Сколько лет старцу илию. Старец илий оптинский

Московская область, станция Переделкино. Здесь, как правило, всегда много народу. С раннего утра сюда стекаются люди со всей России. Чтобы взять благословение, спросить совета, пообщаться, или просто постоять рядом со старцем Илием (Ноздриным) . О его молитвенной помощи в народе ходят целые истории. Кто-то оказался в трудной ситуации, кто-то ради интереса занимает очередь и ждет своего часа. Многие не дожидаются…

Еще в машине мы с оператором Вячеславом увидели Георгия Богомолова. Это помощник старца Илия. Иногда мне кажется, что за многие годы он научился сканировать людей. Только Георгий может в присутствии батюшки громко и в то же время с любовью сказать:

– Мать! Ты же уже была! Ну подумай о других!

Подобные сцены я видел не раз. Хорошо, если такая женщина примет к сведению замечание Георгия и спокойно отойдет в сторону. Хуже, когда человек начинает спорить и задираться. Может быть это и есть проверка на смирение ?

Мы с оператором Вячеславом здороваемся с Георгием и выгружаем технику: свет, камеры, удлинители и квадрокоптер, сумки и рюкзаки. Все это для того, чтобы передать настроение и атмосферу, которая царит в одном из самых посещаемых уголков нашей страны.

Мы не знали, состоится ли это интервью.

– В пятницу батюшка Первому каналу отказал. Как пойдет, посмотрим, – сказал Георгий.

Пока мы настраивали квадрокоптер Георгия уже окружила толпа народу. Он что-то рассказывал женщине, которая дала обет Богу. И видимо очень переживала из-за того, что обет не выполнит.

– У нас ничего невозможно, а Богу все возможно, – обращается Георгий к этой самой женщине. – Просто мы, выросшие в коммунистическую пятилетку привыкли так: вот сказали, должны построить и все. Город на ушах, все нервничают.

Квадрокоптер взлетает. На экране мы видим то, что могут увидеть только птицы: цветные купола, огромные кресты, лес, который раскинулся за храмовым комплексом.

День еще в самом разгаре, но мы перемещаемся в домик, где с минуты на минуту отец Илий в свои 83 года начнет принимать народ.

Здание располагается во дворе великолепной церкви Преображения Господня. Кстати, Спасо-Преображенский храм оставался одним из немногих действующих в Московской области в годы советской власти. Летом домик, где принимает батюшка, от солнца отчасти защищают могучие деревья. Сейчас вся территория просматривается на десятки метров вперед.

За большим столом собрались гости: женщины и несколько девушек. Все сосредоточенно дожидаются момента, когда один на один можно будет пообщаться со старцем.

– Про Бородино, про Куликовскую битву отдаем. Как на исповеди. Проблема и имя, – обращается к собравшимся людям Георгий. – И все. Некоторые и тридцать могут записать! Не думая, что при этом человек другой к батюшке не попал. То есть всегда помните о других. Бог воздаст, поверьте мне!

Отец Илий разговаривает с очередным посетителем. Вячеслав набирает картинку. Георгий контролирует ситуацию. Я пью чай.

– Завтра с часу до трех я вас жду. Люблю, обнимаю, целую! — обращается Георгий с кем-то у входа.

Так шли часы. Потом батюшка в сопровождении Георгия и помощника Дмитрия отправились в другой корпус. Мы продолжили набирать материал. Все без лишней суеты. Уже поздно вечером отец Илий вернулся к народу.

– Отец Илий может и до позднего-позднего вечера принимать, – рассказала помощница на кухне.

Разговорились с отцом Рафаилом (Романовым) - келейником старца Илия. Он автор и исполнитель знаменитой песни «Кто пчелок уважает». Наш разговор длится минут двадцать. В комнату, где мы беседуем, заходит отец Илий (Ноздрин).

Отец Илий, спасибо вам большое, что согласились дать интервью порталуПравославие.Ru .

Первый вопрос: как сегодня людям рассказывать о Христе?

– Говорить, что мир создан Богом. Что наши догматы – только об Истине. Что есть Священное Писание, Библия – Новый Завет и Ветхий завет. Что наша жизнь в Церкви, прежде всего, основывается на Новом Завете, который продолжает Ветхий Завет. Ветхий завет – это время от наших прародителей Адама, Евы и до Рождества Христова. История нынешнего мира, цивилизации определяется Новым Заветом. Это очевидно, потому что мы даже летоисчисление начинаем от Рождества Христова.

Бог, Который создал мир, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей

Еще говорить, что человек – венец творения, он выше всех. Вот как царь – раньше царь был – или как президент сейчас. Но любой правитель в истории правит в рамках своих возможностей. А Бог, Который создал мир, Вселенную – не только нашу планету, но и Солнце, и весь космос, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей.

Человек, как высшее творение, особо устроен: как внешне, так и внутренне. Он имеет разум, эмоции и волю – первое и главное качество его души. И Бог сохраняет это.

Говорят: почему существует зло? Зло есть. Но зло – это нарушение воли Божией и отступление от воли Божией. Первое зло случилось в ангельском мире, когда часть ангелов отступилась от Господа. Они восстали против Бога и своим отступлением потеряли то достояние, которое у них первоначально было. Так они стали демонами. Это злые духи. И они постоянно борются с Богом. Но сила, естественно, остается у Бога. Господь по Своей Премудрости не полностью еще их изолировал. Сказано в Евангелии: Сатана, как молния, был сброшен с неба. И он продолжает свои злодеяния – нельзя это не учитывать.

Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы

Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы. Потому и терпят очень много бед. Конечно, теряют очень многое.

– Отец Илий, сейчас активно пропагандируются нетрадиционные отношения между полами. Просто настоящие рекламные кампании порока ведутся. И вообще отношения между людьми сводят к инстинктам. К чему это приводит?

