Обзор зеркальной камеры Nikon DF. Наглядный обзор Nikon Df в сравнении с Nikon D4

В этой статье 2075 слов.

Навигация по записям

Наконец мы добрались до среднеформатных камер. Добираться сюда непросто т.к. или ты попадаешь на территорию эксцентричных плёночников или уходишь в заоблачные выси цен.

В данном случае был выбран второй вариант, но и первый мы рассмотрим чуть позже. Сразу оговорюсь, что камера не моя, но я бы очень хотел такую иметь.
Цена такой камеры не то чтобы кусается, но способна проглотить вас живьём.

Mamiya DF+ с цифровым задником Leaf Credo 40

Что такое среднеформатная камера

Фотокамеры делятся по размеру светочувствительного элемента (плёнка или цифровой сенсор).

малый формат - 24×36мм (плёнка типа 135, цифровой сенсор 24×36мм и варианты сенсоров с кроп-фактором от 35мм),
средний формат - 6 х 4.5см, 6 х 6см, 6 х 7см, 6 х 9см и т.д. (плёнка типа 120 и 220, соответствующие размеры сенсоров и их варианты с кропом),
большой формат - 9 х 12см, 4 х 5 дюйма, 13×18 см, 8×10 дюйма и т.д. (листовая плёнка, сканирующие цифровые задники).

Что вы получаете при смене камеры с 35мм на среднеформатную

Самое главное, что вы получаете - это высокую детализацию изображения и высокую точность цветопередачи . Первое - благодаря бОльшему размеру сенсора, крупному пикселю и высококлассной оптике.

Качество современных объективов Schneider Kreuznach просто потрясающее! Да и стоило ли сомневаться...Фирма не менее древняя и именитая (славящаяся качеством своей продукции), нежели Carl Zeiss .

А второе - благодаря АЦП 16bit (на 35мм зеркалках пока 14бит) и типу сенсора CCD (на 35mm камерах давно CMOS).

Что вы теряете при смене камеры с 35мм на среднеформатную

1. Первое и самое ощутимое — деньги . Среднеформатные камеры стоят ощутимо дороже 35мм фотокамер. Среднеформатные камеры крупнее, все элементы этих камер тоже крупнее и, соответственно, дороже.

Есть, конечно, плёночные среднеформатные камеры старого образца. Например, или В них тоже есть свой смак, но современные среднеформатные камеры, во-первых, комплектуются современными объективами очень высокого качества, а старые - тем что было актуально в годы производства старых камер. Этим мы теряем часть выгоды от формата. Во-вторых, старые камеры не оперативны, если снимать на пленку и зависят кроме фотографа еще от пленки, проявки и печати. Качество снимка на современные среднеформатные камеры, снимающие на цифровой задник, зависит только от фотографа. По сути вы избегаете всех этих промежуточных процессов проявки и печати, которые в варианте съемки на плёнку приходится доверять другим людям.

2. Оперативность съемки . Скорость съемки на современную среднеформатную камеру примерно 1 кадр в секунду. Для репортажной высокоскоростной съемки 1к/сек - мало. С другой стороны, при должном умении, раньше .

3. Возможность постоянно держать камеру в руках . Большинство цифровых среднеформатных камер - тяжелые. Их вес примерно 2.8 кг. в полном сборе. Обзаведитесь штативом.
Лёгкими можно назвать только камеры с шахтным видоискателем, которые избавлены от пентапризмы. Например, Sinar/Rollei Hy6 . Даже с цифровым задником она может весить меньше, чем зеркальная 35мм камера с батарейной ручкой. Но такие камеры в полном комплекте могут быть очень дорогими, более миллиона рублей (от 35 000 USD).

Мифы и легенды о среднеформатных камерах

1. Камера за такие деньги должна сама снимать и каждый кадр должен получать шедевром.

За такие деньги вы получите ровно то, что описано в преимуществах среднего формата выше. Камера сама ничего не снимает и тем более не выбирает сюжет. Шедевральность кадра зависит от фотографа , а не от камеры. От камеры зависит лишь техническая сторона съемки. Например, сможете ли вы потом напечатать свой шедевр размером с фотообои, если понадобится.

2. Камера за такие деньги должна быть универсальной.

Это не так. Как и любое узкоспециализированное оборудование, среднеформатная камера «заточена» на качество съемки и удобство профессионального уровня. Например, эти камеры не предназначены для скоростной съемки и съемки видео. И одно и другое предполагает низкое качество, для которого камера не предназначалась. Для таких съемок нужна репортажная скорострельная камера или видеокамера.

update: На данный момент существует среднеформатная камера Pentax 645Z с возможностью съемки видео, но качество реализации видеосъемки в данной камере весьма низкое и серьезно рассматриваться не может. Тест видео возможностей Pentax 645Z от Аркадия Шаповала

Среднеформатные камеры не предназначены для фотоохоты . Т.е. для среднего формата не производят огромные супер телеобъективы, такие как для 35мм фотокамер. Иначе вес бы был совсем не подъемный. Даже 35мм камера с объективом 500-600мм уже не предназначены для переноски (вес только 600мм объектива 4кг), а лишь для перевозки.
Что же говорить о 300-600мм среднеформатных объективах? Вес 600мм объектива может оказаться около 6кг.

Так что настраиватесь на продуманные высококачественные снимки.

3. Камера за такие деньги должна быть лёгкой.

Современная среднеформатная камера включает в себя два независимых элемента: фотокамера и цифровой задник. Почему среднеформатные камеры в основном не лёгкие, я уже написал. Стекло в пентапризме. Если купить еще более дорогую с шахтным видоискателем, то можно иметь легкую камеру. Но кроме камеры есть еще цифровой задник. Это по сути целый микрокомпьютер размером с кубик-рубик. В него встроен большой сенсор, высокопроизводительный процессор, куча электроники и вентилятор (может быть и пассивное охлаждение), чтобы это все не перегрелось. Он относительно тяжелый.

Если вы хотите лёгкую камеру с невысоким качеством изображения и своими минусами, то сейчас продаётся много беззеркальных камер и «цифромыльниц» на любой вкус. Да и смартфон всегда под рукой. Все фотокамеры с приличным качеством изображения не лёгкие и не маленькие. Пока что.
Сейчас на фоторынке появились среднеформатные камеры с CMOS сенсором от Sony (Pentax 645Z, Mamiya Leaf Credo 50, Hasseblad H5Dc и Phase One IQ250). Чем это чревато для пользователей, пока непонятно. Дорожка CMOS сенсоров «кривая», что видно по 35мм камерам.

Также стоит обратить внимание на то, что многие fashion-фотографы снимают на цифровые среднеформатные камеры и не жалуются. Среди них много и женщин.

Вес камеры замечаешь в основном в момент перехода с легкой камеры, на более тяжелую, а потом привыкаешь.

4. У такой дорогой камеры должно быть очень сложное меню с кучей функций.

А вот тут как раз наоборот. Управление очень простое . Сам экран цифрового задника — сенсорный. На нём всего четыре иконки (настройки камеры, исо, баланс белого и настройки задника). Внутри этих иконок очень немного подразделов и все интуитивно понятные.
Увеличение и уменьшение фото при просмотре происходит по аналогии со смартфоном. Но здесь ведешь пальцем вдоль экрана вверх или вниз. Если водить пальцем по экрану, то изображение смещается в сторону, куда перетаскиваешь. Два раза быстро нажать — увеличение до 100%.
Доступен просмотр гистограммы и пересвета.

Примеры снимков

Я много снимал тестовых снимков с этого места и знаю, как могут выглядеть по детализации с этого места на разные объективы. В том числе на топовые цейсы. На камере Mamiya DF+ с цифровым задником Leaf Credo 40 стоял штатный (читай «китовый») объектив Mamiya (Schneider Kreuznach) AF 80/2.8 LS D . Детализация потрясает. А ведь это всего лишь 40 Мпикс!

кадр уменьшен до 4000пикс по ширине. оригиналы ниже

Оригиналы снимков

Nikon D800 упал и "отдыхает"

Как работать с цифровым задником Leaf Credo

Перевод с англ.яз: Евтифеев Д.С.
Картинки: из официального руководства «Credo Quick Guide» и полного руководства Mamiya 645DF+ & Credo.

На данный момент семейство цифровых задников Credo включает в себя модели: 40, 60, 80 (соотв. 40, 60.5 и 80 Мпикс).
Динамический диапазон этих цифровых задников: 12.5 ступеней.
Все задники поддерживают соединение по USB 3.0 и FireWire.

Все три цифровых задника оборудованы сенсорным ЖК дисплеем 3.2" с разрешением 1.15 Мпикс и четыремя сенсорными кнопками по краям экрана.
Цифровые задники Credo используют карту памяти CompactFlash.

