Филёвская линия. Филевская линия метро: что не всегда замечают пассажиры

Сложнейшая реконструкция Филёвской линии, которую ведет Московский метрострой, постепенно подходит к завершению. Все работы ведутся в условиях действующего метрополитена, лишь иногда удается получить окно на все выходные дни, как сейчас было.

Так же с 18 июня изменился режим работы станции «Филевский парк». После реконструкции открылся восточный вестибюль станции. Одновременно, соотвественно, западный вестибюль закрылся на ремонт. Также изменился режим работы платформы станции. Так, для ремонта на «Филевском парке» станции закроют часть платформы. Поезда, следующие в центр, будут открывать двери только первых двух вагонов. Поезда, следующие из центра, будут открывать двери только последних двух вагонов.

1. Начну со станции «Кутузовская». Здесь смонтировали настенные панно.

2. Если скучно, можете попробовать поговорить с Михаилом Илларионовичем. Но он уже заранее смотрит на вас соответствующее.

3. Самый шик - это стеклянная стенка с МЦК. Очень необычный вид на платформу и поезда.

4. Пассажирам, особенно маленьким, очень нравится.

5. В думах о работе.

6. Станция «Багратионовская». Тут открыли платформу, но работы еще много.

7. На вестибюле уложили новый мрамор. Он стал темным. Смотрится гораздо лучше, чем тот ужас, что был.

8. Хотя в комментариях у меня в инстаграмме кто-то ругался, мол как посмели!

9. Мне лично нравится. Куда лучше чем было.

10. И вестибюль обновили.

11. Буква «М» на станции «Филёвский парк»

12. Этот вестибюль как раз и открылся в прошлые выходные.

13. Платформа станции.

14. Станция «Пионерская».

15. Тут работы ведутся полным ходом.

16. Сложная станция, ограниченное место для маневра и очень мало времени для крановых работ. Через пути разрешено подавать грузы только ночью, когда нет движения.

17. Платформа.

18. Новый мрамор тоже новый - темно зеленоватый.

19. Станция «Кунцевская».

20. Самый сложный объект.

21. Но работы движутся.

22. Новая платформа.

23. Огромная работа проделана отлично. Осталось до завершения реконструкции совсем немного.

4. Филевская линия

В основном проходит по поверхности. Хотя первый участок Филевской линии был построен в составе первой очереди, официальной датой ее открытия почему-то считается 7 ноября 1958 года. Она связывает центр города с районами Фили и Кунцево. Фили прославились благодаря знаменитому совету в 1812 году, а в Кунцево археологи обнаружили самое древнее городище на территории Москвы. Это место считалось языческим капищем, и его часто называли проклятым. Согласно одному из преданий, церковь Покрова Богородицы, которая стояла здесь, бесследно ушла под землю вместе с крестом всего за одну ночь. Пугали суеверных москвичей и в изобилии встречающиеся здесь «чертовы пальцы» - раковины древних моллюсков белемнитов. Поверья не мешали селиться здесь многим знаменитым людям: историку Карамзину, художнику Саврасову, поэтам Маяковскому, Есенину и Багрицкому и др.

Самая старая станция ветки - «Александровский сад» - неоднократно переименовывалась. Свое нынешнее имя она получила по названию сквера, расположенного у западной стены Кремля. Ранее (до декабря 1946) станция называлась «Улица Коминтерна», затем до ноября 1990-го - «Калининская», в 1991 году на несколько дней она была официально названа «Воздвиженкой». Она входит в крупнейший пересадочный узел Москвы. Особенностью станции является то, что пути в ней слегка изогнуты, а платформы расположены не в центре, а по бокам и соединены арочным мостиком.

Это интересно

Существуют пути, уходящие со станции в тупиковую часть Филевской линии в направлении Кремля; в настоящее время пассажиров там не возят, что породило слухи о продолжении этих путей под Кремль и соединении их с «Метро-2». С противоположной, западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с еще одним вестибюлем, но он так и не был построен, а эти проходы закрыты для пассажиров и ведут в служебное помещение метрополитена… или же в «Метро-2».

