Конспект НОД "Права ребёнка" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети» Нод по правовому воспитанию в подготовительной группе

Конспект НОД по правовому воспитанию "Знакомство детей с Конвенцией прав ребенка"

Конспект НОД "Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка"

Цель: познакомить детей с основными правами ребенка
Задачи : знакомить детей с основными правами ребенка,отраженными в Конвенции о правах ребенка";
формировать у детей представление о правах через литературные произведения;
учить отвечать на вопросы, аргументируя свои ответы;
формировать в детях такие качества,как отзывчивость, сострадание, справедливость;
развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания другим людям.
Ход НОД:
Воспитатель вносит в группу глобус.
Воспитатель :Дети,что это?(Глобус-модель Земли).
Воспитатель :На нашей Земле,во всех ее уголках, живут разные люди,а чтобы они жили дружно и мирно,придумали документ "Декларация прав человека" и "Конвенция о правах ребенка".(Показывает эти книги). Сегодня мы познакомимся с основными вашими правами.(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель :Давайте вспомним с вами сказку "Цветик - семицветик". Каким волшебством обладал цветок?(Исполнял желания девочки Жени). У нас с вами тоже распустится волшебный цветок,но мы должны с вами выяснить,какими правами обладают дети.
Воспитатель :Самое главное право ребенка-право на жизнь.(На доске выставляем соответствующую картинку). И никто не может его нарушать. Как вы это понимаете?(Каждый человек хочет жить и никто не должен у него жизнь забирать).
Воспитатель :Вспомните сказки, в которых это право нарушалось? ("Красная Шапочка","Колобок","Волк и семеро козлят"). Дети,найдите лепесток,на котором изображено это право.(Дети находят соответствующий лепесток и выкладывают его на фланелеграф). Воспитатель :Второе основное право дают при рождении малышу его родители.Что это?(Имя).-Молодцы!У нас у всех разные имена,давайте послушаем,как они звучат ласково.
Игра "Назовите друг друга по имени ласково" (игра проводится в кругу.Дети,называя ласково имена друг друга,звонят в колокольчик и передают его тому,чье имя произнесли).
Воспитатель: Как красиво звучат ваши имена.И недопустимо давать друг другу клички и прозвища-этим вы нарушаете право на имя!Найдите лепесток,соответствующий этому праву.(Дети выполняют).
Воспитатель :Дети,благодаря кому,вы появились на свет?(Благодаря нашим родителям). Семья- самое дорогое,что есть у человека.Произнесите слово "семь-я",как вы думаете,что оно значит?(Много людей живут вместе,заботятся друг о друге.Они родственники). А зачем люди создают семью?(Помогать друг другу,растить и учить детей).
Воспитатель :Да,дети, в народе говорится:"Не нужен клад, коли в семье лад". Как вы понимаете эту поговорку?(Объяснения детей).
Игра "Добрые дела".(Используя мимику и пантомиму,дети изображают действия,характеризующие хорошие поступки:помощь маме,папе,забота о близких и т.д.).(Выставляют очередной лепесток с соответствующим правом).
Воспитатель :Дети,как вы понимаете следующее право- право на охрану здоровья?(Ответы детей). Хорошо ли быть здоровым?Почему?(Ответы детей). Поэтому в народе говорят:" В здоровом теле, здоровый дух".
А что же помогает людям быть здоровыми?Зарядка,сон,витамины).
Физкультминутка . Руки вверх,руки вниз,
На носках приподнимись.
Вправо,влево наклонись,
Повтори наклон раз пять.
А теперь,дружок,присядь!
(Дети выставляют соответствующий лепесток).
Воспитатель :Посмотрите на картинку,как вы думаете, о каком праве она нам говорит?(Игры,веселье,отдых).

Молодцы!Эта картинка рассказывает о праве на отдых и развлечение.
Игра "Что мы видели не скажем,а что делали -покажем!" (Выставляют соответствующий лепесток).
Воспитатель: -Молодцы,ребята!Вот и распустился наш волшебный цветок.


Что же спрятано под его серединкой?

Картинки). Давайте их рассмотрим:какие права нарушены?(Ответы детей).
-Молодцы,ребята!


Воспитатель:
Как хорошо,что есть права!
Закон нас строго охраняет!
И в нем важны нам все права...
Они великой силой обладают!