– Мы знаем, что всё хорошее от Бога. Всё! И сам мир во всем своем величии и красоте – от Бога. Жизнь человека, который живет с Богом, проходит в равновесии сил душевных. Да и физических тоже. Как Сам Бог вечен, так и жизнь человека предназначена к вечности. Но существуют и темные силы. Нельзя решать проблемы, не учитывая наличие Бога, Его доброй воли, Его всемогущества и Его любви к человеку. Но никогда человек не сможет выстроить свою жизнь правильно, если он не учитывает существование в истории и темной силы. А сколько будет длиться этот теперешний период жизни нашей планеты, когда Бог придет судить – мы не знаем.

Чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь

В мире этом два главных полюса: жизнь в Боге, жизнь с Христом – и отрицание Бога. Но чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь. Тогда человек находится под пятой темной силы. Он отходит от правильного понятия – понятия Божественного. Но не приходит и к понятию противному, то есть демоническому. Он бродит, как в потемках. Он разное избирает себе, понятия разные, образ жизни, идеи – и все не то. Это как блуждание в потемках. Непонимание самим человеком сути всего происходящего вокруг.

Батюшка, а как научиться молитве? И как правильно молиться?

– Во-о-от, дорогие, здесь нет высшей математики. Что такое молитва ? Молитва – это беседа с Богом. Мы питаемся каждый день; когда приходится по-иному, то и не каждый день. Поддерживаем свое физическое существование до наших последних минут жизни. Но жизнь духовная, настоящая выходит за рамки этого мира – это и есть наши отношения с Богом, и они происходят через молитву.

Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире.

Западные СМИ в течение уже многих лет формируют определенный образ России – и это образ крайне непривлекательный: страна-агрессор, воплощение зла… Должны ли мы, русские люди, на это реагировать? И если должны, то как?

Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт

– Нужно понять, прежде всего, что каждая страна ведет свою политику и всей своей внутренней жизнью; и она, естественно, защищает свой образ жизни. Наша Россия всегда ставила себе за правило: избавлять не только себя. А попытки подчинить наше Отечество неоднократно предпринимались иными странами и силами. Начиная с монголов, продолжая Наполеоном, Гитлером. Они смотрели на Россию как на место, от которого можно что-то возыметь. Естественно, что наше время – не исключение. На нас смотрят с громадной завистью. Всегда существовала у человека от его испорченности зависть. Это было и в Первую мировую войну, и во Вторую мировую войну. Сейчас ситуация поворачивается тем же краем. Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт.

Мы видим по недавней смуте в Малороссии – западном рубеже нашей России. Насколько они просто-напросто вызывающе действовали. В частности, не раз бомбили Ростовскую область. Конечно, выдержка была у нашего Президента. В другом случае это вызвало бы большие осложнения, даже военные. Поэтому и сейчас они считают, что мы виноваты. Стараются показать это перед другими народами. В чем наша вина? Допустим, многие сейчас говорят про Крым. Но Крым – это подлинная часть нашей России. Но мало знают, какой великой была наша Россия. Причины понятны: была революция, Ленин. Он не вождь – он разоритель, предатель и убийца. Из-за него Россия пострадала ужасно. И он устроил геноцид русской нации, русского народа. Из-за него погибли десятки миллионов людей, когда убивали без суда, без следствия. Как Государя убили – по проискам, которые строил этот Ульянов. Злодей в полном смысле слова. Он ненавистник русского народа. Он говорил своим картавым языком, что если останется 10% русских, тогда мы добились своего. Это злодей из злодеев. Его давно выбросить нужно из мавзолея. Через него Господь не дает нам полного развития нашего Отечества – пока не вынесен, не выброшен он из пределов центра нашей России – Москвы.

Многие с подозрительностью смотрят на нас, потому что остается еще прокоммунистическая часть общества. Остался в какой-то степени еще коммунизм. И боятся, что это вызовет большие конфликты, большие неприятности. Наша насущная задача – как можно скорее вынести его, выбросить из Кремля. И это сгладит очень многие напряжения и сгладит подозрительное отношение к России. Мы тем самым покажем, что отходим от коммунизма. Конечно, те, которые слишком начинены этой коммунистической идеей, – они против. Если бы не они, он давно был бы уже выброшен. Эти фанатики находятся под воздействием действительно сатанинской идеи коммунистической, они слишком держатся за… нет, только не вождя. Он губитель. И лучшего слова нет. Ведь геноцид был нашей нации и всей России.

Вот это один из самых важных моментов, из-за которого многие люди смотрят подозрительно на нашу Россию великую, на наше благосостояние. Они думают, что может опять через коммунистов произойти, возможно, новая война, конфликты и всякие неприятности.

– Отец Илий, вот проблема – аборты. Мы, с одной стороны, говорим о себе как о великой православной стране – и то, что мы действительно православная страна, особенно проявляется на Пасху, Рождество и в большие праздники. Но, с другой стороны, мы почти лидеры по числу абортов. Как с этим бороться?

– Причина, как я уже сказал, – это революция. Это потеря той морали, той нравственности, которые имела наша Россия, наше Отечество. Устои, крепкие устои нашей семьи, нашего положения, вообще нравственности. Но всё это стало нарушено, когда был брошен лозунг: долой совесть, долой семью. Мне дядя говорил про эти коммунистические затеи под девизом: все дозволено. Это повлекло большое разорение. И сейчас наше Отечество отстало в численности населения. Великий наш ученый Менделеев говорил: около миллиарда должна иметь наша Россия. Сколько она потеряла! Понимаете? Потому что был подрыв морали. «Грабь награбленное!» Бандитизм и всякое нарушение совести, сделка с совестью, с моралью. Вот это самая главная причина потери крепкой семьи, множества абортов…

Когда будет выброшен этот гадкий труп – лучше его нельзя назвать, – тогда Россия пойдет своим правильным путем, правильным направлением.