Цифровые задники Credo используют систему проверки целостности данных 3S. Каждый раз как вы вставляете карту памяти они проверяют целостность ваших данных. Эту опцию можно отключить.

Большинство карт памяти продаётся уже форматированными. Но рекомендуется переформатировать карту памяти в цифровом заднике. Например, у меня карта памяти 32 Гб Transcend без переформатирования не заработала.

Комплектация цифрового задника

Цифровой задник Credo
- зарядное устройство на две батареи для цифрового задника Credo
- блок питания 12 V. (Внимание! на нём нет особых надписей, что он для задника, а разъем стандартный. Не перепутайте с другим)
- две батареи 7.2 V 3400 mAh
- кабель USB 3.0 (3 метра)
- кабель FireWire 800-800 (4.5m)
- программное обеспечение Capture One 8 (бонус)
- нейтральные патчи
- пластина для калибровки LCC
- салфетки для чистки оптики
- салфетки для чистки цифрового задника
- инструкция для «быстрого старта»
- (только для Credo 40 и Credo 50)
- USB Drive (?)

Меню цифрового задника Leaf Credo

Стартовое меню, после «загрузки» задника.

Клавиша «Домой» - возвращает вас на этот экран из глубины дочерних меню.
Клавиша «Галерея» - переводит вас в просмотр снимков из любого другого меню.
Клавиша «Назад» - возвращает вас на один экран назад (на предыдущий)
Клавиша «Динамическое меню» - дополнительные опции, разные в зависимости от того, в каком меню вы находитесь

Как видите, настроек немного. Пройдемся по ним подробнее.

Настройки цифрового задника

Настройки камеры

Выбор пользователя (A, B, C — чтобы быстро загрузить свои настройки, если камерой кроме вас пользуется кто-то еще)
- выбор режима экспозиции (P, AV, Tv, M, X)
- выбор области автофокуса (авто, центр, лево, право)
- выбор типа экспозамера (усреднённый, центровзвешенный, точечный)

Пользовательские функции

Тип функций (A, B, C)
- шаг экспозиции (1/3, ½, 1)
- при смене объектива (последнее значение диафрагмы, минимальная , максимальная диафрагма)
- таймер сна (15сек, 30сек, 60сек, отключён)

Дополнительно

Тип батареи (алкалиновые, NiCd, NiMh, Li-ion)
- брекетинг (3 экспозиции, 5, 7)
- переднее заднее колесо (смена функций — меняет диафрагму/меняет выдержку)
- работает ли заднее колесо в режиме P (да, нет)
- направление вращения колеса (по часовой — уменьшать, по часовой — увеличивать)

Кнопка AEL/AFL (сменить функции кнопок — автоблокировка экспозиции/автоблокировка фокуса)
- кнопка спуска (функции кнопок AE и AF при наполовину нажатой кнопку спуск. AF — активировать автофокус, AF & AE — активировать автофокус и автоблокировку экспозиции, только спуск затвора по кнопке «спуск».)
- установка функции кнопке AEL (блокировка экспозиции только для одного кадра, блокировка экспозиции до повторного нажатия на AEL, блокировка экспозиции пока нажата кнопка AEL)

Настройки AFL

Функции кнопки AFL (одно нажатие для блокировки фокуса, работа как кнопки спуск, блокировка автофокуса до следующего нажатия)
- кнопка AEL (нажатие в 2 сек автоматически устанавливает: выдержку, диафрагму, ничего не делает)
- подсветка автофокуса (вкл/выкл). Обычно выключается, если установлена вспышка у которой у самой есть подсветка AF.

Синхронизация со вспышкой

Синхронизация со вспышкой может быть по первой или второй шторке. Устанавливается через это меню.
- звуковой сигнал (когда объект в фокусе, по нажатии любой кнопки, отключен)

Затвор в режимах Tv/Av/P

Это меню актуально только для камеры Mamiya 645DF+ с объективом имеющим центральный затвор.

Работа затвора:

- центральный (работает только центральный затвор на выдержках от 1-1/1600сек)

Внимание: На ЖК-экране камеры Mamiya 645DF+ вы увидите иконку LS (центральный) или FS (фокальный) в зависимости от того, какой из затворов будет использоваться.

Затвор в режимах M/X

Это меню актуально для камеры Mamiya 645DF+ при использовании объектива с центральным затвором.

В режиме X (синхронизация со вспышкой) блокирует выдержки до диапазона 1/60-1/125 вне зависимости от того, какой тип затвора работает в данный момент.

Для обоих режимов можно выбрать тип затвора, который будет работать:
- смешанный (центральный работает на выдержках от 1сек до 1/1600сек. Более длинные и более короткие выдержки отрабатывает фокальный затвор. Центральный затвор работает со вспышкой на всех своих выдержках.
- центральный (работает только центральный затвор на выдержках от 1-1/1600сек). Синхронизация на всех его выдержках.
- фокальный (работает только фокальный затвор на выдержка от 1 мин. до 1/4000 сек. Синхронизация со вспышкой возможна от 1/60сек — 1/125сек)

Автофокус в этом меню можно настроить на точность или на скорость.

В этом меню можно выбрать текущий набор настроек (A, B, C) или вернуть их к заводским.

Управление питанием

Отключение дисплея через (5сек, 20сек, 1мин, 5мин, всегда включен)
- зарядка батареи при работе со шнуром (медленная, быстрая, нет зарядки). Позволяет сохранить зарядку батареи ноутбука, когда снимаете с подключением к нему.
- автоотключение (1мин, 5мин, 30мин, 2часа)

Форматирование карты памяти (fat16 или fat32 в зависимости от объема карты)
- проверка диска (да/нет)
- сохранение на... (авто, карта памяти, через firewire на компьютер)

Формат файла. Оба варианта — RAW. (IIQ L — полный формат без потерь, IIQ S — меньший размер, с потерями).
- режим камеры (нормальный, RZ67PROIID — только для камеры RZ67 PRO II D)
- задержка затвора (сенсор отключается, когда не используется. При съемке — пробуждается. Варианты: нормальный или ноль.). Ноль использовать только для технических съемок (видимо, в этом режиме сенсор вообще не отключается).
- ориентация картинки (0, 80, 120, 270 град). Заставляет задник помечать все снятые картинки, как снятые под этим углом поворота. Иначе он ориентируется на встроенный уровень.

Авто предпросмотр (вкл/выкл)
- дисплей (настройка яркости, отключение дисплея через...)

Установка новой прошивки

Изменение ISO и Баланса Белого

Просмотр снимков

Нажмите кнопку «Галерея» для перехода в режим просмотра снимков
- Используйте жест «смахивания» для перемещения по галерее

Одиночное нажатие на картинку выбирает снимок
- Двойное нажатие на картинку даёт увеличение снимка 100%
- Увеличение на произвольный масштаб (от 6% до 400%) с помощью правой полосы (пальцем, вверх — увеличение, вниз — уменьшение)

Перемещайтесь по снимку, используя нижнюю полосу и левую полосу (от значка до значка).

В этом режиме также можно выделить сразу все снимки и нажать иконку «Корзина», чтобы удалить все снимки. Если передумали, то также можно снять выделение со всех снимков соответствующей иконкой (несколько картинок на иконке)

Режим «Сетка». Вы можете включить режим «сетка» и выбрать подходящий вам режим «сетки». Доступны варианты: «Золотое сечение», 3×3, 3×4, центральный крест, прямоугольник, «спираль Фибоначчи». Также можете выбрать тип линии, которым будет отображаться сетка. Сетка нужна для того, чтобы проверить, соответствует ли вам снимок классическим схемам композиции.

Дорогие друзья! Сегодня мы хотим представить вашему вниманию тест камеры Nikon DF, который в своём журнале опубликовал фотограф Виталий Пташенчук. Из этого отчёта вы узнаете о том, что именно привлекло Виталия в камере, а также увидите тест возможностей камеры по съёмке в тёмное время суток, оценку динамического диапазона и очень интересные итоговые выводы.

Совсем недавно я тестировал фотокамеру D750 от Nikon, и вот, снова модель камеры от этого производителя, - Nikon DF.

Данный фотоаппарат в первую очередь привлекает своим внешним видом, и далеко не только фанатов фото. Люди, которые в процессе съёмки обращали внимание на эту камеру, ненароком принимали её за плёночную. Всё благодаря винтажному внешнему виду. Камера выпускается в двух цветовых решениях: серебристом и чёрном. В мои руки попала модель в чёрном цвете с штатным AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G. Также дополнительно тестировал вместе с AF-S NIKKOR 35mm F1.4G.