Пересадочный узел - «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад» - расположен под Ваганьковским холмом, на котором высится знаменитый «Дом Пашкова» - выстроенный талантливейшим, но неудачливым архитектором Василием Баженовым для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I. Согласно Михаилу Булгакову, именно в башенке Дома Пашкова Воланд прощался с Москвой. Что ж, учитывая, что Баженов был одним из видных масонов - вполне вероятно.

Злая судьба продолжает преследовать архитектора и спустя столетия после кончины: считается, что вибрация, производимая поездами, привела к большим разрушениям этого шедевра архитектуры.

Это интересно

На платформе «Арбатской» действует «буфет от столовой № 9 Отдела рабочего снабжения ГУП “Московский метрополитен”». Большинство таких столовых обслуживает только работников метро, но есть три исключения: помимо Арбатско-Филевской линии, пассажирам открыты буфеты на «Киевской» Арбатско-Покровской линии и «Войковской».

Станция «Арбатская», заложенная всего лишь на 8 метрах под землей, загружена мало. У нее всего один вестибюль, а о планах по строительству второго напоминает лишь бездействующая лестница. Строительство этого выхода стоит в официальных планах Московского метрополитена аж с 1935 года.

Вестибюль «Арбатской», выстроенный в форме пятиконечной звезды, стал одним из первых символов Московского метрополитена. На нем сохранилась надпись «МЕТРО», а на крыше - шпиль со звездой.

Бездействующая лестница есть и на следующей станции - «Смоленской». Дело в том, что восточный вестибюль располагался как раз посередине Садового кольца и был разобран при его расширении через два года после открытия. С тех пор вторая лестница на станции упирается в закрытую дверь.

При продлении линии на запад в 1937 году между станциями «Смоленская» и «Киевская» был сооружен метромост через Москву-реку. Это был первый открытый участок Московского метрополитена и первый метромост в истории СССР. В 1978 году его дополнили шумопоглощающей галереей.

Следующая станция - «Киевская» - была открыта 20 марта 1937 года в ходе продления линии на запад. Оформлял ее архитектор Дмитрий Николаевич Чечулин, лауреат трех Сталинских премий. Первоначальное роскошное убранство станции армянским ониксом вскоре начало осыпаться, и облицовку колонн пришлось заменить на мраморную. Капители колонн выполнены в виде лепных колосьев пшеницы. Пол выложен серым и розовым гранитом, узор повторяет традиционную украинскую вышивку.

Это интересно

С 1953 по 1958 год участок мелкого заложения «Ул. Коминтерна» - «Киевская» был закрыт. Станция использовалась под склад и, пожалуй, в те годы тоже могла считаться «призраком».

Сейчас конечной на Филевской ветке является наземная станция «Кунцевская», названная в честь подмосковного города. Это не одна, а две станции, принадлежащие к разным веткам: Филевской и Арбатско-Покровской и объединенные одним куполом.

Из книги Ахиллесова пята разведки автора Болтунов Михаил Ефимович

«Горячая линия» с генералом Ямадой Рано утром в вагон, где ехали офицеры Полевого управления Карельского фронта, зашли «аховцы» - работники административно-хозяйственного отдела. Начальник АХО держал на руке большую плетеную корзину, доверху наполненную офицерскими

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс Джек

Линия Мажино К сожалению, непрерывная линия укреплений, которая должна была защищать Францию от любого германского нашествия, была на самом деле отнюдь не непрерывной фортификационной преградой, а состояла из двух отдельных секций длиной 70 километров каждая. К этому

Из книги Тотальный шпионаж автора Рисс Курт

Часть вторая. «Линия Мажино» в шпионаже

Из книги Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах автора Гречко Матвей

1. Сокольническая линия Это первая, самая старая линия Московского метро. На схемах она выделяется красным цветом. Когда-то она была очень короткой: «от Сокольников - до Парка» а теперь насчитывает 19 станций, и длина ее - более 26 км. Проехать всю линию можно за 40

Из книги Интервью газете «Литературная Россия» автора Ветер Андрей

2. Замоскворецкая линия Некогда она называлась Горьковской, или Горьковско-Замоскворецкой, на схемах обозначается темно-зеленым цветом. Хронологически это третья линия Московского метро. Ее срединная часть была построена как часть второй очереди. Горьковский радиус,