– Сегодня не редкость, что стариков-родителей отдают в дома престарелых, когда не хотят за ними ухаживать. Какой совет вы могли бы дать таким людям?

– Это все то же самое – потеря морали, потеря совести, потеря благочестия. Надо почаще заглядывать в басни Крылова. Сколько он обличает наше поведение! Люди совершенно не понимают, кто их родил, кто их воспитал. Теряют такое отношение к родителям. Это грозит очень страшным, утратой семьи нормальной. Если они оставили родителей, то будут ли у них настоящие дети, которые смогут им помочь, найти для них время, когда они сами станут стариками? Смогут ли вообще помогать им в старости?

А какой бы вы могли совет дать таким детям?

Должна быть вера. Должен быть страх Божий

– Прежде всего, должна быть вера. Должен быть страх Божий. Понятие, что они будут такими же – окажутся в возрасте и в старости. Хорошо еще, если будут. А может и не быть таких хосписов, домов престарелых.

– Отец Илий, в последнее время все чаще поднимается вопрос об отмене Юлианского календаря. Видите ли, Новый год – самый радостный праздник – выпадает на дни, когда надо поститься. Что бы вы могли сказать тем, кто так сильно хочет отмены Юлианского календаря?

– У нас два календаря: старый стиль и новый стиль. Старый стиль – это Юлианский календарь: назван по имени Цезаря Юлия. Новый календарь, новый стиль – Григорианский. Ввел его папа Григорий: он решил точным его сделать, когда заметили, что наше летоисчисление отстает от астрономического, – монах какой-то это подсчитал. Юлианский календарь отстает от григорианского, нового календаря на несколько дней. Через много лет разница будет не 14 дней, а, очевидно, 15 дней. Но здесь, конечно, вопрос устоев. Они складываются годами. Вот, например, у нас есть старообрядцы. После реформы патриарха Никона они остались дониконовскими. Патриарх Никон заметил, что греки крестятся тремя перстами, а в России – два перста. Крестимся в честь святой Троицы тремя перстами. А старообрядцы крестятся двумя перстами: как два естества во Христе. Пальцами мы показываем так же и при крещении, что два естества во Христе: Божественное и человеческое. Когда резко повел свою реформу патриарх Никон, то, безусловно, возникло такое разделение – очень уж многие отреагировали так на эти резкие реформы. Так и с календарем, по которому Пасхалии очень точно подсчитаны. Замечательный ученый-богослов Василий Васильевич Болотов однажды, коснувшись темы календаря, около двух часов, не сходя с кафедры, вел лекцию.

Если реформы делать сейчас, переводить жизнь церковную на новый календарь – это, конечно, повлечет многие недоразумения. Поэтому не время еще этим заниматься!

(Окончание следует.)

Интервью со старцем - уже само по себе это словосочетание звучит необычно. К старцам ездят за советом в ключевые моменты жизни, И здесь главное - услышать ответ. Он не всегда прост для понимания, порой его смысл может открыться спустя годы. В словах старцев важно всё, вплоть до последней буквы.

Батюшка впервые дал столь развёрнутое интервью для общественно-политического издания.

Почему начинаются войны

Мария Позднякова, «АиФ»: Отец Илий, русских, Россию на Западе сейчас обвиняют во всех смертных грехах. Откровенно провоцируют. Нас хотят втянуть в войну?

Схиархимандрит Илий: Да, да, очевидно. (Пауза.) Конечно, нельзя сказать, что все на нас ополчились и испытывают неприязнь как к самой России, так и к нации нашей русской. Но это присутствует, особенно проявляясь в Малороссии. Хотя трудно даже выразить, в чём они обвиняют Россию, чем они недовольны.

Одна из главных причин здесь - существование злой силы, дьявола, который везде наводит смуты, ссоры. Один философ сказал, что дьявол в наше время особенно преуспел в том, что многим внушил, что его нет. Но это неправда. Он существует! И сам факт, что он существует, заключается в том, что потребовалась миссия Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа , искупительная жертва - Его страдания. Страдания в высшей степени мучительные, которые окончились победой над дьяволом. Господь через Свои страдания дал миру Крест! Крест, которым каждый человек пользуется, он побеждает дьявольскую силу.

К глубокому сожалению, многие не сознают факта, что есть тёмные силы. Есть демоны во главе с сатаной. Он старается скрыть себя, но не может. Если сосчитать все факты обнаружения людям дьявола и бесов за всю человеческую историю, то их можно было бы миллион набрать.

Дьявол - это дух, как наша душа - дух есть. Он дух в превосходной степени по интеллекту и силе. И, естественно, очень многие думают и принимают его за свои мысли, за свой разум, за своё решение. И очень печально, что большинство людей не признают, как я сказал, его существование. А ведь сколько раз об этом говорится. Прежде всего в Священном Писании, в Евангелии, нашем Новом Завете. Там много мест, где указывается на его существование.

Также сказано, что Господь обезоруживал его, когда он проявлял свои злодеяния. То есть побеждал его, и он удалялся.

В истории Священного Писания сказано, что он будет полностью удалён от человечества - брошен в серное озеро. Процесс этого назревает. Но до времени Провидение Божие сохраняет дьявола.

Сказано: Бог - есть Любовь. Может быть, в этом и проявляется Любовь Божия, что Господь даёт ему время на покаяние. В истории жития начальника монашества Антония Великого , который очень много страдал от дьявола - он избивал его, однажды был поставлен вопрос: простит ли Господь дьявола? И, когда Антоний Великий молился, ему было открыто, что это случится, если дьявол будет три года непрерывно каяться со словами: «Помилуй мя, Боже, злобу древнюю». Вот так вот сказано.