Что хочется отметить, в первую очередь, помимо внешнего вида, то, как камера лежит в руке. Кнопка спуска расположена удобно и нажимать на неё одно удовольствие. Пожалуй, ещё большее удовольствие вызывает только звук срабатывания затвора. Ну и самое главное, - это качество картинки, но об этом чуть позже.

Что очень понравилось, так это скорость готовности к работе, вес, светлый видоискатель, быстрый доступ к выбору ISO, выдержки. Что не понравилось - колесо выбора диафрагмы. Оно очень неудобно расположено, и при использовании объективов, не позволяющих изменять диафрагму кольцом на самом объективе, вызывает некоторые неудобства. Особенно это заметно во время съёмки быстрого репортажа. Обычно я снимаю в полностью ручном режиме и предпочитаю менять параметры выдержки/диафрагмы/ISO в процессе самой съёмки по обстоятельствам, не доверяя работе полуавтоматических режимов. Неудобство состоит в том, что колёсико вращается весьма туго и его практически невозможно поворачивать одним пальцем. C другой стороны, это, пожалуй, единственный минус в эргономике.

Экран на задней части тушки очень высокого качества - цветопередача практически идентична той, что была у меня на откалиброванном эппловском мониторе. Для сравнения, при съёмке на две тушки Nikon DF и Canon 5D mark III реальная цветопередача экрана у последней хуже. В Nikon DF на экране видно именно те цвета, которые и будут отображаться на мониторе, почти без искажений. Этим камера очень сильно подкупает, особенно когда восприятие цвета играет одну из главных ролей в определённых видах съёмки.

Камера имеет всего один слот под карту памяти формата SD, что, в общем-то, сильно отодвигает её из сегмента профессиональных. SD слот расположен рядом с аккумулятором, что в случае установки батарейной ручки сильно затрудняет быстрый доступ для смены карты памяти. С другой стороны, мне было очень удобно пользоваться этой камерой без ручки, в силу малого веса и удобных габаритов.

Батарейный отсек закрывается «винтажной крутилкой», в целом - удобно, самопроизвольно она не откручивалась ни разу за всё время теста.

Корпус камеры сделан частично из пластика, частично из магниевого сплава. Как видно на фотографиях, краска на корпусе имеет тенденцию к истиранию со временем, поэтому, возможно, любителям хранить технику в идеальном внешнем виде, стоит задуматься о чехле, либо очень бережном обращении.

Диск выбора ISO и диск компенсации экспозиции расположены друг над другом. Для смены ISO нужно удерживать зажатой алюминиевую кнопочку слева ниже от диска и вращать сам диск. Для поправки экспозиции удерживать зажатой кнопку над диском и вращать соответствующий диск. Поначалу это может показаться не очень удобным, зато случайно ни одно из колёс не прокрутится и не испортит последующий кадр случайно изменённым параметром.

Всё-таки есть один большой плюс того, что все основные регулировки вынесены на «механические крутилки», так как все параметры для съёмки всегда перед глазами.

В камере отсутствуют такие режимы, как передача фото по Wi-Fi и видеозапись. Если последний может быть и не нужен фотографу, то модуль Wi-Fi абсолютно не испортил бы эту камеру. С другой стороны, наличие Wi-Fi обязательно сказалось бы на жизни аккумулятора.

На левой стороне под резиновыми уплотнителями расположены разъёмы USB, HDMI и разъём для подключения пульта. Кстати, также можно использовать тросик, который крепится на кнопку спуска затвора - эдакая дань прошлому.

Наверное, стоит сказать о самом главном, а именно, о матрице данной камеры. Она такая же, как и во флагмане - Nikon D4. И на деле я убедился, что рабочее ISO данной тушки - 12 800. Да, именно так. При правильно экспонированном снимке шумы почти незаметны, и в большей своей части они легко правятся при пост-обработке.

Что ещё нравится - это отличный динамический диапазон матрицы, который позволяет вытянуть тени (при съёмке в RAW-формате).

Ситуация с освещением немного обратная - камера не очень хорошо справляется с пересветами, и восстановить недоэкспонированный на две ступени снимок гораздо проще, чем переэкспонированный.

Также большой плюс эргономики данной камеры - нажатие на кнопку спуска затвора можно делать плавно, за счёт чего становится возможным снимать при длинных выдержках, не опасаясь смазов.

Несколько примеров фотографий. Производилась незначительная правка света, теней, экспозиции и контраста при постобработке. В конце статьи можно найти ссылку на архив с исходниками и «покрутить» настройки RAW-конвертера на свой вкус.

Для сравнения особенностей съёмки при низкой освещённости и уличном освещении я делал снимки на две камеры Nikon DF и CANON 5D mark III.

Настройки баланса белого одинаковые для обеих камер. На мой взгляд, Nikon воспринимает цвета лучше. Понятно, что в конвертере всё можно настроить на свой вкус, но с некоторыми снимками с Nikon DF времени на обработку требовалось меньше, чем со снимками с 5D mark III.

Ещё один тест - съёмка с различными параметрами ISO

ISO 50 с применённым профилем SpyderCheckr

Как видно на фото выше, цвета всё же отличаются от реальных, но незначительно.

В целом, подводя итог, хочется отметить, что камера создана в первую очередь для ценителей. Не для тех, кто спешит, кому нужно снимать бешеный репортаж. Она создана для того, чтобы спокойно гулять по городу, сидеть в уютном кафе и неторопливо ждать момента, когда в окне пройдёт интересный прохожий, или произойдёт какое-то событие. Представьте, что вы никуда не торопитесь, у вас очень, очень много времени. Вы садитесь на лавочку в парке, или встаёте на улице, освещённой желтовато-зелёным цветом фонарей, находите идеальную композицию и ждёте того самого нужного момента. Вам нужно только дождаться того самого момента, а за условия съёмки можно не беспокоиться, - камера легко справится почти с любой задачей в условиях недостаточной освещённости.

Зеркалка Nikon Df стала, безусловно, одной из самых интересных новинок уходящего года. Она нашумела ещё своей процедурой анонса: перед официальным объявлением о выпуске новинки общественность была умело подогрета целой серией тизерных видеороликов, совсем по-киношному (или по-автомобильному).

Сам анонс новой камеры в Москве для прессы и партнёров тоже произошёл вполне пафосно, в самом сердце столицы - в Государственном историческом музее.

Основные особенности Nikon Df

Технические характеристики Nikon Df

Класс Полнокадровая цифровая зеркальная камера
Матрица КМОП, FX (35,9×24 мм), 16,2 Мп (4928×3280)
Видоискатель Оптический зеркальный с пентапризмой;
отображает 100% полного кадра; диоптрийная настройка
Формат фото RAW/NEF (несжатый, сжатый без потерь или сжатый), TIFF (RGB), JPEG (возможно супервысокое качество), JPEG+RAW/NEF
Формат видео -
Диапазон выдержек 1/4000-30 с шагом 1/3 ступени, В и Т
(при установке диском 1/4000-4 с
шагом 1 ступень, В и Т)
Выдержка синхронизации 1/200 с
(возможна синхронизация на 1/250 с)
Серийная съёмка 5,5 кадров/с (высокоскоростной режим);
1-5 кадров/с (низкоскоростной режим);
Фокусировка TTL АФ с фазовой детекцией, 39 точек;
покадровая, непрерывная, в т.ч. предиктивная; ручная;
в режиме Live View - TTL АФ с детекцией контраста по всему полю кадра, покадровая, непрерывная, с приоритетом лица или следящая; ручная
Светочувствительность 100-12 800 ISO, расширяется до 50 и 204 800 ISO
Экран 3,2 дюйма (8 см), 921 тыс. точек
Память 1 слот, карты SD, SDHC, SDXC
Интерфейсы USB 2.0, мини-HDMI (тип C); разъём для подключения беспроводных контроллеров вспышек, ДУ, GPS-приёмника; PC-синхроконтакт
Размеры и вес 143,5 × 110 × 66,5 мм
ок. 710 г (корпус), 765 г (с батареей и картой памяти)

Внешность

Nikon Df прежде всего отличается от всех остальных зеркалок, в том числе и других производителей, резко отличающейся концепцией дизайна. Поэтому с него мы и начинаем.

Когда берёшь камеру в руки, в первую очередь обращает на себя внимание сосредоточенная на верхней панели часть интерфейса управления. Именно благодаря ей камера при виде спереди или сверху заставляет чаще биться сердца фотографов старой закалки, начавших свой путь в фотографии «при старом режиме», в уже далёкие «чистоплёночные» времена. При разработке верхних элементов управления (да и добавляющего шарма кожуха пентапризмы) использовались решения, отработанные в своё время на легендарных плёночных зеркалках F3 и FM. Металл, насечки-зубчики… Возникает ощущение, что при разработке этой камеры привлекались и аудиодизайнеры, обеспечившие нужные, «аутентичные» громкость и тембр характерным щелчкам, сопровождающим вращение дисков.