Из книги Советские космонавты автора Ребров Михаил Федорович

3. Арбатско-Покровская линия Это самая длинная линия Московского метро - почти 44 км. Название сразу вызывает вопрос: почему «Покровская»? Ведь такой станции в московском метро нет. Причиной курьеза является изменение в планах строительства 1938 года: уже

Из книги Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи автора Раку Марина

5. Кольцевая линия Московского метрополитена Она соединила почти все радиусы Московского метро и семь из девяти вокзалов столицы. Станции этой линии - глубокие; ее заранее рассматривали как укрытие в случае новой войны. Строилась кольцевая всего четыре года - с 1950 по 1954

Из книги автора

6. Калужско-Рижская линия Шестая линия Московского метрополитена пролегает с северо-востока на юго-запад города. Она обозначается оранжевым цветом. Некоторые ее станции - глубокие, а некоторые лишь «условно подземные». Через реку Яузу ведет крытый метромост. В составе

Из книги автора

8. Калининская линия Восьмая линия Московского метрополитена, на схемах обозначается желтым цветом, на ней всего семь станций, вся длина ветки - 13,1 км. Строили ее к Олимпиаде 1980 года.Линия полностью подземная, частично глубокая, частично - нет. Ниже всех лежит

Из книги автора

9. Серпуховско-Тимирязевская линия Девятая линия Московского метрополитена обозначена серым цветом. В 1983–1991 годах называлась Серпуховской линией. Она полностью подземная, очень глубокая (несколько станций лежат глубже 60 метров), длинная (41,2 км), на ней 25 станций. Это

Из книги автора

10. Люблинско-Дмитровская линия Десятая линия Московского метрополитена, обозначается салатовым цветом. Она целиком лежит на левом берегу Москвы-реки; сейчас в ней 14 станций, общая длина 24,7 км. 19 июня 2010 года ее дотянули до северной части кольцевой линии и дальше, но

Из книги автора

12. Бутовская линия легкого метро Двенадцатая линия Московского метрополитена и первая линия легкого метро не только в Москве, но и в России. Фактически продолжает Серпуховско-Тимирязевскую ветку, но формально самостоятельна. Линия длиной чуть более пяти километров

Из книги автора

ЛИНИЯ НАГОТЫ Интервью с Олегом Чучковым ЛитРоссия: Как Вы понимаете, поводом для нашего разговора послужил фильм «Линия наготы».Андрей Ветер: Это не удивляет. Было бы странно, если бы поводом был фильм «Пересилие».Л.Р: Андрей, а почему бы нет? Давайте отталкиваться от

Из книги автора

ЛИНИЯ ЖИЗНИ Леонид Иванович ПоповЛетчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза полковник Леонид Иванович Попов. Родился в 1945 году в городе Александрия Кировоградской области. Член КПСС, Совершил три полета в космос: первый - в 1980 году, второй - в 1981 году, третий

Из книги автора

III.4. «Генеральная линия» Сергея Эйзенштейна В 1926 году Эйзенштейн, «проснувшийся знаменитым» после премьеры «Потемкина», приступает к работе над новой лентой: Это был наш фильм, известный тем, что он провозгласил «пафос сепаратора», – фильм «Старое и новое» (в рабочем

В последние две недели абсолютно не было времени позаниматься новыми фотографиями, поэтому продолжаю выкладывать старое накопившееся. Сегоня на очереди опять Московское метро, в порядке работы над новой версией моего сайта "Прогулки по метро" . Для следующей серии выбрал Филёвскую линию.

Филёвская линия - одна из самых необычных в Московском метро. Это единственная на сегодняшний день линия с развилкой. На линии есть и самые старые подземные станции Московского метро, открытые в 1935 году, и ультрасовременные, открытые в двухтысячные, и примитивные наземные, построенные в 50-е..60-е годы 20-го века, были в составе линии и "сороконожки", а сейчас здесь есть и подземные станции глубокого заложения. Эта линия неоднократно подвергалась "перекраиванию": сначала (с 1935) работала как ответвление первой - Кировско-Фрунзенской линии; потом (с 1938) - как участок Арбатско-Покровской линии, в начале 50-х линия вовсе не работала; затем (в 1958), наконец, стала отдельной линией, обзаведясь наземными станциями; в 2005 году на линии появилось ответвление в сторону пресловутого копмлекса "Москва-Сити", а в 2008 году у линии "отобрали" несколько старых станций, переподключив их к Арбатско-Покровской линии.

