Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе. Рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе

Ильина Елена Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №125»

Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Любознательность, любопытство - это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности - нет школы. Мышление начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность - это и значит поставить цель умственного труда.

Первостепенная задача в подготовке ребенка к школе - побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. А для этого не обязательно решать какие-либо специальные задачи-головоломки. От нас требуется умение вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему, как это и делала мать в описанном примере. В данном случае наблюдения помогли ребенку делать "открытия", сравнивать, сделать выводы на основе увиденного. Длительные, многоразовые наблюдения особенно ценны, так как позволяют ребенку увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путем сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления.

Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.

Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога школы, непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут его "помощниками" в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умении чередовать труд, учебу, игру, отдых.

Я, много лет работая учителем начальных классов, заметила какие трудности испытывают большинство детей при поступлении в 1 класс. На основании этих наблюдений мною были разработаны следующие рекомендации и советы для родителей.

  1. Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  3. Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Полезные советы для родителей:

  1. Не переполняйте новой информацией

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал» , стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

2. Рассказывайте позитивные истории из своей школьной жизни

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

3. Не делайте акцент на оценках

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить» . Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным) , а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

4. Не пугайте школой

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство» , не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

5. Покупайте школьные принадлежности вместе с ребенком

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф - дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

6. Играйте в школу

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками» ) .

7. Начинайте жить по новому распорядку дня

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки) , проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

8. Подружите малыша с часами

Необходимый для школы навык - ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время) . Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

9. Больше командных игр

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, - это спокойное отношение к проигрышу.

10. Тренируйте внимательность и память

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, наглядность, образность, действенность мышления. О н более осмысленно воспринимает задачу, если конкретно представляет или видит то, о чем говорится в ней, если собственными действиями подкрепляет ход ее решения. Важно учитывать, что у ребенка дошкольного возраста способность к абстрагированию еще недостаточно сформирована, поэтому совершать умственные действия с отвлеченными числами ему сложно.

Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с» . Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови» . Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание.

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

  1. Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  3. Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

  1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» , «Ты умный мальчик» и т.д.) .
  2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился» , «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу» ) . Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот» , «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно» ) .
  3. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  4. Выражение уверенности в том, что у него все получится («Зайчик выйдет красивым; «Он не будет больше толкать девочек» ) .

Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание) .

  1. Оптимизация родительско – детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
  2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
  3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
  4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и родители. «Мы скоро идём в школу!» - с гордостью говорят мамы и папы, бабушки и дедушки. «Я уже иду в первый класс!» - восторженно сообщает всем подряд, близким и посторонним, ваш ребёнок.

Наконец наступает день «икс» - первое сентября. Ваш малыш счастливо и гордо вышагивает впереди вас, таща на плечах свой самый первый ранец, до отказа набитый самыми первыми в его жизни школьными принадлежностями. Звучит первый звонок. и вот первоклашки усаживаются за парты… наверное, именно в этом момент они начинают понимать, как это серьёзно - школа.

Как это трепетно - дети и школа.

Однажды, в один далеко не прекрасный день, наш школьник со слезами на глазах сообщает» «Я больше не пойду в школу!» . Вы в растерянности, ребёнок рыдает и наотрез отказывается собираться в школу. В чём причина?

Объяснений тому может быть великое множество – от страха остаться одному, без поддержки родителей, до конфликтных отношений с одноклассниками и учителями. Но самая распространенная причина нежелания детей идти в школу заключается в том, что они попав в непривычную обстановку, не могут в ней адаптироваться, найти своё место в новом коллективе.

Отсюда частым последствием становится их страх перед посещением школы, дети упрямо отказываются туда идти. Здесь. в первую очередь, необходимо выяснить реальную причину отказа. Но, как бы то ни было, ни в коем случае нельзя позволять ребёнку остаться дома. Даже если причины, по которым он не хочет посещать школу, вполне реальны и объективны. Его боязнь только упрочится, а к ней может добавиться ещё и отставание по программе, что крайне нежелательно.

Вы должны быть тверды и настойчивы в своём стремлении вернуть вашего ребёнка в учебный класс школы. У ребёнка, особенно маленького, нет ещё мотивации, которая оправдывала бы посещение школы. Дети идут в школу, повинуясь родителям. Поэтому, в случае нежелания идти в школу, именно родители должны объяснить необходимость её посещения.