Дьявол проявляет себя чуть ли не каждый день, постоянно производит в людях злобу. И, конечно, все войны, все ссоры, все неприятности и беды в мире происходят не без участия тёмных сил и дьявола. В частности, война на Ближнем Востоке - в Сирии. И война в Малороссии.

В Малороссии сам я не раз слышал антирусское выражение - «москаль». Но мы на них не обижаемся. Наоборот, мы, как только началось обострение, в нашей церковной жизни постоянно молимся, чтобы Господь дал умиротворение. Проявляем как можно больше любви ко всем братьям нашим малороссам. Есть там отдельные личности, которые ядовитые и заражают других своими шипящими антирусскими понятиями, но таких единицы.

Большинство людей в Малороссии хотят мира и дружбы.

«Господь через Свои страдания дал миру Крест! Крест, который побеждает дьявольскую силу». Фото: Алексей Ловен

«Всё выдержали с Божией помощью»

Приближается 100-летие революционных событий 1917 года, которое требует особого исторического осмысления. Как вы оцениваете события тех лет?

К сожалению, к глубокому сожалению, ничего полезного нам революция не дала. Ничего не дала. Прежде всего территориально: сколько Россия потеряла через эти события и сколько людей - 70 млн человек - утратила, пойдя по этому пути и получив Гражданскую войну, голод, репрессии. Ещё 30 млн жизней унесла Великая Отечественная война. Общая цифра - 100 млн человек. История скажет на этот счёт своё слово.

- В то же время сейчас можно услышать, что, мол, в советское время жизнь была лучше.

Далеко не ходя, расскажу о собственной жизни. Мне 84 с лишним года уже. Одно чувство с первых дней моего сознания помню - голод, голод, голод. Отец, который успел пожить до революции, говорил, что так плохо, как при коммунистах, не было никогда прежде. Отец, Афанасий Ноздрин , погиб на фронте, он ушёл воевать с первых дней. Голод был как во время войны, так и после. Хлеб у нас по-настоящему появился где-то в 50-х годах. Жизнь сельская была нищен-ская, крепостному праву было далеко до этой нищеты.

Мать наша в колхозе работала и ни копейки при Сталине не получала. Но в то же время не пересчитать, сколько надо было налогов платить: подоходный налог, самообложение, заём, страховки всякие. Ну и, конечно, продуктами в течение одного года надо было выплатить 40 кг мяса, отдать 150 яиц, 150 литров молока. Всё это с 25 соток земли. Это Орловская область, казалось, самая богатая. Вот. А сейчас хвалят, мол, при Сталине, при советской власти было хорошо. Ну были, конечно, номенклатурные работники, начальство, которые даже в блокадном Ленинграде себе сытую жизнь устроили.

Сегодня не редкость услышать, что именно Сталин выиграл Великую Отечественную войну. Когда пытаешься возразить, что народ выиграл, говорят - нет, Сталин, ведь это он руководил страной.

Сначала на лжи построили революцию, мол, людей эксплуатируют, люди плохо живут. На самом деле всё было в достатке. Люди были за царя. Россия была богатая, крепкая, могучая. Были расходы на оборону, страна была крепкая в военном отношении. Был громадный флот. Всё было. Революция не была нужна.

Теперь врут про Сталина. Кем он был? Бандит Коба , который грабил инкассаторов. За что он сидел? За грабёж, за злодеяния. Бандит, одним словом. Мог ли он положительную роль играть в войне? Если что-то и было с его стороны, то это - необдуманные приказы.

Остались воспоминания немцев, что они чуть с ума не сходили, в упор расстреливая наши войска. Людей гнали вперёд, а сзади шли заград-отряды. Один штурм Сапун-горы в Севастополе чего стоит - сколько там наших дивизий полегло. Кровь текла рекой.

По-другому можно было вести наступление, чтобы не было таких жертв, но Сталин не привык жалеть людей.

В августе 1941 г. он отдал приказ взорвать при отступлении Днепрогэс. После взрыва плотины образовалась волна в несколько десятков метров, она сносила всё на своём пути, утонули десятки тысяч человек. Может, в этом и есть заслуга Сталина - погубить столько людей. А народ наш и без этого был настроен защищать Родину, Отечество. И это при том, что в первые годы войны не было ни снабжения, ни обмундирования, ни достаточного количества оружия. Солдаты сутками не ели, на ногах носили обмотки. Люди в тылу, сами в голоде и холоде, всё на фронт отправляли. И всё это выдержал наш народ с Божией помощью.

Господь дал нам Победу. Но никакой не Сталин, бандит этот! Сколько русских душ они вместе с Ульяновым погубили! Скольких они лишили жизни только на Колыме, на Соловках, на севере, на юге. За что? За что расстреливали совершенно невинных людей?

Один факт. В Оранском монастыре Нижегородской области расстреляли 11 тысяч священников, монахов и архиереев! А на Бутовском полигоне - почти 30 тысяч человек. Чуть ли не каждый город, область превратились в полигон смерти.

На моей родине, Орловщине, были расстреляны тысяча священнослужителей и верующих. И кто он - Сталин? Как был бандитом, так и остался.

Я не хочу рассказывать, но знаю факты, что только проявление Божия чуда спасло страну во время войны. И чудес этих были тысячи.

«А ведь добро то - прежде всего в вере, в благодати Божией». Фото: www.znamenye.ru

«Запах дьявола невыносим»

- Есть люди, которые говорят, что раз Господь попускает войны, то они в Него не могут верить.