Левая (от призмы при взгляде сверху) пара соосных фиксирующихся дисков используется для ввода светочувствительности и экспокоррекции. Правый диск устанавливает выдержку (он также фиксируется, но только в положении, позволяющем выбирать выдержку по-цифровому, шагом 1/3 ступени при помощи «крутилки»), а рычажок в его основании выбирает режим «протяжки плёнки», среди которых имеется и режим съёмки с предварительным подъёмом зеркала. «Воротничок» спусковой кнопки (в которую, кстати, можно ввернуть самый обычный, механический спусковой тросик) включает-выключает камеру, а ещё один небольшой диск справа выбирает режим экспонирования: никаких сюжетных программ, ничего лишнего, только М, A, S и P. Ещё один вращающийся диск размещён спереди справа, под спусковой кнопкой; примерно там, где у дальномерных камер Contax располагался диск фокусировки. Но здесь этот диск управляет выбором диафрагмы на современных объективах, не имеющих кольца диафрагмирования. Есть также и зубчатая «крутилка» сзади справа вверху, под большой палец правой руки. Всё это на вид очень удобно и наглядно. Для «ненаглядных» параметров справа на верхней панели также имеется небольшой ЖК-дисплейчик.

Разумеется, Nikon Df имеет и разнообразные кнопки, без которых полноценное функционирование современной цифровой камеры невозможно. Сзади мы имеем кнопки изменения режима отображения информации на ЖК-экране и включения режима Live View, трёхпозиционный дисковый переключатель режима замера экспозиции (как положено, на выбор предлагаются матричный, центровзвешенный и точечный замер) и многофункциональный джойпэд с кнопкой «ОК» в центре, с помощью которого можно перемещаться по пунктам меню и выбирать разные фокусировочные точки. Справа вверху, рядом с зубчатой «крутилкой», пара кнопок, управляющих одна - памятью фокусировки и экспозиции, а другая - запуском автофокусировки. Слева вверху - две обычные кнопки перехода в режим просмотра и удаления.

Большой 8-сантиметровый ЖК-экран установлен на задней панели неподвижно. Он имеет довольно высокое разрешение и защищён армированным стеклом. На него может выводиться информация о продольном и поперечном наклонах камеры от двухосного виртуального горизонта (данные о поперечном наклоне выводятся также и в видоискатель). Возможен и режим съёмки с визированием по экрану, то есть Live View; в этом случае включается автофокусировка с детекцией контраста. Слева от экрана расположен стандартный набор «цифровых» кнопочек.

Если взглянуть на камеру спереди, внизу слева от объектива обнаружатся две кнопки, из которых одна по умолчанию является репетиром диафрагмы, а «должность» второй, Fn, выбирается фотографом по своему усмотрению. Справа от объектива в основании байонета есть рычажок переключения между автоматической и ручной фокусировкой и, разумеется, кнопка отпирания замка байонета.

Общий внешний вид камеры имеет два главных варианта: полностью чёрный и с серебристой верхней и нижней панелями и подбайонетной коробкой. В принципе, полностью чёрный вариант внешне, особенно издалека, мало отличается от подавляющего большинства других зеркальных камер и не привлекает к себе особого внимания, что может иметь значение для, например, стрит-фотографов. Камера с серебристыми элементами смотрится намного более стильно, но именно поэтому и привлекает к себе взгляды, не все из которых могут быть продиктованы восхищением или белой завистью.

Внутреннее содержание

С механической точки зрения Nikon Df вполне прочен: верхняя, нижняя и задняя панели корпуса изготавливаются из магниевого сплава. Стыки деталей, крышки отсеков и разъёмов, кнопки и диски герметизированы для защиты от неблагоприятных условий на уровне камеры D800, то есть вполне надёжно.

Немалое место внутри корпуса занимает система оптического видоискателя. Он - традиционный для зеркалок оптический, призменный, отображает 100% кадра. По размерам наблюдаемого поля он эквивалентен камерам D4, D800, D600/D610. У старого плёночного Nikon’а F3 со стандартным видоискателем DE-2 поле было больше, но и так весьма неплохо.

Одним из важнейших моментов является то, что камера Nikon Df оснащается отличной полнокадровой 16-мегапиксельной КМОП-матрицей от топ-модели Nikon D4 и взятым с неё же графическим процессором EXPEED 3. В системе автофокусировки используется 39-зонный фокусировочный модуль Multi-CAM 4800 - такой же, какой применяется на камерах D600/D610. При использовании неавтофокусных объективов со светосилой не менее f/5,6 полноценно функционирует электронный дальномер. Затвор с гарантированным ресурсом безотказной наработки 150 тыс. циклов - явно не от D4; он позволяет вести непрерывную съёмку со скоростью до 5,5 кадров/с.

Новая камера обладает по-никоновски богатым набором дополнительных функций. Имеется режим «тихий затвор» для неназойливой малошумной серийной съёмки. Возможна съёмка в режиме DX, то есть «кропнутом». В режиме HDR камера автоматически делает два снимка с разницей в экспозиции до 3 ступеней. Есть и пользующаяся заслуженной популярностью функция «активный D-Lighting». Встроенное меню обработки позволяет устранять эффект красных глаз, обрабатывать RAW’ы, усиливать цвета, применять «звёздный» фильтр и скайлайт. Можно быстро исправлять оптические искажения.

Исключительно важной особенностью новинки нужно признать её высокую энергоэффективность: полностью заряженной батареи EN-EL14a в режиме покадровой съёмки должно хватать, по заявлению производителя, на 1400 снимков; согласитесь, это резко снижает потребность в батарейной рукоятке (как в носителе дополнительного источника питания). Подтвердить или опровергнуть это заявление мы пока не можем, однако должны засвидетельствовать, что около 900 снятых нами кадров не привели к истощению батареи.

Оптика

На Nikon Df, действительно, как и было обещано, можно ставить все объективы с байонетом F, включая совсем старые, не имеющие Ai-поводка (их можно использовать в режимах M и A, чего обладателям такой оптики, впрочем, будет вполне достаточно). Именно поэтому среди взятой на испытания оптики у нас, как видите, имелся в том числе и древний, но вполне добротный светосильный «полтинник».

Если взять камеру и посмотреть спереди на байонет, вверху справа, сразу за полированной посадочной плоскостью будет заметен небольшой металлический поводок. Он необходим для передачи в камеру информации о диафрагме с неавтофокусных объективов, оснащённых системой Ai-S. Эта информация передаётся механически: установленный на кольце диафрагмирования объектива металлический кронштейн, напоминающий корону в профиль, входит с ним в зацепление и перемещает в зависимости от установленной диафрагмы. Чтобы поставить на камеру доисторический объектив, не опасаясь за то, что его заклинит, этот поводок можно отвести в сторону (последней камерой, имевшей подобную опцию, был снятый с производства около 10 лет назад плёночный Nikon F5).

В память камеры можно ввести данные на максимум девять объективов без встроенного процессора. Если на камере (и в её памяти!) окажется объектив без Ai-поводка, при съёмке нужно будет сначала вращением кольца диафрагмирования под спусковой кнопкой выбрать подходящую диафрагму по данным замера экспозиции, а потом установить выбранное значение кольцом диафрагмирования объектива: прямой механической связи у камеры с таким объективом не будет даже на уровне «прыгающей диафрагмы».

Проще сказать, чего ставить на Nikon Df категорически нельзя: объективы от забытой APS’ной системы IX-Nikkor, редчайших автофокусных монстров, выпускавшихся для F3AF, и, разумеется, «малышей» от компактной беззеркальной системы «Nikon 1». При установке кропнутых объективов DX камера автоматически переходит в DX-режим, и в видоискателе появится рамочка границ кропнутого кадра.

Мнение практиков

Вместо теоретизирования об эргономических особенностях новинки мы предпочли записать мнение о новой камере двух профессиональных фотографов: Владимир Морозова и Елены Волковой. Их опыт позволяет не только оценить новую камеру и вообще, и как инструмент, пригодный или не пригодны для решения конкретных задач.

Мнение Елены Волковой:

Я работаю в разных направлениях, занимаюсь предметкой, промышленной съёмкой, снимаю людей. Нередко приходится по несколько часов подряд не выпускать камеру с большим объективом из рук.

