Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе. Современные инновационные технологии в школьном образовании

Современные инновационные технологии в школьном образовании

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Современные инновационные технологии в образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Инновационные образовательные технологии в современной школе.

«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».

А. Горячев.

Можно смело сказать, что пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования.

Позади остался век индустриализации, наступило время информатизации, а следовательно, увеличилась ценность образования. Но соответствует ли уровень знаний, который дает ребенку современная система образования, требованиям нового времени?

По сравнению с прошлым веком условия резко изменились. В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.

Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». Если в период «застоя» приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество» то в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д.

Переход от традиционного обучения к новым педагогическим технологиям должен осуществляется при помощи осмысления необходимого теоретического материала.

Таким образом, перед учителем встает проблема: как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, используя новые педагогические технологии?
Нужно отметить, что овладение новыми технологиями обучения требует от учителей внутренней готовности к серьезной работе по преобразованию самого себя. Каждый учитель знает, что чем разнообразнее формы и методы работы, применяемые на уроке, тем интереснее и эффективнее осуществляется образовательный процесс.

Основой проектной деятельности являются следующие умения:

самостоятельное применение знаний на практике;

ориентирование в информационном пространстве;

непрерывное самообразование;

наличие критического и творческого мышления;

способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

Этапы проектной деятельности.

1 этап . Продумывание темы проекта.

Для определения темы учитель выбирает ключевую научную идею в соответствии с программой своего учебного предмета.

2 этап . Выбор возрастной группы учащихся .

Определяется учителем, исходя из учебной темы .

3 этап. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Учитель формулирует, учитывая основополагающие вопросы учебной темы и вопросы, на которые должны дать ответ учащиеся.

4 этап. Формулирование дидактических целей проекта.

Это цели, которые ставит перед собой ученик и старается их достичь в ходе реализации проекта.

5 этап. Формулирование задач.

Выстраиваются механизмы достижения дидактических целей.

6 этап. Формулирование актуальной проблемы .

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (цели и темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.

7 этап. Выдвижение гипотез решения проблем.

Формулируются учащимися. Гипотезы выдвигаются как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

8 этап . Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек.

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может бать полный текст учебного исследования: научная статья; план исследования, тезисы, доклад, стендовые доклады (оформление наглядного материала, текста иллюстрации); реферат проблемного характера, компьютерные презентации. Главным элементом проектов являются выводы, к которым пришёл юный исследователь в процессе работы над темой.

9 этап . Обсуждение плана работы учащихся.

Ученики продумывают пути проведения своих исследований, намечают план действий.

10 этап. Обсуждение возможных источников информации.

Цель: задать направление поиска информации.

Исследовательская деятельность предполагает формирование библиотечно-поисковых навыков, умений ориентироваться в информационных потоках, приобретать знания при помощи Интернет-ресурсов и компьютерных технологий, проводить интервьюирование общественности. Это навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками и др.

11 этап. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Определение задания каждому в группе. Учитель консультирует, обходя группы, направляет ход обсуждений.

12 этап. Самостоятельная работа групп.

Распределение обязанностей между собой в группе.

Самостоятельная деятельность каждого участника проекта в соответствии с определённым временем.

Роль учителя: консультации, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.

13 этап. Подготовка презентаций по отчету о проделанной работе.

Цель: систематизировать полученные данные. Роль учителя: консультации, помощь.

14 этап. Защита проектов.

Каждой группе предоставляется время до 10 минут. Далее идёт обсуждение проблем, обозначенных в проекте.

При защите проектов использую различные формы дискуссий: круглый стол, форум, пресс-конференция, и тд.

Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;

осваиваются основы исследовательской деятельности; создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий); предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»); развивается способность к рефлексии.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Новый учитель для новой школы будет учить по-новому подготовлено по материалам программы Intel «Обучение для будущего»

Основная проблема Как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, используя новые педагогические технологии?

Психологическая основа системы полного усвоения Идеи американских ученых Дж. Кэрролла, Б.Блума и др. Подтверждена зависимость качества приобретаемых знаний не столько от способностей и от затраченного времени в классе, сколько от затраченного времени на самостоятельное освоение учебного материала.

Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение

Таксономия Б.Блума Система полного усвоения отражается в таксономии учебных целей и уровней познавательных способностей Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания

Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня Мышление высокого уровня

Пирамида – 3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому Использование Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить

Пирамида – 3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Синтез Соединение элементов по-новому создать, придумать дизайн, разработать, составить план Оценка Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Примеры заданий

Основы проектной деятельности: самостоятельное применение знаний на практике; ориентирование в информационном пространстве; непрерывное самообразование; наличие критического и творческого мышления; способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

Как же развивать мышление высокого уровня? Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

Вопросы Каждый тип вопроса предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Зная, что каждый тип вопроса задействует определенную сторону мышления, мы можем сознательно управлять своим мышлением.

Проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении; способствует интеллектуальному росту школьников; расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности; даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Итак, новый учитель для новой школы будет учить по-новому Задавая вопросы, развивать мышление высокого уровня. Активизируя учебную деятельность учащихся, формировать компетенции, необходимые человеку в 21 веке. Осваивая и применяя ИКТ на уроке, готовить учащихся к деятельности в информационной образовательной и профессиональной среде.


Современные инновационные технологии в школе

Стремительное развитие информационной культуры привело к тому, что современный человек начинает освоение компьютера с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и в начальной школе, на сегодняшний день является объективным и естественным процессом, а актуальность данной проблемы не вызывает сомнения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехника, Интернет.

Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в глобальной сети Интернет.

Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных систем. Жизнь ставит перед образовательным учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по - старому, без разработки и внедрения каких - либо новшеств. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Главная задача современного педагога - это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Я глубоко убеждена, что в детях творить личность нужно с первых дней. Личность ребенка рождается только в процессе самопознания, самооценки и самокритики. Каждый ребенок - это особый мир. И каждый нуждается в совершенствовании и развитии.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Применительно к педагогическому процессу инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося. С внедрением в педагогический процесс инновационных технологий педагог осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя, выступает в роли автора, разработчика, исследователя. В современном российском обществе поток информации с каждым годом увеличивается. Именно поэтому, необходимо построить образовательный процесс так, чтобы заинтересовать учащегося трудной, но и интересной «дорогой» познания. Показать ему направление пути, потом вооружить всеми необходимыми знаниями обеспечивающих школьника умением учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Использование педагогами в своей работе современных образовательных технологий («Школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганова; «школа развивающего обучения» В. В. Давыдова; «школа самоопределения» А. Н. Тубельского; «Одаренный ребенок» Н. Б. Шумакова) дает хорошие результаты. Организация учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала . Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в младших классах. Раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка.

В 1 классе применение Интернет-технологий сводится к использованию развивающих флеш-игр, онлайн-раскрасок, прохождению интерактивных тестов, просмотру видеороликов, прослушиванию аудиофайлов. В процессе работы с Интернет-ресурсами, дети не только выполняют учебные задачи, но и развивают технические навыки работы с компьютером, учатся ориентироваться в глобальной сети. Пользование Интернетом проходит под руководством педагога или родителей.

В своей инновационной работе я использую ГлобалЛаб — это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. ГлобалЛаб - это и проект, и обучающая среда, основанная на использовании новых технологий, прежде всего Интернет. Сегодня «Глобальная школьная лаборатория» — это обучающая площадка поддержки преподавания любого естественно-научного курса: "Окружающий мир", "Естествознание", "Природоведение", "Биология", "География".

Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание. Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам — гуманитарным, естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки. Проекты курса соответствуют проектным заданиям в учебнике «Окружающий мир» по темам «Разнообразие природы нашего края», «Музей путешествий», «Экономика родного края», «Кто нас защищает», «Всемирное наследие в России», «Охрана природы в нашем крае», «Имя на глобусе», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов», «Наш край (город, посёлок) в годы Великой Отечественной войны» и другие.

Школьники смогут найти ответы вопросы: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», Какие памятники архитектуры и природные объекты относятся к Всемирному наследию? Как охраняют природу в моём крае? Мой вклад в охрану природы? Какие объекты на карте мира названы именами открывших их людей? Что могут рассказать о Великой Отечественной войне ветераны? Ответы на эти вопросы можно получить не только из книг и учебников, но и в ходе собственных исследований и при знакомстве с исследованиями других школьников.

Работая с проектами в среде ГлобалЛаб, я получаю удобный инструмент для проведения занятий и ведения проектной деятельности в классе. Каждый проект - это маленькое исследование, которое не только позволяет ребёнку получить новые знания и выполнить домашнее задание, но и даёт возможность сделать свои собственные открытия.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Из опыта работы могу сделать вывод о том, что, применяя Интернет-технологии в начальной школе, необходимо:

Учитывать возрастные особенности младших школьников;

Использовать разнообразные виды информационных ресурсов;

Обучать детей правилам безопасного пользования Интернетом;

Осуществлять контроль безопасности детей в Интернет-пространстве;

Постепенно усложнять задачи использования учащимися Интернет-ресурсов;

Постоянно стремиться к повышению своего профессионального мастерства.

Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней. Все это даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Библиографический список

1. Л.В. Шмелькова «Проектирование инновационной деятельности» Курган, 2006г.-107 с.

2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009г

3. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. - Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4

Муниципальный семинар

«Системно- деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС»

Тема выступления:

« Инновационные педагогические технологии обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС»

Подготовила учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Левченко Елена Владимировна

Бутурлиновка, 2013 г.

Применение современных инновационных технологий в обучении- одна из наиболее важных тенденций образовательного процесса. В отечественном образовании в последние годы инновационные, в том числе интерактивные технологии стали все чаще использоваться при изучении большинства дисциплин.

Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:

Повышают эффективность и качество обучения;

Обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности;

Способствуют углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки. (слайд 1)

Педагогическая инновация - нововведение, преобразование в педагогической области, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями, исследованиями, проектами. (слайд 2)

В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли инструктора, наставника, консультанта, куратора, управленца, помощника. Ученик становится активным участником образовательного процесса, который может думать, мыслить, рассуждать, свободно высказываться. Реализация ФГОС не может осуществляться без четкого ответа на вопрос «как обучать?» Учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который во - первых, не разрушил бы личный практический опыт, во- вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Современные приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных педагогических технологий, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Что же такое педагогическая технология ? Это построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. (слайд 3)

Рассмотрим базовые технологии стандартов второго поколения, применяемые в образовательном учреждении. (слайд 4-5)

Информационно- коммуникационные

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Технология, основанная на реализации проектной деятельности

Технология, основанная на уровневой дифференциации

Здоровьесберегающая технология

Проблемно- диалогическое обучение

- «Портфолио»

Исследовательская деятельность

Технология дистанционного обучения

(слайд 6) Информационно- коммуникационные технологии в образовательной деятельности осуществляют информационную поддержку учебного процесса, создают открытое (но контролируемое пространство).Педагоги школы активно используют в учебной и неурочной деятельности, участвуют с обучающимися в конкурсах программы «Интел» - «Путь к успеху», подготавливая презентации. Эта технология способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, позволяет ребенку с интересом учиться.

(слайд 7) Уровневая дифференциация

Это дифференциация требований к уровню освоения базового и повышенных уровней. При этой технологии соблюдаются принципы: открытость системы требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми обучающимися и добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами подвижного состава.

(слайд 8) Обучение на основе «учебных ситуаций».

Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

(слайд 9) Здоровьесберегающая технология

Основная задача – охрана физического, психического, духовного, социального здоровья. В нашей школе педагоги используют технологию В.Ф.Базарного, включающую:

Массажные коврики для кровообращения стоп и профилактике плоскостопия;

Зрительно- двигательные траектории (офтальмотренажеры), снимающие зрительное напряжение;

Планируется использование конторок – режим смены динамических поз.

Регулярно проводится утренняя гимнастика.

(сдайд 10) Проектная деятельность

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть результат, формирует адекватную самооценку.

Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы познания окружающего мира. В этом направлении в школе организована работа кружков: «Путь к успеху», «Я исследую мир».

(слайд 11) «Портфолио»

Это способ фиксирования накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определенный период обучения. Обучающиеся демонстрируют свои достижения в различных областях: учебной, творческой, социальной.

(слайд 12) Проблемно - диалогическое обучение

Важно на уроке открытия новых знаний пройти 2 этапа: 1 – постановка проблемы (этап формирования нового знания), 2 – поиск решения (формулирование темы урока или вопроса для исследования)

(слайд 13) Исследовательская деятельность

Суть технологии заключается в совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения у обучающихся.

Учитель должен четко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

(слайд 14) Технология дистанционного обучения

Суть состоит в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, он- лайн и оф-лайн связей. Проходит в форме работы с одаренными детьми (участие в дистанционных олимпиадах, интернет – викторинах). Педагоги школы активно участвуют в вебинарах, научно – практических конференциях, обсуждая актуальные вопросы обучения и воспитания.

Современные инновационные технологии в школьном образовании

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности , который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику . Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса : сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса .

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы .

Современные инновационные технологии в образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

Б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. П роявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4 . Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.



Top