объяснить, что катить мяч по земле следует, поддерживая его руками. Нельзя ударять по мячу так, чтобы он подпрыгивал выше 30 сантиметров, а также дотрагиваться до мяча ногой. Нарушивший эти правила становится водящим.

«Точно в цель»

Играющие становятся в круг. На земле перед ними проводится черта. В середину круга идет водящий. Ребята, стоящие по кругу, перебрасывают между собой волейбольный мяч. Они выбирают удобный момент, чтобы запятнать мячом водящего. Тот, кому это удастся, сменяет водящего в кругу, а водящий идет на его место Игру можно усложнить и проводить, соблюдая следующие условия. Водящий все время увертывается от мяча, чтобы его не могли осалить. Игрок же, бросая в него мяч, громко произносит: "Цель"". Это означает, что мяч метается в водящего, а не передается партнеру по кругу. Если при этом игрок промахнулся и не попал по цели, то он встает на одно колено. В этом положении он продолжает ловить и бросать мяч в водящего. В случае вторичного промаха, он встает на оба колена и в этом положении продолжает игру Однако, если, бросая мяч в водящего, игрок в третий раз промахнулся, то он выходит из игры Если же попал, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он имеет право опять продолжать игру стоя. Если мяч, брошенный кем-либо, коснулся водящего, а игрок, бросивший мяч, не произнес при этом слова "цель", то попадание не засчитывается и игра продолжается без смены водящего.

«Стенка»

Эта игра рассчитана на мальчиков. Она поможет им научиться точно бить ногой по мячу, останавливать его и передавать партнерам. Площадку 20х30 метров делят поперечной чертой на два поля Участники игры образуют две команды, каждая из которых занимает одну половину поля. Игроки располагаются в шахматном порядке В ходе игры они не имеют права заступать за среднюю линию поля на половину "противника". Судья вводит мяч в игру в середине поля ударом о землю. Мяч отскакивает к одной из команд. Ее игрок передает мяч ногой партнеру или сам ударяет по мячу так, чтобы он проскочил через всю половину поля "противника" и выкатился за ее заднюю черту Если это удалось сделать, Бьющая команда получает одно очко, и игра начинается с центра поля. Но игроки "противника" выстраивают своеобразную стенку, они стараются ногами задержать мяч, остановить его, а затем, в свою очередь, попытаться пробить живую стенку, которая образована игроками противоположной команды. Первая половина игры продолжается 15 минут. Затем команды меняются сторонами площадки, и игра повторяется. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Важно, чтобы во время игры ребята соблюдали следующие правила: останавливали мяч любой частью туловища, головой, но не хватали его руками. Ударяя мяч, играющие не должны поднимать его выше пояса. За эти нарушения мяч передается противоположной команде, а очко не засчитывается. Игрокам не разрешается переступать среднюю линию.

«Все в круг»

Игра проводится с волейбольным или баскетбольным мячом. Игроки делятся на две равные по количеству команды и выстраиваются в два круга. Игроки стоят на расстоянии вытянутых в стороны рук. Круги располагаются в трех шагах один от другого. Перед игроками проводится черта. Игроки рассчитываются в кругах по порядку номеров. Первый номер выходит в середину круга с мячом в руках. По сигналу ведущего начинается соревнование между игроками в кругах. Стоящий в центре перебрасывает мяч второму номеру, а тот возвращает ему обратно. Тут же происходит обмен бросками с третьим, а затем по порядку с четвертым, пятым номерами и т. д. Когда мяч обойдет круг и снова вернется к игроку с номером 2, тот, поймав мяч от среднего, выбегает с ним в центр круга и начинает, в свою очередь, перебрасываться со всеми по очереди игроками, начиная с третьего номера, и т. д. Игрок, начинавший соревнование, встает в круг на место сменившего его второго номера. Затем в роли центрального выступает третий номер, четвертый и т. д. Игра в каждой команде заканчивается тогда, когда в середине круга побывают все игроки и мяч снова попадет к первому номеру. Он выбегает с ним в центр и поднимает мяч вверх. Та из двух соревнующихся команд, которая закончила передачу раньше, считается победительницей при Условии, если она не нарушила следующих правил: центральные игроки, перебрасывая мяч, не пропустили никого из стоящих по кругу; участники игры передавали мяч заранее установленным приемом (от груди, ударом о землю и т.д.). Если мяч упал на землю, игрок, уронивший его, должен поднять мяч, встать на свое место и продолжать игру. Соревнования в кругах проводятся два – три раза.

«Мяч об пол»

Цель игры. Ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена каждой команды по мячу. Они ударяют мяч несильно об пол, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей команды, стоящим в шеренге напротив.

Методические приемы. Взрослый находится в таком месте, чтобы он мог сразу видеть всех, помогает ловить далеко укатившиеся мячи, напоминает, как правильно ловить мяч (нужно сделать из двух рук глубокую корзиночку и успеть подставлять ее вовремя под мяч после его отскока от пола), намечает новые варианты (те же, что и в игре «Подбрось-поймай»).

«Попади в окошко»

Цель игры. Попадать мячом в вертикальную цель с близкого расстояния.

Описание игры. Дети распределяются на 2 команды. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Ребята встают в колонну по одному сбоку от гимнастической стенки по обе ее стороны на расстоянии 1 м. На этом же расстоянии проводится черта. Одна команда получает мяч. Дети одной команды бросают мяч правой рукой, другой команды - левой. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролет гимнастической стенки - «окошко» и встает в конец колонны. Ребенок, стоящий первым в противоположной команде, ловит его (или берет с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролет. Следующие дети бросают в пролет повыше и т. д. Если один не попал в «окошко», то следующий ребенок из этой же команды бросает мяч в то же «окошко». Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются местами: те, кто бросал мяч левой рукой, бросает правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее число ошибок. После этого их место занимает другая пара команд.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети во время броска не подходили к гимнастической стенке ближе положенного расстояния.

Вариант - «Мяч в сетку»

На площадке на высоте 110-120 см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребенок из команды поочередно бросает мяч в любую клеточку сетки, стоящий напротив - ловит.

«Мяч о стену»

Цель игры. Бросать мяч в стену, совершенствовать кавык ловли мяча, отскочившего от стены.

Описание игры. Дети строятся в 2 звена и встают напротив стены на расстоянии 80-100 см. Каждый ребенок по очереди бросает мяч в стену и ловит его сначала двумя руками, а затем одной рукой. После этого встает сзади своей колонны. Выигрывает звено, допустившее наименьшее число падений мяча.

Методические приемы. Воспитатель, стоя сбоку от звеньев, подсказывает, как правильно бросать и ловить мяч (ноги должны быть слегка согнуты в коленях, чтобы можно было быстро отойти назад, в сторону - успеть поймать мяч); контролирует построение детей (оно должно быть таким, чтобы дети не мешали друг другу).

После неоднократного проведения игра усложняется: один ребенок бросает, а другой в колонне ловит и т. д.; ловить можно сачком, который дается второму игроку, после этого он передает сачок следующему и т. д.

«Попади в круг»

Цель игры. Бросать мяч в стену так, чтобы после отскока он летел в нужном направлении; ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети стоят в 2 звена на расстоянии 50-80 см от стены. На полу в 30-40 см от стены лежит обруч (или чертится круг). Каждый по очереди бросает мяч о стену так, чтобы он, отскочив, попал в круг. Ловит мяч и передает его следующему, а сам встает в конец колонны. Побеждает звено, получившее большее число очков (попаданий мяча в круг).