НОД в подготовительной группе «ВАШИ ПРАВА, ДЕТИ».

Кулагина Л.А., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 г.Н.Новгород

Цели: 1. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.

2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей.

3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

4. Воспитывать чувство уважения к другим людям.

Оборудование: мольберт, слово «ПРАВА» и два символа «ребенок» и «взрослый», детали ромашек, схематическое изображение прав детей и взрослых в виде символов (конвенция и декларация, имя, сердечко, домик, книга, медицинский крест, флаг, сундучок или короб, свидетельство о рождении, микрофон, сердце, домик, картинки – схемы с пословицами, тетрадь, букварь, 2 портфеля, школьные принадлежности, градусник, 7 бинтов, флаг России, мяч, сказки зарубежных авторов, поднос, муз. инструменты (ложки, кастаньеты, маракасы, домбра), силуэты голубя лист бумаги по количеству детей, аудиозаписи «Большой хоровод», «Россия», «Учат в школе».

Ход.

Дети, вы любите смотреть телевизор? А сами хотите попасть на телевидение? Я сегодня хочу пригласить вас принять участие в телевизионной передаче «Дети и взрослые». Вы согласны? А чтобы наша передача была интереснее, я хочу пригласить принять в ней участие и взрослых. Прошу занять места в нашей телестудии (дети и взрослые садятся на стульчики напротив друг друга).

Итак, мы начинаем телепередачу «Дети и взрослые» (фоном звучит муз. «Большой хоровод»). Тема нашей беседы «Наши права и обязанности».

(На мольберте прикрепляется слово «ПРАВА» и два символа «ребенок» и «взрослый»)

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи – то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети

О правах, что защищают нас на свете.

И первый вопрос в нашей беседе я хочу задать детям:

В каком документе записаны права детей? («Конвенция о правах ребенка»)

А теперь вопрос к взрослым:

В каком документе отражены права взрослого человека? («Декларация прав человека»).

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашек с названием документов к символам «Р» и «В» соответственно).

Второй вопрос спрятан в моем волшебном сундучке (достается документ «Свидетельство о рождении» ) и обращаясь к детям:

Что это за документ?

О каком праве говорит этот документ? (Право на жизнь, право на имя ).

Да вы совершенно правы имя дается человеку и отличает его от других людей. (Обращаясь к взрослым) А какой документ подтверждает это право у взрослых? (Тоже свидетельство о рождении и в 14 лет человеку выдается паспорт).

Кто из вас, дети, может нам рассказать, кто вам дал имя и что оно означает? (ответы 2-3 человек).

А что еще кроме имя есть у человека? (Фамилия и отчество)

Кто вам дает фамилию и отчество? (Семья, отчество дается ребенку по отцу).

Давайте представимся по Фамилии, имени, Отчеству (дети, передавая микрофон, говорят свои Ф.И.О.).

- (обращаясь к взрослым) Вы взрослые и вас зовут по Имени, Отчеству, но мне хотелось бы узнать, как вас называли в детстве? (Ответы)

- (к детям) В какой сказке имя герою было дано по его внешнему виду? (Золушка, Белоснежка, Красная шапочка, Мальчик с пальчик).

Из нашего разговора мы выяснили, что право на имя есть и у взрослых и у детей.

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашки с надписями «ИМЯ»).

В моем волшебном сундучке спрятан еще один сюрприз (достаю сердечко ).

Какое право детей может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу родителей ).

Родители несут по закону ответственность за ребенка, заботятся о нем. (Обращаясь к взрослым) Как взрослые заботятся о детях? (Ответы). (Обращаясь к детям) Взрослые проявляют заботу. А как дети обязаны относиться к родителям?(Ответы детей). Конечно, дети тоже проявляют любовь, могут проявить ее через поступки, уважение и ласковые слова.

Игра с сердечком «Назови ласково» (мама- мамулечка,…)

Значит, этим правом, на заботу и любовь, обладают и взрослые и дети. (На мольберте прикрепляются лепестки с символом «Сердечко»).

В какой сказке это право было нарушено? («Золушка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»).

Волшебный сундучок приготовил вам еще один предмет (достаю домик ).

Почему домик? О каком праве он хочет сказать? (Право на жилье и его неприкосновенность ).

Дети приготовили загадку, а вы взрослые попробуйте ее отгадать, что это за сказка? Какое право было нарушено? (Дети без слов показывают эпизод из сказки «Волк и 7 козлят», когда волк стучится в дверь и козлята ему открывают, он их ловит).