[ | ]
1. Начало Филёвской линии - станция Александровский сад, построенная в 1935 году. Нетипичная станция - колонная, мелкого заложения, с боковыми платформами, расположена в кривой. Переход на станцию Библиотека имени Ленина Сокольнической линии, на станцию Арбатская Арбатско-Покровской линии и, через них, на станцию Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии. Застать станцию без поездов оказалось нереализованным делом: поезд отправлялся с одного пути только после прибытия поезда на второй путь. Да и вообще, нормально пофотографировать этот узел не удалось из-за огромнейших толп народа на станциях и переходах, снующих там во все часы работы метро. Эх, была бы возможность попасть туда ночью...




[ | ]
4. Киевская. Тип станции - колонная мелкого заложения. Открыта в 1937 году в составе 2-й очереди Московского метро. Ещё один переход на Арбатско-Покровскую линию - на станцию Киевская, а также на Кольцевую линию - опять на Киевскую. Фотографировал там в самый час пик субботнего утра, поэтому поймать момент без людей в кадре не удалось, придётся туда наведаться ещё раз.


[ | ]
5. После Киевской Филёвская линия раздваивается. Сначала двинемся по старой ветке. Станция Студенческая. Открыта 7 ноября 1958 года в составе участка "Киевская" - "Кутузовская". Тип станции - наземная, с боковыми платформами, типовой проект.




[ | ]
8. Багратионовская. 13 октября 1961 года. Опять типовой проект, но уже другой - с одной островной платформой. Станция частично крытая - один ряд колонн по оси станции поддерживает эстакаду, станция находится под улицей Барклая. Другая часть станции накрыта временным навесом из-за ремонта в последние годы.


[ | ]
9. Филёвский парк. 13 октября 1961 года. Аналогичный типовой проект с островной платформой. Часть станции - крытая, расположена под Минской улицей. Другая часть станции накрыта временным навесом из-за ремонта в последние годы.



[ | ]
11. Кунцевская. Открыта 31.08.1965 как промежуточная станция на действующем участке "Пионерская" - "Молодёжная". Открыта после реконструкции 07.01.2008 как конечная станция Филёвской линии. Одна платформа станции - конечная для Филевской линии, вторая платформа передана в состав Арбатско-Покровской линии, вместе с новым вестибюлем на заднем плале фотографии.

Уже полтора года на Филевской линии метро идет реконструкция, при этом по ветке продолжают курсировать поезда с пассажирами. К неудобствам люди относятся терпеливо - в качестве альтернативы им предлагали сделать ремонт быстрее, но при этом закрыть линию совсем. Помогают смириться с ремонтом и виды обновленных станций, на которых работы уже закончили, пассажиры говорят, что по сравнению с прежними у них не осталось ничего общего. Корреспонденты "РГ" тоже покатались по ветке и увидели линию во всей красе - настоящей и будущей.

Реновация для метро

Филевскую голубую линию называют еще "хрущобой метрополитена". Она, как и печально известные пятиэтажки, строилась в 60-х годах самым дешевым и быстрым открытым способом. Поэтому за 60 лет конструкции порядком обветшали под дождями, ветрами и снегами - кое-где уже торчала из-под осыпавшегося бетона арматура. Реконструкция началась в октябре 2016 года. Сейчас всю дорогу по ветке пассажиров преследуют аудиообъявления: "Выход со станции "Багратионовская" из последних двух вагонов закрыт" или "Станцию "Кутузовская" поезд проследует без остановки". Объявления регулярно меняются по мере продвижения работ.

Береговые станции - это где две платформы и выход из дверей справа - делают в шахматном порядке: закрывают то одну платформу, то другую. Чтобы попасть на такую закрытую с одной стороны станцию, необходимо проехать вперед и затем вернуться на обратном поезде. На "островных" станциях, где поезда останавливаются около одной общей платформы, их закрывают частями. Например, на "Филевском парке" сейчас невозможно выйти из восточного вестибюля и двух последних вагонов, если ехать из центра, или двух первых - если в обратную сторону.