Великая Отечественная война была вызвана не чем иным, как разорением храмов, поруганием святынь, чудовищными преступлениями против веры. И сейчас, если захватит безбожие власть свою, никакой пощады уже не будет нашему Отечеству - прекратит оно своё существование. А прекратится наше сущест-вование, то прекратится жизнь глобальная. Уже назревают признаки, что без веры, без настоящего принятия и почитания Бога жизнь не будет существовать.

Сейчас грамотность людей в нашей России возросла, мало кто без высшего образования, но, к большому сожалению, люди совершенно не понимают настоящего смысла нашей жизни. В чём суть нашей жизни? Что такое жизнь, что такое антропология, что такое человек? Госатеизм (государственный атеизм. - Ред.) - это совершенное удаление человека от Истины. Совершенное незнание того, в чём сущность нашей жизни.

Госатеизм старался всем внушить под силой страха, что мы живём без Бога. А вся человеческая история говорит о том, что Бог есть. Можно насчитать не меньше миллиона свидетельств о Боге, о вечной жизни. А атеизм ничем не мог оперировать, он не располагал свидетельствами против того, что есть Бог, есть вечная жизнь, есть душа.

Люди, которые насаждали госатеизм, отвращали людей от Бога, а насколько у них достаточно уверенности, что нет продолжения жизни, что нет рая и ада. Ад есть! И сколько людей, которые были оторваны от Бога, оболванены госатеизмом, отправились в ад. Как сущест-вует белый день, так можно с уверенностью сказать, что есть и ад. И коммунизм расшифровывается так: «кому низ?», то есть кому отправиться в низ, в ад. А что такое ад? Это прежде всего человек, лишённый Бога, истинной жизни. Ад - когда человек подпадает под власть дьявола.

Преподобный Серафим Саровский говорит, что, если бы человек увидел дьявола во всей силе, он бы даже живым не оказался! Настолько страшна злоба дьявола. Я скажу одно - даже запах от дьявола, дьявольский запах, невыносим. Например, час этот смрад не вынесешь. Живым не останешься. Запах! Не говоря о его действии, когда человек подпадает под власть дьявола. Вот где коренится самое большое злодеяние тех, кто отвращает целенаправленно от Бога. Я не знаю, как Бог будет судить тех людей, которые сейчас оболванивают молодёжь, студентов! Коммунисты хотели, чтобы все были безбожниками, чтобы всем идти в ад, мучиться во власти дьявола. Это ни с чем не сравнимо! Ведь сказано: идут в муку вечную. Вечную муку! Что это значит? Под власть дьявола. Как это можно опять, после такого оголтелого безбожия, ещё раз среди молодёжи насаждать неверие в Бога, а ведь это происходит.

За советом к старцу едут в ключевые моменты жизни. Фото: www.znamenye.ru

«Был бы другой правитель...»

Когда вы говорили про ненависть, которую провоцирует дьявол, на память пришло, каким нападкам подвергается наш президент Владимир Путин. Его «партнёры» опускаются даже до того, что обзывают Путина непотребными словами.

Как сказано в Священном Писании - любите не только друзей, не только своих родных, не только людей, которые проявляют к нам добро, но сказано даже - любите врагов своих. Так оно было и есть для верующего человека. Конечно, человек борется со своей натурой. Но когда он достаточно верующий, то всегда найдёт в себе силы полюбить даже того человека, который проявляет к нему ненависть.

Сейчас наш президент проявляет любовь и снисхождение к иностранной неприязни. Сколько у него выдержки. Был бы у нас правитель другой, то непременно была бы уже война. Только его выдержка, его самоотверженность, его снисхождение к нашим неприятелям спасают.

- Батюшка, как нам победить коррупцию?

Вот те, кто говорит о коррупции, им бы последить, как они живут в своей семье. Как относятся к жене, а жена к мужу? Как детей воспитывают. Коррупция - это жадность человеческая. Раньше на Святой Руси люди в большинстве были верующие. Они почитали родителей, было среди людей уважение. А что безбожие принесло? Только жадность. Те, кто делал революцию, оказавшись у власти, друг другу завидовали. И друг с другом воевали, как пауки в банке.

Отняв у людей веру, они дали зелёный свет наркозависимости, пьянству, хулиганству, абортам. Если человека лишить Бога, он не будет понимать, в чём смысл жизни. В чём его радость, в чём его добро. Ведь добро то - прежде всего в вере, в стяжании Духа Святого, в благодати Божией. Как сказано в Евангелии, ищите прежде Царствия Божия. А что такое Царствие Божие - это когда уже здесь человек получает великую радость.

Бабушка, она выдерживает и в 70, и в 80 лет по 5 часов службы в храме. Она уже здесь получает такую высокую радость, не сравнимую ни с какими почестями и сладостями. Христос, который был окружён массой народа, говорил: среди вас уже есть люди, которые в этой жизни вкусят и ощутят Царствие Небесное. Это радость, которую никаким языком не выразить. Но когда у человека отняли эту молитву, то получится, что он тянется за материальными выгодами, роскошью. Отсюда и явление коррупции, и зависть. Вот надо привить людям веру, и для коррупции уже не будет почвы.

Досье

Схиархимандрит Илий (Ноздрин Алексей -Афанасьевич).

Родился в 1932 г. в с. Становой Колодезь Орловского р-на Орловской обл. в благочестивой крестьянской семье. При крещении был наречён в честь Алексия , человека Божиего. Его отец скончался в госпитале во Владикавказе после боевого ранения в 1942 г., мать вырастила четверых детей одна.

В 1949 г. закончил среднюю школу. Служил в армии. В 1955-1958 гг. обучался в текстильном техникуме в Серпухове. По окончании по распределению направлен в г. Камышин Волгоградской области. Там он принял решение посвятить жизнь служению Церкви, поступил в духовную семинарию
г. Саратова.