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от играющих, следит за правильностью бросков - мяч надо держать легко - тремя пальцами, бросать снизу, левая (правая) нога чуть выставлена вперед, обе ноги согнуты в коленях. Если мяч не долетел до обруча (слабый бросок) или перелетел обруч (сильный бросок), воспитатель подсказывает: «Сильней бросай!», «Бросай несильно», «Бросай снизу!». Показывает сам, отмечает лучшие звенья, дает варианты: один бросает, другой подставляет обруч под мяч, третий ловит отскочивший мяч.

«Мяч в кружок»

Цель игры. Совершенствовать умение попадать мячом в неподвижную горизонтальную цель.

Описание игры. Дети распределяются на команды, в каждой из которых по 5-6 человек. На полу раскладываются в любом порядке цветные обручи по 3-4 штуки против каждой команды. Дети встают перед обручами на расстоянии 1,5-2 м. По сигналу воспитателя первые бросают мяч так, чтобы он попал в кружок (обруч). Каждый ребенок делает по два броска в любой круг, или воспитатель предлагает определенную последовательность: попасть в красный, синий, желтый и т. д. Побеждает та команда, которая поразила все цветные круги.

Методические приемы. Дети могут бросать любым способом, но воспитатель должен объяснить, что бросок снизу более результативный, при этом мяч надо держать свободно.

Игра может проводиться перьевым мячом (воланом) и малым резиновым мячом.

Вариант - «Через веревочку в обруч»

Игра проводится так же, как и предыдущая, только проходит она на площадке. Между двумя стойками на высоте 1 20-130 см натягивают веревку. На одной стороне площадки за веревкой чертят круг диаметром 1 м, на расстоянии 50-70 см перед веревкой проводится линия. Дети по очереди бросают мяч (волан) через веревку, стараясь попасть в круг. Можно распределить детей на несколько команд. Побеждает та команда, у которой большее число попаданий мяча в круг.

«Попади и поймай»

Цель игры. Бросать мяч в горизонтальную цель и ловить его.

Описание игры. Группа детей распределяется на команды. Все выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу (земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. По сигналу воспитателя первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. Движение напоминает забивку кольев. После этого мяч передается следующему игроку. Можно ударять мяч левой рукой, ловить правой или наоборот. Либо ударять и ловить одной и той же рукой.

«Не задень мяч»

Цель игры. Развивать в детях ловкость и координацию движений, действуя с двумя предметами.

Описание игры. Дети распределяются на команды. У каждой команды обруч и мяч. Нужно с силой ударить мяч об пол (или подбросить вверх так, чтобы он как можно дольше подскакивал на полу). Играющий в это время несколько раз качает обруч (как маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не перестанет подскакивать. Затем мяч и обруч передают следующему в команде. Победителем считается та команда, которая точно соблюдает условия игры.

Методические приемы. Воспитатель находится впереди играющи, лицом к ним, отмечает типичные ошибки: «Не размахивай сильно обручем!», варьирует задание: проделать несколько движений обручем - влево, вправо, от себя, к себе; выполнить определенное количество движений обручем; водить обручем так, чтобы как можно быстрей сбить мяч; поддеть с любой попытки подскакивающий мяч вверх и поймать свободной рукой; подбрасывать и подбивать мяч кругом (с обручем не выполняется) как можно большее число раз, не роняя его на пол; проделать то же самое левой рукой.

«Мяч в горку»

Цель игры. Прокатывать мяч на наклонную горку и ловить его руками.

Описание игры. Дети стоят по кругу (7-8 человек) на расстоянии вытянутых в стороны рук. Таких кругов может быть 2-3. В центре круга горка (куб, на нем гимнастическая доска).

Ребенок, стоящий в двух шагах от основания горки, с достаточной силой катит мяч в горку так, чтобы играющий, находящийся по другую сторону круга, смог поймать его руками и передать в левую сторону по кругу. Затем все делают шаг влево, игру продолжают другие дети. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание с меньшим числом падения мяча на пол.

Методические приемы. Воспитатель контролирует действия играющих, вводит новые варианты игры: передавать мяч в правую сторону; играть, построившись в колонну; катить мяч левой рукой с близкого расстояния.

«Мяч в горку - 2»

Цель игры. Прокатывать мяч на двух горках.

Описание игры. Дети распределяются на две команды, каждая - против своей горки на расстоянии 2-3м. Горки соединены вместе верхней частью. У первых четырех в команде по мячу. По сигналу «Начинай!» водящий первой команды встает перед горкой на расстояние 1м и вкатывает мяч так, чтобы он попал на противоположную горку и скатился с нее. Это приносит команде два очка. Если мяч не попал на вторую горку, то команда получает одно очко. Затем бросает мяч водящий второй команды и т. д. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.

Методические приемы. Воспитатель находится сбоку от играющих, следит за своевременной сменой играющих, вслух подсчитывает количество очков у каждой команды, предлагает варианты игры: прокатывать мяч с такой силой, чтобы он не коснулся второй горки, поймать его на лету, не давая упасть; прокатывать и ловить мяч левой рукой; каждый прокатывает одновременно по два мяча (правой и левой рукой).

«Мяч в горку об стену с горки»

Цель игры. Совершенствовать навык прокатывания мяча на наклонную горку с отскоком его от стены.

Описание игры. Команды детей выстраиваются перед двумя горками, стоящими на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. От стены до горок 20-30 см. Нужно прокатить мяч в горку с любого расстояния, но так, чтобы он, преодолев горку, ударился в стену. В этом случае команда получает очко. Ребенок берет мяч и передает следующему в команде. Если мяч, не долетев, упал между горкой и стеной или, стукнувшись о стену, не попал на горку, то он также передается другому играющему, но в этом случае команда не получает очка. Выигрывает команда, которая более четко выполнит задание, набрав максимальное количество очков.

Методические приемы. Воспитатель наблюдает за действиями детей, делает конкретные замечания и дает советы по наиболее типичным ошибкам. Так, если мяч не возвратился на горку, не долетел до стены, то педагог говорит: «Посильней прокатывай мяч. Подойти поближе для броска». Если же мяч стукнулся о стену и перелетел горку, воспитатель говорит: «Не сильно прокатывай мяч. Отойди для броска чуть-чуть назад».

При повторном проведении игры можно немного усложнить задание: прокатывает один, ловит другой; прокатывать сразу два мяча; прокатывать левой рукой.

«В биллиард с мячом»

Цель игры. Ознакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном пространстве, обращая их внимание на точность попадания.

Описание игры. Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу. В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из кубиков или гимнастических палок выкладываются на полу стенки биллиарда размером 2x1м. По углам оставляются промежутки шириной 10 см - лузы.

Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и любой стороны, начиная от борта, прокатывает мяч так, чтобы он попал в угол - лузу и выскочил из биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.

Методические приемы. Воспитатель обращает внимание на правильность бросков (скатывать мяч с руки плавно, чтобы не скакал, пальцами как бы указывать направление к цели).

«Закати мяч в обруч»

Цель игры. Закатывать мяч в обруч с помощью дощечки (картонки, фанерки).

Описание игры. Дети распределяются на несколько подгрупп. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладется дощечка (картонка), которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого теннисный мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется. Затем каждый ребенок прокатывает мяч в удобном для него ритме. (Мяч, попавший в обруч, остается там до конца игры, чтобы легче было вести подсчет очков.)