Поскольку работы еще идут на всех станциях, кроме "Студенческой", где ремонт уже закончили, путешествие по ветке порой превращается в не самый легкий квест. Если невнимательно слушать и читать объявления, то можно проскочить мимо своей станции несколько раз, как это получилось со мной. На "Филевском парке", куда мне надо было, не останавливаются поезда "из центра", а на следующей "Пионерской" невозможно выйти из двух последних вагонов, где я как раз ехала. Удалось "развернуться" только на "Кунцевской".

Мы-то уже привыкли, - поделился с "РГ" пассажир Алексей Мишутин, работающий на "Горбушке" недалеко от "Филевского парка". - А вот те, кто едет в первый раз, путаются часто".

Разобрать и собрать заново

И на береговых, и на островных платформах объем работ примерно одинаковый. Платформы обследуют и иногда сносят под основание, после чего выстраивают заново. Идет глубокая реконструкция фундаментов, стен, колонн, платформ и вестибюлей, инженерных систем. Кроме того, ремонтируют пути - недавно на выходные закрывали движение по всей линии. Первой реконструкцию пережила станция "Студенческая". В ее интерьерах сейчас с трудом можно узнать то, что здесь было еще полтора года назад: на полу гранит вместо страшного асфальта, на краях платформы тактильная плитка, навес с подогревом, на стенах и полу новая навигация, вместо глухих стен - витражи и окна.

На линии обновят и поезда, и станции, и вестибюли. Тут будут самые современные составы "Москва", адаптированные для работы под открытым небом

После завершения работ такими будут все станции, обещают в метро. "Сегодня реконструкция полностью завершена на станции "Студенческая" наземного участка Филевской линии, - говорит замначальника столичного метрополитена Дмитрий Дощатов. - Остальные готовы в среднем более чем на 50 процентов: это "Кунцевская", "Пионерская", "Филевский парк", "Багратионовская" и "Кутузовская". Летом будет полностью завершена реконструкция станции "Фили". Здесь уже выполнена основная часть работ, станция открыта для пассажиров".

Под стать новым станциям придут и поезда. Как рассказывал заммэра по транспорту Максим Ликсутов, на Филевской линии будут работать составы "Москва" со специальной компоновкой. Поскольку линия открытая, на поезда нанесут особый состав, предохраняющий покрытие от выгорания на солнце и защищающий от снега и дождя. Кабины и салон утеплят, а пол сделают с подогревом. Двери будут открываться с помощью кнопки, как в "Ласточках" МЦК, чтобы экономить тепло. А в первых и последних вагонах, по просьбам пассажиров, сиденья впервые в московском метро поставят лицом друг к другу по схеме два плюс один - чтобы можно было любоваться видами, открывающимися за окнами.

"РГ"/ Антон Переплетчиков/ Светлана Батова

Филёвская линия - четвёртая линия Московского метрополитена по номеру на схемах - радиальная линия, соединяющая центр Москвы с западными районами и Московским международным деловым центром. В основном наземная линия включает в себя участки мелкого заложения, короткий участок глубокого заложения и метромост через Москва-реку. Линия работает по двум маршрутам с вилочным разветвлением, обозначается на картах голубым цветом. На настоящий момент это единственная линия в Московском метро, имеющая постоянное маршрутное движение.

Участок Филёвской линии от ст. «Александровский сад» до ст. «Смоленская» - Арбатский или Староарбатский радиус - является одним из трёх старейших радиусов I очереди строительства.

Проект I очереди строительства метрополитена был завершён в мае 1932 г. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл и Арбатский радиус. Первоначально предполагалась проходка радиуса парижским способом непосредственно под ул. Арбат без вскрытия поверхности, для чего в августе-ноябре 1933 г. были заложены шахты. Однако, проходка закрытым способом под улицей затрагивала бы многочисленные коммуникации и не давала возможности сдать радиус в эксплуатацию одновременно с двумя другими. В результате, в конце ноября 1933 г. было принято решение о перетрассировки участка со смещением трассы от линии улицы во дворы и сменой способа проходки на траншейный. 3 января 1934 г. уже начались земляные работы на новой трассе.