После закрытия Саратовской семинарии в 1961 г. продолжил образование в Ленинградской духовной семинарии, затем в академии. Во время обучения в 1966 г. митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

В 1966 г. поступил в Псково-Печерский монастырь, где нёс послушания в течение 10 лет.

В 1976 г. иеромонах Илиан вместе с тремя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель, где вместе с другими насельниками сумел сохранить в ней монашескую жизнь, поддержать связь обители с русским Православием и предотвратить закрытие монастыря. Ему было доверено духовничество в Пантелеимоновой обители.
В 1989 г. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь.

В 2009 г. поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры в подмосковном посёлке Переделкино.

Является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

На Руси всегда существовали духовно прозорливые люди, которых называли старцами. Причем попадали они в эту категорию вовсе не за преклонные года, а благодаря особой мудрости, появившийся в результате усердных молитв и трудов во славу Божью. Ранее такие старцы проживали в основном в Оптиной пустыни, куда со всей России съезжались паломники за советом и благословением. Сегодня эта традиция возрождается, и немалую роль в этом процессе сыграл старец Илий, о котором сегодня и пойдет речь в нашей статье.

Ради встречи с этим удивительным человеком люди готовы проводить в Оптиной пустыни несколько дней, ожидая его визита и хотя бы одного ободряющего слова. Как говорят паломники, от взгляда старца Илии не укроется ни одна беда. Каждого он ободрит, поддержит и направит. Многое, что он делает, воспринимается как нечто чудесное, хотя сам старец считает, что в этом мире все происходит только по воле Божьей. Кто же он такой, старец Илия из Оптиной пустыни? Давайте знакомиться с ним вместе.

Знакомство со старцем

Схиархимандрита Илию сложно застать на одном месте. Несмотря на то что ему недавно исполнилось восемьдесят пять лет, он все время находится в движении. Да и как иначе, если у старца столько дел и обязанностей, что только диву даешься, где он черпает силы на все это? Хотя сам схиархимандрит только на Бога и уповает. Он уверен, что каждому в этом мире ноша дана по силам и разумению. Ведь милостив Господь, а потому никогда не станет бичевать чад своих возлюбленных.

Старец Илий успевает все. Он часто ездит по России и проводит встречи с простыми людьми, а кроме этого не забывает еженедельно бывать в Оптиной пустыни. Ведь именно он был благословлен на восстановление и возрождение этого древнего монастыря. И, судя по тому, как он выглядит сейчас, старец отлично справился с этой работой.

Не так давно схиархимандрит был назначен духовником самого патриарха Кирилла, с которым они знакомы уже несколько десятилетий. Это назначение стало причиной вынужденного переезда старца Илии в Переделкино.

Как попасть к нему на встречу, задумываются многие паломники. Они планируют визиты именно в Переделкино, однако делать этого не стоит. Ведь застать старца здесь практически невозможно. В свой дом он приезжает для редких минут отдыха и прием посетителей не ведет. О лучшем способе увидеться и пообщаться со старцем мы расскажем читателям немного позже.

Молодые годы схиархимандрита

Будущий старец Илия, а в миру Алексей Ноздрин, является выходцем из простой крестьянской семьи. Родился он на Орловщине и до сих пор очень любит эти места. Сюда он приезжает чаще всего и курирует многие приходы.

Несмотря на то что в тридцатые годы прошлого столетия тотально насаждался атеизм, семья Ноздриных была очень набожной, и с ранних лет мальчик регулярно бывал в церкви. С трех лет он уже не мыслил себя без молитвы и, по собственным словам, обращался к Богу за советом абсолютно в любой ситуации.

В семье было четверо детей, но помогать матери растить их пришлось именно Алексею. Его отец погиб на фронте, и мальчик взял на себя всю заботу о матери и близких. От природы он был щедро наделен добротой, трудолюбием и смирением. Кроме этого, молодой человек отличался умом, сообразительностью и стремлением к знаниям, что помогло ему закончить обучение в средней школе.

Во время службы в армии с Алексеем произошла история, о которой он потом долго сожалел. Сдавшись под натиском уговоров своего командира, он вступил в комсомол и получил комсомольский билет. Однако юноша считал, что верующий в Бога человек не может быть партийным. Он горячо раскаивался, что позволил уговорить себя на этот поступок, и вскоре сжег выданный ему билет.

В пятидесятые годы прошлого века Алексей закончил профессиональное учебное заведение в Серпухове и был отправлен на работу в Камышин.

Выбор пути

Так как молодой человек выучился на строителя, то его и направили на возведение новой фабрики. Однако именно в это время Алексей осознал, что совсем не испытывает никакой тяги к своей профессии, и начал все чаще бывать в единственном в городе действующем храме. Там он часто общался со своим духовном, и тот однажды посоветовал юноше попробовать поступить в духовную семинарию. Это предложение показалось Алексею очень интересным, и после долгих размышлений он переехал в Саратов, где и поступил в семинарию.

Учеба в семинарии

Годы учебы были нелегкими для Алексея. В этот период времени в стране начались массовые гонения на церковь, в результате которых стали закрываться храмы и христианские учебные заведения.

Семинарию в Саратове закрыли, и продолжить обучение молодому человеку пришлось в Ленинграде. Здесь он закончил не только семинарию, но и академию. В эти годы он познакомился с будущим патриархом Кириллом, общение с которым доставляло ему огромное удовольствие. Как позже вспоминал патриарх, Алексей показался ему живым, разумным и очень добрым человеком, который буквально видел каждого изнутри, и был по натуре очень общительным.