Методические приемы. Воспитатель наблюдает за игрой детей, дает советы, как точнее закатить мяч в обруч. Для детей, слабо владеющих навыком прокатывания, можно упростить задание: прокатывать с близкого расстояния. Тем, кто уверенно выполняет задание, увеличить расстояние, добавляя соответственно количество очков при попадании в обруч. При повторном проведении игры можно предложить детям каждой подгруппы одновременно прокатывать мяч, предварительно положив на обруч достаточное количество дощечек. Или прокатай, чтобы он перелетел обруч, не задев его. Или прокатывать мяч в обруч, поставленный вертикально (обруч держит ребенок).

Цель игры. Совершенствовать навык владения мячом при прокатывании в горку.

Описание игры. Колонны детей выстраиваются перед 2-4 горками на расстоянии 1м. У каждого мяч. По сигналу воспитателя (взмах флажком) водящие с силой прокатывают мячи снизу вверх на горку так, чтобы он как можно дальше пролетел по воздуху. На месте приземления мяча ставится флажок (кубик). Ребенок берет свой мяч и становится рядом с горкой, не мешая другим прокатывать мяч. Если у следующего играющего место приземления мяча будет дальше, то флажок переставляется до этой отметки, если ближе, то флажок назад не отодвигается. Выигрывает та команда, у которой флажок будет находиться от горки дальше.

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от детей, проверяет, как соблюдаются правила игры, дает конкретные советы: «Делай сильней замах» - когда мяч улетает недалеко; варьирует игру: прокатывать мяч с таким расчетом, чтобы он попал в обруч (ящик) на полу (команда в этом случае получает 3 очка, неприцельный бросок оценивается в одно очко).

«Выстрел мячом»

Цель игры. Закреплять навык катания мяча друг другу.

Описание игры. Дети распределяются на подгруппы и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу один мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним), резко нажать на него и пустить по полу - «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та подгруппа, у которой «выстрелы» мячом достигали цели.

Методические приемы. Воспитатель переходит от круга к кругу, показывает, как правильно выполнять задание, вводит новые варианты игры: выполнять задание в ином построении - кто дальше прокатит мяч (в положении стоя); один «выстреливает» мяч, другой ловит, не давая коснуться пола; «выстрелить» мяч вверх над собой, поймать двумя руками.

«Мяч вдогонку»

Цель игры. Быстро передавать и принимать целлулоидные мячи, не роняя их.

Описание игры. Дети встают в два круга (две команды). Воспитатель раздает 3-4 детям, стоящим в разных местах круга, цветные целлулоидные мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребенка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После 3-4-кратного повторения игры ребенок играет со всеми вместе. Сначала игра проводится с двумя мячами. Выигрывает команда, которая четко соблюдала правила игры.

Методические приемы. Воспитатель наблюдает за правильностью передачи мяча (можно передавать мяч перед собой, за спиной, но нельзя передавать через одного или нескольких игроков, сходить с места). Воспитатель следит, чтобы дети не задерживали мячи у себя, отмечает ловких, внимательных, сообразительных, вводит новые варианты: играть сидя на корточках; в колоннах по одному; сидя на скамейках; на полу; на коленях; передавать только определенной рукой, а принимать другой.

«Передай мяч»

Цель игры. Передавать мяч из рук в руки в движении, совершенствовать координацию движений при убегании предметов.

Описание игры. Дети распределяются на звенья и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3-4 м ставится любой предмет: стул, большой мяч, булава, кубик и т. д. Первый бежит с мячом, обегает предмет, передает мяч следующему в своей колонне и встает сзади всех. При потере мяча ребенок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила игры: не выходили раньше времени навстречу игроку, старались не задевать предмет, не передавали мяч и переходили в колонны с одной стороны. Если дети часто допускают перечисленные ошибки, то воспитатель может остановить игру и еще раз уточнить правила.

Игра может проходить в другом варианте: обежать стул, положить на него мяч, а возвращаясь к своей колонне, дотронуться до руки следующего играющего, тот, обегая стул, берет мяч и передает его другому и т. д.; добежать до стула, положить на него мяч, обежать стул, сдуть его со стула и передать очередному игроку.

«Подбрось и поймай»

Цель игры. Подбрасывать мяч вверх и ловить его.

Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. Расстояние между детьми 1м. У детей одной команды по мячу. Воспитатель дает сигнал, и дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч партнерам команды, стоящим напротив. Те, в свою очередь, повторяют задание в подбрасывании, ловле и прокатывании мяча. Побеждает та команда, которая четко выполняла задание (меньше было падений мяча, точнее прокатывание).

Методические приемы. Показав упражнение, воспитатель встает между командами (у одного из краев), подает сигнал для бросков, помогает ловить мячи, исправляет наиболее распространенные ошибки в бросках (легко держать мяч, свободно держать руки, не выпячивая ладони во время ловли мяча); дает варианты игры: ловить мяч после хлопка в ладоши; ловить мяч после поворота кругом и т. д.

«Успей поймать»

Цель игры. Бросать мяч в определенном направлении и ловить летящий мяч.

Описание игры. Игра проводится в подгруппах, стоящих в кругах. В центре каждого круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удается, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идет в середину круга.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети долго не держали мяч, не бросали одному и тому же ребенку. Если водящий не может долго поймать мяч, назначается новый. Игру можно усложнить: ввести двух водящих и перебрасывать два мяча.

«Из обруча в обруч»

Цель игры. Совершенствовать навык бросания мяча в неподвижную горизонтальную цель.

Описание игры. Дети стоят звеньями в колонну по одному. На расстоянии 1м от ведущего на полу вплотную друг к другу лежат три обруча (или чертятся три круга диаметром 80-100 см). Нужно правой рукой бросить мяч в первый обруч так, чтобы он после отскока ударился внутри второго и, подскочив еще раз, попал в третий. Ребенок берет свой мяч и передает следующему, а сам становится на противоположную сторону, прокатывая затем мячи своей команде. Игра продолжается, пока все игроки не перейдут на противоположную сторону. Выигрывает звено, которое быстрее сменит место, допустив при этом наименьшее число ошибок.

Методические приемы. Воспитатель стоит сбоку от играющих, и по мере необходимости дает указания: «Бросай мяч несильно», «Отойди для броска немного назад» (если мяч, не попал в один из обручей), «Сильней ударяй мяч об пол» (если мяч подскакивал в двух первых обручах, а в третьем просто покатился). Педагог может облегчить или усложнить игру: бросать мяч, когда обручи отстоят друг от друга на расстоянии 50см; бросать мяч с обеих сторон; бросать с двух сторон одновременно два мяча.

«Мяч в кругу»

Цель игры. Научить детей прокатывать мяч в определенном направлении.

Описание игры. Дети рассаживаются на полу на корточках в круг. Водящий с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови!». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый», ребенок отвечает: «Второй» и т. д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщенное понятие (мебель, фрукты и т.п.).

Методические приемы. Воспитатель находится у круга, следит, чтобы дети катили мяч, а не подбрасывали его, намечает новые варианты игры: прокатывать через одного игрока, через двух, левой рукой

«Докати до стены»

Цель игры. Совершенствовать навык отталкивания мяча при прокатывании.