Александровский сад
Арбатская
Смоленская
Киевская
Студенческая
Кутузовская
Фили
Багратионовская
Филёвский парк
Пионерская
Кунцевская

Проектом трассировки радиуса конца 1934 г. на нём предполагалось строительство четырёх станций: «Библиотека Ленина», «Арбатская площадь», «Вахтангова улица» и «Смоленская площадь» (ранее - «Смоленский рынок»). При этом в рамках I очереди предполагалось строительство двух станций с островными платформами: «Арбатская площадь» и «Смоленская площадь», две другие станции: «Библиотека Ленина» и «Вахтангова улица» (между ул. Вахтангова, сейчас - Большим Николопесковским, и Малым Николопесковским переулками) предполагались на перспективу и должны были иметь береговые платформы. В последний момент ст. «Библиотека Ленина» была включена в пусковой участок под названием «Улица Коминтерна» (проект станции был утверждён только в мае 1934 г.), а ст. «Вахтангова улица» осталась в числе нереализованных заделов.

15 мая 1935 г. в 6:45 станции радиуса были открыты для входа вместе со всеми станциями I очереди. С 7:00 началось графиковое движение. Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов, состоявших из двух двухвагонных секций (моторный и прицепной вагоны типа А). Оборот по ст. «Смоленская» выполнялся по съезду перед станцией.

20 марта 1937 г. Арбатский радиус был продлён от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открытый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках.

24 октября 1937 г. начались работы по присоединению к действующему участку пускового Покровского радиуса. 28 октября основной объём работ по укладке двух стрелочных переводов и единственного в метро глухого пересечения был закончен. Построенный ещё к пуску I очереди задел в тоннеле мелкого заложения под Манежной площадью был соединён с тоннелями глубокого заложения, выводящими на ст. «Площадь Революции». Вечером 3 ноября с Арбатского на Покровский радиус был торжественно пропущен пробный поезд, сделавший рейс до ст. «Курский вокзал» и обратно.

13 марта 1938 г. с утреннего открытия метро изменилась схема движения: поезда от ст. «Сокольники» следовали только до ст. «Парк Культуры имени Горького». Поезда от ст. «Киевская» после ст. «Улица Коминтерна» следовали на новый радиус, открылись две станции: «Площадь Революции» и «Курская». Таким образом, в метро появились две самостоятельные линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская .

Во время вражеских авианалётов на Москву в 1941 г. именно Арбатский радиус получил наибольшие повреждения среди объектов метрополитена. Так в результате ночной бомбардировки 23 июля прямым попаданием авиабомбы было пробито перекрытие тоннеля на перегоне «Арбатская» - «Смоленская». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков ранено. Также прямым попаданием другой авиабомбы была повреждена эстакадная часть Смоленского метромоста. Восстановительные работы продолжались двое суток. Ранее, днём 23 июля, фугасная бомба была сброшена на площадь перед входом на ст. «Арбатская». В вестибюле станции началась паника, в результате чего на лестнице насмерть было задавлено 46 человек.

24 декабря 1946 г. в метро произошло первое переименование: ст. «Улица Коминтерна» сменила название на «Калининскую».

В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская», а станции Староарбатского радиуса были закрыты. В дальнейшем пути радиуса использовались для хранения вагонов типа В, а станции - в качестве складских помещений.

В 1955 г. Метрогипротранс разработал проектное задание на сооружение новой линии: было принято решение восстановить эксплуатацию Староарбатского радиуса с продлением его в виде наземной линии и созданием отдельного радиуса от ст. «Калининская» до ст. «Фили». Было запланировано строительство трёх наземных станций: «Резервный проезд», «Кутузовская» и «Фили». Согласно разработке Метрогипротранса в дальнейшем линию предполагалось продлить до города Кунцево. Рассматривается также строительство станции на Смоленском метромосту. В феврале 1956 г. Моссовет утвердил проект линии. В мае 1956 г. начинается модернизация вагонов типа В-2 для работы на открытых участках. Переоборудование производилось на ЗРЭПСе, а испытание вагонов - на закрытом радиусе. После переоборудования вагоны зачислялись в парк ТЧ-3 «Измайлово».