Дети, чему учит эта сказка? (Нельзя открывать дверь, если дома нет родителей, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми,…).

Каждая семья должна чувствовать себя дома в полной безопасности, уважать свой дом, ценить уют. У меня есть карточки с зашифрованными пословицами о доме, попробуйте их отгадать:

  • Мой дом – моя крепость.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Семья крепка, если над ней крыша одна.
  • Не дом хозяина красит, а человек дом.

(На мольберт прикрепляются лепестки ромашек со значком «Домик»).

В какой сказке были нарушены эти права? («Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Теремок»)

Я достаю из нашего сундучка тетрадь и букварь . О каком праве говорят нам эти предметы? (Право на образование ).

Вы скоро пойдете в школу. Нам хочется узнать сможете ли вы собрать себе портфель?

Игра – эстафета «Собери портфель».

Игра «Импульс» (что вы будете делать в школе).

- (Обращаясь к взрослым): Наши дети скоро воспользуются правом на образование, они пойдут в школу и будут бесплатно учиться. А взрослые имеют право на образование?

(На мольберт прикрепляются лепестки с символами «Книга»).

Дети, а в какой сказке герой не воспользовался правом на образование? (Буратино).

Сундучок приготовил что – то еще (достаю бинт и градусник). Какому праву эти предметы дают подсказку? (Право на медицинское обслуживание , охрану здоровья).

Здоровье – главная ценность человека. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей).

Игра «Окажи первую помощь».

(забинтовать руку – дети, взрослые – голову).

(На мольберт прикрепляются лепестки с символами «Медицинский крест»)

В какой сказке говориться о этом праве? («Айболит», «Мойдодыр»).

Загляну в сундучок, что же он спрятал еще от нас? (Достаю флаг России).

(Право на гражданство, на родной язык и культуру ).

С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, государства, в котором он живет.

Игра с мячом «Страна – нация – язык».

У каждого народа есть свои любимые сказки, которые учат добру и мудрости. Дети, какие вы знаете русские народные сказки? (ответы)

А вы, уважаемы взрослые, какие знаете зарубежные сказки?

У меня собрался хоровод музыкальных инструментов. Отгадайте из каких государств собрались эти инстументы? (Ложки – Россия, маракасы – Куба, кастаньеты - Испания, домра – Казахстан).

Но, где бы не был человек, он всегда стремится на свою родину. Я предлагаю вспомнить стихотворение про журавля. (Дети читают стихотворение «Жура – жура – журавель»). Конечно, каждый человек хочет, чтобы все люди жили в мире и я предлагаю вам сделать вот таких голубей мира.

Конструирование из бумаги Голубя.

(на мольберт прикрепляется лепесток с символом «флаг»).

Посмотрите у нас получились вот такие красивые ромашки. Дети, а какое право вы считаете самым главным? Какое право главное для взрослого? Какие разные взрослые и дети, но права у вас одинаковые. Для человека важны все права и самое главное их надо соблюдать и не нарушать.

Права нам каждому даны

И по ним мы все равны!

На этом наша телепередача заканчивается. И мне хотелось бы взять у вас интервью: Что вам сегодня в нашей передаче запомнилось или понравилось делать? (ответы). Всем большое спасибо!


Конспект НОД «Права ребенка» в подготовительной группе

Тема: Права ребенка.

Цель занятия:

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги "Конвенция о правах детей")

Развивающие: развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Материал: презентация о правах ребенка

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Организационный момент:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы: На что имеют право и на что не имеют?

(слайд1)

А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы говорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Теперь рассмотрим, какие есть у вас права:

Важнейшее право, которое имеют все дети на планете - право на жизнь. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?

Дети: Благодаря родителям.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель читает: Также, Ребенок имеет право на имя и гражданство.

(слайд №2, 3)

Воспитатель: Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении. Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети: Паспорт.

Воспитатель: Правильно. Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.

Называем по очереди.

(Слайд №4)

– А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети: с мамой, с папой.

Воспитатель: Да, с родителями;

А как одним словом назвать вас и ваших родителей?

Дети: Семья.

– в книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.

(слайд №5)

Воспитатель: - следующее право Ребенок имеет право на дом.