В Ленинграде он получил монашеский постриг и взял новое имя - Илиан. Свою службу он начал сразу в нескольких приходах города и области. В первые годы послушания его рукоположили в монаха, имеющего священнический сан.

Формирование духовного мира старца

Илиан очень вдумчиво относился к своим обязанностям и много читал. Под влиянием жития святых формировалось его духовное мировоззрение и отношение к службе Господу. Особенно сильно он вдохновился возможностью посвятить свою жизнь службе в Афонском монастыре. Ради этого Илиан провел долгие десять лет в Псково-Печерской обители. Здесь его часто можно было застать за душевными разговорами со старцем Иоанном Крестьянкиным.

Наконец его направили на Афон, где он нес послушание монаха и жил в уединенной келье. Годы, проведенные в монастыре святого Пантелеймона, многое дали старцу. В тишине и молитвах он познавал тайны человеческой души, что очень сильно помогло ему в дальнейшей деятельности.

Возрождение Оптиной пустыни

К началу девяностых годов ситуация в стране резко изменилась. Повсеместно стали возрождаться храмы и монастыри, а народ душой потянулся к вере. Подобный массовый порыв раскрыл острую нехватку священников, которые к этому времени были раскиданы по разным концам света. С Афона был призван и Илиан, которому поручили важную миссию восстановления Оптинского монастыря. К этому времени он уже более десяти лет находился в полном запустении и нуждался в человеке, который смог бы взяться за настоящий подвиг возрождения святого места.

В этот же год старец получил высший сан, согласно которому он полностью отрекался от мира и посвящал каждую секунду своей жизни Господу. Так как принятие этого сана можно рассматривать как рождение в Боге, то и имя старец получил новое - Илий. Старец в Оптиной пустыне служит уже около тридцати лет, и своим сегодняшним статусом монастырь обязан неустанным трудам схиархимандрита. Вполне заслуженно это место считается центром православия, куда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

Почетная миссия

Уже восемь лет схиархимандрит выполняет самую почетную миссию, которую только может представить себе православный священнослужитель. Он является духовником патриарха Кирилла. Удивительно, но сам старец считает, что данный труд представляет собой его священный долг, и даже покинул столь дорогой его сердцу монастырь, чтобы поселиться в Переделкине. Отсюда ему гораздо ближе добираться до Москвы и общаться со своим духовным чадом.

Между патриархом и схиархимандритом уже давно сложились теплые отношения, поэтому с каждым днем они только укрепляются. Не последнюю роль в этом процессе играют и молитвы старца. Им приписывают невероятную силу, ведь там, где старец Илий, всегда есть место чуду.

О том, как попасть к старцу Илию, в той или иной жизненной ситуации задумываются многие православные. А те счастливчики, которым удалось это сделать, рассказывают о схиархимандрите удивительные вещи. У каждого паломника в запасе есть своя история знакомства и общения со старцем, ведь многих он буквально спас от духовной слепоты и других проблем.

Одни рассказывают о том, как, даже не взглянув на паломника, схиархимандрит отвечал на все вопросы, которые мучили душу пришедшего за ответом человека. При этом в зависимости от ситуации старец находил утешительные или обличительные слова.

Многие пишут о том, что Илий способен одним или двумя словами излечить душевные муки или заставить человека задуматься о своей жизни, полностью изменив ее в дальнейшем. И ведь не повышает голоса старец, не обвиняет, а может проникнуть в самую суть стоящего перед ним паломника и понять, что именно ему необходимо.

Старец всегда знает, кому из присутствующих подарить иконку, привезенную им лично с Афона, а кому книжку, прочтение которой поможет паломнику духовно прозреть.

Известно о случаях, когда после молитвы старца люди исцелялись самым чудесным образом. Широко обсуждается история о солдате, находящимся при смерти. Его в надежде на чудо привезли в монастырь родственники. Мужчина уже не приходил в сознание и лишь после молитвы старца открыл глаза, а вскоре встал на ноги. Медики относительно этого случая просто развели руками и не смогли найти ему достойного научного объяснения.

Старец Илий, Оптина пустынь: как попасть

Если вам очень необходимо увидеться со старцем, то смело отправляйтесь в Оптину пустынь. Правда, никто не знает, когда сюда приедет схиархимандрит. Однако бывает он в обители практически каждую неделю и свободно общается с паломниками в трапезной. Поэтому обязательно помолитесь перед поездкой в монастырь и будьте уверены, что Господь даст вам возможность побеседовать со старцем, если это необходимо для блага вашей души.

Во-вторых, я знаю людей, которые дарили очень дорогие подарки Патриарху Алексию II и рассказывали, как проходил сам процесс дарения. Святейший не прикоснулся к подарку, хотя и поблагодарил за подношение — коробочку принял секретарь и куда-то отнес. Обычная церковная практика. Подарки потом уносятся, Патриарх чаще всего даже не знает, что ему подарили. Не интересно ему это.

В-третьих, мне сложно представить, что Кирилл не сумел перебороть такое простое искушение — покрасоваться в каких-то дурацких часах. Перед кем — перед своей паствой?

В-четвертых, я знаю, что у монахов есть очень серьезный духовный опыт: к чаше причастия не пускают не исповедовавшихся. Мне, например, дается это очень тяжело. Потому что осведомлен об одной примечательной особенности важного таинства: неискренняя исповедь не считается. То есть, ты, конечно, можешь соврать священнику, но какой в этом смысл? Можно ведь просто не исповедоваться.

А Святейший Патриарх исповедуется регулярно. И если у него есть какие-то грехи, то уж с ними он как-нибудь разберется без наших подсказок.

Так перед кем же исповедуется Кирилл, «самый главный христианин России»?