Ребёнку дошкольного возраста достаточно объяснить, что там он сможет узнать много нового и интересного. Детям постарше можно объяснить, что без образования для них будет закрыта дорога в будущее, или сослаться на закон, согласно которому все дети обязаны получить хотя бы базовое образование.

Безусловно, родители должны время от времени наведываться в школу, в которой учится их чадо. В силах родителей внушить ребёнку симпатию к учителю. Вы вполне можете сказать ему, что вам лично очень симпатичен его наставник. Дети склонны отвечать взаимностью на добрые чувства. Если они будут уверены в расположении учителя, это поможет им преодолеть барьер, возникающий у них в общении с новым человеком.

Пока ваш ребёнок мал, не оставляйте его в школьном дворе, проводите его до класса, пусть его встретит учитель. Со временем негативная реакция на школу утихнет. Обязательно интересуйтесь у учителя, как он ведёт себя после вашего ухода. Если его слезы прекращаются сразу после того, как вы исчезаете из поля зрения, можете перестать беспокоиться – адаптация прошла успешно.

Но бывает и так, что в школу отказываются идти дети, которые на протяжении нескольких лет охотно её посещали. В таком случае неизбежен разговор по душам. Вам необходимо выяснить, что же беспокоит ребёнка. Здесь не помешает и беседа с учителем. Внимательный педагог обязательно заметит неладное и поделится с вами своими соображениями о причине нежелания вашего чада ходить в школу. Здесь может быть всё что угодно – и неуспеваемость по предметам, и конфликт между учениками, и первая любовь. Вариантов бесчисленное множество. Немаловажное значение имеет и домашняя обстановка. Семейные неурядицы, развод родителей, смерть кого-то из близких – всё это отражается на способностях и желании ребёнка учиться. Обязательно скажите ему всю правду – ложь может только усугубить положение.

Объясните, что дела семейные – это одно, а учёба – совсем другое, что вы обязательно справитесь с трудностями, и самое лучшее, что он может сделать в трудную для семьи минуту – это избавить вас от беспокойства по поводу его успеваемости.

Однако родителям стоит знать: то, насколько хорошо и с каким удовольствием учится ваш ребёнок, зависит не только от него интеллекта. Отношение родителей к его учителю в значительной степени обуславливают школьные успехи ребёнка. Ведь именно у этого человека ему предстоит многому научиться, от него будет зависеть настроение ребёнка в школе, его желание учиться.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе пренебрежительных отзывов о наставнике вашего ребёнка. Старайтесь наладить теплые отношения с педагогами, добивайтесь взаимопонимания с ними. В конце концов, они хотят того же, что и вы – чтобы ваш ребёнок стал хорошо образованным человеком. Проявляйте понимание по отношению к учителям вашего ребёнка. вы же знаете, насколько трудно проявлять справедливость и добиваться дисциплины, имея дело даже с двумя детьми, а в классе их не двое, и даже не четверо, а гораздо больше.

Учителя – тоже люди. Они с большим пониманием будут воспринимать родительскую критику, если увидят, что к ним относятся с дружелюбием и без предубеждения. Старайтесь объективно относиться к рассказам своих детей – им свойственно очернять «несправедливого учителя» и обелять себя – «невинную жертву» . Стремитесь разобраться и найти истину. Как правило, она где-то посередине. Будьте дружелюбны, сговорчивы, старайтесь не высказывать претензий в агрессивной форме, лучше завуалируйте свои чувства, выражая требования в виде пожеланий и просьб. Чаще хвалите учителя, благодарите его за прекрасное преподавание. скажите, что ваш ребёнок в восторге от методов изложения материала – всё это польстит ему и настроит на доброжелательное отношение к вам и вашему ребёнку.

и в самом деле, ведь у таких приятных людей ребёнок не может быть разгильдяем, верно? При хорошем отношении учитель пойдёт вам навстречу.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

И еще несколько советов для родителей:

1 Не переполняйте новой информацией

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал» , стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить» . Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным) , а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство» , не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф - дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками» ) .

7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки) , проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

Необходимый для школы навык - ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время) . Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

9. БОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, - это спокойное отношение к проигрышу.

10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с» . Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови» . Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание.