Описание игры. Из 6-8 палок образуют два коридора шириной 30-50см так, чтобы коридор доходил до стены. Таких коридоров должно быть два. Группа делится на две команды. Двое из каждой команды стоят у стены, остальные сидят на стульчиках по обеим сторонам зала. По сигналу воспитателя дети начинают прокатывать мячи к стене. Бросив мяч, игрок садится на место. Стоящий у стены после касания мяча о стену ловит его и становится на исходную позицию для прокатывания, его место у стены занимает следующий в команде. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.

Методические приемы. Воспитатель ходит между коридорами, подсказывает, как правильно бросать мяч, предлагает кому-либо из детей подать выкатившийся из коридора мяч, подсчитывает, сколько мячей не докатилось до стены у каждой команды, следит за очередностью смены игроков.

«Догони мяч»

Цель игры. Догнать катящийся мяч.

Описание игры. Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной до 30см и длиной 3-4 м. Дети распределяются на команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора. Затем передает мяч следующему, сам становится сзади строя или садится на стул. Побеждает команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.

Методические приемы. Воспитатель стоит в другом конце коридора и следит за правильностью выполнения упражнения: «Не бросай мяч так сильно, если не успеваешь догнать его. Накрывай мяч рукой сверху лодочкой». Предлагает новые задания: ловить катящийся мяч после слов: «Раз-два-три! Лови»; ловить в конце коридора, в середине, у флажка.

«Закати мяч»

Цель игры. Обучать прокатыванию мяча в ворота.

Описание игры. Дети выкладывают из кубиков (кеглей, гимнастических палок) прямоугольник шириной 30-40 см без одной стороны, обращенной к играющим (в виде ворот). По числу ворот дети распределяются на команды. У каждого играющего мяч. На расстоянии 2-3 м от ворот ребенок катит мяч в ворота прямоугольника. По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздает своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей.

Методические приемы. Воспитатель следит за правильной подготовкой к прокатыванию мяча, подает мячи, не попавшие в прямоугольник, ведет подсчет попаданий мяча в ворота каждой командой.

«Поймай отскочивший мяч»

Цель игры. Научить ловить мяч после отскока от предмета.

Описание игры. Игра проводится в групповой комнате или зале. Два обычных стола сдвигаются узкой стороной перпендикулярно, вплотную к стене. Ребенок встает у края стола (слегка согнув ноги) напротив стены и катит мяч по столу так, чтобы он отскочил. После этого он должен быстро поймать мяч и передать товарищу.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети прокатывали мяч ближе к центру стола, рука при этом невысоко поднимается над столом. Толчок мяча при прокатывании должен быть достаточно сильным (рука при замахе отводится назад и резким движением посылается вперед, мяч покатится с достаточной скоростью). При отскоке направление движения мяча трудно угадать, поэтому воспитатель предупреждает детей, чтобы они готовились к ловле мяча, следили за его полетом. Педагог может предложить новые варианты игры: бросать одной - ловить другой рукой; один ребенок катит, другой ловит; катить левой рукой.

«Мяч навстречу мячу»

Цель игры. Совершенствовать навыки отталкивания и ловли мяча.

Описание игры. Дети распределяются на две команды. Каждая команда встаёт друг против друга на расстоянии 4-6м. У водящих - по мячу. На сигнал воспитателя: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передает его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Игра повторяется 2-3 раза.

Методические приемы. Эта игра проводится после того, как дети научатся прокатывать большой мяч двумя руками. Они играют самостоятельно в группе или на участке и не распределяются на команды. Воспитатель показывает способы прокатывания и объясняет: «Каждый должен катить немного вправо, тогда мячи не столкнутся», варьирует игру: прокатывать то правой, то левой рукой; дети одного звена прокатывают мяч правой рукой, а другого - левой; увеличить расстояние между звеньями.

«Попади мячом»

Цель игры. Попадать мячом в движущуюся цель.

Описание игры. Дети распределяются подгруппы и располагаются на площадке в шеренги спиной друг к другу. Играющие в подгруппах стоят на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий с обручем в руках встает в конце шеренги, у всех остальных играющих мяч. По сигналу воспитателя водящие движением руки направляют (катят) обруч перед строем. Обруч должен катиться на расстоянии 50-80 см от детей. Как только обруч приблизится к кому-либо из играющих, он должен точно бросить мяч в обруч. По сигналу воспитателя: «Собрать мячи!» - дети берут свои мячи и возвращаются на место. Первое время воспитатель сам назначает водящих из тех детей, кто хорошо прокатывает обруч. Побеждает та подгруппа, у которой больше попаданий мячом в катящийся обруч и меньше он падает.

Методические приемы. Перед проведением игры воспитатель упражняет всех детей в прокатывании обруча. Если обруч падает, не докатившись до самого края, педагог говорит: «Посильней толкай обруч!», «Ровней ставь на пол». После повторного проведения игры можно ввести усложнение - два водящих с обеих сторон катят обруч, нужно попасть в один из обручей.

Мяч – это самая любимая игрушка большинства детей. Мы предлагаем вам 10 игр с мячом, которые позволяют детям вдоволь пошуметь и повеселиться, и при этом способствуют развитию моторики в процессе игры. Еще одно преимущество мяча: не для всех игр обязательно нужны партнеры.

Игры с мячом способствуют развитию детей

Развивающие способности игр с мячом для детей дошкольного возраста очень разнообразны. Катящийся предмет заставляет их находиться в постоянном движении, а это тренирует сердце и улучшает кровообращение. Взаимодействие с мячом позволяет развивать моторику: чувство равновесия, координацию движений, реакцию и концентрацию.

С другой стороны, игры в мяч поддерживают и социальную адаптацию. Групповые игры всегда означают, что партнеры должны взаимодействовать, считаться друг с другом, делить с другими мяч. Кроме того, во время групповой игры обычно составляются правила, которых должны придерживаться все участники.

Откройте для себя мяч

Дайте вашему ребенку время, чтобы он вдоволь наигрался с мячом в одиночестве. Он будет пинать мяч, наступать на него и бросать его в стену, а потом снова ловить. Футбольные фанаты готовы играть с любым мячом, который попадется им под ноги. Так как мяч относится к самым непредсказуемым игровым предметам, который, кажется, живет своей жизнью, детям потребуется достаточно много времени, чтобы освоить многообразные движения, которые можно выполнять с мячом. Все, что вам потребуется, - достаточно места и небольшой детский мячик.

10 игр с мячом для детей дошкольного возраста

1. Попади в цель

Кидать мячом в какую-то цель скучно, особенно если попасть в нее никак не получается. Оживить игру можно, выбрав необычные цели или оригинальные мячи.

  • Поставьте в вашей квартире, например, возле входной двери горшок, миску, ведро, мусорную корзину, корзину для белья или большой игрушечный грузовик с прицепом. У кого получится забросить мячик в корзину? Спустя некоторое время вы можете понемногу увеличивать дистанцию.
  • Поставьте пустые бутылки, жестяные банки или, например, книги. У кого получится прокатить мяч с трехметрового расстояния так, чтобы он заставил предметы упасть?
  • У кого получится попасть снежком в табличку с названием улицы?
  • Поставьте несколько ваз рядом друг с другом. Кто сможет забросить небольшой мячик или шарик для настольного тенниса в вазу? Если хотите, можете приклеить на вазы таблички с очками в зависимости от их размера. Тот, кто наберет наибольшее количество очков, выигрывает в этом соревновании.
  • Повесьте колокольчик на ветку во дворе. Кто попадет в колокольчик?
  • Очень оригинальными метательными снарядами могут стать скомканные газеты или скрученные в узелок носки.