Воспитатель: У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете пословицы? (дети отвечают)

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

Ребята, давайте немного отдохнём.

Встаем все рассыпную.

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

Воспитатель: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Каждый ребенок имеет право на свой дом (слайд №6)

Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав.

Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.

Воспитатель читает: Дети имеют право на образование. Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения.

Следующее право: Дети имеют право на защиту от жестокого обращения.

– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. (Три поросенка, Золушка) .

Что хотел сделать волк с поросятами?

Как обижали Золушку?

А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

Почему? (ответы детей)

(слайд)

– Воспитатель: В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

– Воспитатель: Из какой сказки этот герой (ответы). Что нужно сделать, если вы вдруг заболели (ответы). Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов) .

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

(слайд)

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Воспитатель:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы).

А теперь я вам предлагаю найти на столе права детей и наклеить их на бумагу.

Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

Сценарий открытого занятия для детей подготовительной группы «Мои права и обязанности»

Сценарий открытого занятия для детей подготовительной группы

«Мои права и обязанности»

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

ЗАДАЧИ:

2. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.

3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Конверты с заданиями.

2. Почтовый ящик.

3. Плакаты из серии «Мои права», «Безопасность».

4. Рисунки детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

2. Беседы: «Дети и взрослые», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Совершал ли ты поступки, за которые тебе было стыдно? » и др.

3. Разучивание стихотворений, пословиц о семье, Родине, детях.

4. Рисование на тему «Пусть всегда буду Я! », «Моя семья».

5. Совместная работа с родителями: досуги, праздники, оформление альбомов «Моя семья». (Приложение №7)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ручками захлопали,

Ножками затопали,

Там, там, там

Тихо сели по местам.

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем отвечать на письма, которые принес нам утром почтальон. (Воспитатель приглашает детей сесть полукругом на стулья) .

А для начала игры я предлагаю вам обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать? », «Что они обязаны делать и чего не обязаны? », «На что они имеют право и на что не имеют? » без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому, что вы такие разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права.

ответы детей – Декларация, конвенция.

Воспитатель: - Правильно ребята, умные люди придумали много правил, которые мы должны соблюдать, чтобы был везде порядок. А какие правила вы знаете?

ответы детей – правила дорожного движения, правила личной безопасности, правила использования бытовых электроприборов, и т. д.

Воспитатель: - Молодцы! Вы конечно же правы, без соблюдения правил наша жизнь превратилась бы в сплошную путаницу. А сейчас расскажу вам немного о документе под названием «Конвенция о правах ребенка». Этот документ был принят в далеком 1989 году, двадцать три года назад. Это чудо-книга рассказывает о правах детей. Это главный документ, который подписали люди нашей планеты. Что написано в этом документе?

ответы детей.

Воспитатель: - ребята, главное право у человека – это право на жизнь. Как только ребенок родился на свет, ему дает имя, он получает право на имя.

Сейчас я предлагаю вам открыть почтовый ящик и достать письма. (Один из воспитанников приносит письма из почтового ящика). В этих письмах есть интересные задания, с помощью этих заданий мы и познакомимся с некоторыми вашими правами. Вы мне поможете отвечать на письма?

Физкультминутка. Ребятам раздаются цифры от 1 до 10, они должны построиться по порядку.

Задания – письма.

1 часть. Конверты с картинками из сказок:

В зависимости от уровня подготовки детей представлены два варианта заданий – по картинкам и с помощью вопросов воспитателя.

«Снежная королева»

«Три поросёнка»

«Золушка»

«Золотой ключик»

«Колобок»

«Айболит»

«Гадкий утёнок»

«Теремок»

«Маша и медведь»

Воспитатель задаёт вопросы.

1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?

Сказка «Снежная королева»

Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.

2. Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?

Права поросят нарушает волк.

3. Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?

Право поиграть, отдохнуть и веселиться.

4. В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались?

Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и свободный труд за вознаграждение.

5. Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?

6. В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

7. Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г. Х. Андерсена.

8. Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?

Физкультминутка.

Сели, встали, сели, встали,

2 часть. Дети читают заранее подготовленные стихотворения.

Россия – я твоя росинка,

Гражданка верная твоя,

Я – человек, я – россиянка,

Страна с особенной судьбой,

Россией должен я гордиться,

Воспитатель задает вопросы.

Как называется страна, в которой мы живем?

Как называется наша республика?