3 ноября 1958 г. по пусковому участку прошёл пробный поезд, и 7 ноября 1958 г. новая Арбатско-Филёвская линия была введена в строй. Были пущены первые в СССР две наземные станции открытого типа: «Студенческая» (проектное название до сентября 1958 г. - «Резервный проезд») и «Кутузовская». Движение поездов было организовано от ст. «Калининская» до ст. «Кутузовская». Использовались четырёхвагонные составы из вагонов типа В-2 ТЧ-3 «Измайлово», всего было сформировано 9 составов. Помимо двух новых станций заработал и новый вестибюль ст. «Смоленская» в доме архитектора Жолтовского.

Ровно через год, 7 ноября 1959 г., линия была продлена от ст. «Кутузовская» до следующей ст. «Фили» (пробный поезд прошёл по участку 2 ноября). Сразу после ноябрьских праздников 1959 г. СМУ-5 Метростроя начало строительство продления наземной линии дальше в сторону Кунцева. Проектные названия станций на участке: «Орджоникидзе», «Пятое кольцо» и «Мазилово».

Март 1961 г.: строительство ст. «Мазилово».
Фото: А. Заенцов.

1 мая 1961 г. на линию вышел первый состав из вагонов типа Д ТЧ-3 «Измайлово». 13 октября 1961 г. были открыты три однотипные наземные станции: «Багратионовская», «Филёвский парк культуры и отдыха» и «Пионерская». Новые названия станциям взамен проектных были присвоены решением исполкома Моссовета 6 июня 1961 г. Через три года название станции «Филёвский парк культуры и отдыха» (на табличках станция обозначалась как «Филёвский парк К. и О.») будет сокращено до привычного «Филёвский парк».

С 1 января 1962 г. на линии появляется собственное электродепо - ТЧ «Фили», однако первоначально его существование было исключительно юридическим: поезда продолжали обслуживаться и отстаиваться в ТЧ «Измайлово». Лишь в 1963 г. депо было введено в строй.

В 1964–65 гг. велось продление радиуса от ст. «Пионерская» до подземной станции «Кунцево», сначала без промежуточных станций, но в конце 1964 г. в проект была добавлена промежуточная наземная ст. «Рублёвское шоссе». Современные названия - «Молодёжная» и «Кунцевская» - станции получили незадолго до ввода в строй. 1 июля 1965 г. от ст. «Пионерская» до ст. «Молодёжная» прошёл пробный поезд, а 5 июля участок «Пионерская» - «Молодёжная» вступил в строй. Промежуточная ст. «Кунцевская» открылась для пассажиров 31 августа 1965 г.

В 1970 г. название линии было сокращено до Филёвской. Более 20 лет схема движения оставалась неизменной, и только 31 декабря 1989 г. линия была продлена от ст. «Молодёжная» до следующей ст. «Крылатское». Оборот на ст. «Крылатское» выполнялся по перекрёстному съезду перед станцией, поезда поочерёдно прибывали и отправлялись с обеих платформ. Таким образом, ни с одного конца линии на ней не было оборотных тупиков.

В ноябре 1990 г. в рамках масштабного единовременного переименования ст. «Калининская» была переименована в «Александровский сад» (при этом вариант «Воздвиженка» был отклонён в последний момент).

В 1992 г. на линии была прекращена работа вагонов типа Д, с этого времени эксплуатировались только вагоны типа Е и Еж. Продолжали работать шестивагонные составы, на которые линия была переведена в 1974 г.

В июле 1998 г. началось строительство центрального ядра Московского международного делового центра «Москва-Сити». При проектировании ядра сразу закладывалась возможность возведения четырёх станций метро на нижнем уровне комплекса. Однако подводка линий, в частности Солнцевско-Мытищинской хорды и Калининско-Строгинской линии, при практически полном отсутствии финансирования заняла бы многие годы, и для скорейшей связи ММДЦ было принято решение о строительстве так называемой линии мини-метро. Вариант со строительством отдельной линии требовал новой четвёртой станции и без того перегруженного Киевского узла, и для уменьшения издержек был утверждён проект ответвления линии мини-метро от перегона «Студенческая» - «Киевская» Филёвской линии.

Строительство силами двух подрядчиков, возводивших собственно ММДЦ - ЗАО «Объединение „Ингеоком“» и ОАО «Мосинжстрой» - началось в 2001 г. Над тоннелями перегона «Студенческая» - «Киевская» был возведён бетонный «саркофаг» камеры съездов, а тоннели перегона между ядром ММДЦ и камерой съездов были пройдены глубоким заложением механизированным способом.