2. Эстафета с мячом

Существует великое множество вариантов эстафет с мячом.

  • Встать в ряд или в круг в положении ноги врозь. Дети должны передавать друг другу мяч между ногами.
  • Снова встать в ряд или в круг в положении ноги на ширине плеч. Прокатить мяч по "туннелю" из широко расставленных ног.
  • Дети становятся в ряд или в круг и передают друг другу мяч через голову.
  • Семья садится в широкий круг, ноги направлены в центр круга. А теперь все должны передавать друг другу мяч ногами.

3. Мяч на лестнице

Для этой игры детям понадобится лестница. Они бросают мяч на первую ступеньку и ловят его. Спускаются на одну ступеньку и повторяют действие. Тот, кто ошибется и упустит мяч, начинает сначала.

4. Мяч и полотенце

Для этой игры вам понадобится полотенце и как минимум два игрока. Оба игрока хватают полотенце за концы, на натянутое полотенце кладется мяч. Они должны подбрасывать мяч в воздух при помощи полотенца, а затем ловить его обратно. Если игра спорится, можно попросить две пары детишек перекидывать мяч друг другу.

5. Обман

Дети становятся в круг, руки за спину. Один ребенок с мячом становится в центр круга. Он кидает мяч одному из стоящих, и тот должен вытянуть руки вперед, чтобы поймать мяч. Однако ведущий может сделать обманный выпад. И тот, кто вытянет руки вперед, меняется с ним местами.

6. Чудеса ловли мячей

Один или несколько детей становятся рядом друг с другом на стартовую линию. Цель в зависимости от пожеланий может находиться в нескольких метрах позади них. Перед детьми становится ведущий, который кидает им по очереди мяч. Тот, кто поймает мяч, и бросит его обратно ведущему, может сделать шаг назад. Тот, кто уронит мяч, остается стоять на прежнем месте. Ведущий не меняет свое положение, соответственно, расстояние между ним и детьми постоянно увеличивается. Тот, кто первый дойдет до цели, становится ведущим.

7. Дальний бросок

Ребенок становится прямо перед стеной дома. Он бросает мяч и ловит его. Затем отступает на шаг и снова бросает. Действие необходимо повторять до тех пор, пока мяч поймать не удастся. Неплохо будет усложнить игру и попросить ребенка, чтобы он перед тем, как поймать мяч, хлопал в ладоши.

8. Попади мячом в цель

Перед стеной дома начертите мелком на земле круги. Они должны находиться на расстоянии примерно три метра от стены дома. Ребенок кидает мяч в стену так, чтобы он при приземлении попал в один из кругов.

9. Свободный мяч

Дети становятся в круг, ноги на ширине плеч так, чтобы ступни соприкасались со ступнями соседа. Ведущий стоит в центре круга и пытается бросить мяч между широко расставленными ногами. Дети должны любыми способами, помогая себе и руками и ногами, не позволить мячу выкатиться из круга. Тот, кто упустит мячик, становится ведущим.

10. Горячий мяч

Дети рассаживаются на полу в широкий круг и перекатывают мяч друг другу. В центре круга сидит ребенок и уворачивается от мяча, потому что он "горячий". Но ему разрешается только ползать. Если в ребенка, который находится в центре, попадут мячом, он садится в круг рядом с другими ребятами, а в центр отправляется следующий. Вы также можете сыграть в таком положении в "сидячий" футбол.

Стоит ли сидеть в четырех стенах, когда на улице теплая погода? С наступлением весенних деньков так и тянет на свежий воздух. Уже с майских праздников начинаются семейные вылазки на природу, вот только взрослые не всегда знают, чем занять детей, которым для удовольствия мало поесть шашлыка – им нужно резвится и куда-то девать энергию, которая просто бьет через край, когда вокруг деревья, солнце, воздух, вода и чистое небо. Проще всего увлечь представителей юного поколения энергичными играми, но чаще всего для этого нужен какой-то инвентарь. Можно захватить с собой мяч: весит он немного, а подвижные игры с мячом для детей разного возраста настолько увлекательны и разнообразны, что скучать никому не придется.

Игры с мячиком для дошкольников

Если дети еще совсем маленькие и не имеют навыков обращения с мячом, им важно научиться толкать, кидать и ловить его. Сформировать эти элементарные навыки помогут следующие подвижные игры с мячом:

  • «Кегельбан». Потребуются кегли (или пластиковые бутылки) и мяч. Эта игра будет интересна, даже если для ребенка не найдется соперника: он может соперничать сам с собой, ставя новые рекорды. Нужно выставить кегли, отойти на метр или полтора, провести черту. От этой черты ребенку нужно толкать мяч таким образом, чтобы он докатился до кеглей и повалил их, чем больше – тем лучше.
  • «Кидай – лови». Для этой игры нужно не менее трех человек, но она хороша тем, что компанию малышам могут составить и взрослые, а также старшие братья и сестры. Задача проста – перебрасывать друг-другу мяч и ловить его. Для детей постарше задание следует усложнить: мяч следует не ловить, а отбивать, как в баскетболе.
  • «Мастер мяча». Игра предполагает поочередное выполнение нескольких заданий: подбросить и поймать мяч; подбросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать его; ударить мяч о землю и поймать; проделать то же самое с хлопком; ударить мяч о стену и поймать, не давая ударить о землю; повторит то же самое с хлопком; ударить о стену, дать отскочить от земли и только после этого поймать – сначала без хлопка, потом с хлопком. Каждое упражнение повторяется сперва по 1 разу, потом по 2, 3, 4, 5 раз и так далее. При неудачном выполнении задания игрок уступает место следующему игроку и ждет своей очереди. Победителем становится тот, кто первым дойдет до финала, первым выполнив последнее упражнение заранее оговоренное число раз. Кратность выполнения заданий зависит от возраста детей и их умения обращаться с мячом. Эта подвижная игра будет интересна ребенку даже в том случае, если он не найдет соперников. Для детей постарше дополнительно можно ввести задание набивать мяч ногой.
  • «Съедобное – несъедобное». Эта игра к подвижным относится условно, но в нее можно играть на природе, и она помогает сформировать внимание. Для нее нужно несколько участников детского возраста и взрослый ведущий. Ведущий называет предмет и кидает мяч ребенку. Его задача – поймать мяч, если названо слово, обозначающее что-то съедобное, и отбить его, если назван несъедобный предмет.

Эти игры помогут занять детей, пока родители готовят шашлык или сажают цветы на даче. При этом такое времяпровождение для малышей будет очень полезным.

Подвижные игры с мячом для школьников

Если усложнить задания игры «Мастер мяча», то она будет интересна и детям, которые уже учатся в школе. Дополнительно для них можно предложить еще три подвижные игры с мячом.

  • «Я знаю пять имен». Правила этой игры таковы: игроки поочередно ударяют мяч о землю, при каждом ударе произнося по слову из фразы «Я знаю пять имен девочек», после чего на каждом последующем ударе нужно назвать 5 имен. Далее произносится фраза «Я знаю пять имен мальчиков» и собственно эти имена. Ребенок, упустивший мяч, передает его другому игроку. Для юных футболистов задачу можно изменить: не ударять мяч о землю, а набивать его ногой. Чем старше ребенок, тем длиннее становится перечень того, что ему предстоит назвать: пять названий городов, пять названий цветов, пять названий деревьев и так далее. При желании правила можно усложнить, запретив называть имена, названные другим игроком, то есть ввести условие не повторяться.
  • «Собачка». Игроки становятся по окружности и перебрасывают мяч. Ведущий находится в центре и пытается этот мяч поймать. Когда ему это удается, он меняется местом с ребенком, упустившим мячик (то есть тем, кто его кинул так неудачно, что «собачка» его поцмала).
  • «Горячая картошка». Ребята становятся в круг и бросают друг другу мяч. Если кто-то из них мяч не поймал, он садится в центр круга на четвереньки (в «котел»). Если, не вставая с четверенек, ему удастся коснуться меча, он выходит из круга и становится на свое прежнее место, продолжая игру. Сидящих в котле можно выручить, если попасть в них мячом.