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Подготовка ребёнка к школе - это очень напряжённый и ответственный момент в жизни каждого родителя. Многие спрашивают, что именно необходимо сделать и какие шаги предпринять для адаптации детей к новым условиям в качестве ученика. Если объединить все по подготовке детей к школе, то можно выделить три основных показателя.

Общее развитие

Первый показатель - это общее развитие ребёнка. К тому времени, как малыш сядет за парту, его общая подготовка должна иметь определённый уровень. Это касается в первую очередь интеллекта, памяти и внимания. Советы родителям по 5-6 лет главным образом направлены на выявление имеющихся знаний у ребёнка и каких-либо представлений об окружающем мире, а также на его способностей производить действия в уме и мыслить.

Произвольное управление

Второй показатель - это произвольное управление собой и своими мыслями. У дошкольников очень яркое восприятие, отличная память и легко переключаемое внимание, но управлять всем этим в полной мере они не умеют. Запомнить что-то во всех деталях и надолго ребёнок может, если его это сильно заинтересовало, но сосредоточиться на том, что не вызывает у него какого-либо интереса, очень трудно.

Крайне важно выработать и заострить внимание на этом умении перед поступлением в школу. Советы родителям, чётко указывают - он должен уметь делать не только то, что хочется, но и то, что надо, даже в тот момент, когда это совсем не интересно.

Мотивы

Третий показатель - это формирование мотивов у ребёнка, побуждающих его к обучению за партой. Здесь речь идёт не о естественном интересе, которым грешат все родители: общение со сверстниками, игры и прочее, а именно о глубокой мотивации, направляющей и являющейся причиной стремления к получению знаний в школе. Все эти три показателя крайне важны для начала успешного обучения ребёнка.

Факторы готовности к школе

Можно выделить несколько основных факторов, которые показывают степень готовности детей к школьному обучению:


В общей совокупности все эти факторы и показывают степень готовности ребёнка к учебному процессу.

Критерии подготовленности

Кроме факторов, влияющих на будущий учебный процесс, можно выделить некоторые критерии подготовленности ребёнка:


Многие как подготовить ребенка к школе, доказывают, что у детей уже в возрасте 6-7 лет начинают работать все органы познания. Именно в этот период формируется начальный объём знаний и навыков - развивается логическое мышление, воображение и память, что позволяет направлять внимание ребёнка в нужное русло: слушать, запоминать, анализировать и делать выводы.

Что должен уметь дошкольник?

Перед тем как сесть за парту, ребёнок должен овладеть некоторыми знаниями и умениями.


Окружающий мир

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе, приведенные ниже, очень многие игнорируют или просто забывают сконцентрироваться на них. Но ребёнок должен чётко понимать и знать свою фамилию, имя и отчество, а также имена родителей, название города, где он живёт, улицы, столицу своей Родины, дни недели, месяцы вместе с последовательностью и принадлежностью к временам года, виды флоры и фауны (хищники, травоядные, деревья, кусты), а также название планеты, где мы живём, и её спутника.

Не все советы родителям, как подготовить ребенка к школе, подходят для специализированных заведений, но качество ответов на вышеперечисленные вопросы об окружающем мире оценивается примерно одинаково. Критериями правильного ответа на вопросы считаются: папа работает доктором, маму зовут Смирнова Светлана Алексеевна, вместо: папа работает на работе и маму зовут Света. Согласно ответам на такие простые вопросы, можно определить уровень подготовленности дошкольника.

Для того чтобы ребёнок был подготовлен к учебному процессу и с радостью пошёл в первый класс, стоит обратить внимание на следующие рекомендации.

Не требуйте от ребёнка слишком многого. Нет смысла спрашивать обо всём и сразу. Помните, что ваши усилия в подготовке должны соответствовать общему уровню развития дошкольника, поэтому нет смысла обучать его каким-то дополнительным навыкам из старших классов.

Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежность никогда не формируются сразу - на это нужно время и усилия. Очень часто ребёнок нуждается в простой поддержке со стороны взрослого человека.

Ошибки и режим дня

Дети всегда имеют право на ошибку - это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребёнок не боялся ошибиться. Многие родители ругают детей за это, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребёнок допустил промах, на него просто нужно указать и предложить исправить. Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.