Назовите столицу нашей страны и нашей республики.

Ответы детей.

3 часть. Выполнение с детьми сердца в технике оригами.

Ребенок по своему желанию выбирает цвет листа для сердца.

Воспитатель: - А теперь подумайте, кому бы вы хотели подарить эти сердца? Для кого вы старались?

Ответы детей.

4 часть. Игра «Пирамида любви»:

Дети встают в круг, по очереди все кладут руку друг другу сверху и говорят пожелание себе, родным, друзьям и. д. Образуется пирамида из рук детей.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

И подарить его людям. »

Конспект

НОД по правовому воспитанию

Тема «Права ребёнка»

МБДОУ д/с №15 г.Павлово

Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Кириллова Марина Владимировна

Срок проведения: декабрь 2015г.

Г.Павлово

2015г

ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка.

2. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Конверты с заданиями.

2. Плакаты из серии «Мои права».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Чтение художественной литературы.

2. Беседы: «Дети и взрослые», «Права ребёнка».

ХОД:

Занятие начинается с физкультминутки.

Ручками захлопали,

Ножками затопали,

Там, там, там

Тихо сели по местам.

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем отвечать на письма, которые принес нам утром почтальон. (Воспитатель приглашает детей сесть полукругом на стулья).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы: На что имеют право и на что не имеет.

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня, отвечая на полученные письма, мы говорим о ваших правах. Ведь чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

  1. Важнейшее право, которое имеют все дети на планете – это право на жизнь. Назовите, какие вы знаете сказки, в которых было нарушено это право («Колобок», «Волк и семеро козлят» - героям угрожали быть съеденными)
  2. Какое право было нарушено в сказке «Красная шапочка»? (Право на Фамилию, имя, отчество.

Имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении. Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети: Паспорт.

Воспитатель: Правильно. Свои свидетельства о рождении все видели, если кто не видел, попросите своих мам и пап показать вам их

Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.

А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество.

Называем по очереди.

  1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?

Сказка «Снежная королева»

Дети имеют право жить со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей и никому не позволено их разлучать.

В каких ещё сказках нарушается это право детей («Мальчик с пальчик», «Гуси-лебеди», «Машенька и медведь»)

  1. Кто в сказке «Три поросенка» нарушает права поросят? Назовите это право?

Права поросят нарушает волк.

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом

  1. Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?

Право на отдых. Все дети имеют право на отдых, давайте и мы с вами немного отдохнём и поиграем

Физкультминутка.

Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

А потом пустились вскачь, словно мой упругий мяч.

  1. В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались?

Сказка «Приключения Буратино».

Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и свободный, посильный труд за вознаграждение.

  1. Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?

Каждый ребенок имеет право получать образование.

  1. Какое право выполняет Доктор Айболит?

Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи

  1. Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г. Х. Андерсена.

Право не подвергаться жестокому обращению

  1. Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?

Право на неприкосновенность жилища.

Физкультминутка.

Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

А потом пустились вскачь, словно мой упругий мяч.

Часть 2.

Россия – я твоя росинка,

Гражданка верная твоя,

Я – человек, я – россиянка,

Я – капелька огромного ручья.

Россия – мать, дитя, отчизна,

Страна с особенной судьбой,

Россией должен я гордиться,

Хочу, чтоб был в стране – покой!

Воспитатель: - ребята, мы на примере сказок посмотрели, какие права есть у маленьких детей. На защите ваших прав стоит наше государство, которое хочет, чтобы дети нашей большой страны выросли достойными, могли работать и жить на благо нашей родины.

Воспитатель задает вопросы.

Как называется наша родина, наша страна, в которой мы живем?

Кто стоит во главе нашего государства?

Наша страна всегда помнит и заботиться о вас и вашем благополучии.

Часть 3.

Игра «Круг любви»:

Дети встают в круг, по очереди берёмся за руки и говорят пожелание себе, родным, друзьям и. др. людям. Постепенно образуется круг, «солнышко» из рук детей.

После выполнения всех заданий. Воспитатель подводит итоги

Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.

«В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям. »


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Кургана

«Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»

Конспект НОД

по правовому воспитанию

в подготовительной (логопедической) группе

«Права детей»

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Федорова Н.А.

г.Курган


Задачи:

П: обобщить и систематизировать знания детей о правах ребенка, подчеркнуть значение этих правил.