Эти игры будут интересны и для подростков, особенно при усложненных правилах. Например, играя в «Картошку», можно потребовать, чтобы дети не ловили мяч, а отбивали его, как в волейболе. Вообще, «Картошку» можно считать игрой на основе волейбола, и бывает, что в нее с удовольствием играют взрослые люди.

Спортивные игры с мячом для детей на природе

Вообще, волейбол, баскетбол и футбол дали начало самым разным подвижным играм для детей на природе. Например, при отсутствии площадки для игры в баскетбол, можно прикрепить к дереву баскетбольное кольцо и забрасывать в него мяч – кто чаще попадает, тот и выигрывает. Даже без пары юноша может увлечься этой незатейливой игрой.

Впрочем, для большинства спортивных игр требуется значительное количество участников. Для игры в пляжный волейбол – 4 человека, для игры в мини-футбол – 10 человек. Подходящую команду всегда можно собрать, если девочки и мальчики, дети и взрослые объединят свои усилия. Важно лишь, чтобы силы у команд были примерно равными. Разумеется, перед этим все спортсмены должны изучить правила игры и подготовить поле. Спортивными правилами эти требования строго регламентированы, но в кругу семьи х можно упростить, играя на поле любого размера, заменив сетку бельевой веревкой, а ворота – несколькими поставленными друг на друга кирпичами. Даже правила можно упростить на свой вкус. Ведь подвижные игры- это всего лишь игры. Они нужны для отдыха, а не для достижения спортивных вершин

Многоликие «Вышибалы»- игра для любого возраста

Кто из нас в детсве не играл в «Вышибалы» (они же «Выбивалы», «Доджбол»)? Эта игра настолько популярна и распространена, что вариативность ее правил поражает. К тому же на ее основе были придуманы другие подвижные игры с мячом.

  • Классические «Вышибалы». Игроки делятся на 2 команды. На расстоянии 5-15 метров проводятся 2 черты (чем меньше возраст детей, тем ближе следует расположить линии). Одна команда, разделившись пополам, становится за линиями, другая идет в центр. Мяч находится в руках детей, которые стоят у черты – они будут выбивать мячом тех, кто в центре. Задача ведущей команды – попасть мячом в игроков в центре, а те, в свою очередь, должны увернуться от мяча. Если перед тем, как попасть в игрока, мяч коснется земли, игрок не считается выбитым, в противном случае он покидает круг. Если игроку в центре удалось поймать мяч, не успевший коснуться земли, он получает запасную «жизнь» (говорят, что он поймал «свечку»). В этом случае при ближайшем попадании в него мяча, он остается в кругу. Игрок может отдать «свечку» любому из выбитых игроков, и «спасенный» возвращается в круг. Последнему из «выживших» нужно столько раз увернуться от мяча, сколько ему лет, плюс один раз – за команду. Если ему это удалось, игра повторяется сначала, если его «выбили» — команды меняются местами. В финале «свечки» уже не действуют, «сгорают».
  • «Вышибалы на троих». Двое выбивают одного. Когда в него попадает мяч, ребенок меняется с попавшим в него игроком.
  • «Вышибалы у стены». Ведущий берет мяч, отходит на расстояние от стены (необходимо провести черту, за которую запрещено заступать), остальные дети (или один ребенок) становятся к стене. Ведущий бросает мяч о стену, стараясь попасть в ребят. Если ему это удается, он меняется с «выбитым» местами.
  • «Подвижная мишень». Игроки становятся по окружности, один встает в круг. Все бросают мяч друг-другу, стараясь попасть в ребенка, находящегося в центре. Если кому-то из подростков это удается, он занимает место «выбитого», а тот встает на его место.

Есть и другие игры на основе классических «Вышибал», существуют варианты с очень усложненными правилами. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть предлагаемая ему игра. Желательно, чтобы возраст участников не был слишком разным, так как старшие ребята кидают мячик с большей силой, и от его попадания малышам может быть больно.

Подвижных игр для детей разного возраста гораздо больше, чем описано в данном материале. Мы остановились лишь на самых популярных. Но даже их вполне достаточно, чтобы провести время на природе всей семьей весело и с пользой для здоровья. Такой отдых вашим детям наверняка понравится.

Для учащихся начальной школы

Лови — не лови

Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5—6 м от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Уславливаются, что ловить нужно лишь в том случае, если будет названо, к примеру, что-либо съедобное: «сахар», «сыр» и т. п. Если водящий произнес название предмета, который несъедобен (например, «гвоздь», «мяч», «стул») и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска.

Если же принимающий мяч ошибся и поймал его, он делает шаг вперед и продолжает играть. При вторичной ошибке он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги — отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведет игру в течение 3 минут.

После смены каждого водящего все выбывшие игроки возвращаются в строй. Они так же могут оказаться в роли водящих.

Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произносимым названием. В этом случае играющим очень трудно правильно сориентироваться.

Три стихии

Играющие образуют круг, а один из них встает посередине с мячом в руках, Он говорит одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух» — и бросает кому-либо мяч. Поймавший мяч возвращает его обратно, называя птицу, рыбу или животное в соответствии с заданным словом. Например, водящий сказал слово «вода». Играющий может назвать рыбу («щука», «карась», «карп», «карась» и т. п.). При слове «земля» играющий называет любое живущее на земле животное: «собака», «корова», «осел», «кошка» и т. п. По сигналу «воздух» поймавший мяч называет птиц: «воробей», «орел», «ворона», «чайка» и т. п.

Игрок, который нарушил условия игры (не поймал мяч, неправильно ответил, сказал слово, которое уже было), получает штрафное очко После второго штрафного очка он выбывает из игры. Новый водя иди й назначается через 3—5 минут.

Можно ввести в игру правило «трех секунд», т. е., бросив мяч, водящий считает до трех, и только после этого (не задерживаясь) игрок должен вернуть назад мяч и дать соответствующий ответ.

Гонка мяча в колоннах

Образуются 2—3 команды по 6—8 человек, они становятся в колонны по одному на расстоянии 4 шагов один от другого. У стоящих

впереди в руках по волейбольному или баскетбольному мячу. По сигналу начинается передача мячей стоящему сзади двумя руками за головой. Когда мяч дойдет до последнего, он бежит с мячом вперед (все делают шаг назад), становится первым и снова передает мяч назад сверху и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым.

Передай - садись

Две колонны игроков встают на расстоянии 3—4 шагов одна от другой. Расстояние между игроками — длина вытянутых рук, положенных на плечи впереди стоящих. В 5—6 шагах перед колонной проводят черту, за которую входят по одному представителю от команды — капитаны.

По сигналу капитаны передают мяч (двумя руками от груди или другим способом) первому игроку своей команды, который ловит его и возвращает обратно, сразу же принимая положения упор присев. Капитан перебрасывается мячом со вторым, третьим и др. игроками команды. Каждый сделавший ответную передачу приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Побеждает команда, раньше закончившая передачи без нарушения правил.