Обратите внимание и при необходимости сбалансируйте питание ребёнка, режим дня, время отдыха и занятий. Подстройтесь под будущий ритм школы и постарайтесь его придерживаться.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни. Рекомендации для родителей: 1. Помните, что кризисы - это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни. 2. Знайте, что причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. 3. Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять. 4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. 5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало. 6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает! Стратегия позитивного оценивания ребенка: 1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик» и т.д.). 2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»). Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»). 3. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения. 4. Выражение уверенности в том, что у него все получится («Зайчик выйдет красивым; «Он не будет больше толкать девочек»). Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание). Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста: 1. Оптимизация родительско - детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых. 2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. 3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе. 4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и родители. «Мы скоро идём в школу!» - с гордостью говорят мамы и папы, бабушки и дедушки. «Я уже иду в первый класс!» - восторженно сообщает всем подряд, близким и посторонним, ваш ребёнок. Наконец наступает день «икс» - первое сентября. Ваш малыш счастливо и гордо вышагивает впереди вас, таща на плечах свой самый первый ранец, до отказа набитый самыми первыми в его жизни школьными принадлежностями. Звучит первый звонок. и вот первоклашки усаживаются за парты… наверное, именно в этом момент они начинают понимать, как это серьёзно - школа. Как это трепетно - дети и школа. Однажды, в один далеко не прекрасный день, наш школьник со слезами на глазах сообщает» «Я больше не пойду в школу!». Вы в растерянности, ребёнок рыдает и наотрез отказывается собираться в школу. В чём причина? Объяснений тому может быть великое множество - от страха остаться одному, без поддержки родителей, до конфликтных отношений с одноклассниками и учителями. Но самая распространенная причина нежелания детей идти в школу заключается в том, что они попав в непривычную обстановку, не могут в ней адаптироваться, найти своё место в новом коллективе. Отсюда частым последствием становится их страх перед посещением школы, дети упрямо отказываются туда идти. Здесь. в первую очередь, необходимо выяснить реальную причину отказа. Но, как бы то ни было, ни в коем случае нельзя позволять ребёнку остаться дома. Даже если причины, по которым он не хочет посещать школу, вполне реальны и объективны. Его боязнь только упрочится, а к ней может добавиться ещё и отставание по программе, что крайне нежелательно. Вы должны быть тверды и настойчивы в своём стремлении вернуть вашего ребёнка в учебный класс школы. У ребёнка, особенно маленького, нет ещё мотивации, которая оправдывала бы посещение школы. Дети идут в школу, повинуясь родителям. Поэтому, в случае нежелания идти в школу, именно родители должны объяснить необходимость её посещения. Ребёнку дошкольного возраста достаточно объяснить, что там он сможет узнать много нового и интересного. Детям постарше можно объяснить, что без образования для них будет закрыта дорога в будущее, или сослаться на закон, согласно которому все дети обязаны получить хотя бы базовое образование. Безусловно, родители должны время от времени наведываться в школу, в которой учится их чадо. В силах родителей внушить ребёнку симпатию к учителю. Вы вполне можете сказать ему, что вам лично очень симпатичен его наставник. Дети склонны отвечать взаимностью на добрые чувства. Если они будут уверены в расположении учителя, это поможет им преодолеть барьер, возникающий у них в общении с новым человеком. Пока ваш ребёнок мал, не оставляйте его в школьном дворе, проводите его до класса, пусть его встретит учитель. Со временем негативная реакция на школу утихнет. Обязательно интересуйтесь у учителя, как он ведёт себя после вашего ухода. Если его слезы прекращаются сразу после того, как вы исчезаете из поля зрения, можете перестать беспокоиться - адаптация прошла успешно. Но бывает и так, что в школу отказываются идти дети, которые на протяжении нескольких лет охотно её посещали. В таком случае неизбежен разговор по душам. Вам необходимо выяснить, что же беспокоит ребёнка. Здесь не помешает