При этом, как видите, я и сама некрупных форм, и руки у меня миниатюрные [смеётся]. Так вот что я скажу: хотя камера сама и сравнительно небольшая, мне работать с ней было неудобно сразу. Поставишь на камеру зум 28-70/2,8, и всё, руки начинают отваливаться - рукоятка-то маленькая, правой рукой держать камеру с сильно сместившимся вперёд центром тяжести неудобно. А ведь я работала камерами и Canon, и Nikon, и даже PhaseOne.

Спусковая кнопка, на мой вкус, расположена не очень удобно. И уж совсем неудобным мне показалось кольцо диафрагмирования; на самом объективе управлять диафрагмой намного удобнее.

Снимала я им немного, всего несколько сот кадров. Картинка на высоких чувствительностях мне показалась шумноватой уже на 1600 ISO. Похоже на чёрно-белое зерно. А вот к отсутствию функции съёмки видео я полностью безразлична.

Да, наверное, он сделан для фиксов, для старой оптики. Но не для меня: камера на вид интересная, но я её себе не куплю. Для решения моих задач она не подходит, и не нравится по «юзабилити».

На линии Владимир Морозов:

Как только Df появится в продаже - обязательно приобрету.

Да, камера небольшая и в руках не очень удобная, особенно с большими объективами; её не потаскаешь «одной правой», как обычную зеркалку с большой рукояткой. Большой профессиональный зум или дискретник будет буквально выворачивать камеру из правой кисти. Она явно предназначена для тех, кто снимает не торопясь, время от времени поднося к глазу висящую на шейном ремне камеру. Или для тех, кто снимает со штатива: то есть таких, как я.

Качество картинки, которое даёт камера, меня вполне устраивает и по цветопередаче (никаких проблем даже со сложным светом, как и у D4), и по разрешению. Мне приходится выполнять много коммерческих заказов для демонстрации в сети Интернет, и именно здесь Df будет для меня полезен: запредельное разрешение для «готового продукта» здесь не требуется, поэтому такая камера позволит мне сэкономить ресурс основной «рабочей лошадки», Хассельблада H4D. К тому же расчёт дифракционного предела для полнокадровой 16-мегапиксельной матрицы показывает, что «дырку» можно спокойно закрывать до f/12,4 (а у «восьмисотки» - всего до f/8,2!), что весьма важно в крупноплановой предметной съёмке.

Особенно понравилось качество съёмки на высоких ISO: 800, 1600, а в ряде случаев и 3200 ISO являются вполне «рабочими». Добротные крупные пикселы матрицы дают отличный цвет (включая сложные для «цифры» оттенки) и проработку фактуры, что хорошо видно уже по JPEG’ам (внимательно посмотрите на снимок картонных стаканов; это как раз «камерный» JPEG), а обработка RAW’ов позволяет получить максимальное качество.

Из недостатков отмечу интересный эффект: с одной стороны, камера специально заточена под возможность использования старой неавтофокусной оптики, с другой - попасть в фокус при недостаточной освещённости не так уж и просто, в поле видоискателя нет вспомогательных средств вроде микропирамид или клиньев, а электронный дальномер не всегда удобен.

А то, что Nikon Df не позволяет снимать видео - для меня безразлично. Если бы мне вдруг потребовалась эта функция, лично я бы арендовал специально сделанный с прицелом на видео Canon EOS 1DC. Для меня важнее, что картинки пишутся на единственную SD-карту; впрочем, это не самая большая по нынешним временам проблема.

P.S.

Несмотря на кажущуюся полярность мнений, оба профессионала сходятся в одном: Nikon Df не нужно носить в руках, он принципиально не для этого. Собственно, исходя из этого тезиса и следует принимать решение о том, покупать такую камеру или нет.

Камера должна стоять на штативе (или быть прикреплённой к установленному на штатив большому объективу) или висеть на шее. В руки же её нужно брать только для того, чтобы покрутить диски настроек и, поднеся окуляр видоискателя к глазу, нажать на спуск. Не пропустив спонтанный кадр: при умеренной по нынешним временам «скорострельности» время запуска камеры составляет всего 0,14 с, а задержка срабатывания затвора после нажатия на спуск - 0,052 с.

Наверное, я буду не так уж далёк от истины, если скажу, что Nikon Df может быть интересен, в частности, тем, кто смотрит на камеры Fujifilm серии X: отличный дизайн в духе ретро и сравнительно компактные размеры, но Df при этом является полноценной зеркалкой, а не дальномеркой, что для многих имеет значение.

ISO

Для проверки способностей камеры на разных значениях светочувствительности мы сделали фотографии с печеньками (одако и другие тестовые фотографии с этой стороны также показательны).

Кроп этого фото вы можете рассмотреть в 100% размере. Для сравнения кадров с разными ISO кликните на фото ниже; откроется собранная в одно изображение подборка кропов данного участка этой фотографии, снятой на разных значениях ISO.

Полноразмерные фотографии вы можете скачать по ссылке, приведённой в последней главке «Тестовые фотографии»).

Недостатки

Идеал, как известно недостижим. Не лишена недостатков и камера Nikon Df.

Прежде всего ещё раз отметим, что у неё ни в каком виде нет функции видеосъёмки. Объявлено, что это принципиально-концептуальное решение разработчиков. При этом «мозги» камеры D4 поддерживают съёмку пусть и не самого навороченного, но всё-таки Full HD-видео. Возможно, эта опция оставлена в задел для модели под условно-предполагаемым обозначением Df-2. А, может быть, и нет: существует небезосновательное мнение, что для полноценной профессиональной высококачественной видеосъёмки по сочетанию характеристик подходят две вполне конкретные модели зеркалок другого производителя, которые и нужно приобретать (или арендовать) для занятий «видеографией».

Раз уж камера углублённо стилизована под ретро, остаётся только пожалеть, что у неё не снимается пентапризма. Шахтный видоискатель для съёмки с уровня груди (в отсутствие откидного экрана) оценили бы, полагаю, все стрит-фотографы.

А при работе со старыми неавтофокусными объективами, особенно если они не отличаются особенно большой светосилой, очень не хватает возможности поменять фокусировочный экран на старорежимный, с оптическими клиньями Додена или хотя бы с микропирамидами, значительно облегчающими «ловлю фокуса» при ручной фокусировке. Понятно, что эти идеи крайне сложно реализовать технологически (да-да: технологическая сложность современных устройств иной раз делает невозможной реализацию простейших технических решений), но выразить сожаление о некоторой функциональной ограниченности ретродизайна новинки нам ничто не может помешать.

«Хватательная» часть камер Nikon Df, D800 и D4. Разница очевидна и убедительна; желание получить накладную или пристяжную внешнюю рукоятку, а вместе с тем и возможность долго и уверенно держать камеру в руке, вполне понятно. .

И ещё один момент, наглядно проиллюстрированный картинкой выше: несмотря на значительный заявленный ресурс батареи и отсутствие прямой потребности в батарейной рукоятке сама по себе возможность пристегнуть к камере внешнюю рукоятку, повышающую удобство удержания камеры в руках, явно не повредила бы. Этому современные технологии не мешают, а появление такой рукоятки явно расширило бы круг тех, кто мог бы её приобрести. Понятно, что с такой рукояткой Nikon Df, скорее всего, утратит право называться самой компактной автофокусной зеркалкой Nikon, но не в одной компактности счастье: эргономика, пресловутое «юзабилити» тоже очень важны.

Заключительные выводы

Самая громкая новинка 2013 года - камера неоднозначная, вызывающая споры и рождающая противоречивые мнения. То есть, безусловно, очень интересная!

Если вы любите неторопливую, спокойную, вдумчивую съёмку, если вам нужен инструмент, позволяющий пользоваться любыми объективами Nikkor, созданными за последние шесть десятилетий, и при этом вы предпочитаете дискретную оптику зумам, если вы не держите камеру в правой руке с утра до вечера, а поднимаете её к глазу только для того, чтобы нажать на кнопку, если вы считаете зеркалку фотоаппаратом, а не видеокамерой - выбор в пользу Df очевиден.

Если вам нужна спортивная «скорострельность», если вы весь день бегаете по студии с камерой в руках, и уж особенно если вы хотя бы отчасти рассматриваете камеру как инструмент для видеосъёмки - Nikon Df сделан не для вас.

Но чтобы окончательно понять, нужна ли вам эта камера, даже с учётом известных особенностей и ограничений, её нужно взять в руки, покрутить, пощёлкать дисками, поднести к глазу не только с лёгким штатным полтинником, но и с большим светосильным зумом. Вполне возможно, что она понравится вам сразу. А, может быть, и нет: выбор за вами.