Можно усложнить игру, добавив в нее ведение мяча. В этом случае последний в колонне игрок, получив мяч, бежит с ним, ударяя о землю, за черту и становится на место капитана, а тот — во главе колонны (все делают полшага назад).

Игра заканчивается, когда капитан, оказавшись последним в колонне, получит мяч и возвратится с ним за черту. Важно, чтобы между капитаном и колонной в обеих командах было одинаковое расстояние, для чего на земле проводится линия.

Мяч среднему

Формируются две команды по 4—6 человек. Команды становятся в круг неподалеку одна от другой. Игроки берутся за руки и делают 2 шага назад, чтобы круги получились равными. Затем игроки рассчитываются по порядку номеров, и первые номера выходят в центр с мячом в руках. Каждый игрок проводит перед носками своих ног черту.

По сигналу игроки, стоящие в кругах, передают мяч вторым номерам, получают мяч от них обратно, передают третьим, те посылают обратно и т. д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего по счету участника игры, он передает мяч второму номеру и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середину круга и продолжает передачи мяча, начиная с третьего номера и кончая третьим номером, который сменяет его в центре, продолжая передачи мяча по кругу.

Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового. Тот, кто начинал игру, получив мяч от последнего по счету игрока своей команды, выбегает с ним в середину круга и поднимает мяч вверх. Побеждает команда, игрок которой сделал это первым. Во время игры мяч передается в кругах в одну и ту же сторону, запрещается пропускать кого-либо из игроков, упавший мяч поднимают и продолжают игру.

При повторении игры мяч можно передавать не по воздуху, а ударами о землю.

Между двух огней

Играют 2 команды. Одна из них располагается в квадрате со сторонами примерно 7—9 м. Игроки другой команды, поделившись на 2 равные группы, занимают места с двух противоположных сторон площадки. Один из игроков берет в руки волейбольный мяч.

По сигналу игроки, находящиеся за пределами площадки, начинают выбивать мячом из игры тех, кто находится в середине. Если игрок осален в любую часть тела, кроме головы, или выронил мяч из рук, пытаясь поймать его с лета, он покидает квадрат. Метающие мяч могут перебрасывать его через площадку игрокам своей команды, если те находятся ближе к сопернику, бегающему на площадке.

Игра заканчивается, когда последний игрок будет выбит из квадрата. После этого игроки меняются ролями, и игра повторяется еще раз. Побеждает команда, сумевшая вывести из игры всех игроков за меньшее время.

В игре может действовать следующее правило: тот, кто поймал мяч, не только сам остается на поле, но и возвращает в игру выбывшего товарища. Если такого игрока нет, то команда получает запасное очко, которое позволит не выходить из игры тому игроку, который будет осален позднее. При таком варианте правилами устанавливается время игры, например 5 минут. Тогда итог подводится по количеству игроков, выбитых за это время одной и другой командами. Не засчитывается попадание в игрока от земли, в голову, не разрешается при метании заступать за черту.

Часто для игры чертят большой круг, в середину которого входит одна команда, а другая располагается по внешней стороне окружности. Правила игры остаются прежними или упрощаются: например, игрокам центра не разрешается ловить мяч руками. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не покинут круг.

Пионербол

В эту игру можно играть одним или двумя волейбольными (старшие ребята — баскетбольными) мячами. Команды по 6—7 человек располагаются по разные стороны от сетки.

Пионербол с одним мячом

Игрок задней линии, находясь в пределах площадки, перебрасывает волейбольный мяч через сетку как можно дальше. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трех шагов (обычно по направлению к сетке), перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Игрок, поймавший мяч с воздуха, таким же образом переправляет его обратно. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, допустившая это или бросившая мяч за пределы площадки соперника, проигрывает очко. Игра продолжается до 10 очков, после чего игроки меняются сторонами площадки.

При игре с одним мячом можно включить правило «трех передач». В этом случае мяч, который перелетел через сетку, должен быть разыгран между двумя или тремя игроками так, чтобы третьим броском он был обязательно переправлен на сторону соперника. В ходе игры ее участники также перемещаются по площадке и делают начальную подачу на сторону противника по очереди.

Пионербол с двумя мячами

Команды по 6—8 игроков располагаются по разные стороны сетки, а игроки, стоящие ближе к углам площадки, получают по мячу.

По сигналу они перебрасывают свои мячи на сторону соперника. Задача каждой команды поскорее избавиться от мяча и перебросить его обратно так, чтобы на стороне противника оказались одновременно 2 мяча. При этом мячи должны коснуться одновременно земли или рук игроков. В этом случае игра останавливается свистком, и команда, на площадке которой 2 мяча, проигрывает очко. Подачу начинают новые игроки. Партия длится до 10 очков, которые должна набрать одна из команд, после чего игроки меняются сторонами площадки, и проводится вторая партия. В случае ничьей для выявления победителя назначается третья партия.

Судья следит за выполнением следующих правил. Если мяч брошен на сторону противника до сигнала, команда проигрывает очко; мячи, столкнувшиеся в воздухе, возвращаются до новой подачи. Мяч не должен пролетать под сеткой или приземляться (при начальной подаче или в ходе игры) за границами площадки противника. В этом случае команда проигрывает очко. Однако можно играть мячом, отскочившим от стенки в ходе розыгрыша мяча на площадке. Если мяч отскочил от сетки после подачи, игра останавливается и команда теряет очко.

Хорошо, если помимо судьи имеется еще счетчик очков, не участвующий в игре.

Снайперы

Играющие каждой команды поочередно метают малые мячи (снежки) в цель — баскетбольный мяч, снежный ком и т. п. Под- считывается общее число попаданий на команду.

Ловкие и меткие

На площадке чертят один в другом три круга диаметром 3, 10 и 15 м. По окружности малого круга расставляют 6 городков.

Играют две команды. В каждой команде по одному капитану, три защитника, остальные — подающие. Капитаны встают в малом круге, защитники — в среднем, а подающие свободно размещаются в большом.

Руководитель дает мяч одному из капитанов, тот бросает его подающему игроку своей команды, игрок из большого круга старается передать мяч назад капитану, однако защитники стараются перехватить мяч и передать его своим подающим. Капитан, получив мяч, сбивает им один из городков. Сбитый городок убирают, мяч передают другому капитану, и игра продолжается.

Подвижные игры для детей от 6 до 12 лет

Для ребенка мяч — это любимый предмет с первого года жизни. Практически не возможно найти ребенка, который бы не любил играть в мяч. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности.

Первые игры с мячом бесценны для здоровья детей. Так же игры с мячом способствуют развитию эмоционального, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, доставляя нашим маленьким вундеркиндам огромную радость.

Ниже я предлагаю подборку игр с мячом на улице для детей.

Играем в мяч с малышами

Бросай, лови, кати — это основные действия которые учиться выполнять с мячом малыш до трех лет. Вы должны позаботиться чтоб у вашего ребенка были мячи разного размера и цветов. Так же не забудьте купить ребенку «колючие» мячики с различными шипами.

Нет ничего полезнее для сенсорного и тактильного развития детей, чем игра в маленькие мячики. Здесь хочу отвлечься от игр на улице и напомнить про сухие бассейны. В такие бассейны малышей можно класть с момента, как он начинает лежа на животе брать в руки игрушки. По медицинским показаниям занятия в сухих бассейнах начинают и раньше.