и беседа с учителем. Внимательный педагог обязательно заметит неладное и поделится с вами своими соображениями о причине нежелания вашего чада ходить в школу. Здесь может быть всё что угодно - и неуспеваемость по предметам, и конфликт между учениками, ипервая любовь. Вариантов бесчисленное множество. Немаловажное значение имеет и домашняя обстановка. Семейные неурядицы, развод родителей, смерть кого-то из близких - всё это отражается на способностях и желании ребёнка учиться. Обязательно скажите ему всю правду - ложь может только усугубить положение. Объясните, что дела семейные - это одно, а учёба - совсем другое, что вы обязательно справитесь с трудностями, и самое лучшее, что он может сделать в трудную для семьи минуту - это избавить вас от беспокойства по поводу его успеваемости. Однако родителям стоит знать: то, насколько хорошо и с каким удовольствием учится ваш ребёнок, зависит не только от него интеллекта. Отношение родителей к его учителю в значительной степени обуславливают школьные успехи ребёнка. Ведь именно у этого человека ему предстоит многому научиться, от него будет зависеть настроение ребёнка в школе, его желание учиться. Никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе пренебрежительных отзывов о наставнике вашего ребёнка. Старайтесь наладить теплые отношения с педагогами, добивайтесь взаимопонимания с ними. В конце концов, они хотят того же, что и вы - чтобы ваш ребёнок стал хорошо образованным человеком. Проявляйте понимание по отношению к учителям вашего ребёнка. вы же знаете, насколько трудно проявлять справедливость и добиваться дисциплины, имея дело даже с двумя детьми, а в классе их не двое, и даже не четверо, а гораздо больше. Ребёнку будет легче воспринимать критику из уст учителя, если он будет знать, что вы уважаете его и позитивно к нему относитесь. Дети всегда с большим вниманием относятся к критике от человека, который им нравится, и стараются изменить своё поведение. Учителя - тоже люди. Они с большим пониманием будут воспринимать родительскую критику, если увидят, что к ним относятся с дружелюбием и без предубеждения. Старайтесь объективно относиться к рассказам своих детей - им свойственно очернять «несправедливого учителя» и обелять себя - «невинную жертву». Стремитесь разобраться и найти истину. Как правило, она где-то посередине. Будьте дружелюбны, сговорчивы, старайтесь не высказывать претензий в агрессивной форме, лучше завуалируйте свои чувства, выражая требования в виде пожеланий и просьб. Чаще хвалите учителя, благодарите его за прекрасное преподавание. скажите, что ваш ребёнок в восторге от методов изложения материала - всё это польстит ему и настроит на доброжелательное отношение к вам и вашему ребёнку. и в самом деле, ведь у таких приятных людей ребёнок не может быть разгильдяем, верно? При хорошем отношении учитель пойдёт вам навстречу. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учиться лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных знаний. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. И еще несколько советов для родителей: 1. НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение». 2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни. 3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят. 4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров. 5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту. 6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»). 7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать. Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день. 8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось. 9. ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу. 10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось. Успехов вам и - больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Чаще всего родители задаются вопросом: «Как подготовить ребенка к школе?», когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени. Многие доверяют дошкольную адаптацию своего ребенка непосредственно самой школе, записывая отпрыска на подготовительные курсы. Другие родители, наоборот, предпочитают подготовить чадо самостоятельно – тогда заботливая мама, обкладывается учебниками, начинает грызть гранит науки, иногда, попутно вызывая у ребенка стойкое недовольство «учёбой», «занятиями», «школой». Как лучше поступить родителям завтрашних первоклассников? Какие ошибки чаще всего совершаются при подготовке детей к школе. Как действовать наверняка, развивая нужные для учёбы качества? Как не перестараться и психологически верно подготовить отпрыска? И, наконец, каким минимумом знаний должен обладать ребенок, перешагивая порог первого класса.