С: научить понимать ценность своей личности; уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достоинств и недостатков.

Фк: формировать у детей потребность в физическом совершенствовании. Стимулировать интерес малоактивных детей.

З: формировать предпосылки здорового образа жизни; обеспечивать психологический комфорт каждого ребенка.

К: развивать и совершенствовать связную речь детей; вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со старшими и детьми.

Б: создавать условия для формирования произвольности и опосредованности основных психических процессов в контексте общения со взрослыми.

ЧХЛ: развивать выразительную литературную речь детей.

Оборудование:

Книга «Декорация прав человека» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка: детский взгляд», грамзапись с плачем младенца, коляска с малышом, книга «Первобытные люди», свидетельство о рождении ребенка, эмблемы «Права детей».

^ Слоговая зарядка на звук Р

Ра-ра-ра – мы изучаем детей права

Ря-ря-ря – имеем право на имя

Ром-ром-ром – имеем право на дом

Рю-рю-рю – имеем право на семью

Ро-ро-ро – в детском саду очень хорошо

Ри-ри-ри – детство береги

Ра-ра-ра – это наши права

О чем мы сегодня будем беседовать? (о правах)

Что такое право? (право – это закон, правила, по которым живут люди)

Назовите основные документы по правам человека (Декларация прав человека, Конвенция ООН)

Люди появились на Земле давным-давно. Это были первобытные люди. Они были дикарями, ничего не умели делать. Но жить-то было надо. Постепенно они начали строить жилища (дома), чтобы спрятаться от зверей; добывать еду, чтобы не умереть; из шкур зверей шили одежду, чтобы не замерзнуть.

У людей стал развиваться разум, они научились думать. И стали задумываться, как им жить в мире и согласии друг с другом:


  • Что можно делать, а что нельзя

  • На что имеют право, а на что – нет
-Люди спорили, даже воевали, но потом решили сесть и переговорить друг с другом. Думали-думали и придумали правила, законы, которые учили жить в мире и согласии. Придумали они правила и записали в книгу «Декларация прав человека». Но эта книга для взрослых, а у взрослых стали появляться дети. И тогда придумали вторую книгу – «Конвенцию ООН для детей».

И вот сегодня мы отправимся в удивительную страну «Права детей» и вспомним, какие права имеете вы – дети.

^ Д/пауза по миопии (дети мигают и проговаривают):

1, 2, 3 – в волшебную страну попади

1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать

Дети, вы ничего не слышите? (слышится плач младенца; воспитатель выкатывает коляску с младенцем)

Дети, кто это? (малыш)

Посмотрите, какой он маленький, а уже гражданин своей страны.

Как называется наша страна? (Россия)

Значит, он гражданин России, он – россиянин. И наше государство уже взяло его под свою защиту, выдало ему первый документ в его жизни – Свидетельство о рождении. Потому что

^ 1. «Каждый ребенок имеет право на жизнь»

(рассматривание документа)

Дети, благодаря кому малыш появился на свет?

А мама и папа кто малышу? (родители)

А могут ли дети жить без родителей? Почему?

Родители – первые ваши воспитатели. Они обязаны заботиться о своем ребенке.

А кто еще помогает папе и маме заботиться о малыше? (дедушка, бабушка, сестра, брат)

Как назвать всех людей, которые живут вместе и заботятся о малыше? (семья)

^ Пальчиковая гимнастика «Семья»

Только в семье растет здоровый, умный, воспитанный ребенок. В Конвенции ООН записано

2. «Каждый ребенок имеет право иметь семью, любовь и понимание родителей»

Давайте вспомним пословицы о семье


  • Без семьи нет счастья

  • Сердце матери лучше солнца греет

  • Жалей отца с матерью, других не найдешь

  • Вся семья вместе, так и душа на месте
-А я вот такие пословицы знаю:

  • В гостях хорошо, а дома лучше

  • В своем доме и углы помогают
-Какое право напоминают вам эти пословицы?

3. «Каждый ребенок имеет право на дом»

Ребенок: Пусть малыш живет, смеется,

Подрастает с каждым днем,

Чтоб у каждого ребенка

Был бы теплый, светлый дом.

В семье радостное событие – родился малыш. Папа, мама, бабушка, дедушка думают, как его назвать. Папа хочет назвать его в честь своего папы, а мама – в честь своего папы.