На фото: схиархимандрит Илий принимает исповедь у Патриарха Кирилла

Схиархимандрит Илий родился 8 марта 1932 г. в селе Становой Колодезь Орловской области в крестьянской семье. В 1949 г. окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где вступил в ряды ВЛКСМ. Закончил машиностроительнй техникум в Серпухове, а после окончания распределен на работу в город Камышин Волгоградской области

Поступил в Саратовскую духовную семинарию, а после ее закрытия был переведен в Ленинградскую духовную семинарию. Позднее окончил Ленинградскую духовную академию. Здесь пострижен в монашество. Был последовательно рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Служил в разных храмах Ленинградской епархии.

С 1966 по 1976 гг. провел в Псково-Печерском монастыре.

3 марта 1976 г. направлен нести иноческое послушание на Афоне в Грецию. Проживал в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря.

В 1989 г. был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся Оптину пустынь.

После Поместного собора 2009 г. был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии патриарха Московского Кирилла. 4 апреля 2010 г. возведен в сан схиархимандрита.

Проживает в Переделкине на территории подворья Троице-Сергиевой лавры.

Исповедь

Исповедь в иудаизме, христианстве и исламе — один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершенном грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.

Исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина. Являет собой признание верующим грехов перед священником, который будучи только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник это священник, у которого исповедуются, духовный отец тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин). «Духовник»

Кому исповедуются священники?

Понятно, что прихожане исповедуются перед священником. Но ведь и сами священники должны кому-то каяться в грехах.

Говорят, что сегодня в России совсем не осталось старцев. Священнослужителя Илия называют последним, кто может удостоиться такого звания. Известный в народе и церковной среде старец Илий Ноздрин, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему принимает посетителей и является персональным Патриарха Московского.

Путь к любви и вере

Вера в Илии, которого при рождении родители нарекли Алексеем Афанасьевичем Ноздриным, кажется была всегда. Еще мальчишкой Алексей ходил в церковь, молиться Богу мальчик начал уже в три года.

Родился этот уникальный человек в селе Становой Колодезь. После окончания школы в 50-х годах поступил служить в армию. Там был зачислен в ряды комсомольцев, о чем по возвращению к гражданской жизни сильно сожалел.

Раскаяние так захватило Алексея, что он решился сжечь партийный билет. И вновь обратился к вере, как к единственному источнику благодати и праведности.

Затем Алексей Афанасьевич обучался в техникуме. Работал в городе Камышин. После работы молодой человек часто приходил в местную церковь к священнику Иоанну Букоткину. Он то и посоветовал Алексею поступить в духовную семинарию.

Учась в семинарии в Санкт-Петербурге, Алексей стал близко общаться с будущим Патриархом Кириллом. В 1966 году от рук митрополита Никодима получил постриг в монашество. В это же время был наречен духовным именем Илиан в честь одного из сорока святых мучеников Севастийских. Тем же митрополитом был назначен в сан иеромонаха. Служил в разных ленинградских церквях, монастырях и приходах.

Был направлен в Оптину пустынь в 1989 году для работы духовником, где настоятель обители постриг его в великую схиму с именем Илий. Там живет старец Илий Ноздрин и сегодня.

Схиархимандрит крайне отрицательно относится к любым проявлениям коммунизма. Сталин и Ленин для него – злейшие враги народа и веры. Его общественные взгляды представляют собой следующее:

Оптинский старец ведет простую жизнь. Он много молится и занимается регулярным приемом людей, нуждающихся в его совете.

Уклад жизни в Оптиной пустыни довольно суров. Духовник Илий носит обычный подрясник. Выглядит худым и сгорбленным. Но все, кто попадает к нему на прием, наперебой твердят о той святости, которая исходит от этого воина Христа.

Старец Илий говорит тихим голосом и простыми словами. Но они как будто проникают в сердце, отзываются там чем-то уже давно известным, но пока до конца не осознанным. Священнослужитель Илий очень хорошо знает Библию, церковную историю, жития святых. Он разбирается во многих мирских проблемах. И часто переезжает с места на место по своим церковным делам. И везде его находят люди, желающие получить от старца благословение.

Кто такие духовные старцы?

Тех, кто только поступает работать в церковь, называют новоначальными. Этакими духовными младенцами, только что ступившими на путь веры.

А кто же тогда духовные старцы? Звание старца нельзя получить по чьему-то приказу. Старцами становятся те священнослужители, которые стремятся к единению с Богом, живут согласно Божьим законам и отмечены Божьей милостью. Эти люди проходят сложный путь веры и любви. Они наделены прозорливостью, но не показывают ее без меры, их мудрость тихая, а вера очень глубокая.

Старцы умеют вселить в человека духовную силу, чтобы он мог справиться со своими проблемами самостоятельно. Они лишь указывают направление и делятся своей благодатью с верующими.

Истинные старцы чисты душой как дети. Они действительно преисполнены любви к миру, лишены страстей, спокойны и смиренны. Такое состояние достигается людьми тогда, когда они много трудятся духовно, занимаются духовным развитием. Все вышеперечисленное есть и в Илии Ноздрином. И подтверждением этому служит тот нескончаемый людской поток, который как будто не иссякает рядом со старцем.

Оптинский старец Илий Ноздрин является примером высокодуховного человека. Его деяния просты и лишены пафоса, а результаты от них превосходят все ожидания. Будут ли в дальнейшем в России старцы, подобные ему? На этот вопрос ответить сложно. Но христианство, как и весь мир, непрерывно развивается. Поэтому надежда на такую духовную опору остается всегда. Ведь из года в год все больше людей приходит . Возможно, вера кого-то из них будет столь сильна, а жизнь чиста, что появится новый старец, который будет неустанно помогать людям решать их проблемы, поддерживать их и направлять по правильному пути.


Top