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе, как собственно, любому массовому учреждению заключается в перебарывании детским организмом основных видов стрессов:

  • иммунологического
  • социально-психологического
  • учебного

Как правило, первые два вида стрессов более-менее успешно решаются всеми детьми во время посещения детского сада. Требуется определенное время, чтобы несовершенная иммунная система ребенка адаптировалась к новым условиям, людям, антигенам. Для детей, не посещающих детский сад при отсутствии специального стимулирования иммунитета, начало первого класса с большой долей вероятности обернется частыми простудными заболевания. Чтобы качество получаемых знаний не страдало – постарайтесь подготовить иммунитет ребенка заранее.

Как подготовить ребенка к школе, чтобы ему было проще справиться с социально-психологическим стрессом? Детские психологи рекомендуют обучение чада следующим навыками:

  • Знание основ этикета.
  • Умение общаться со сверстниками, договариваться с ними, играть общими игрушками, обмениваться личными вещами, адекватно реагировать на их желания, отличные от собственных.
  • Выстраивание отношений с «чужим» взрослым, выполнение его требований.
  • Умение адекватно проявлять свои эмоции.
  • Мотивация к учебе, как способу познания нового, интересного.
  • Верная самооценка. Один из сложнейших пунктов социокультурного восприятия ребенком самого себя. Важно ознакомить отпрыска с понятиями «успехи», «достижения», «неудачи». Объяснить ему, что все это лишь нормальные составляющие учебного процесса, как, собственно, самой жизни. Родители должны адекватно оценивать поступки ребенка – хвалить, когда есть за что, расстраиваться из-за глупой шалости, но вместе с отпрыском искать выход, исправлять ситуацию. Важно оценивать именно поступки, а не самого ребенка! Плохо, что отпрыск разбил вазу, потому что заигрался, потерял бдительность, но нельзя говорить, что ребенок плохой или «вечно все портит».

Обычно социально-психологические умения начинают зарождаться у детей на стадии детсадовской подготовки, а завершаются (на уровне поступления в школу, конечно) чаще всего около 5-6 лет. Если ребенок не посещает детский сад, то родителям следует уделить этому пункту особое внимание, правильно социокультурно подготовить ребенка, насытив общением с другими детьми на детских площадках, в развивающих центрах, специализированных курсах или спортивных секциях. Обязательным является минимум участия родителей при разгорающемся детском конфликте. Можно потом обсудить с ребенком все подробности произошедшего, однако во время детских споров нужно предоставить чаду возможность разобраться с ситуацией самостоятельно.

Если родители успешно решат поставленные задачи, смогут правильно подготовить ребенка со стороны физического и психологического здоровья во время первого года обучения ему останется решить только собственно учебный стресс. Для любого ребенка непросто усидеть на месте 45 минут, делать все по команде, успевать смотреть, слушать, записывать, выполнять задания учителя.

Подготовительные курсы в школу – необходимость или формальность?

Целесообразность посещения ребенком подготовительных курсов в школу решается каждой семьей индивидуально. С психологической точки зрения посещение ребенком подготовительных курсов будет ему полезно для знакомства с:

  • учителем, который станет важным взрослым на период начальной школы;
  • зданием школы, научит ориентироваться в нем;
  • школьными правилами – тянуть руку, не выкрикивать с места, отвечать, когда попросит учитель, спокойно отдыхать во время перемен, выполнять домашние задания.

Ребенку проще проникнуться школьной атмосферой, когда он не резко сменил детсадовскую группу на новых детей в классе или вовсе не оказался впервые в столь огромном детском коллективе – пусть адаптация происходит постепенно, еженедельно 2-3 раза по 1-1,5 часа.

Детям, которые не посещали детский сад, подготовительные курсы в школу помогут преодолеть иммунологический и социально-психологический стрессы при минимуме образовательных потерь. Материал периодических недолгих занятий проще «догнать» самостоятельно, нежели насыщенную программу первого класса.

Как подготовить ребенка к школе – необходимые умения первоклассника

Как подготовить ребенка к школе, если многие хорошие школы при наборе первоклассников проводят специальные тестирования, чтобы определить уровень знаний, умений, развития детей? Важно понимать, что хороший результат подобных тестов зависит не только от умения ребенка относительно грамотно говорить, читать по слогам или считать. Успех освоения ребенком школьного материала определяют развитие мышления, памяти, логики, способность концентрировать внимание на узкой конкретной задаче.

Большинство детей успешно осваивают необходимый набор мыслительно-речевых умений при совмещении подготовительных курсов и домашней помощи родителей. При поступлении детей в школу приветствуются следующие навыки:

  • знание своего полного имени, а также ФИО членов семьи;
  • знание своего адреса проживания;
  • умение пользоваться часами со стрелками и электронным циферблатом;
  • свободное владение названиями дней недели, месяцев, времен года;
  • умение ребенком составить грамотный рассказ о самом себе, например, как прошел его сегодняшний день: встал, когда зазвенел будильник, его стрелки показывали столько-то, на завтрак ел кашу, пил чай, затем гулял с мамой и т.д.;
  • способность ребенка запомнить не менее 5 слов из 10, не спеша, произнесенных взрослым друг за другом;
  • употребление в речи предлогов;
  • умение различать цвета и оттенки;
  • правильное название геометрических фигур;
  • различие понятий «звук» и «буква», правильное произношение звуков;
  • умение прочитать несколько предложений;
  • счёт до 20 и обратно;
  • умение сконцентрироваться на однотипной деятельности около получаса;
  • способность перерисовывать простые рисунки;
  • проведение логических операций (исключение лишнего, обобщение по общему признаку).