Никон Россия представляет программу сервисного обслуживания профессиональной техники Nikon. При покупке профессиональной техники у дилеров со статусом «Профессиональный дилер Nikon », вы получаете 1 год гарантии и 3 года сервисного обслуживания.

Тестовые фотографии

Полноразмерные файлы нижеприведённых тестовых фотографий (JPEG + RAW/NEF). Трафик 190 МБ.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 мм f/2,8G ED, F=62 мм, 1/4000 с, f/4, 3200 ISO.

Объектив Nikkor Ai-S 50 мм f/1,4, 1/125 с, f/4, 3200 ISO.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 мм f/2,8G ED, F=38 мм, 1/500 с, f/4, 800 ISO.

Объектив PC-E Micro Nikkor 85 мм f/2,8D, 1/200 с, f/15, 100 ISO.

Nikon Df – полнокадровая зеркальная камера , выполненная в ретро-стиле, который был навеян легендарными пленочными аппаратами Nikon. Аппарат оснащен точно такой же 16.2-мегапиксельной CMOS-матрицей FX-формата и процессором изображений EXPEED 3, которые присутствуют на профессиональном флагмане Nikon – D4. К прочим примечательным особенностям относятся стильные механические диски для переключения режимов, 39-точечная система автофокуса, 3.2-дюймовый ЖК-экран с разрешением 921 000 точек, диапазон значений светочувствительности ISO 50-204,800, совместимость со старыми объективами non-Ai(pre-Ai), скорость непрерывной съемки 5.5 кадров в секунду, функция самоочистки сенсора, срок службы затвора до 150 000 циклов срабатывания, максимальная выдержка 1/4,000 секунды, синхронизация вспышки до 1/200 сек., батарея, рассчитанная на 1400 снимков и видоискатель-пентапризма с 0.7-кратным масштабированием и 100-процентным охватом кадра. Nikon Df доступен в черном и серебристом варианте цветового исполнения, а его стоимость составляет $2999.95, включая объектив AF-S Nikkor 50mm f/1.8G (спецвыпуск).

Дизайн и удобство в использовании

Спереди Nikon Df выглядит весьма оригинально и привлекательно. Ретро-дизайн привлечет внимание как старых поклонников Nikon, так и новых пользователей. Особенно шикарно он смотрится в комплекте с шикарным объективом Nikkor 50mm с серебряным ободком. Очевидно, что Nikon потратил немало времени и внимания на разработку дизайна, в результате чего с эстетической точки зрения новый Df превзошел все ожидания. В то же время, задняя панель Nikon Df ничем не отличается от того, что можно увидеть на большинстве аппаратов Nikon, так как, несмотря на то, что большую часть времени мы держим камеру задней панелью к себе, глядя в видоискатель, ее дизайн имеет не такое большое значение. Намного важнее с точки зрения стиля то, что при использовании любых других объективов, кроме 50-миллиметрового специального издания, дизайн неизбежно страдает, так как золотой ободок плохо сочетается с серебристой отделкой аппарата.

Nikon Df – это самая маленькая и легкая полнокадровая 35-миллиметровая камера в современной линейке Nikon, сравнимая по габаритам и весу разве что с D610. В целом, к эргономике корпуса претензий нет, аппарат хорошо сбалансирован и прекрасно лежит в руках, а благодаря легкости его вес не ощущается даже после 2-часового использования. Снижения веса удалось добиться путем грамотного подбора материалов: если низ, верх и боковые панели изготовлены из магниевого сплава, то передняя панель – пластиковая. Однако это не означает, что аппарат стал менее прочным и защищенным. Так, в плане водонепроницаемости он не уступает . Тем не менее, есть по крайней мере одна вещь, к которой можно придраться – неглубокий и не слишком удобный выступ на корпусе, который не позволяет комфортно и безопасно удерживать камеру в руке долгое время. Вертикального же захвата вовсе не предусмотрено, так что перед покупкой проверьте, насколько удобно вам будет держать аппарат.

Nikon Df оснащен двухпозиционным селектором (авто/ручной) с маленькой кнопочкой сверху. Когда селектор установлен в положение AF, можно переключаться между режимами AF-S (одиночная съемка) и AF-C (непрерывная съемка), нажимая эту кнопочку и прокручивая заднее колесико управления. Выбор доступных режимов автофокуса осуществляется, напротив, с помощью переднего колесика управления; с его же помощью можно выбрать количество точек (9, 21, 51). Настройки отображаются в видоискателе и на ЖК-экране. До тех пор, пока вы не установите в «режимах выбора зоны АФ » значение auto, вы сможете изменять активную точку автофокуса с помощью восьмипозиционного контроллера.

На передней панели можно обнаружить клавишу , рычажок включения вспышки, клавишу «Preview » для предпросмотра того, как заданные значения выдержки, апертуры и светочувствительности влияют на экспозицию и настраиваемую кнопку Fn, которая по умолчанию выполняет функцию переключения между режимами FXи DX. И, наконец, здесь же находится стандартное колесико регулировки выбранных настроек, которое расположено очень странно – вертикально, а не горизонтально, как обычно.

Главными «творческими » элементами в конструкции Nikon Df являются пять механических дисков, расположенных на верхней панели аппарата. Если смотреть на камеру сзади, то их порядок (слева направо) будет следующим: с левого края находятся диски выбора светочувствительности (L1-H4) и компенсации экспозиции (+-3EV), причем последний расположен прямо над первым. В центре диска экспокомпенсации есть фиксатор, тогда как «замок » для фиксации значения ISO находится немного в стороне. Что касается удобства всей конструкции, то верхний диск можно с легкостью прокручивать, удерживая аппарат одной рукой, но с нижним диском это будет очень затруднительно.

Тем не менее с некоторыми неудобствами в плане регулировки можно мириться, так как Nikon по-прежнему предлагает функцию интеллектуального контроля светочувствительности. В режиме auto ISO камера автоматически определяет минимальное значение выдержки на основе фокусного диапазона используемого объектива. Это означает, что аппарат сам повышает значение светочувствительности, если выдержка падает ниже отметки 1/200 секунды при использовании 200-миллиметрового объектива, но если используется объектив 50 мм, то светочувствительность остается неизменной вплоть до значения выдержки 1/50 секунды.

По другую сторону «горячего башмака» для вспышки находится диск регулировки выдержки, расположенный над переключателем режимов спуска затвора. В центре диска, опять же, есть фиксатор, которым довольно удобно пользоваться одной рукой. Предлагаются значения выдержки от 1/4000 до 4 секунд, а также дополнительные значения B, T и X. Для тех, кому нужен более точный контроль с помощью колесика прокрутки, есть опция 1/3 шага. Интересный момент, на который стоит обратить снимание: в режиме приоритета диафрагмы диск переключения выдержки становится абсолютно бесполезным.

Под диском регулировки выдержки находится переключатель режимов спуска затвора. Здесь предлагаются следующие опции: одиночная съемка, серийная съемка (медленная), серийная съемка (скоростная, 5.5 кадров в секунду, что на 0.5 кадра меньше, чем у D610), тихая съемка (зеркало переворачивается с хлопком только тогда, когда нажата клавиша спуска затвора), тихая серийная съемка (3 кадра в секунду), таймер и фиксированное зеркало. Последний режим может пригодиться только в том случае, если вы приобретете опционное дистанционное устройство для спуска затвора MC-DC2. Для тех, у кого такого устройства под рукой нет, Nikon Df предлагает альтернативный режим «отсрочка экспозиции », в котором зеркало поднимается при нажатии клавиши спуска затвора, а экспонирование происходит с задержкой в одну, две или три секунды (в зависимости от того, что вы установили в Custom Function d10).

Завершает набор механических элементов управления диск переключения режимов съемки, расположенный на правом краю верхней панели. Набор опций здесь очень невелик: только стандартный набор PASM без всяких «сцен», автоматических и пользовательских режимов. Этот диск неподвижен: чтобы изменить режим, его надо вытащить рукой вверх, прокрутить и снова «утопить». Делать это, глядя в видоискатель, не очень удобно, особенно в перчатках.

Nikon Df оснащен довольно маленькой клавишей спуска затвора с резьбой в центре для крепления стандартного спускового тросика. Сама клавиша окружена дисковым переключателем для включения/выключения камеры, из-за чего найти ее на ощупь еще сложнее. И, наконец, последний элемент на верхней панели аппарата – это крошечный монохромный дисплей, наверное, самый маленький из тех, что нам доводилось видеть на зеркалках. У него есть собственная крошечная клавиша для включения и выключения подсветки. Из-за миниатюрных размеров многие, скорее всего, вообще не станут пользоваться дисплеем.