В августе 2005 г. на линии началась опытная эксплуатация четырёхвагонного состава «Русич». 10 сентября 2005 г. была открыта ст. «Деловой центр», поезда от ст. «Александровский сад» пошли по двум маршрутам: «Александровский сад» - «Киевская» - «Крылатское» и «Александровский сад» - «Киевская» - «Деловой центр». В третий раз в Московском метро было организовано маршрутное движение. Всего на линии в час-пик частота движения составила 32 пары в час. При этом, 28 пар следовало по основному маршруту, и лишь 4 пары - до «Делового центра», то есть интервал на ответвлении составлял 15 минут. Оборот осуществлялся по перекрёстному съезду за станцией в пределах ядра ММДЦ, при этом поезда выходили на платформу не открытой ещё ст. «Международная». На линии имелся зонный оборот в час-пик по ст. «Молодёжная». На ст. «Александровский сад» поезда до «Делового центра» отправлялись с I пути, а до «Крылатского» («Молодёжной») как с I, так и со II пути.

30 августа 2006 г. участок ответвления был продлён до ст. «Международная» (проектное название - «Москва-Сити»). Проектируемая как станция мини-метро ст. «Международная» имела уменьшенный габарит: станционные тоннели диаметром 7,5 м, при этом для возможности эксплуатации в составе Филёвской линии платформы при строительстве были удлиннены, и часть станции оказалась в кривой - «Международная» стала единственной станцией глубокого заложения в кривой. Расстояние между двумя станциями составило всего 506 м. Оборот продожал осуществляться по тому же перекрёстному съезду, таким образом, все три конечных линии имели оборот по съёзду перед станциями.

Одновременно со строительством мини-метро на параллельной Арбатско-Покровской линии возобновлялось строительство продления от ст. «Парк Победы» до «Строгина». При этом было запланировано включение участка «Кунцевская» - «Крылатское» в состав АПЛ, при котором Филёвская линия обрезалась по ст. «Пионерская». Это решение сильно ухудшало связность сети. В результате общественных протестов 8 июня 2004 г. правительство Москвы было вынуждено согласиться оставить перегон «Пионерская» - «Кунцевская», и 15 ноября 2004 г. был утверждён новый вариант трассировки с созданием пересадочного узла между Филёвской и Арбатско-Покровской линиями вкупе со строительством второй платформы ст. «Кунцевская».

В 2005 г. рассматривался вариант продления Филёвской линии от ст. «Международная» дальше: к проектируемому Олимпийскому центру на Шелепихинской набережной, ст. «Полежаевская», Ходынскому полю до ст. «Динамо» и «Савёловская». Однако обеспечить необходимую парность на такой линии было невозможно, и от этой идеи отказались, а продление линии стало в будущем отдельным участком Третьего пересадочного контура . Также на перегоне от камеры съездов до «Делового центра» была запроектирована ст. «Дорогомиловская», строительство которой сначала было отложено на перспективу, а потом исчезло из планов.

2 января 2008 г. для переустройства путей и системы СЦБ были закрыты станции «Кунцевская», «Молодёжная» и «Крылатское», движение на главном ходу Филёвской линии осуществлялось до ст. «Пионерская». С этого момента ст. «Молодёжная» и «Крылатское» становятся частью Арбатско-Покровской линии. 7 января 2008 г. весь участок АПЛ от «Парка Победы» до «Строгина» был открыт. На ст. «Кунцевская» была открыта новая платформа с выходом в новый наземный вестибюль, принимающая поезда в сторону «Парка Победы». Старая платформа начала принимать поезда со ст. «Пионерская» на один путь (с оборотом по станции) и поезда со ст. «Парк Победы» на второй путь. Отныне движение на Филёвской линии осуществлялось на участках «Александровский сад» - «Киевская» - «Кунцевская» и «Александровский сад» - «Киевская» - «Международная».

3 июня 2008 г. ст. «Деловой центр» получила новое название - «Выставочная». С открытием 31 января 2014 г. первого челночного участка Солнцевского радиуса ст. «Выставочная» стала пересадочной на ст. «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии.

Последнее обновление в мае 2016 г.


Top