Программа подготовки ребенка к школе – как родителям помочь?

Роль родителей велика на любом этапе жизни их отпрыска. Как подготовить ребенка к школе тем родителям, которые понимают важность их помощи чаду, но не имеют специального образования? Сегодня существует множество программ, направляющих усердия родителей по правильному пути так, чтобы подготовить ребенка увлекательно, эффективно, обучить необходимым навыкам, создать предпосылки учебной мотивации.

Какое бы конкретное пособие вы ни выбрали, родительская программа подготовки ребенка к школе должна включать следующие мыслительно-речевые направления:

  • развитие грамотной речи
  • тренировка внимания
  • развитие воображения
  • подготовка для чтения, письма, счёта
  • тренировка памяти
  • мотивация к учебе

Чтобы подготовить речь ребенка для школы нужно:

  • Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ.
  • Просить ребенка составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе/маме как прошла прогулка с бабушкой/другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений.
  • Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках.
  • Внутри семьи старайтесь говорить медленно, грамотно, четко проговаривая слова.

Развитию памяти и внимания способствуют:

  • Пересказ знакомого рассказа или сказки.
  • Заучивание стихотворений.
  • Восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг, песен, иностранной речи (особенно, если ребенок билингвальный).
  • Повторение некоторой последовательности действий, показанной взрослым (а, может, другим ребенком), например, медленная последовательность движений какого-то танца.
  • Поиск отличий в похожих картинках.

Чтобы подготовить воображение ребенка для школьного обучения предлагаем следующее:

  • Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликации.
  • Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек или специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.
  • Решение задач пособий, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка.

Для развития логики, мышления, проведения логических операций можно предложить:

  • Решать головоломки. Можно подобрать специальные игры типа «Пятнашек» или «Кубик-рубика» или детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды.
  • Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов при помощи специальных пособий или воссозданных взрослым игровых ситуаций.
  • Подвижные игры: «Съедобное-несъедобное», «Казаки-разбойники», различные квесты.

Чтобы подготовить ребенка для чтения, письма и счета нужно:

  • Практиковать совместное взросло-детское чтение.
  • Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков.
  • Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.
  • Побуждать ребенка сосчитать или прочитать что-то.

Для мотивации ребенка к учебе важно, чтобы получение новых знаний было для него обычным, интересным, увлекательным делом. Поэтому:

  • Обязательно отвечайте на вопросы ребенка, нельзя «отмахиваться» от него. Честно скажите, если не знаете ответ на его вопрос. Предложите вместе попозже заглянуть в энциклопедию или интернет.
  • Полюбите подвижные, логические или просто забавные совместные игры.
  • При выезде за город, зарисовывайте пейзажи, деревья или животных.
  • Изучайте географию: мировые столицы, традиции, обычаи, кухню. Если вы много путешествуете – ребенку будет вдвойне интересно.
  • Привлекайте ребенка к будничным делам: приготовлению еды, составлению списка необходимых покупок (можно только его личных), посещению супермаркетов.

Родители должны помочь ребенку правильно подготовить домашнее задание, которое задал учитель подготовительных курсов. Важно:

  • выбрать одно тоже время для выполнения заданий;
  • посвятить это время всецело отпрыску без смешения занятий с другими делами;
  • набраться терпения, чтобы снова и снова объяснять, рассказывать, придумывать.

Все эти моменты способны подготовить ребенка для созревания главного школьного качества – необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Поскольку предлагаемые ребенку ситуации изначально больше воспринимаются им как игра, вызывают живой интерес, то возникновение этой важной для обучения черты происходит безболезненно. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, увлеченности родителей в процесс. Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по тому, и подстраиваться под его интересы, а остальное – дело времени и терпения. Удачи!


Top