Видоискатель Nikon Df с функцией 0.7-кратного масштабирования (при использовании объектива 50 мм, сфокусированного на бесконечность), конечно, нельзя назвать особо крупным, однако, тем, кто раньше пользовался форматом APS-C, он может показаться огромным. Стопроцентный охват кадра является приятным бонусом и знаком того, что Nikon Df позиционируется как серьезный аппарат для серьезных фотографов. Камера оснащена 39-точечным модулем автофокуса, но, к счастью, все 39 точек не отображаются одновременно, благодаря чему он не кажется перегруженным. Расположение точек идентично таковому на D610, причем в центре они сгруппированы еще более тесно.

Как всегда в подобных случаях, индикаторы точек автофокуса меньше, чем на любых камерах среднего и высшего класса, за исключением D610, что означает, что активную точку фокусировки разглядеть сложно даже при включенной подсветке точек. Точек крестового типа здесь меньше, чем, скажем, у , аналогичного по стоимости (9 против 15), и расположены они в самом центре кадра.

Слева от дисплея на задней панели Nikon Df расположен вертикальный ряд из пяти клавиш – меню, баланс белого, качество, вспышка, info. Три центральные в режиме просмотра выполняют дополнительные функции: помощь/блокировка, Zoom-in (+), Zoom-out (-). Над этими пятью клавишами находятся кнопки Playback (просмотр) и Delete (удаление). Правее видоискателя сверху находятся кнопки AE-L/AF-L и AF-ON, а также заднее колесико управления, а чуть ниже – переключатель режимов экспозамера.

Режим LiveView на Nikon Df реализован обычно – с помощью 3.2-дюймового ЖК-экрана. Он обладает точно таким же разрешением 921,000 точек, как и на Nikon D800/E и D610. Между стеклом и дисплеем есть гелевая каучуковая прослойка, которая предотвращает запотевание при резких перепадах температуры. Также есть датчик освещенности для автоматической настройки яркости, контрастности и насыщенности дисплея в зависимости от уровня окружающего света. На практике экран может похвастаться прекрасными углами обзора, но видимость при ярком солнечном свете оставляет желать лучшего.

Поскольку функции видеозаписи на Nikon Df нет, вместо клавиши «видео» мы видим отдельную кнопку LiveView. Функция LiveView реализована так же, как и на других зеркалках Nikon– на экране появляется красный прямоугольник, который можно поместить в ту часть кадра, на которой требуется сфокусироваться. Автофокус в режиме LiveView работает достаточно шустро для зеркальной камеры, но с последними моделями компактных камер скорость в сравнение не идет. И, наконец, стоит отметить, что в режиме LiveView можно менять настройки апертуры объектива так же, как на D800/E.
В отличие от большинства зеркальных аппаратов Nikon (за исключением профессиональных моделей D1-D4), у Nikon Df отсутствует выдвижная вспышка. Вместо нее предлагается стандартный «горячий башмак» для подключения внешней вспышки. Аппарат неоднократно подвергался критике за время выдержки X-sync 1/200 секунды. С одной стороны, это действительно шаг назад по сравнению с 1/250 секунды у D7100 и D800/E, с другой – то же самое предлагает немного устаревший, но все еще актуальный Canon EOS 5D Mark III. В режиме приоритета вспышки большинство вспышек Nikon могут использоваться при любой выдержке вплоть до 1/4000 секунды, но это, конечно, требует больших затрат энергии.

Nikon Df унаследовал ряд интересных функций от предыдущих полнокадровых зеркалок Nikon. Например, от D800/E ему достался двуосный виртуальный горизонт, что по достоинству оценят фотографы, специализирующиеся на . Также стоит отметить, что подобно D800/E, D7100 и прочим аппаратам среднего класса, Df может автоматически фокусироваться с любыми AF объективами, включая те, на которых отсутствует SWM и обеспечивает матричный экспозамер с любыми AI объективами, включая те, у которых нет CPU. Также примечательно, что объективы F-mount 1959-1977 годов выпуска можно прикрутить к аппарату, даже если они не были профессионально конвертированы в AI.

На левой боковой панели (если смотреть сзади) можно увидеть три твердые прорезиненные заглушки, заслуживающие одобрения – если открыть заглушку, она не закроется самопроизвольно. Между заглушками расположились коммуникационные порты - USB 2.0 (USB 3.0, к сожалению, отсутствует), mini HDMI и вход для подключения опционных устройств MC-DC2 и GP-1 GPS. Также камера совместима с беспроводным мобильным адаптером WU-1b. Питание осуществляет литиево-ионный аккумулятор EN-EL14a, рассчитанный, по заявлению производителя, на 1400 снимков.

Nikon DF оснащен одним слотом для карты памяти SD, который расположен довольно неудобно – в том же отсеке, что и аккумулятор. Радует то, что два отсека запираются отдельно друг от друга и то, что открыть их можно, когда камера установлена на штативе.

Качество изображения

Все тестовые изображения в этом обзоре были сняты при разрешении 16 Мп в формате Fine JPEG, что дает средний размер изображения около 7 Мб. Картинки кликабельны.

1/60 sec f/1.4 | 58mm | ISO 640

1/60 sec f/1.4 | 58mm | ISO 180

1/100 sec f/16 | 58mm | ISO 2800

1/100 sec f/8 | 50mm | ISO 200

1/100 sec f/1.8 | 50mm | ISO 250

Шум

Базовая светочувствительность Nikon Df составляет 100 единиц ISO. «Родной» диапазон светочувствительности охватывает значения от ISO 100 до 12,800. Также доступны расширенные значения ISO 25,600 (H1.0); ISO 51,200 (H2.0); ISO 102,400 (H3.0) и ISO 204,800 (H4.0). Дополнительно можно выбрать настройку ISO 50 (L1.0), если окружающий свет очень яркий, а вы не хотите затемнять линзу диафрагмой.

Резкость

JPEG-изображения «из камеры» кажутся чуть менее резкими, чем аналогичные изображения, конвертированные из RAW. Зачастую они заметно выигрывают от искусственного усиления резкости в программе вроде . Как вариант, можно попытаться подогнать настройки резкости в фотоаппарате по своему вкусу. Ниже показаны две пары вырезок из снимков в 100-процентном масштабе – изображения справа были подвергнуты пост-обработке для усиления резкости.

Nikon Df предлагает настройки качества файлов Fine, Normal и Basic для JPEG изображений. Плюс к этому фотографии можно сохранять в формате NEF, который является разновидностью RAW у Nikon. NEF-изображения могут быть 12-битными и 14-битными. В принципе, никакой разницы между ними невооруженным глазом вы не заметите. Однако для пост-обработки в Photoshop 14-битные файлы подходят лучше. Ниже, опять же, для примера представлены вырезки из фотографий, позволяющие оценить качество каждой настройки.

Активный D-Lighting (ADL)

D-lighting – это фирменный инструмент Nikon для оптимизации динамического диапазона. Он предназначен для того, чтобы JPEG-изображения получали максимальный динамический диапазон, который способна обеспечить матрица фотоаппарата. Активный D-lighting срабатывает «на лету», то есть, до того, как встроенный в камеру процессор конвертирует RAW в JPEG. Доступные режимы работы - Off, Low, Normal, High, Extra High 1 и Extra High 2.

HDR-съемка

Nikon Df «умеет» делать два последовательных снимка с разной экспозицией, а затем объединять их в одно изображение с высоким динамическим диапазоном. И хотя Nikon рекомендует всегда использовать штатив для съемки в , благодаря своей скорострельности, Nikon Df позволяет получить хорошие результаты и без штатива. Шаг экспозиции может быть 1, 2 или 3EV; также можно выбрать один из трех уровней сглаживания. Обратите внимание, что данная функция доступна только при съемке в JPEG.

HDR-съемка

Система Picture Controls на Nikon – это примерный аналог системы Picture Styles на Canon и представляет собой предустановленные комбинации резкости, контрастности, яркости, насыщенности и цветности. Nikon Df предлагает шесть таких комбинаций, которые уже были представлены на : стандарт, нейтральный, живой цвет, монохромный, портрет и пейзаж. Все настройки можно скорректировать на свое усмотрение и сохранить.

Система режимов управления снимками Picture Control

Виньетирование

Виньетирование – это неизбежный факт для любых FX-камер, с которым приходится мириться. Однако это не означает, что у всех фотографий будут абсолютно черные углы. Функция Vignette Control у Nikon позволяет ослабить уровень затенения углов. Так же, как и D4, Nikon Df предлагает три уровня контроля виньетирования - Low, Normal и High. Конечно, при желании эту функцию можно отключить. Как видно на примерах снимков, сделанных объективом AF-S 50mm f/1.8G со светосилой f/1.8, функция действительно работает.