Итак, вы идете гулять со своим карапузом и берете мяч (или мячи). Во что же можно поиграть? Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, бросать в различные цели (ствол дерева, коробка, кеги, обруч). Так же учите ребенка пинать мяч ногой.

Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Произносите слова игры и отбивайте мяч об землю. Ребенок в это время может тоже прыгать как мячик.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой!

С последним словом взрослый катит мяч вперед как можно дальше, а малыш должен его догнать и принести обратно. Если играют несколько малышей, то и мячиков должно быть по их количеству. Вариант «кто первый догонит?» с крохами не прокатит. В противном случае море слез вам обеспечено.

Попади в ворота.

Вы встаете перед ребенком широко расставив ноги. Задача малыша прокатить между вашими ногами мяч. Потом вы прокатите мяч между его ногами. Играйте до тех пор, пака малышу не надоест.

Игры для дошкольников с мячом на улице

Вышибалы.

Это одна из самых популярных игр с мячом среди детей вот уже не одно поколение. Лично я ее не люблю. Я очень часто следила за детьми во время этой игры в детском саду и не редко наблюдала у ведущего ребенка явною жестокость. Ему хотелось бросить мяч посильнее, чтоб сделать больно другому играющему. Обратите на этот момент внимание если дети играют в вышибалы.

Использовать для этой игры можно только легкий резиновый мяч. Потребуется как минимум трое игроков. Один из них водящий и двое вышибающих. Цель игры — попасть по водящему мячом (вышибить его). Правила игры:

  • Игроки чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.
  • Водящий находится между вышибал.
  • Вышибалы стараются попасть и «вышибить» его.
  • Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.
  • Водящий может поймать мяч и остаться на своем месте. Такой прием а игре называется «свечка».

Если игроков много, то играют по следующим правилам:

  • Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих.
  • Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу.
  • Водящие окружены командами вышибал..
  • С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих.
  • Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых.
  • Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.

Десяточки.

В эту игру обычно играют девочки. Цель игры — отбить мяч о землю, используя различные способы и фигуры. Первые фигуры простые и постепенно усложняются. Если игрок ошибается, то ход переходит к другому игроку.

  1. отбить мяч о землю двумя руками 10 раз без остановки
  2. отбивать мяч о землю скрещенными рукам 9 раз
  3. отбить мяч о землю левой рукой 8 раз
  4. отбить мяч о землю правой рукой 7 раз
  5. Отбивать мяч двумя руками-левой-правой считается за один раз. Ловить мяч нельзя. Повторить 6 раз
  6. Сильно ударить мячом о землю, хлопнуть один раз в ладоши и поймать мяч до того как он удариться о землю — 5 раз
  7. то же самое, только нужно успеть хлопнуть два раза — 4 раза
  8. ударить мяч о землю из под правой ноги и успеть поймать его-3 раза
  9. то же самое с другой ногой — 2 раза
  10. сильно ударить мяч о землю, обернутся вокруг себя и успеть пймать мяч до того как он ударится о землю 1 раза

Картошка

По правилам игроки становятся в круг и начинают бросать мяч друг дружке.
Игрок, который не смог поймать мяч, садился на корточки в центр круга и становиться картошкой. Остальные начинают перебрасывать мяч снова.

Чтобы вылезти из картошки, нужно поймать летящий мяч (допускалось подпрыгивать, когда мяч пролетал над головой).

Если картошек становиться больше, чем играющих, то картошек начинают выбивать. Та картошка, в которую попали мячом, снова встает в круг.

Я знаю пять имен

Для этой игры вам понадобится большой резиновый мяч и хорошая эрудиция.

Стучим об асфальт мяч и повторяем: «Я знаю пять имен мальчиков. Вова — раз, Толя — два, Саша — три — и так до пяти». Если вам удалось это сделать, не сбившись и не потеряв мяч, продолжаете: «Я знаю пять имен девочек» — потом пять городов, цветов, марок машин, рек и пр.

Если все же ребенок запнулся, то право хода переходит к другому игроку

Съедобное-несъедобное

Для игры требуется мячик и группа игроков.
Дети становятся в шеренгу, а ведущий по-очереди кидает им мяч.

В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом например: ручка, молоко, стакан).
Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч если несъедобный , то должен оттолкнуть мяч.

Если игрок его ловит или просто прикасается руками к мячу при неъедобном предмете, то проиграл и меняется с ведущим местами

Путаница

Эта игра похожа на съедобное -несъедобное, только ведущий задает вопросы и кидает мяч игрокам. Если игрок ответил бы да, то он ловит мяч, если — нет — то отбивает. Чем смешнее и нелепее вопросы, тем веселее проходит игра.

Пионербол

Пионербол — это игра с мячом, которую любят как старшие дошкольники, так и взрослые.

Для игры в пионербол может использоваться обычная волейбольная площадка или любая открытая местность, где можно натянуть сетку. Сетку может заменить натянутая между деревьев веревка.

Для игры в пионербол необходимо от шести до шестнадцати игроков, которые распределяются на две команды. Команды в игре располагаются по обе стороны сетки.

Правила игры пионербол очень просты и напоминают игру волейбол. Единственное о тличие пионербола от волейболазаключается в том, что при подаче и ловле мяча не нужно его отбивать, мяч в пионерболе нужно ловить в руки.

Лягушка

Эта игра особенно нравится девочкам. Для игры с мячом в лягушкупонадобятся мяч и вертикальная стенка. Игроки в лягушку договариваются об очереди играющих. Дальше на стене мелом проводится линия. Ниже выбранной линии кидать мяч нельзя. Дети встают друг за другом, и первая из них кидает мяч не ниже упомянутой выше линии. Мяч ударяется о стенку, падает на землю, и в момент удара мяча о землю девочке нужно его перепрыгнуть.

Дальше мяч попадает в руки второму игроку в лягушку и все повторяется. Прыгнувший уходит и становится в конце очереди. Кто из игроков не смог перепрыгнуть мяч, тот получает в наказание одну букву из слова «лягушка». Сначала букву «л», потом «я» и т.д. Проигрывает в этой игре с мячом тот ребенок, кто раньше всех соберет слово «лягушка».

Салки с мячом

Игроки бегают по площадке, спасаясь от водящего, который стремится их осалить, и передают (или перебрасывают) друг другу мяч. Игрока с мячом салить нельзя.

Задача игроков заключается в том, чтобы передать мяч преследуемому раньше, чем его осалит водящий, а также уберечь от водящего мяч.

Водящий может выбить мяч в руках игрока. Игрок в этом случае становится водящим.

Охотники и утки

Это разновидность игры в вышибалы. Для игры потребуется не менее 4-5 игроков и большая открытая площадка с деревьями (например парк). Игроки заранее оговаривают территорию, за пределы которой нельзя убегать.

С помощью считалки выбирают ведущего- он будет охотником, у него мяч. Как и для игры в вышибалы мячик должен быть легким. Все остальные игроки — утки. по сигналу утки разбегаются по площадке. Задача охотника догнать и выбить мячом уток. Утки могут прятаться за деревья и тогда они в домике, убить их нельзя. Игрок, в которого попали мячом считается убитым и садится на корточки. Последняя утка, которую не смогли выбить становиться охотником.

Ну вот, кажется я вспомнила про все самые популярные игры с мячом с детьми на улице. Ну или почти про все.

Желаю вам веселых игр и удачи!!!


Top