Давайте им поможем. Но надо придумать ласковые имена, ведь он еще маленький (дети придумывают имена)

Итак, на семейном совете решили малыша назвать Гришенькой в честь любимого дедушки.

На свете, дети, очень много имен, но у каждого своё, потому что

^ 4. «Каждый ребенок имеет право иметь имя»

Когда вы вырастите, вас будут называть по имени, отчеству. А как? Давайте мы на минутку превратимся во взрослых, ведь мы в волшебной стране, и представим себя друг другу.

(Дети высказываются, строя предложение: «Когда я вырасту, я буду…»)

Обращаться друг к другу надо по имени. И, конечно, недопустимо называть человека грубым словом, придумывать прозвища, дразнить. Это нарушение права на имя.

Дети, родители хорошо заботились о малыше. Он рос, рос и вырос. Скучно стало ему лежать в коляске. Тогда родители пошли в магазин и накупили ему много-много чего? (игрушек)

Физминутка: Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Весело нам было играть?

Мы играли и отдыхали

^ 5. «Каждый из вас имеет право на отдых»

Дети, а почему у нас в группе много игрушек? (мы ими играем)

У вас сейчас очень удивительное время

6. «Каждый из вас имеет право ходить в детский сад, играть здесь, дружить, развиваться»

А куда вы пойдете после окончания детского сада? (в школу)

А зачем? (чтобы учиться, получать новые знания, найти себе новых друзей)

Правильно. И у вас есть такое право

^ 7. «Каждый ребенок имеет право ходить в школу»

(раздается стук в дверь, входит медицинская сестра)

Здравствуйте, дети! Я – врач-педиатр. Пришла осмотреть вашего малыша. Как его зовут? Давайте его послушаем, посмотрим горлышко, глазки.

А как он ест? Спит?

У малыша хорошие родители, мальчик растет здоровым. Приходите на прививку.

Нина Федоровна, а как Вы узнали, что у нас есть малыш? Мы врача не вызывали.

А мы, врачи, обязаны следить за здоровьем каждого новорожденного ребенка, потому что

^ 8. «Каждый ребенок имеет право на бесплатное медицинское обслуживание»

Наше удивительное путешествие в волшебной стране «Права детей» закончилось. Пора нам в детский сад.

-1, 2, 3 – в детский сад попади.

Итог занятия

В какой стране мы сегодня побывали?

Что в этой стране изучают?

Какие права детей вы вспомнили?

Вы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все ваши мечты.

(в подарок дети получают эмблемы «Права детей»)

(Подготовительная группа)

Цель: способствовать формированию у детей основ правового сознания и правовой культуры.

Задачи: Формировать у детей представления об их правах и умение ими пользоваться. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления, умение рассуждать, планировать, сопоставлять и делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход занятия:

Здравствуйте мальчики и девочки. Я воспитатель из города Белая Калитва.

Меня зовут Наталья Евгеньевна (игра)

Я привезла вам видеописьмо от своих детей. Вам интересно посмотреть?

(Видеописьмо).

В вашей группе есть права? Расскажите нам друзья.

О чём попросили вас рассказать дети из детского сада «Солнышко»? (ответы детей)

А что такое право, вы знаете? (ответы детей)

Право – это то, что может делать, иметь, отстаивать каждый человек.

- Кто может сказать, какими правами вы пользуетесь?

Права есть у взрослого и у ребёнка,

Имя иметь, дом и семью,

Играть и учиться, мечтать и трудиться,

И многого в жизни добиться!

По вашему мнению, каким самым первым правом пользуется ребёнок уже с момента рождения?

(обратите внимание, на обратной стороне двусторонний скотч, снимите аккуратно защитную плёнку, а затем приклейте)

Всем детям дают имена члены семьи, о каком же следующем праве мы можем рассказать?

А где вы живёте со своей семьёй?

Значит, о каком праве мы ещё расскажем?

Прочтите, пожалуйста, какое право у нас осталось?

Посмотрите, сколько у нас страниц получилось. Подумайте, что можно сделать из отдельных страниц?

Значит, у нас в итоге получится книга. Страницы для книги есть, а как вы думаете, чего не хватает?

Да, действительно, у каждой книги есть своё название. Предложите, как бы вы хотели её назвать?