Виньетирование

Ночная съемка

Nikon Df позволяет увеличивать время выдержки до 4 секунд, а также предлагает режимы Bulb и Time, которые позволяют устанавливать практически любую выдержку. Это, безусловно, порадует фотографов, которые всерьез увлекаются ночной съемкой. Есть опционная функция подавления шумов при длинной выдержке, но в принципе до значения выдержки 30 секунд при апертуре f/16 и ISO 200 можно прекрасно обойтись и без нее. Образец качества ночной съемки – на образцах ниже.

Ночная съемка

Спецификации Nikon Df

Тип : однообъективная зеркальная цифровая камера.
Байонет : Nikon F (с сопряжением АФ и контактами АФ).
Эффективный угол зрения : формат FX Nikon.
Количество эффективных пикселей : 16.2 млн.
Матрица : 36.0 x 23.9 мм, CMOS.
Общее количество пикселей : 16.6 млн.
Система очистки от пыли : функция очистки матрицы.
Размер изображений в пикселях : область изображения FX (36 x 24): 4928 x 3280 (L), 3696 x 2456 (M), 2464 x 1640 (S). Область изображения DX (24 x 16): 3200 x 2128 (L), 2400 x 1592 (M), 1600 x 1064 (S).
Хранение – форматы файлов : NEF (RAW): 12- или 14-битный (сжатие без потерь, обычное сжатие или без сжатия). TIFF (RGB). JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG; уровни сжатия с высоким качеством (ок. 1: 4), с нормальным качеством (ок. 1: 8) или с базовым качеством (ок. 1: 16) (приоритет размера), функция сжатия «Оптимальное качество». NEF (RAW) + JPEG: одна фотография, записанная в обоих форматах (NEF (RAW) и JPEG).
Система Picture Control : комплекты настроек: стандартный, нейтральный, насыщенный, монохромный, портрет, пейзаж. Выбранные настройки Picture Control можно модифицировать и сохранять.
Память : карты памяти SD (Secure Digital) иUHS-I-совместимые SDHC и SDXC.
Файловая система : форматы DCF (Design Rule for Camera File System) 2.0, DPOF (Digital Print Order Format), Exif (формат файлов для цифровых фотокамер) 2.3, PictBridge.
Видоискатель : пентапризма, прямой.
Охват кадра : FX (36 x 24): примерно 100% по горизонтали и 100% по вертикали. DX (24 x 16): примерно 97% по горизонтали и 97% по вертикали.
Масшабирование : примерно 0.7-кратное (объектив 50 мм f/1.4 с фокусом на бесконечность, -1.0 м -1).
Точка фокуса видоискателя : 15 мм (–1,0 м–1; от центральной поверхности линзы окуляра видоискателя).
Настройка диоптрий : -3 - +1 м -1.
Фокусировочный экран : Матовый экран типа В BriteView VIII с фокусировочными рамками зоны АФ (возможно отображение сетки кадрирования).
Зеркало : быстрый возврат.
Предпросмотр глубины резкости : нажатием клавиши Pv задается значение диафрагмы объектива, выбранное пользователем (режимы экспозиции А и М) или камерой (режимы экспозиции P и S).
Диафрагма объектива : возвратного типа, электронное управление.
Совместимые объективы : аппарат совместим со всеми объективами AF NIKKOR, включая типы G, E и D (некоторые ограничения касаются объективов PC) и объективами DX (область изображения DX 24 x 16, 1.5x), а также с объективами AI-P NIKKOR, в том числе без CPU. Не совместим с объективами IX NIKKOR для F3AF.
Тип затвора : с электронным управлением, вертикальным ходом.
Выдержка : 1/4000 - 4 сек, шаг 1 EV (1/4000 - 30 сек. шаг 1/3 EV при использовании главного диска управления), X200 (при использовании только диска выбора выдержки), ручная выдержка, непрерывная выдержка.
Синхронизация вспышки : X=1/200 с; синхронизация с затвором при выдержке не менее 1/250 сек.
Режимы спуска затвора : одиночный кадр, серийная съемка с низкой скоростью, серийная съемка с высокой скоростью, бесшумная съемка, таймер, подъем зеркала.
Скорость серийной съемки : 1 - 5 к/с (низкоскоростной режим) или 5.5 к/с (высокоскоростной режим).
Таймер (автоспуск) : 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; 1 - 9 экспозиций с интервалами 0.5, 1, 2 или 3 с.
Экспозамер : TTL, 2016-пиксельный датчик RGB.
Методы экспозамера : точечный, центровзвешенный, матричный.
Диапазон (100 единиц ISO, объектив f/1,4, 20 °C) : матричный или центровзвешенный замер экспозиции: от 0 до 20 EV. Точечный замер: от 2 до 20 EV.
Сопряжение с экспонометром : комбинированное с микропроцессором и AI (убираемый рычаг сопряжения замера).
Режимы съемки : программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной.
Компенсация экспозиции : -3 - +3EV с шагом 1/3 EV.
Брекетинг экспозиции
Брекетинг вспышки : 2 - 5 кадров с шагом 1/3, 2/3, 1, 2, или 3 EV.
Брекетинг баланса белого : 2 - 3 кадров с шагом 1, 2, or 3.
Брекетинг активного D-Lighting : 2 кадра с использованием выбранного значения для одного кадра или 3–5 кадров с использованием предустановленных значений для всех кадров.
Блокировка экспозиции : с помощью кнопки AE-L/AF-L.
Диапазон светочувствительности : ISO 100 - 12800 с шагом 1/3 EV.
Активный D-Lighting : представлены значения «авто», «сверхвысокий», «высокий», «нормальный», «умеренный», «выкл».
Автофокус : датчик Nikon Multi-CAM 4800, 39 точек, включая 9 точек перекрестного типа.
Диапазон срабатывания : От –1 до +19 EV (100 единиц ISO при 20 °C).
Режимы фокусировки : покадровая следящая (AF-S); непрерывная следящая (AF-C); прогнозирующая следящая фокусировка (включается автоматически в соответствии с состоянием объекта). Ручная фокусировка (M) : возможность использования электронного дальномера.
Точка фокусировки : возможность выбора из 39 или 11 точек.
Режим зоны автофокуса : 1-точечная; 9-, 21- или 39-точечная динамическая, 3D-слежение, автоматический выбор зоны.
Управление вспышкой : TTL: управление вспышкой i-TTL с помощью 2016-пиксельного датчика RGB, доступно со вспышками SB-910, SB-900, SB-800, SB-700, SB-600, SB-400 или SB-300; сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер используется при матричном и центровзвешенном замере экспозиции, стандартная вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер - при точечном замере.
Коррекция вспышки : –3 - +1 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV.
Горячий башмак : стандарт ISO 518, контакты для синхронизации и передачи данных, есть фиксатор.
Баланс белого : авто (2 варианта), лампы накаливания, лампы дневного света (7 вариантов), прямой солнечный свет, вспышка, облачно, тень, ручная настройка (возможность хранения до 4 значений, в режиме live view можно измерить точечный баланс белого), выбор цветовой температуры (в диапазоне от 2500 до 10 000 К); тонкая настройка доступна для всех значений.
Дисплей : ЖК, TFT из низкотемпературного поликристаллического кремния, с диагональю 3.2 дюйма, разрешением 921 тыс. точек (VGA), углом обзора 170°, почти стопроцентным покрытием кадра и регулировкой яркости.
Просмотр : Полнокадровый просмотр и просмотр уменьшенных изображений (4, 9 или 72 изображения или в календарном формате) с увеличением при просмотре, показ слайдов, отображение гистограммы, засветки, информация о снимке, отображение данных о местоположении и автоматический поворот изображения.
USB : высокоскоростной.
HDMI-выход : Mini-HDMI (тип С);
Опционные устройства для дистанционного управления : контроллеры WR-R10 и WR-1, кабель MC-DC2, устройство GPS GP-1/GP-1A.
Аккумулятор : EN-EL14a, литиево-ионный.
Гнездо для штатива : диаметр ¼ дюйма.
Габариты : 143,5 x 110 x 66,5 мм.
Вес : 765 г. с батареей и картой памяти.
Температура эксплуатации : 0–40 °C; влажность не более 85%, без осадков.
Комплект поставки : Крышка башмака для принадлежностей BS-1, защитная крышка BF-1B, литиево-ионная аккумуляторная батарея EN-EL14a, зарядное устройство MH-24, крышка окуляра DK-26, ремень AN-DC9, USB-кабель UC-E6, шнурок для крышки окуляра, компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2.


Top