Вспомните, о какой книге вам рассказывали дети из детского сада «Солнышко»? Они предлагают вам назвать свою книгу…Прочтите, пожалуйста, (Правознайка)

Вам нравится такое название, хотите, чтобы ваша книга так называлась, тогда скрепляем страницы.

Когда мы на страницах нашей книги расскажем об этих правах, что же у нас в итоге получится?

А как мы в нашей книге сможем рассказать о правах.

Да ваши предложения мне очень понравились, и я думаю, что мы всеми этими предложениями воспользуемся. Открывайте первую страницу книги.

Ой, посмотрите, дети из детского сада «Солнышко» вам ещё что-то передали.

Прочтите, пожалуйста, что написано на ладошках? А как вы думаете, чьи это имена? А вы сможете написать свои имена.

Вот у меня тоже есть цветные ладошки, выберите, какие вам нравятся.

Спасибо Машенька. Дети вы услышали, как я назвала Машу? Да верно, я её назвала ласково. А вы сможете назвать себя ласково?

Глубоко носиком вдохните, а на выдохе назовите себя ласково. Просмотрите как.

Какие у вас красивые имена.

Вовочки и Леночки,

Андрюшки и Аришки.

Каждый день рождаются

Девчонки и мальчишки.

Право есть одно на свете-

Это ваше имя, дети.

Так о каком же праве мы рассказали на первой странице нашей Правознайки?

У вас у всех очень красивые имена, скажите, пожалуйста, кто вам их дал, вот меня, например, назвал брат в честь нашей бабушки Наташа. А тебя?

Как мы можем назвать одним словом и маму, и папу, братьев, сестёр?

Да, это семья. Каждый ребёнок имеет право на семью. Семья может быть маленькой, а может быть и большой. Вот, например, у меня большая семья. Я с помощью схемы и геометрических фигур смогу вам рассказать о своей семье.

А вы сможете рассказать с помощью схемы о своей семье?

О каком праве мы сейчас говорили.

А какую страницу мы сможем разместить наши схемы? Как вы считаете, мы оформили эту страницу?

Прочтите, пожалуйста, о каком же праве мы говорили?

Вы, ребята, не ленитесь

И в кружок все становитесь

А теперь за руки взялись и по кругу пробежались,

Сделали поуже круг,

Крышу сделали из рук.

Получился славный дом

Детским садом назовём.

Где так дружно мы живём.

А у меня есть сюрприз, но он похож на загадку. Для того, чтобы отгадать загадку, нам надо пропустить волшебный шнурок через все отверстия по порядку, и отгадав загадку – сюрприз, мы узнаем о каком же праве нам расскажет волшебный шнурок. Сначала пропускаем шнурок через отверстие где написана цифра 1, затем цифра… Будьте внимательны, когда будете пропускать шнурок, не пропустите ни одной цифры, а то не отгадаете загадку.

Что же у вас получилось?

Как вы думаете, о каком праве нам рассказал волшебный шнурок?

А у нас в книге есть такая страница? Так куда мы разместим наши дома?

Посмотрите, пожалуйста, сколько у нас ещё осталось страниц. А как называется последняя страница, кто сможет прочесть?

А где вы любите отдыхать?

А играть вы любите?

В каждой игре есть правила и их всегда надо выполнять, иначе игра не получится. А сейчас я вам предлагаю составить правила поведения в группе. Хотите? У меня есть два листа: один розовый, а другой зелёный. Подумайте, на лист какого цвета мы будем приклеивать то что можно делать в группе, а на какой, что нельзя. Вот правила, вы сможете их распределить на эти листы.

Как вы думаете, на какую страницу мы можем поместить правила поведения?

Как вы думаете, мы с вами смогли рассказать о правах, какими вы пользуетесь на страницах Правознайки?

(беру книгу и ставлю на мольберт)

Скажите, пожалуйста, получилась у нас книга, которую мы запланировали в начале нашей деятельности?

Понравилось вам задание детей из г.Белая Калитва.

А вы хотите что-нибудь передать детям из детского сада «Солнышко»

(Интервью)

Спасибо большое вам за пожелания. Мне очень понравилось с вами работать. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни никто и никогда не нарушал ваши права, чтобы вы всегда были такими добрыми, весёлыми и жизнерадостными. Расставаясь с вами, мне хотелось бы подарить вам кусочек солнышка, чтобы у вас всегда были такие светлые улыбки и счастливые глаза. Я вас всех очень люблю. До свидания.



Top